Через бывший придел Девы Марии мы попадаем в крестовый коридор, где в настоящее время находится лапидарий с архитектурными фрагментами, отражающими историю строительства храма.
Капитульный зал, от которого до нашего времени сохранился лишь остов, все еще представляет собой наиболее великолепную часть всего монастырского ансамбля. Обычно его датируют 1340 годом. После пожара 1746 года, Капитульный зал был перестроен, причем половину его пространства поглотил новый крестовый коридор. Однако сохранившаяся часть дает нам достаточное представление о великолепии всего помещения, первоначально квадратного и перекрытого крестовыми сводами, которые опирались на центральную колонну.
Наиболее ценным элементом украшения Капитульного зала следует считать настенную роспись, обнаруженную в 1943-1944 гг. Она покрывает не только всю поверхность стен, но и все поля сводов, а также остальные архитектурные детали. На северной стене изображены сцены обручения Девы Марии и Благовещения. На противоположной стене – Рождество Христово и Поклонение волхвов. В простенках между окнами мы видим Деву Марию, ожидающую рождения Христа и Деву Марию с Младенцем. Кроме того, здесь запечатлены Покров Пресвятой Богородицы, а также единственное в своем роде изображение Девы Марии, которая ведет за руку Младенца Христа; по всей вероятности, эта сцена передает один из эпизодов возвращения из Египта, куда семья Иосифа и Марии была вынуждена бежать, спасаясь от царя Ирода.
Хотя строительство Капитульного зала относится к первой половине 14 века, его художественного оформление было произведено приблизительно в 1360-1370 гг., т.е. на втором этапе строительства храма. Тогда на Сазаве работали чешские, однако, воспитанные на образцах придворного искусства, художники. Мастер, который расписывал восточную стену Капитульного зала с окнами, исходил скорее из традиций придворного стиля, в то время как автор остальной росписи придерживался отечественных приемов первой половины 14 века. Сазавская роспись представляет собой выразительный этап чешской готической настенной живописи 14 века.
Сазавская мадонна. Фреска в капитульном зале |
При австрийском императоре Иосифе II монастырь был упразднен, костел превращен в приходской и освящен в честь Св. Прокопия. По всей видимости, император Иосиф не имел ничего против именно Сазавского монастыря. Своим указом от 1781 года он упразднил многие монастыри в австро-венгерских владениях. В их числе был и Сазавский.
Один из эпизодов жизни монастыря связан с личностью российского императора Петра I.
Здесь необходимо вернуться на 83 года назад, к тому нашумевшему в Европе Великому посольству, с которым молодой царь Петр I путешествовал по европейским столицам. Известно, что одним из пунктов того путешествия была Вена, а путь туда лежал через Прагу. По всей видимости, Петр посетил и Сазаву во время своей остановки в Праге в 1698 году. В пользу этой версии говорит очень интересный рассказ Михаила Андреевича Милорадовича, блестящего русского генерала, героя войны 1812 года.
В 1799 году, когда русская армия во главе с Александром Васильевичем Суворовым, возвращалась из своего прославленного Швейцарского похода, Суворов остановил ее на отдых в замке Шкворец, что неподалеку отсюда, а сам решил отдохнуть в Праге. Милорадович в этом походе состоял при Суворове дежурным генералом и, как известно, они были очень дружны. В один из вечеров Суворов вызвал Милорадовича к себе и был очень обеспокоен. Михаил Андреевич поинтересовался у полководца: «Что случилось?» В ответ Суворов достал из своего походного ранца шкатулку. Все окружение Суворова знало, что тот хранил в ней горстку сазавской земли, доставшуюся ему от отца - Василия Ивановича, крестника Петра I. Василий Иванович завещал бережно хранить ее, ведь ему она досталась «от батюшки, Петра Алексеевича», то есть от самого императора Петра. Суворов открыл шкатулку перед Милорадовичем. Она была пуста. Александр Васильевич был очень расстроен, с этой шкатулкой он не расставался всю жизнь и посчитал исчезновение земли дурным знаком. Не известно, поехал ли Суворов в Сазаву за новой землей, но известно точно, что по возвращении в Петербург его ждала опала и скоропостижная смерть в 1800 году.
В начале 19 века монастырский ансамбль перешел в частные руки и очень часто переходил от одного владельца к другому. Иоганн из Нейбурга, купивший сазавское поместье в 1867 г. перестроил бывший главный корпус в теперешний замок, в нижнем этаже которого будут размещены собрания памятников старославянской культуры.
В после Второй мировой войны комплекс Сазавского монастыря был национализирован и перешел в собственность государства.
В 1962 г. весь ансамбль был объявлен национальным памятником культуры.
Основное историческое значение Сазавского монастыря состоит в том, что он является единственным в Чехии зарегистрированным в истории традиционным центром старославянской письменности. Однако с 14 по 19 века большое национальное значение имеют также традиции, связанные с именем его основателя. Легенда о Св. Прокопии, который изгнал из монастыря немецкого аббата, укрепляла национальное самосознание чешского народа. Мотивы легенд о Св. Прокопии часто вдохновляли также представителей современного искусства, например, скульптора И.В. Мысльбека и поэта Ярослава Врхлицкого.
В монастыре продолжаются реставрационные работы.
Вновь обретаемые фрески. Фрагмент потолочной росписи. |
В настоящее время монастырь открыт для посещений как музей. Стоимость входного билета для взрослых с экскурсией на русском языке - от 140 чешских крон.
Официальный сайт: http://www.klaster-sazava.cz
Особая благодарность управляющей монастыря Сазава Ярославе Матоушовой за предоставленные материалы и фотографии.