Еще про один морской поединок
В 1801 году испанский 32-пушечный фрегат El Gamo повстречался с небольшим британским 14-пушечным шлюпом Speedy под командованием Томаса Кокрейна. Сражение между ними примечательно тем, что испанцы по огневой мощи превышали британцев в 7 раз, а по экипажу – в шесть раз. Что не помешало британцам сначала напасть на испанский фрегат, а потом и пойти на абордаж всей командой, оставив на борту только судового врача. Решающим моментом боя был блефовый выкрик английского капитана «прислать еще на подмогу абордажную команду». Испанцы решили, что у англичан есть еще резервы и сдались.
В бою англичане потеряли трех человек убитыми и девять ранеными. Испанцы – 14 убитых и 41 раненого. Остальные сдались в плен. Когда испанцы поняли, какой маленькой команде они проиграли, помощник капитана (сам капитан был убитым первым залпом) попросил у Томаса Кокрейна выдать ему сертификат о том, что испанцы сделали все, что могли для защиты своего корабля. Кокрейн выдал ему сертификат с двусмысленной надписью: «вели себя как настоящие испанцы»
via
p.s.
Томас Кокрейн вообще отличался невероятной смелостью и везением. На своем небольшом шлюпе он захватил свыше 50 вражеских судов. Позднее Кокрейн пошлет на остров Святой Елены своего эмиссара и предложит Наполеону пост императора Южной Америки.
Поисковый отряд, занимаясь раскопками на Миус-фронте, обнаружил окоп Читать далее : Последний бой ...
... немецкими касками после
Что стало с немецкими касками после войны
«Бой Данса» – история о том, как плохо вооруженные британские торговые корабли обратили в бегство французскую боевую эскадру.
В начале 1804 года в китайском порту Вампоа собрался предназначенный в Англию конвой из 16 кораблей Ост-Индской компании. Полагая, что вместе безопаснее, к ним примкнули и несколько самостоятельных «купцов». Общая стоимость судов и грузов оценивалась в астрономическую сумму – £8,000,000. Это делало безопасность конвоя вопросом государственной важности. Но военного эскорта у него не было.
При этом было известно, что в дальневосточных водах совершает набеги французская эскадра под командой вице-адмирала Линуа. С 6 кораблями и 1350 пехоты на борту был послан в Индийский океан в свободное крейсерство.
Хотя самые крупные из ост-индских кораблей издали напоминали 64-х или даже 74-пушечные корабли, их боеспособность была едва достаточна, чтобы отпугивать местных пиратов. Артиллерия (по 30–36 стволов), где имелась, состояла из канонад — дешевая «коммерческая» помесь пушки и карронады — не имевших ни дальности и точности первых, ни убойной силы вторых. Во многих случаях даже они были заставлены ящиками и тюками с грузом, что делало их бесполезными. Численность команд (редко более 100-150 человек) никак не соответствовала военным нормам, что означало поражение в случае абордажа. Сами тяжело груженые корабли не имели достаточной для боя скорости и маневренности. Боевая репутация «ост-индцев» была тоже невысока. Всего на месяц раньше, французский приватир всего в 12 пушек, не колеблясь, напал на два корабля, которые принял за ост-индские.
Но британцы решили рискнуть. Командование конвоем принял опытный моряк Натаниель Данс. Очевидным местом, где можно было ожидать перехвата, была узкость при входе в Малаккский пролив. Действительно там и обнаружилась французская эскадра. Французы наблюдали — и выжидали. Вице-адмирал Линуа был обескуражен воинственным поведением торговых кораблей, которые построились в боевую линию. Он ожидал, что с темнотой они начнут разбегаться, и он сможет не торопясь захватывать по одному.
Видя, что французы не нападают, конвой направился ко входу в пролив. Тогда Линуа выдвинулся с намерением атаковать замыкающие корабли. Данс немедленно поднял сигнал «ост-индцам» ворочать оверштаг последовательно, колонной спускаться под ветер и вступать в бой. Корабли являли воинственный вид и поведение, свойственное флоту, что ещё больше сбивало с толку французов.
Британские торговые суда направились прямо на французов, не обращая внимания на огонь всей французской линии. Они открыли стрельбу, которая отличалась больше энтузиазмом, чем прицельностью. Линуа показалось, что его пытается окружить целый флот. Его нервы не выдержали, и всего через сорок минут боя французы увалились под ветер и бежали к норд-весту.
Затем в течение двух часов разворачивалась невиданная картина: погоня торговых кораблей за боевыми. К счастью для англичан, догнать противника было невозможно. В 4 часа пополудни Данс скомандовал прекратить преследование, и повернул обратно в пролив. Британцы потеряли в бою всего одного матроса.
Корабли благополучно доставили грузы в Англию. Экипажи приветствовали как героев: британская публика уже привыкла к победам своего флота, но никогда ещё «кучка почти безоружных купцов» не обращала в бегство адмирала. Ост-Индская Компания выдала Дансу 2000 гиней, и пожизненную пенсию в £500 годовых. Члены Бомбейской страховой компании собрали по подписке 45,500 рупий. Патриотический Фонд Ллойда, в нарушение собственных правил, наградил его почетной шпагой, а король пожаловал рыцарство.
Что касается Линуа, очень скоро стало известно, от кого он бежал. Бой, который мог бы стать вершиной его карьеры, стал унизительным фиаско. Его эскадра была уничтожена в Атлантике при возвращении домой.
via
Могила ветерана Вьетнама Леонарда Мэтловича (награжден медалями Пурпурное сердце и Бронзовая звезда). Мэтлович стал первым геем-военнослужащим, намеренно раскрывшим свою ориентацию армии в целях противодействия запрету на службу геев. Он был уволен из армии и дважды отлучен церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней. Умер от СПИДа.
Надпись на могиле: «Когда я служил в армии, мне дали медаль за убийство двоих мужчин и уволили за любовь к одному».
via