Сегодня 14 января, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Алиса_Кензер
Алиса_Кензер
Голосов: 2
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/2749115/
Добавлен:
 

9 психически нездоровых писателей, давших миру великие идеи

2014-05-09 11:11:25 (читать в оригинале)


Это цитата сообщения Mila111111 Оригинальное сообщение9 психически нездоровых писателей, давших миру великие идеи


Пациент №1. Эдгар Аллан По (1809-1849), американский писатель, поэт.
Диагноз. Душевное расстройство, точный диагноз не установлен. Симптомы. Страх темноты, провалы в памяти, мания преследования, неадекватное поведение, галлюцинации.
История болезни. Уже с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми депрессиями.
Кроме того, он злоупотреблял алкоголем, что сказывалось на его психике
не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в
состояние буйного помешательства.


К алкоголю вскоре прибавился опий.
Существенно ухудшила душевное состояние По тяжелая болезнь его юной
супруги (свою кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней; через
семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулезом, еще через пять
лет умерла). После смерти Вирджинии - за оставшиеся ему самому два года
жизни - Эдгар По еще несколько раз влюблялся и предпринял две попытки
жениться. Первая провалилась из-за отказа избранницы, напуганной
очередным его срывом, вторая - из-за неявки жениха: незадолго до свадьбы
По сильно напился и впал в невменяемое состояние. Он был найден в
дешевом балтиморском трактире пять дней спустя. Писателя поместили в
клинику, где он и скончался уже через пять дней, страдая от жутких
галлюцинаций. Один из главных кошмаров По - смерть в одиночестве -
сбылся: много с кого он брал обещание быть с ним в последний час, однако
же в три часа ночи 7 октября 1849 года никого из близких рядом не
оказалось. Перед смертью По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса,
исследователя Северного полюса.

Идеи, подаренные миру. Два
популярнейших современных литературных жанра. Первый - роман (или
рассказ) ужасов. Большое влияние на Эдгара По оказал Гофман, однако же
гофмановский мрачный романтизм По впервые сгустил до консистенции
подлинного кошмара - вязкого, безвыходного и весьма изощренного
(«Сердце-обличитель», «Падение дома Эшеров»). Второй жанр - детектив.
Именно мсье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство на улице
Морг», «Тайна Мари Роже»), стал родоначальником возникновения
дедуктивного метода и его апологета мистера Шерлока Холмса.

Пациент №2.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900), немецкий философ.


Диагноз. Ядерная мозаичная шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, - одержимость).

Симптомы.
Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану
первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его
квартира «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на
центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные
головные боли; неадекватное поведение. В медицинской карте Ницше, в
частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал
нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка,
пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на
полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое
плечо.

История болезни. Ницше перенес несколько апоплексических
ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни
(именно в этот период появились наиболее значимые его произведения - к
примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в
психиатрических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его
постоянно ухудшалось - под конец жизни философ мог составлять лишь
простейшие фразы.

Идеи, подаренные миру. Идея сверхчеловека (как
ни парадоксально, именно этот прыгавший по-козлиному и выпячивавший
левое плечо товарищ ассоциируется у нас со свободной, надморальной,
совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личностью). Идея
новой морали (мораль господ взамен морали рабов): здоровая мораль должна
прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти.
Всякая другая мораль болезненна и упадочна. Идеология фашизма: больные и
слабые должны погибнуть, сильнейшие - победить («Падающего толкни!»).
Допущение «Бог мертв».

Пациент №3.
Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961), американский писатель.


Диагноз. Острая депрессия, умственное расстройство.

Симптомы. Суицидальные наклонности, мания преследования, нервные срывы.

История
болезни. В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США. Его мучили частые
депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать
- а потому добровольно согласился пройти лечение в психиатрической
клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он
отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не
понимают: Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою
память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на
обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они
потеряли». По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что
по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства,
однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный
курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после
выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив
предварительно оба ствола.

Идеи, подаренные миру. Идея
«потерянного поколения». Хемингуэй, как и его товарищ по эпохе Ремарк,
имел в виду конкретное поколение, перемолотое жерновами конкретной
войны, однако термин оказался уж больно соблазнительным и удобным - с
тех пор каждое поколение находит причины для того, чтобы считать себя
потерянным. Новый литературный прием, «метод айсберга», когда скупой,
сжатый текст подразумевает щедрый, душераздирающий подтекст. «Мачизм»
нового образца, воплощенный и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя -
суровый и немногословный борец, который понимает, что борьба
бесполезна, но борется до конца. Самым бескомпромиссным хемингуэевским
мачо стал, пожалуй, рыбак Сантьяго («Старик и море»), в уста которого
Великий Хэм вложил фразу: «Человек не для того создан, чтобы терпеть
поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Сам
Хемингуэй - охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов, путешественник,
нобелевский лауреат, чье тело сплошь покрывали шрамы, - к огромному
разочарованию многих, до конца бороться не стал. Впрочем, своим идеалам
писатель не изменил. «Мужчина не имеет права умирать в постели, -
говаривал он. - Либо в бою, либо пуля в лоб».

Пациент №4.
Франц Кафка (1883 — 1924), чешский писатель.


Диагноз. Выраженный невроз, психастения функционального характера, непериодические депрессивные состояния.

Симптомы.
Возбудимость, перемежающаяся с приступами апатии, нарушение сна,
преувеличенные страхи, психосоматические трудности в интимной сфере.

История
болезни. Корни глубоких психологических провалов Кафки берут свое
начало из конфликта с отцом, трудных взаимоотношений с семьей и сложных ,
запутанных любовных историй. Увлечение писательством в семье не
поощрялось, и заниматься этим приходилось украдкой. "Для меня это
ужасная двойная жизнь, - писал он в дневнике, - из которой, возможно,
есть только один выход - безумие". Когда отец стал настаивать, чтобы
после службы сын работал еще и в его лавке, а не занимался ерундой,
Франц решился на самоубийство и написал прощальное письмо своему другу
Максу Броду "В последний момент мне удалось, вмешавшись совершенно
бесцеремонно, защитить его от "любящих родителей", - пишет Макс Брод в
своей книге о Кафке. В его психическом состоянии отмечались периоды
глубокого и ровного спокойствия, сменяемые такими же продолжительными
периодами болезненного состояния. Вот строки из его «Дневников»,
наглядно отражающие эту внутреннюю борьбу: «Я не могу спать. Только
видения, никакого сна. Странная неустойчивость всего моего внутреннего
существа. Чудовищный мир, который я ношу в голове. Как мне от него
освободиться и освободить его, не разрушив?».

Умер писатель в возрасте 41 года от туберкулеза. Три месяца он пребывал в агонии: разрушался не только организм, но и разум.

Идеи,
подаренные миру. Кафка не был известен при жизни, мало печатался, но
после его кончины творчество писателя покорило читателей новым
направлением в литературе. Кафкианский мир отчаяния, жути и
безысходности вырос из личной драмы его создателя и стал основой нового
эстетическое направления "литературы с диагнозом", очень характерной для
XX века, потерявшего Бога и получившего взамен абсурд существования.

Пациент №5.
Джонатан Свифт (1667-1745 ), ирландский писатель.


Диагноз. Болезнь Пика либо болезнь Альцгеймера - специалисты спорят.

Симптомы.
Головокружение, дезориентация в пространстве, потеря памяти,
неспособность узнавать людей и окружающие предметы, улавливать смысл
человеческой речи. История болезни. Постепенное нарастание симптомов
вплоть до полного слабоумия в конце жизни.

Идеи, подаренные
миру. Новая форма политической сатиры. «Путешествие Гулливера»,
безусловно, не первый саркастический взгляд просвещенного интеллектуала
на окружающую действительность, однако новаторство здесь не во взгляде, а
в оптике. В то время как другие насмешники смотрели на жизнь сквозь
увеличительное стекло или в телескоп, декан собора св. Патрика смастерил
для этого линзу с причудливо искривленным стеклышком. Впоследствии этой
линзой с удовольствием пользовались Николай Гоголь и Салтыков-Щедрин.

Пациент №6.
Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский писатель и философ.


Диагноз. Паранойя.

Симптомы. Мания преследования.

История
болезни. В результате конфликта писателя с церковью и правительством
(начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально
свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы.
Ему везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не
задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют
против него либо в чем-то его подозревают. Так, однажды Руссо решил,
что обитатели замка, в котором он гостил, считают его отравителем
умершего слуги, и потребовал вскрытия покойника.

Идеи,
подаренные миру. Педагогическая реформа. Современные пособия по
воспитанию детей по многим пунктам повторяют «Эмиля»: взамен
репрессивному методу воспитания Руссо предлагал метод поощрения и ласки;
он полагал, что ребенка следует освободить от механического
затверживания сухих фактов, а объяснять все на живых примерах, и лишь
тогда, когда ребенок будет психически готов к восприятию новой
информации; задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой
талантов, а не корректировку личности. Новый тип литературного героя и
новые литературные направления. Порожденное фантазией Руссо
прекраснодушное создание - слезливый «дикарь», руководствующийся не
разумом, но чувством (однако чувством высоконравственным), - дальше
развивалось, росло и старилось в рамках сентиментализма и романтизма.
Идея правового демократического государства, прямо вытекающая из
сочинения « Об общественном договоре». Идея революции (именно
произведениями Руссо вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской
революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником
столь радикальных мер).

Пациент №7.
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), русский писатель.


Диагноз. Шизофрения, периодический психоз.

Симптомы.
Зрительные и слуховые галлюцинации; периоды апатии и заторможенности
(вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние
раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивные
состояния; ипохондрия в острой форме (великий писатель был убежден, что
все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх
дном»); клаустрофобия.

История болезни. Те или иные проявления
шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, однако в
последний год болезнь заметно прогрессировала. 26 января 1852 года от
брюшного тифа умерла сестра его близкого друга Екатерина Михайловна
Хомякова и эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии.
Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи,
жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен,
хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного
расстройства, у него не диагностировали. В ночь с 11 на 12 февраля
писатель сжег свои рукописи (на следующее утро он объяснил этот поступок
происками лукавого), далее состояние его постоянно ухудшалось. Лечение
(не слишком, впрочем, профессиональное: пиявки в ноздрях, обертывание
холодными простынями и окунание головы в ледяную воду) положительных
результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Истинные
причины его смерти так и остались неясны. Однако же, вероятнее всего,
Гоголь попросту довел себя до полного нервного и физического истощения -
не исключено, что своевременная помощь психиатра могла бы спасти ему
жизнь.

Идеи, подаренные миру. Специфическая любовь▼ к
маленькому человеку (обывателю), состоящая наполовину из отвращения,
наполовину из жалости. Целый букет удивительно точно найденных русских
типажей. Гоголь разработал несколько ролевых моделей (наиболее яркие -
персонажи «Мертвых душ»), которые вполне актуальны до сих пор.

Пациент №8.
Ги де Мопассан (1850-1893), французский писатель.


Диагноз. Прогрессивный паралич мозга.

Симптомы. Ипохондрия, суицидальные наклонности, припадки буйства, бред, галлюцинации.

История
болезни. Всю жизнь Ги де Мопассан страдал ипохондрией: он очень боялся
сойти с ума. С 1884 года у Мопассана начались частые нервные припадки и
галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он дважды
пытался покончить с собой (один раз при помощи револьвера, второй - при
помощи ножа для бумаг, оба раза неудачно). В 1891-м писатель был помещен
в клинику доктора Бланша в Пасси - там он и прожил в полусознательном
состоянии до самой смерти.

Идеи, подаренные миру. Физиологизм и натурализм (в том числе эротический) в литературе.

Пациент №9.
Вирджиния Вульф (1882-1941), английская писательница.


Диагноз. Депрессия, галлюцинации, кошмары.

Симптомы.
Находясь в глубокой депрессии, Вирджиния жаловалась на то, что все
время "слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции". Часто и
подолгу не могла работать из-за бессоницы и кошмаров. С детства страдала
суицидальными наклонностями.

История болезни. Когда Вирджинии
исполнилось 13 лет, она пережила попытку изнасилования со стороны ее
кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к
мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей
жизни Вирджинии. Вскоре после этого от воспаления легких скоропостижно
скончалась ее мать.

Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния
попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии
стали с тех пор частью ее жизни. Сильный приступ психического
расстройства настиг юную Вирджинию и после смерти отца в 1904 году.

Эмоционально-откровенные
письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания для вывода о
нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы. Однако это не совсем
так. Вследствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она
испытывала перед мужчинами и их обществом, она влюблялась в женщин - но
при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с
ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Будучи 29 лет
замужем за Леонардом Вульфом (причем этот брак считается образцовым с
точки зрения преданности и эмоциональной поддержки супругами друг
друга), писательница, по некоторым сведениям, так и не смогла вступить в
супружеские отношения со своим мужем.

В начале 1941 года ночная
бомбардировка Лондона разрушила дом писательницы, сгорела библиотека,
едва не погиб любимый муж — все это окончательно расстроили ее нервную
систему, врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике.Не желая,
чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее
помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что не раз
описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на
практике - покончила с собой, утопившись в реке Оус.

Идеи,
подаренные миру. Новаторство в способах изложения преходящей мирской
суеты, отображения внутреннего мира героев, описание множества путей
преломления сознания - произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд
литературного модернизма и принимались с восторгом.


http://earth-chronicles.ru/news/2014-05-08-64924

Тэги: цитаты

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.