Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Гордость большой страны.Великий советский конструктор Василий Алексеевич Дегтярёв2017-04-19 17:22:55+ развернуть текст сохранённая копия «Тула веками оружье ковала!» Великий город русских оружейников подарил стране целую плеяду замечательных и самобытных мастеров — творцов русского оружия, которое с древних времён и до настоящего времени остаётся гарантом нашей независимости. Один из этих мастеров — потомственный тульский оружейник Василий Алексеевич Дегтярёв. Он родился 21 декабря 1879 года по старому стилю (2 января 1880 года по новому). Воспитанием мальчика занимался его дед — тульский кузнец Николай Миронович Дегтярёв. Он и привил внуку любовь к оружейному делу, однажды взяв его с собой в оружейный заводской музей. Едва закончив начальную церковно-приходскую школу, 11 — летний парнишка пришёл на тульский оружейный завод — надо было помогать семье, дед его к этому времени умер, а отец был неизлечимо болен. На дворе стоял 1891 год, и тульский завод приступал к выпуску нового изделия — русской трёхлинейной винтовки системы Мосина, носившей тогда название «винтовка образца 1891 года». Мальчику посчастливилось несколько раз лично увидеть знаменитого изобретателя. Трудовую деятельность Василий начал на станке по испытанию винтовочных пружин, и сразу постарался его усовершенствовать. Сергей Иванович Мосин Первый раз увидев велосипед, мальчик смастерил свой — трёхколёсный, на зависть мальчишкам всей округи. А однажды, во время одной из редких прогулок с больным отцом в окрестностях города, им встретился одинокий пахарь, неторопливо шагающий за плугом — это был граф Лев Николаевич Толстой, о чём с большим уважением и теплотой и сообщил отец своему удивлённому сыну. Когда парню исполнилось 17 лет, Василий остался единственным кормильцем большой семьи. Смышлёного мастерового вскоре перевели на более сложную работу — на сборку винтовочных затворов и магазинов, где в конце концов он достиг такого мастерства, что мог изготовить любую деталь так полюбившейся ему винтовки. На заводе родился новый оружейный мастер… В 1901 году Дегтярёва «забрили» в солдаты на долгих 5 лет, но ещё во время призыва парню объявили, что служить он будет в оружейной мастерской в Ораниенбауме, куда не редко направлялись тульские оружейники — новобранцы. Однако от стрелковой подготовки молодых солдат никто не освобождал. Однажды на полигоне, во время стрельб вышел из строя пулемёт «Максим», и Дегтярёв сумел его починить в полевых условиях, хотя об устройстве этого оружия имел самые приблизительные представления. После этого случая он был переведён на работу в опытную оружейную мастерскую, и в строй больше не становился. Красноармейцы с пулемётом Максима В этой мастерской за два года Василий Алексеевич становится одним из лучших слесарей-оружейников, досконально изучивших отечественное и зарубежное стрелковое вооружение. Но больше всего его привлекали пулемёты… Он первым знакомился с новыми образцами оружия, поступающего на испытания. Чаще всего они были иностранного производства и не отличались надёжностью. По воспоминаниям самого Дегтярёва, именно в то время, когда он устранял очередную неисправность капризного пулемёта — иностранца, у него и возникло желание смастерить свой, русский пулемёт. Довелось ему в это время встреться со знаменитыми конструкторами-иностранцами, в том числе и с Джоном Мозесом Браунингом. Браунинг демонстрировал свою новую автоматическую винтовку, надеясь на заключение выгодного контракта с Россией. Во время испытаний винтовка отказала, починил её наш «тульский левша» — Василий Дегтярёв. Джон Мозес Браунинг со своей винтовкой Пятилетний срок службы истёк, и талантливому мастеру предложили остаться в опытных мастерских вольнонаёмным. Он согласился, к тому же к нему приехала Вера, тульская девушка, которая провожала его на военную службу и обещала ждать… В 1906 году произошло судьбоносное знакомство Дегтярёва с капитаном русской армии, артиллеристом — инженером Владимиром Григорьевичем Фёдоровым. Фёдоров попросил мастера изготовить по чертежу новую остроконечную пулю. С заданием Дегтярёв справился «на отлично». С этого момента и началось долголетнее и плодотворное сотрудничество русского военного учёного и талантливого тульского слесаря, переросшее в крепкую мужскую дружбу. Владимир Григорьевич Фёдоров Фёдоров в это время работал над созданием автоматической винтовки, а точнее хотел создать новый вид оружия на базе трёхлинейной винтовки Мосина, своего непосредственного учителя. И в лице Дегтярёва он нашёл незаменимого помощника и единомышленника. Работа велась в условиях повышенной секретности и привела к ошеломляющему результату: Дегтярёв один, по чертежам, подсказкам и советам Фёдорова, учитывавшего предложения молодого мастера, изготовил первое в мире русское автоматическое оружие. Однако первый блин вышел комом — винтовка получилась тяжёлой и очень громоздкой, и явно не годилась для массового производства. В 1907 году начался новый этап творческого содружества — создание автомата Фёдорова, конструкции абсолютно новой и оригинальной, не имеющей аналогов… Первым стрелял из нового оружия человек, который и изготовил каждую деталь автомата собственными руками — Василий Дегтярёв. Прогремела короткая очередь и… все пули попали в мишень. Автомат Фёдорова В 1908 году после успешных испытаний автомата и Фёдорова и Дегтярёва перевели на военный Сестрорецкий завод, где они продолжили работу над своим детищем. В это время на заводе над созданием самозарядной винтовки трудился хорунжий Фёдор Васильевич Токарев, знакомый Дегтярёву ещё по Ораниенбауму. Возникла здоровая конкуренция, которая пошла на пользу всем русским изобретателям — оружейникам. Однако на самом высоком уровне их работа не была оценена по достоинству. «Нам не хватит патронов!» — с таким аргументом Николай II не разрешил запустить в массовое производство ни автомат Фёдорова, ни винтовку Токарева. Официально же производство нового оружия тормозилось по сущему для того времени пустяку — «он выбрасывал гильзы вверх и мог демаскировать солдат!». Наконец, когда и этот «недостаток» был устранён, и стрелянные гильзы полетели вперёд, Сестрорецкому заводу поступил заказ на изготовление первой партии автоматов в количестве 150 единиц. Перед самой войной, в 1913 году, автомат Фёдорова был усовершенствован и приспособлен под новый, изобретённый им малокалиберный патрон. Началась Первая мировая война, и все конструкторские работы были свёрнуты. Фёдорова командировали в Японию закупать винтовки, Дегтярёв вынужден был работать обычным мастером на заводе, к этому времени у него в семье росло уже четверо детей. Но любимое дело он не бросил — усиленно занимался самообразованием, в том числе изучил от корки до корки научный труд своего учителя «Основания устройства автоматического оружия», подаренный ему самим автором. Огромный практический опыт, накопленные и приобретённые знания в области создания стрелкового оружия ждали своего часа… Монотонная работа на заводе Дегтярёва тяготила, и при первой возможности он вернулся в мастерские Ораниенбаума. Там им в 1916 году была отлажена партия автоматов Фёдорова, изготовленная ещё до войны. Ими, после короткого обучения, была вооружена группа солдат из 60 человек и отправлена на фронт. Советские разведчики, вооружённые автоматами Фёдорова, на захваченном финском доте. 1939-1940 Первые русские автоматы вступили в войну. В том же 1916 году Дегтярёва снова направляют в Сестрорецк, где он демонстрирует своему удивлённому учителю, который в это время носил уже генеральские погоны, свою собственную разработку — автоматический карабин. С этого момента учитель и ученик стали на равных… Первая мировая война закончилась для Российской империи революцией и ещё более кровавой гражданской войной. И учитель, и ученик встали на сторону советской власти. Фёдоров был назначен директором военного завода в городе Коврове Владимирской области, а Дегтярёв — его помощником, руководителем опытной мастерской. Им удалось наладить производство автоматов Фёдорова для Красной Армии. В 1922 году Фёдоров получил государственную премию за созданный им автомат, ровно половину он передал своему другу и соратнику Дегтярёву, который на эти деньги приобрёл собственный дом для своей большой семьи. В 1924 году у Дегтярёва появилась возможность воплотить в жизнь свою мечту: создать отечественный лёгкий ручной пулемёт. Работу по его созданию курировал лично Михаил Васильевич Фрунзе. На этот раз главным конструктором нового оружия был уже Василий Алексеевич, а Фёдоров оказывал ему необходимую помощь и поддержку. Государственная комиссия Главного артиллерийского управления Красной Армии увидела пулемёт Дегтярёва в деле осенью 1924 года. Пулемёт на испытания в Москву Василий Алексеевич и двое сопровождающих привезли в деревянном ящике, в теплушке общего пассажирского вагона. На испытаниях присутствовал Семён Михайлович Будённый, он возглавлял приёмную комиссию и лично опробовал оба пулемёта. Да, в этот день испытывались два пулемёта, вторую разработку представил на испытания старый знакомый Дегтярёва, Токарев Ф.В. Ручной пулемёт Дегтярева ДП обр. 1927 Во время стрельбы у пулемёта Дегтярёва сломался боёк! Разъярённый неудачей изобретатель полностью переделал конструкцию оружия, которое так его подвело. Но новый пулемёт, на доводку которого потребовалось целых два года, стоил потраченного на него времени. И вот новые испытания, на том же полигоне. И снова старый друг-соперник Токарев, а в добавок к нему ещё и иностранец — немецкий пулемёт Драйзе. Оружие Дегтярёва показало лучшую кучность боя и поразившую членов комиссии живучесть — отстреляв двойную норму боеприпасов без охлаждения ствола, пулемёт был готов к дальнейшему использованию. Замолчал пулемёт Токарева, захлебнулся немец, а «Дегтярёв» продолжал вести огонь. Смотр остановили на 2647 выстреле. Ни один другой пулемёт в мире не был способен на такое. Но испытания на этом не закончились — пулемёты погружали в воду, валяли в пыли, измазывали грязью. Выжил после такой экзекуции только «Дегтярёв», выпустив по мишеням больше 20 000 пуль! Это была победа, с которой поздравил счастливого конструктора Климент Ворошилов. В феврале 1927 года военные заводы начали серийный выпуск легендарного ручного отечественного пулемёта с маркой «ДП» на кожухе, что означало «Дегтярёв пехотный». Производство «ДП» продолжалось без малого 18 лет, и долгое время равных ему не было. Дегтярёв с пулемётом ДП Сравнительно лёгкий, чуть тяжелее 9 кг, он стал мощным индивидуальным оружием бойцов Красной Армии. Сменный магазин в форме плоского блина, рассчитанный на 47 патронов не демаскировал стрелка. Даже разведчики во время Великой Отечественной войны брали это грозное оружие в рейды за линию фронта. Скорострельность пулемёта была оптимальной — до 600 выстрелов в минуту, а выпущенная из него пуля сохраняла свою убойную силу до 2,5 км. При применении патрона с тяжёлой пулей образца 1930 года пулемёт был способен поражать противника на расстоянии до 3,5 км, поэтому он применялся и против самолётов, особенно в начальный период войны. Советская промышленность выпустила 795 000 ручных пулемётов системы Дегтярёва. Это абсолютный рекорд. В умелых руках пулемёт был незаменимым оружием. Вот выписка из наградного листа на Сергея Андреевича Степанова, пулеметчика 2-й стрелковой роты 676-го стрелкового полка 15-й стрелковой дивизии 29-го стрелкового корпуса: «16.8.1943 г. в бою за села Городище, Гавриловка Сумской области, действуя исключительно смело, со своим ручным пулеметом тов. Степанов подобрался на фланг противника и уничтожил до 30 фашистов. При форсировании реки в Черниговской области тов. Степанов одним из первых переправился через реку и, ведя интенсивный пулеметный огонь по противник, уничтожил при этом до 50 гитлеровцев25.9.1943 г. в бою за с. Пелипча Черниговской области Степанов смело пробрался в тыл противника, открыл меткий огонь по отходящим колоннам, уничтожив при этом до 100 гитлеровцев… Тов. Степанов подобрался к складу с горючим и поджег его, после чего поджег склад с боеприпасами и вступил в перестрелку с их охраной. В этом бою был ранен в ногу, но не покинул поля боя, а продолжал сражаться с противником, и только при втором ранении в руку по приказу командира роты он оставил поле боя. За проявленный исключительный героизм в боях с немецкими оккупантами тов. Степанов достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Документ подписан 5.10.1943 года подполковником Оноприенко. Пулемётчики на параде Следующий шаг мастера — авиационный пулемёт, заменивший английский «Льюис». Потребовалось изготовить больший по ёмкости магазин и прикрепить к пулемёту мешок для стреляных гильз. Больших затруднений у конструктора это не вызвало. После успешного применения «ДП» в самолётах настало время броневых машин и танков — для них тоже требовались простые и надёжные пулемёты. С установкой «ДП» в танке успешно справился молодой сотрудник конструкторского бюро Дегтярёва и Фёдорова, в которое по существу превратилась опытная мастерская, Георгий Семёнович Шпагин, сконструировав оригинальную шаровую установку, позволяющую вести огонь танкисту-пулемётчику под любым углом. В 1929 году опытная мастерская получает новое срочное задание — создать крупнокалиберный пулемёт, не уступающий зарубежным аналогам. В его разработке принимали участие практически все конструкторы мастерской, но наибольший вклад внесли Дегтярёв и Шпагин, поэтому это мощное изделие получило название «12,7 мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина образца 1938 года». Пулемёт превзошёл все существующие иностранные системы подобного класса. На расстоянии в 500 метров он легко пробивал стальную 15-мм броню высокой твёрдости, скорострельность его достигала 1500 выстрелов в минуту, а прицельная дальность превышала 3,5 км. ДШК ведёт зенитный огонь. Ленинград. 1942 До 22 июня 1941 года на Ковровском механическом заводе было выпущено около 2000 ДШК, а к концу Великой Отечественной войны это число возросло до 9000 экземпляров. ДШК применялся во всех родах войск, в том числе в системе ПВО, устанавливался на бронемашинах, бронепоездах, танках, бронекатерах и более крупных военных кораблях. Его сметающая ураганная мощь не оставляла врагу никаких шансов. Крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина — это практически единственное оружие, созданное до войны, которое состоит на вооружении и применяется в вооружённых конфликтах в настоящее время. 2 января 1940 года, в день своего 60 — летия, В.А. Дегтярёв услышал по радио: «…Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении конструктора Дегтярёва… За выдающиеся успехи в деле изобретения и конструирования новых, особо важных образцов вооружения Красной Армии присвоить товарищу Василию Алексеевичу Дегтярёву звания Героя Социалистического Труда с вручением высшей награды СССР ордена Ленина и выдать денежную премию в размере пятидесяти тысяч рублей». Указ о присвоении В.А. Дегтярёву звания Героя Социалистического Труда. 1940 Доктор технических наук и депутатом Верховного Совета ССР. Казалось бы, человек достиг вершины своих возможностей, большего от него нечего ожидать, и ничего нельзя от него требовать. Но в мире становилось всё тревожнее, по Европе расползалась коричневая чума фашизма, совсем недавно отгремели бои на Халхин-Голе, продолжалась связанная с огромными трудностями советско-финская война. Дегтярёв не собирался уходить на покой, он занимался усовершенствованием своего автомата, первые образцы которого увидели свет ещё в 1934 году. И автомат с повышенной ёмкостью магазина, вмещавшего 73 патрона, был создан под наименованием ППД-40, он принял участие в заключительных боях финской компании, и встретил огнём гитлеровских оккупантов, перешедших границу СССР 22 июня 1941 года. На Ковровском заводе было изготовлено 81 118 автоматов с маркой ППД. Вскоре ему на смену пришёл более простой в изготовлении автомат ППШ, создателем которого стал ученик Дегтярёва Шпагин. Моряки Балтийского флота, вооружённые ППД и ППШ Следует отметить, что Дегтярёва никто не принуждал вступать в ВКП (б), решение он принял сам, накануне войны. Неоценимый вклад внёс тульский мастер в разгром фашистов под Москвой. Танковые клинья гитлеровцев рвались к столице. Их были тысячи, во много раз больше того числа, что выдают современные «историки». Кроме бронированных машин немецкого производства к Москве позли французские, чехословацкие, итальянские, польские танки. Были среди них и трофейные — советские. Все силы и средства Красной Армии были брошены навстречу бронированным армадам. Но из катастрофически не хватало. Именно тогда Дегтярёв со своими товарищами совершили беспримерный подвиг: за несколько недель они создали принципиально новое оружие — противотанковое ружьё, в два раза легче немецкого и во столько же раз мощнее. Испытания показали, что выпущенная из противотанкового ружья бронебойно-зажигательная 14,5 мм пуля со стальным калёным сердечником пробивает лобовую броню любого немецкого танка на дистанции до 500 метров. Расчёт ПТРД Вместе с 5-зарядным ПТР Симонова ПТРД (противотанковое ружьё Дегтярёва) было немедленно принято на вооружение и вступило в бой. Производство ПТРД шло круглосуточно в трех цехах — в первом изготовлялся ствол, во втором ложе и приклад, в третьем затвор. За одним из станков трудился и сам создатель ружья. Серийное производство ПТРД началось в Коврове 22 сентября 1941 года, в октябре первая партия из 50 ружей была отправлена на фронт. Всего в 1941 году было выпущено 17 688 ружей, а в 1942 году — 184 800 ПТРД. А за всё время Великой Отечественной войны было изготовлено 281 111 ПТРД. Об эффективности нового оружия говорит выдержка из телеграммы с фронта 41 года: «На нашем участке фронта противник ведет беспрерывные контратаки большими силами танков. Воины нашего соединения в этих боях за последние 10 дней подбили около 200 танков. Около половины из них подбито бронебойщиками, вооруженными противотанковыми ружьями Вашей конструкции… редактор газеты «Армейская правда» Авдюхин». Противотанковый расчёт с ПТРД. 1941 …11 января 1943 года возле хутора Дядин Белокалитвинского района Ростовской области на пути немецких танков, прорвавшихся в тыл советских войск, встал всего один боец — Старцев Фёдор Григорьевич. Отважный красноармеец, ведя огонь из ПТРД, подбил и сжёг 11 вражеских танков, сорвав контратаку гитлеровцев. Старцев погиб во втором своём бою, 18 января, уничтожив ещё четыре фашистских танка. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. Хорошо известно, что практически вся наземная боевая техника гитлеровцев, пересекшая границу СССР в июне, к концу года прекратила своё существование. Танки, бронемашины, весь автотранспорт и мотоциклетный парк были уничтожены, или вышли из строя по другим причинам. Для продолжения военных действий фашистам потребовалась полная замена всей немецкой техники. Да и тех солдат вермахта, кто начал воевать с Советским Союзом в 41-ом, к концу войны практически не осталось. Противотанковое ружьё Дегтярёва в начальный период войны способно было уничтожить любой немецкий танк, не говоря уже об автомашинах и мотоциклах. Большой любовью пользовалось противотанковое ружьё у партизан — … пули легко пробивали паровозные котлы и цистерны с бензином, бронетехника не спасала карателей в «партизанских краях» от метких выстрелов из засад. Даже низколетящие самолёты становились добычей длинноствольного ружья. Использовалось оно и для подавления вражеских огневых точек, и как снайперское оружие. В сражениях Великой Отечественнной войны ручному пулемёту пришлось противостоять страшному противнику, лучшему оружию фашистской Германии — единому пулемёту MG — 34, и его модификации MG — 42. Уступая по основным тактико-техническим показателям немецкой «машине смерти», более мобильный, лёгкий и надёжный ДП прошёл суровые испытания, и над поверженным рейхстагом прозвучала его победная симфония. В обороне До конца войны Дегтярёв занимался организацией массового производства оружия, улучшил свой ручной пулемёт, который был принят на вооружение 14.10.1944 года под названием «7,62-мм ручной пулемёт Дегтярёва, модернизированный (ДПМ)». Свои опыт и знания Дегтярёв щедро передавал ученикам: Сергею Гавриловичу Симонову, конструктору автоматической винтовки, самозарядного карабина и 5-зарядного ПР, Георгию Семёновичу Шпагину, соавтору Дегтярёва по изобретению крупнокалиберного пулемёта ДШК, и конструктору основного автомата Красной Армии — знаменитого ППШ, Пётру Максимовичу Горюнову — создателю великолепного станкового пулемёта СГ-43, пришедшего на смену легендарному пулемёту «Максим». За заслуги в укреплении обороноспособности страны гениальный русский конструктор стрелкового оружия Дегтярёв Василий Алексеевич четырежды награждался Сталинской премией (последняя награда посмертно), стал вторым после Сталина Героем Социалистического Труда, был представлен к званию генерал-майора инженерно-артиллерийской службы и степени доктора технических наук, трижды награждался Орденом Ленина, является кавалером ордена Суворова I и II степени, награждён орденом Красной Звезды и орденом Трудового Красного Знамени и различными медалями. Генерал-майор Василий Алексеевич Дегтярёв Скончался Дегтярёв 16 января 1949 года и был похоронен в городе Коврове на Иоанно-Воинском кладбище. Именем Дегтярёва назван завод в Коврове, на котором он трудился вплоть до своей смерти. Улицы многих городов России названы в честь тульского мастера. Источник *** И уймитесь, поборники т.н. "белой России" — русские конструктора остались в России. http://aloban75.livejournal.com/2612884.html Тэги: #исторические, #история, большой, василий, гордость, дегтярёв, личности, страны Гордость большой страны : Лев Израилевич Горлицкий - конструктор бронетехники2017-03-07 07:27:44Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у nikolay_siya в Горлицкий Л.И. - конструктор бронетехники Большинству известны такие советские конструкторы бронетехники как Кошкин Михаил Ильич, Морозов Александр Александрович, Котин Жозеф Яковлевич, а так же их боевые машины. Имя же этого конструктора оставалось как бы в тени, хотя техника которую он спроектировал широко известна и наряду с Т-34, КВ и ИС внесла решающий вклад в нашу Победу. Под его руководством в период Великой Отечественной войны созданы проекты 13 боевых машин, четыре из которых – СУ-122, СУ-85, СУ-85М и СУ-100 – были приняты на вооружение Красной Армии. Лев Израилевич Горлицкий, родился 18 февраля (3 марта) 1906 года в селе Степанцы (ныне Черкасская область, Украина). В 1927 году Горлицкий поступил в Киевский политехнический институт на мехфак. С третьего курса группу студентов перевели в Ленинградский военно-механический институт, который он окончил в 1932 году и был направлен в КБ-3 (артиллерийское) на завод «Красный Путиловец». Войну Горлицкий встретил в должности главного конструктора по артиллерийскому производству на Ленинградском заводе имени Кирова. С июня до октября 1941 года его отдел занимался установкой орудий в долговременные огневые точки, защищавшие подступы к Ленинграду. В октябре производство было эвакуировано в Свердловск и стало частью Уральского завода тяжёлого машиностроения. 23 октября 1942 г. Государственный Комитет Обороны поставил перед оборонной промышленностью задачу в короткие сроки наладить массовое производство самоходно-артиллерийских установок. Уралмашзавод получил задание спроектировать и изготовить опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-122, вооруженной 122-мм гаубицей. Первенец Горлицкого, СУ-122, была скорее штурмовым орудием. САУ отличалась от танка, прежде всего, отсутствием вращающейся башни и более мощным вооружением. Корпус самоходной установки – боевая рубка – спроектирован заново. В наклонном лобовом листе корпуса в специальной амбразуре помещалась качающаяся часть 122-мм полевой гаубицы. Орудие имело два прицела – танковый телескопический шарнирный (для стрельбы прямой наводкой) и гаубичный с панорамой (для стрельбы с закрытой позиции). Для стрельбы использовались осколочно-фугасные, а позднее и кумулятивные снаряды. Машина была эффективна против огневых точек и живой силы, но малая начальная скорость гаубичного снаряда не позволяла ей по-настоящему противостоять танкам. За создание СУ-122 Л.И.Горлицкий был удостоен Государственной премии. В середине 1943 г. конструкторским коллективом, которым руководил Л.И.Горлицкий, была создана новая артиллерийская самоходная установка СУ-85. Для крепления орудия была разработана оригинальная рамочная конструкция, которая позднее была принята для всех самоходных установок. По сравнению с СУ-122 увеличилась эффективная дальность стрельбы по немецким бронированным машинам в полтора раза. Создание СУ-85 совпало с появлением новой немецкой техники («Пантера», «Тигр», «Фердинанд»). Имея лучшую подвижность, чем тяжелые немецкие танки, СУ-85 при своей сравнительно ограниченной броневой защите успешно вела с ними борьбу на средних и малых дистанциях, но на расстоянии свыше 800 метров ее орудие было не эффективно. СУ-100 была создана в начале 1944г. СУ-100 при незначительном увеличении веса обладала более мощным вооружением, чем СУ-85, и более сильной броневой защитой. На СУ-100 возлагали задачи непосредственной поддержки атакующих танков на поле боя, борьбы с тяжелыми танками противника и подавление его противотанковых средств. 100-мм бронебойный снаряд с начальной скоростью 900 м/с пробивал с расстояния в 1000 м 160-мм броню. Высокая скорострельность (8-10 выстрелов в минуту при стрельбе с места и коротких остановок) обеспечивалась благодаря свободной компоновке рубки СУ-100 и наличию полуавтоматического затвора у пушки ДС-10. В 1953 году вернулся в Ленинград, где до ухода на пенсию в 1976 году работал ведущим конструктором на ЛКЗ. Умер Горлицкий 2 ноября 2003 года. http://back-in-ussr.com/2017/03/gorlickiy-li---konstruktor-bronetehniki.html Оригинал взят у amarok_manДружить со мной в социальных сетях: Тэги: #исторические, #история, #ссср, большой, гордость, личности, страны Гордость большой страны. Выдающийся актер Георгий Вицин2017-02-07 00:11:35Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у aloban75 в Георгий Вицин Талантливый советский актер Георгий Вицин знаком практически каждому, а его персонажи пользовались огромным успехом и заслужили всенародную любовь. Актер старался не пользоваться своей знаменитостью и вел тихую скромную жизнь. Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Но на самом деле вместо 1917-го был указан 1918-й, чтобы болезненного мальчика отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе. Вицин всю жизнь не любил экзамены, причем в любом виде. В классе он частенько прятался за чужие спины. В итоге, решил побороть застенчивость и закомплексованность и двинулся прямо навстречу опасности — в артисты. После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу». На следующий год выбрал вахтанговскую «Щуку». Через год ушел оттуда и нашел себя в театральном училище при Втором МХАТе, куда и был зачислен по окончании учебы. Настоящая кинокарьера началась в 1951 году сразу с серьезной роли — Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский». Вицин был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение опять на роль Гоголя — в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка. Георгий Вицин снимался в разных жанрах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист в фильме Семена Тимошенко „Запасный игрок“ в 1954 году. Вицин всегда выглядел очень молодо, поэтому часто играл героев гораздо моложе себя по возрасту. Роль скромного Кости Канарейкина Вицин исполнил уже будучи в возрасте за тридцать. В 37 лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю в „Запасном игроке“. В 46 лет блестяще исполнил роль 25-летнего Миши Бальзаминова. Но были и обратные превращения: в 38 лет он сыграл деда Мусия в фильме „Максим Перепелица“. Перед съемками „Запасного игрока“ целый месяц актер ежедневно тренировался на стадионе, чтобы сбросить вес. А на репетиции боксерского поединка Вицин так вошел в образ, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, из-за того, что в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил отвращение к табаку. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить. Но в роли пьяницы был очень убедительным, хотя в реальной жизни вообще не употреблял спиртного, правильно питался, увлекался дыхательной гимнастикой. Иногда — прямо на съемочной площадке. Вицин очень серьезно занимался йогой. Стоял на голове, принимал позу лотоса, не ел мяса, регулярно медитировал. А к йоге его приобщил Савелий Крамаров, с которым они подружились на „Джентльменах удачи“. Оба в кино играли дурачков, а в жизни были интеллигентными, образованными людьми. Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии по йоге (тогда была запрещена) он отдал Вицину. Коллеги по цеху по-разному воспринимали образ жизни Вицина. Например, Нонна Мордюкова, после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: „Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!“. Вообще поначалу Вицину предрекали карьеру драматического актера, но в 1961 году вышла короткометражка Гайдая „Пес Барбос и необычный кросс“, изменившая направление всей его кинокарьеры. Так он стал Трусом, а Гамлета сыграл Смоктуновский. После выхода „Самогонщиков“ со всей страны стали слать письма мешками требуя от Гайдая снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. Кульминационным моментом для троицы стала „Кавказская пленница“ — лидер проката в отечественном кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей. Именно на съемках „Кавказской пленницы“ Вицина еле уговорили выпить кружку пива. Сначала он наотрез отказывался: „Пиво не буду, налейте шиповник“. Один дубль, второй, третий… Так выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: „Не пойдет! Пены-то нет!“ Никулин предложил положить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: „Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!“ Несмотря на образ Труса, Вицин был удивительно смелым человеком. Например, на съемках фильма „Она вас любит“ была запланирована сцена со львом, причем зверь должен был быть на безопасном расстоянии и за решеткой. Но в какой-то момент что-то пошло не так, и хищник вплотную подошел к актеру. В шоке были все. Но только не Вицин. „Не бойтесь, — сказал он, — львы смелых людей не трогают“. И погладил животное… В это сложно поверить, но в реальной жизни Трус, Балбес и Бывалый не дружили. Вицин даже позволял себе нелестные высказывания в адрес коллег. Моргунов и Никулин тоже не упускали возможности его поддеть. Но все это было за кадром. Вицин семь раз сыграл Труса. Потом был Хмырь в „Джентльменах удачи“, пьяница из комедии „Не может быть“. Менялись сценарии, а образ оставался прежним — простачок-выпивоха. Зритель думал, что в жизни он тоже пьяница, и к нему всегда приставали забулдыги и предлагали: „Третьим будешь?“ На что Вицин отвечал: „Нет, я могу быть только четвертым и такова концепция“. Вицин озвучил множество мультфильмов.К озвучиванию он подходил не менее ответственно, чем к актерской игре. Его голосом говорит домовенок Кузя, снеговик-почтовик, множество зайцев из самых разных мультфильмов и даже Кот в сапогах. Не обладая самой эффектной внешностью, Вицин увел жену у главного режиссера театра. Эта любовная история потрясла всю театральную Москву. Молодой актер Вицин влюбился в актрису Дину Тополеву — жену народного артиста СССР Николая Хмелева. Ему было 19 лет, ей — 35, но она ответила ему взаимностью и ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, хотя официально так и не расписались. Однако Хмелев (на фото) простил жену и своего ученика и по-прежнему давал им новые роли. Когда актер уже был женат, а актриса осталась одна и сильно болела, Георгий Михайлович ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Мало того, в то время законная супруга Тамара Федоровна во всем поддерживала мужа. Свою официальную жену Вицин тоже встретил в театре. Тамара Мичурина, работала там бутафором. Их знакомство состоялось на Пасху, когда в комнату, где находилась Тамара с коллегами, вошел Вицин с крашеным яйцом в руке. „Девочки, я пришел похристосоваться“, — сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза… и начали встречаться. Вицину нравились женщины “в теле”, он говорил: „Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик“. Георгий Вицин не испытывал страсти к богатству. Старался жить скромно. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. А рисовал он замечательно. На фото его шарж на Юрия Никулина. Талант унаследовала его единственная дочь Наталья, ставшая художницей. В конце жизни он выступал с юмористическими концертами, а на вырученные деньги покупал еду для бродячих собак. Однажды подобрал полуживую бездомную овчарку, выходил и назвал Мальчиком. Пес любил спать на своем хозяине. А когда Вицину звонили, супруга отвечала: „Он не может подойти. На нем спит Мальчик. Бедная собака так настрадалась… Пусть теперь отдохнет“. Георгий Вицин сыграл более ста ролей в кино. Народ полюбил его за Труса, а ему больше всех нравилась роль сэра Эндрю в „Двенадцатой ночи“. »В Англии вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора," — говорил актер в одном из интервью. Однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Вицин, я его брат», — пытался вывернуться Вицин. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!» Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, Вицин перебрался в «хрущевку» в Староконюшенном переулке. Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года (по другим источникам — 23 октября) в одной из московских больниц. Причиной смерти актера стали хронические заболевания печени и сердца. Похоронен актер в Москве, на Ваганьковском кладбище. На прощание с артистом приехали его вдова и дочь, несколько родственников и соседи. Собрать средства на памятник и ограду могилы не удавалось несколько лет. Помним…http://back-in-ussr.com/2017/02/skromnaya-zhizn-talantlivogo-aktera-georgiya-vicina.html Георгий Вицин Тэги: #исторические, #история, большой, гордость, личности, страны Гордость большой страны. Выдающийся кинорежиссер Леонид Гайдай2017-02-05 23:31:09+ развернуть текст сохранённая копия Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области. Его отец Иов Исидорович Гайдай был уроженцем Полтавщины, родился в семье крестьян, работал с 11 лет, имел три класса образования и он очень любил читать. В 22 года он был осужден на каторжные работы почти на семь лет. Другому каторжному ссыльному Егору Любимову понравилось его трудолюбие, и Любимов написал письмо домой в Рязань, выступив в роли свата для своей сестры — Марии Любимовой. В письмо для убедительности он вложил фотографию Иова Гайдая. В Рязани это письмо из каторжной Сибири читали всей родней. Старшие сестры Мани Любимовой, Зоя и Клавдия, разглядывая фотокарточку, сказли: «Он же лысый!» Однако кандидатуру жениха утвердили. Каторга Иова Гайдая закончилась в апреле 1913 года, и он поселился в Амурской области, начав работу на постройке Амурской железной дороги. В 1923 году Гайдай с женой и тремя детьми — Александром, Августой и совсем маленьким Леонидом переехал в Читу, позже — в приангарский железнодорожный поселок Глазково, расположенный в предместье Иркутска, где Леонид Гайдай начал учиться в Иркутской железнодорожной школе №42. В детстве Леонид очень любил кино, особенно фильмы Чаплина. В воскресенье, когда показывали Чаплина, Леня приходил на первый сеанс. В конце фильма он ложился на пол между рядами, заползал под сидения и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть фильм. Иногда он проделывал этот номер несколько раз в день. Леонид был озорным и непредсказуемым ребенком. Он неплохо учился, много шалил, задирал в школе девчонок. Любит разыгрывать, конфликтовать, лихо бренчал на балалайке, участвовал в художественной самодеятельности, ездил с культурным десантом от клуба железнодорожников по Кругобайкальской дороге, с удовольствием декламировал Маяковского и Зощенко. В 1940 году ему была вручена книга Чехова «По Сибири» с надписью: «Лучшему участнику художественной олимпиады Гайдаю Лене. 14.V.40». 18 июня 1941 года Леонид Гайдай окончил школу, а 23 июня 1941 года вместе со всеми одноклассниками он пошел записываться добровольцем в армию, но в военкомате им сказали, что они должны немного подождать. И тогда Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время гастролировал Московский театр сатиры. На время войны Театр Сатиры остался в Иркутске в эвакуации. Гайдай смотрел все их спектакли, ездил вместе с ним на гастроли и одновременно занимался в театральной студии при Доме Культуры железнодорожников. Он играл там в нескольких спектаклях, в частности, «Свадьба» и «Медведь» по Чехову. Позже в письме к брату Леонид Гайдай писал: «... 20 июня 1941 года в 42 ж. д. (школе. — В.Г.) был выпускной бал. Нам вручили аттестаты об окончании школы. А 22 июня, как известно, война... Мы узнаем о ней в 17 часов по иркутскому времени. Как раз в это время я с папой сажал тополя перед домом (вдоль забора, который смотрит на улицу сбоку). Почему—то в это время нам (я имею в виду нашей школе) было очень весело, каждый хотел быстрее попасть в армию, отправиться на фронт воевать с фашистами. Многих постепенно призывали. ...Я, зная, что обязательно буду призван, в сентябре 1941 года поступил на работу в Иркутский облдрамтеатр рабочим сцены. Моя трудовая книжка, которая сейчас на «Мосфильме», датирована сентябрем 1941 г. Так что мой трудовой стаж — 2 года. Вскоре в Иркутск был эвакуирован московский Театр сатиры, а иркутский театр уехал работать в Черемхово. Я был оставлен в Т—ре сатиры. Работал — ставил декорации, открывал и закрывал занавес... Почти все спектакли выучил наизусть (я имею в виду текст). Познакомился с такими замечательными актерами, как В.Я.Хенкин, П.Н.Коль, Н.И.Слонова, А.И.Любезнов, Е.Я.Милютина и др. Некоторым из них — бегал за водкой... 7—го февраля 1942 года, наконец, был призван в армию. Запомнился эпизод: нас уже погрузили в теплушки, вечер... и вдруг я слышу: «Леня!» Выглянул и увидел маму с узелочком. Как она меня нашла — уму непостижимо... Принесла свежеиспеченных пирожков...». Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей работой справлялся успешно. Несмотря на то, что новобранцев часто забывали накормить, и они сильно голодали. Еще один отрывок из письма брату: «Я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я «поставленным голосом» подавал команды. Бывало, устраивался такой спектакль. В выходной день, когда все отдыхали в казарме (а казарма была огромная, вмещала два эскадрона — целый дивизион), а я был дежурным по дивизиону, мне один из дневальных сообщает, что идет командир полка. Я специально уходил подальше от входных дверей и ждал. Вскоре раздавался крик дневального: «Дежурный к выходу!» Я, придерживая шашку (ее полагалось носить только дежурному), стремглав бросался к выходу. Увидев командира, я на всю казарму орал: «Дивизио—он, встать! Смирно!» Грохот встающих и... тишина. Строевым подхожу к командиру и четко докладываю. Командир не торопится отдавать команду «вольно», медленно идет по проходу, образованному двухэтажными нарами, вглядывается в стоящих по стойке смирно красноармейцев... Только наши шаги. Пройдет командир этак метров 30, а потом тихо скажет мне: «Вольно». Тут я благим матом (хотя тишина) орал: «Вольно—о—о!» Снова шум, говор... Начальству нравилось. Активно участвовал в самодеятельности...» Гайдай, как и другие его сверстники, хотел попасть на фронт. И когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал «Я». «Кто в артиллерию?» «Я», «В кавалерию?» «Я», «Во флот?» «Я», «В разведку?» «Я» — чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Из этого случая, через много лет родился эпизод фильма «Операция «Ы». Гайдая направили на Калининский фронт. Он рассказывал: «Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву. Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами шел, не останавливаясь, ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел». Гайдай попал во взвод пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл, брал языка и был награжден несколькими медалями. В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине и был тяжело ранен в ногу. Он провел в госпитале около года и перенес 5 операций. Врачи хотели ему ампутировать ногу, но он категорически отказался, ссылаясь на то, что «одноногих актеров не бывает». Последствия этого ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, из нее выходили осколки, воспалялась кость и начинались сильные боли. Он был инвалидом, хотя никогда не говорил об этом. Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались. Леонид Иович терпеть не мог показывать свои болезни или недомогания. Выписавшись из госпиталя, Леонид Гайдай пришел в Иркутский областной драмтеатр, и поступил при нем в студию, которую окончил в 1947 году, несмотря на то, что с детства не выговаривал буквы «р» и «л». Он играл в спектаклях драмтеатра два года, был хорошим актером и пользовался успехом у публики. О его работе в спектакле по роману Фадеева «Молодая гвардия» писали в газете. Но Леонид достаточно трезво оценивал потенциал своей специфической внешности. И он начал присматриваться к работе режиссеров. Вопрос об отъезде младшего члена семьи в Москву решался на семейном совете. Иов Исидорович пообещал сыну регулярную материальную помощь от себя. Александр Гайдай также заверил младшего брата, что будет выделять из своего офицерского жалованья деньги на столичное житье—бытье Лелика. В 1949 году Гайдай поехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Григория Александрова, оказавшись на фоне остальных студентов одним из самых заметных. Гайдай поступал со стихотворением Ярослава Смелякова «Про девочку Лиду», которое позже Демьяненко читал Селезневой. Признанных мэтров он удивлял свои актерским талантом. Пырьев и Барнет на просмотрах его студенческих работ сползали со стульев от смеха. Однажды Гайдай с приятелем выходили из института, и молодая сотрудница ВГИКа, боясь идти по темным улицам, пошла с ними. Через несколько минут Леонид, стараясь говорить как можно развязнее, обратился к девушке: «А ну, снимай шубу!.. Я что, непонятно сказал? Или тебе помочь?» Когда та, растерявшись, начала раздеваться, студенты рассмеялись. И тут же с первого же курса начинающий режиссер был отчислен за профнепригодность. Гайдаю стоило немалого труда восстановиться во ВГИКе с испытательным сроком. Еще будучи студентом, Гайдай поработал режиссером—практикантом и снялся как актер в комедии Барнета «Ляна». В 1958 году Гайдай снялся еще в одном фильме — в оптимистической драме «Ветер». Это была последняя его работа в качестве актера в чужих фильмах. С середины 1950—х годов Леонид Иович обратился к режиссуре и с тех пор на экране появлялся лишь изредка в эпизодических ролях в собственных фильмах. Во ВГИКе Леонид Гайдай познакомился с Ниной Гребешковой, на которой женился и с которой прожил всю жизнь. У супругов родилась дочь Оксана. Ухаживая за будущей женой, как много позже Шурик в его фильме, Гайдай много рассказывал — о фронте и об Иркутске. Гребешкова и Гайдай ходили пешком из института до Гагаринского переулка, где жила Нина (так зовут и героиню комедии), он неизменно опаздывал на последнюю электричку, а когда спустя несколько дней Гребешкова высказала ему по поводу несвежей рубашки, Гайдаю ничего не оставалось, как сделать ей предложение. Сама Нина Гребешкова вспоминала: «Мы учились во ВГИКе на одном курсе. Он пришел после фронта — раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась... Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят (у нас учились и Кулиджанов, и Ордынский) — один, второй... Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт. А мне было 17 лет... Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты. Мы сняли комнату. Леня был сталинский стипендиат, получал 800 рублей. А я уже снималась, у меня были свои деньги. Как актриса уже была востребована. Кстати, Леня очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию. Потому что стать Гайдай... Не то мужчина, не то женщина». С 1955 года Гайдай — режиссер киностудии «Мосфильм». Первый фильм «Долгий путь» Гайдай поставил совместно с В.И.Невзоровым в 1956 году. Каким—то образом Михаил Ромм разглядел в молодом режиссере талант комедиографа и посоветовал ему работать в этом направлении. Именно в мастерской Ромма в 1958 году появилась первая комедия Гайдая «Жених с того света» с Вициным и Пляттом в главных ролях. Картина была встречена чиновниками в штыки, фильм обругали, сократили и пустили вторым экраном. Леонид Гайдай испытал сильное душевное потрясение. Следующий его фильм «Трижды воскресший» вышел через два года, и не имел к комедии ни какого отношения. Картина с треском провалилась, начинающий режиссер впал в отчаяние, не зная, что снимать и уехал к родителям в Иркутск, где и произошел решающий поворот в его судьбе. На чердаке деревянного дома он обнаружил номер «Правды» с фельетоном в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника. Фельетон необычайно увлек его. Он тут же рассказал сюжет жене: «Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес — 2 метра пленки, за ним Бывалый — 3 метра, оглядывается — 1,5 метра. Общий план — бегут все...» Родные только плечами пожали: «Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?» Но Гребешкова, знающая характер мужа, вздохнув, сказала: «Потрясающе!» На роль Балбеса в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» поначалу был утвержден Сергей Филиппов, но к началу съемок он находился на гастролях, а потому ассистенты стали подыскивать других претендентов. Искали также и двух других актеров. Когда на студию пришел Юрий Никулин, Гайдай сказал: «Все, Балбес у нас есть. Не надо никаких проб». Что касается грима, то Гайдай сказал: — Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще. Многие придумки Гайдая были выброшены в корзину, во—первых, по соображениям цензурным, а во—вторых, ради ритма, ради цельности произведения. К примеру, «Пес Барбос и необычный кросс» должен был начинаться так: к высокому сплошному забору подбегает Балбес, пишет мелом громадную букву «X», затем к нему присоединяется Бывалый, выхватывает из рук Балбеса мел и пишет следующую букву «У» и передает мел Трусу. В этот миг слышится трель милицейского свистка. Трус быстренько дописывает мелкими буквами «дожественный фильм», и тройка срывается с места. Но, посовещавшись, решили, что такое начало сочтут пошлым, и благоразумно отказались от него. Был также выброшен эпизод, когда, убегая от собаки с динамитом, тройка несется мимо бабушки, которая сидит на опушке и держит корзину яиц. Все трое перескакивают через эту корзину, а затем Никулин, как бы одумавшись, возвращается и, подпрыгнув, попадает точнехонько в корзину. Сцена в общем—то соответствовала стилистике фильма, но было непонятно, что делала старушка с корзиной яиц на опушке леса. В снятом Гайдаем незадолго до «Операции «Ы» и других приключения Шурика» фильме «Деловые люди» по новеллам О’Генри также было много режиссерских находок. Гайдай чуть ли не помешался на звуках: ходил, стучал по всяким предметам и прислушивался. Когда в «Деловых людях» похищенного паренька трясут за ноги, раздается металлический звон. На вопрос, зачем он это сделал, Гайдай пожимал плечами: — Не знаю. Нравится, и все... А зачем — критики что—нибудь придумают... Тем временем 9—минутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс» имел огромный успех. Гайдай нашел настоящую «золотую жилу». Приемы эксцентрической американской комедии приобрели у него вполне советское звучание. Незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев—масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке «Самогонщики», снятой в 1962 году, в третьей новелле комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятой в 1965 году и в «Кавказской пленнице» в 1966 году. В фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Леонид Гайдай пригласил юную актрису Наталью Селезневу. Нужно было как—то добиться того, чтобы в новелле «Наваждение», где они с Шуриком готовятся к экзамену по физике, она естественно и без стеснения разделась перед камерой до купальника. Нужно отметить, что в то время подобные сцены для режиссеров и актрис были весьма проблематичны. Леонид Гайдай нашел ловкий ход. Он сказал, что в кадре актрисе нужно будет раздеться... — Но у вас, возможно, не очень хорошая фигура, — как бы засомневавшись, добавил он. — Как это не очень хорошая! — возмутилась Селезнева и одним движением скинула с себя платье. После этого актрисе было уже гораздо проще и легче сниматься в этом эпизоде. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и комедия «Бриллиантовая рука», снятая в 1968 году, и удостоенная Государственной премии в 1970 году, образовали лучшую комедийную трилогию 1960—х годов. Эти фильмы за 15 месяцев проката посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР. Всего аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Гайдая составила без учета повторного проката около 600 миллионов человек. Для сравнения — у Стивена Спилберга в США зрителей было раза в полтора меньше. Во избежание ненужной критики, Гайдай часто шел на разнообразные ухищрения. В фильме «Бриллиантовая рука» Нонна Мордюкова, обращаясь к жене Семена Семеновича Горбункова, произносила такую фразу: «Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж ходит в синагогу», но фразу эту Гайдай убрал, опасаясь обвинения в антисемитизме. В 1971 году на экраны вышла комедия Гайдая «12 стульев». Сам Леонид Иович не раз признавался, что это одна из его самых любимых картин. Экранизировать роман Ильфа и Петрова режиссер решил в 1967 году, до съемок «Бриллиантовой руки». Однако руководители Госкино велели ему подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка», и работа Гайдая над картиной начались лишь в 1970 году. Самой большой трудностью стали поиски актера на роль Остапа. Гайдай перепробовал 22 артиста, среди которых были В.Басов, В.Высоцкий, А.Баталов, О.Борисов, Е.Евстигнеев, А.Миронов, пока не остановился на ни кому неизвестном Арчиле Гомиашвили. Сам Гайдай сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова.В 1970—е годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного кино — «Иван Васильевич меняет профессию» в 1973 году и «Не может быть!» в 1975 году. Песня «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...» из кинофильма «Иван Васильевич…» стала визитной карточкой всех ресторанов страны 1970-х и 1980-х годов. А фильм стал одним из лидеров проката в том году. «В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель», — говорил Гайдай. И был верен своим пристрастиям. Трюки сыпали в его фильмах, как из рога изобилия, монтаж был жесточайшим, темп не позволял зрителю перевести дыхание, а слова и фразы сразу становились крылатыми. У Гайдая был дар работы со словом, что встречается у режиссеров не так часто. Он варьировал выражения и интонации, пока не добивался такого звучания фразы, что она становилась заразительной и ее подхватывали все, кто слышал. Так, сразу же после выхода на экран фильмов Гайдая разошлись многие реплики: «Сядем усе», «Клиент готов», «Наши люди на такси в булочную не ездят», «У вас ус отклеился», «Не виноватая я...» и т.п. Актеры вспоминают, что фильм «Кавказская пленница» еще находился в стадии съемок, а уже повсюду повторяли вслед за В. Этушем: «Шляпу сними». Подсобные рабочие ходили и бормотали друг другу при встрече: «Бамбарбия! Кергуду!» — Если рабочие смеются, значит, будет смеяться вся страна! — говорил Гайдай и был абсолютно прав. В начале 1980—х годов на экраны вышли комедии «За спичками» и «Спортлото—82». Эти картины были последними, которые имели большой успех у зрителей. Последующие работы Гайдая «Опасно для жизни!», «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон—Бич опять идут дожди» пользовались меньшей популярностью у зрителей. Прожив с Ниной Гребешковой 40 лет, в конце жизни Гайдай признался: «Мне с тобой очень повезло... Что бы я ни делал, тебе все нравится». Секрет семейного счастья был прост — Нину Павловну отличала необыкновенная женская мудрость. Она никогда не просила мужа, чтобы он снимал ее в своих фильмах. Но если предлагал, не отказывалась. Был случай, на Киевской киностудии предложили главную роль, а Гайдай в это время начал съемки «Кавказской пленницы», где Нине Павловне предстояло сыграть эпизодическую роль врача—психиатра. Гребешкова выбрала работу у мужа. «Каким был Леня? Посмотрите на Шурика, и вам все станет ясно», — говорила Нина Гребешкова. Леонид Иович был большим наивным ребенком, совершенно неприспособленным к быту. Ему не нужны были ни шикарная квартира, ни машина — ее всегда водила Нина Павловна. Чтобы заработать на кооператив, она снималась на Алма—Атинской студии, там платили больше. Сама же потом делала ремонты. «Зачем? — спрашивал муж. — У нас и так все хорошо!.. Ну, тебе это надо? Делай!» И она шла в магазин за краской и обоями. «Нинок! У тебя там лампочка перегорела», — обращался Гайдай к жене, имея в виду настольную лампу на... своем рабочем столе. «Нинок! По—моему, у тебя в машине что—то капает», — говорил он о семейных «Жигулях». Нина Гребешкова рассказывала еще один случай, который очень точно характеризует режиссера. Однажды в Москве пропал из магазинов лук. И вот она видит, что на улице торгуют луком с машины, но стоит огромная очередь. А Гайдай имел книжку инвалида войны. Жена бегом домой: — Леня, там гигантская очередь! Пожалуйста, сходи, купи хотя бы килограмм. Гайдай отправился за луком и пропал на несколько часов. Вернулся с килограммом лука. Оказывается, он все это время отстоял в очереди, поскольку стеснялся воспользоваться удостоверением. — Почему всего один килограмм, ведь давали по три? — спросила Гребешкова. — Но ты же велела один килограмм! — ответил Гайдай... Нина Гребешкова рассказывала: «Равнодушный к званиям, он имел их все — до народного СССР. Помню, когда ему давали очередной орден, он приходил и говорил: «Слушай, меня опять записали на какую—то цацку». Он не понимал, зачем артисту вообще звания. Как их можно просить? И он меня в какой—то мере воспитал. Если заслуживал — то дадут. А сама я хлопотать не буду... Зачем? Я от этого ни лучше, ни хуже не стану...» О последних годах жизни Гайдая вспоминает Нина Гребешкова: «Последние годы ему тяжело работалось. Он не был лежачим больным, но страдал — на ноге открылась рана плюс эмфизема легких. Причем он курил. Но он был счастливый человек — жил только тем, что его интересовало. Например, любил играть в карты или на «одноруких бандитах». Он проигрывал огромное количество денег. — Леня! Так никто не живет! — пыталась я остановить его. — Как никто? Я так живу. Бороться было бесполезно. К тому же я всегда работала сама, и у меня водились свои деньги... В 1993—м году Волович и Инин написали для него комедийный сценарий о подводной лодке. Но вдруг он сказал: «Ребята, я, наверное, не смогу...» В 70 лет у него началось воспаление легких... Сначала было плохо — в легких накапливалась жидкость. Потом он уже лучше стал себя чувствовать. Я бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала. И вот 19 ноября 1993 года. Стемнело... Я с ним. Он вздохнул — и все. Прибежали врачи, надели маску... Все бесполезно. Он ушел. Тромбоэмболия легочной артерии — оторвался тромб. Произошла закупорка. К тому же он страдал сердечной аритмией. Спасти его было невозможно». Сразу после смерти режиссера началась переоценка творчества Гайдая, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии. Тэги: #исторические, #история, большой, гордость, личности, страны Гордость большой страны.Клавдия Шульженко.Народный кумир с синеньким скромным платочком2017-01-23 09:50:36Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у vsegda_tvoj в К 110-летию со дня рождения Клавдии Шульженко: народный кумир с синеньким скромным платочком Об одной из самых популярных советских эстрадных артисток Клавдии Шульженко в наши дни, к сожалению, вспоминают редко. Ее песни с упоением слушали солдаты и матросы на всех фронтах Великой Отечественной войны. Легендарный «Синий платочек» на долгие годы стал ее визитной карточкой и «лирическим гимном войны», а ее голос – символом военной эпохи. Клавдия Шульженко родилась 24 марта 1906 г. в Харькове. Ее отец играл в самодеятельном духовом оркестре и пел в любительских концертах. Именно он привил дочери любовь к народным украинским и русским песням и городским романсам. Однажды, напевая у окна любимые песни, Клава услышала аплодисменты соседей. Одобрение знакомых подтолкнуло ее к смелому решению: в 16 лет она с подругой пришла в Харьковский драматический театр и предложила режиссеру устроить им прослушивание. На этом первом выступлении на сцене ей аккомпанировал «Дуня» (в будущем – известный композитор Исаак Дунаевский). Как ни удивительно, девушку приняли в труппу – она выступала в массовках и в хоре. Однако вокальные способности Клавдии значительно превосходили ее драматический талант. Она активно участвовала в концертах и дивертисментах, и постепенно в Харькове сформировала свою аудиторию слушателей. Служба в театре не прошла бесследно: актерские способности Шульженко проявились в эстрадном песенном жанре. Однако настоящую популярность певица завоевала в Ленинграде, куда она вскоре уехала. В 1929 г. Шульженко становится солисткой Ленинградской эстрады, ее пластинки выходят одна за другой. Ее песни были простыми и понятными, а исполнение таким искренним и задушевным, что, несмотря на отсутствие выдающихся вокальных данных, Шульженко никого не оставляла равнодушным. Кроме того, певица обладала безупречным вкусом и чувством меры – романсы она исполняла без лишней сентиментальности и экзальтации. Советские критики в 1930-х гг. всенародной любви к Шульженко не разделяли, ей давали такие оценки: «вчерашний день», «сомнительный репертуар», «интернациональная экзотика», да и просто «чепуха какая-то». Позже она также часто становилась объектом нападок – ее обвиняли в мещанстве, а песни называли «ноющими». Во времена ВОВ главной сценической площадкой Шульженко стали солдатские землянки, больничные палаты раненых, поля аэродромов, лесные опушки. В любых условиях она появлялась перед публикой не в шинели, в концертных платьях и туфлях на каблуках. Только в 1942 г. она дала более 500 концертов. Солдаты писали ей благодарные письма, дарили цветы, хранили ее фотографии. Ее голос стал символом военной эпохи. Именно в военные годы в ее репертуаре появилась знаменитая песня «Синий платочек». Мало кто знает, что до войны это был салонный романс, слова которого – переложение с польского стихотворения. Шульженко никогда его не исполняла, но однажды на передовой к ней подошел лейтенант Миша Максимов и сказал, что написал для этой песни новые слова. С тех пор «Синий платочек» стал всесоюзно известным шлягером, его называли «лирическим гимном войны». Заслуженная артистка РСФСР (1945) Клавдия Шульженко. В 1950-е гг. зарубежную прессу выписывали дипломаты, сотрудники спецслужб и… Клавдия Шульженко – она следила за модой и ориентировалась на французские журналы. Она первой из знаменитых советских женщин надела брюки (ей тогда было под 50!). Последний юбилейный концерт Шульженко состоялся в 1976 г., когда ей было 70. Певица и в этом возрасте выглядела эффектно и оставалась популярной. Тиражи ее пластинок достигали 170 млн экземпляров. источник Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :) Тэги: #исторические, #история, большой, гордость, клавдия, личности, страны, шульженко
Главная / Главные темы / Тэг «гордость»
|
Категория «Литературные проекты»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|