Публикуем лекции, в которых лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман рассказывает, как на нас воздействует наше «настоящее Я», насколько оценка жизни влияет на переживаемое счастье, какие когнитивные искажения мешают нам оценивать своё благополучие и почему интуиция может работать не во всех областях человеческой деятельности.
Психолог Даниэль Канеман – один из основоположников психологической экономической теории и, пожалуй, самый известный исследователь того, как человек принимает решения и какие ошибки, основанные на когнитивных искажениях, допускает при этом. За изучение поведения человека в условиях неопределенности Даниэль Канеман получил в 2002 году Нобелевскую премию по экономике (это единственный случай, когда Нобелевскую премию по экономике получил психолог). Что такого удалось открыть психологу? За много лет исследований, которые Канеман проводил с коллегой Амосом Тверски, учёные выяснили и экспериментально доказали, что человеческими поступками руководит не только и не столько разум людей, сколько их глупость и иррациональность.
И с этим, согласитесь, сложно поспорить. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию 3 лекции Даниэля Канемана, в которых он ещё раз пройдётся по нерациональной человеческой природе, расскажет о когнитивных искажениях, мешающих нам адекватно принимать решения, и объяснит, почему не всегда стоит доверять экспертным оценкам.
Даниэль Канеман: «Загадка дихотомии «опыт-память»
Используя различные примеры, от нашего отношения к отпускам до впечатлений от колоноскопии, нобелевский лауреат и основоположник бихевиористской экономики Даниэль Канеман демонстрирует, насколько по-разному наше «испытывающее я» и наше «помнящее я» воспринимают счастье. Но почему так происходит и к каким последствия ведёт подобное расщепление нашего «Я»? Ответы ищите в этой лекции.
Сейчас все говорят о счастье. Однажды я попросил одного человека посчитать все книги со словом «счастье» в названии, опубликованные за последние 5 лет, и он сдался после 40-й, но их, конечно, было еще больше. Подъем интереса к счастью огромный среди исследователей. Существует множество тренингов на эту тему. Каждый хочет сделать людей счастливее. Но несмотря на такое обилие литературы, существуют некие когнитивные искажения, которые практически не позволяют правильно думать о счастье. И мое выступление сегодня в основном будет посвящено этим когнитивным ловушкам. Это касается и обычных людей, думающих о своем счастье, и в той же мере ученых, размышляющих о счастье, так как оказывается, что мы все запутались в равной степени. Первая из этих ловушек — это нежелание признать, насколько сложно это понятие. Оказывается, что слово «счастье» больше не является таким уж полезным словом, потому что мы применяем его по отношению к слишком разным вещам. Думаю, что есть одно конкретное значение, которым мы должны ограничиться, но, в общем и целом, это то, о чем нам придется забыть и выработать более комплексный взгляд на то, что такое благополучие. Вторая ловушка — это смешение опыта и памяти: то есть между состоянием счастья в жизни и ощущением счастья относительно своей жизни или ощущением, что жизнь тебя устраивает. Это две абсолютно разные концепции, но обе они обычно объединяются в одно понятие счастья. И третья — это иллюзия фокуса, и это печальный факт, что мы не можем думать о каком-либо обстоятельстве, которое влияет на наше благополучие, не искажая его значимости. Это самая настоящая когнитивная ловушка. И просто не существует способа понять все это верно.
Даниэль Канеман: «Исследование интуиции» (Explorations of the Mind Intuition)
Почему интуиция иногда работает, а иногда нет? По какой причине большинство прогнозов экспертов не сбываются и можно ли вообще доверять интуиции экспертов? Какие когнитивные иллюзии мешают делать адекватную экспертную оценку? Как это связано со спецификой нашего мышления? Чем отличаются «интуитивный» и «думающий» типы мышления? Почему интуиция может работать не во всех областях человеческой деятельности? Об этом и многом другом Даниэль Канеман рассказал в своей видеолекции Explorations of the Mind Intuition.
*Перевод начинается с 4:25 минуты.
Даниэль Канеман: «Размышление о науке благополучия»
Развёрнутый вариант TED-выступления Даниэля Канема. Публичная лекция, прочтённая психологом на Третьей международной конференции по когнитивной науке, также посвящена проблеме двух «Я» — «помнящего» и «настоящего». Но здесь психолог рассматривает эту проблему в контексте психологии well-being. Даниэль Канеман рассказывает о современных исследованиях благополучия и тех результатах, которые ему и его коллегам удалось получить за последнее время. В частности, он объясняет, от каких факторов зависит субъективное благополучие, как на нас воздействует наше «настоящее Я», что представляет из себя концепция полезности, от которой зависит принятие решений, насколько оценка жизни влияет на переживаемое счастье, как взаимосвязаны внимание и удовольствие, которое мы испытываем от чего-либо, и насколько мы преувеличиваем значение того, о чём мы думаем? И, конечно же, не остаётся без внимания вопрос, какое значение исследования переживаемого счастья имеют для общества.
Каждый родитель хочет для своего ребёнка только одного – счастья. Некоторые справляются с этой задачей, некоторые не очень. Эта статья будет полезна тем, кто пока не очень хорошо справляется с проблемами воспитания детей, но хочет это изменить.
Почему ребенка нельзя кормить насильно
Кажется, нет ничего проще такой функции, как прием пищи. Но в воспитании ребенка этот процесс играет огромную роль. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что насильственное кормление очень опасно для развития ребёнка.
Наши бабушки и дедушки считали, что главное - чтобы ребенок был сыт. Их можно было понять. Они пережили ужас военного и послевоенного голода и хотели дать своим детям лучшее. И даже если ребёнок по какой-то причине не хотел кушать, они часто заставляли его есть насильно. Действуя из лучших побуждений, они совсем не догадывались о последствиях.
А последствия таковы, что насильственное кормление отнимает у ребёнка естественное желание к приему пищи, а соответственно, и наслаждение от её получения, лишая ощущения благодарности. И, как следствие, нарушается естественное желание жить по принципу наслаждения. Насильственное кормление оставляет большой негативный отпечаток на детской психике, особенно если оно сопровождается грубыми высказываниями и подзатыльниками. Для современных детей, чей объем психики значительно вырос, такой способ кормления вообще недопустим. Они особенно чувствительны к ошибкам в воспитании.
Ребёнок хочет есть, - так устроено природой. Развивающемуся организму необходимо питание. И если он отказывается, значит, для этого есть вполне объяснимые причины. Либо ребенок находится в стрессе, либо пища ему не нравится. И если раскрыть эти причины через призму знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана, то эта проблема решится мгновенно.
Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…
Однако кормление – это еще полбеды. Мы же хотим, чтобы дитё выросло успешным, богатым, учёным, певцом и танцором - словом, гением во всём. Поэтому некоторые родители пытаются впихнуть в него невпихуемое, а главное – против желания ребёнка, не обращая внимания на его реакцию.
Начинают с методик раннего развития, учат читать с 2-х, с 3-х лет. Хорошо ещё, что с полугода пока нет методик. Ребенок посещает кучу кружков, занятий, репетиторов. Бывает, график ребёнка расписан плотнее, чем у президента. Видимо, родители действуют по принципу «все в жизни пригодится».
Чем это грозит? Все дети реагируют по-разному. Некоторые, их очень мало, например, как Гордей Колесов, с удовольствием впитывают все знания. Но это когда врождённые свойства интеллекта таковы и подпитаны внутренним желанием. А для других ничего, кроме стресса, такая бурная деятельность не принесёт. Если ребёнка с кожным вектором обучать истории, хорошего тут выйдет мало. Нет у него такого интереса и нужных свойств. Как минимум потраченное впустую время. А из ребёнка с анальным вектором вряд ли выйдет чемпион мира по гимнастике. А поменяй их местами - и результат будет совершенно иной.
Принцип наслаждения в воспитании
Иногда родители думают, что чем гениальнее ребёнок вырастет, тем он будет счастливее. Однако это совершенно не так. Человек устроен по принципу наслаждения, и он будет счастлив лишь тогда, когда будет развит в соответствии со своими желаниями и способностями, заложенными от природы. Всё лишнее будет отсеяно, потому что оно способно лишь навредить и дезориентировать, создав трудности с последующей адаптацией и реализацией в обществе.
Знаете ли вы, что лучшие повара – это люди с оральным вектором? А художник обязательно должен обладать зрительным вектором? Программист – это человек со звуковым вектором. Всё кажется просто. И это так и есть, если понимать психику своего ребёнка с детства и не калечить ненужными установками.
А со знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана вырастить здорового, гармонично развитого ребёнка становится элементарной задачей. Об этом говорят многочисленные отзывы родителей, прошедших тренинг Юрия Бурлана и сумевших раскрыть потенциал своих детей:
«...На тренинге Юрия Бурлана я получила для себя бесценную информацию, я поняла все особенности моего сына, которые раньше вызывали много вопросов, поняла, что и как развивать в нем. Например, записала его в секцию Ушу. Там занимаются мальчики и девочки. Красивые яркие костюмы, плавные движения, в которых надо чувствовать и соблюдать особый ритм, дисциплина, частые соревнования и выступления на праздниках… Как раз то, что надо, чтобы развивать кожный вектор и помогать наполнять зрительный!...» Татьяна Г., предприниматель, Павлоград, Украина
«...Дорогие родители детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) такого диагноза не существует. Спешу Вас и обрадовать и огорчить одновременно. Лечить Вашего замечательного, ловкого, вертлявого, бегающего, поджарого, и быстро переключаемого ребенка НЕ НУЖНО!!! Не нужно пичкать его седативными препаратами, не нужно его держать дома с бабушкой, бабушке не угнаться за его ритмом жизни, просто в силу возраста. Не нужно запрещать ему бегать с ватагой мальчишек во дворе боясь, что он испачкает купленные фирменные обновки, есть же стиральная машинка (и кто об этом уже подумал заранее?)
А нужно пройти тренинг по Системно векторной психологии Юрия Бурлана и понять психическое своего ребенка так, как не понимает ни один психолог и психиатр до тренинга! «Лечить» нужно не ребенка, он здоров, он от природы наделен своими замечательными свойствами для выполнения своей видовой роли, а НАС: родителей, педагогов и психологов! Нужно устранять нашу пещерную безграмотность в вопросе воспитания детей, и на тренинге Вы найдете ключи от своего счастья...» Анастасия А., архитектор, Москва
Зачем действовать наугад, пытаясь попасть пальцем в небо, если теперь нам доступна методика, позволяющая с математической точностью узнать всё о своих детях. Мы же хотим для детей одного – счастья. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Константин Литовар
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Читайте также:
Почему меня опять уволили с работы, я что, неудачник? Дышать темно! О страхе темноты системно Системно векторная психология Юрия Бурлана Википедия этого не расскажет