Сегодня 11 ноября, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Dmitriy Konstantinov
Dmitriy Konstantinov
Голосов: 2
Адрес блога: http://d-konstantinov.livejournal.com/
Добавлен: 2007-11-29 11:27:37 блограйдером Lurk
 

Фотографии охоты

2014-04-06 10:54:46 (читать в оригинале)



«Русский охотничий журнал» заказал мне статью на тему: что же такое «охотничья фотография». Сел я ее писать и надолго завис перед пустым экраном пытаясь сформулировать ее название.
«Фотография охоты» = фотка на которой изображена сцена охоты в количестве 1 штука. Не годится…
«Фотоохота» = фотоанималистика, вместо ружья фотоаппарат. Не годится…
«Охотничья фотография», по аналогии с «медицинская фотография» – это некое сугубо практическое направление фотографии используемой для организации охоты. Вероятно, это словосочетание может описывать фотографии получаемые посредством фотоловушек.
Так что пришлось назвать статью так, как вы видите.

Тут я публикую интернет-версию статьи, более полную, чем журнальная.

Как бывший зоолог и промысловый охотник хочу сообщить следующее: если в ближайшее время цивилизация не рухнет, то дикая фауна хоть в какой-то мере сохранится именно благодаря охоте, а никак не в результате деятельности природоохранных организаций и защитников природы (хотя и от них есть несомненная польза). Таковы реалии современной жизни и закрывать на это глаза попросту глупо. Так что надо охоту всячески поддерживать и популяризировать, в том числе и посредством фотографии. Ограничивать тоже надо, но в меру. Это тема отдельного разговора и тут мы на ней задерживаться не будем.

Поскольку никаких основополагающих статей на тему фотографии охоты мне обнаружить не удалось, нужно определиться с тем, что бы мы под этим понятием подразумеваем. Перечислю основные направления этого жанра.

1. Трофейная фотография. Я не случайно поставил ее на первое место. Трофейная фотография – второй или даже первый по значимости результат охоты. Добычу съели, фотка осталась. И фотка эта зафиксировала эмоционально важный момент жизни охотника. Все люди в той или иной степени склонны к самолюбованию и самоутверждению. Снимки с трофеями всегда будут значимы для их обладателей и закрывать глаза на это явление глупо и бессмысленно. Обращать внимание на вопли и писки «защитников природы» не имеет смысла. Если человек не имеет генетической склонности к добыче естественной для нашего вида жратвы, он психически ущербен и хорошо бы подобных людей до размножения не допускать, дабы не способствовать распространению этой странной мутации. Трофейная фотография не так проста, как кажется. Большинство снимков сторонним зрителям не интересна, т.к. представляет собой клише на котором меняются только звери и лица охотников. Но есть исключения. Если картинка художественна, она интересна вне зависимости от качества трофея и наоборот, если фотография протокольная, никакой размер рогов, когтей и клыков ее не спасет. Также хочу отметить, что красивость в трофейной фотографии, часто превращается в псевдо-красивость, что делает снимок надуманным и лишает его "историчности". Ниже примеры фотографий, которые кажутся мне интересными и достойными подражания:

2. Охотничий натюрморт. Эстетичная композиция из нескольких предметов имеющих отношение к охоте. Наличие дичи не является обязательным. Предметы в натюрморте могут содержать скрытую аллегорию. Тема хорошо проработана живописцами (В. ван Эльст, Я. Веникс, Я. Фейт, Ж.-Б. Шарден, Ж.-Б. Удри, А.Ф. Депорт, А. Каув, Э.-Ж. Дефо, Х. Рикерс, Ф. Базиль, Ю. Клевер, В. Нестеренко).

3. Постановочная портретная фотография. Снимки из серии «мы с друганами на охоте», все приняли мужественные позы и увековечились. К сожалению, более чем столетние наработки профессиональных фотографов снимавших в этом жанре не востребованы фотолюбителями.


4. Жанровая фотография. Не постановочные снимки сделанные в процессе охоты , на которых присутствует один или несколько охотников. В творческом плане это самое интересное направление. Именно посредством жанровой фотографии мы можем рассказать об эмоциональной составляющей охоты.


5. Охотничьи породы собак в действии.


6. Рекламная фотография. Чаще всего постановочные снимки, используемые для продвижения товаров и услуг в области охоты и охотничьего хозяйства. Иногда неотличимы от жанровых.

Фотоанималистика (фотосъемка охотничьих и не охотничьих видов животных в естественной среде обитания). Это направление совершенно самостоятельное и никакого отношения к охоте не имеет. При этом фотографии этой тематики могут использоваться в качестве иллюстративного материала в охотничьей литературе и рекламе снаряжения.
Противопоставление фотографий охоты и фотоанималистики бессмысленно. Первое о таком направлении человеческой деятельности, как охота; второе о красоте природы. Все рассуждения о том, что фотографии охоты и охота вообще – это зло, а фотоанималистика – это добро по сути спекуляция и демагогия. Фотографы анималисты такие же эффективные убийцы, как и охотники, просто не столь явные. Почти все фотографии медведей делаются под прикрытием людей с оружием. Если медведь кидается на фотографа, его убивают. И это не редкость. Шастающий по лугам, поймам и лесам фотограф неизбежно вытаптывает гнезда наземно гнездящихся птиц (в средней полосе России, это, в основном, различные виды пеночек, курообразные и кулики). Фотосъемка птиц на гнездах ведет к тому, что гнезда мелких птиц демаскируются близким присутствием человека и впоследствии выедаются хищниками, гнезда хищных птиц при вспугивании родителей становятся доступны врановым.

Потратив несколько дней на изучение темы, я не обнаружил в нашей стране ни одного фотографа специализирующегося на фотографии охоты. Судя по всему, конкуренция в области производства охотничьего снаряжения и представления услуг еще не достигла такого уровня, когда требуются специалисты этого профиля. Хотя уже встречаются объявления типа: «можно заказать фотосессию незабываемой охоты с профессиональными фотографами» без имен и ссылок на портфолио. За 20 лет занятия профессиональной фотографией я один раз снимал рекламу автоматических кормушек для копытных и пару раз делал рекламу для охотбаз (интерьеры, ландшафты угодий). С охотничьими журналами не сотрудничал ни разу, т.к. они не в состоянии адекватно оплачивать работу фотографа. За рубежом фотографы специализирующиеся на фотосъемке охоты есть, но их единицы, живут за счет постоянного сотрудничества с крупными охотничьими журналами и производителями снаряжения; издан ряд интересных фотоальбомов.

Фотосъемка охоты с одной стороны имеет свою специфику, с другой не отличается от съемки каких-то иных направлений человеческой деятельности. Попробую кратко описать методологию и некоторые приемы позволяющие делать снимки отвечающие современным требованиям.

• Практически невозможно заниматься охотой и фотосъемкой охоты одновременно. Фотографу мешает ружье, охотнику фотоаппарат. При перемещениях в пространстве охотник и фотограф преследуют разные цели. Для фотографа, дичь – это охотник. Охотник занимается непосредственно охотой относительно немного времени. Фотограф начинает работать с того момента, как проснулся и заканчивает только, когда свалился от усталости.

• Фотографировать охоту возможно только в том случае, когда охотники готовы вам содействовать. Все снимки в той или иной мере постановочны, т.к. на поведение всех участников съемочного процесса в той или иной степени влияет наличие фотографа.

• Фотографируя охоту нужно четко понимать, зачем вы это делаете и что хотите получить в итоге. Фотографии для участников охоты делать довольно легко. Фактически это событийный репортаж для семейных или клубных альбомов. Сторонним зрителям такие фотографии, как правило не интересны.
К фотографиям для широкой аудитории (фотоконкурсы, профессиональные форумы, реклама, социальные сети и т.п.) предъявляются довольно жесткие требования. Взгляд современного человека крайне «замылен» неизбежным ежедневным просмотром больших массивов весьма качественно сделанных картинок. Не интересные фотографии мозг современного человека автоматически фильтрует. Ваши снимки в этом ежедневном визуальном ряду зрителя должны выглядеть «выпукло».

• Любая фотография содержит в себе информацию о ее авторе. В снимках отражается ваше детство, родители, книги которые вы читали, фильмы которые произвели на вас впечатление… Хорошие фотографы «вкладываются» в фотографии весьма полно. Непонятно почему, но плохие стихи или рассказы люди публиковать стесняются, а плохие фотографии обнародуют запросто. Это находится за пределами моего понимания. Хочу обратить ваше внимание на то, что часть потребителей вашего творчества глядя на снимки делает выводы о том, что вы за человек.

• Фотография – это не живопись. Фотография ближе к работе по камню. Есть гигантская глыба реальности. Из нее посредством фотоаппарата выкалывается множество кусков. Большая часть идет в отвал, а с одним, наиболее подходящим работают дальше. Кнопка «Delete» - лучший друг современного фотографа, а Фотошоп - его ящик с резцами и красками. Не пренебрегайте постобработкой. Двадцать лет назад мы и мечтать не могли о тех возможностях, которые дает нам цифровая обработка изображений.

Что делает снимок интересным?
Новизна. Что бы снять что-то новое или по новому нужно хорошо представлять, что уже сделано. Смотрите чужие фотографии, запоминайте ракурсы, приемы и свет. Учитесь думать о том, почему тот или иной снимок вам нравится или не нравится. Это развивает те зоны мозга, которыми вы фотографируете.
Секс. Если зритель подсознательно хочет переспать с человеком изображенным на снимке, это уже не плохо. Есть вероятность, что снимок запомнится. Если с собакой – то вам удалось снять шедевр.
Прикол. Оригинальность. Что это может быть? Да что угодно. Фингал, расстегнутая ширинка, драная одежда, не типичное лицо, не типичное местоположение, странная (но фотогеничная) поза, непривычный масштаб предметов, ассоциация с фильмом (обычно эксплуатируется фильм «Хищник»).
Динамика. Она может быть явной или скрытой. С явной, все понятно, это остановленное затвором фотоаппарата движение. Поскольку отдельных фаз любого движения очень много и большая часть из них не фотогенична, для получения качественного изображения требуется снимать много дублей и осуществлять безжалостный отбор. Скрытая динамика присутствует в некоторых статичных позах предшествующих движению, выражениях человеческих лиц, собачьих морд и глаз. Если на фотографии нет даже намека на движение, зритель должен ощущать хотя бы течение времени. Посмотрите на старинные фотографии. Даже самые банальные из них интересны, поскольку глядя на них мы проваливаемся в прошлое.
Драматизм. Подчеркивается через сюжет (преодоление различных трудностей), выражения лиц, кровь, позы, ракурсы, раскраску лиц (отсыл к теме воинственных индейцев) и т.п.
Объем. Фотографии лишенные перспективы, часто менее интересны, чем «объемные». Перспектива подчеркивается наличием набора планов (передний, средний, задний). Построению кадра нужно учиться. Это знание само по себе в голове не появляется. Наметили сюжет, сразу следует подумать, как выстроить перспективу. Вначале требуется себя заставлять, со временем процесс начинает контролироваться подсознательно. Регулярный анализ чужих фотографий заметно ускоряет процесс обучения. Даже опытные фотографы часто настолько сильно концентрируются на персонаже, что перестают видеть фон. А фон часто занимает большую часть кадра. Фотография – это прямоугольник целиком, а не только человечек или собачка.
Загадка, недосказанность. Фантазия человека намного богаче реальности. Оставляйте для нее место. То, что зритель способен напридумывать глядя на не резкий или смазанный снимок, часто намного интереснее того, что вы можете ему показать идеально резкой картинкой. Фотография – это хайку, а не полицейский протокол и не акт судмедэкспертизы. Фотография на которой изображен охотник стреляющий в кабана всегда будет менее интересной, чем фотография с охотником стреляющем в нечто таинственное.
Лаконизм. Учитесь кадрировать. Все что не улучшает картинку должно быть исключено из кадра при съемке или постобработке.
История. Посредством фотографии можно рассказать любую историю и передать любые ощущения. Вопрос в том, есть ли вам что рассказать. Можно снять картинку про то, как вы с Петровичем охотились на утей, а можно про запах талого снега, вкус оленьей крови или судьбу человека.
Цвет и свет. Некоторые фотографии построены только на цвете и этого бывает достаточно. Некоторые фотографии интересны исключительно за счет света. С цветом и светом нужно уметь работать, а для того что бы научиться с ними работать, их нужно уметь видеть. Знание облечено в слова. Пока вы не научитесь об этих понятиях говорить, не получится о них и думать.
Композиция. Это такая штука, которая либо есть, либо ее нет. Когда ее нет, даже самый увлекательный сюжет не спасет картинку.

В конце хотелось бы напомнить о технике безопасности. Большинство современных охотников весьма далеки от природы и не способны на расстоянии различать различные виды млекопитающих. В каждый момент времени люди с оружием должны знать, где находится фотограф. Не лишней будет одежда яркой окраски.
---------------------------
В статье использованы фотографии следующих авторов: David Chancellor, Lee Kjos, Brian Lynn, Bill Buckley, Doug Howlett, Lewis Hiram Smith, Wyman Meinzer, John Hafner, Adolphe Braun, Виктор Загумённов, Kenton Rowe, Mike Wintroath.

(с) Дмитрий Константинов (январь-март 2014 г.)

Тэги: охота, статьи

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.