Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
К.Маркс и Ф.Энгельс о свободе как атрибуте демократии и демократии свободы. Проблема прав человека(2)2013-06-23 15:38:05 Публикую вторую часть параграфа седьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней ...
Публикую вторую часть параграфа седьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.7.К.Маркс и Ф.Энгельс о свободе как атрибуте демократии и демократии свободы. Проблема прав человека. Противоречивость и парадоксальность концепции [...]Начало здесь - http://www.liveinternet.ru/users/2503040/post280553976/ Ранее мы уже отмечали, что исследование политических идей, взглядов лишь под углом зрения, материалистичны они или идеалистичны, узко, односторонне, недостаточно и не является критерием для ответа на вопрос, научны они или нет. Кроме того, важен и другой критерий: гуманистичны политические взгляды ученых или нет, плюралистичны ли они? В данном случае речь идет о другой проблеме - диалектике политического идеала и общественного бытия, общественной реальности: каким должен быть политический идеал, каковы его особенности, чтобы иметь реальную возможность материализоваться в политической практике, и - продолжение этой проблемы - при каких условиях сама практика, общественное бытие решающим образом зависят от политического идеала, необратимо развиваются в новом направлении, а идеал становится моментом действительности. Что это так, доказывает судьба демократического идеала, начавшего формироваться еще у античных философов, весьма далеких от материалистического понимания истории, прошедшего затем многовековую эволюцию, а сам демократический политический режим стал политической действительностью спустя более чем две тысячи лет. Поэтому ближе к истине Н.И.Лапин, когда он пишет: "Гегель основное внимание обращает на сознание свободы; Маркс же, напротив, интересуется главным образом ее осуществлением"160. Крайне актуальной представляется размышление основоположников марксизма по всему комплексу гражданских и политических прав. У читателя работы К.Маркса "К еврейскому вопросу" сложится мнение, что классик марксизма недооценивает завоевания французской революции - Декларацию прав человека и гражданина, резко критикует права и свобода, провозглашенные ею, неоднократно уничижительно характеризуя их как "так называемые права человека"161 . Подводя итог рассуждениям, он обосновывает свою позицию так: "Следовательно, ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т.е. как индивида, замкнувшегося в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого. Человек отнюдь не рассматривается в этих правах как родовое существо, - напротив, сама родовая жизнь, общество рассматриваются как внешняя для индивидов рамка, как ограничение их первоначальной самостоятельности. Единственной связью, объединившей их, являются естественная необходимость, потребность и частный интерес, сохранение своей собственности и своей эгоистической личности"162. Как видим, основной упрек К.Маркса состоит в том, что провозглашенные права и свободы сохраняют statusquoгражданского общества: частную собственность, частнособственнический интерес, раскол гражданского общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Но, как уже установлено, это обстоятельство вовсе не означает, что пролетариату безразлично, будет ли он пользоваться гражданскими правами и свободами или нет. Политическая эмансипация, безусловно, необходима. Но она, кая подчеркивал К.Маркс в приведенных выше словах из сочинения "К еврейскому вопросу", недостаточна: необходима и человеческая эмансипация163. Думается, К.Маркс не ставил перед собой специальную цель отметить все плюсы и минусы политической демократии в условиях раннекапиталистического гражданского общества. Для него главное - указать на недостаточность гражданских прав и свобод для освобождения трудящихся от эксплуатации. К.Маркс - за политическую эмансипацию, права человека, но они недостаточны, поэтому необходима и человеческая эмансипация. Тот же подход сохраняется и в "Святом семействе": "свободная человечность ... нашла свое классическое признание в так называемых всеобщих правах человека''164. Очевидно, что К.Маркс, преисполненный молодым критическим задором, недооценивает всеобщие права человека и гражданина. Он полагал, что в условиях капитализма первой половины XIXв. демократические права и свободы ведут к индивидуализму, эгоизму, борьбе граждан друг с другом, а не способствуют их объединению. Точнее говоря, юридически закрепляют эти явления, хотя сами их и не порождают. К.Маркс оценивает всеобщие права с позиции общества будущего, в котором ликвидирован дуализм гражданского общества и государства. Капитализм только начал утверждаться, а взор классика был устремлен вперед, в посткапиталистическое общество .Несомненно, .универсальность всеобщих прав, необходимость их и для социализма К.Марксом не отмечена, он не увидел самоценности прав человека самих по себе. Суммируя результаты анализа содержания воззрений К,Маркса и Ф.Энгельса на проблему прав человека, можно сделать вывод: классики марксизма в течение 1842-1848 гг. одновременно и критикуют доктрину прав человека165, и защищают полноту прав и свобод человека166.Первоначально может показаться, что противоречий во взглядах К.Маркса и Ф.Энгельса нет, так как они критикуют права человека с позиции того, что эти права не обеспечивают экономическое освобождение пролетариата, не избавляют его от эксплуатации и нищеты, а защищают права человека потому, что реализация их, политически освобождая пролетариат, создает предпосылки и для его экономического освобождения. Однако подобное предположение опровергается простой постановкой вопроса: какая судьба уготовлена К.Марксом и Ф.Энгельсом правам человека в послереволюционном обществе будущего? А для достоверного ответа на него прежде всего надо выяснить: исходя из каких соображений К.Маркс и Ф.Энгельс столь критичны по отношению к правам человека? Во-первых, в условиях раннекапиталистического общества установление личной свободы для всех граждан не избавляло пролетариат от экономической кабалы, жесточайшей эксплуатации и нищеты. Констатация этого обстоятельства и лежит в основе критики основоположниками "научного социализма" в "Святом семействе" взглядов Б.Бауэра и К0на проблему прав человека. Впоследствии характер критики со стороны К.Маркса и Ф.Энгельса прав человека стал иным. Но К.Маркс и Ф.Энгельс в своей критике не ограничиваются этой мыслью. Классики марксизма полагали, что права человека всецело производны от частнособственнического гражданского общества, а в нем человек независим от других людей и связан с ними только узами частного интереса и "бессознательной естественной необходимости рабасвоего промысла и своей собственной, а равно и чужой своекорыстной потребности”167. Это, в свою очередь, с точки зрения К.Маркса и Ф.Энгельса, естественно ведет ко всеобщей борьбе человека против человека как эгоистических существ168. Более того: "Анархия - есть закон гражданского общества, - пишут К.Маркс и Ф.Энгельс в "Святом семействе",- эмансипированного от расчленяющих общество привилегий, а анархия гражданского общества составляет основу современного публично-правового состояния, равно как публично-правовое состояние, со своей стороны, является гарантией этой анархии"169. Здесь необходим комментарий. Классики марксизма в процессе формирования материалистического понимания истории (как известно, хронологически совпадающего с рассматриваемым нами периодом) прежде всего фиксируют ту детерминацию, которой они придавали первостепенное значение - обусловленность политической надстройки экономическим базисом. Отправляясь от этого исходного пункта, они полагали, что права человека жестко определяются гражданским обществом свободных товаропроизводителей, экономической свободой и эгоистическими интересами собственников средств производства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Теперь нам понятно, что материалистическое понимание истории, являясь необходимым подходом к анализу прав и свобод человека, в то же время недостаточно для полноты исследования. Существуют и другие зависимости и взаимосвязи между экономикой и политикой, политикой и духовной сферой и т.д., в том числе относительная самостоятельность политических институтов и отношений и их обратное активное воздействие на экономику, позднее отмеченное и самим Ф.Энгельсом170. Кроме того, К.Маркс и Ф.Энгельс абсолютизируют то состояние буржуазного общества, которое они наблюдают, и, экстраполируя его на будущее, односторонне истолковывают личную свободу граждан, изображая только экономический аспект положения личности, пренебрегая нравственными, эстетическими, психологическими, социально-психологическими, религиозными и т.п. отношениями. Причем моделируется общество, представленное только собственниками, разъединенными конкуренцией, хотя реальное раннекалиталистическое общество не было "чисто" капиталистическим, состояло и из мелкой буржуазии города и крестьянства, а главное, в среде пролетариата проявлялась не только конкуренция, но и солидарность. В-третьих, можно предположить еще следующее: классики марксизма прогнозировали быстрое упразднение политической сферы в целом, государства в частности в результате победы пролетарской революции и в новых неполитических отношениях полагали ненужными индивидуальные права человека, так как: I) высокосознательный и высоконравственный человек нового общества не будет нуждаться во внешней регламентации, как, например, наделение его системой прав и свобод; 2)вместо индивидуализма и "суррогата коллективности", каким является, по Марксу, эмпирически наблюдаемое им государство, человек в свободной ассоциации - коллективе - получит "средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода"171. Или, другими словами, будет создано общество, в котором свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. В результате этого в постреволюционном обществе, как полагали К.Маркс и Ф.Энгельс, установится демократия свободы. Позиция классиков марксизма в отношении прав человека и его свобод, как мы убеждаемся, противоречива: и гуманистична, прогрессивна, и исторически ограниченна, основываясь частично на иллюзорных идеях, не преодоленных до конца К.Марксом и Ф. Энгельсом или выдвинутых ими самими (упрощенный, облегченный подход к совершенствованию человека; идея отмирания государства и всеобщего участия всех в управлении ит.д.). С одной стороны, формулируется важный вывод, что ключом к достижению реальной свободы человека является освобождение от экономического гнета, социальное благополучие, с другой стороны: I) недооцениваются правовые гарантии личной свободы, фактически отвергается юридически закрепленная система гражданских и политических прав к свобод человека в обществе будущего и 2) преувеличивается значение коллективности в ущерб личному, индивидуальному. Тезис о свободном развитии человека без гарантий личных свобод становится декларативным и, более того, иллюзорным, так как зиждется на наиболее уязвимом пункте социальной философии и социальной антропологии К.Маркса - его предположении о возможности воспитания в "массовом порядке", а по сути дела создании нового человека - всесторонне и гармонично развитого, высоконравственного и т.д. Но даже если сделать фантастическое допущение, что воспитание такого человека осуществимо в реальности, а не только в воображения, то в обществе будущего, по проекту К.Маркса и Ф.Энгельса,личная свобода будет существенно ограничена в условиях планируемой и управляемой из одного центра экономики, превратится фактически в фикцию. Многие критики экономического учения К.Маркса указывали на это обстоятельство. Отечественному читателю знакомы аргументы на сей счет Ф.Хайека из его сочинения "Путь к рабству" и из последней его работы "Пагубная самонадеянность"172. Впоследствии мы специально рассмотрим парадоксы марксистской социальной философии, здесь же подчеркнем один из них: с однойстороны. К.Маркс и Ф.Энгельс ратовали за свободное развитие человека и за свободное развитие общества, являлись противниками "казарменного коммунизма", с другой стороны, именно "казарменный коммунизм" и никакой другой стал бы реальностью, в которой не нашлось быместа личной свободе человека, если бы реализовались их социально-философские и экономические идеи, что отчасти и произошло173. В этом пункте анализа нас подстерегает опасность легковесных суждений. Дело в том, что эвристическая ценность политических и экономических идей классиков марксизма различна и возлагать на них вину в одинаковой степени за трагедию, сопутствующую материализации этих идей, неправомерно.
Кроме того, надо отделить судьбу идей от самих классиков, так как, не говоря уже об основном - множестве опосредствованний и других личностей, стоящих на пути от формулировки идеи до их практической реализации, - К.Маркс и Ф.Энгельс, столкнувшись с "сопротивлением общественного материала" (человека и общества), скорее всего пересмотрели бы свои идеи, что они и делали неоднократно. Если центральные экономические идеи К.Маркса и Ф.Энгельса недопускали двоякого толкования (ликвидация частной собственности, встрогом соответствии с логикой К.Маркса и Ф.Энгельса, интерпретируется однозначно), то концепция демократии в связи с проблемой свободы может и должна интерпретироваться в силу амбивалентности самого содержания двояко, в зависимости от путей революций: формально-демократического или формально-недемократического. Именно поэтому никак нельзя согласиться с теми современными критиками марксизма первоначально в СССР, а теперь и в странах СНГ, которые игнорируют последний момент. В противном случае Ю.Буртин, как наиболее известный и характерный из авторов подобной критики, не стал бы отождествлять позиции классиков марксизма и В.И.Ленина в отношении объема и характера "изъятия из свобод, которые Маркс и Ленин считали естественными и необходимыми в условиях диктатуры пролетариата"174. Делать так значит, во-первых, упрощать и искажать политические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса, игнорировать их амбивалентность, а во-вторых, верить на слово В.И.Ленину в том, что именно он и является верным интерпретатором логических взглядов классиков марксизма. Если же названные аргументы покажутся недостаточными, то добавим еще один, возникающий после сравнения политических дел (интерпретируемых как однозначно превентивные к классовому врагу) вождя большевизма, основывающихся на его же однозначно трактуемых политических идеях, и неоднозначных слов классиков: В.И.Ленин осуществлял изъятия из свобод и прав социальных меньшинств не только в силу логики классовой борьбы, что согласно марксизму, оправдано, но и изначально, как превентивная мера, по макиавеллистски понятой логике политической целесообразности - изъятия из свобод печати на второй день после Октябрьского переворота или разгон демократически избранного Учредительного собрания, в выборах которого участвовали и большевики (подтверждая тем самым законность и легитимность избирательной кампании), тем более и сам Октябрьский переворот был осуществлен большевиками под лозунгом и для скорейшего созыва Учредительного собрания. Подобная превентивная политическая практика осуществлялась в силу идеи-фикс В.К.Ленина, которую можно назвать "презумпцией несвободы для эксплуататоров" . Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса не дают основания однозначно приписывать им "презумпцию несвободы для эксплуататоров". Это сделать невозможно прежде всего потому, что классики марксизма вообще уделяли мало внимания в позитивном плане проблемам формирования, организации и функционирования политической власти, ее правовому полю в постреволюционном обществе. Главная же причина состоит в том, что если, согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу, завоевание власти осуществляется по относительно мирному и формально-демократическому пути, то после этого по логике вещей свобода и права человека, по крайней мере до вооруженного выступления, сопротивления представителей отстраненного от власти класса, будут распространяться на всех без изъятий. Что же касается нарушителей закона, то к ним и только к ним и должноприменяться уголовное законодательство на общем основании, а не к классу в целом. Таким образом, различия во взглядах между К.Марксом и В.И.Лениным по указанному вопросу не вымысел,он проглядывают достаточно зримо. Хотя и здесь найдется возражение: государственную власть большевики взяли не демократическим, мирным, а незаконным, вооруженным, насильственным способом, и поэтому гипотетические намерения классиков распространить свобода и права человека на всех без изъятий граждан к данной ситуации не подходят. Но приведенное возражение некорректно. Дело в том, что характер изъятия власти большевиками, как это ни парадоксально звучит,не может быть оценен однозначно как недемократический, незаконный, до5января 1918 г. Действительно, Сoвeты существовали де-факто 8 месяцев как представительный орган власти наряду с Временным правительством. (Даже содержание лозунга “Вся власть Советам!”означало, что частью власти Советы уже обладали). Именно поэтому в условиях двоевластия Советы были фактически легитимизированы. Это косвенно подтверждается тем фактом, что руководители меньшевиков и эсеров в предоктябрьские месяцы и занимали ключевые позиции во Временном правительстве (а в третьем коалиционном составляли даже большинство) , и возглавляли ВЦИК первого созыва. Октябрьскому перевороту предшествовала большевизация рабочих и солдатских Советов. Большевики на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов имели больше половины голосов (к открытию съезда 390 делегатов из 649). Съезд оставался правомочным и после ухода делегатов ряда фракций (осталось 625 делегатов из 670).А решение о передаче власти Советам было принято большинством в 505 голосов из 670 делегатов. II же Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов в конечном счете одобрил решение 2-го съезда рабочих и солдатских депутатов. И, наконец, самое главное: большевиками была взята власть через Советы временно, с целью и до созыва Учредительного собрания175. Таким образом, политический переворот в столице (что важно подчеркнуть), осуществленный большевиками до 5 января 1918 г. (разгонУчредительного собрания) был отчасти легитимен и отчасти формально-демократичен. Большевики пока могли голословно утверждать, что за ними большинство трудящихся масс. Вместе с тем именно поэтому в описываемой политической ситуации большевики шли вразрез с идеями классиков марксизма, лишая свободы печати оппозиционные партии [27 октября (9 ноября) 1917 г.] или объявляя [28 ноября (II декабря) 1917 г.] "врагами народа" кадетов и арестовывая их лидеров. После же разгона Учредительного собрания (6января 1918 г.), где большевики имели только четвертую часть депутатов, большевистская власть потеряла частичную легитимность и частичную демократичность. Государственная власть тем самым была окончательно и полностью узурпирована большевиками (временно в коалиции с левыми эсерами, мало что меняющей). А это означало, что вожди большевизма окончательно лишились оснований апеллировать к марксистской политической и социальной доктрине, так как пролетариат составлял меньшинство в составе населения, а крестьянство поддерживало в большинстве своем (в русских по национальному составу губерниях) правых эсеров. Узурпировав власть, большевики развязали гражданскую войну. После приведенной аргументации читатель, думается, убедился в том, что неправомерно отождествлять политические взгляды классиков марксизма и В.И.Ленина по вопросу об изъятии из свобод в условиях диктатуры пролетариата. Хотя, конечно, К.Маркс и Ф.Энгельс писалиобизъятиях из свобод, но в связи с другими проблемами и в другом отношении. Так, К.Маркс в "Критике Готской программы" в 1875 г., рассматривая в социально-философском плане проблемы свободы гражданского общества в его связи с государством, утверждал, что до тех пор, пока государство стоит над гражданским обществом, свободы в собственном смысле слова быть не может. "Свобода состоит в том, - отмечал он, - чтобы превратить государство из органа стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный"176. Какую свободу подразумевает здесь К.Маркс? Явно не ту, которую имеют в виду либеральные демократы - ведь согласно их концепции,демократическая республика в полноте либерально-демократических принципов и является органом, в преобладающей степени подчиненнымобществу. Симптоматично, что и К.Маркс в "Критике...”, и Ф.Энгельс в Письме к А.Бебелю от 18-28 марта 1875 г. ополчаются против используемого в Готской программе выражения "свободное государство". Авторы программы, конечно же, "свободным" называют государство, в котором существуют система политических и гражданских прав и свобод граждан, иадивидуальная свобода граждан, правовыми рамками ограничиваются власть государства, ее вмешательство в гражданское общество. Однако основоположники марксизма, как будто преднамеренно игнорируют этот смысл и буквально придираются к указанному термину: свободное государство, по их мнению, означает государство,свободное "по отношению к своим гражданам, т.е. государство с деспотическим правительством”177. К.Маркс и Ф.Энгельс, таким образом,придают термину "свободное государство" противоположный смысл. Это вовсе не случайно. Исходные пункты у авторов программы и классиков различны. Данное обстоятельство особенно наглядно выявляется в упомянутом письме Ф.Энгельса к А.Бебелю: "Говорить о свободном народном государстве есть чистая бессмыслица: пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать"178. В.И.Ленин был в восторге от процитированного пассажа Ф.Энгельса, называя его одним "из самых замечательных, если не самым замечательным рассуждением в сочинениях Маркса и Энгельса по вопросу о государстве..."179. Когда летом 1917 г. В.И.Ленин писал приведенные слова, он явно "болел" революционный нетерпением, "манией насилия" и "политическим дальтонизмом", поэтому видел в теоретическом наследии лишь то, что мог видеть. Конечно, справедливости ради надо сказать, что отмеченный подход К.Маркса и Ф.Энгельса, согласно которому любое государство (в том числе демократическая республика), будучи политическим институтом классового насилия, подавления, является антиподом свобода, занимает значительное место в политической доктрине марксизма.Но ведь его основоположники, хотя и не столь часто и явно,одновременно писали о государстве и как о политическом институте "общих дел" для всех классов, как о комитете по осуществлению социального управления обществом в целом180. Здесь мы в очередной раз сталкиваемся с противоречивостью и амбивалентностью политической доктрины К.Маркса и Ф.Энгельса. Кроме того, оба текста - "Критика..." и "Письмо" - полемические сочинения, поэтому мысль в них выражена в категорических суждениях. И все же основная мысль, высказанная К.Марксом, имеет эвристическую ценность: с одной стороны, осуществление контроля со стороны гражданского общества над государством, а с другой стороны, установление оптимальной меры воздействия государства на жизнь общества.
Резюме.Генеральное направление в развитии общества от пролетарской демократии большинства к неполитической "демократии" свободы всех, спрогнозированное классиками марксизма в теории и сформулированное в программе, на практике подтверждается как идеальная тенденция развития лишь отчасти, по отношению к цели - политической, экономической и социальной демократии свободы всех и осуществляется более медленными темпами и самое главное - не так, как предполагали К.Маркс, Ф.Энгельс и многие из их последователей до недавнего времени: не через отмирание политической сферы и государства, не через деятельность класса-мессии - пролетариата - и не через классовую борьбу и общественную революцию как магистральный путь Человечества на протяжении всей его истории, хотя вплоть до конца XIX в. на поверхности общественного бытия именно он был главенствушцим,преобладающим. На поверхности, ибо в глубине протекали незримые процессы, и определяющие в действительности ход истории. ПРИМЕЧАНИЕ 160ЛапинН. И. Указ.соч. С.113. 161См.; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T.I. С.399-401. 162Там же. С.401-402. 163Там же. С.392. 164Там же. Т.2. C.I24-I25. 165См.: Там же. T.I. С.399-406; Т.2. C.I25-I26. 166См.: Там же. T.I. С.55, 633-635. 167Там же. С.125. 168Там же. С.128. См. также: Т.З. C.I87. 169Там же. Т.2. C.I29. 170См.:Там же. Т.37. C.394-395; Т.39. С.82. См.также: Французские марксисты о диалектике: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1982. С.228-290; Момджян К. X. Умер ли марксизм? (Материалы дискуссии)// ВФ. 1990. № 10. С.49-50. 171Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.З. С.61. 172Х а й е к Ф. Дорога к рабству// ВФ. 1990. № I0.C.99-151;№ 11. С.123-165; I 12. С.103-149; Он же. Пагубная самонадеянность. Сшибки социализма: Пер. с англ. М.: Новости, catallaxy,1990.- 304 с. 173"Отчасти",потому, что хотя в СССР установился "казарменный социализм”, но парадокс состоит в ток, что лишь отчасти он был детерминирован идеологическим фактором, объективацией ряда идей классиков, причем вразрез с рядом других идей социальной философии классического марксизма. В остальном "казарменный социализм" был обусловлен воздействием совсем других объективных и субъективных факторов. 174Буртин Ю. Указ.соч. С.5. 175См.: Второй Всероссийский съезд Советов. М.; Л.; Гос.изд-во, 1928. С.XХХVШ,53; Великая Октябрьская социалистическая революция: Энциклопедия/ Под ред. П.А.Голуба и др. 3-е изд., доп. М.: Советская энциклопедия, 1987. С.100, 107-108. 176Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.19. С.26. 177Там же. С.5. 178Там же . 179Л е н и н В. И. ПСС. Т.33. С.35. 180Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.23. С.342; Т.25. Ч.1. С.422; Т.26. Ч.1. С.293. Тэги: большевизм, демократия,свобода,права, доктрина, история, к.маркс, коммунизм,большевизм, любознательный, марксизм, мировой, наука, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, право, правый, свобода, социо-гуманитарные, текст, тексты), учение, ф.энгельс, философия, человек Голос, который меняет всю жизнь. Немного о призвании.2013-06-23 01:24:04Всегда, когда начинается разговор о призвании, многих от разу начинают думать, что только к ... + развернуть текст сохранённая копия Всегда, когда начинается разговор о призвании, многих от разу начинают думать, что только к священству относится это слово. Но в действительности не только священник имеет призвание, но также каждый человек получает призвание в своей жизни. И только от этого человека зависит то, он старается его распознать и распознав за ним пойти. Призвание каждого человека является личным история его жизни. Потому что только тот, кто почувствовал и нашел свое призвание может ответить, почему в моей жизни случилось именно так и почему… Узнать больше » Тэги: голос, жизнь., менять, немного, новость, призвание "Стукач": Закон суров2013-06-20 11:11:00+ развернуть текст сохранённая копия
Стукач / Snitch Год: 2012 Страна: США Режиссер: Рик Роман Во В ролях: Дуэйн Джонсон, Барри Пеппер, Джон Бернтал, Сьюзен Сарандон и др. Двойственное впечатление оставляет просмотр этого фильма. Радует попытка "скалы" выйти за пределы привычного амплуа. В начале, правда, еще ждешь, что вот сейчас он надерет всем места чуть ниже поясницы, но когда его избивает группа подростков наркодиллеров, надежды эти тают и чувство легкого разочарования не проходит до конца просмотра. Несмотря даже на то, что экшен сцены в фильме будут, и неплохие. Надо отдать должное Джонсону, драматическая роль ему удалась, он весомо доказал, что роли такого плана ему по плечу. С точки зрения актерской карьеры, возможно, это прорыв. Но я не понимаю, почему эту роль предложили именно "скале". с его сверхпотрясающим атлетическим сложением и физической мощью, которую просто невозможно скрыть. Окажись на его месте актер таланта и сложения Дастина Хофмана, и фильм приобрел бы дополнительную психологическую глубину и драматизм. А так, он слишком уж плоский и прямолинейный. Режиссер Рик Роман Во, конечно, старался. Он старался воссоздать мир наркоторговли достоверно даже в деталях. Но сами образы наркобоссов получились уж слишком шаблонными и предсказуемыми.Сцены погонь с огромным грузовиком и перестрелок - эффектны и хорошо поставлены, здесь претензий нет, очень зрелищною. Очень хороша Сьюзен Сарандон, на высоте, как всегда. Так легко и непринужденно сыграть то ли скрытого друга, то ли явного врага могла только масштабная Сарандон. Вообще, назвать фильм плохим нельзя. Ладно скроенный боевик с элементами драмы или наоборот, тоже верно будет. Но зачем там "скала", совершенно непонятно. Тэги: кино, немного, рецензия "После нашей эры": Сын мой, а ум у него свой2013-06-18 11:01:00+ развернуть текст сохранённая копия
После нашей эры / After Earth Год: 2013 Страна: США Режиссер: М. Найт Шьямалан В ролях: Джейден Смит, Уилл Смит и др. Каждая новая картина Шьямалана ожидается с надеждой и опаской. Все хочется верить, что тонкий мистик и концептуалист выйдет из творческого кризиса и вновь поразит зрителя своим особым режиссерским видением, философски утонченным и неожиданным. Увы, пока этим надеждам не дано сбыться. Новый, технологически усложненный фильм " После нашей эры" прорывом не стал. Более того, он вызывает недоумение и массу претензий, несмотря даже на все благосклонное отношение к режиссеру. А, может быть, именно поэтому. Первая претензия - сценарий. Почему так плохо проработан мир будущего? Плохо в деталях и плохо концептуально. Убогий дизайн городов на новой планете, пристанище землян. Такой же дизайн звездолетов и гаджетов, скучный и убогий. Возмущение вызывает оружие рейнджеров против слепых монстров, истребляющим землян тысячами. Почему холодное оружие ближнего боя? в будущем могли бы придумать оружие и экологичное, и действенно убивающее монстров урс дистанционно. Земля, после тысячелетнего отсутствия человека, сделана получше, но тоже не поражает воображения. Основной конфликт подрастающего сына в тени великого, почти легендарного отца, и пытающегося соответствовать завышенным ожиданиям последнего, конечно, интересен. Но ведь он и единственный. В итоге, зритель идет на футуристическую фантастику, а попадает в пафосно утяжеленную психологическую драму на тему отцов и детей. То, что она развивается на фоне хорошо сделанных фантастических мегадекораций, не делает ее лучше и интересней. Скорее наоборот. Уж лучше бы у героев сломалась машина где-то в глуши лесов, как и задумывал первоначально Уилл Смит. Возможно, такой земной сюжет удался бы режиссеру лучше и он не настолько обманул бы ожидания зрителя. Обидна еще и плохая работа с актерами. Оба слишком часто безбожно переигрывают. Гримасы и гримаски отца и сына со временем все больше раздражают. Этот фильм больше запомнится рекламной компанией симпатичных и очень обаятельных Смитов. Единственный положительный момент, который могу отметить - весьма неплохая музыка. И это, к сожалению, все. Тэги: кино, немного, рецензия Sensation white 2013 22013-06-17 12:13:23... планировали - она сначала немного перенесла встречу , а ... + развернуть текст сохранённая копия Итак , 8 июня Встретились с Тезкой позже , чем планировали - она сначала немного перенесла встречу , а потом чуть - чуть опоздала . Так что сразу пошли на поезд ; там попили коньяка и коктейлей , перекусили и поболтали . Ночью я замечательно спала ; проснулась в пять утра , было солнечно , за окном - море желтых цветов . Думала , что после этого не усну , но благополучно уснула и второй раз проснулась уже вовремя . Единственный минус - очень легкие одеяла , холодно , я привыкла спать под теплым . А так ездить в поезде прекрасно . Мимо проносятся разнообразные пейзажи , восхитительные развалины , луга , недострои . Когда я проснулась второй раз ( вернее было бы написать не " когда " , а " где " ) , шел дождь . От него - сочная зелень . . А когда ( где . . ) мы приехали , снова ( ? ) светило солнце , было достаточно тепло . Мой фотоаппарат слишком громоздкий и ценный , так что в Ленинград я его никогда не беру . Снимки делали сначала на тезкин планшетник , потом парочку на ее телефон , а на самом Сенсе - на ее же фотоаппарат .У нас традиция завтракать в " Чайной ложке " - не той , что прямо на вокзале , а которая чуть подальше . Но она была закрыта на ремонт , так что мы пошли гулять по Лиговскому проспекту , параллельно высматривая себе кафе . Долго ничего подходящего не было, сплошные суши и пивные , а вот кафешки все закрытые ( не просто открывающиеся позже , а совсем закрытые ) . Но в итоге мы пришли в заведение под названием " Место встречи " . Вегетарианских блюд мало , оригинальных вообще не было , так что я взяла десерт . Зато есть занятные напитки . Диванчики , большие окна . Обслуживание среднее . Играло Ретро fm . Такие коры в текстах . " . . Встречу я и принца , и волшебного коня . . " ( с ) . На фото Тезка разливает зеленый чай " Соусэп " : " Сладковато - терпкий вкус зеленого цейлонского чая оттеняет необычный аромат соусэпа " . 200 р .Пока она прислала только малую часть снимков , так что продолжение следует . А на закуску невиданное доселе зрелище : впервые на ваших экранах - самопланшетофоточка . Тэги: будни, внешность, выпить, закусить, немного, творчество, фото, цитата
Главная / Главные темы / Тэг «немного»
|
Категория «Кино»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|