Высший подъем на пасхальной заутрене - в словах тропаря: " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав ".
В Воскресении Христа увидел русский человек главный стержень христианского вероучения. Такое понимание завещано было Руси Византией, и оно отвечало внутренним голосам наших далеких предков. Трепетное ожидание нового периода года, смена суровой долгой зимы благодатною весною, весь дух оживающей природы - все это звало к новой жизни и находило подкрепление в пасхальных богослужениях. "Пасха красная, Господня пасха, пасха всечестная нам возсия, радостию друг друга обымем".
Воскресение Христово и Сошествие во ад Василий Хохлов, 1903 г. Палехские письма. Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
Древнейшим изображением Воскресения Христова является икона "Сошествие во ад". Спаситель только что спустился в преисподнюю, сокрушенные Им врата ада – у Его ног. О них издавна известно как о вратах смерти, за которыми нет света, нет выхода, нет памяти о Боге. Это место мрачной богооставленности, о которой Давид говорил: " Во аде же кто исповестся Тебе? " (Пс 6, 6). Но врата смерти повержены Спасителем. Открылся доступ к Свету и жизни во Христе. Свет воссиял во тьме - Христос Воскрес!
Хвалите Господа с небес И пойте непрестанно: Исполнен мир Его чудес И славой несказанной. Хвалите сонм бесплотных сил И ангельские лики: Из мрака скорбного могил Свет воссиял великий. Хвалите Господа с небес, Холмы, утесы, горы! Осанна! Смерти страх исчез, Светлеют наши взоры. Хвалите Бога, моря даль И океан безбрежный! Да смолкнут вякая печаль И ропот безнадежный! Хвалите Господа с небес И славьте, человеки! Воскрес Христос! Христос воскрес! И смерть попрал навеки! К. Р. (Великий князь Константин Романов)