Пасхальные яйца Фаберже очаровывают изяществом, завораживают искусностью ювелирной работы и впечатляют трагичностью своей истории. Так уж сложилось, что с этими шедеврами ассоциируется последний правитель Российской империи и его семья.
Николай II оказался плохим царем, но был прекрасным семьянином и отцом. Ежегодно на Пасху он преподносил в подарок матери Марии Федоровне и жене Александре Федоровне по изящному ювелирному яйцу. Первым из подаренных супруге стало украшенное алмазами и покрытое красной эмалью яйцо «Бутон розы», скрывающее внутри символ любви – нежный бутон розы.
Изделия отличались высочайшим мастерством передачи даже мельчайших деталей. Например, по случаю состоявшего еще до восхождения на престол путешествия Николая II в 1890 -1891 гг. по Дальнему Востоку мастерская Фаберже изготовила нефритовое яйцо «Память Азова», внутрь которого была помещена миниатюрная копия одноименного крейсера. Сама модель из золота, а для иллюминаторов применили небольшие бриллианты.
Недаром, получив очередной подарок к Пасхе, мать Николая II в восхищении писала: «Фаберже – величайший гений нашего времени».
А началось все в 1885 году, когда отец Николая II император Александр III заказал у Петера Карла Фаберже для своей супруги подарок к Пасхе. Тогда и было создано одно из первых царских яиц Фаберже. Изделие из золота покрывала белая имитирующая скорлупу эмаль. Внутри располагался из матового золота «желток», в нем скрывалась золотая курочка с глазками-рубинами, в которой находилась золотая корона с бриллиантами, а в ней – рубиновая подвеска. Подарок настолько понравился царице, что вскоре Фаберже стал ювелиром при императорском дворе.
Традицию преподносить на Пасху символизирующие весеннее возрождение и плодородие, декорированные яйца российские цари совместно с ювелирами превратили в завораживающее взор искусство. Исполняя волю именитых заказчиков, Фаберже помещал внутрь каждого из своих пасхальных шедевров какой-либо «сюрприз».
Так у яйца «Гатчинский дворец» это была изготовленная с повторением мельчайших деталей 8 сантиметровая копия царского дворца под Санкт-Петербургом, на которой можно было рассмотреть даже брусчатку и растительность изгороди.
А у созданного в 1911 году яйца «Лавровое дерево» один из бриллиантов-«плодов» приводил в действие специальный механизм, поднимающий с вершины «сюрприз» в виде крошечной машущей крыльями и поющей птички.
Фаберже не изготавливал названные его именем шедевры собственноручно. Он проявлял свою креативность и гениальность на этапе генерирования идеи, а уже высокопрофессиональные сотрудники его мастерской воплощали их в реальные уникальные вещи. При этом мастер отдавал предпочтение утонченности и изысканности работы, а не каратам драгоценных камней.
На пике процветания в мастерской Фаберже работало почти 500 ювелиров-виртуозов, кузнецов-умельцев и подмастерьев. От идеи очередного пасхального яйца до ее воплощения требовалось около года.
Одним из известнейших творений считается созданное из горного хрусталя и оформленное в виде тающего под солнечными лучами куска льда с текущими алмазными и платиновыми ручейками яйцо «Зимнее». Внутри него находится изысканная платиновая корзиночка с подснежниками.
Последним исполненным Карлом Фаберже заказом для дома Романовых стало яйцо «Карельская береза». Поскольку работа над ним завершилась уже после отречения Николая II от престола, то счет был выставлен не Императору Всероссийскому, а просто господину Романову Николаю Александровичу.
После прихода к власти большевиков К. Фаберже бежал из Петрограда в Ригу под видом дипкурьера. Затем, когда Россия вторглась в Латвию, он перебрался в Берлин. Но и там его настигли революционные волнения, вынудив переехать сначала во Франкфурт-на-Майне, после в Хомбург и, наконец, осесть в Висбадене. Все эти потрясения очень сильно сказались на здоровье уже не молодого ювелира. Поэтому семья в 1920 году перевезла Карла Фаберже к славящемуся целебным климатом Женевскому озеру. Там в Лозанне утром 24 сентября он и скончался.
Несмотря на все перипетии и хаос революции и гражданской войны из известных изготовленных по царским заказам 54 яиц Фаберже уцелело 47. Сегодня они хранятся в различных музейных и частных коллекциях по всему миру.