Сегодня 29 марта, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту

Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?

Проголосовало: 7272
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/mountaineer/
Добавлен: 2007-11-29 23:46:43 блограйдером Sensual

Воспоминания-2006: траверс

2013-06-19 19:16:00 (читать в оригинале)

Первое августа – заслуженный день отдыха – был заполнен блаженным бездельем. Заодно подошла наша с Лёхой очередь дежурить по кухне. А поскольку выход на следующий день был запланирован на послеобеденное время, для приготовления не требовалось вставать затемно, такая вахта была самой легкой. По предварительным расчетам, мы должны были третьего и четвертого августа пройти «тройку А» и «тройку Б» на Тютю, попробовать к вечеру спуститься в лагерь, так что подъем в три утра нам вроде бы не грозил.
В один из часов моральной подготовки к «тройке» - чтению книги Тура Хейердала – появилась новость, что наша группа будет увеличена на одного человека, вернее, на одну Ирину Пчелкину. Наши выпускники оживились.
- А что, мы не против, - говорил Петя. – Если у нее есть снаряга, и жумарить она умеет…
- Пойдем сегодня на Скалы спасателей? – предложил Сергей.
Варка супа была в самом разгаре. На мне висела готовка, остальные собирали железо и веревки. Работа спорилась, вода кипела, порезанные овощи уже заняли свое место в кастрюле. Я взял нераскрытую пачку риса, вознамерившись ловко и аккуратно открыть ее пальцами. Хрясь! Упаковка разошлась пополам, и добрая часть содержимого рассыпалась по бетону. Не найдя нового достойного пристанища для уцелевших остатков, я бухнул их все в суп. Но не оценил объема… Через какое-то время раздался характерный аромат подгоревшего риса. Я откинул крышку… Боже мой! Куда ушла вода? Сколько я насыпал? Ребята к тому времени ушли лазить, не дождавшись окончания стряпни. Получилась гора несоленой пригоревшей рисовой каши со вкраплениями овощей и рыбы. Миску этого я кое-как съел. Вскоре подошли гонцы со скал забрать обед. По возвращении основной группы я увидел, что съедено было совсем немного. Даже вечером усталые и голодные новички после двухдневного перевального похода не смогли осилить больше двух-трех ложек. Мне еще долго вспоминали этот рис. Но я отвлекся.
Траверс массива Тютю с востока на запад мы собирались идти третьего августа группой в девять человек. У инструктора это энтузиазма не вызывало, а нам пока море было по колено.

Второго числа выходили на ночевки – тот день запомнился сериями проливных дождей и приходом гонцов из матвеевского отделения с Койавганских ночевок.
После долгих сборов, в течение которых погода несколько раз кардинально менялась и установилась солнечной, мы вышли вверх по ущелью Юном-Су. Знакомая тропа и не слишком тяжелый рюкзак позволили разогнаться и поучаствовать в негласном соревновании с будущими соседями – группой Ольги Морозовой – кто быстрее до Райских ночевок.
Тремя днями ранее я удивлялся, насколько малолюдно было на Чегетских ночевках. Видимо, весь народ перекочевал сюда, на комфортабельную и казавшуюся ранее просторной зеленую поляну. Девушки с визгом ныряли голышом в ручей, судорожно кутаясь потом в спальники. Туры и серны безбоязненно расхаживали по осыпям неподалеку.
Путь на ночевки под плечом Шогенцукова идет по крутой осыпи. Окружающий пейзаж уныл и однообразен – рыжие камни, рыжие же зубчатые стены боковых отрогов Термена и Джайлыка, хаос скальных нагромождений пика Шогенцукова. А на другой стороне долины видны снежные башни Узловой Адыр-Су и Химика, чуть дальше – выступающий зуб Северной Ушбы и стена Уллу-тау. Но довольно лирики, завтра ранним утром выходим на боевой маршрут!
Весь предыдущий день Петю мучили приступы черного юмора о предстоящей холодной ночевке. Так или иначе, волновались все. Но вот смолкли голоса, и группа тронулась в путь в предрассветной мгле. Чуть впереди нас шла группа Морозовой, на час позже выходили украинцы с ночевок на плече.
При подъеме по леднику Западный Тютю появились симптомы горной болезни – головокружение и легкая слабость, - которые испарились по выходе на гребень. В том же составе – Ваня Макаров, Леша Новоселов и я – лезли на первую вершину. Предстояло пройти пять башен массива – Восточную, Главную, Центральную, Вторую Западную и Западную. Описание обещало четырнадцать-пятнадцать часов работы, меня же распирал неодолимый оптимизм. Лишь после вторых перил мне стало понятно, что мы продвигались медленно.
Между Главной и Центральной вершинами украинцы нас обогнали. В записке они написали: «Погода начинает портиться. Ребята, не спите на маршруте!» Со стороны Грузии надвигался обширный грозовой фронт, пару раз громыхнуло где-то рядом. Но, слава Богу, пронесло. Все ограничилось порывами ветра и отдельными каплями дождя. Острых ощущений добавляли обходы жандармов по осыпным полкам. Вторая Западная вершина была психологическим барьером, последним препятствием, после которого все должно было пойти проще.
Снег в этом году отступил серьезно, превратив мелкую осыпь на спуске в подобие горнолыжного склона. Снимать кошки было лень, пробежался так. Солнце уже клонилось к закату. Безенгийские ожидания подвели – снег не подмерз, оставшись в раскисшем состоянии. Память хранила снежные карнизы с северной стороны и крутые осыпи на юг на ледник. Усталость, ощущение близости лагеря и знакомый рельеф порождали бессильную злобу на мои медленные действия. К концу спуска я внезапно почувствовал, что натер ноги.
Спустилась ночь. От перевала Куллумкол мы шли каждый своим темпом, и в пределах моей видимости не было никого. Фонарь я по дурости оставил в палатке. Выручила безоблачная лунная ночь. Ледник отливал серебром, поперек тропы встречались черные зазубрины трещин. На берегу, где начинается плечо Шогенцукова, горел фонарь. Когда я подошел и с тяжелым вздохом сел на камни, услышал тихий голос Коли Георгиевского:
- Подождем. Там еще двое идут.
- Какие двое! Ледник пуст и безжизнен! Сам сейчас шел – никого на километры вокруг!
- Ты ошибаешься.
Программа непрерывного движения до ночевок, включенная организмом, не давала мне сидеть спокойно. Мы дождались этих двоих – Колю Щаврука и Серегу Коперника. Под предводительством Николая Георгиевского мы пошли по спусковой тропе. В темноте это основная загвоздка. Спусковых троп там четыре, и днем вопросов о направлении не возникает. Снизу от палаток нам сигналили фонарями, однако эти ориентиры вскоре исчезли за очередным осыпным гребнем. Николай достал GPS-навигатор и успокаивающе сказал:
- До палаток четыреста тридцать метров по прямой.
Голова не работала совершенно.
- Ну его, твой прибор, давай спускаться!
Выйдя к ручью и соседним палаткам, мы через минуту промахнулись. Я готов был валиться в сон прямо на месте, где стоял, с каждой новой передышкой продолжать идти было все тяжелее. Вскоре добрели до лагеря. Я присел на камень, забыл про чистоту и кинул рюкзак на песок. Усилием воли заставил себя снять «сбрую» и переодеться.
После стакана горячего чая я запихал вещи под тамбур, застегнул молнию палатки, закутался в спальник и отключился. Шальную мысль о второй «тройке» подряд, через три часа, грубо отогнал.

Тэги: адыр-су, альпинизм, байка, башня, приэльбрусье

Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»

Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.