Скажите, пожалуйста, какие существуют свидетельства того, что Тора была дана Моисею именно Творцом, а не какой-либо иной сущностью, которая лишь представилась так?
Вполне возможно, что эта сущность (группа сверхразумных существ?) была намного развитее человечества, а все чудеса, ей творимые, — проявления этого развития: так современный человек может творить чудеса в глазах человека древнего, летая, например, на самолете. Ведь мы не имеем решительно никакого представления о наличии таких сущностей во Вселенной, об их возможностях, технологиях, логике, морали и убеждениях.
Заранее благодарен за ответ.
Ответ
Евреи поверили не из-за чудесДарование Торы, Тора
Евреи поверили Моше (Моисею) не из-за чудес, которые тот совершал
Рамбам в своей книге Мишнэ Тора (Законы основ Торы 8, 10) пишет: «Евреи поверили Моше (Моисею) не из-за чудес, которые тот совершал: у того, кто верит из-за чудес, сердце не беспорочно; ведь чудеса можно показать и поддельные, и колдовские… А из-за чего поверили ему? Из-за того, что было у горы Синай, когда наши глаза видели, а не чужие, и наши уши слышали, а не другого, огонь, и громы, и пламя. И Моше подошёл ко мгле, и Голос говорил с ним, а мы слышали: “Моше, Моше иди и скажи им это и это”», и так свидетельствует Тора (Дварим 5, 4): «Лицом к лицу говорил Господь с вами…». Во время дарования Торы все евреи поднялись на уровень пророчества и пророческим «зрением» ясно видели, что Всевышний — единственный Властитель мира. И об этом сказано в Торе: «Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь есть Б-г, нет более, кроме Него» (Дварим 4, 35). Одного этого было бы достаточно, чтобы устранить сомнения в том, что именно Всевышний даровал Тору.
Откровение не завершилось Евреи по пустынеОднако откровение Всевышнего еврейскому народу не завершилось и после Синая. Все сорок лет странствования в пустыне у евреев было «сверхприродное» руководство, что позволило им уцелеть в суровых условиях пустыни: столп облачный указывал путь днём, а огненный — ночью, ман (манна) выпадал каждый день и обретал любой вкус, какой человек захочет, одежда не изнашивалась; было ещё много чудес. А когда этот народ, изнурённый, следует предположить, сорока годами странствий, пришёл в Страну Израиля, он одержал победу над сильными народами, жившими там, и отвоевал у них Страну. Всё это ясно свидетельствует, что речь идёт не о каком-то «сверхразумном очковтирательстве», а о действии Высшей Силы, управляющей всем миром. Мы называем Эту Силу — Б-гом.
Чудо существования еврейского народа Когда Моше хотел увидеть Всевышнего, он попросил Его: «Покажи мне славу Твою» (Шмот 33, 18). Всевышний ответил: «…ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо» (стих 23). Это объясняется так: Моше просит показать ему, как Всевышний направляет мировую историю. Но Всевышний отвечает: в тот момент, когда исторические события происходят, у человека нет возможности увидеть в них «руку Б-га». Но, оглядываясь назад, на события, которые уже произошли, люди могут ясно увидеть «руку Всевышнего», Его руководство, как Всевышний заботится о Своём народе, храня его в любых обстоятельствах. Ведь нет в мире народа, который бы пережил столько преследований, который столько раз пытались полностью истребить, как евреи. И всё же мы существуем. Пишет рабби Яаков Эмден (в предисловии к молитвеннику Бейт Яаков): «Кто задумается о нашем особом положении в мире, [увидит]: мы — народ в изгнании, овцы рассеянные после всех бедствий и перемен, которые случились с нами за тысячелетия… Все древние народы перестали существовать… А мы, прилепившиеся к Господу, живы ныне, и, клянусь, что, когда задумаюсь об этих удивительных делах, кажутся мне самыми великими чудеса, которые совершил Всевышний для наших отцов в Египте, в пустыне и в Стране Израиля. И чем дольше длилось изгнание, тем более явно подтверждалось чудо и прославлялись деяния Его».
Свидетельства представителей других народов И не только сами евреи видят в этом чудо, но и мудрые люди из других народов. Приведу несколько цитат.
Марк Твен писал («Concerning the Jews», Harper’s Magazine, Sept 1899):mark-twain-photo
Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы… в свое время … наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чем же секрет вечности евреев?
Николай Бердяев писал (Смысл истории, гл. V, Судьба еврейства):
…со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания.
Александр Куприн писал («Жидовка»):
Удивительный, непостижимый еврейский народ… что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предопределение.
Заключение И мы, изучая историю еврейского народа и размышляя над ней, можем ощутить, что Высшая Сила «наблюдает» за нами и руководит всем, что происходит в жизни людей. И Эта Сила — Всевышний, Даровавший нам Свою Тору, в которой сказано:
«Но и при всём этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их»
2017-01-29 13:51:35
... тому, что та Тора, которую мы сегодня ... , видят, что в Торе описано устройство и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вопрос: Можно ли доверять тому, что та Тора, которую мы сегодня читаем, – истинная? Не искажена ли она разными переводами и переизданиями? Кто ее написал? Есть ли у нее авторы? Ответ: Здесь нет совершенно никаких разногласий, всё абсолютно четко. Каббалисты, которые и сегодня постигают высший мир, видят, что в Торе описано устройство и взаимодействие всех […]
Три города отдели себе в стране твоей, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе во владение. Проложи себе дорогу и раздели натрое пространство страны твоей, которую дал тебе в надел Бог, Всесильный твой, и туда убегать будет всякий убийца. [Тора, Дварим, Шофтим, 19:02-19:03] Речь идет о человеке, совершившем непредумышленное убийство. Не он спланировал и выполнил его […]
2017-01-28 19:15:46
Когда уничтожит Бог, Всесильный твой, народы, страну которых Бог, Всесильный твой, дает тебе, и ты ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Когда уничтожит Бог, Всесильный твой, народы, страну которых Бог, Всесильный твой, дает тебе, и ты изгонишь их, и поселишься в городах их и в домах их, три города отдели себе в стране твоей, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе во владение. Проложи себе дорогу и раздели натрое пространство страны твоей, которую дал тебе в надел […]
А если скажешь в сердце своем: "Как узнаем мы слово, которого не говорил Бог?" То, что говорить будет пророк от имени Бога, но слово то не сбудется и не исполнится, – то это слово, которого не говорил Бог, а злонамеренно говорил пророк, не бойся его! [Тора, "Дварим", "Шофтим", 18:21-18:22] Если ты будешь слушаться пророка, а […]