Несколько лет назад в рунете бурно и активно стал распространяться публицистический сюжет об "Атаке Мертвецов". Этот беспрецедентный подвиг солдат и офицеров русской армии времен Первой мировой войны разные структуры и личности, как водится, использовал кто как мог- кто для пропаганды, кто для напускного пафоса. А реальных биографических сведений, архивных данных, фотодокументов по сюжету практически не было. Несколько имен да скупых описаний, раскиданных по журналистским интерпретациям.
Меня, как уроженца псковщины, во-первых, поразил тот факт, что командир "Атаки Мертвецов" был родом из Псковcкой губернии. А во-вторых, что в современной Псковской области об этом выдающемся земляке неизвестно ровным счетом ничего. Поэтому и волновал меня прежде всего личностный аспект сюжета для попытки мемориализации подвига и судьбы офицера.
Я писал о том, что(прошу простить за самоцитату)" беспрецедентная «Атака мертвецов» 13 роты 226 Землянского полка Русской императорской армии постепенно приобретает всероссийскую и даже мировую известность: о ней выпускаются научные и публицистические работы, не так давно был снят музыкальный видеоклип, популярный в определенном сегменте Рунета, сюжетом которого была Осовецкая «Атака мертвецов», в социальных сетях тексты об Осовецкой обороне собирают десятки тысяч просмотров, описание штурма крепости 24 июля (6 августа) 1915 года переводят на иностранные языки. В родном для Владимира Карповича Котлинского Пскове о беспрецедентном для обоих фронтов Первой мировой войны подвиге русского офицера не знает практически никто."
Хотелось проломиться сквозь мифологизацию, эпос и не очень искренний казенный пафос к реальному живому человеку, тем более соотечественнику, тем более земляку и вытащить на свет Божий к трагическому юбилею Первой мировой какие-то реальные, аутентичные документы и материалы о позабытом подпоручике корпуса военных топографов. На мой взгляд, самое печальное, когда излишняя драматизация подвига заслоняет фигуры живых людей, как бы пафосно это не звучало.
Складывалась несколько парадоксальная ситуация- подвиг как бы есть, прошло почти 100 лет, о нем многие знают, многие говорят, восхищаются, поют осанны и славословия, а реального человека, который сыграл ключевую роль в этом подвиге, все позабыли. Даже не было фотографии. Получалось какое-то очевидное фарисейство. Напомню, что на 2014 год не было известно ни отчество, ни вероисповедание, ни возраст, ни тем более внешний вид офицера, поведшего горстку отравленных солдат в отчаянную контратаку в чудовищных условиях химического отправления.
Не хочу казаться святее папы Римского, но мне просто действительно казалось крайне странным и даже несколько позорным, что настолько выдающийся сюжет оброс каким-то неживым трафаретом, превратился в интернет-фольклор без достоверных источников. Реальных живых людей, как это часто бывает, заслонила легенда. Я поставил себе цель выяснить как можно больше достоверных данных об офицере и самой атаке, отделить вымысел от правды.
Я бы хотел поблагодарить всех причастных и оказавших помощь в этом начинании- аспирантку СПБГУ Дарью Тимохину, доктора исторических наук Андрея Михайлова, жителя Екатеринбурга Дмитрия Базанова.
Сегодня, наконец, хотелось бы подвести некую черту и поставить точку в исследовании биографии В.К.Котлинского.
Поэтому в данном посте я собрал максимально широкий репрезентативный массив источников, которые мне удалось найти: Высочайший приказ о посмертном награждении Владимира Карповича Орденом святого Георгия 4-степени, скопированный из РГВИА, сканы журнала боевых действий 226 пехотного Землянского полка, впервые опубликованного "на бумаге" А. А. Черкасовым, А. А. Рябцевым, В. И. Меньковским, найденные мной аттестационные листки из Государственного архива Псковской области, фотографию могилы брата Котлинского Евгения на Мироносицком кладбище города Пскова, чудом уцелевшую через сотню лет. О почти детективной истории поисков можно почитать здесь: Найти подпоручика Котлинского-2
Но что мне представляется самым важным- после длительных изысканий и расследований, удалось, наконец-то, выяснить как выглядел офицер-пскович (благодаря наводке д.и.н. А.Михайлова, за что ему огромное спасибо) и найти две фотографии подпоручика. Более того, в государственном архиве Псковской области удалось найти анкетные данные офицера- возраст, вероисповедание, отчество( о чем я писал какое-то время назад в местной прессе и в блоге).
Вот его фотографии. Что важно, в подписях к этим фото перечислены ранее неизвестные сведения о наградах В.Котлинского (послужного списка В.К.Котлинского в РГВИА не сохранилось).
Иначе говоря, почти сто лет спустя, уже можно постепенно составить некую мозаику из биографических сведений офицера и, наконец-то, посмотреть как он выглядел. На данный момент известны ранее потерянные год рождения, имена родителей, отчество, вероисповедание, награды, дата гибели. Я считаю, что теперь мы обладаем достаточным объемом сведений, чтобы установить мемориальную табличку или даже памятник на родине офицера в Пскове. По моему глубокому убеждению, подвиг Владимира Котлинского нуждается в увековечении именно в Пскове. Это будет и логично, и справедливо. Здесь он жил и учился, здесь жила его семья, здесь он погребен. Я уже обращался с этим вопросом в Комитет по Культуре Псковской области без особой обратной связи. Обращусь еще раз. И все-таки планирую довести дело до конца, коли начал.
Фотографии публикуется в сети впервые.
Подпоручик корпуса военных топографов,
прикомандированный к
226-му Землянскому полку
1-й бригады
57-й пехотной дивизии
Русской Императорской армии
Владимир Карпович Котлинский,
житель города Пскова,
православный,
из крестьян Минской губернии
родился 10 июля 1894 года(по ст.ст.)
погиб в возрасте 21 года,
командуя т.н. "контратакой мертвецов" под Осовецкой крепостью
во время газового штурма 24 июля (6 августа) 1915 года
Награжден:
Будучи прапорщиком: Орденом Святого Станислава с мечами и бантом 3 степени, Орденом Святой Анны 3 и 4 степени.
Будучи подпоручиком: Орденом Святого Станислава с мечам и бантом 2-й степени, Орденом Святого Георгия 4 степени(посмертно).
Отец: крестьянин Минской губернии Игуменского уезда, деревни Веркалы Карп Котлинский, житель города Острова.(Источник:Государстенный архив Псковской области).
Мать(предположительно, вероятность 90%): младшая телеграфистка телеграфа ст. Псков I Котлинская Наталья Петровна, проживающая на Ново-Баторьевской улице, в собственном доме, г.Псков(Источник: Памятная книжка Псковской губернии)
«В «Русском Слове» участник обороны Осовецкой крепости рассказывает о героическом подвиге псковича, подпоручика В. К. Котлинского, безвременно погибшего в одну из доблестных атак на неприятеля. В. К. Котлинский родился в г. Острове и окончил Псковское реальное училище.
«Вряд ли кто-нибудь из защитников Осовца, – рассказывает автор воспоминаний, – забудет о штурме 24 июля, когда немцы применили впервые на осовецком фронте удушливые газы.
Я не могу описать озлобления и бешенства, с которым шли наши солдаты на отравителей-немцев.
Сильный ружейный и пулеметный огонь, густо рвавшаяся шрапнель не могли остановить натиска рассвирепевших солдат. Измученные, отравленные, они бежали с единственной целью – раздавить немцев. Отсталых не было, торопить не приходилось никого. Здесь не было отдельных героев, роты шли как один человек, одушевленные только одной целью, одной мыслью: погибнуть, но отомстить подлым отравителям.
Впрочем, нет, я знаю одного героя – выдающегося героя – этой атаки. К Н-скому полку в начале войны был прикомандирован только что окончивший военно-топографическое училище юноша подпоручик Котлинский. Этот человек, кажется, совершенно не знал, что такое чувство страха или даже чувство самосохранения. Уже в прошлой работе полка он много принес пользы, командуя одной из рот.
Теперь, сильно отравленный газами, он получил приказание вести роту в контратаку, пошел впереди солдат, имея при себе только бинокль.
В минуту адского, невероятного обстрела он, ориентируясь, спокойно осматривал отдельные места боя и отдавал соответствующие приказания.
И наряду с этой безумной, беззаветной отвагой он берег жизнь своих людей. Когда участок полотна железной дороги был нами пройден, когда до немцев оставалось 300-400 шагов, Котлинский приказал роте залечь под холмом, а сам вышел под ураганным огнем противника на открытое место и в бинокль осмотрел расположение его сил. Он принес себя в жертву своей роте. Выбранное им место для атаки оказалось удачным. Немцы не выдержали бешеного натиска наших солдат и в панике бросились бежать. Они даже не успели унести или испортить находившиеся в их руках наши пулеметы.
Но сам подпоручик Котлинский был ранен разрывной пулей в бок и умер к вечеру того же дня.
Победа роты подпоручика Котлинского, это одновременно и его личная победа. За славный боевой подвиг он посмертно представлен к Георгиевскому кресту»
Источник:Подвиг Псковича // «Псковская жизнь», № 1104 от 28 ноября 1915 года.
Источник: Российский государственный военно-исторический архив(Пока не раскрываю полный шифр).
Источник: РГВИА. Ф. 2839. Оп. 1. Д. 21. Л. 47–47 об.
«Получив донесение об этом (имеется в виду занятие 1-й линии обороны) от командира 3-го батальона капитана Потапова, который
сообщил, что немцы, занявшие окопы, продолжают продвигаться к крепости и находятся недалеко уже от резерва. Командир полка тот час же приказал 8-й, 13-й и 14-й
ротам выступить с форта на Сосненскую позицию и перейдя в контратаку выбить немцев из занятых ими наших окопов, причем 13-я рота была направлена вдоль же-
лезной дороги на 1-й участок, 8-я рота на 2-й участок, 14-я рота на 3-й и 4-й участки Сосненской позиции. 13-я рота под командованием подпоручика Котлинского, выйдя из крепости и рассыпавшись под сильным артиллерийским огнем, стала продви гаться вдоль железной дороги на встречу наступающим немецким цепям. Приблизившись к противнику шагов на 400, подпоручик Котлинский во главе со своей ротой бросился в атаку. Штыковым ударом сбил немцев с занятой ими позиции, заставив их в беспорядке бежать... Не останавливаясь 13-я рота продолжала преследовать бегущего противника, штыками выбила его из занятых им окопов 1-го и 2-го участков Сосненских позиций. Вновь заняли последнюю вернув обратно захваченные противником наше противоштурмовое орудие и пулеметы.
В конце этой лихой атаки подпоручик Котлинский был смертельно ранен и передал командование 13-й ротой подпоручику 2-й Осовецкой саперной роты Стрежеминскому, который завершил и окончил столь славно начатое подпоручиком Котлинским, дело».
Опубликовано: Черкасов А. А., Рябцев А. А., Меньковский В. И. «Атака мертвецов» (Осовец, 1915 г.): миф или реальность. Былые годы. Журнал. 2011. № 4.
Источник: Государственный архив Псковской области. Ф. 127. Оп. 1. Д. 104. Л. 40 об.
Источник:Государственный архив Псковской области(ГАПО).Ф.127.Оп.1.Д.101.Л.36,40об.