![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Интереснейшая статья о водных божествах2011-07-12 15:01:07 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Dancing_Witch Оригинальное сообщение ....или накануне Ивана Купала...) ![]() Это отрывок из книги А.Наговицына "Этруски", которую сейчас - долго и нудно - читаю. Правда, я тут намешала по ходу и славянского, и сербского, и северного - ну это для полноты картины, так сказать..) " 4. РОЛЬ ВОДНОЙ СТИХИИ В ЭТРУССКОЙ КОСМОГОНИИ В описании процесса создания Вселенной этруски придавали важное значение созданию вод. Воды, как мы помним, были созданы даже раньше, чем Солнце, Луна и звезды. Это не случайно: в своей космогонии этруски отводили важнейшую роль Подземному миру, которому соответствовал первоэлемент вода. Для нас интересен тот факт, что традиция почитания воды и водных божеств у этрусков по многим специфическим деталям практически полностью совпадает с аналогичной традицией русского народа. Здесь мы кратко коснемся этой темы, а более подробно остановимся на ней при описании этрусских божеств, связанных с водной стихией. Стихия воды у этрусков подразделялась на несколько ипостасей, каждая из них требовала особого поклонения. В двух этрусских текстах космогонического содержания - воспроизводимом Судой и другим, сохранившимся у римских грамматиков, - вода предстает в нескольких ипостасях: соленые воды моря, горькие, смешанные воды лагун, холодные ключи, кипящие гейзеры и т.д. В культовой практике этрусков важная роль отводилась проточной воде. Например, святилище в некрополе Каничелла, храм Портоначьо в Вейях, храм на Акрополе во Фьезоле имели ритуальные водоемы. В группу почитаемых этрусками объектов можно включить колодцы, фависы, Мундусы, гидротехнические сооружения. Важнейшую роль воды и водных божеств в этрусском пантеоне подчеркивает и тот факт, что некоторые аристократические этрусские фамилии выводили от них свое происхождение. Связывал с водой свое происхождение этрусский аристократический род Цецин. Они считали, что происходят от божества одноименной реки Цецина. Божество Альбиния, олицетворяющее одноименную реку, было покровителем целой местности. Божество Кикн - человеко-лебедь и его сын Купавон по этрусской легенде считались предками части этрусков, причем связывались с одним из славянских племен - венетами. Уточним, что венеты были народом мореходов и имели развитое для своего времени кораблестроение. Лебедь в европейских мифологических системах олицетворял водную стихию. ![]() Отметим, что символ лебедя имеет и ряд других смыслов, но с водой он связывается всегда. В связи с этим стоит вспомнить пушкинскую Царицу-Лебедь, которая, проживая в воде, являлась водной богиней. ![]() Космотворящая лебедь-птица с ромбическим туловищем на ямальской керамике ![]() (по ходу вспоминаются и Леда со своим лебедем, и лебединое озеро, и "Принцесса-Лебедь"... ![]() ...и Лоэнгрин... - D.W. ) ![]() Связывался с водой бог Сури, входящий в свиту этрусского Аполлона/Аплу. Имя этого бога этимологически и по содержанию близко к понятию суры - священного напитка в индийской мифологии и к понятию "сырой", то есть "пропитанный водой" в русском языке. С водой также соотносятся популярные персонажи этрусского Хтонического мира - демоны Хару и Ванф. Характерно, что в южнославянской мифологии Вилами и Самовилами называют демонических существ, связанных с водной средой и Подземным миром. ![]() ( Академик Б.Рыбаков в связи с этим высказывает предположение, что эти духи - вейли, вилы - в девичьем обличье – то же самое, что и русалки.В сербской песне от имени вилы поется: Меня гора-туча родила; Утренняя роса падала – Меня, вилу, вспоила; От горы-тучи ветер веял – Меня, вилу, баюкал; То были мои няньки. - D.W.) ![]() Хтоническая природа воды прослеживается в ряде мифологий, в том числе и в славянской. Подводные и подземные силы в мифологических системах часто приравнивались друг к другу на основании обоюдной хтоничности. Они требовали постоянных жертв, примером чему может служить описанная нами ранее расщелина в скале с протекающим через нее водным потоком, в которой совершались многолетние жертвоприношения. У русов существовали аналогичные обычаи: например, бросание Садко в море, как принесение его в жертву Морскому царю, в одноименной былине или описанный Б.А. Рыбаковым в труде "Язычество Древней Руси" обряд потопления невесты, даримой водному богу Ящеру, который сохранился до наших дней и состоит в ритуальном бросании куклы в воду на Купальский праздник. ![]() (еще про Ящера у славян тут - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF...%B3%D0%B8%D1%8F http://plamyasvargi.narod.ru/html/s...lav/Zhertvy.htm) О происхождении народа или отдельной семьи от божества реки или его дочери упоминается во многих исторических и литературных источниках. Например, скифы полагали, что ведут свое происхождение от Геракла (как и этруски) и от богини с ногами в виде змей - дочери бога реки Днепр. ![]() (Богиня с ногами в виде змей на древнеславянском амулете-змеевике.Правда, на то время ее уже считали демоном..) - D.W. ) Идея о ящере пришла в голову исследовательнице А. О. Захаровой в древнем мерянском городе Ростове. В этом городе на наличниках живут драконы. ![]() (еще чудесные наличники в виде ящеров здесь - http://merjamaa.ru/news/merjanskij_.../2011-03-30-211 ) Невеста Ивана-царевича в русской сказке о Царевне-лягушке, видимо, первоначально являлась божеством водной стихии. Такое заключение можно сделать по аналогии со скифским мифом и потому, что лягушка - это олицетворение именно стихии воды. В русских сказках часто встречается сюжет женитьбы героя на дочери Морского царя, даже в былине "Садко" Морской царь предлагает Садко свою дочь в жены. ![]() (Я так же вспомнила французских длинноволосых королях Меровингах, которые "произошли" от морского чудища-квинотавра, тоже вышедшего из воды - D.W.)
|
![]() ![]()
Категория «Священники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.