К концу трех лет вынеси всякую десятину плодов твоих в тот год, и положи во вратах твоих, чтобы пришел левит, ибо нет у него участка и удела с тобой, и пришелец, и сирота, и вдова, что во вратах твоих, и пусть едят и насыщаются… [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:28 – 14:29] Пришелец, сирота, вдова – это […]
И отдавай серебро это за все, чего пожелает душа твоя, за крупный и мелкий скот, и за вино, и за хмельное, и за все, что захочется тебе, и ешь там пред Богом, Всесильным твоим, и радуйся ты и семейство твое. [Тора, "Дварим", "Рээ", 14:26] Отдать серебро – значит, влить свой экран в общий экран и […]
2016-12-16 16:51:29
Если же слишком длинна будет для тебя дорога, так что не сможешь ты нести это, ибо далеко будет от ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Если же слишком длинна будет для тебя дорога, так что не сможешь ты нести это, ибо далеко будет от тебя место, которое изберет Бог, Всесильный твой, чтобы водворить там Имя Свое, когда благословит тебя Бог, Всесильный твой, то променяй это на серебро, и возьми серебро это в руки, и иди в место, которое изберет Бог, […]
2016-12-15 17:27:41
Отделяй десятину от всех плодов посева твоего, вырастающего на поле из года в год. И ешь пред Богом ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Отделяй десятину от всех плодов посева твоего, вырастающего на поле из года в год. И ешь пред Богом, Всесильным твоим, на месте, которое Он изберет, чтобы водворить там имя Свое, десятину хлеба твоего, вина твоего, и оливкового масла твоего, и первенцев крупного и мелкого скота твоего, чтобы научился ты бояться Бога, Всесильного твоего, во все […]
2016-12-15 14:10:28
Талмуд рассказывает о великом праведнике, рабби Пинхасе бен Яир, который никогда не ел у других ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Талмуд рассказывает о великом праведнике, рабби Пинхасе бен Яир, который никогда не ел у других евреев. Вот как объяснял свое правило сам рабби Пинхас: «Евреи – святой народ; есть среди них такие, у кого недостаточно пищи и для себя, но несмотря на это, угощают других; а есть такие, у которых достаточно пищи, но они делятся с неохотой».
У первых – не имеющих достаточно пищи – рабби Пинхас бен Яир не ел по понятной причине: он не желал оставлять их без еды. Рамбам пишет: кто ест трапезу хозяина, и известно ему, что хозяину недостает трапезы для себя, тот считается как грабитель, даже если хозяин его угощает.
У вторых – имеющих достаточно пищи, но дающих ее неохотно – рабби Пинхас бен Яир тоже не желал есть: ведь хозяин не хочет делиться пищей и угощает только потому, что ему стыдно. О таком царь Шломо сказал (Мишлей, 23, 6): «Не вкушай хлеба скупого и не возжелай яств его, ибо как он думает в душе своей, таков он и есть: «Ешь и пей!» – скажет он тебе, а сердце его не с тобою».
Тосфот задает вопрос: почему рабби Пинхас бен Яир называет святыми даже тех, кто дает с неохотой?
И отвечает на него следующим образом: из того, что эти люди ощущают чувство стыда, не угостив ближнего, – мы видим, что они понимают, насколько важно угостить ближнего, и, следовательно, в них есть элемент святости.
Рамхаль построил свою знаменитую книгу «Месилат Ешарим» («Путь праведных») на высказывании рабби Пинхаса бен Яир о том, как человек может достигнуть истинной святости. Тот, кто изучает эту книгу, видит, насколько большое значение придает рабби Пинхас бен Яир чистоте мысли и намерений! Но это не мешает ему относиться благожелательно к каждому еврею и ценить каждое положительное качество другого, сколь малым оно ни казалось бы нам.
И здесь есть над чем задуматься и что выучить:
Человек должен относиться предельно критично к себе и к своим поступкам, но других судить «лехав-зхут» – с благосклонностью – и ценить каждый их добрый поступок и достоинство, какими бы незначительными они нам ни казались.
И такова природа всех праведников: искать в других достоинства. Грешники же, наоборот, ищут в ближнем только отрицательные качества и недостатки. И об этом сказал царь Шломо: «Когда торжествуют праведники, велика слава, но, когда возвышаются нечестивые, будет изыскан человек». Объясняет Рабейну Йона: «Праведники возвышают и почитают людей за каждое достоинство, которое у них есть, грешники же ищут недостатки людей и их ошибки, чтобы унизить их, и это – несмотря на то, что те уже оставили свои дурные поступки и сделали тшуву».