Хазон Иш, один из самых выдающихся раввинов последних поколений, в книге «Вера и упование» открывает основополагающее правило для работы над исправлением дурных качеств:
«Наши мудрецы, писавшие о морали и богобоязненности, выделили учение о качествах человеческой души в отдельный раздел, относящийся к теме цельности и совершенства в служении Всевышнему. Они потрудились также и над тем, чтобы разбить этот раздел в соответствии с различными качествами, свойственными душе человека, такими, как гнев, гордость, вожделение, любовь к почестям, стремление к победе над ближним, месть, зависть и т. п.
У многих людей сложилось представление, что цельность, подобно мозаике, складывается из отдельных частей; это действительно верно, когда речь идет о каких-то болезненных проявлениях тех или иных душевных свойств и борьбе человека с их вредными последствиями, однако в корне всех свойств, там, где все начинается, мы находим только одно злое качество и одно доброе качество».
В чем же заключается корень (источник) злых качеств и корень добрых качеств?
Хазон Иш
Поясняет Хазон Иш:
«Корень всех злых качеств — забрасывание самого себя на произвол судьбы: человек отдает себя потоку стихий, естественным процессам в своей душе; и если он откажется работать над собой, то в таком случае обзаведется полным букетом всех отвратительных качеств, без исключения. Он станет средоточием и образцом гневливости и мстительности, самолюбования и гордыни — иными словами, из всех плохих качеств, которые перечисляли наши мудрецы, он не упустит ни одного.
В то время как упомянутый корень прекрасных добрых качеств — это самое искреннее намерение и согласие поставить моральное чувство и побуждение на самое высокое место: выше потока стихий, — над всем, что приходит со стороны вожделений, и с этой исходной позиции человек обязан держать оборону и вести войну против всех своих дурных качеств, вместе взятых». Пояснение слов Хазон Иша
Чтобы понять эти слова, приведем еще одно важное правило: нет никакого желания или влечения, данного человеку Творцом, которое изначально было бы абсолютно отрицательным. Весь вопрос в том, каким образом человек пользуется этим желанием, в какое русло он его направляет. Так, к примеру, Виленский Гаон пишет, что стремлением постоянно умножать свое имущество следует пользоваться для умножения знаний в Торе и исполнении заповедей, а гневом – для того, чтобы сердиться на свое дурное начало — йецер а-ра, которое соблазняет человека на греховные поступки.
Только тот, кто следит за своими шагами, считается воистину Человеком
Творец желает, чтобы человек руководил своими желаниями и направлял их в нужное русло. Поступая таким образом, он станет Человеком с большой буквы, в то время как тот, кто поддается своим желаниям, тот, кем они управляют, будет подобен животному, которое руководствуется не разумом, а инстинктами и побуждениями.
Выходит, что добро или зло зависят от наличия или отсутствия самоконтроля со стороны человека. По этой причине именно самоконтроль является источником всех добрых и прекрасных качеств, а «забрасывание на произвол судьбы самого себя» есть корень свойств и поступков отрицательных. Самоусовершенстование и исправление дурных качеств Как исправить себя?
Выше указанный принцип самоконтроля помогает нам понять другое утверждение мудреца по имени Хазон Иш — о том, что скрупулёзное исполнение ѓалахи является действенным практическим средством для исправления дурных качеств.
Каким же образом исполнение ѓалахи помогает исправить дурные качества?
Объясняет Хазон Иш: «Когда человек привыкает к точному исполнению закона вопреки своим естественным побуждениям, это приучает его передавать жезл управления разуму, а узду — интеллекту».
Привычки Сказали наши мудрецы: «Привычка – надо всем властвует».
Изменение привычек Главная проблема исправления дурных качеств заключается в исправлении дурных привычек, ибо в основе каждого свойства лежит привычка (скажем, человек привык с раздражением реагировать на поведение ближнего, которое ему не по душе; привык пренебрегать мнением других людей; привык постоянно преследовать и достигать удовольствия и т.п.). Исправление дурных привычек весьма непросто, ибо известно: привычка – вторая натура.
Работа над исправлением дурных привычек должна быть «индивидуальной» — то есть каждую привычку следует исправлять по отдельности. Эта установка важна с практической точки зрения.
Сказанное выше поясняет слова автора книги «Вера и упование»: Хазон Иш утверждает, что деление дурных качеств на отдельные свойства верно именно тогда, когда речь идет о болезненных проявлениях тех или иных душевных проявлений и борьбе с их вредными последствиями. В то же время человеку важно осознавать, что у всех дурных качеств есть только один корень (как мы убедились выше), а деление и разграничение душевных качеств по отдельным проявлениям имеет место в том случае, когда речь идет об их исправлении. автор текста: рав Реувен Куклин
2017-04-26 16:35:41
Мишна в трактате Пиркей Авот гласит: + развернуть текст сохранённая копия
Мишна в трактате Пиркей Авот гласит:
«На тебя не возложена обязанность завершить работу, однако не волен ты освободиться от нее».
Этими словами Мишна формулирует важный принцип иудаизма: на нас возложена обязанность старательно исполнять заповеди и творить добрые дела, между тем как окончательный результат нашего труда зависит только от воли Творца. И об этом сказал царь Соломон (Шломо) (Коэлет, 11: 6): «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо».
Преодолевание проблем Коль скоро от человека не зависит окончательный результат выполняемой им работы, его цель – постоянно, в течение всей своей жизни прикладывать максимальные усилия и старания для ее выполнения и, при этом, не ограничиваться достигнутыми результатами и успехами, с одной стороны, а, с другой стороны, не отчаиваться от провалов и неудач.
Из этих слов царя Соломона (Шломо) рабби Акива (Йевамот, 62 б) делает важный вывод: если у человека в его молодые годы было много учеников, ему следует продолжать преподавание Торы и в зрелые годы, и в старости. Талмуд рассказывает, что сам великий учитель рабби Акива чудесным образом выполнял это предписание. Известно, что у него было двадцать четыре тысячи учеников, но все они, к огромному сожалению, умерли в период между праздником Песах и праздником Шавуот; однако, несмотря на случившееся, рабби Акива не отчаялся, не бросил обучение: он пригласил на уроки пять новых учеников и начал преподавать для них Тору. Эти ученики весьма преуспели в ее изучении и вскоре стали выдающимися знатоками Торы. Среди них рабби Меир, рабби Йеуда и рабби Шимон бар Йохай, автор знаменитой каббалистической книги Зоар. Талмуд отмечает, что благодаря этим ученикам Тора не была забыта.
Видя, как умирают один за другим его ученики, рабби Акива, несомненно, страдал и мог отчаяться и оставить своё педагогическое поприще, ибо все его огромные труды и всё его неимоверное старание, казалось бы, в одночасье рухнули; но твердое знание цели — постоянно, в течение всей своей жизни прикладывать максимальные усилия и старания для выполнения своего жизненного предназначения, зная, что успех не зависит от нас, – эта целеустремленность даровала учителю свежие силы, дала мужество не впасть в отчаяние, найти новых учеников и снова продолжать передачу еврейской традиции. Вот почему Тора продолжает жить в еврейском народе до наших дней. автор еткста: рав Реувен Куклин
Природа человека обманчива: ему представляется, что положение, в котором он находится в данный момент, будет продолжаться вечно. Например, вообразим заядлого курильщика, который каждый вечер испытывает сильные боли в груди. Страдая и мучаясь, он готов не на шутку бросить курить, но к утру, почувствовав себя лучше, снова дымит как паровоз. Причина такого странного поведения в том, что, несмотря на вполне осознанную разумом боязнь продолжения болей в случае, если он продолжит курить, чувства курильщика успокаивают его и создают иллюзию, будто он всю жизнь проведет без болей. Это противостояние разума и чувств продолжается изо дня в день. И в споре с разумом чувства как правило побеждают. Разум отступает. Иллюзия берет верх над реальностью.
…чувства курильщика успокаивают его…
Подобное противоречие существует и в отношении человека ко дню его будущей смерти: каждый знает, что когда-то придет конец его жизни, однако чувства, владеющие им, убеждают человека в обратном. По этой причине многие люди проживают (прожигают) всю свою жизнь, ни разу не давая себе отчета в том, для чего они существуют, в чем смысл их земного бытия и каким образом следует исправить себя, чтобы действительно преуспеть в жизни.
Об этом говорит книга Зоар (126а):
«Человек идет по миру и думает, что он принадлежит ему на веки веков».
«ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ПО МИРУ И ДУМАЕТ, ЧТО ОН ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ НА ВЕКИ ВЕКОВ».
Но у праведников ситуация иная: они прислушиваются к голосу разума, а не становятся пленниками чувств; праведники часто размышляют над тем, что жизнь конечна, и человек смертен, и тем самым они отдаляются от греха и стараются изо дня в день направлять свою жизнь на верный и осмысленный путь.
И так сказал царь Соломон (Шломо) — Коелет, 9, 5 (книга Екклесиаста): «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают». Объясняет Талмуд (Брахот, 18, 1): «Живые знают, что умрут» — это праведники, которые и после смерти остаются живыми, ибо они «знают, что умрут», т.е. напоминают себе о дне смерти. «А мертвые ничего не знают» — это грешники, которые и при жизни были подобны мертвым, они «ничего не знают», т.е. не задумываются о дне смерти и таким образом погружаются в омут грехов в продолжение всего существования.
Тут важно подчеркнуть: может показаться, что осознание смертности человека и конечности жизни непременно приведет его к печали и унынию. Однако тот, кто правильно посмотрит на вещи, напротив, поймет, что признание завершенности жизни может стать чудесным источником для радости, ибо тем самым человек учится ценить жизнь и радоваться каждой, подаренной ему секунде бытия, каждому мгновению. автор текста: Рав Реувен Куклин
2017-03-23 14:51:21
... следует посвятить изучению мусара много времени, то ... сказать: следует изучать мусар много времени! Но ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Указание Виленского Гаона
В книге Маасе рав приведено от имени Виленского Гаона указание на то, что книги по мусару – книги, посвященные службе Творцу, — человек должен изучать несколько раз в течение каждого дня.
Эти слова требуют пояснения: если Виленский Гаон считает, что следует посвятить изучению мусара много времени, то он и должен был сказать: следует изучать мусар много времени! Но почему, по его мнению, нужно изучать мусар именно несколько раз в течение дня?
Ответ на этот вопрос следующий:
Книги по мусару не только обучают человека, как служить Творцу, но и пробуждают его к служению Всевышнему всеми силами и всем сердцем. Материальность этого мира вселяет в душу человека некую лень; даже если он как-то пробудился к свершению тех или иных важных поступков, с течением времени его мотивация к самоусовершенствованию ослабевает, и он уже преодолевает трудности с гораздо меньшим воодушевлением. Для того чтобы огонь энтузиазма не только не затухал, но постоянно разгорался, человеку необходимо каждый раз заново пробуждать себя. Для этого и требуется несколько раз в день изучать книги по мусару.
Данный принцип был сформулирован нашими мудрецами в трактате Брахот (32 б): «Четыре вещи требуют укрепления: изучение Торы, молитва, добрые дела и работа». Комментирует Раши слова «требуют укрепления»: «следует, чтобы человек всегда укреплялся в них всей силой».
И об этом уже сказал царь Шломо (4, 13): «Держись мусара, не оставляй (его)». автор текста: Рав Реувен Куклин
Когда в 1968 году я уезжал в Индию на год – учиться в колледже, друзья предостерегали меня, чтобы я не вздумал вести себя как западный империалист и навязывать индийцам свой образ жизни. «Не беспокойтесь, — отшутился я. – Я не стану покупать туфли туземцам».
..Однако четыре месяца спустя именно это я и сделал.
Двенадцатилетняя Мунджу была дочерью семейства, прислуживавшего в «Международном женском хостеле», где я поселился. Остальные женщины и девочки в ее семье были дружелюбны и красивы, Мунджу же была угрюмой и неказистой. Она редко разговаривала и никогда не улыбалась.
Как и все остальные члены ее семьи, она ходила босиком. Однако у нее, в отличие от остальных, были глубокие трещины на ступнях. Однажды она вошла в мою комнату, прихрамывая. Когда я спросил, что случилось, она молча показала мне глубокую рану на левой ступне.
Я бросился с ней к врачу в ближайшую клинику. Врач сказал, что у нее инфицирована ступня, и прописал антисептическую мазь и ношение обуви. «Если она не будет носить обувь для защиты ступней, — предупредил он, — инфекция так и не пройдет. Она может стать калекой».
«Хочешь туфли?» – спросил я на простом хинди.
У Мунджу загорелись глаза, она расплылась в улыбке.
Я остановил велорикшу и отвез Мунджу в обувной магазин «Бата» в центре города.
Она радостно выбрала фирменные кожаные туфельки с ремешком, которые стоили вдвое больше, чем я рассчитывал потратить. Вспомнив слова моей матери: «Бессмысленно покупать то, что тебе не нравится, потому что носить это ты не будешь», я выложил стоимость туфелек из своей мизерной стипендии и вручил Мунджу коробку. «Вымой ноги, когда придешь домой, и надень их, — велел я ей. – И чтобы я тебя без них не видел».
На следующий день она вошла ко мне в комнату босиком. Я был вне себя. Как она могла быть такой бестолковой?! «Почему же ты не надела свои новые туфли?!»
Она приподняла пятку и показала мне огромный волдырь. Мне и в голову не приходило, что у девочки, у которой нет туфель, не окажется и носков. Я бросил свои занятия, нашел рикшу и снова поехал с Мунджу в центр города. Там я купил ей две пары белых носков. Теперь у нас все было «в полной боевой готовности».
В следующие несколько дней я не видел Мунджу. Потом, когда я однажды ехал домой, я увидел ее издали. Она шла босиком.
Я возмутился. Вот я, значит, трачу свое время, деньги и силы, стараясь ей помочь, а она пренебрегает указаниями врача и не носит обувь. Какая неблагодарность! Какое безрассудство!
Я отправился прямо в комнаты прислуги и обратился к матери Мунджу. Она печально посмотрела на меня и сказала: «Вы не понимаете? Это единственная пара туфель, которая будет у Мунджу за всю ее жизнь. Она бережет их для особых случаев». ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСУЖДАТЬ
Пару десятилетий спустя я узнал об одной из самых интригующих мицвот Торы — обязанности судить других людей благожелательно. Тора предписывает нам: «Суди ближнего по справедливости». [Ваикра 19:15] Классические комментаторы поясняют, что это означает «судить своего ближнего благожелательно и интерпретировать его действия и слова только в лучшую сторону». [Сефер Ха-Хинух 235]
Всегда, когда это возможно, вместо осуждения следует придумывать благоприятную интерпретацию.
Еще за три тысячи лет до пришествия когнитивной психологии Тора признавала, что наше отношение к людям (и, соответственно, наши слова и действия) основывается не на том, что другой человек сказал или сделал, а скорее на нашей собственной интерпретации того, что этот человек сказал или сделал. Поэтому Тора вменяет нам в обязанность по возможности находить или придумывать благоприятную интерпретацию.
Эта мицва выбивает почву из-под ног у критического, осуждающего отношения, характеризующего значительную часть наших межличностных отношений. На практике это выглядит следующим образом:
Вместо того, чтобы обвинять подругу, которая не перезвонила вам, хоть и обещала это сделать, вы могли бы подумать так: «Может быть, она пыталась мне перезвонить, но у меня было занято», или: «Может быть, она получила важный звонок в тот самый момент, когда собиралась набрать мой номер». Вместо того, чтобы обвинять супруга/супругу за опоздание (в который раз!), вы могли бы подумать так: «Я не так ограничен/а по времени, как он/а, однако насколько в действительности я изменил/а свои собственные застарелые дурные привычки?» Вместо того, чтобы обвинять слесаря-ремонтника за то, что он не пришел в то время, в которое пообещал прийти (заставив вас сидеть дома всю вторую половину дня и ждать его), вы могли бы подумать так: «Может быть, у его предыдущего клиента оказался более сложный заказ, чем ожидалось», или: «Когда он собрался позвонить мне и предупредить, что опоздает, он не смог найти мой номер, или у него разрядилась батарея на мобильном телефоне».
Если мы будем судить других людей благожелательно, в результате этого у нас выработается положительное, доброжелательное отношение к ним. Если мы не думаем о других плохо, то мы не говорим о других плохо, и, разумеется, не гневаемся и не мстим. Не торопимся с выводами. Не осуждаем людей, у которых могут оказаться неблагоприятные обстоятельства, находящиеся далеко за пределами нашего понимания. Избегаем множества грехов, просто установив свой разум в режим благожелательного суждения.
Суждение о других благожелательно не исключает мер самозащиты или конкретных шагов, направленные на возмещение нанесенного нам вреда. Судить других благожелательно – это не значит оставлять на своем рабочем столе iPad за 300 долларов, выходя в туалет. Это значит, что если вы не нашли свойiPa там, где совершенно точно его оставили, следует проверить все ящики стола и карманы, прежде чем начинать подозревать коллег. Часто мы бываем совершенно уверены – и ошибаемся!
Судить других благожелательно – это не значит, что когда ваша дочка приходит домой в слезах, потому что учительница накричала на нее и оскорбила, вам не следует предпринимать каких-либо мер в связи с этой ситуацией. Это значит, что, прежде чем в гневе звонить директору и требовать уволить учительницу, следует принять во внимание возможность того, что вы не услышали всю историю, и что, даже если учительница была неправа, вынудить обычно справедливую учительницу действовать в несвойственной ей манере могли уважительные причины. СТРАТЕГИИ, ПОМОГАЮЩИЕ СУДИТЬ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО
В одной из моих любимых книг, «Другая сторона истории» Иегудит Самет, предлагаются стратегии, помогающие судить других благожелательно. Вот некоторые примеры:
Перестаньте применять двойные стандарты. Многие из нас судят других строго, в то же время находя множество оправданий для собственного неблаговидного поведения. Например, мы возмущаемся другими водителями, которые паркуют машины вторым рядом, блокируя проезд по целой полосе, однако когда мы сами паркуемся вторым рядом, это ничего страшного, ведь наш сын выскочил из машины всего на минутку, чтобы забрать вещи из химчистки, и кто же мог знать, что там очередь… «Не суди ближнего своего, пока не окажешься на его месте». [Этика отцов 2:5] Это иудейская версия высказывания «Не суди ближнего своего, пока не пройдешь милю в его мокасинах», которая появилась 1800 лет назад. Эти слова означают, что даже когда другой человек сделал что-то заслуживающее порицания, следует подумать, что, возможно, вы сами поступили бы так же, если бы оказались в той же ситуации. Ваш наемный работник или коллега увольняется и идет работать туда, где больше платят, демонстрируя отсутствие лояльности к той компании, которая дала ему старт в жизни. Прежде чем говорить: «Я бы так не поступил!», подумайте: «А не поступил бы я так же, если бы у меня была его ипотека, его долги, столько детей?» Признайте, что всей истории вы не знаете. Ни один суд не вынесет решение, основываясь на недостаточных доказательствах, однако мы поступаем так все время. Мы видим, как кто-то делает что-то предосудительное, и тут же решаем: «Виновен!» А что мы знаем о ситуации, в которой он оказался, о его обстоятельствах или трудностях? Если набраться смирения, чтобы признать: «Я не знаю», это может помочь нам избежать суровых – и ошибочных — суждений.
Несколько лет назадмы делали полный ремонт в ванной, вместе с установкой шкафчиков и нового сантехнического оборудования. Через несколько часов после ухода рабочих я открыл новый кран. Давление воды отсутствовало. Кран оказался с дефектом.
На следующее утро я позвонил сантехнику. Да, уверил меня Рами, кран на гарантии. Он его заменит. Сегодня он прийти не может, но придет завтра после обеда. Я прождал всю вторую половину дня, однако Рами не появился. В 16:30 я позвонил ему на мобильный. Он извинился, но сказал, что прийти не сможет. «Но почему? Где вы?» — спросил я, раздражаясь.
«Я дома», — кротко ответил он.
«Ну, тогда просто приходите. Вы можете добраться сюда за полчаса».
Рами отказался. В ответ на мои настойчивые просьбы и обвинения он пообещал прийти на следующий день.
На следующий день Рами так и не появился. К этому времени вода из дефектного крана текла тонкой струйкой. Мне пришлось целых три минуты набирать ее в стакан, чтобы почистить зубы. Я был взбешен. Какой кошмарный сервис! Но это был единственный сантехник, который мог заменить кран по гарантии. Я позвонил снова. И снова он пообещал прийти и не пришел. На протяжении следующих десяти дней он еще семь раз обещал и не появлялся. Мы уже начали наполнять тазики водой из ванны.
В это время в как раз изучал «Другую сторону истории» вместе с другом по телефону. Одна из стратегий, которым учит эта книга, заключается в придумывании смягчающих обстоятельств, которые могли бы объяснить неподобающее поведение человека. Так как мы не можем знать, wчто в действительности стоит за чьими-то поступками, история, сочиненная нами для того, чтобы судить этого человека благожелательно, может оказаться правдой с той же вероятностью, что и осуждающая версия.
Я решил, что буду судить сантехника благожелательно. В конце концов, сказал я себе, даже самый плохой сантехник не отказывается прийти десять раз подряд. Очевидно, у него в семье случилось что-то очень нехорошее, заключил я. Возможно, не дай Бог, кто-то из его детей серьезно болен. Возможно, ребенок в больнице, и жена Рами весь день сидит у его постели, поэтому Рами, беспокоясь и горюя, вынужден оставаться дома и ухаживать за остальными детьми.
Как только я сочинил эту гипотетическую историю, мой гнев остыл. Я смог набрать тазик воды из ванны и воспользоваться ею в раковине, не закипая от злости. Я продолжал звонить Рами каждый день, но уже не рявкал на него.
Однажды в дверь позвонили. Это был Рами с новым краном. Я доброжелательно с ним поздоровался, проводил его в ванную и стоял рядом, пока он работал. Потом мягко спросил: «У вас в семье все в порядке?»
Он покачал головой и сдавленным голосом рассказал мне свою историю: его жена, с которой они прожили вместе 17 лет, сбежала с другим мужчиной, а Рами, потрясенный и шокированный, остался с их шестью детьми. Через несколько дней его жена поняла, что ее любовник оказался алкоголиком и был склонен распускать руки. Он угрожал ей, что, если она попытается уйти от него, он убьет ее детей. После того как он еще несколько раз избил ее, она сбежала обратно к своей семье. Пока я злился из-за крана, Рами был дома, защищая жизнь своих детей.