Практически все КПП Израиля я проходила или проезжала, однако никогда прежде не пробегала. Вчера у меня появилась эта странная возможность — пересечь КПП Рахель, отделяющее палестинский Вифлеем от израильских пригородов Иерусалима, бегом в прямом смысле слова — вместе с участниками международного 8-го «Марафона мира» в память о Папе Римском Иоанне Павле II.
Известно, что любимый понтифик миллионов питал к Святой Земле большие симпатии, и не терял надежду помирить евреев и арабов если не за столом переговоров, то хотя бы на беговой дорожке.
Забегая вперед бегунов, хочу отдельно сказать пару слов о девушке, изображенной на граффити выше. Наверняка, многие ее узнали - это Лейла Халед, уроженка Хайфы(1944), переехавшая с семьей в Ливан, и буквально за один день в свои юные годы ставшая "лицом" Народного фронта освобождения Палестины (PFLP). В 1969 году Лейла стала кумиром палестинцев, приняв участие в угоне израильского самолета (стоит отметить, это был не единственная воздушная операция Лейлы).
- Я участвовала в двух из этих операций. Мы должны были угнать самолет, на борту которого должен был находиться Ицхак Рабин - в то время он был "израильским" послом в США. Этот полет должен был пройти через Рим. Мы поднялись на борт, и повторно направили самолет в Дамаск. Но, к сожалению, Рабина на борту не оказалось! (здесь есть интервью с Лейлой, в котором она охотно делится подробностями авиа-разбоя).
10 километров дороги, отделяющих Церковь Рождества от ворот монастыря Нотр-Дам, гордо названных «марафоном», пролегли через центральные улицы Вифлеема, мимо стены безопасности, через КПП Рахель и завершились около Старого города Иерусалима.
Мне, далекой и от бега, и от футбола, это событие было интересно, в основном, участием в нем израильтян. В этом году непосредственно из Вифлеема стартовало 16 владельцев голубых теудат-зеутов. По словам главы израильской делегации бегунов, заявки подало около 20 человек, однако приехали в результате не все.
В общей сложности, в забеге участвовало несколько сотен человек - израильтян, палестинцев, гаитян и, большинство, итальянцев. Большая часть израильтян присоединилась к забегу на КПП Рахель, на его израильской стороне.
Израильтянину Ярону была оказана честь пробежать часть пути с олимпийским факелом через Вифлеем, и в связи с этим я наблюдала занятную ситуацию. В какой-то момент Ярон начал выкрикивать "шалом! шалом!". Сразу же после этого бежавший рядом представитель итальянских спортсменов факел у израильтянина отобрал и передал спринтерше Джуси, а толпа начала кричать "салям! салям!". Не могу судить, было это совпадением, или "салям" для итальянского уха приятнее, чем "шалом", но факел у израильтянина забрали именно тогда.
Очень красивая Джуси Версаче — спринтерша, потерявшая в автомобильной катастрофе ногу, и бежавшая с протезом.
В этом году приглашенными звездами стали знаменитые футболисты лучших итальянских клубов — Деметрио Альбертини, Анжело Перуцци и Луиджи Ди Бьяджо. Итальянцы, которые уже завершили карьеру действующих футболистов и занялись кто воспитанием детей, кто тренерской работой, всем своим видом демонстрировали не только любовь к бегу, но и к художественному позированию. А так как футболистам нельзя отказать в фотогеничности, большая часть внимания журналистов была прикована именно к ним.
Вратарь Анжело Перуцци (Лацио)
Луиджи Ди Бьяджо (Лацио), Анжело Перуцци (Ювентус, Лацио и дофига всего другого) и Деметрио Альбертини (Милан).
Перебежав КПП Рахель несколько раз туда-сюда, я осталась на вифлеемской стороне, бегуны побежали в Иерусалим, а ворота наглухо закрыли.