Христос посреди нас! Это написал год назад...а будто вчера было- мало что изменилось...Потому просто повторю и всех прошу меня простить, кого обидел невольно. А в особенности, кого обидел осознанно. Простите меня, недостойного ради Господа нашего Иисуса Христа! *** Сегодня православные вспоминают Адамово изгнание, и вечером в храмах будет чин Прощения.
А в обиходе мы называем сей день Прощеным Воскресением.
В Евангельском чтении мы услышали такие слова:
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6: 14-21). Последний Воскресный день перед Великим Постом мой, наверное, любимый день в году. … Да, разумеется, Бог Даст – доживем до окончания постных дней и наступит Светлое Христово Воскресение, радость духовная наша о том Даре, который принес Господь Иисус Христос за всех нас. А, значит и за меня, убогого.
Но, положа руку на сердце, можем ли мы каждый вот так, именно духовно радоваться в этот день? Как это ощущал будущий иеромонах Василий (Росляков)?
Расскажу лишь о первой оптинской Пасхе.
Благодать такая, что даже после бессонной ночи невозможно уснуть, и мы с подругой уходим в лес. Над головою по-весеннему синее небо, а под соснами еще лежит снег. В лесу кто-то есть - лось, наверное. На всякий случай прячемся в ельник. И, подсматривая из-под елок, видим, как по лесной дороге стремительно бежит послушник Игорь, будущий иеромонах Василий (Росляков). Через пять лет его убьют на Пасху. А пока ему только 27 лет, он мастер спорта и чемпион Европы. И послушник даже не бежит, а летит над землею в стремительном беге атлета и, вскинув руки в ликующем жесте, возглашает на весь лес небу и соснам:
- Христос воскресе! Христо-ос воскресе! (Отрывок из книги Нины Павловой "Михайлов день"). До этого надо дорасти, надо научиться не смешивать эту радость с разговением, с послаблением плоти, которое мы, как правило, стремимся тут же ей подарить.… Ну, а потом… быстро съедается радость духовная с бутербродами и куличами.
Но Прощеное Воскресение день в этом смысле особенный. Он наедине с самим собой. Пост уже начался… еще не Великий, но мы уже ограничили себя немного. Дух уже предвкушает работу и плоть уже начала смиряться. Завтра уже, совсем скоро, священники выйдут из алтаря и весь собор молящихся будет повторять за ними слова Покаянного Канона прп. Андрея Критского и молить Господа:
- Помилуй мя, Боже, Помилуй мя! Завтра.
А сегодня наступает тишина… пост – это наша жертва, и мы готовимся положить свой дар на жертвенник.… Готовимся... Но готовы ли?
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23-24). Прежде примирись.… Как интересно, нигде не сказано, чтобы брат твой, тебя опечаливший, первым пришел и попросил у тебя прощения. Нигде не пишется, что он должен тебя простить. Никто тебе не может помешать, очистившись от затаенных обид встать пред жертвенником. Никто во всем мире.
Только твоя собственная гордость. Та гордость, что отгоняет от тебя Бога. Можно весь пост провести в непрестанной молитве и даже без пищи и воды. И тем самым только еще дальше отогнать от себя Бога,… если не смог прежде примириться с теми, кто тебя опечалил.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. ( Иак. 4: 6). У прп. Паисия Святогорца есть такой рассказ:
В смирении заключена огромная сила. Оно разрушает любые бесовские козни. Смирение — это самый мощный удар по сатане. Там, где есть смирение, нет места диаволу, нет искушений. Однажды некий подвижник заставил беса читать молитву «Святый Боже». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» — пробормотал бес и на этом остановился. «Скажи "помилуй нас!"» — велел подвижник. Ну, нет, куда уж там! Если бы бес произнес это, то стал бы Ангелом. Бес может сказать все что угодно, кроме «помилуй нас», потому что для этих слов нужно смирение. В молитве «помилуй нас» заключено смирение, и душа, взывающая к Божиему милосердию, получает просимое. Для любого нашего дела нужны любовь, смирение и благоговение. Это очень просто, а мы сами все усложняем. Любовь и смирение — это самый легкий путь в Царство небесное. Не трудитесь над стяжанием любви, молитвы, добродетелей и т. п., ваши усилия будут бесплодными, ибо Господь не будет помогать вам, пока у вас нет смирения. Но это потому только, что если Он поможет вам достичь преуспеяния, вы повредитесь из-за гордости. Бог ждет от нас только смирения, все остальное — непосредственный результат действия Божией благодати — причины всех благ, — которую привлекает смиренный человек благодаря своему доброму расположению. «Плод же Духа: (когда человек взрастит его в себе) любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...» (Гал. 5, 22—23). Такие простые слова и так трудно произносимые:
- Прости меня! Не сложно их произнести, обращаясь к тому, кто в добрых с тобой отношениях. Таким людям мы без устали строчим смс-ки и названиваем по телефону, радостно декларируя:
- Прости меня! И столько радостно и без труда отвечаем:
- Бог Простит и я прощаю! Это легко, но и пользы от этих слов не много. Есть польза, но незначительная. Большая польза происходит в ту минуту, когда эти могущественные слова произносятся тобой в адрес человека, который тебя обидел, или которого ты обидел, и с кем нет ровных и добрых отношений, а возможно, и явная вражда. Но именно такому человеку произнесенные слова становятся тем первым и самым необходимым очищением, после которого можно подходить к жертвеннику для принесения своего маленького дара- своего поста.
Такая же по величине польза происходит и тогда, когда ты сам от искреннего сердца, а не сухо сквозь зубы прощаешь своему обидчику.
«Словом «прости» побеждается сатана», - говорили святые отцы.
А некоторым мы уже и не можем (о ужас!) этих слов произнести, пусть бы и имели волю и решимость. Кто-то уже предстал пред Господом и мы упустили тот счастливый день, когда была еще возможность позвонить, постучаться, встретиться и извиниться. Как, например, дедушка Анатолий (мой тесть, о котором еще будет рассказ в разделе «книга Живых»), которого я умывал холодной водой и грозился окатить из ведра, если он не перестанет выпивать… а он, ни разу никого не осудивший за всю жизнь, ушел от нас через несколько дней после этого…
Или как пожилая пара, возможно из Белоруссии…
Это было лет восемнадцать назад. Я молодой, уверенный в себе предприниматель, полу бандит, как таких нынче называют. Недавно купил себе очередной автомобиль, в этот раз Лексус, ехал по минскому шоссе с друзьями за город. Наверняка пятница, скорее всего постный день, и уж точно мы едем веселиться, выпивать, блудить… Помню, как гонялись с другим автомобилем по трассе (ну а как, разве ж можно уступить?), тот впереди, я за ним. А перед нами что-то забывший в левом ряду старый «каблучок». Пока впередиидущий пытался освободить дорогу я ухожу вправо для обгона и в этот момент «каблук» увидев, наконец, что сзади ему активно сигнализируют, решает срочно освободить дорогу… Немного старенький автомобиль задевает мою машину.
Господи, помилуй! Что только я не наговорил тогда пожилому водителю и его супруге, какими обидными (особенно для мужчины) словами я не наградил их обоих, грозил пистолетом (всегда с собой имел тогда пневматику), расправой, хамил… Подъехавшие гаишники решили не связываться с нами и посоветовали водителю «каблука» после урегулирования с нами вопроса ехать по обочине до самой Белоруссии очень небыстро и уехали. Все это пара стерпела тихо и смиренно. Я записал их паспортные данные и пригрозив, что если в течении месяца не привезут они мне двести пятьдесят долларов, то им же будет хуже и уехал с друзьями дальше.
Недели через три ко мне заходит помощница и говорит:
-Вас там спрашивает какой-то человек…
-?
-Не знаю, говорит, что он Вам деньги привез. Я уже и забыл обо всем – что для меня тогда были эти деньги? Так, мелочь… Наверняка для белоруса это были приличные средства. Он отдал мне «долг» и мы расстались. Возможно (и скорее всего) в этот раз я не хамил и был дружелюбен. Но я и сейчас помню запуганный взгляд того человека.
И вот, прошли годы… Бог привел меня, этого хама в Свой храм, к вере, к Чаше. Господи! Да как же мне умолить о прощении этого человека и его жену? Да и живы ли они… Вот, умру я и предстану перед Судией. И без прочих мерзких дел моих откроет Он мне и всему миру только эту одну картину и смиренное молчание обиженных мною людей- что отвечу я, жалкий? Будет ли мне дело до чужих грехов? Не померкнет ли беззаконие других людей перед моим беззаконием?
А это лишь один не самый страшный эпизод моей жизни и не единственный, в котором нет у меня возможности очно попросить прощения у обиженных мною людей.
Господи, отпусти мне мое беззаконие сие и прости этим людям, имена их Ты Сам веси все их грехи за мое к ним совершенное беззаконие и за их терпение! Не могу пред ними преклонить колени, так хоть поведаю миру о том, каков я сам есть на деле. Помилуй, Господи!
Давайте, братья и сестры, прежде начала Великого Поста и наших маленьких подвигов, простим друг другу все наши обиды и оставим наше раздражение. Отгоним сатану и дадим Богу подойти к нам поближе.
Простим нашим властям и иерархам те видимые нам их слабости (пишу видимые, поскольку мы не сердцеведы и не можем видеть сердца человеков а, значит, можем сильно ошибаться), что заставляли нас выносить свои несправедливые в их адрес приговоры.
Попросим прощения и простим священникам их невнимание к нам, любимым, их забывчивость к нашим просьбам, которые, разумеется, самые важные и единственные, достойные их внимания и заботы, словно и нет у них иных забот, других просьб от таких же, как мы, прихожан, матушки, детишек…
Простим предстоящим и молящимся с нами в храме их просьбы во время Херувимской:
- Передайте к Празднику! Не от неуважения они так поступают, а от незнания. И если бы они знали столько, сколько знаем мы, то они не как мы, переминаясь с ноги на ногу и сохраняя внешнее благоговение, стояли бы на службе, а с замиранием сердца забыли бы даже о теле своем.
Попросим прощения и простим тем, кто высмеивает нашу веру и уничижает Бога и святых Его угодников. Они не ведают, что творят. И если бы им было дано столько, сколько дано нам, то каждый день своей жизни они омывали бы своими слезами свои грехи, а не сухо, как мы, перечисляли их на Исповеди, без внутреннего содрогания и покаяния. Но им дано мало и спросится тоже не много, в отличие от нас, кому Бог даровал, а мы расточили и разбазарили…
Попросим прощения и простим тем, кто ругает иерархов, Предстоятеля и Церковь нашу.
Если бы нас так взял в оборот лукавый, то мы бы уже забыли дорогу в храм Божий, кляли бы Самого Бога и сорвали с себя Кресты. Они же, в отличие от нас, Бога чтут и несут свой Крест. Есть ли наша заслуга в том, что Господь не попустил и нам впасть во все тяжкие? Нет, это лишь Милость к нам, грешным, а не наша заслуга.
Попросим прощения, и простим тех, кто в припадках ярости и злобы, потеряв человеческий облик, устроил мятеж в Украине, а также тех, кто не разглядел в нацистах волчьего оскала и от всего сердца помогал им в этом.
Если бы от нас отступила благодать Божья, то мы рвали бы зубами своих недругов и не давали пощады даже детям их.
Попросим прощения и у самых близких наших и родных… перед кем мы больше всего виноваты, поскольку стремясь к святости, превратили их жизнь в ад. И простим им то, что они возвращают нас на землю, научая тому, что любовь к Богу невозможна без любви к ближнему своему, ибо:
Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4: 20). Простите и Вы меня, убогого и неразумного раба Божьего Димитрия, пишущего правильные слова, но творящего грязные вещи, поучающего священников, но самого не слушающего и своего духовного отца… Благообразного внешне, внутри же полного ядовитых змей и готового в любой момент выплеснуть свою злобу наружу… другой, имея столько подарков от любящего Бога уже давно раздавил бы и изгнал из себя этих гадин, я же лишь отчасти их спрятал внутри, не имея дерзновения и решимости для их уничтожения…
Горе мне, лукавому рабу, обидевшего стольких добрых людей, что если о каждом из них хоть раз в день помолиться, то и всей жизни не хватит, чтобы перед всеми извиниться.
Господи, прости всех, кого я хоть раз в жизни чем обидел и покрой их грехи!
И меня помилуй, яко Благ и Человеколюбец!
Православным еще раз напомню, что вечером в храмах будет чин Прощения- очень красивая служба. Кто имеет возможность не поленитесь и сходите.
Храни Вас всех Господь и Матерь Божья! С любовью,
рБ Дмитрий