... />Из статьи «Это
» в «Новой газете ... сразу по окончании
было множество военных ...
Из статьи «Это война» в «Новой газете»:
Лидер «ДНР» Захарченко и его ближайшее окружение самым активным образом захватывают имущество и бизнес сограждан, уехавших на территорию, подконтрольную Украине. В июне командиры армии «ДНР»/«ЛНР» открыто стали говорить о недвижимости в Испании, приобретенной первыми лицами из окружения Захарченко за последний год.
К началу этого года значительная часть крупных магазинов Донецка и области национализированы и управляются женой Захарченко. Грузы гуманитарных конвоев из РФ распределяются с участием Захарченко. Немалая часть этих продуктов потом продается в магазинах его жены.
Цепляясь за свои полномочия, политический лидер «ДНР» постоянно рождал административные и военные инициативы. Еще в начале 2015 года он неожиданно дал приказ начать наступление на Мариуполь. Это была чистой воды авантюра, попытка развязать бойню, втянуть в нее как можно больше войск с обеих сторон, чтобы выскочить из сражения было уже невозможно.
Рассказ сотрудника штаба командования:
— Многие командиры ополченцев бросились не родной край защищать, а «отжимать» предприятия, кафе, рестораны и гостиницы. К такой форме снабжения своих отрядов в итоге пришли 90% партизанских командиров.
— На территории ДНР/ЛНР сразу по окончании войны было множество военных формирований, каждое из которых стремилось содержать своих собственных пленных ВСУ. И на обмене зарабатывали. Украинцы пленных выкупали в среднем по 10 000 долларов. Родня в основном, конечно. Что сказать? Бандитизм практически. Продавали даже тела погибших ребят из ВСУ. Собирали прямо на поле, содержали в непонятных холодильниках. Особенно ценились тела, при которых были документы. Выходили на родственников: хотите похоронить своего по-человечески?
На разрозненных отрядах Захарченко и подручные ухитрялись делать деньги. Например, местные дали заявку на 5500 человек. В командовании корпусов согласились, посчитали, что можно укомплектовать из них бригаду и два отдельных штурмовых батальона плюс два батальона спецназа. Стали строить всю эту толпу. А в ней всего 2500. А где еще половина? Ведь деньги выделялись на 5500. То есть деньги списывали налево, а личного состава и половины не было.
... пятитомную "Кавказскую
" официального военного ... бесконечную Кавказскую
— естественным ...
Картина Франца Рубо "Живой мост" (1898) кажется обычным батальным полотном. Приглядываясь, мы видим, что на картине происходит нечто неладное: тяжелая пушка едет через промоину, заваленную телами живых солдат, и вот–вот задавит их насмерть. Современным искусствоведом происходящее описано так:
Сюжетом этого произведения послужило реальное событие, произошедшее во время русско–персидской войны 1804— 1813 гг. Небольшой отряд нашей армии в 350 штыков, ядро которого составлял шефский батальон 17–го егерского полка, отступал под натиском 30–тысячной армии Аббас–Мирзы. Путь преградила глубокая промоина, преодолеть которую две имевшиеся в отряде пушки не могли. Ни времени, ни материалов для строительства моста не было. Тогда рядовой Гаврила Сидоров со словами: «Пушка — солдатская барыня, надобно ей помочь» первым лег на дно ямы. За ним устремились еще человек десять. Пушки перевезли по телам солдат, при этом сам Сидоров погиб от полученной черепной травмы.
Так как во всей этой истории есть нечто, возмущающее нравственное чувство, а сама она находится на грани правдоподобности, Игорь Ерохов решил разобраться в деле поподробнее.
Исторический контекстКартина изображает один из эпизодов русско–персидской войны 1805–1813 годов — героическое отступление маленького отряда полковника Карягина от огромного персидского войска под началом 15–летнего наследника престола Аббаса–мирзы, имевшее местов Карабахе в июне 1805 года. Сколько именно было персов — мы не знаем, по русским источникам 20 тысяч, чему верить невозможно. В любом случае, отряд Карягина дрался с превосходящими силами врага смело, не сдавался, смог дождаться подмоги, и большая часть людей спаслась.
Война на Кавказе и в Закавказье на тот момент шла за азербайджанские ханства, традиционно являвшиеся вассалами каджарских шахов. Русские, имевшие хорошо подготовленную и вооруженную, но маленькую (главная война идет в Европе, до Аустерлица осталось 5 месяцев) армию, вели себя весьма агрессивно. Вначале они подписывали с различными владетелями мирные договоры, а затем, набравшись сил, проглатывали их (как только что вышло с Картли–Кахетинским царством). Персы, армия которых пребывала в позорном состоянии (у каджаров всё пребывало в позорном состоянии) действовали не умением, а числом — в среднем у них было в пять раз больше войска. Это приводило к неустойчивому равновесию, и в течение 7 лет русские и персидские отряды с небольшими перерывами гоняли друг друга туда и сюда по горам и равнинам относительно небольшого театра военных действий, то занимая, то оставляя различные местности. Только в 1813 году русские напряглись и выгнали персов навсегда, а нынешние Армения и Азербайджан были присоединены к империи.
Откуда Рубо взял свой сюжетПервый раз подвиг Гаврилы Сидорова упоминается в книге давно забытого писателя Дмитрия Бегичева "Быт русского дворянина в разных эпохах и обстоятельствах его жизни" (1851 год). Книга представляет собой своеобразную смесь мемуаров и публицистики патриотического направления. Рассказ о подвиге Гаврилы идет со слов некоего неназываемого по имени полковника, свидетеля происшествия; повествование очевидным образом беллетризовано.
Самое неожиданное, что мы видим из этого рассказа — подвиг описывается совсем не так, как он изображен на картине Рубо. Когда пушка оказывается на краю небольшой, но непреодолимой промоины, сообразительный Гаврила придумывает построить из связанных ружей мост. Воткнутые в землю штыками ружья становятся опорами, а положенные на них горизонтальные ружья служат балками. Ружья плохо годятся для сооружения мостов, и солдаты поддерживают конструкцию с краев, чтобы она не развалилась. Первая пушка переезжает через импровизированный мост благополучно, вторая срывается, ударяет Гаврилу колесом, и он погибает от черепно–мозговой травмы. Все остальные солдаты остаются невредимы.
Затем подвиг Гаврилы попал в пятитомную "Кавказскую войну" официального военного историка полковника Василия Потто (1887 год). Это издание уже можно считать научным (Потто очевидно работал с военными архивами), но, увы, оно не снабжено необходимыми ссылками и ограничивается российскими источниками (впрочем, никакие российские историки персидские документы читать не умеют и не собираются и по сю пору). Изложение в книге ведется в приподнятом стиле и имеет оттенок официозной пропаганды. Понятно, что Рубо в поисках годных сюжетов прочитал именно эту книгу.
Потто сообщает, что кроме истории Бегичева ему был доступен отчет туземного проводника, из которого видно, что "четыре солдата легли в канаву и пушка проехала по ним", в донесениях же командира отряда подвиг не отражается (Потто объясняет это большой занятостью Карягина). Потто однозначно присоединяется к версии Бегичева.
Итак, мы видим, что Рубо, мягко говоря, модифицировал доступный ему исторический источник, согласно которому солдат погиб в результате несчастного случае при переправе пушки через остроумно построенный из подручных средств мостик.
Возможен ли живой мост технически?6–футовая полевая пушка начала XIX весила (без передка/зарядного ящика) 680 кг. Допустить, что из связанных ружей, поддерживаемых людьми, удастся построить некоторую конструкцию, выдерживающую точечную нагрузку в 340 кг, можно. Из рассказа понятно, что такая конструкция была неочевидной (до нее догадался только один солдат), а работала она на грани аварии. Длина ружья той эпохи (без штыка) — 140–150 см, а орудийная запряжка без всяких мостиков могла преодолевать препятствия глубиной до 50–60 см (лимитом был размер колеса, запас тяги у четырех лошадей имелся); следовательно, в данном диапазоне глубин препятствия мост из ружей мог оказаться практически пригодным.
Между тем, идея закладывать канаву телами людей представляется технически невыполнимой. На полотне мы видим в канаве восемь солдат, объем которых составляет (даже при неплотной укладке), никак не более одного кубического метра, то есть, при длине тела 1.6 м, 0.6 м2 поперечного сечения канавы. Во–первых, через такую канаву пушка со 130–сантиметровыми колесами могла переехать и сама, а во–вторых, даже если канава и была слишком обрывистой для пушки, то 350 солдат, составлявших отряд, могли закидать ее грунтом или камнями за пять минут. И даже если предположить, что камней рядом нет и в отряде нет лопат, хоть какое–нибудь имущество общим объемом в 1м3, которым можно было бы заполнить канаву, явно имелось — для начала следовало использовать для этого зарядные ящики.
Местность, на которой разворачивается действие картины, совсем не соответствует рассказу. Отряд Карягина двигался из Шахбулага (Şahbulaq qalası) в Мухрат (Kiçik Qarabəy). Оба пункта соединены дорогой, идущей по Ширванской долине; но сам–то Мухрат находится уже в горах Карабахского хребта, на 300м выше долины. Сомнительно, чтобы наверх в горы шла идеальная дорога, а вот на равнине неожиданно попалась одна–единственная промоина, через которую невозможно перетащить пушку. Очевидно, что по горной местности пушки либо не возили, либо их сопровождали саперы, у которых были как минимум лопаты, доски, веревки, анкерные колья и мешки для переноски грунта; в противном случае солдаты, телами которых можно было закладывать препятствия, скоро бы закончились. В мемуарах участников Кавказских войн остановки колонн перед препятствиями и вызов саперов для из преодоления упоминаются непрестанно.
Пример прекрасной работы русских саперов мы можем увидеть на картине того же Рубо "Штурм Ахульго"
Почему была написана эта картинаМы видим, что авторы середины и второй половины 19 века, пересказавшие (или придумавшие) историю подвига Гаврилы Сидорова, подчеркивали инициативность и сметливость, соединенные со смелой готовностью нести разумные риски. Гаврила выступал в их рассказах как деятель, принявший ответственность на себя в обход затупивших офицеров.
Рубо переделал историю в совсем ином ключе. Солдаты послушно (и даже с некоторой радостью) идут на бойню. Они отказываются от человеческого достоинства и активности, превращая себя в строительный материал, который сейчас будет раздавлен колесами орудия. Гаврила Сидоров как индивидуум исчезает, и солдаты сливаются в неразличимую массу. Но даже Рубо счел важным подчеркнуть, что солдаты ложатся под колеса добровольно — офицеры, приказывающие подчиненным подобным образом жертвовать собой (то есть сталкивающие толстяка на рельсы) еще казались ему отвратительными.
Почему это произошло? Мне кажется, что, как это всегда бывает, художник интуитивно уловил дух наступающей эпохи. Россия, после долгого правления царя–миротворца, снова начала точить когти. Агрессивность военного командования и правительства в целом постепенно повышалась. С кем и зачем воевать, пока что было непонятно, но желание возрастало. А вот армия уже не была старой рекрутской армией, в которой служившие 25 лет солдаты считали роту своим домом, а бесконечную Кавказскую войну — естественным образом жизни. Армия стала призывной. Как поведут себя призывники, если им придется биться за Квантунский полуостров, до которого русскому крестьянину 1905 года точно так же не было дела, как не было ему дела до Гянджинского ханства в 1805 году?
И вот тут на сцене появляется Рубо со своей сладкой ложью; Рубо говорит царю и генералам то, что им хочется услышать — русский солдат имманентно предан царю, бездумен и героичен, ему не нужно ничего для себя, он готов отказаться от человеческого достоинства, превратиться в пыль, броситься под колесницу Джаггернаута ради победы, смысла и пользы которой он сам не видит.
Картина попала в самую точку и имела большой успех. Каждому приятно восседать на колеснице Джаггернаута, под которую кидаются бесчисленные Гаврилы. Николай II, посетивший выставку в Историческом музее, купил картину для своих апартаментов в Зимнем дворце. В 1904 году началась русско–японская война. Колесо катилось и катилось по Гаврилам, увеличиваясь в размере с каждым годом. Теперь оно стало называться Красным колесом. За последующие 50 лет Колесо переехало в России более 30 миллионов Гаврил, их жен и детей. В 1918 году, в подвале Ипатьевского дома, Колесо переехало и владельца картины.
Рубо же не попал под Колесо. Художник, как оказалось, умел пересматривать свои взгляды. Перед войной Рубо, по рождению чистокровный француз, поменял национальную идентичность — он уехал в Мюнхен и принял германское гражданство. Изменилось и отношение художника к войне. В 1915 году он написал неловкую и страшную антивоенную картину "Данте и Вергилий в окопах", в которой война изображается как чистое зло, а окоп становится кругом Ада.
via
Генерал от инфантерии Михаил Милорадович был невероятно смелым человеком. В битве при Басиньяно под ним было убито три лошади, но он до конца оставался в гуще сражения. При штурме крепости Альта-Дорук Милорадович прошел, вдохновляя воинов, во главе колонны по горящему мосту.
В 1806 году Милорадович освободил Бухарест. У крепости Обилешти с 7000 солдат пошел против 12000 турецкого авангарда и в штыковом бою заставил противника отступить, заслужив за это алмазную шпагу с надписью: "За храбрость и спасение Бухареста".
При Бородине командовал правым флангом I армии. Командуя арьергардом русской армии во время отхода к Москве, а затем оставления Москвы, обеспечил полный порядок в войсках. Предложил Мюрату перемирие на несколько часов, чтобы дать возможность русским войскам спокойно выйти из Москвы. В противном случае обещал драться до последнего солдата. Предложение было принято.
Во время наступления русской армии Милорадович преследовал французов, командуя авангардом. Авторитет его был настолько высок, что в битве при Красном окруженные французы соглашались сдаться только Милорадовичу.
Не желая, чтобы Николай I занял престол, и сознавая, что "у кого 60 000 штыков в кармане, тот может смело говорить", Милорадович потребовал и добился присяги Константину Павловичу. Когда последний отказался царствовать, понадобилась переприсяга Николаю I. Этой ситуацией воспользовались декабристы. 14 декабря 1825 года Милорадович явился на Сенатскую площадь, пытаясь убедить солдат прекратить бунт. В более чем пятидесяти сражениях счастливо избежавший ранения, он получил в тот день две раны, одна из которых оказалась смертельной: одну, пулевую, от Каховского (выстрелом в спину) и вторую — штыковую, от Оболенского. Перед самой смертью он продиктовал свою последнюю волю. Среди прочего там значилось: «Прошу Государя Императора, если то возможно, отпустить на волю всех моих людей и крестьян».
Интересную историю о Милорадовиче приводит Александр Дюма в своих «Путевых впечатлениях» из России:
Одно слово о кресте Святого Георгия, которым награждают только солдат – за подвиг; офицеров и генералов – за добытое знамя или захваченную батарею, за штурмом взятый город или выигранное сражение. С крестом Святого Георгия удваивается плата солдату; начальствующим лицам он приносит лишь заслуженную славу. Милорадович, знаменитый генерал от кавалерии, кого за блистательное мужество называли русским Мюратом, находясь на различных военных постах, суммарно получал от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч франков, но, весьма расточительному по натуре, ему никогда не бывало довольно жалования на жизнь. После Русской кампании, в ходе которой он проявил чудеса храбрости, император Александр ему сказал:
- Милорадович, полагаю, я сделал для вас все, что мог; однако, если вы желаете награду, забытую мной, то смело ее просите.
- Sire, - ответил Милорадович, меня всегда обуревала одна прихоть, и если бы ваше величество соблаговолило ее удовлетворить, то все мои желания были бы исполнены.
- Что же это?
- Я хотел бы получить простой крест Святого Георгия, крест солдата.
- Солдатский крест? – удивился Александр.
- Считает ли ваше величество, что я его заслужил?
- Двадцать раз! Но у вас есть высший орденский крест.
- Я и сказал вашему величеству: это – фантазия.
- Завтра вы получите такой диплом.
На следующий день Милорадович его получил.
В конце месяца он явился к казначею, который намеревался выплатить ему месячное жалование, исходя из двухсот пятидесяти тысяч франков годовых, то есть – примерно пять тысяч рублей.
- Пардон, - сказал Милорадович, - вы ошибаетесь, друг мой; это – не пять тысяч, а десять тысяч рублей.
- Как это?
- Я награжден солдатским крестом Святого Георгия, и с ним жалование удваивается; поэтому, если до получения свидетельства [об этой награде] мое жалование составляло двести пятьдесят тысяч франков, то теперь оно составляет пятьсот тысяч.
Об этом случае, показавшемся довольно серьезным, доложили императору, и он тогда понял затею Милорадовича, которую до этого не мог понять.
- Это – закон, - сказал он, - платите.
p.s.
Дюма, как обычно, немного привирает. Хотя Милорадович действительно получил солдатский крест за бой с французами в солдатском строю под Лейпцигом, но за эту награду жалование увеличивалось на треть. И только при получении нескольких крестов могло доходить до двойного оклада.
via
... документы времен Гражданской
. Про доску Колчака ...