11 апреля в медиазале Радищевского музея (Радищева, 39) открылась выставка видеоарта "Сияющая тьма" группы Volga Drive. На выставке представлены флэш-анимация (2004) и медиаколлажи (2011).
В своих видео Volga Drive всегда умели высказываться на философские темы иронично и немного брутально. И хотя они не говорили об этом напрямую, художественная структура материала связывала их творчество с неким мистическим опытом, с границами между мирами.
Серия анимации 2004 года Volga Drive стала одним из наиболее визуально выразительных периодов в творчестве группы. В примитивистской манере этих работ ощущается влияние Митьков, а музыка Бориса Гребенщикова, которую художники выбрали в качестве саундтрека, придает произведениям еще большую наивность. Обитатели иных пространств – смурные ангелы, милые черти, музы и светлячки – наполняют банальный мир реальности чудесами. Окунуться в эти пространства, где смешивается тьма и сияние, приглашает видеоинсталляция "Тайная жизнь углов". Незатейливая графика, яркие кислотные цвета в сочетании с экзистенциальными текстами создают эффект сочетания депрессивности и детской искренности.
Совсем другими по характеру стали медиаколлажи 2011 года. В них ведется священная война между Светлым и Темным опоссумом, милого человека надумал покусать опасный бультерьер, а персонаж Санёчек из-за недоразумения впадает в ярость. "Нужно быть добрей!" – отчетливо призывают художники, иначе вселенная погрузится в хаос. Эта выставка – о борьбе добра и зла, о возможности даже маленькой букашке попасть в парадиз, о тьме, которая окутывает наш мир, и о сиянии, разлитом среди обыденности.
Наталья Курилова
Сияющая тьма или искусство жить вечно
"И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Евангелие от Иоанна 1:5).
Дело в том, что изобразительное искусство это не просто корпус произведений формирующих визуальную культуру, это явление гораздо более глубокое и сложное, чем принято считать, давайте попробуем разобраться…
Первая и важнейшая функция искусства – это сохранение взглядов, предпочтений и видения автора после смерти его физического тела. Художник консервирует своё субъективное мировосприятие в более долговечных объектах, чем он сам, в идеале получает своеобразное информационное бессмертие, занимает место в истории культуры. Мы имеем дело с древнейшей магической практикой – поиском вечной жизни, преломляющейся в информационное мумифицирование. То есть, скажем, египетский фараон рассказывает нам сквозь время о своем существовании с помощью огромных архитектурных сооружений – пирамид и своей мумии, а художник – произведениями на стенах музеев и репродукциями в альбомах.
Вторая функция искусства это богоискательство или диалог с богом. Любой зрелый мастер пытается уловить некую суть вещей, ухватить нить совершенства и гармонии, которая и есть бог в нашем случае. То есть, по сути, делая свою работу превосходно, художник приближается к Абсолюту. К миру первичности, к вселенскому креативному началу, он создает новые реальности, свои миры, так же как это делал господь, становится отражением этого колоссального вселенского родящего начала, принимая в себя частицу его, уподобляясь ему и сливаясь с ним в этом виде деятельности.
Мы существуем во тьме быта, необходимой рутинной социальности, компромисса с государственной машиной, порицания экспериментального и интуитивного метода взаимодействия с реальностью. Для артистической натуры такая среда не просто враждебна, она несет в себе смертельную угрозу такому типу личности. Но в этой тьме обыденности и рутинности бытия нам светит божественный свет созидающего, порождающего начала. Этот свет – божественный дар нам, частичка господа в каждом из нас – это умение создавать, вырывать из лап небытия целые миры, вселенные, космосы.
Все вышенаписанное служит некой прелюдией к моему заявлению, вот оно – "Я всегда хотел стать художником не для того чтобы висеть в стенах лучших музеев, украшать богатейшие коллекции и получать высокие гонорары, мой план куда более амбициозен - я хочу жить вечно, и я хочу ежесекундно чувствовать присутствие бога в себе"
Ну а что касается нашей анимации,с которой, я надеюсь, вы познакомитесь на этой выставке, то это не более чем узоры на замёрзшем окне и не менее чем письмена бога самому себе.
Спасибо за внимание с вами был художник Саша Гнутов из группы VOLGA DRIVE
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.