История об изгнании из райского сада, сюжет знакомый многим, даже ...
История об изгнании из райского сада, сюжет знакомый многим, даже не особо эрудированным людям. Однако воспринимается он часто в инфантильном, упрощённом свете. Между тем история эта фундаментальна для иудаизма, она поясняет такие базовые понятия еврейской теософии как добро и зло, преступление и наказание, свобода выбора, соотношение души и тела. В этой истории, если разбирать её на глубину, можно рассмотреть тот философский подход к творению, который преобладал в иудаизме до его столкновения с греческой философией, и потому эту историю хочется рассмотреть детально. Наконец-то я выкроила время, для того чтобы заняться этим.
Порядок подачи материала взаимствован из лекций рава Йанона Келзана, на сайте Арахим
Начинается история эта, конечно же с сотворения человека. Заранее предупреждаю, что я не использую синодальный перевод по многим причинам, так что если вы попытаетесь проверить по той библии, которая стоит на вашей книжной полке, возможно, что нумерация и сами слова будут несколько другими. Потому я прилагаю картинки с исходным текстом. Бытие 1, (26-27)
Сотворение человека, начинается с обращения непонятно к кому во множественном числе. Давайте, мол, сотворим человека... В любом случае, мы знаем из этого, что Бог сотворил человека на шестой день творения, когда остальное творение было практически законченным. В следующий раз, более подробно сотворение человека описано лишь во второй главе. Бытие 2, (7-9)
Господь создал человека и поселил его в Эдемском Саду (Ган Эден ивр.) ибо это его место. В этом саду было много различных деревьев, в их числе древо познания добра и зла. Так же в этом саду есть древо жизни.
Мы видим из Бытие 3 (15-17), что человеку было заповедано обрабатывать и сохранять сад, а так же запрещено есть плоды древа Познания. Подчеркнём, что от Древа Жизни, он мог есть сколько угодно.
Тут в общем-то начинаются сложности с переводом с иврита. "...ибо в день, в который ты вкусишь от него смертью умрёшь" (Бытие 3 ,17). На русском языке вариантов понимания других, нет. В день когда вкусишь-умрёшь. На иврите же, есть другая возможность понять глагол Мот-тамут в контексте стиха. Прочитать этот стих с иврита можно так же как "Ибо в день, в который вкусишь от него ты познаешь смерть". И в действительности, из более поздних глав мы знаем, что после того как они вкусили от плодов Древа Познания, Адам и Хава (Ева ивр.) прожили ещё много сотен лет. Так что видимо, смысл стиха в том, что вкусив от древа и познав добро и зло, они так же познают смертность, то-есть, станут смертными.
Как же, все таки змей убедил людей променять бессмертие на кота в мешке?
Проблемы начинаются в том, что было известно об этой заповеди мужчине, и что женщине.
В стихе (Бытие 3, 18) мы видим сотворение жены человека. Я специально не буду касается в лекции тех трактовок (из гмары и Зоара), которые говорят, о предыдущих версиях жён Адама, нас интересует Хава, как таковая.
Из стихов Бытие 3 (21-23) мы видим, как Творец усыпил человека, и взял у него ребро не став создавать женщину ему из праха, предпочёл уже живую и одухотворённую материю. Это будет обсуждаться более подробно в других постах по серии. Она не слышала указ о дереве от Бога, а только от самого человека. Именно этим воспользовался змей.
Бытие 3 (1-3), Змей начинает беседу с женщиной с провокации. Он намеренно допустил "ошибку" пересказывая слова Творца. Он спросил запрещено ли им есть от любого дерева, она ответила что Бог запретил есть и так же прикасаться. если мы посмотрим на исходную заповедь, то мы ничего не увидим о запрете трогать плоды, их нельзя только есть. Мудрецы тут, говорили, что Адам изменил заповедь пересказывая её Хаве, думая, что так, он убережёт её от греха, ведь если она не тронет его, то и не поест. Однако, змей толкнул её, и она случайно притронулась к дереву. Разумеется, в тот момент ничего не случилось. У змея получилось, таким образом зацепить её. Змей начинает убеждать её, что она и муж, поев от дерева уподобятся Богу, станут видеть то, что видит он, они станут подобны Богу знающему добро и зло. То есть, до этого они не знали что означают эти понятия. Именно, о том, что значит не знать добра и зла мы будем позже говорить очень детально.
Далее, Хава проносит Адаму плоды дерева, она не подкидывает их в его суп втихаря, она именно приносит и поясняет ему логику вкушения от плодов, Адам соглашается. То есть, применяет своё право выбора. Что же случается когда оба едят плоды?
Бытие 3, (7). Говорится что у них открылись глаза. Что это может значить? Они до этого были слепы? Разумеется нет, они обладали зрением как таковым, но их взгляд на мир изменился. В первую очередь, это отразилось на желании скрыть наготу, до этого они ходили нагими и не видели в том ничего плохого, постыдного. Они сшили себе одежду из смоковных листьев, опоясания.
Бог, разумеется не доволен. Он начинает разговор не с обвинений, а мягко подводит Адама к признанию своего проступка. Вопрос "Ты где" не направлен на то, чтобы узнать где Адам, Бог разумеется вездесущ и знал это и так. Смысл фразы был в диалоге. Так же само он задаёт вопросы : Кто тебе сказал, что ты голый? Ты поел от дерева?
Адам, однако спешит перекинуть вину на Хаву, а та на змея. Бог наказывает всех по очереди, соответственно их греху. Человеку он объявляет что отныне он смертен, и наказывает жизненными трудностями. Однако не так просто понять, как именно связан грех с этими наказаниями, почему таково искупление?
В конце главы, подводится итог. Бог изгоняет Адама и Хаву из Рая. Мало того, он ещё ставит на входе Херувимов и вращающийся меч, как будто бы Творец испугался, что человек поест от древа жизни, тем самым обойдя наказание смертности. так и хочется спросить, это ещё что такое?
История выглядит довольно глупо, кажется что пробелов много и вопросов, пока, на много больше чем ответов. В следующий раз будем разбираться с тем, как РАМБАМ и Аризаль проводили параллели логики и поясняли всю эту историю в философском и кабалистическом смысле. РАМБАМ пояснит, как примерно человек не знающий добра и зла видел мир, Аризаль откроет то, что человек, на сегодняшнем его, более низком чем до греха, духовном уровне, поясняя как это влияет на наш мир, сегодня.
Продолжение следует...
Пока что, жду ваших отзывов, однако с детальными вопросами предпочла бы подождать до следующего раза.
Серия сообщений "Первородный грех":Серия сообщений о глубинном смысле познания добра и зла по Торе
Часть 1 - Променять бессмертие в раю, на кота в мешке.