Первое Нисана — Рош Ходеш Нисана — это самый замечательный день в году, Это первый день первого из месяцев, стоящего во главе года. Именно этот день избрал Всевышний для освящения Мишкана, в тот же день Он сообщил Моше восемь глав Торы, и Шхина поселилась в лагере сынов Израиля. Именно в этот день начнутся жертвоприношений в Третьем Храме, который, как мы надеемся, будет построен в наши дни в соответствии с описанием, содержащимся в книге пророка Йехезкеля (гл. 45).
Особую святость имеет первое Нисана в том случае, если этот день выпадает на первый день недели — воскресенье — поскольку в таком случае он особенно схож с первым днем самого первого Нисана, когда Всевышний впервые открыл сокровищницу, предназначенную для этого дня. Следует помнить, что день освящения Мишкана во времена Моше также пришелся на воскресенье. Десять корон
Наши мудрецы сказали: “Этот день — первое Нисана — украшен десятью коронами. Он — первый день Сотворения мира (которое началось в первый день недели), первый день, когда главы колен Израиля начали приносить жертвы освящения (в этот день жертвоприношения совершил Нахшон бен Аминадав), первый день служения когенов (именно в этот день Агарон приступил к служению — до того оно находилось в руках первенцов), первый день, когда были принесены в установленном порядке все общественные жертвоприношения, первый день, когда небесный огонь сошел на жертвенник, первый день, когда установленные Торой части принесенных в жертву животных были, согласно закону, съедены внутри Мишкана (до того их можно было есть где угодно), первый день, когда Шхина начала пребывать в Мишкане, первый день, когда коены (тогда это сделал Агарон) благословили Израиль, первый день, когда было запрещено приносить жертвы вне Мишкана (ранее они приносились на возвышенностях)” (Шабат, 87,2). Восемь глав
Рабби Леви сказал: “Восемь глав Торы были сообщены в этот день Моше: глава о коенах (фрагмент из главы Эмор, начинающийся словами “Объяви когенам” (Ваикра, 21,1) и содержащий предостережения коенам, связанные со службой в Мишкане), глава о левитах (фрагмент из главы Беаалотха, начинающийся словами “Возьми левитов из среды сынов Израиля” (Бемидбар, 8,5), рассказывающий о возложенных на них Всевышним обязанностях), глава о тмеим (фрагмент из главы Бегаалотха, начинающийся словами “Были люди, которые были тмеим (нечисты)” (Бемидбар, 9,6) и содержащий законы, относящиеся к людям, которые не могли принести пасхальную жертву из-за того, что были ритуально нечисты), глава об изгнании из лагеря (фрагмент из главы Насо, начинающийся словами: “Чтобы выслали из стана всех прокаженных” (Бемидбар, 5,2), в котором Всевышний обязывает изгнать из лагеря некоторые категории людей, ставших ритуально нечистыми), глава “После смерти двух сыновей Агарона” (несмотря на то, что она, в основном, относится к Йом Кипуру, она также была передана Моше первого Нисана — ведь в ней сказано: “Пусть он не во всякое время входит в святилище” (Ваикра, 16,1), — а сыновья Аарона умерли в этот день именно из-за того, что вошли в святилище тогда, когда этого не следовало делать), глава о запрещении употребления спиртных напитков когенами, входящими в святилище (фрагмент главы Шмини, начинающийся словами “Вина и шейхара не пей ни ты, ни твои сыновья” — Ваикра, 10,9), глава о светильниках (начало главы Беаалотха — Ваикра, 8 — поскольку именно в этот день в Мишкане начали зажигать священный светильник — Менору) и глава Пара адума — “Красная телица” (поскольку на следующий день была сожжена первая Пара адума — чтобы еврейский народ мог очиститься от ритуальной нечистоты и принести пасхальную жертву)” — Гитин, 60.
Рабби Йоси сказал: “Когда началось принесение милуим — жертвоприношений, при посредстве которых был освящен Мишкан? Двадцать третьего Адара, а первого Нисана милуим были завершены. В каждый из этих семи дней милуим Моше воздвигал Мишкан и разбирал его, а на восьмой день воздвиг и не стал разбирать. Этот восьмой день, Рош Ходеш Нисана, пришелся на первый день недели — воскресенье. В этот день Агарон и его сыновья омыли ноги и руки водой из священного медного сосуда и начали свое служение Всевышнему в установленном Им строгом порядке. В этот день еврейский народ принес различные виды жертвоприношений, исполнил свои клятвы и обеты. Именно о нем сказано в Писании, в Шир га-ширим: “Проснись, (ветер) северный, и приди (ветер) южный, повей на сад мой! Пусть разольются ароматы его! Пусть войдет мой друг в свой сад и пусть ест его драгоценные плоды! Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста” (Шир га-ширим, 4,16) — это и есть восьмой день (Берешит раба, 13). автор текста: рав Элияу Ки Тов
«В Книге Мишлей сказано: “Она заклала свою жертву, разлила вино [в кубки]…”» (Мишлей, 9) В этом стихе речь идет об Эстер, которая, когда над всем Израилем нависла угроза, устроила пир для Ахашвероша и Гамана и напоила их вином. Гаман считал, что ему оказана великая честь, не понимая, что Эстер расставила ему ловушку. Напоив его вином, Эстер спасла свой народ.
Далее в этом стихе следует: «…и накрыла стол свой». Эти слова следует понимать так: «Она утвердилась в обоих мирах — этом и будущем.
Все еврейские праздники в будущем будут отменены — кроме Пурима».
Более того: в будущем, после прихода Машиаха, будут отменены все Книги Пророков и Писаний — за исключением Книги Эстер, существование которой столь же незыблемо, как и существование пяти Книг Торы. Законы, содержащиеся в Устной Торе, никогда не будут отменены. Но несмотря на то, что, как предсказал пророк Йешайя, все беды, постигшие в прошлом Израиль, будут забыты («Ибо забыты все прежние горести и скрылись они от глаз моих» — гл. 65), это не относится к истории Пурима. Ведь в Книге Эстер сказано: «И эти дни Пурима не будут отменены среди евреев, и память о них не исчезнет у потомков их» (Эстер, 9).
Чем же превосходит Пурим остальные еврейские праздники?
Дело в том, что все остальные праздники освящаются Израилем. В будущем, когда праздничным, субботним станет весь мир, они уже ничем не будут выделены. В Талмуде сказано: «Свеча в полдень — чем она может помочь?» Но Пурим освящен не народом Израиля, а непосредственно открывшейся миру Святостью Всевышнего, а она сохранится и останется выделенной и в будущем светлом мире.
Чем же отличается Мегилат Эстер — Книга Эстер от всех остальных частей Писания? Дело в том, что назначение всех других Книг Пророков — разъяснить слова Торы, укрепить веру в них, способствовать соблюдению евреями заповедей. Но в будущем, после прихода Машиаха, истина восторжествует во всех своих проявлениях, исполнятся все предсказания пророков, и все люди будут изучать Тору и ее законы столь же полно, как и до грехопадения Адама, до появления пророков и составления их книг. Но Книга Эстер отличается от них всех — она лишь начало нового повествования, повествования об уничтожении Амалека. Когда после прихода Машиаха Всевышний избавит Израиль от всех его врагов и окончательно сотрет самую память об Амалеке, когда Его Имя приобретет свою подлинную полноту и заполнит Вселенную, тогда все живое будет прославлять Всевышнего и Его деяния и прежде всего — уничтожение Амалека со времен Мордехая и Эстер и до времен Машиаха. автор текста: рав Элияу Ки Тов
13-е Адара (или 11-е, в случае, когда 13-е выпадает на Шаббат) — день поста, день Таанит Эстер. Он установлен в память о том, как Мордехай, Эстер и весь народ Израиля постились 13-го Адара, в день, когда «враги евреев предполагали одолеть их, а получилось так, что сами евреи одолели своих врагов; [и] собрались евреи в своих городах…» (Эстер, 9). В этот день сыны Израиля постились и просили Всевышнего о победе в битве со своими врагами. В свое время Моше тоже постился перед сражением с Амалеком. Этот пост означал, что Израиль не при помощи одной грубой силы надеется победить врага, но прежде всего обращается с молитвой к Небесам, и Небеса в милосердии своем дают ему силы одержать победу. Поэтому и во времена Мордехая Израиль постился перед тем, как сразиться с врагом, собиравшимся его уничтожить. В память об этом посте был установлен на грядущие времена пост Таанит Эстер — чтобы мы помнили, что Всевышний знает, когда мы попадаем в беду, слышит каждого, кто в посте и молитве искренне возвращается к Нему, поступая так же, как наши отцы в трудные времена. Намек на пост
Намек на пост 13-го Адара содержится в свитке Эстер, где сказано: «И они установили для себя и для своих потомков посты и молитвы» (Эстер, 9). Почему называется в честь Эстер?
Этот пост — Таанит — был назван в честь Эстер потому, что в свое время она первая начала поститься и сказала Мордехаю: «Иди, собери всех евреев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня; не ешьте и не пейте три дня, ни ночью, ни днем, и я с моими служанками буду так же поститься» (Эстер, 4). И хотя Таанит Эстер установлен в память о другом посте (ведь трехдневный пост Эстер и Мордехая состоялся 13-го, 14-го и 15-го Нисана, сразу же после того, как стало известно, что Гаман 13-го Нисана разослал письма, обязывающие убивать евреев, а мы постимся 13-го Адара в память о посте перед битвой), тем не менее, мы называем его в честь Эстер в память о том, что она первая прибегла к посту, когда народ Израиля оказался в опасности. Облегчения в таанит Эстер
Таанит Эстер не является одним из четырех постов, установленных в память о разрушении Храма, так что он прямо не упоминается в Танахе. Поэтому он во многих случаях соблюдается не так строго, как другие посты. К примеру, 13-го Адара не постятся беременные и кормящие женщины, а также и другие слабые здоровьем люди, особенно страдающие во время поста. В молитву в этот день включается отрывок Анейну, в Шахарите и Минхе читается Ваехалъ, кроме того, утром читаются молитвы Слихот, напечатанные в сидурах, — словом, во всех остальных отношениях Таанит Эстер ничем не отличается от других постов. Если выпал на шабат
Если день 13-го Адара выпадает на субботу, пост переносится на четверг, 11-е Адара, а не откладывается на воскресенье, потому что это — день праздника Пурим. Посты не принято переносить на пятницу, поскольку пятница непосредственно предшествует субботе. Кроме того, в дни поста обычно читают Слихот и покаянные молитвы, которые тоже не принято читать перед субботой. Есть еще одна важная причина: в пятницу готовится пища на субботу, которую необходимо пробовать, чтобы она получилась вкусной, а в пост это невозможно. Поэтому Таанит Эстер, если он выпадает на субботу, переносится на четверг.
Следует иметь в виду, что пост 10-го Тевета — единственный, который иногда выпадает на пятницу, но не переносится на другой день. Молитва Минха
В Таанит Эстер не включают Таханун (покаянную молитву) в послеполуденную молитву Минха. Многие надевают перед чтением Минхи в этот день праздничную одежду, потому что чтение Мегилы начинается сразу же после этого.
Как известно, все беды, постигшие евреев в Пурим и едва не закончившиеся трагедией, начались с того, что они приняли приглашение на пир, присланное всем им царем Ахашверошем. Но в пире участвовали не все. Рав Хана бар Ханина отметил: «В Мегиле сказано “Царь устроил пир для всего народа, находившегося в Шушане” (Эстер, 1). Еврейские мудрецы бежали из города, чтобы не участвовать в пире». Намек на будущее падение Амана
В Мегиле сказано:
«Ахашверош… поставил кресло амана выше, чем [кресла] всех других сановников» (Эстер, 3).
В этом стихе уже содержится намек на будущее падение Амана. Рассказывают притчу о хозяине, у которого были осел, конь и баран. Ослу и коню он давал одну меру корма, а барану — три. Конь пожаловался ослу: «Мы работаем на хозяина, а баран бездельничает. Почему же ему дают втрое больше еды?» «Скоро наступит праздник, — ответил осел, — тогда увидишь. » И действительно — перед праздником откормленного барана зарезали. Поэтому в начале этой главы Мегилы и сказано: «И возвеличил царь Амана…»
Как сказано в Мегиле, злодей Аман «задумал истребить всех евреев во всем царстве Ахашвероша».
Рассказывают притчу о воробье, свившем гнездо на берегу моря. Первый же прилив смыл его. Тогда разгневанный воробей стал таскать в клюве воду из моря и выливать ее на прибрежный песок. Мимо пролетал другой воробей, который заинтересовался, чем занимается его приятель. Тот ответил: «Я буду не я, если не осушу это море до самого дна, так что на его месте будет голый песок, а там, где сейчас песок, будет море».
Когда Аман «задумал уничтожить всех евреев», Всевышний сказал: «На что ты замахнулся, злодей? Даже Я не смог их уничтожить, когда они провинились передо Мной — Моше сумел их спасти». Клевета Амана
Рава сказал:
«Никто не умел клеветать так искусно, как аман».
DariusАман сказал Ахашверошу: «Давай нападем на Израиль и уничтожим его».
«Я боюсь, что их Б-г накажет меня так же, как Он наказал моих предшественников», — ответил Ахашверош.
«Они [евреи] дремлют, — сказал Аман, — они не исполняют мицвот».
«Это не так, — возразил Ахашверош, — среди них есть мудрецы и праведники».
«Но раз они не смогли предотвратить нарушение заповедей другими евреями, — сказал Аман, — то Всевышний накажет их вместе со всеми, ведь они — один народ».
Затем Аман добавил: «Евреи рассеяны среди других народов, и, истребив их, ты не обезлюдишь ни одну из твоих провинций. Они живут обособленно, поэтому ты не понесешь убытка, избавившись от них — все равно от них нет никакого толку. Их верования отличаются от наших, поэтому они не едят приготовленную нами пищу и не вступают в брак с нашими детьми. В течение всего года они увиливают от работ, предписанных царем — то у них суббота, то Песах, то еще какой-нибудь день, в который запрещено работать. Более того — они нисколько не уважают даже самого царя. Если в бокал с вином, которое пьет еврей, попадет муха, то он вытащит муху и, как ни в чем ни бывало, допьет вино. Но если царь всего только дотронется до бокала, еврей выплеснет вино на землю».
Почему Аман решил пожертвовать в царскую казну десять тысяч талантов серебра, если царь разрешит ему уничтожить евреев? Он знал, что одной из важнейших заслуг сынов Израиля является то, что они пожертвовали каждый по половине серебрянного шекеля на строительство Мишкана и продолжали жертвовать и в дальнейшем — каждый год. Аман решил пожертвовать столько, сколько шестьсот тысяч евреев вместе взятые в течение всей жизни. И в самом деле, если сосчитать, сколько серебра пожертвуют шестьсот тысяч человек в течение пятидесяти лет (согласно Торе, половину шекеля должен заплатить каждый мужчина в возрасте от двадцати до семидесяти лет), получится ровно десять тысяч талантов. Реш Лакиш сказал: «Всевышний знал, что когда-нибудь Аман будет готов заплатить десять тысяч талантов серебра из своего кармана за разрешение уничтожить евреев, поэтому Он и предварил пожертвование Амана аналогичным пожертвованием сынов Израиля — заповедью о “половине шекеля”». Пост в Песах
Как известно, Эстер просила Мордехая и весь народ Израиля поститься в течение трех дней, и ее просьба была исполнена. Этот пост пришелся на 13-е, 14-е и 15-е Нисана, то есть включал и первый день великого праздника Песах. Мордехай недоуменно спросил: «Как же можно поститься в праздник?» Эстер ответила: «К чему праздник, если не будет Израиля?» Услышав этот ответ, Мордехай немедленно с ней согласился. Трехдневный пост
Почему Эстер объявила именно трехдневный пост? Она знала: Всевышний не оставляет Израиль в беде больше, чем на три дня. Так во времена Авраама на третий день закончилась история Акеды — жертвоприношения Ицхака, Йосеф заключил в тюрьму своих братьев лишь на три дня, пророк Иона находился внутри гигантской рыбы три дня и три ночи, и даже мертвые будут воскрешены в конце времен на третий день после прихода Мессии. И на этот раз, во времена Пурима, чудо произошло на третий день поста. Почему Эстер пригласила Амана на пир?37-ameHvxxIjA
Почему Эстер пригласила Амана на пир? Наши мудрецы дали множество ответов на этот вопрос. Вот некоторые из них.
Рабби Йегошуа сказал: «Эстер следовала указанию царя Шломо, учившего: “Если твой враг голоден — накорми его хлебом, если его мучит жажда — напои его водой, ибо горящие угли собираешь ты на голове его” (Мишлей, 25)».
Рабби Меир сказал: «Чтобы Аман не поднял восстание против царя — в этот момент он имел шансы на успех».
Рабби Йоси сказал: «Чтобы и царь, и Аман были недалеко от нее; в таком случае у нее будет шанс навлечь на Амана царскую немилость».
Рабби Йегошуа бен Карха сказал: «Эстер решила быть милостивой к Аману с тем, чтобы навлечь на него подозрения и ненависть царя».
Раббан Гамлиэль сказал: «Эстер знала, что царь — человек слабохарактерный, легко меняющий свои решения. Она подумала, что если ей удастся вызвать ссору между царем и Аманом, царь может приказать убить его на месте, как потом и случилось. Если же она восстановит царя против Амана, но последнего на месте не будет, царь может изменить свое решение».
Раба бар Авуга однажды спросил у пророка Элиягу, чем руководствовалась Эстер, приглашая Амана на пир. Пророк ответил: «Мнением всех мудрецов Талмуда без единого исключения».