Когда выйдешь ты станом против врагов твоих, то берегись всего дурного. Если будет у тебя человек, который нечист от случившегося ночью, то пусть выйдет он за пределы стана и не входит в стан. [Тора, "Дварим", "Ки Тецэ", 23:10-23:11] Ночью человек не может находиться в духовном соединении со светом, с экраном, с желанием, поскольку отсутствует зивуг […]
Не гнушайся эдомитянами, ибо брат он тебе; не гнушайся египтянами, ибо пришельцем был ты в стране его. Сыны, которые родятся у них, третье поколение их может войти в собрание Бога. [Тора, "Дварим", "Ки Тецэ", 23:08-23:09] Речь идет о тех народах, у которых евреи жили во время изгнания. Несмотря на то, что народы мира угнетали их […]
Не желай им (амонитянам и моавитянам) мира и благополучия во все дни твои, вовеки. [Тора, "Дварим", "Ки Тецэ", 23:07] Эгоистические желания, называемые "амонитяне и моавитяне", проявляются на каждой ступени лестницы, по которой мы поднимаемся вверх. И каждый раз они новые, более сильные. Все 125 ступеней похожи друг на друга, только отличаются мощностью и объемностью положительных […]
«Каждый еврей обязан изучать Тору, будь он бедным или богатым, здоровым или страдающим от болезней, будь он молодым человеком или бессильным стариком. Даже если он бедный человек, который получает средства к существованию от милосердия и просит милостыню от двери до двери, даже если он женатый и отец детей, он должен установить определенное время для изучения Торы в течение дня и в ночное время».
Из этих слов Рамбама мы учим, что никакие причины не могут освободить человека от обязанности изучать Тору.
ТалмудТалмуд в трактате Йома рассказывает о Ѓилеле, Йосефе и рабби Элазаре бен Харсом, которые своими поступками доказали, что у человека есть возможность изучать Тору в любой ситуации, с какими бы трудностями это ни было сопряжено и с какими проблемами он бы ни сталкивался. История про Ѓилеля
Талмуд рассказывает, что, когда Ѓилель был молод, он был очень беден. Он зарабатывал всего одну монету – трефик – в день. Половину ее Ѓилель оставлял на житейские нужды, а вторую отдавал сторожу бейт мидраша за право присутствовать на уроке Торы, который вели два великих мудреца, Шмая и Автальон. В те времена существовал такой порядок – за возможность учить Тору надо было платить (по всей видимости, эта оплата предназначалась сторожу бейт мидраша, ведь за обучение Торе запрещено брать деньги). Как-то холодным зимним и снежным вечером Ѓилелю нечем было заплатить сторожу – день был неудачным, и ему не удалось заработать даже одного трефика. Сторож не пустил Ѓилеля в бейт мидраш, и тогда тот решил забраться на крышу дома учения, чтобы через дымоходную трубу «услышать слова Б-га живого». На следующее утро, а это было утро субботы, Шмая сказал Автальону: «Брат мой! Обычно утром помещение освещается солнцем, но сегодня что-то случилось – посмотри, как темно в бейт мидраше». Тут они подняли глаза и увидели на крыше большой сугроб необычной формы, напоминающий человека, занесенного снегом. Ученики быстро взобрались на крышу, сняли бесчувственного, замерзшего Ѓилеля и принесли его в помещение. Была суббота, но Шмая и Автальон распорядились ради такого случая –спасение жизни – растопить печь и согреть воду. Ѓилеля отогрели, обмыли теплой водой, и таким образом он был спасен. Почему Всевышний называется «Б-гом живым»?
Нам следует понять, почему в этой истории наши мудрецы называют Всевышнего «Б-гом живым»? Чистый воздух «Ѓилель, не имея возможности войти в бейт мидраш, забрался на крышу здания, чтобы «глотнуть» живительные слова Торы»
Думаю, что тут есть и намек на причину поведения Ѓилеля. На первый взгляд, Ѓилель мог сказать себе: если у меня сегодня нет денег, чтобы заплатить сторожу за вход в бейт мидраш, я не обязан сегодня учить Тору, ведь есть важное правило в Торе: «Если у человека нет возможности выполнять ту или иную заповедь, он не обязан ее выполнять». Однако изучение Торы для Ѓилеля было равноценно самой жизни. Если человеку нечем дышать, в поисках глотка воздуха он полезет на любую крышу любого, самого высокого, здания. Так и Ѓилель, не имея возможности войти в бейт мидраш, забрался на крышу здания, чтобы «глотнуть» живительные слова Торы и таким образом продолжить жить. Даже самый бедный может учить Тору
Из этой истории Талмуд учит, что каждый человек, даже самый бедный, всегда может выкроить и время, и возможность для изучения Торы. Для этого необходимо лишь одно условие – изучение Торы для человека должно приравниваться возможности продолжать жить. Для изучения Торы следует потратить всё имущество
Тут уместно привести слова Хафец Хаима в «Ликутей Алахот», который учит из вышеупомянутой истории, что человек обязан потратить все имущество, для того чтобы у него была возможность изучать Тору. И это – несмотря на то, что обычно для исполнения повелительных заповедей еврей не обязан тратить более одной пятой части своего имущества. Хафец Хаим объясняет этот закон: поскольку изучение Торы приравнивается жизни, несомненно, следует потратить всё имущество, чтобы учить Тору – т.е. продолжить жить.
Истории Талмуда о Йосефе и о рабби Элазаре бен Харсом мы расскажем с Б-жьей помощью в следующей статье («Даже богатый может учить Тору»). автор тексты: рав Реувен Куклин
…Он нанял против тебя Билама, сына Беора, из Птора, чтобы проклясть тебя. [Тора, "Дварим", "Ки Тецэ", 23:05] Вопрос: Билама наняли аммонитяне и моавитяне (желания, которые не могут исправиться), чтобы он проклял Израиль. Но в это время народ Израиля уже направлялся прямо к Творцу. Можно ли привести ассоциацию с сегодняшним Израилем, который надо еще заставить двигаться […]