2016-10-25 17:04:40
... : Тайна праздника Симхат Тора "Радуйтесь и веселитесь ... в праздник Симхат Тора". Что скрывает самая ...
+ развернуть текстсохранённая копия
На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья. Перевод статьи на русский язык: Тайна праздника Симхат Тора "Радуйтесь и веселитесь в праздник Симхат Тора". Что скрывает самая популярная книга в истории человечества? Чему мы должны радоваться? Возможно, она несет нам богатство? Здоровье? Согласие в семье? А если нет, то для чего она предназначена и чем […]
И изваяния богов их срубите, и уничтожьте имя их с места этого. [Тора, "Дварим", "Рээ ", 12:03] "Изваяния богов" во мне – это то, что я представляю себе как цели, которым я поклоняюсь, придаю им важность. И поэтому их необходимо полностью уничтожить в себе. Все они являются реперными точками, с помощью которых я куда-то иду: […]
2016-10-24 21:53:55
... изучают недельные главы Торы, очередной раз ... изучения начальных глав Торы. Существует загадочный ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
Мы снова подошли к важному рубежу — празднику Симхат Тора. В этот день все евреи, которые синхронно изучают недельные главы Торы, очередной раз заканчивают последнюю главу — «Зот а-браха» и сразу же заходят на следующий круг, начиная читать первую главу Торы — «Берешит».
Этот процесс всенародной синхронизации уникален. Я не знаю других народов или групп, которые бы имели такой же механизм синхронизации — через изучение глубинных текстов. Но в целом цивилизация подает признаки взросления. Если вспомнить эпоху Раннего Средневековья, то в то время простым христианам было запрещено иметь дома текст Библии. Ее могли читать и разъяснять только священники, которые обучались этому искусству. Остальные слушали проповеди, а также рассматривали иллюстрации к библейским историям в виде фресок и мозаик на стенах церквей. Протестанты совершили важную революцию, переведя Библию на доступные языки и сделав ее настольной книгой. Но в христианстве не было столь развито искусство интерпретации текстов, как у евреев. Интересно, что искусство глубинной интерпретации получило развитие в светском мире в XIX и особенно в XX веках. Этот жанр приобрел системный и научный подход. Кроме того, анализ текстов может быть и искусством, или искусствоведением, когда находка нового смысла в тексте является проявлением таланта исследователя и его умения соединять в уме разные идеи и находить параллели и ассоциации. В каком-то смысле можно сказать, что человечество постепенно дорастает до более взрослого умения работы с глубинными текстами. Отметим, что этот жанр работы с текстами не является массовым в обычном мире. Его можно назвать элитным. Но евреи уже много веков приучаются к работе с текстами и поэтому могут считаться элитой мира — в том смысле, что они владеют этим элитным сплавом науки и искусства в работе с текстами. Интересно, что в русскоязычном интеллектуальном пространстве сейчас происходит новый всплеск интереса к «текстоведению». Стоит обратить внимание на контекст. Политические процессы в России перемещают сознание большинства в направлении примитивизации сознания. Но можно высказать важную гипотезу. Видимо, существует закон самосохранения интеллектуального потенциала народа. Если некие силы тянут народ в примитивизацию мышления, то в элитной части народа активизируется стремление к более зрелому развитию сознания. Многие мои друзья, живущие в России, обращают внимание на процесс «умудрения» интеллектуальных элит, которые создают новые и важные теории и модели познания мира. Работает механизм «головы» и «хвоста». «Хвост» растет количественно (с помощью психообработки масс), а «голова» растет качественно (с помощью интеллектуальных усилий). Кроме того, современные коммуникационные технологии позволяют более легко и эффективно обмениваться находками и различным опытом работы. Еще один ценный фактор — умение задавать вопросы к тексту. И здесь классическое еврейское образование помогает развить эту черту. Кстати, вопросы могут помочь развернуть анализ текста в новую и неожиданную сторону, раскрыв «сокровища» смыслов, подобно месторождению, найденному геологами. Согласно нашему календарю мы снова входим в процесс изучения начальных глав Торы. Существует загадочный механизм настройки жизни на смысловые процессы, заложенные в Торе. Если мы погрузимся в ее изучение, то будем меньше зависеть от политических и экономических процессов и больше получать от Всевышнего благословений на процветание, мудрость и взросление.
И разбейте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и священные деревья их сожгите огнем, и изваяния богов их срубите, и уничтожьте имя их с места этого. [Тора, "Дварим", "Рээ ", 12:03] Человечество должно было развиваться через строительство всевозможных религиозных храмов, которые до сегодняшнего дня возводят во всех странах мира, и к тому же конкурируют, чье […]
Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою [и] народ Свой! (Втор.32:43).
В переводе Сончино и Давида Йосифона в этом месте говорится: Прославьте, народы, народ Его, ибо за кровь рабов Своих отомстит он, и мщение совершит над врагами их, и искупит землю Свою и народ Свой. (Дварим 32:43)
Для слов, переведенных как “веселитесь” и “прославьте”, на иврите используется слово רנן (ранан) - кричать (от радости или от горя), восклицать, ликовать, вопиять, рыдать, восклицать, провозглашать. Итак, слово רנן (ранан) описывает принятие всем сердцем радости и горя как отдельной личности, так и целого народа. Это слово говорит о соучастии и близком контакте с народом Израиля в том, что делает Всевышний.Призыв Мошэ относится к другим народам и вдохновляет их стать соучастниками в славной истории Израиля и в том спасении, о котором стоит веселиться, и в тех скорбях, которые необходимо пережить, чтобы совершать свое спасение. Также слова Мошэ сродни тому, что сказала Рут, когда выразила свою веру и посвящение Богу Израиля и Его народу. Рут поверила Богу Израиля и решила совершать свое спасение. Могла ли Рут пройти путь доверия Господу Израиля, если бы сказала: Твой Бог будет моим Богом, но твой народ не будет моим народом? В таком случае она бы приняла только одну часть Евангелия – принятие Бога Израиля. Но такой подход выглядел бы полнейшим абсурдом: любить Бога и равнодушно относиться к Его народу. Это подобно тому, что говорить о любви к Богу и в то же время ненавидеть своего ближнего. Сегодня многие хотят просто верить в Бога, не вспоминая о Боге Израиля, или верить в Господа, но не вспоминая о Господе Израиля, или в Христа (Мессию), не вспоминая о Мессии Израиля. Но как можно веселиться о Господе, не радуясь вместе с Его народом? Бога Израиля невозможно оторвать от Его народа, поскольку Он подарил путь спасения через Свой народ. Потому веселиться о Боге Израиля возможно только, подключаясь к веселию Его народа. Также прославлять Бога Израиля верующий может только через прославление Мессии в контексте народа завета. При рождении Мессии пророк Шимон сказал:
28. Шимон взял его на руки, произнёс браху Богу и сказал: 29. "Теперь, Адонай, согласно Твоему слову, Ты отпускаешь своего слугу с миром; 30. ибо я видел своими глазами твоё Йешуа (Спасение),
31. которое Ты приготовил перед лицом всех народов – 32. свет, который принесёт откровение гоим и славу Твоему народу Израилю"
(Луки 2:28-32)
Мошэ говорил это откровение о Мессии, приносящее спасение народам и радость вместе с народом Израиля. Язычники должны прославлять Бога за народ, который Он создал для их спасения. Мы прославляем Бога за Мессию, Тору, за Авраама, Исаака, Иакова, Мошэ и многих других, через верность и служение которых мы спасаемся от Божьего гнева. Это понимали Рут и Раав и не остались постыженными. Понимает ли это современный верующий? Всегда стоит помнить, откуда пришло Евангелие. Весть о том, что Царство Божье приблизилось, вдохновляет и радует нас. Стоит отдавать себе отчет в том, что Новый завет Господь заключил с народом Израиля. Если другие народы желают приобщиться к Новому завету, то им необходимо радоваться с народом Израиля и прославлять Бога за народ, через который к ним была проявлена великая милость.
Сотник Корнилий и все его домашние радовались с Петром и братьями из Яффо, приняв Новый завет, данный народу Израиля. Язычники первого столетия радовались с народом Израиля, когда принимали Евангелие и жертву Мессии. Вспомним слова пророка Иеремии:
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
35 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему.
36 Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. (Иер.31:31-36)
Зная сердце народов, Господь предупреждает о том, что Новый завет будет дан для народа Израиля, вне зависимости от его состояния. Видя плачевное духовное состояние Израиля многие подумали, что Господь отверг их, но даже их немощь Всевышний использует для прославления силы Мессии Иешуа и спасения каждой человеческой души.
Как быть с несовершенством народа?
Сегодня мы также можем видеть разных евреев с разным отношением к Мессии Иешуа, но, тем не менее, они возлюбленные Божьи ради отцов (Рим 11:28) Видя немощь Израиля, можно воскликнуть: Вы хотите, чтобы я радовался с этими грешниками и безбожниками? Нет! Мы не будем радоваться с людьми, любящими и делающим грех, живущими ради собственного желудка и нечистых желаний. Мы будем радоваться с Израилем, давшим завет всем народам. Мы будем радоваться с Израилем, давшим Мессию. Мы будем радоваться с Авраамом, Исааком, Ияковом, Мошэ, Шмуэлем, Мессией Иешуа, рав. Шаулем, Кефой (Петр), Йохананом и многими другими евреями, которые, не щадя души своей, передали спасительный завет всем народам и племенам. Еще раз вспомним ободряющие слова пророка Исаии:
6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. (Ис.56:6,7)
Вопросы для размышления:
1. Почему Господь призывает народы быть соучастниками в жизни Израиля?
2. С каким народом Господь заключил Новый завет?
3. Что делать с несовершенством еврейского народа?