И воспела Двора
2016-01-21 21:23:04 (читать в оригинале)
Афтара (дополнение к недельной главе Торы из других частей ТАНАХа. прим. Хиллит) к недельному разделу Бешалах – песнь Дворы (Судьи, гл. 28). Она учит нас многому.
1. Как и любая победная песнь, она учит нас тому, что нужно радоваться падению врагов Израиля. И не нужно стесняться того, что мы рады горю наших врагов, как это видно из стиха (28:31) “В окно сквозь решетку смотрела во все глаза мать Сисры: отчего долго не приходит колесница его… Так да погибнут все враги Твои, Господи”.
2. Нужно благодарить Бога за военную победу даже тогда, когда представляется, что ее добились люди своими силами. Колена Израиля воевали – и им помогли необычные природные явления, когда ручей Кишон вышел из берегов. И тем более в наши дни мы должны говорить хвалу Богу за наше Избавление.
3. Упоминание о Даровании Торы на Синае, естественным образом возникает, когда мы воспеваем Бога, даже тогда, когда это не имеет отношения к теме песни. “Горы таяли пред Господом, этот Синай – пред Господом, Богом Израиля” (ст. 5). И это показывает нам насколько большое впечатление оставило Дарование Торы у наших предков, в народе Израиля. (И, кстати, это явное противоречит распространенным теориям библейской критики).
4. Нужно сделать выводы о том, в чем были наши ошибки – даже, если война завершилась победой. Двора восхваляет определенные колена, которые участвовали в сражении, и резко порицает те колена, которые уклонились от участия в войне. И даже проклинает жителей города Мероз.
5. Участие в сражении должно быть не “с помощью Господа”, а “на помощь Господу” (ст. 23). Эта война служит освящению Господа в Его мире, и победа в ней служит исполнению Божественной Воли.
6. Воины полагаются не на свои духовные заслуги, на Тору, заповеди и добрые дела, – но на самопожертвование в сражении: “Зевулун – народ, смертельно рисковавший жизнью своей” (ст. 18).
7. Нужно воевать даже тогда, когда мы слабее в технологиях, и не отчаиваться: “Видели ли щит и копье у сорока тысяч Израильтян?” (8).
8. У Яэль, жены Хавера кейни, мы учим, что и одиночка может решить исход целой битвы. И поэтому человек не должен говорить: “Кто я такой, чтобы привести Избавление Израилю”.
9. Даже такой герой, как Сисра, в конце концов пал, так как он поддается своим страстям, как это следует из слов утешения, которые мудрые женщины приводят матери Сисры: “они делят добычу: по женщине, по две на каждого мужчину” (ст. 28). И истинный герой – это тот, кто справляется со своими страстями: “любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей” (ст. 31, см. трактат Гитин 36б).
10. Когда есть откровение, то нет запрета слушать пение женщины. Так выводит из этой главы Хида (рав Хаим Иосеф Давид Азулай), в своей книге “Рош Иосеф”, в комментарии на недельный раздел Бешалах (стр. 123), и также считал его рав Ор hа-Хаим (рав Хаим бен Атар) – см. там же. Он объяснял, что то, что написано у Исайи (12, 6): “Ликуй и пой, жительница Сиона” – что женщины могут петь без опасений, это “так как велик в среде твоей Святой Израиля”. И таким образом, нет никакой проблемы слушать пение Номи Шемер “Иерусалим Золотой” – поскольку это время проявления Божественного Присуствия в Израиле, во время Шестидневной войны.
источник