Представьте себе, все работники вынуждены подчиняться правилам, которые им сверху навязало руководство, и прилежно соблюдают их. Они надели черные и серые костюмы с белыми рубашками. Получился такой отряд "людей в черном" или этакие Смиты из "Матрицы".
Есть, конечно, люди, которым удается подбирать более разнообразные наряды, особенно это относится к женщинам. Но они играют с огнём, то и дело балансируя на грани дозволенного.
Правила приличия, которые касаются одежды, каждый работник себе уже на носу зарубил, но вот незадача - общий внешний вид портит макияж или его отсутствие, нестриженые годами сальные волосы или борода мудреца, под которой не разглядишь завязанный галстук. Вот незадача - правилам внешний вид сотрудников соответствует, а толку-то? Может им сразу каску с защитным и лучше темным экраном или может лучше шлем с забралом предписать носить или бурку? Или же сочинить новое правило, касающееся макияжа, прически, усов и бороды? Тогда уже надо дальше пойти и сразу прописать требования к маникюру, депиляции, состоянию зубов служащих. Какой-то абсурд получается, но всё начинается с малого.
Причин непрокаченного имиджа компании, если очень постараться, можно найти практически во всем. Мне кажется, подобный несерьезный и некомпетентный подход к решению проблем очень смахивает на паранойю или некомпетентность руководства и кадрового отдела. Если компания большая, то сотрудников, которые трудятся на ее благо, немало. А ведь они тоже часть имиджа компании: то, как они отзываются о своем рабочем месте, также сказывается на отношении к компании в обществе. "Опять не знаю, что завтра на работу надеть, как надоело однообразие в жизни, а тут еще этот дурацкий никому не нужный дресс-код."
Я обеими руками "за" дресс-код работников только в одном случае. Те, в чьи обязанности входит прямое общение с клиентами, и носят при этом одинаковую одежду или одинаковые элементы одежды, будь то шарф или жилетка, вызывают у клиентов больше доверия. При этом сами коллеги подсознательно чувствуют себя частью одной команды, которая не оставит тебя, хоть только и гипотетически, наедине с разъяренным клиентом. Вас, клиентов, много, но и я не один, мы выступаем общим флангом, ведь один в поле не воин и т.д. Эти мысли помогают консультатам, продавцам, работникам на ресепшене, в банке и в аэропорту не остаться с клиентом один на один. В вышеописанном случае мы говорим о корпоративной культуре, которая сплачивает коллектив.
За несоответствующий внешний вид сотрудник может получить замечание в различной форме, все зависит от начальника: как в мягкой форме, так и в грубой с элементами угроз и резкой критики или, что еще хуже, нескончаемыми нравоучениями о том, как он своим внешним видом вносит разлад в коллектив и портит безупречный имидж компании. В особо карающих фирмах идут на более жестокие меры - штраф или увольнение.
В увольнительной будет расплывчато написано что-то вроде "уволен за дисциплинарный проступок" или "уволен за несоблюдение корпоративной этики". А слабо написать правду? Или постеснялись, хотя чего стесняться-то, все свои, а бумага, как известно, все стерпит. Как вам такая формулировка, "уволен за ношение футболки со смайлом 10х10 см и т.н. балетки, не соответствующие стандартам корторативного стиля. Более того, неоднократно была замечена за ношением других элементов одежды стиля кэжуал, что стало причиной разногласий и конфликтов в коллективе, а также нанесло непоправимый урон имиджу организации. Если бы мне дали такое прочитать, я бы даже не засомневалась, что речь идет о полном профане в своем деле. И, наоборот, только настоящий специалист носит брюки и рубашку под пиджак.
От такого "костюмированного маскарада" попахивает фальшью и нафталином. Мне сразу напрашивается несколько мыслей по поводу руководства такой компании:
1. Если Вы на полном серьёзе считаете, что строгие костюмы придадут Вашей компании серьезности, и она будет надежнее выглядить в глазах партнеров и клиентов, то о каком имидже может идти речь? Его вообще нет.
2. Вы считаете, что, придерживаясь строгих правил в одежде работников, вы лишний раз доказываете, что компания консервативная, с традициями и устоями. А я Вам скажу, что Вы мыслите слишком замшело, узколобо, стереотипно и застряли в прошлом веке.
3. Вы можете в этом себе и не признаваться, но Вы хотите показать свою власть и вездесущесть. Все подчиненные без исключения делают как мы скажем, и каждый день мы видим доказательство этой беспрекословности и повиновения.
4. Дресс-код - это такая визитная карточка компании? А может это способ завуалировать другие недостатки компании, так сказать, пустить пыль в лицо?
5. Вашим отделам HR и PR либо попросту заняться нечем, либо они ввиду схожести названий путают, кто где работает и поэтому решили объединиться и попытались таким нелепым способом связать имидж компании и ее работников. В таком случае можно пофантазировать и создать еще какое-нибудь новое экзотические объединения из других отделов.
Однако, есть одна категория людей, которые с удовольствием буду соблюдать предписанный стиль одежды. Чаще всего это работники, которые не любят подбирать одежду, думать с чем сочетаются и гармонируют вещи их гардероба. По аналогии с уже упомянутым Микки Маусом, в плотяном шкафу которого висит дюжина одинаковых белых перчаток, красных шорт и стоит несколько пар желтых башмаков, у такого человека висит ряд одинаковых костюмов. Тратить драгоценное время на наряживание они не хотят.
Я прекрасно понимаю, что не у каждого и не всегда есть желание изучать содерживое шкафов с одеждой, пытаясь выстроить мысленно образ, отпределить что с чем будет уместно выглядеть. Это далеко не самое интересное занятие. Описанный выше работник даже без дресс-кода носит всегда одинаковые, как под копирку, костюмы, часто невзрачные, чтобы окружающие его не замечали. Кто-то так пытается скрыть отсутствие чувству вкуса или стиля, которое у него по его же мнение не развито, или же не доволен своей фигурой, поэтому считает, что она не заслуживает внимания, а кому-то просто жаль трать свое время на "тряпки" и "побрекушки".
Безусловно есть приверженцы официально-делового стиля. На сегодняшний деть существует безумное множество магазинов деловой одежды, где можно найти столько красивой элегантной одежды, что можно создать свой неповторимый утонченный образ офисного сотрудника. Что и говорить, такая одежда придает уверенности. А куда как не на работу носить эти вещи? Они как раз именно для этих целей и созданы, но подходят не всем в силу личных предпочтений, характера, финансов, особенностей фигуры и т.д.
Вывод напрашивается только один - надо хоть немного доверять своим сотрудникам и полагаться на их разумность хотя бы в выборе их собственного рабочего гардероба. Среди подчиненных пойдет даже слух: "А начальник, говорят, не дебил."