Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «элиты»
Политические элиты США приступили к разделу нефтегазовой отрасли Украины 2014-05-16 02:42:46
Политические элиты США приступили к ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Политические элиты США приступили к разделу Как известно, украинская душа настолько широка, что человек любой национальности может стать частью великой украинской культуры. Вчера мы увидели очередное доказательство этому: Хантер Байден и Девон Арчер, приняв имена Хома Байдо и Дмитро Арчюк, стали членами совета директоров украинской компании «Бурисма». «Бурисма» является нефтегазовым...
Тэги: новости, политические, приступили, разделу, сша, элиты
Уши от мертвого осла 2014-04-26 21:51:27
... Качественно постсоветскую элиту Прибалтики можно разделить ... лет местным элитам потребовалось, чтобы ...
+ развернуть текст сохранённая копия
mywebs.su/blog/politic/19120.html Э.В.: Ребята из Прибалтики плохо учились в школе и сейчас заново усваивают арифметику...Учитесь,хлопцы, получить образование можно в любом возрасте... Постулат о «сорока семи годах советской оккупации» с самого начала был положен в основу идеологии современных республик Балтии. Соответственно, ритуальные подсчеты «ущерба от оккупации» и требования «компенсаций» являются важной частью господствующей в Литве, Латвии и Эстонии государственной мифологии. Почему же так получилось? К началу 1990-х Литва, Латвия и Эстония являлись вполне развитыми территориями, которые по тогдашним показателям вполне соответствовали среднеевропейскому уровню. Скажем, Латвия в конце 1980-х могла похвастаться ВВП, составлявшим 6265 долл. США на душу населения (для сравнения: ФРГ – 10709 долл., Италия – 7425 долл., Ирландия – 5225 долл.). Латвийская промышленность в ту пору производила радиоприёмники, автобусы, магнитофоны, доильные установки, стиральные машины, бумагу, мопеды, рояли и пианино, промышленные роботы, телефоны, вагоны, дизели, полупроводниковые микросхемы и приборы, целлюлозу и много чего еще. Естественный демографический прирост составлял 1,1 на 1000 жителей в год. Другая «прибалтийская сестра» Эстония при Советском Союзе также считалась одной из самых передовых республик. Национальный доход на душу населения существенно превышал здесь среднесоюзный: в 1989 г. в Эстонии этот показатель составлял 117 % от среднего по СССР. Более того, в 1986-1989 годах здесь наблюдался настоящий подъем – за это время темп развития народного хозяйства увеличился по сравнению с предшествующим пятилетием аж в 1,4 раза! Литву в те времена тоже трудно было бы назвать бедствующим государством. На ее территории строилось много предприятий – как республиканского, так и союзного подчинения. Промышленность была представлена приборо-, станко-, судостроением, сельскохозяйственным машиностроением, электротехнической, радиоэлектронной и другими отраслями. Вырабатывались искусственное волокно, минеральные удобрения, пластмассовые изделия, стройматериалы. Активно развивались хлопчатобумажная, шерстяная, обувная, мясо-молочная, рыбная, мукомольная, сахарная промышленность. В 1990 году по ВВП на душу населения Литва занимала 39-е место в мире. Однако с приобретением независимости все резко изменилось. Тут нужно подчеркнуть, что новые правители, выплывшие на волне борьбы за отделение от СССР, оказались выходцами из разных социальных слоев. Качественно постсоветскую элиту Прибалтики можно разделить на две категории. Во-первых, это бывшие «нацкадры» из советских партократов, резко сменившие лозунги и убеждения. Они и до сих пор сохраняют важные позиции в местных эшелонах власти. Так, например, нынешний президент Латвии Андрис Берзиньш в былую эпоху являлся заместителем министра бытовых услуг Латвийской ССР, возглавлял Совет народных депутатов и исполком Валмиерского района. Его литовская коллега Даля Грибаускайте подвизалась в Вильнюсской высшей партийной школе, где до 1990 года вела курс политэкономии. Многолетний премьер-министр Эстонии Андрус Ансип был заведующим орготделом Тартуского райкома КПЭ. Вторую часть элиты составили экс-эмигранты из Эстонии, Литвы и Латвии, покинувшие родину в 1944-1945 гг. вместе с отступавшими немцами, и их прямые потомки. Яркий представитель этой прослойки – экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, приехавшая из Канады и правившая в 1999-2007 гг. В отличие от «партократов», «эмигранты» были куда более непримиримо настроены к русскоязычному населению Прибалтики, видя в нем своих естественных врагов. Впрочем, «эмигранты» и «партократы» быстро договорились между собою: последние согласились перейти на позиции бескомпромиссного национализма, руководствуясь соображениями выгоды. Ведь от советских времен в Литве, Латвии и Эстонии осталось большое количество материальных активов, представлявших собою очень лакомый кусок. Требовалось оттеснить русское население от дележа этого пирога – в связи с чем в оборот и оказалась запущена теория «оккупации». * * * События 1940 года, в результате которых Эстония, Латвия и Литва оказались в составе СССР, были сложными и противоречивыми, однако трактовать их как «оккупацию» невозможно. Как ни крути, вхождение советских войск на их территорию согласно договору о взаимопомощи было воспринято значительной частью населения с восторгом, а за присоединение республик к Советскому Союзу голосовали выбранные народом парламенты. Однако спустя пятьдесят лет местным элитам потребовалось, чтобы постулат об оккупации превратился в незыблемую догму. Благодаря этому идеологическому конструкту стало возможным оттеснить «оккупантов» от «распила» оставленных СССР богатств. Соответственно, сегодняшняя историческая наука в государствах Балтии выполняет заказ власти, доказывая, как хорошо жилось до 1940 года, а потом пришли «злые русские», и случился «страшный год». Затем появились немцы, прогнавшие русских. После этого, в 1944-м, опять пожаловали Советы, и наступила «ужасная эпоха советской оккупации». Эта концепция сыграла свою роль как нельзя лучше – большинство промышленных предприятий Литовской, Эстонской и Латвийской ССР попали в руки нацэлиты, правда, после этого, в течение 1990-х, приказали долго жить. Заводы и фабрики попросту распотрошили и растащили. Вслед за экономическим упадком последовал и демографический. Он усугубился благодаря Евросоюзу, открывшему в 2004 году границы гастарбайтерам из Латвии, Литвы и Эстонии: люди в поисках работы бросились на английские и ирландские грядки, к конвейерам, в прачечные и посудомоечные. Если к началу 1990-х в Латвии проживало 2,6 млн. человек, то сейчас там – около 2 млн.; соответственно в Эстонии свыше 1,5 млн. человек и около 1,3 млн.; в Литве – 3,7 млн. и 3 млн. С самого начала государства Балтии оказались заинтересованы в том, чтобы вырвать у России признание факта оккупации. Во-первых, это полностью оправдало бы политику апартеида, проводимую по отношению к местным русским. Около миллиона из них были наделены унизительным званием «негражданина», лишены многих элементарных прав. Даже те из русских, кто гражданство получил, по умолчанию все равно считаются как бы «гражданами второго сорта». А если бы Россия, как правопреемник СССР, признала факт «оккупации» – это разом сняло бы все возможные претензии к прибалтам за обращение со своими нацменьшинствами как с «оккупантами» и «детьми оккупантов». Это в 2005 г. совершенно откровенно дала понять, например, председатель комиссии по иностранным делам Сейма Латвии Вайра Паэгле: «Если мы отказываемся от концепции оккупации, то ставим под угрозу нашу политику в отношении гражданства, в отношении неграждан и их прав и других ключевых вопросов. Понятно, что на такой шаг мы пойти не можем». * * * Как результат, в той же Латвии с 2005 г. начала действовать так называемая комиссия по подсчету ущерба от оккупации, финансируемая государством. Периодически оглашаются умопомрачительные суммы, которые якобы должна выплатить Россия – и это всего лишь «по предварительным расчетам». Так, недавно профессор Петерис Звидриньш провел в Риге презентацию книги «Урон, причиненный Советским Союзом в Балтии». В ходе этого мероприятия он заявил, что прямой демографический ущерб Латвии от советской оккупации составляет 10 млн. человеко-лет, а косвенный – 20 млн. До этого глава Латвийского общества исследования оккупации Рута Паздере заявила, что общий ущерб от советской оккупации для республики эквивалентен 290 млрд. евро. До Латвии пальма первенства по подсчёту «убытков от оккупации» была за Литвой. По оценкам разных независимых институтов, которые считали «ущерб» по заказу правительства, сумма компенсации от России должна составить около 20 млрд. евро (еще ранее прозвучала цифра 834 млрд. долларов!). Эстония в вопросе требования «компенсаций» ведет себя менее активно, но и ее представители периодически заявляют о «многомиллионном ущербе». Представители стран Балтии периодически обсуждают данный вопрос на разного рода форумах и конференциях. Тема настолько актуальна, что в ближайшее время Сейм Латвии намерен утвердить закон об уголовной ответственности за так называемую «тривиализацию советской агрессии». Согласно данному законопроекту, «наглец», осмелившийся покуситься на «оккупацию» – этого главного государственного идола, посмевший отрицать ее или даже отзываться о ней иронически, рискует потерять свободу на срок до трех лет. Вся «оккупационная» риторика прибалтийских государств сейчас больше направлена на их собственное население. Власти Латвии, Литвы и Эстонии прекрасно понимают, что от РФ им никаких денег не добиться. Трудно забыть слова В.В. Путина, сказанные в ответ на территориальные претензии, исходившие от Латвии: «Уши от мертвого осла они получат…» Тем не менее попыток сорвать хоть какой-то куш, пусть не финансовый, так морально-политический, правящая элита стран Балтии не оставляет.
Тэги: "советская, <<негражданин>>, апартеида, балтии, бедствия, ввп, государства, демократия,свобода,права, евросоюз, заметки, история, латвия, литва, мировая, неангажир., оккупация, оккупация", политика, политика(видео, политика,геополитика, политолога, правящая, происшествия,мятежи,скандалы,стихийные, россия, россия,ссср,русский, ссср, ссылка, тексты), экономика, элита, эстония, язык
Госдепартамент США бьет рекорды по необразованности 2014-04-13 21:28:50
техника времен Второй Мировой умилился: «Меня лично растрогало увидеть, как тут празднуют 70- ...
+ развернуть текст сохранённая копия
техника времен Второй Мировой умилился: «Меня лично растрогало увидеть, как тут празднуют 70-летие освобождение Одессы. Мне приятно было увидеть сегодня некоторые из американских грузовиков, которые предоставлялись тогда США Украине». Господин посол как-то запамятовал, что США предоставляли технику по ленд-лизу СССР для борьбы с Гитлером, а никакого государства Украина тогда и не было. Известный среди дипломатов Джим, пардон, Джон Керри, который Госсекретарь США, тоже отметился в разговоре с Сергеем Лавровым. Обвинив Россию в использовании своих войск на востоке Украины в ответ на просьбу Лаврова предоставить доказательства, Керри заявил, что в Луганске и Донецке действуют солдаты, «вооруженные российским оружием и одетые в ту же форму, что носили российские солдаты в Крыму». Оставим на совести Керри фразу про наших солдат в Крыму, но кто бы ему объяснил, что нашим оружием пользуется более чем в половине стран мира. И, кстати, даже американские солдаты в Ираке предпочитали российские «калаши» за их надежность и неприхотливость. Может, Керри их тоже нашими посчитает. Нам такого добра не надо. А госдеповская кулинарка с печеньками и хлебобулочными изделиями в подоле Виктория Нуланд тоже на днях сообщила изумленной общественности, что жизнь на Украине налаживается день ото дня, а в Крыму все бедствуют и нищают с каждым днем. И что она об этом достоверно знает, потому что прочитала про ситуацию в социальных сетях. Почему никто до сих пор не объяснил мадам про статистику, так и осталось неизвестно. То же самое относится и к официальному представителю Госдепартамента Джейн Псаки. Проводить пресс-конференции она готова, даже если не знает ничего о сути предмета. Как это было недавно, при обсуждении ситуации по газу и украинских долгах России за него. - Вы знаете, что природный газ идет из Западной Европы, через Украину, в Россию, - изумила она журналистов, а когда те онемели, исправилась. - Ой, простите, наоборот: из России через Украину в Западную Европу, и мы хотим, чтобы часть этого газа могла вернуться на Украину. Остается только надеяться, что директор ЦРУ Джон Бреннан, который, как сообщили некоторые СМИ, тайно и под чужой фамилией посетил Киев в субботу, где встретился с руководителями силовых структур (говорят, что именно он настоял на реализуемом сейчас на Украине силовом варианте зачистки), образован хоть немного лучше. А то ведь наломает Киев дров, если Бреннан перепутает историю с географией. Ведь киевские начальники ни за что не осмелятся перечить столь высокому визитеру даже в самой маленькой мелочи. http://www.kp.ru/daily/26219.7/3102597/
Тэги: б.обама, бедствия, бреннан, вашингтонская, виктория, демократия,свобода,права, джейн, джеффри, джон, донецк, керри, лавров, любознательных..., мировая, необразованность, нуланд, пайетт, политика(видео, политика,геополитика, происшествия,мятежи,скандалы,стихийные, псаки, россия, россия,ссср,русский, сергей, ссылка, сша, тексты), элита, элиты, язык
Кто правит Крымом: 11 самых влиятельных политиков автономии 2014-03-19 09:41:40
+ развернуть текст сохранённая копия
фото Макса Новикова для Forbes Владимир Константинов, председатель Верховного Совета Крыма Позиция и действия спикера крымского парламента для многих в автономии и за ее пределами стали подлинным откровением: в предыдущие четыре года работы Константинов никак не проявлял свои политические амбиции, оставаясь в тени Совета министров Крыма, состоящего из «македонцев» — так на полуострове прозвали выходцев из города Макеевка Донецкой области. Как выяснилось, Константинов просто ждал удобного момента, чтобы исправить сложившуюся несправедливость (автономная республика формально является парламентской, и теперь ВС Крыма вновь играет «первую скрипку» в местной политике). Кризис, собственно, и начался с сессии парламента автономии, на которой было отправлено в отставку правительство и объявлено о проведении референдума о статусе полуострова. О мотивах, которые двигали Константиновым, можно только догадываться. Одна из версий — деловое прошлое спикера. До прихода в политику он возглавлял крупную строительную компанию «Консоль», которая оказалась на грани банкротства. Усевшись в кресло главы ВС Крыма, Константинов принялся уверять, что порвал с бизнесом. Именно с долгами «Консоли» политические оппоненты спикера связывают его желание оторвать автономию от Украины и присоединить ее к России. По словам народного депутата Украины, и.о. заместителя главы администрации президента Андрея Сенченко, стремление Константинова перейти под юрисдикцию России может быть продиктовано и нежеланием отбывать уголовное наказание в своей стране: ряд последних заявлений политика в Киеве интерпретировали как сепаратистские, и генпрокуратура возбудила в отношении него дело за «посягательство на территориальную целостность». Сергей Аксенов, премьер-министр Крыма Лидер небольшой партии «Русское единство» в одночасье прославился на весь мир. До начала крымского кризиса эта политическая сила имела в своем активе лишь три из ста депутатских мест в ВС Крыма, а также разветвленную сеть партийных ячеек по всему полуострову. При этом «Русское единство» фактически являлось сателлитом украинской партии власти — Партии регионов. В этих условиях возглавить правительство Крыма Сергей Аксенов мог только в мечтах. Да и его биография не способствовала получению высоких должностей: по данным народного депутата Украины, и.о. заместителя главы администрации президента Андрея Сенченко, Аксенов в 90-х годах был связан с криминальным миром. Но мечты имеют обыкновение иногда сбываться. «Звездный час» Аксенова настал 27 февраля, когда ВС Крыма неожиданно проголосовал за его назначение на должность председателя Совета министров автономии. В Киеве законность данного решения ставится под сомнение: по мнению украинских властей, в день голосования в крымском парламенте не было кворума. Тем не менее, Аксенов с воодушевлением взял на себя властные полномочия и объявил себя главнокомандующим вооруженными силами Крыма, процесс формирования которых уже начался. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...kh-politikov-avtonomii/photo/2 Рефат Чубаров, председатель Меджлиса крымскотатарского народа, депутат ВС Крыма Крымские татары в ходе кризиса оказались обладателями «золотой акции». Меджлис (представительный орган) крымскотатарского народа сразу и без обиняков заявил, что выступает за сохранение Крыма в составе Украины и призвал жителей полуострова бойкотировать предстоящий референдум. После этого к лидерам крымских татар потянулась целая вереница гонцов из России, включая президента Татарстана Рустама Минниханова. По некоторым данным, российские гости тщетно пытались повлиять на позицию Меджлиса, рисуя различные блага от интеграции с Москвой. Не остались в стороне и крымские власти. Они предложили Меджлису целый ряд высоких должностей в Совете министров и других структурах автономии. Кроме того, власти пообещали крымским татарам благоустроить их поселки, придать крымскотатарскому языку статус официального в Крыму и даже согласились на выделение национальных квот в органах власти. Однако Меджлис остался непреклонен, в чем немалая заслуга лично Чубарова. По данным Forbes, некоторые чиновники из числа крымских татар вступили в переговоры с правительством автономии и даже готовы были занять предложенные им должности. Но влияния и авторитета Чубарова хватило для того, чтобы отговорить соотечественников от этого шага. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...kh-politikov-avtonomii/photo/3 Мустафа Джемилев, народный депутат Украины, экс-глава Меджлиса Если Рефат Чубаров является руководителем и главным переговорщиком Меджлиса на республиканском уровне, то интересы крымских татар на международной арене представляет Мустафа Джемилев. Как ни парадоксально, именно он оказался единственным украинским политиком, с которым за все время кризиса в Крыму пообщался Владимир Путин. В ходе разговора, длившегося целых полчаса, российский лидер заверил своего визави, что сделает все возможное для того, чтобы крымские татары, несмотря на их особую позицию, были в безопасности. Джемилев, в свою очередь, попытался убедить Путина в том, что отделение Крыма от Украины – не очень хорошая затея. Более 20 лет Джемилев возглавлял Меджлис, но в прошлом году уступил должность своему давнему соратнику Чубарову. Тем не менее, он по-прежнему оказывает большое влияние на крымских татар и по праву считается их национальным лидером. Не случайно после Путина с Джемилевым решил встретиться заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...kh-politikov-avtonomii/photo/4 Анатолий Могилев, экс-премьер-министр Крыма, руководитель республиканской организации Партии регионов Вплоть до начала крымского кризиса выходец из донецкой Макеевки Анатолий Могилев практически безраздельно правил автономией. Он возглавлял Совет министров Крыма и республиканскую организацию Партии регионов, которая имела подавляющее большинство депутатских мест в местном парламенте. Кроме того, Могилев, в прошлом возглавлявший МВД Украины, имел серьезное влияние на крымских силовиков. Тот факт, что премьер автономии, обладая столь серьезными рычагами власти, безоговорочно смирился с решением ВС Крыма о своей отставке, по-прежнему вызывает много вопросов. Постпред президента Украины в Крыму Сергей Куницын открыто назвал Могилева виновным в эскалации кризиса: «Для того чтобы уволить главу Совмина, парламенту нужно было 67 голосов. Этих голосов не было. Тем не менее, Могилев устранился от исполнения обязанностей». Впрочем, за должность руководителя крымской организации Партии регионов, на которую покусился Владимир Константинов, Могилев все же решил побороться. Он назвал незаконными действия главы ВС Крыма, провозгласившего себя лидером «регионалов» автономии. «Все незаконные решения будут отменены однозначно», — пообещал Могилев. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...kh-politikov-avtonomii/photo/5 Рустам Темиргалиев, вице-премьер Крыма Основного спикера и переговорщика нового правительства Крыма многие ошибочно считают крымским татарином. На самом деле Рустам Темиргалиев — татарин казанский и никакого отношения к Меджлису не имеет. Что не мешает ему пытаться повлиять на позицию представительного органа крымских татар. Должность вице-премьера Темиргалиев получил незадолго до начала кризиса в Крыму. До этого он удивил многих, добровольно расставшись с креслом главы парламентской комиссии по туризму. В активе политика — один из крупнейших в Крыму медиахолдингов, объединяющий радиостанцию «Транс-М-Радио», информагентство «е-Крым» и газету «Полуостров». Все последние годы эта медиаимперия работала на Партию регионов, членом которой является Темиргалиев. Теперь подконтрольные ему СМИ стали рупором новых властей автономии. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...kh-politikov-avtonomii/photo/6 Андрей Сенченко, народный депутат Украины, и. о. заместителя главы администрации президента Украины Один из главных проводников украинской линии в Крыму большую часть времени теперь проводит в Киеве. Андрей Сенченко — крупный крымский бизнесмен и возглавляет республиканскую организацию партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Сразу после победы Майдана он и его соратники рассчитывали взять власть в Крыму в свои руки, однако им помешали известные события с захватом ВС и Совмина автономии. Сегодня новое украинское руководство доверило Сенченко «разруливать» крымский кризис. Именно он озвучил нелицеприятные факты из прошлого Константинова и Аксенова, заявив, что власть в Крыму захватили «аферисты» и «бандиты». Однако заниматься крымскими проблемами Сенченко приходится на расстоянии, поскольку появляться в автономии ему теперь небезопасно. Власти республики уже объявили лидеров «Батькивщины» Арсения Яценюка и Александра Турчинова персонами нон-грата в Крыму. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...kh-politikov-avtonomii/photo/7 Сергей Куницын, постоянный представитель президента Украины в Крыму В отличие от Андрея Сенченко, постоянный представитель президента Украины в Крыму Сергей Куницын часто появляется на полуострове, однако свои приезды старается особо не афишировать. Он был дважды премьер-министром автономии и, по его собственному признанию, не прочь войти в ту же реку в третий раз. Кроме того, Куницын за свою карьеру успел поработать главой Севастопольской городской администрации, что во многом и обусловило его нынешнее назначение постпредом украинского президента. На этой должности он, кстати, тоже успел побывать недолгое время — сразу после победы Виктора Януковича на президентских выборах. Однако все попытки Куницына встретиться с руководителями новой крымской власти оказались безуспешными. Владимир Константинов и Сергей Аксенов всячески избегали встреч с постпредом президента Украины. После ряда тщетных попыток Куницын фактически перебазировался в Киев, где сегодня стал одним из спикеров украинской власти. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...kh-politikov-avtonomii/photo/8 Дмитрий Фирташ, основной владелец Group DF За событиями в Крыму в последние годы незримо маячила фигура человека, казалось бы, далекого от местной политики. Задержанный в Вене по запросу ФБР Дмитрий Фирташ — известный и влиятельный украинский бизнесмен, который владеет крупными химическими предприятиями на севере полуострова. Кроме того, он является неформальным владельцем симферопольского футбольного клуба «Таврия». В украинской прессе уже появились конспирологические теории о причастности Фирташа к крымскому кризису. Дело в том, что многие из действующих лиц кризиса так или иначе связаны с химическим магнатом. В частности, «людьми» Фирташа принято считать Сергея Аксенова (по некоторым данным, партия «Русское единство» — проект бизнесмена), Рустама Темиргалиева и Сергея Куницына. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...kh-politikov-avtonomii/photo/9 Владимир Михайлович Самая загадочная фигура нашего списка — некто «Владимир Михайлович», с которым, по данным постоянного представителя президента Украины в Крыму Сергея Куницына, нынешнее крымское руководство согласовывает свои действия. Это якобы представитель российских спецслужб. «Рядом с этими персонажами постоянно находятся представители российских спецслужб, которые говорят что Аксенову и Константинову надо делать, что говорить и как себя вести, к тому же в ультимативной форме. Поэтому не стоит тешить себя иллюзиями, что с этими руководителями можно о чем-то говорить и договариваться», — утверждает Куницын. В комментарии Forbes он не смог назвать фамилию «Владимира Михайловича». По словам Куницына, именно «Владимир Михайлович» буквально вынудил Игоря Овруцкого, которого Киев назначил руководителем крымской милиции, сложить свои полномочия. На этой встрече присутствовал и Сергей Аксенов, однако, как утверждает постпред, он просто сидел рядом. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...h-politikov-avtonomii/photo/10 Александр Витко, командующий Черноморским флотом РФ, вице-адмирал Российские власти всячески отрицают роль Черноморского флота в крымском кризисе. Так, постоянный представитель РФ в Совбезе ООН Виталий Чуркин на этой неделе заверил, что ЧФ не вмешивается в подготовку и проведение референдума о статусе полуострова. Российский дипломат не обманул, но и не сказал всей правды. В действительности руководство Черноморского флота активно участвует в крымских событиях. Так, командующий Черноморским флотом участвовал в переговорах с штабом Военно-Морских Сил Украины, содержание которых, правда, осталась неизвестным. Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/2...h-politikov-avtonomii/photo/11
Тэги: аксенов, александр, бедствия, владимир, джемилев, дмитрий, константинов, крым, крыма, любознательных..., мировая, мустафа, политика(видео, политика,геополитика, политики, политическая, происшествия,мятежи,скандалы,стихийные, рефат, россия,ссср,русский, рустам, сергей, ссылка, тексты), темиргалиев, фирташ, чубаров, элита, язык
Демократия в системе капитализма: суть, фасад, демонтаж 2014-02-06 16:45:57
+ развернуть текст сохранённая копия
Специфика демократии как реальности конкретной социальной системы — капиталистической; показывается процесс её демонтажа, резко ускорившийся в 1980-1990-е годы. О кризисе демократии на Западе говорят довольно давно, как минимум четыре десятилетия. При этом необходимо отметить, что демонтируется не демократия вообще, а та форма, которая сложилась в североатлантическом ядре (США, Западная Европа) капиталистической системы в 1945-1975 гг. и которая представляет собой пик, наивысший уровень развития буржуазной демократии. Причем уровень этот был достигнут не столько по логике капитализма самого по себе, сколько вопреки ей. В связи с этим то, что ряд исследователей именуют «кризисом демократии» конца ХХ — начала XXI в., представляет собой не что иное, как возвращение буржуазного общества к своей норме. Есть и другие трактовки кризиса демократии, о которых будет сказано ниже. Главное заключается в том, что демократия — это некая идеальная, пропагандистски провозглашаемая форма, реальное наполнение которой содержанием никогда не было полным и всегда было результатом борьбы различных социальных сил. Аналогичным образом и нынешний кризис демократии на Западе есть результат деятельности определенных социальных сил, прежде всего транснациональных олигархий, «глобалитариев» («глобализация плюс тоталитаризм»). Однако прежде чем говорить о текущем историческом моменте, необходимо, во-первых, сказать несколько слов о термине «демократия»; во-вторых, о реальности буржуазной демократии, которая всегда была нетождественна себе как «воле и представлению». После этого перейдем к вопросу о демократическом «всплеске» 1945-1975 гг., его причинах и, наконец, обратимся к нынешнему демонтажу демократических институтов как несущих конструкций послевоенного капитализма. Термин «демократия» («власть демоса», т. е. народа) — один из самых многосмысленных, и в силу этой многосмысленности и аморфности он не может считаться строго научным, располагаясь на грани между наукой и идеологией и тяготея в большей степени к последней. Исходно под демократией понималось народовластие, которое противопоставлялось, с одной стороны, охлократии (власти толпы), с другой — аристократии/олигархии и монархии/тирании. В этом контексте термин «демократия» также используется для обозначения прав и свобод граждан, как правило, формальных. Наполнены ли они реальным содержанием и если да, то насколько, — это вопрос, связанный не с демократией самой по себе, а с конкретной социальной системой, с той степенью, которую в зависимости от природы этой системы и конкретной ситуации «сложения — вычитания» социальных (классовых) интересов допускают хозяева этой системы. С учетом наличия или отсутствия этих прав и свобод (декларирование свободы и равноправия граждан, признание воли большинства в качестве источника власти и т. п.) термин «демократия» используется для характеристики типа государственности и самого государства. Таким образом, чаще всего в идеологических схемах и научно-идеологических теориях термин «демократия» используется в государственно-политическом и правовом измерениях. Наконец, в буржуазном обществе демократия была провозглашена одной из высших ценностей и, как следствие, мерой прогресса (отсюда формула «демократия и прогресс»). В соответствии с этой мерой Запад оценивал прогрессивность тех или иных обществ, т. е. их заподоподобие, готовность копировать буржуазный Запад, признавая его неким эталоном, а западный meum — универсальным verum. Необходимо — в условиях существования того, что именуют «гражданским обществом», — различать государственную и гражданскую демократии. Кроме того, необходимо различать абстрактную, идеологизированную демократию, с одной стороны, и ее реальные формы в их конкретном содержании, с другой. Нарастание разрыва между «идеальным» и «реальным» и составляет суть эволюции демократии на Западе — эволюции, которая в 1970-е годы вступила в полосу кризиса, а по сути — демонтажа демократии как реальности при относительном сохранении демократии как идеологемы, за которой, по сути, уже нет никакого содержания или оно, в лучшем случае, минимально. Демократия всегда была лишь элементом, преимущественно внешним, западной (буржуазной) властной конструкции, которая в целом не являлась и не является демократической. Другое дело, что на определенном этапе развития буржуазного общества, борьбы буржуазии с феодализмом и тем, что неточно именуют абсолютизмом, элемент «демократии» занимал более или менее значительное место во властной конструкции. На Западе он играл определенную роль, которая в еще большей степени раздувалась в пропагандистских целях, особенно в период противостояния капиталистического Запада Советскому Союзу как системному антикапитализму, как альтернативной мировой системе. Не случайно, что, стартовав в 1970-е годы, кризис демократии на Западе прорвался после разрушения СССР, когда хозяевам капиталистической системы уже не надо было — не перед кем и незачем — сохранять демократический фасад. Повторим однако: в последние 30-40 лет произошел лишь переход количества в качество, постепенная, ползучая дедемократизация (раздемократизация) Запада (т. е. ликвидация даже тех куцых форм, которые стали результатом, нередко побочным и непредвиденным, борьбы буржуазии за власть) началась значительно раньше — со времени завоевания буржуазией власти в «эпоху революций» (Э. Хобсбоум) — 1789-1848 гг. Реально буржуазия боролась за демократию в XVIII — первой половине XIX в., т. е. организовывала и использовала то, что впоследствии стали именовать «буржуазными революциями». Что же касается класса, совершающего революцию, то, как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «уже по одному тому, что он противостоит другому классу, —с самого начала выступает не как класс, а как представитель всего общества; он фигурирует в виде всей массы общества в противовес единственному господствующему классу. Происходит это оттого, что вначале его интерес еще связан более или менее с общим интересом всех остальных негосподствующих классов, не успев еще под давлением отношений, существовавших до тех пор, развиться в особый интерес особого класса» (Маркс, Энгельс, 1955: 47). Здесь необходимо отметить, что Маркс и Энгельс несколько упростили, спрямили ситуацию: на самом деле нередко класс, совершающий революцию, совершает ее не только против прежних господ, но — автоматически — против прежних и будущих негоспод, хотя ratio в тезисе есть, тем более что на полях Маркс зафиксировал конкретные истоки «всеобщности» интересов, среди них — иллюзия общих интересов и самообман идеологов. В любом случае демократия была одним из знамен борьбы эпохи революций, причем за этим знаменем было определенное содержание — это содержание вынуждены были допускать, и в течение какого-то (исторически непродолжительного) времени оно получило возможность относительно автономной жизни. Однако как только власть была взята буржуазией (или был достигнут компромисс между буржуазией и аристократией Старого порядка), начал развиваться противоречивый процесс. С одной стороны, с 1860-х годов буржуазия (прежде всего в Великобритании, но затем и в других странах североатлантической зоны) начала включать трудящиеся классы, в первую очередь рабочих, в политический процесс, распространяя на них избирательное право, разрешая создавать свои политические партии и движения и т. д. То есть внешне налицо развитие демократии, столь пугавшее многих консерваторов. С другой стороны, чем более демократичными становились внешние формы, фасад буржуазного общества, тем в большей степени реальная власть уходила в тень, в закрытые, по сути, антидемократические наднациональные структуры мирового согласования и управления: в масонские, парамасонские, а с конца XIX в. — в принципиально иные, уже не унаследованные буржуазией от старопорядкового (XV-XVII вв.) прошлого, а созданные ею самой на буржуазной же основе («Мы»/«Группа» Родса, Общество Милнера и др.). В двухконтурной системе власти буржуазного общества, окончательно оформившейся к концу XIX в., партии и официальные институты, государственно-политические структуры национального уровня все больше превращались в функциональные органы клубов и лож, т. е. закрытых структур наднационального уровня. В такой ситуации развивающаяся демократизация фасада, т. е. формальная демократизация, не просто компенсировалась, а подрывалась содержательной раздемократизацией. Иными словами, демократический элемент власти становился все меньшим и все менее значимым. Не должен вводить в заблуждение и факт внешней демократизации, проявлявшийся в возникновении рабочих (лейбористы, социалисты, социал-демократы) партий. Как верно заметил И. Валлерстайн, капитализм — единственная система, которая легализует политическую оппозицию себе (т. е. своим хозяевам). В результате представители негосподствующих групп получают доступ к политике, к политической игре, но по правилам, написанным господами (т. е. буржуазией), которые свои частные классовые правила и интересы представляют в виде общих, универсальных, надклассовых национальных, умело направляя любой протест в прокрустово ложе демократии и пережевывая его ее «безжалостными челюстями». Происходит политическое одомашнивание социально опасных классов, а демократия становится формой сохранения иерархии и сдерживания оппозиционных движений определенными рамками. Нужно помнить, что демократические правила и институты созданы недемократическими силами и слоями в недемократических целях и выступают в качестве функций, внешнего контура закрытых структур. Впрочем, в истории капиталистической системы, ее североатлантического ядра порой происходили «расширения демократии», но они были вызваны внешними, экстраординарными обстоятельствами (войны, революции, факт существования СССР) и носили исторически краткосрочный характер — несколько десятилетий. Так, Октябрьская революция, происшедшая за пределами Запада, открыла новую эпоху в развитии демократии на самом Западе. Во-первых, сама революция возникла в условиях мирового кризиса, вызвавшего демократический подъем, который несколько ослабил давление «железной пяты». Во-вторых, с возникновением СССР наряду с буржуазной демократией появился новый, альтернативный тип демократии — социалистический, основанный не на правах индивида, а на социальной справедливости. Поскольку советский строй был отрицанием одновременно и самодержавия, и капитализма, у социалистической демократии в Советской России оказалось два источника: во-первых, такая традиционная ценность русской цивилизации, как социальная справедливость, которую Гольштейн — Готторн — Романовская империя явно попирала с 1762 г.; во-вторых, идущий от европеского якобинства примат коллективного блага над индивидуальным. Надо помнить, что русская революция была далеко не только русским явлением, но в равной степени общеевропейским и мировым: это была реализация на русской почве левого, демократического (якобинского) проекта Модерна. Иными словами, само возникновение СССР стало фактором, который усугубил кризис буржуазной демократии, вызванный Первой мировой войной. Ответом «демократического Запада» на кризис демократии первой четверти ХХ в. стало возникновение правоавторитарных и тоталитарных режимов. Даже в «цитадели демократии» — Великобритании и особенно в США — имело место ограничение целого ряда прав и свобод основной массы населения, дополнительным фактором для чего стал мировой экономический кризис 1929-1933 гг. В этом контексте нелишне будет напомнить, что и в СССР в это время (1936-1937 гг.) Политбюро провалило попытку Сталина демократизировать властную систему — вождь хотел ввести принцип альтернативности кандидатов на выборах. Послевоенное тридцатилетие (1945-1975 гг.) стало периодом мощного (и, по-видимому, последнего) расцвета буржуазной демократии. Точнее, это была временная передышка в длительном кризисе, начавшемся вместе с ХХ в. Причин, обусловивших демократический всплеск 1945-1975 гг., несколько. Во-первых, победа над Третьим рейхом и национал-социализмом («фашизмом») укрепила те силы, которые противостояли фашизму под знаменем демократии — именно они были в авангарде борьбы с «коричневой чумой». В этих условиях даже тем, кто в Великобритании и США косвенно симпатизировал Третьему рейху и сохранял экономические и даже политические контакты с ним почти до конца войны, пришлось вести себя «демократически». Кроме того, в развернувшемся противостоянии с СССР западные верхушки вынуждены были выставлять себя «защитниками демократии» и играть в соответствующие социальные игры. Во-вторых, послевоенное тридцатилетие было периодом небывалого экономического бума. Бум породил такие по численности и значению рабочий класс и средний слой (у которых появились свои мощные партии), игнорировать и тем более давить которые бы-ло весьма опасно. К тому же экономическое процветание позволяло откупаться от этих групп как экономически, так и политически. В-третьих, и это главное, сам факт существования СССР, противостояние капитализма и социализма, идущая холодная война — все это заставляло правящие круги ведущих государств капиталистической системы проводить политику относительного умиротворения определенных слоев своих стран, прежде всего тех, которые по своему социально-экономическому положению, по своей классовой ситуации могли бы симпатизировать СССР и стремиться воплотить некоторые его социальные достижения у себя дома. Отсюда — отклонение буржуазного политического строя от той демократической меры и нормы, которая имманентна ему по природе и распространяется только на верхи. Три указанных первостепенных фактора (были и второстепенные) обусловили расширение, а отчасти и углубление демократических практик в буржуазном обществе в тот уникальный, исключительный период в истории Запада. Его можно охарактеризовать как «расцвет буржуазной демократии», продлившийся, впрочем, всего лишь 30 лет (правда, и рабовладельческая демократия в Афинах просуществовала не дольше). Многие полагали, что ситуация 1945-1975 гг. сохранится на очень долго, если не навечно, и строили прогнозы, экстраполируя ее на будущее, как близкое, так и далекое. Однако, как говорили древние, nihil dat Fortuna mancipio — судьба ничего не дает навечно. Уже во второй половине 1960-х годов ситуация начала меняться. Экономическое процветание стало подходить к концу вместе с фазой «А-Кондратьев» («повышательной волной» кондратьевского цикла); впереди замаячила Б-фаза («понижательная волна»), и это означало, что общественный пирог уменьшится и уже нельзя будет так лихо перекачивать часть дохода сверху вниз с помощью налоговой системы государства всеобщего социального обеспечения ( welfare state). Кстати, и с этим типом государства во второй половине 1960-х годов тоже возникли проблемы: оно разбухло и стало менее эффективным, оставаясь в то же время одним из символов и завоеваний буржуазной демократии. Наконец, что представляло собой наиболее серьезную проблему для верхушки буржуазии и выражающего ее интересы истеблишмента, это растущая в условиях послевоенной демократии социально-экономическая мощь рабочего класса и среднего слоя, отливавшаяся в политическую мощь левых, левоцентристских и леволиберальных партий, готовых бросить вызов верхушке. Верхушка это очень хорошо понимала, осознавая, что именно демократия, при всей ее формальности и фасадности, может быть использована если и не для подрыва ее (верхушки) позиций, то для весьма существенного ограничения ее экономического и политического пространства. Для решения в том числе и проблемы «избыточной» демократии (хотя, разумеется, не только ее) на рубеже 1960-1970-х годов создаются принципиально новые закрытые наднациональные структуры мирового (глобального) согласования и управления — Римский клуб (1968 г.) и Трехсторонняя комиссия (1973 г.). Показательно, что уже в 1975 г. по заказу Трехсторонней комиссии три видных социолога и политолога — С. Хантингтон (США), М. Крозье (Франция) и Дз. Ватануки (Япония) — готовят доклад «Кризис демократии», который на несколько десятилетий становится идеологическим обоснованием раздемократизации Запада и своеобразным руководством к действию. Этот откровенный документ до сих пор не переведен на русский язык, поэтому имеет смысл ознакомиться по крайней мере с некоторыми выдержками из него. В докладе четко и откровенно фиксировались угрозы правящему слою — прежде всего то, что против него начинают работать демократия и welfare state (государство всеобщего социального обеспечения), оформившиеся в послевоенный период. Под кризисом демократии имелся в виду не кризис демократии вообще, а такое развитие демократии, которое невыгодно верхушке. В докладе утверждалось, что развитие демократии на Западе ведет к уменьшению власти правительств, что различные группы, пользуясь демократией, начали борьбу за такие права и привилегии, на которые ранее никогда не претендовали, и эти «эксцессы демократии» являются вызовом существующей системе правления. Угроза демократическому правлению в США носит не внешний характер, писали авторы, ее источник — «внутренняя динамика самой демократии в высокообразованном, мобильном обществе, характеризующемся высокой степенью (политического. — А. Ф.) участия» (Crosier, Huntington, Watanuki, 1975: 113). Эксперты рекомендовали способствовать росту невовлеченности ( noninvolvement) масс в политику, развитию определенной апатии, умерить демократию, исходя из того, что она лишь способ организации власти, причем вовсе не универсальный. В частности, в докладе говорилось: «Во многих случаях необходимость в экспертном знании, превосходстве в положении и ранге (seniority), опыте и особых способностях могут перевешивать притязания демократии как способа конституирования власти» (там же: 113-114). «Кризис демократии» подвел черту под «тридцатилетием демократии» и открыл новую эпоху в истории Запада — противоположную «славному тридцатилетию» (Ж. Фурастье), означавшую возвращение капитализма, буржуазного общества ядра капсистемы к состоянию рубежа XIX-XX вв., к состоянию «железной пяты» (Дж. Лондон). С конца 1970-х годов верхи капиталистической системы разворачивают классовое наступление на демократические институты буржуазного общества (стремясь максимально свести их к фасадности, к внешней форме — со временем все меньше озабочиваясь сохранением даже внешних приличий) и на те слои, которые немало выиграли от послевоенной демократизации буржуазного общества, а следовательно, представляли наибольшую угрозу для его верхов. Не случайно первые удары в рамках и посредством тэтчеризма в Великобритании и рейганомики в США были нанесены по наиболее организованным профсоюзам (авиадиспетчеры) и наиболее активным группам рабочего класса (шахтеры). В то же время до тех пор пока существовал Советский Союз, системный антикапитализм, полномасштабная раздемократизация Запада были затруднены; в этом плане ясно, что разрушение СССР было для верхушки капмира императивом не только внешней политики, но и внутренней. Показательно, что с исчезновением СССР неолиберальная раздемократизация на Западе начала развиваться уже не только без серьезных помех, но и практически открыто. Процесс этот шел по нескольким направлениям: — демонтаж государства всеобщего социального обеспечения; — курс на деполитизацию общества, подмену политики комбинацией административной системы и шоу-бизнеса; — ограничение пространства гражданского общества; — разрушение массового образования (снижение образовательных стандартов, затруднение доступа выходцев из непривилегированных слоев). Особо необходимо выделить еще одно направление раздемократизации Запада. Демократия, как мы знаем, — это по определению воля большинства индивидов. В последние десятилетия на Западе восторжествовал курс, во-первых, на установление примата меньшинств (сексуальных, этнических, возрастных) над большинством, причем с этой целью волю большинства, часто подавляющего, попирают и ломают самым жестким образом. Во-вторых, капиталистическая верхушка превращает Запад из общества индивидов в общество неообщин, коллективов, которые вытесняют и подменяют индивида в качестве субъекта (агента) социальных отношений. Речь идет о неообщинах этнических (главным образом выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки, Азии, Латинской Америки) и сексуальных меньшинств. Из единого целого, из социума индивидов, воля большинства которых имеет какое-то значение, т. е. из формально демократического социума Запад превращается в совокупность, сумму плохо скрепленных коллективов-неообщин, представляющих не большинство, а различные меньшинства, навязывающие свою волю большинству. А точнее, использующиеся верхушками для навязывания своей воли большинству в качестве процесса раздемократизации и его орудия. Показательно и то, что для ликвидации демократии как одной из важнейших традиций европейской цивилизации, идущей из Античности через Средневековье в Новое время и провозглашенной в это самое Новое время одной из высших ценностей (авторы «Кризиса демократии», как мы помним, выполняя желание и волю заказчика, перевели демократию в разряд инструментов), используются неевропейские формы и этнические группы. Не менее показательно и то, что одним из направлений раздемократизации Запада являются нападки на христианскую церковь, как на католическую, так и особенно на православную, нападки на религию вообще, которую пытаются подменить магией и мистикой. И это понятно. Во-первых, магия в отличие от религии вообще и от христианства в частности не знает различий между добром и злом. Во-вторых, христианская вера volens nolens приучает к рациональному взгляду на мир (это одно из внутренних противоречий христианства как религии), что противоречит установке на дерационализацию сознания и поведения. Наконец, в-третьих, христианство, в котором верующий субъект — индивид — вступает в индивидуальные, личные отношения с Абсолютом, перед которым все равны, представляет собой одну из основ демократии (в этом тоже внутреннее противоречие). Таким образом, можно сказать, что из реального кризиса демократии реальные хозяева Запада — транснациональные олигархи — стремятся выйти путем подрыва и уничтожения демократии, которая при всей ее ограниченности и отчасти иллюзорности в буржуазном обществе формально, т. е. в плане идеологии (а точнее, социально-политической демагогии), до сих пор является одной из несущих конструкций не только этого общества, но и европейской цивилизации в целом. Кто не слеп, тот видит, что из кризиса капитализма вообще и кризиса демократии в частности западные верхушки двинулись путем демонтажа Запада как одного из вариантов европейской цивилизации и этой цивилизации в целом. В связи с этим главная задача — защита традиционных ценностей нашей цивилизации: демократии, рационального знания и — тактически — христианства. А это возможно только в том случае, если сохраняется и силен цивилизационный, гуманитарный суверенитет, если силен и здоров его носитель. В нашем случае это русский народ. Тем более что у нас свои традиции народовластия, отличающиеся от «западной демократии». Не случайно герои древнерусских былин — не короли и герцоги, как в западноевропейском эпосе, а богатыри — персонификаторы и символы соборного единства и соборной воли народа. Однако этот вопрос выходит за тематические рамки данной статьи. Список литературы: Зиновьев, А. А. (2000) На пути к сверхобществу. М. : Центрполиграф. Маркс, К., Энгельс, Ф. (1955) Немецкая идеология // Соч. : в 39 т. 2-е изд. М. : Госполитиздат. Т. 3. С. 7-544. Crosier, M., Huntington, S.P., Watanuki, J. (1975) The Crisis of Democracy : Report on the Governability of Democracies to the Trilateral Commission. N. Y. : New York University Press. А. И. Фурсов (Московский Гуманитарный Университет) ertata
Тэги: власть, геополитика., глобализация, демократия, европы., заграница., запад, интересное., история, история., капитализм, мировая, мировой, непознанное., новости., новый, общество, общество., политика, политика,, порядок, равенство, россия, рубежом, события., социальное, социология, ссср, элита
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Главная / Главные темы / Тэг «элиты»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|