Дмитрий Исаакович Леус: Каким банкам доверять ч.1
2015-10-16 11:01:11
Дмитрий Исаакович Леус,
Председатель Совета директоров – Закон «О потребительском ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Дмитрий Исаакович Леус,
Председатель Совета директоров – Закон «О потребительском кредитовании», который
уже прошел первое чтение в Госдуме, делает услуги коммерческих банков для
населения более удобными. В связи с этим ожидается значительный рост числа
выданных потребительских займов. Поэтому особую актуальность приобретает
процесс повышения финансовой грамотности населения. Каким банкам можно
доверять? Ответ на этот вопрос поможет миллионам заемщикам и вкладчикам
определиться – остаться ли клиентом своего банка, либо сменить кредитную
организацию.
Первое, на что бы хотел
обратить ваше внимание Дмитрий Исаакович
Леус, – это доступность услуг. Не секрет, что большинство
банков предпочитают работать лишь в городах-миллионниках. И жителям малых
городов приходится тратить много времени на то, чтобы доехать до офиса банка в
крупном городе. Мы решили устранить данную несправедливость.
В прошлом году запустили
пилотный проект по созданию «легких» офисов в малых городах России. Стоит
отметить, что количество выданных ими кредитов уже превысило аналогичный
показатель в отдельных «тяжелых» офисах в средних и крупных городах. В целом
2012 год стал настоящим прорывом для банка (розничный кредитный портфель был увеличен
в 2,5 раза).
На сегодняшний день у
банка – 45 отделений (9 в Москве и Московской области, а также 36 отделений в
регионах России). Только за прошедшие полгода было открыто 22 региональное
подразделение. Это своеобразный рекорд! С точки зрения экономического развития
это новые ресурсные мощности для увеличения объема бизнеса банка. Если же
говорить о социальной составляющей, то это новые рабочие места в регионах и
стабильная работа для персонала.
Мы уже начали работу не
только в малых городах, но и в районах с населением свыше 50 тыс. человек.
Например, у нас уже есть кредитно-кассовый офис в г. Грязи Липецкой обл. Там 46
тыс. населения ведут городской образ жизни, плюс еще 73 тыс. живут в поселках
городского типа. И было бы несправедливо оставить их без возможности сделать
банковский вклад или получить кредит на приобретение необходимых товаров и
услуг.
Отдельно хочу обратить
внимание на высокую финансовую дисциплину заемщиков в небольших городах.
Положительная кредитная история позволяет им получать повторные кредиты уже на
льготных условиях, говорит Дмитрий Леус.
Один из продуктов,
который до недавнего времени был недоступен в малых городах – кредиты
для пенсионеров. Как только мы стали работать с людьми старшего
возраста, то сразу для себя отметили, что они очень ответственны – практически
не допускают просрочек по платежам. Поэтому для них мы готовы разрабатывать
новые банковские продукты на наиболее приемлемых для них условиях.
Мы очень внимательно
относимся к тому, чтобы люди не теряли времени в очередях. Для этого регулируем
саму возможность появления очередей в наших отделениях. Активно устанавливаем в
офисах сети терминалы самообслуживания, чтобы платежи по кредитам можно было
вносить не только через кассу.
Часть 2
Тэги:
вэб,
дмитрийисааковичлеус,
дмитрийлеус,
кредит,
леусдмитрий,
экономика
Дмитрий Леус: Каким банкам доверять
2015-10-16 10:50:42
Дмитрий Леус,
Председатель Совета директоров – Закон «О потребительском ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Дмитрий Леус,
Председатель Совета директоров – Закон «О потребительском кредитовании», который
уже прошел первое чтение в Госдуме, делает услуги коммерческих банков для
населения более удобными. В связи с этим ожидается значительный рост числа
выданных потребительских займов. Поэтому особую актуальность приобретает
процесс повышения финансовой грамотности населения. Каким банкам можно
доверять? Ответ на этот вопрос поможет миллионам заемщикам и вкладчикам
определиться – остаться ли клиентом своего банка, либо сменить кредитную
организацию.
Первое, на что бы хотел
обратить ваше внимание Дмитрий Исаакович
Леус, – это доступность услуг. Не секрет, что большинство
банков предпочитают работать лишь в городах-миллионниках. И жителям малых
городов приходится тратить много времени на то, чтобы доехать до офиса банка в
крупном городе. Мы решили устранить данную несправедливость.
В прошлом году запустили
пилотный проект по созданию «легких» офисов в малых городах России. Стоит
отметить, что количество выданных ими кредитов уже превысило аналогичный
показатель в отдельных «тяжелых» офисах в средних и крупных городах. В целом
2012 год стал настоящим прорывом для банка (розничный кредитный портфель был увеличен
в 2,5 раза).
На сегодняшний день у
банка – 45 отделений (9 в Москве и Московской области, а также 36 отделений в
регионах России). Только за прошедшие полгода было открыто 22 региональное
подразделение. Это своеобразный рекорд! С точки зрения экономического развития
это новые ресурсные мощности для увеличения объема бизнеса банка. Если же
говорить о социальной составляющей, то это новые рабочие места в регионах и
стабильная работа для персонала.
Мы уже начали работу не
только в малых городах, но и в районах с населением свыше 50 тыс. человек.
Например, у нас уже есть кредитно-кассовый офис в г. Грязи Липецкой обл. Там 46
тыс. населения ведут городской образ жизни, плюс еще 73 тыс. живут в поселках
городского типа. И было бы несправедливо оставить их без возможности сделать
банковский вклад или получить кредит на приобретение необходимых товаров и
услуг.
Отдельно хочу обратить
внимание на высокую финансовую дисциплину заемщиков в небольших городах.
Положительная кредитная история позволяет им получать повторные кредиты уже на
льготных условиях, говорит Дмитрий Исаакович Леус.
Один из продуктов,
который до недавнего времени был недоступен в малых городах – кредиты
для пенсионеров. Как только мы стали работать с людьми старшего
возраста, то сразу для себя отметили, что они очень ответственны – практически
не допускают просрочек по платежам. Поэтому для них мы готовы разрабатывать
новые банковские продукты на наиболее приемлемых для них условиях.
Мы очень внимательно
относимся к тому, чтобы люди не теряли времени в очередях. Для этого регулируем
саму возможность появления очередей в наших отделениях. Активно устанавливаем в
офисах сети терминалы самообслуживания, чтобы платежи по кредитам можно было
вносить не только через кассу.
Часть 2
Тэги:
вэб,
дмитрийисааковичлеус,
дмитрийлеус,
кредит,
леусдмитрий,
экономика
«Развитие в регионах — это способ выжить» Часть 5 Дмитрий Леус
2015-09-30 11:00:54
Часть 4
—
Дмитрий Исаакович Давайте вернемся к
фондированию. Вклады составляют примерно ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Часть 4
—
Дмитрий Исаакович Давайте вернемся к
фондированию. Вклады составляют примерно половину ваших пассивов?
—
Да, объем вкладов у нас больше 9 млрд рублей, а валюта баланса — 18,5 млрд.
—
При этом, насколько я понимаю, вы не планируете конкурировать за клиентов с
помощью высоких ставок. Тогда как?
—
У нас, наверное, уже не осталось людей, которые просто бегают по городу и ищут,
где ставки выше…
—
Я бегаю.
—
Вы очень ненадежный клиент. Нет, есть, конечно, такие люди, но их немного.
Все-таки у нас очень много клиентов, которые понимают, что мы работаем на рынке
уже пять лет и доказали свою надежность, пройдя через кризис. Конечно, как я
уже сказал, нам придется повышать ставки, двигаясь вслед за рынком, но мы
никогда не будем держать самые высокие ставки. И практика показывает, что даже
в случае каких-то сильных колебаний по ставкам на рынке отток вкладов не
превышает 20—30%.
—
Вы затеваете некий совместный проект с аптеками «Ригла». Федеральная сеть
сотрудничает с небольшим банком. В чем суть сотрудничества?
—
Мы сейчас запускаем пилотный проект. В 10 аптеках «Ригла» ставим свои маленькие
допофисы. Если все пойдет, как надо, то и мы для «Риглы» начнем генерировать
дополнительный поток клиентов — тех, кто шел в банк, а заодно заглянул в
аптеку, и наоборот. Ведь что такое поход в банк в привычном понимании? Это
целая история, надо запланировать время, прийти, наверное, подождать. А здесь
будет стоять операционный столик с работником, при этом потенциальный клиент
видит, что он без хлопот может подойти, открыть вклад, оформить кредит, сделать
платеж по имеющемуся кредиту, то есть получить полный комплекс услуг. Но этот
проект только запускается. Если, повторюсь, все получится — перспективы
замечательные. У «Риглы» огромная сеть по стране, при этом все точки находятся
в хороших, проходных местах.
Кроме
того, мы уже начали реализовывать с «Риглой» программу лояльности. Проценты,
которые мы выплачиваем нашим клиентам на карту, можно тратить где угодно. Но если
они потрачены в «Ригле», клиент получит скидку на лекарства в 20%. Такую скидку
в действительности получить невозможно, поскольку цены на лекарства
регулируются государством, поэтому эти 20% — наша расходная часть. Такой же
продукт у нас есть и по кредитным картам.
—
Почему все-таки в качестве стратегического партнера — я имею в виду планы по
открытию допофисов — вы выбрали сеть аптек?
—
Это не случайно. Когда человек заходит в аптеку, у него подходящее для нас
психологическое состояние. Это состояние некой собранности. У нас была
возможность попробовать использовать сеть «Шоколадница». Но мы отказались от
этой идеи, потому что в кафе люди ходят отдохнуть и расслабиться, а банковские
продукты требуют именно собранности.
Нам
кажется, посетители аптек будут довольны тем, что там есть банковские допофисы.
Хотя понятно, что это произойдет не сразу. Людей нужно будет приучать.
—
Дмитрий
Леус Ну, помимо этих планов вы весьма энергично открываете традиционные
отделения. С начала 2011 года открыто уже 15. Расскажите об этой довольно
агрессивной стратегии.
—
Вы знаете, я думаю это не агрессивное развитие, а способ выживания. Просто мы
сейчас понимаем, что нужно развиваться в регионах.
Как
показывает практика, в регионах процент невозврата гораздо ниже, чем в Москве.
В маленьком городе все друг друга знают. И начальник службы безопасности там —
это, как правило, бывший начальник местного отделения милиции, который тоже
всех знает. И там не принято что-то не возвращать, потому что это сразу станет
всем известно.
В Москве все по-другому. Когда мы запускаем какой-то
новый кредитный продукт, то всегда сначала сотнями идут сомнительные заявки —
мошенники пытаются найти слабое место в скоринге или андеррайтинге. У
мошенников выстроены и работают целые системы. Потом, когда этот поток останавливается,
начинают подтягиваться нормальные заемщики. В регионах же данный процесс
гораздо короче или даже вовсе
Продолжение часть 6
Тэги: банкир, бизнес, дмитрийисааковичлеус, дмитрийлеус, кредитование, леусдмитрий, леусдмитрийисаакович
Интервью Дмитрий Леус: «Развитие в регионах — это способ выжить» Часть 5
2015-09-30 10:58:38
Часть 4
—
Дмитрий Исаакович Давайте вернемся к
фондированию. Вклады составляют примерно ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Часть 4
—
Дмитрий Исаакович Давайте вернемся к
фондированию. Вклады составляют примерно половину ваших пассивов?
—
Да, объем вкладов у нас больше 9 млрд рублей, а валюта баланса — 18,5 млрд.
—
При этом, насколько я понимаю, вы не планируете конкурировать за клиентов с
помощью высоких ставок. Тогда как?
—
У нас, наверное, уже не осталось людей, которые просто бегают по городу и ищут,
где ставки выше…
—
Я бегаю.
—
Вы очень ненадежный клиент. Нет, есть, конечно, такие люди, но их немного.
Все-таки у нас очень много клиентов, которые понимают, что мы работаем на рынке
уже пять лет и доказали свою надежность, пройдя через кризис. Конечно, как я
уже сказал, нам придется повышать ставки, двигаясь вслед за рынком, но мы
никогда не будем держать самые высокие ставки. И практика показывает, что даже
в случае каких-то сильных колебаний по ставкам на рынке отток вкладов не
превышает 20—30%.
—
Вы затеваете некий совместный проект с аптеками «Ригла». Федеральная сеть
сотрудничает с небольшим банком. В чем суть сотрудничества?
—
Мы сейчас запускаем пилотный проект. В 10 аптеках «Ригла» ставим свои маленькие
допофисы. Если все пойдет, как надо, то и мы для «Риглы» начнем генерировать
дополнительный поток клиентов — тех, кто шел в банк, а заодно заглянул в
аптеку, и наоборот. Ведь что такое поход в банк в привычном понимании? Это
целая история, надо запланировать время, прийти, наверное, подождать. А здесь
будет стоять операционный столик с работником, при этом потенциальный клиент
видит, что он без хлопот может подойти, открыть вклад, оформить кредит, сделать
платеж по имеющемуся кредиту, то есть получить полный комплекс услуг. Но этот
проект только запускается. Если, повторюсь, все получится — перспективы
замечательные. У «Риглы» огромная сеть по стране, при этом все точки находятся
в хороших, проходных местах.
Кроме
того, мы уже начали реализовывать с «Риглой» программу лояльности. Проценты,
которые мы выплачиваем нашим клиентам на карту, можно тратить где угодно. Но если
они потрачены в «Ригле», клиент получит скидку на лекарства в 20%. Такую скидку
в действительности получить невозможно, поскольку цены на лекарства
регулируются государством, поэтому эти 20% — наша расходная часть. Такой же
продукт у нас есть и по кредитным картам.
— Дмитрий Исаакович Почему все-таки в качестве стратегического партнера — я имею в виду планы по
открытию допофисов — вы выбрали сеть аптек?
—
Это не случайно. Когда человек заходит в аптеку, у него подходящее для нас
психологическое состояние. Это состояние некой собранности. У нас была
возможность попробовать использовать сеть «Шоколадница». Но мы отказались от
этой идеи, потому что в кафе люди ходят отдохнуть и расслабиться, а банковские
продукты требуют именно собранности.
Нам
кажется, посетители аптек будут довольны тем, что там есть банковские допофисы.
Хотя понятно, что это произойдет не сразу. Людей нужно будет приучать.
—
Дмитрий Исаакович Леус Ну, помимо этих планов вы весьма энергично открываете традиционные
отделения. С начала 2011 года открыто уже 15. Расскажите об этой довольно
агрессивной стратегии.
—
Вы знаете, я думаю это не агрессивное развитие, а способ выживания. Просто мы
сейчас понимаем, что нужно развиваться в регионах.
Как
показывает практика, в регионах процент невозврата гораздо ниже, чем в Москве.
В маленьком городе все друг друга знают. И начальник службы безопасности там —
это, как правило, бывший начальник местного отделения милиции, который тоже
всех знает. И там не принято что-то не возвращать, потому что это сразу станет
всем известно.
В Москве все по-другому. Когда мы запускаем какой-то
новый кредитный продукт, то всегда сначала сотнями идут сомнительные заявки —
мошенники пытаются найти слабое место в скоринге или андеррайтинге. У
мошенников выстроены и работают целые системы. Потом, когда этот поток останавливается,
начинают подтягиваться нормальные заемщики. В регионах же данный процесс
гораздо короче или даже вовсе
Продолжение часть 6
��R�Y�9p
Тэги: банкир, бизнес, дмитрийисааковичлеус, дмитрийлеус, кредитование, леусдмитрий, леусдмитрийисаакович
«Развитие в регионах — это способ выжить» Дмитрий Леус
2015-09-28 18:55:42
Дмитрий Леус: «Развитие в регионах — это способ выжить»
+ развернуть текст сохранённая копия
Дмитрий Леус: «Развитие в регионах — это способ выжить»
Часть
3
Банковская
система демонстрирует признаки кризиса ликвидности, растут опасения финансового
кризиса, а Алексей Кудрин и вовсе предрекает кризис экономический. В это время
председатель совета директоров Дмитрий ЛЕУС в интервью «БО»
сетует на гиперликвидность и рассуждает об IPO.
—
Дмитрий Исаакович, есть мнение, что небольшие
банки, если хотят быть успешными, должны специализироваться. У вас же весьма
широкая продуктовая линейка, вы, скорее, банк универсальный. Почему выбрали именно
такую стратегию?
—
Конечно, мы не в полной мере универсальный банк, поскольку основное направление
для нас — это ритейл. Розничная линейка у нас действительно широкая: ипотека,
авто- и потребкредитование, овердрафты, депозиты и т. д. Что
же касается, например, МСБ, то сейчас мы к этому относимся с опаской. Я не
говорю, что мы совсем отказались от работы в данном сегменте, но кредитование
юрлиц требует более сложного и глубокого анализа состояния заемщика, да и
последние два года показали, что в основном невозврат был именно у МСБ.
Если
ориентироваться на статистику невозвратов, то самый надежный продукт — конечно,
ипотека. Однако кредитовать исключительно ипотеку нельзя, потому что мы не
сможем иметь ту доходность, которая необходима нам для выживания. Поэтому у нас
такая линейка продуктов, при которой мы можем обеспечить себе разумный баланс
риска и доходности.
—
Расскажите подробнее про ипотеку. Вы работаете с АИЖК?
—
Чтобы работать с АИЖК, ипотечный портфель должен соответствовать определенным
стандартам. Но, по-моему, у нас большая часть страны не подходит под эти
стандарты. К сожалению, у многих людей часть доходов — неофициальные.
Вообще,
идеология, согласно которой кредит выдается на основании подтвержденных
доходов, на мой взгляд, не совсем правильная.. Допустим, ипотека выдается на 15
лет. А много таких в нашей стране, кто 15 лет на одном месте проработал?!
Поэтому для нас приоритет — это залог. Если залог позволяет выдать кредит, то
мы меньше обращаем внимания на доходы заемщика и проще относимся к справкам.
—
Дмитрий Леус, получается,
что вы фондируетесь за счет своих источников пассивов?
—
Да, за счет вкладов, остатков на счетах юрлиц, других источников, ну, и
капитала, естественно.
—
Вы не видите здесь риска? Пассивы относительно короткие, а активы — длинные.
—
Некоторый риск есть, но, во-первых, у нас средний срок
возврата ипотеки пять лет, а во-вторых, ипотеку, даже выданную не по стандартам
АИЖК, можно продать. Сбербанк, например, такие программы открывает, да и другие
банки тоже. Есть еще партнерские программы, которые в случае необходимости
позволяют получить ликвидность. Но это крайний случай, потому что мы не
планируем работать по агентской схеме. Мы намерены сохранять у себя нашу
клиентскую базу и предлагать нашим клиентам новые продукты и услуги.
—
Я неоднократно слышал от руководителей частных банков, много работающих с
ипотекой, что против «госов» нет приема, как против лома. Вы согласны, что на
ипотечном рынке неравные условия конкуренции?
—
Согласен, но знаете, неравные условия конкуренции не только на ипотечном рынке.
Допустим, малый и средний бизнес Сбербанк кредитует под 8% годовых, а у нас
средневзвешенная стоимость пассивов 8,5—8,75%.
Однако
у нас есть свои конкурентные преимущества. Мы можем себе позволить не требовать
абсолютно белого дохода от клиента. А кроме того, как небольшой банк мы очень
быстро реагируем на конъюнктуру. Большая же машина всегда сложнее управляется.
Поэтому сейчас, к примеру, наши ставки по ипотеке даже немного ниже, чем в
Сбербанке. Мы продали огромный портфель ценных бумаг, и на данный момент у нас
гиперликвидность. Эти деньги нужно где-то размещать, так что мы не капризничаем
в плане доходности.
Любой
западный консультант может сказать, что портфель должен выглядеть таким
образом: процентов пятьдесят должно быть обеспеченных кредитов, 10—15% —
потребы или какие-то другие высокодоходные кредиты, а 20—30 — госбумаги или
другие надежные ценные бумаги, которые можно легко продать или получить под них
рефинансирование ЦБ.
—
Вы сейчас активны на рынке потребкредитования. Расскажите об этом.
—
У нас были ставки по ипотеке от 9,95%. И есть клиенты, которые брали кредиты по
такой ставке. А средняя ставка по рынку по депозитам — 10%. У нас пока ниже, и
мы ставки не повышаем, потому что достаточно ликвидности. Но повышать
доходность все равно нужно, потому что следующий приток пассивов наверняка
будет более дорогой. А потребкредиты — хороший способ повышения доходности.
—
Дмитрий Исаакович на рынке сейчас очень много
аналогичных продуктов. В чем ваши конкурентные преимущества?
—
В потребкредитах главное — это организация продаж, качественное и быстрое
обслуживание клиентов. Например, наш кредит «Новогодний» рассчитан на тех, кто
покупает что-то для себя или своих близких к празднику. Такому клиенту скорость
выдачи важнее, чем тот факт, что он, допустим, будет в месяц платить на 200
рублей больше. Так что давить ставками смысла нет.
Быстро выдавать кредиты можно при наличии более или менее приличного скоринга и
андеррайтинга. Первичное — это скоринг. Некоторые игроки этим и ограничиваются,
машина автоматически выдает ответ — «да» или «нет». Но мы после скоринга
все-таки делаем андеррайтинг. Пусть у нас и не самые низкие ставки, но получать
по потребам невозвраты все-таки не хотелось бы.
Продолжение
часть 5
p�p�p��|�ք
Тэги:
банкир,
бизнес,
дмитрийисааковичлеус,
дмитрийлеус,
кредитование,
леусдмитрий,
леусдмитрийисаакович