«Главный поэт Любека»
2017-05-13 12:14:53
 
+ развернуть текст сохранённая копия
 
 
(с) warshФранц Эмануэль Август Гейбель (17 октября 1815, Любек — 6 апреля 1884, там же) — немецкий поэт, драматург и переводчик.
Родился 6 апреля 1815 года в Любеке. Его отец Иоганнес Гейбель был известным теологом, а мать Элизабет Гансландт — дочерью купца. С 1825 по 1834 год Эмануэль учился в знаменитой любекской гимназии «Катаринеум», а затем отправился в Бонн изучать теологию. С 1836 года Гейбель учился классической филологии в Берлине, где познакомился с Шамиссо, Эйхендорфом, Алексисом и Беттиной фон Арним, а также активно участвовал в литературной жизни города.
В 1838 году Гейбель уехал в Афины. Здесь Эмануэль служил домашним учителем у русского посла Гавриила Катакази в течение двух лет. В то же время в Греции находился немецкий археолог и историк античности Эрнст Курциус, с которым Гейбель познакомился еще во время учебы в «Катаринеуме». Вместе с Курциусом поэт работал над переводами лирики с греческого на немецкий. Результатом этой совместной деятельности стала вышедшая в 1840 году в Бонне книга «Классические этюды».
После возвращения в Германию в 1840 был опубликован также и первый сборник Гейбеля «Стихотворения». В 1841 году по приглашению барона Карла фон Мальсбурга поэт отправился в замок Эшенберг в Циренберге. Здесь Гейбель завершил свой второй сборник «Голоса времени», печатался в кассельской газете «Salon» и работал над трагедией «Кароль Родерих». Также в Циренберге поэт познакомился с дочерью Карла фон Мальсбурга Генриеттой, которой затем посвятил множество стихотворений из цикла «Эшенберг». В 1842 году по повелению Фридриха Вильгельма IV Гейбелю был назначен пожизненный пансион размером в 300 талеров, благодаря чему поэт обрел финансовую независимость и смог совершить ряд путешествий по Германии.
В 1843 году совместно с Рудольфом Лёвенштайном, Юстусом Вильгельмом Лира и Германом Шауэнбургом Гейбель издал поэтический сборник «Немецкие песни». С 1848 по 1849 год Эмануэль Гейбель работал в Любеке учителем в гимназии . Помимо этого поэт также активно участвовал в культурной жизни города и являлся одним из лидеров литературного общества «Молодой Любек». В 1852 Гейбель женился на Аманде Труммер.
В этом же году Эмануэль Гейбель по приглашению Максимилиана II переехал в Мюнхен, где получил должность профессора немецкой литературы и поэтики в университете. В 1856 году совместно с Паулем Хейзе Гейбель организовал в Мюнхене литературное общество «Die Krokodile». В 1862 году поэт издал антологию «Сборник мюнхенских поэтов». Уже после смерти Максимилиана в 1868 году Гейбеля попросили покинуть Мюнхен из-за пропрусских убеждений поэта.
Вернувшись в Любек, в сентябре 1868 года после визита в город Вильгельма I Гейбель снова был отмечен пансионом в размере 1000 талеров, что позволило поэту купить новый дом на Кёнигштрассе 12. В ноябре этого же года Гейбелю было присвоено звание почетного гражданина города Любека, а также неофициальный титул «Главного городского поэта». Впоследствии Эмануэль Гейбель послужил прототипом Жан-Жака Хофстеде, «главного поэта Любека», из знаменитого романа «Будденброки» Томаса Манна.
На волне своей популярности Гейбель снова отправился в путешествие по Германии, выступая перед публикой с лекциями. В последние свои годы постаревший поэт все реже куда-либо выезжал из родного города. 6 апреля 1884 года Эмануэль Гейбель умер и был похоронен на городском кладбище Любека.
Спустя пять лет после смерти Гейбеля в Любеке появилась площадь Гейбеля, на которой был установлен памятник поэту. В 1934 году Третья женская школа Любека была переименована в среднюю школу имени Эмануэля Гейбеля. Именем поэта названы улицы во многих городах Германии.
Знаете о таком?
Тэги:
деятели,
искусства,
культуры,
любеку,
прогулки,
скульптура
Умер актёр Владимир Богин
2017-05-10 15:04:54
 
+ развернуть текст сохранённая копия
 
 
(с) maly.ruНародный артист России умер в возрасте 70 лет 7 мая.
Он много лет служил в Малом театре и я помню его по роли Чацкого в спектакле «Горе от ума». В кино он снимался очень немного, но и там запомнился мне по телесериалу «Хождение по мукам»
 
 
(с) kino-teatr.ruСыграл командира роты Ивана Гору.
Тэги:
memoriam,
деятели,
искусства,
культуры
9 мая: праздник почти без ветеранов
2017-05-09 20:13:19
 
+ развернуть текст сохранённая копия
 
 
(с) warshТо ли плохая погода сыграла злую шутку, то ли их осталось очень мало, но сегодня в парке культуры и отдыха имени Горького, где традиционно в этот день собираются фронтовики, почти не было людей с орденом Отечественной войны на груди.
Куда больше было ветеранов других войн.
 
 
(с) warshА участники Великой Отечественной, увы, больше остались лишь в воспоминаниях близких и родных.
 
 
(с) warshРастёт фотосмена.
 
 
(с) warshМы были с Анной Сергеевной. Приятно, когда твоё отношение к ветеранам передаётся детям.
 
 
(с) warshДочь была нарасхват.)
 
 
(с) warshСлава богу, всё-таки фронтовики были и несмотря на пронизывающий холод, держались весьма бодро. Железные люди.
 
 
(с) warshБыл и праздничный концерт, где я увидел немало знакомых лиц.
 
 
(с) warshМощнее всех выступил Вилли Токарев.
 
 
(с) warshОт этого 82-летнего (!) человека исходила энергия, которой позавидовали бы молодые исполнители.
 
 
(с) warshОсобенно удались ему советские песни разных лет.
 
 
(с) warshБыл знаком мне и экс-солист группы «Лесоповал» Сергей Куприк. Не уверен, правда, что песню «А белый лебедь на пруду» стоит исполнять в День Победы.
 
 
(с) warshИ уж совсем лишним показался бывший муж певицы Ирины Салтыковой Виктор, который вышел на сцену после того, как пошла фонограмма с его голосом.
 
 
(с) warshВпрочем, это мелкие детали.
 
 
(с) warshПраздник Победы чувствовался и ощущался.
 
 
(с) warshИ младшие поздравляли старших за всё, что они для них сделали.
 
 
(с) warshВиктор Петрович, 1932 года рождения. Во время войны трудился в тылу. После был призван на флот и до 1957 года тралил боевые мины – на Баренцевом море, Белом, потом на Тихом океане.
 
 
(с) warshВладимир Владимирович Иванов успел повоевать до своего тяжёлого ранения (сквозное пулевое ранение) всего полтора месяца. Пулемётчиком в пехоте. Под Черниговом их часть форсировала осенью 1943-го Днепр и 16 дней вела бои за плацдарм. Награждён медалью "За отвагу!" После войны закончил институт, стал востоковедом, специалистом по Вьетнаму. Здесь он говорит о себе подробнее.
 
 
(с) warshВалентин Мефодьевич Крыкин 1934 года рождения. Во время войны мальчишкой трудился в колхозе на Урале, когда забрали в армию всех мужиков. Остались женщины и дети.
«Всё для фронта, всё для победы! Даже не знаю, кому было тяжелее – нашим отцам, которые ушли на войну или нам, детям, которые трудились в голоде и холоде. Особенно, жалко девочек. Да и пацанов, тоже. После войны оценили наш труд. Наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Мне было тогда 12 лет», - рассказал он.
Потом колхоз направил его в спецшколу ВВС в Свердловске. Что-то вроде суворовского училища. Которую мой собеседник закончил с золотой медалью. Потом учился в военно-инженерной академию имени Жуковского в Москве. После того, как при Хрущеве произошло резкое сокращение авиации, их выпуск направили в ракетные войска. Когда в 1962 году разразился Карибский кризис, Крыкин вместе с полком был направлен на Кубу, где вот, вот должна была начаться Третья мировая война. «Но американцы боялись начинать. Они понимали, что и Куба бы полетела на воздух и Америка и так далее», - считает ветеран.
 
 
(с) warshВладимир Коваль 1930 года рождения. Сын полка. Начал воевать в Сумской области Украины в сентябре 1943 года. Вот его рассказ.
«Отец был на фронте, я жил с мачехой, родных больше не было. И когда у нас стояли немцы, у них были закопаны артиллерия, пулеметы. И когда три разведчика к нам пришли, наткнулись на нас, шестерых пастушков. Я из них был самый младший по возрасту. Разведчики спросили: кто их может провести в немецкое расположение? Когда до меня дошла очередь, я ответил утвердительно.
Я их провел оврагом, показал, где вражеские танки стоят, артиллерия, пулеметы. Разведчики нанесли всё это на карту. До коров возвращаемся, может, метров 500 было, один из разведчиков говорит: «Мальчик, пойдём с нами. Ты такой смелый, боевой». Я говорю: «Пойдём». «А отец где?», «На фронте, я живу с мачехой».
Меня в полк привели. Комполка спрашивает: «Откуда такие точные данные? – А нас пастух провёл. – А чего вы его не взяли? – На улице ожидает.
Я захожу и мне говорят: «Ну, что, орел, пойдём немцев бить?» «Пойдем», - говорю. «А умеешь на лошади ездить»? Я говорю: «Не только на седле, стоя могу». – «Это уже концерт!» Приводят из взвода разведки лошадь. И я в своих, сшитых из мешка брюках и такой же рубашке, заскочил на неё и рысью по деревне пронесся. Поднялся на стременах, в руке держу повод. Подъехал и услышал одобрительное: «Лихач!»
Поставили меня на довольствие, принесли обмундирование – самое маленькое, какое смогли достать, 46-й размер. Нашелся портной, который ушил мне форму. А вот сапоги были 42-го размера. И 15 сентября 1943 года пошли в наступление, на город Ровны Сумской области. И с того времени я воевал в полковой разведке. 86-й стрелковый полк, 180-я стрелковая дивизия, 27-я армия».
После войны направили в суворовское училище, но в Киеве украли документы и с карьерой военного пришлось распрощаться. В 1946 году Коваль поехал по комсомольской путевке на восстановление шахт Донбасса. И затем проработал там шахтером 34 года. Был награжден тремя орденами трудовой Славы. В 1980 году ушел на пенсию. Персональная пенсия – 55 тысяч рублей. Мой собеседник ею доволен.
 
 
(с) warshЮрий Николаевич Колбанов 1926 года рождения. Воевал кавалеристом на 1-м Белорусском фронте. Закончил войну на Эльбе.
 
 
(с) warshУдивительно крепкое поколение.
 
 
(с) warshНесмотря на почтенный возраст.
 
 
(с) warshИ старые раны.
 
 
(с) warshВсех желающих угощали кашей с тушенкой. Я не польстился. Наелся за два года в своё время.
 
 
(с) warshНарод был самый разный.
 
 
(с) warshМного было молодёжи.
 
 
(с) warshВ военной форме.
 
 
(с) warshИ полувоенной.
 
 
(с) warshВесёлые ребята.
 
 
(с) warshИ просто люди с элементами формы.
 
 
(с) warshТоварищ слева, судя по всему, служил в миротворческом контингенте ООН.
 
 
(с) warshВстречались и целые генерал-полковники, как этот, который рассуждал о том, что нынешняя молодёжь почти ничего не знает о войне.
 
 
(с) warshБыли и пожилые люди.
 
 
(с) warshДва бравых полковника. Сфотографировал на память.
 
 
(с) warshДемонстрировалась и бронетехника времён Великой Отечественной. Но её я покажу как-нибудь отдельно. Главное - люди, без которых железо - мертво.
 
 
(с) warshСпасибо им, всем, кто доблестно воевал на фронте и самоотверженным трудом ковал общую нашу Победу. Здоровья им и долгих, счастливых лет жизни.
Тэги:
армия,
ветераны,
война,
гордиться,
горечью...,
дети,
деятели,
искусства,
культуры,
мемуар,
пахнет,
степная,
трава,
флот,
фоторепортаж
Свиридов против Бернеса
2017-05-04 19:23:47
 
+ развернуть текст сохранённая копия
 
17 сентября 1958 года в газете «Правда» вышла статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой её автор, композитор Георгий Свиридов бичевал творчество Марка Бернеса:
 
"НАША СТРАНА обладает неисчерпаемыми сокровищами музыкального искусства. Здесь и богатства русской классической музыки, и чудесные творения самобытного искусства братских народов, и шедевры многонационального народного творчества. Всему миру известны достижения русской исполнительской школы — непревзойденное мастерство пианистов, скрипачей, певцов. Прекрасные образцы музыки создали советские композиторы—прямые продолжатели классических традиций.
Не зная богатейших музыкальных ценностей, накопленных нашим народов и другими народами мира, нельзя считать себя подлинно культурным человеком. Это отлично понимают десятки тысяч простых советских людей, которые с жадным интересом обращаются к источникам музыкальных впечатлений. Отрадно наблюдать, как неуклонно растет армия участников художественной самодеятельности, как увеличивается число посетителей симфонических концертов и оперных театров.
Недавнее решение Центрального Комитета КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» вновь показывает, что Коммунистическая партия уделяет огромное внимание советской музыке, которой предназначена важная роль в воспитании народа.
Не все, однако, осознают в полной мере высокую общественную роль музыки в нашей современной жизни. Некоторые товарищи убеждены в том, что восприятие высших образцов музыки — симфонической оперной камерной — есть лишь удел особо избранных и что простому человеку мол, можно прожить и «без симфоний». Даже из уст высокообразованных специалистов иной раз можно услышать откровенное признание: «В музыке я профан». Было бы, вероятно, стыдно сказать, что не читал «Евгения Онегина» Пушкина или «Войну и мир» Толстого, но можно не краснея сознаться в том, что не знаешь Шестой симфонии Чайковского или «Руслана и Людмилы» Глинки.
Иногда спорят о том, какие виды и жанры музыки доступнее ближе, нужнее нашему народу. Одни считают, что массовый слушатель способен воспринимать лишь народные песни, танцевальную и эстрадную музыку и что серьезная музыка народу вовсе не нужна
Другие, наоборот готовы выбросить за борт легкую, развлекательную музыку, призванную украсить досуг трудового человека. Обе эти крайности не приносят пользы нашему искусству. И в серьезной, и в легкой музыке бывают произведения яркие и безликие, талантливые и бесталанные. И конечно, наряду с оперой симфонией романсом должны жить и развиваться и музыка эстрады, и легкая песенка и жизнерадостный ритмический танец, и бравурный марш. Произведения таких жанров звучат повседневно. И особенно важно чтобы в эту наиболее массовую область музыкального быта не проникали тлетворные влияния мещанства, пошлости, дурного вкуса.
Однако приходится с тревогой отмечать, что в наш быт просочилось много музыкальной дряни — песен и танцев, которые развращают вкус, пробуждают в человеке развязность или унылую меланхоличность. Как много низкопробной макулатуры слышали мы за последнее время, например, в, выпущенных грампластинках, с эстрады, с экранов кинотеатров, по нашему радио! В этих «массовых» уступках дурному вкусу сказывается деляческий коммерческий дух, которым, к сожалению, заражены и некоторые творческие работники — композиторы работники кино, авторы текстов. Пришла пора, как говорил Маяковский, взять швабру и вымести из нашего искусства гнилые изделия «всесоюзного мага — халтурщика»!
В порче музыкальных вкусов особенно повинны были организации, ведающие выпуском грампластинок. Тиражи пластинок с записью музыкальной классики были очень незначительны, и распространение их, за редким исключением, поставлено из рук зон плохо. Зато по стране было выпушено в оборот разливанное море граммофонной пошлости. Под видом танцевальной музыки, столь любимой в быту, особенно в быту молодежи, преподносилась заимствованная из скверных заграничных образцов разухабистая, конвульсивная «музыка» вроде фокстрота «Джунгли». В числе выпускаемых пластинок оказались давно забытые романсы для «будуарного пения» — такие, как «Отцвели хризантемы», «Уголок» и т. п. Дело дошло даже до перепечатки кабацких песенок белоэмигранта Лещенко.
Наряду с подобного рода «художественным наследием» пластинки широко пропагандировали несколько «подновленную» пошлость вроде развязной песенки «Мой Вася» или некоторых слезливых романсов в исполнении киноактера М Бернеса. Пластинки, «напетые» им, распространены миллионными тиражами, являя собою образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шепотом. Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций «воровской романтики» — от куплетов «Шаланды полные кефали» до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма «Ночной патруль». В народе всегда считали запевалой того, кто обладает красивым голосом и истинной музыкальностью. Почему же к исполнению эстрадных песен у нас все чаще привлекают безголосых актеров кино и драмы, возрождающих к тому же пошлую манеру ресторанного пения?
К слову сказать, на эстраде получил довольно широкое хождение и такой прием. Под видом «пародий» на рок-н-ролл и тому подобные произведения порою преподносятся уродливые образчики той самой разнузданной музыки, которая якобы «пародируется» исполнителями. Вот что писали, например, в «Правду» тт. А. Ляшко. Е. Шестаков и А. Нагорный, посетившие в свое время в Евпатории концерт эстрадного оркестра под управлением А. Блехмана: «Под видом якобы «неправильного» исполнения иностранных фокстротов оркестр с особым пафосом и подъемом под ужимки А. Блехмана играл излюбленную музыку «золотой молодежи». Коллектив, призванный пропагандировать социалистическую идеологию, явно скатился на позиции делячества, аполитичности».
В настоящее время намечено упорядочение всего дела записи и пропаганды граммофонных пластинок. Приняты меры к улучшению записи и обогащению репертуара, к массовому изданию образцов классической и современной музыки в исполнении лучших отечественных и зарубежных артистов. И нужно надеяться, что в ближайшее время организации, ведающие распространением грампластинок, ответят делом на растущие эстетические запросы народа.
Не радует в последнее время популярная музыка в наших кинофильмах. В свое время массовая аудитория с любовью и благодарностью приняла ряд известных кинокомедий с музыкой И. Дунаевского и других композиторов. Лучшие образцы музыки Дунаевского — жизнерадостные, изящные, мелодичные — продолжают и сейчас украшать наш быт, радуя слушателей блеском, остроумием, хорошим вкусом. Но, к сожалению, эти прекрасные традиции, за редким исключением не находят достойного продолжения в новых музыкальных кинокомедиях. Наши кинорежиссеры стали увлекаться дешевыми приемами западного ревю с его внешней красивостью, помпезной роскошью и внутренней бессодержательностью. Вместо полных жизни энергии молодежных песен, воспевающих чистые и искренние чувства, в такого рода фильмах господствуют сомнительные музыкальные изделия, проникнутые слезливой надрывностью или развязностью. Достаточно назвать хотя бы фильмы «Девушка без адреса», «К Черному морю», «Девушка с гитарой». Постановщики этих фильмов, как и сотрудничающие с ними композиторы, явно стремились угодить отсталым вкусам.
Приходится признать, что музыке для кино — этой подлинно массовой области музыкальной пропаганды — не уделяют должного внимания ни Союз композиторов, ни Союз работников кинематографии. Не пришла ли пора этим двум творческим союзам специально обсудить состояние дел в области киномузыки?
Много хорошего в воспитании музыкальных вкусов народа делает наше радио. Именно радио сплошь и рядом оказывается решающей силой в массовом распространении шедевров музыкальной классики. Однако и здесь иной раз дают себя знать нетребовательность, равнодушие, штампы. Наряду с великолепными образцами серьезной и развлекательной музыки в эфир проникают те же пошловатые изделия, которые в обилии рождаются в недрах музыкальной эстрады и кино.
Пора навести порядок в многочисленных местных радиоузлах, повседневно передающих музыку, в поездах и на пароходах, в парках и санаториях, в школах и пионерских лагерях. Здесь сплошь и рядом музыкальная пропаганда дается на откуп невежественным людям, старательно распространяющим все, что им заблагорассудится.
Мало внимания вопросам массовой музыкальной пропаганды уделяет наша печать. Не странно ли, что газеты проходят мимо многочисленных фактов проявления дурного вкуса в области музыки, не считая нужным разоблачать и высмеивать халтурщиков? А ведь как важно было бы, если бы все газеты, особенно молодежные, систематически, со знанием дела внедряли в массы любовь к хорошей музыке.
Мы в равной мере должны быть заинтересованы в создании и пропаганде отличных произведений серьезной и легкой музыки. Мало искоренять пошлость — надо противопоставить ей образцы живой, яркой, мелодически богатой, мастерски отделанной легкой музыки, отмеченной поэтичностью чувств и хорошим вкусом. Здесь надо высказать упрек советским композиторам: мы уделяем недопустимо мало внимания этой области творчества, отдавая ее на откуп халтурщикам. Надо привлечь к созданию эстрадных песен, танцев, развлекательной музыки талантливых и высокопрофессиональных авторов, в том числе из рядов творческой молодежи.
Когда-то В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин коснулся соотношения развлекательных и серьезных жанров в пропаганде искусства. Речь шла о том, что массы нуждаются в красивых и увлекательных зрелищах. Ленин сказал на это, что «зрелища — это не настоящее большое искусство, а скорее более или менее красивое развлечение… Право — добавил он — наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство».
Как своевременно звучат сегодня эти справедливые слова великого вождя!"
***
Одновременно в «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на „Волге“» рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста».
Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Но с 1960 года голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярной воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, стихи О. Фадеевой) и на эстраде.
Тэги:
back,
ussr,
деятели,
искусства,
культуры
Умер писатель Анатолий Алексин
2017-05-02 18:05:28
 
+ развернуть текст сохранённая копия
 
Детский писатель скончался на 93-м году жизни 1 мая.
Анатолий Гоберман (таковая его настоящая фамилия) родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец, участник Гражданской войны, выпускник и преподаватель Экономического института красной профессуры при ЦИК СССР Георгий Платонович Гоберман, был репрессирован в 1937 году и приговорён к расстрелу (освобождён после пересмотра дела в 1939 году). В годы Великой Отечественной войны служил комиссаром огнемётного батальона.
Мать, Мария Михайловна Гоберман, была актрисой; после ареста мужа была уволена с работы.
Будучи подростком, дебютировал стихами в газете «Пионерская правда», где продолжал печататься в предвоенные годы. Позже публиковался также в газете «Комсомольская правда». В начале Великой Отечественной войны 17-летний Анатолий вместе со своей матерью, работавшей в Москве на строительстве здания Дворца Советов, был эвакуирован на Урал в Каменск-Уральский. Проживая в коммунальной квартире в посёлке Красная Горка, Анатолий работал ответственным редактором газеты «Крепость обороны» на развивающемся Уральском алюминиевом заводе. Окончил Московский институт востоковедения в 1950 году.
Первый сборник повестей «Тридцать один день» был издан в 1950 году. В качестве литературного псевдонима взял сценический псевдоним матери.
Член КПСС с 1958 года. Секретарь Союза писателей РСФСР (1970—1989), член редколлегии журнала «Юность». В 1993 году эмигрировал в Израиль. С 2011 года жил в Люксембурге, где Татьяна и Анатолий Алексины воссоединились с дочерью Алёной Зандер.
Скончался 1 мая 2017 года в Люксембурге.
В детстве читал его повести и рассказы. А вы?
Тэги:
memoriam,
деятели,
искусства,
культуры