У одной из Друзей прочитала рецензию – интеллигенция начинает обсуждать германовское "Трудно быть богом". Кто-то морщится и воротит нос, кто-то просто говорит, что это ерунда, а кто-то искренне старается отыскать там глубины, мудрость и философию. И, что вовсе неудивительно, – находит!
Оговорку "что вовсе неудивительно" стоит понимать отнюдь не в смысле "как же не найти то, чего там навалом", а наоборот – "вытаскивают из пустоты". Давно знаю за интеллигентами такой навык. Вот смотрят они фильм (читают книгу) того, кем принято восхищаться – и думают: ну не может же там ничего быть! надо найти! – и начинают искать, искать, – а кто ищет, тот всегда найдёт, увы.
Помню, как-то стояли мы на улице с моей старой знакомой, трэш-металлисткой, которая мне что-то вкручивала про разложившиеся трупы, кости-черепа и моря крови из любимых ею песен, и с удовольствием приговаривала: вот ужас! вот где ужас! Я ей на это отвечала, что ужас при желании можно увидеть в любой вещи, да хоть... в доске объявлений, рядом с которой мы стояли, главное найти точку зрения. И начала подводить базу: смотри, говорю, как она покрыта обрывками бумаги, это же несбывшиеся надежды, крики о помощи, желание заработать денег, на которое никто не откликнулся, непрочитанные воззвания, разрушенные чаяния!.. И всё это слоями, год за годом, пропадает под новой краской, замазывается жизнью, уходя без пользы и смысла, и так никем никогда не будет увидено и прочитано... При желании из этой доски и моего монолога можно было бы сделать целый эпизод в философском фильме.
Так вот у меня ощущение, что примерно по такому принципу некоторые умники и действуют. Снял Герман кино, в котором дерьмо – главный персонаж (не моё выражение), а они стараются под это подвести какое-то объяснение.
Насмешило меня такое вот рассуждение: "Фильм Германа многие обвиняют в копрофилии. Плевать в подставленное зеркало можно, но бессмысленно. Разве не мы используем вместо слов «грязный» или «замусоренный» - слово «заср…й»? Не мы говорим вместо «плохой», - «гов…ный», а в качестве характеристики человека – «гов…юк»? Не мы ли почти в каждом фильме слышим возмущенный вопрос героя той или иной значимости: «Что за дер…мо?!», понимая и принимая форму его возмущения, как допустимую в обществе, как приемлемую. Даже в Сети существует устойчивое и понятное всем словосочетание «ср…ч в камментах»."
Читая его, я постоянно думала: а я это выражение не использую. И это не использую. И так не пишу. Если для самого автора эти слова привычны и естественны, так в таком случае что на зеркало пенять?.. И зачем делать вид, что все такие же?
Конечно, всякий художник имеет право на своё личное прочтение произведения. И каждое время диктует свою трактовку. И, конечно, Стругацкие, как бы потом ни маскировались, чётко написали, что общество на Земле коммунистическое и потому прекрасное, – а Герман, конечно же, не может допустить самую мысль о том, чтобы даже в фантастике вывести возможность счастливого коммунистического общества, того светлого будущего, которое и централизует всю эту книгу. Потому что если вообще есть будущее – то вся боль, все жертвы не напрасны, они потом искупятся общим счастьем. А если впереди ничего, кроме того же мрака, то вся история просто закрашивается в угол, в патовую ситуацию, из которой нет пути. И в книге Стругацких есть чёткая мысль: нам тоже когда-то было трудно, но мы выстояли и добились света. И в мире Арканара тоже есть боль-грязь-смерть, но есть любовь, дружба, верность, красота, искусство и т.д. И ради них, ради их жизни стоит бороться дальше. А люди типа Германа, разочаровавшиеся в жизни и в очередной раз не понявшем их обществе говорят: ничего нет, света нет, будущего нет, есть только мы сегодняшние, грязные и низкие. И тогда возникает вопрос: и зачем тогда вообще всё?
Автор статьи, с которой началось рассуждение, стоит на позиции, что фильм "про-нас-сегодняшних". Ох уж эта мне формулировка! Почему-то все эти люди считают, что каждый писатель пишет только вот лично для его времени; его даже своё собственное не интересует. Но дело даже не в этом, а в том, что человека вполне можно ткнуть носом в его минусы, но обязательно надо показать какой-то хороший пример. Чтобы знал, чего можно достичь, к чему стоит стремиться. А если только постоянно долбить по башке "всё гадость, всё мерзость" – так человек и подумает, что да, всё гадость и мерзость, и чего ради тогда становиться лучше? Ребёнка учат играть на фортепьяно; если показать ему, как играют мастера, он будет знать, что и сам может достичь такого же уровня. Но если, никогда не показывая ему хорошей игры, только бить его линейкой по пальцам и кричать, что он уродливый дебил и не в состоянии взять правильную ноту – дело закончится топором: по фортепьяно, а то и по учителю.
Последний совет убил. "Выкроить три часа из жизни, чтобы, не отвлекаясь от экрана, вбирать то, что обычно вызывает отторжение - сложно. Но иногда это - необходимо." Это сходно с советом питаться экскрементами. "Это вызывает отторжение, но иногда это необходимо". А почему необходимо – можно придумать вроде убедительное объяснение.
Есть очень тяжёлые фильмы, говорящие крайне суровую, неприкрытую правду; то же "Иди и смотри". Но этот фильм, вовсе не развлекательный, вовсе не лёгкий, говорит совсем другим киноязыком. Если так можно выразиться, он погружает зрителя в бездну отчаяния – но не в нужник. А в нужнике невозможен катарсис. Именно катарсис, очищение через страдание (в данном случае – сопереживание чужому страданию) даёт силу пережить то плохое, что есть сейчас, становиться лучше. Это придумали ещё умные греки, и я не думаю, что Герман их вдруг переплюнул.
---------------------------- Вот ссылка на статью, которая послужила источником размышлений. Вполне возможно, что вы не согласитесь с моими выводами, а вам покажутся более убедительными рассуждения того автора.
Это же в самом деле потрясающе – Владимир Зельдин отмечает 99-летие, и не просто отмечает, а на сцене театра! Какое удивительное жизнелюбие, талант, преданность искусству и верность профессии!
Красавец – и в молодости, и даже в старости. Безмерное уважение и восхищение!
Ну и для памяти, и исторической справки – текст от Вестей.ру:
"Народному артисту СССР Владимиру Зельдину сегодня исполняется 99 лет. Свой день рождения неутомимый актер отметит в родном Театре Российской армии, где состоится его встреча со зрителями. А 21 февраля он вновь сыграет главную роль в специально поставленном для него спектакле "Танцы с учителем", который уже четыре года подряд идет с оглушительным успехом.
Без преувеличения можно сказать, что Зельдин – это человек-легенда, человек-эпоха. Знатоки уверяют, что артист давно заслужил право быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса, ведь в мировой театральной практике нет ни одного действующего актера в возрасте 99 лет. Поклонниками его творчества до сих пор являются миллионы людей.
Владимир Зельдин родился в 1915 году в царской России, его детство и юность выпали на годы революции и НЭПа, молодость пришлась на Великую Отечественную войну. Первую громкую славу ему принес фильм "Свинарка и пастух", в котором он снимался в военном 1941 году. А в 1945 году его пригласили в Центральный театр Российской армии, где он и служит уже почти 70 лет.
За это время артист исполнил десятки ролей. Но особое место в перечне его театральных работ заняла популярная комедия Лопе де Вега "Учитель танцев", в которой Зельдин вышел на сцену более 1000 раз.
К 90-летию артиста режиссер Юлий Гусман поставил мюзикл "Человек из Ламанчи", где Владимир Зельдин блестяще исполнил роль Дон Кихота. К 95-летию актера Гусман подарил ему еще один спектакль "Танцы с учителем", в котором Зельдин блистает до сих пор.
В кино Владимир Зельдин снялся более чем в 40 картинах. Особенно он запомнился зрителям по фильмам "Сказание о земле Сибирской", "Карнавальная ночь", "Дядя Ваня", "31 июня", "Десять негритят", "Женщина в белом", "Дуэнья", "Принцесса на горошине", "Классик", "Полицейские и воры". Он также снимался в телесериалах и даже детском "Ералаше".
Вклад Зельдина в культуру страны отмечен высокими наградами. Актер дважды удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Он — кавалер орденов Дружбы и "За заслуги перед Отечеством" II,III и IV степеней. Лауреат Государственной премии СССР и Премии правительства РФ в области культуры, ему также присуждены премии фестиваля "Кинотавр", Фонда Станиславского, "Хрустальная Турандот" и "Золотая маска", сообщает ИТАР-ТАСС.
На www.tumblr.com наткнулась на подборку картин с диснеевскими и не только персонажами. Вообще-то очень часто встречаю такие вот "кроссоверы" (для людей, незнакомых с фанфиковскими терминами, поясню: кроссовер – такой жанр, где совместно действуют герои разных произведений. Арагорн спасает сержанта Рипли, Горлум дружится с Битлджюсом, и так далее). Может быть, это какая-то мода, или даже особый жанр, у нас ещё не проявившийся или не привившийся? – не знаю.
Сами картины меня не потрясли и не особо удивили, бо, повторюсь, аналогичного и раньше было увидено много. Но заинтересовала картина номер три – потому, что герои всех остальных мне известны, а вот с этим джентльменом в белом костюме энд чёрной шляпе затык, я не могу сообразить, из какого он фильма. Может быть, вы, дорогие Друзья и Читатели его знаете?
Постскриптум: все более-менее похожи, но вот у Эдварда Руки-Ножницы лицо какое-то старообразное, а Русалочка вообще не диснеевская получилась. Зато новый Джокер вполне так рельефно прорисован; но ах, почему же все забыли про обаятельнейшего николсоновского Джокера?..
29 декабря исполнилось 20 лет со дня смерти великого артиста – Фрунзе Мгера Мкртчяна.
Для наших зрителей он в основном памятен ролью "профессора" Хачикяна в "Мимино", – но у него было много героев, и не только комических; в театре он играл в самые разных спектаклях. Он потрясающе исполнял Сирано де Бержерака; это из тех редких ситуаций, когда тебе не мешает ничуть, что ты не понимаешь ни слова (ибо игра идёт на армянском).
Человек с таким поразительным запасом таланта... Всегда думаешь, как мало он успел сделать. Половина моей крови в трауре.