«Месилат Йешарим» – это своеобразный духовный путеводитель, который обучает нас, каким образом постепенно, шаг за шагом, продвигаться в духовном самосовершенствовании. Рамхаль начинает свою книгу с начальных стадий духовной работы и завершает самыми высочайшими уровнями, поднявшись до которых, человек приобретает пророческий дух и даже возможность оживлять мертвых – возможность, которую Г-сподь дает только людям, максимально приблизившимся к Нему.
Тот, кто находится в самом начале духовной работы, может подумать, что у него нет необходимости изучать всю книгу «Месилат Йешарим», ведь он в настоящее время не собирается становиться пророком и уж тем более оживлять усопших. Он полагает, что ему достаточно изучить начальные главы этой книги, которые обращены к человеку, находящемуся на начальном этапе духовного подъема.
Однако Рамхаль поясняет, что это совершенно не так: даже находясь на самых начальных стадиях духовной работы, человек должен знать цель и идеал, к которым он должен стремиться; это поможет ему выбрать верное направление и не сойти с него.
И так сказали наши мудрецы: «Обязан каждый человек спросить себя: когда мои поступки будут подобны поступкам праотцев, Авраама, Ицхака и Якова?» Из этого мы видим, что даже самый обычный человек должен стремиться к тому, чтобы в конечном счете уподобиться в поступках величайшим праведникам, когда-либо жившим на земле
Известно высказывание Наполеона: «Солдат, который не стремиться стать полководцем, не является полноценным солдатом». Человек, который не стремиться достичь наивысочайших духовным высот и ограничивается тем уровнем, на котором пребывает сейчас, никогда не сможет полноценно выполнять духовную миссию даже своего нынешнего уровня.
Рамхаль начинает свою книгу «Месилат Йешарим» («Путь праведных») следующими словами: «Основа праведности и корень беспорочного служения Творцу…».
Как мы видим, Рамхаль использует два понятия «основа» и «корень». Рав Деслер в книге «Михтав ме-Элияу» пишет: каждый дом нуждается в фундаменте. Фундамент дает дому возможность быть крепким и прочным, и, чем выше дом, тем важнее, чтобы фундамент был более крепким.
Подобная функция есть и у корней деревьев: они держат дерево и дают ему возможность быть прочным и непоколебимым. Наши мудрецы в трактате Пиркей Авот (3, 17) говорят, что дерево с крепкими корнями не смогут повалить никакие ветры, а дерево со слабыми корнями сможет повалить даже слабый ветер.
Однако у корней есть дополнительная функция: они дают дереву возможность расти и развиваться ввысь и вширь.
«Месилат Ешарим» обучает еврея, как, продвигаясь шаг за шагом, достичь высочайших духовных вершин, построить духовный небоскреб. Как мы видим из аналогии с деревьями, важно, чтобы у этого духовного небоскреба был прочный фундамент. Кроме того, мы видим, что корни дают возможность постоянно расти и развиваться.
Так что же является духовными корнями и духовным фундаментом?
Этим фундаментом и этими корнями является необходимость для человека прояснить для себя, в чем заключается его обязанность в этом мире: «Чтобы прояснилось и несомненно выяснилось у человека, каков его долг в этом мире».
Эти слова проясним с Б-жьей помощью в следующей статье.
2016-03-07 17:14:37
JFB ART STUDIO: школа вокала для взрослых и детей Иногда случается, обидишь человека не по делу ...
+ развернуть текстсохранённая копия
JFB ART STUDIO: школа вокала для взрослых и детей Иногда случается, обидишь человека не по делу – сделаешь ему резкое замечание, накричишь, не разобравшись в ситуации, а потом окажется, что он был невиноват. Попросишь прощения, скажешь: "я не знал", а у самого кошки на сердце скребут, совесть мучает: надо же, как ошибся, некрасиво, в следующий раз буду осторожней.
Один мой знакомый резко переживал, когда кто-то лез перед ним в очередь. Всегда устраивал "общественный контроль у кассы", отгонял всякого, кто, по его мнению, хочет проскочить "на незаконных основаниях". Наорал на пенсионера, а потом выяснилось, что тот вышел из очереди на минутку в туалет и вернулся. Мой знакомый после инцидента, узнав, в чем дело, извинился, но у старика случился приступ. Некрасивая история. Знакомый
переживал, да теперь ничем не поможешь.
Еще была история, когда один жилец дома устроил громкий скандал, "наехав" на семью, которая его якобы "затопила". После жуткой ругани оказалось, что виноваты были вовсе не соседи с верхнего этажа, а голуби, которые устроили гнездо в водосточной трубе, и с первыми дождями она засорилась, так что вода пошла сквозь стену, залив крикуна. Пришлось извиняться. Потом долго мирились. Теперь все хорошо, но, как говорят, горечь осталась.
Учитель выгнал с урока мальчика, который, вместо того чтобы слушать урок, играл часами, нагло при этом улыбаясь. На замечание не реагировал, продолжая демонстрировать часики. Учитель выставил наглеца за дверь, а потом выяснилось, что часы были учительские. Он их потерял на перемене, мальчик нашел, теперь сидел и всем своим видом показывал, что часы не пропали, он их нашел и готов вернуть под общую радость класса. Ребе потом при всех попросил прощения за невоздержанность – но мальчик горько плакал! И как теперь починить ситуацию?
Мы иногда делаем ошибки. Потом выясняется, что были неправы. Признаем свою вину – и делаем тшуву, пытаясь исправиться и не повторить ошибку.
"Я не знал" – очень распространенный мотив наших исправлений. Как будто этот аргумент будет принять на Суде. Хотя чем не аргумент?
Давайте подумаем, как человек делает тшуву в таких случаях. Если он скажет, что в следующий раз не будет обижать невиновных людей, это вряд ли поможет. Ибо как узнать, кто виновен, а кто не виновен? Совет не торопиться, быть сдержанным – годится не для каждого темперамента. Вряд ли кому помогут мои слова: не спеши и не горячись, сначала узнай, виноват ли данный персонаж, а потом вмешивайся и наводи порядок. Если я разрешил себе вмешиваться, то ошибок не избежать!
Ведь как происходит тшува? Я извинился у того, кого незаслуженно задел. Объявил себе и Небесам, что так больше поступать не буду. Не стану обижать людей не по делу. А только по делу! – И снова нарвусь на ту же ошибку, снова мне под горячую руку подвернется случайный прохожий и мне придется просить прощение.
Нет, придется объявить себе, что вообще не надо кричать – даже по делу! Только это может гарантировать неповторение неприятных моментов.
Если сейчас мне скажут, что это очевидный вывод – кричать ни на кого не надо, у меня есть простое возражение: а я не о крике! У вас что, ни разу не было такого, когда вы сделали замечание, очень мягкое замечание человеку и при этом ошиблись, но он успел обидеться? Ни разу?
Вот и не будем говорить другим неприятных слов, даже когда стопроцентно уверены в вине того, кто нам попался на пути борцов за правду и справедливость.
И еще один важный момент. Как только я пообещал себе стараться впредь вести себя сдержанно во всех подобных ситуациях, не обижая никого – ни правого, ни виноватого, – все случаи моих будущих замечаний, когда я накричу и буду прав, получат статус нарушения и греха, так что тшува будет не засчитана. Вы слышите? Я буду прав – а окажусь преступником!
Ехал автобус. Вдруг резко остановился и несколько пассажиров, стоящих в проходе, почти упали. Кто-то на водителя закричал, обвинив его в том, что ему хорошо дрова возить, а не людей. Но сидевшие на передних сидениях видели, что резкая остановка была вынужденной: ребенок выбежал на дорогу, и только реакция шофера сохранила ему жизнь. Теперь идите и извиняйтесь перед водителем за свои дрова!
В любых обстоятельствах, когда мы видим как бы нерадивое поведение человека, возможно объяснение, согласно которому его поведение вовсе не нерадивое, а вполне объяснимое и вынужденное. Так что не будем торопиться во всех случаях. А если поторопились и сделали кому-то больно словами (или делами) – и оказалось, что мы таки были правы и он получил наш резкий укор по делу – расцениваем этот случай именно как свою ошибку.
Иначе наша тшува по поводу всего, о чем мы говорим "я не знал", не будет принята Небесами[1].
"Я не знал" – пустая отговорка. Даже если знал и был уверен в том, что прав, – все равно веди себя так, чтобы не было потом мучительно больно. Ни тебе, ни людям.
Не обижаем даже нарушителей.
А если кому не терпится воспитывать других, то пусть учится делать это профессионально, без обид. Или молчит в тряпочку.
[1] Здесь есть еще один интересный момент. Если я сделал тшуву ради любви к Творцу, то мое плохое дело оценивается как добрый поступок, это известно. Минус переворачивается в плюс. И как только я объявил свои крики в адрес других людей – даже по делу – ошибками, в которых я искренне раскаиваюсь, то все такие дела "переворачиваются". Чего не было бы, если я б раскаивался лишь в том, когда "обидел не по делу". Я понятно написал? Времени нет, скоро суббота.
2016-03-04 14:56:01
Иногда случается, обидишь человека не по делу – сделаешь ему резкое замечание, накричишь, не ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Иногда случается, обидишь человека не по делу – сделаешь ему резкое замечание, накричишь, не разобравшись в ситуации, а потом окажется, что он был невиноват. Попросишь прощения, скажешь: "я не знал", а у самого кошки на сердце скребут, совесть мучает: надо же, как ошибся, некрасиво, в следующий раз буду осторожней.
Один мой знакомый резко переживал, когда кто-то лез перед ним в очередь. Всегда устраивал "общественный контроль у кассы", отгонял всякого, кто, по его мнению, хочет проскочить "на незаконных основаниях". Наорал на пенсионера, а потом выяснилось, что тот вышел из очереди на минутку в туалет и вернулся. Мой знакомый после инцидента, узнав, в чем дело, извинился, но у старика случился приступ. Некрасивая история. Знакомый переживал, да теперь ничем не поможешь.
Еще была история, когда один жилец дома устроил громкий скандал, "наехав" на семью, которая его якобы "затопила". После жуткой ругани оказалось, что виноваты были вовсе не соседи с верхнего этажа, а голуби, которые устроили гнездо в водосточной трубе, и с первыми дождями она засорилась, так что вода пошла сквозь стену, залив крикуна. Пришлось извиняться. Потом долго мирились. Теперь все хорошо, но, как говорят, горечь осталась.
Учитель выгнал с урока мальчика, который, вместо того чтобы слушать урок, играл часами, нагло при этом улыбаясь. На замечание не реагировал, продолжая демонстрировать часики. Учитель выставил наглеца за дверь, а потом выяснилось, что часы были учительские. Он их потерял на перемене, мальчик нашел, теперь сидел и всем своим видом показывал, что часы не пропали, он их нашел и готов вернуть под общую радость класса. Ребе потом при всех попросил прощения за невоздержанность – но мальчик горько плакал! И как теперь починить ситуацию?
Мы иногда делаем ошибки. Потом выясняется, что были неправы. Признаем свою вину – и делаем тшуву, пытаясь исправиться и не повторить ошибку.
"Я не знал" – очень распространенный мотив наших исправлений. Как будто этот аргумент будет принять на Суде. Хотя чем не аргумент?
Давайте подумаем, как человек делает тшуву в таких случаях. Если он скажет, что в следующий раз не будет обижать невиновных людей, это вряд ли поможет. Ибо как узнать, кто виновен, а кто не виновен? Совет не торопиться, быть сдержанным – годится не для каждого темперамента. Вряд ли кому помогут мои слова: не спеши и не горячись, сначала узнай, виноват ли данный персонаж, а потом вмешивайся и наводи порядок. Если я разрешил себе вмешиваться, то ошибок не избежать!
Ведь как происходит тшува? Я извинился у того, кого незаслуженно задел. Объявил себе и Небесам, что так больше поступать не буду. Не стану обижать людей не по делу. А только по делу! – И снова нарвусь на ту же ошибку, снова мне под горячую руку подвернется случайный прохожий и мне придется просить прощение.
Нет, придется объявить себе, что вообще не надо кричать – даже по делу! Только это может гарантировать неповторение неприятных моментов.
Если сейчас мне скажут, что это очевидный вывод – кричать ни на кого не надо, у меня есть простое возражение: а я не о крике! У вас что, ни разу не было такого, когда вы сделали замечание, очень мягкое замечание человеку и при этом ошиблись, но он успел обидеться? Ни разу?
Вот и не будем говорить другим неприятных слов, даже когда стопроцентно уверены в вине того, кто нам попался на пути борцов за правду и справедливость.
И еще один важный момент. Как только я пообещал себе стараться впредь вести себя сдержанно во всех подобных ситуациях, не обижая никого – ни правого, ни виноватого, – все случаи моих будущих замечаний, когда я накричу и буду прав, получат статус нарушения и греха, так что тшува будет не засчитана. Вы слышите? Я буду прав – а окажусь преступником!
Ехал автобус. Вдруг резко остановился и несколько пассажиров, стоящих в проходе, почти упали. Кто-то на водителя закричал, обвинив его в том, что ему хорошо дрова возить, а не людей. Но сидевшие на передних сидениях видели, что резкая остановка была вынужденной: ребенок выбежал на дорогу, и только реакция шофера сохранила ему жизнь. Теперь идите и извиняйтесь перед водителем за свои дрова!
В любых обстоятельствах, когда мы видим как бы нерадивое поведение человека, возможно объяснение, согласно которому его поведение вовсе не нерадивое, а вполне объяснимое и вынужденное. Так что не будем торопиться во всех случаях. А если поторопились и сделали кому-то больно словами (или делами) – и оказалось, что мы таки были правы и он получил наш резкий укор по делу – расцениваем этот случай именно как свою ошибку.
Иначе наша тшува по поводу всего, о чем мы говорим "я не знал", не будет принята Небесами[1].
"Я не знал" – пустая отговорка. Даже если знал и был уверен в том, что прав, – все равно веди себя так, чтобы не было потом мучительно больно. Ни тебе, ни людям.
Не обижаем даже нарушителей.
А если кому не терпится воспитывать других, то пусть учится делать это профессионально, без обид. Или молчит в тряпочку.
[1] Здесь есть еще один интересный момент. Если я сделал тшуву ради любви к Творцу, то мое плохое дело оценивается как добрый поступок, это известно. Минус переворачивается в плюс. И как только я объявил свои крики в адрес других людей – даже по делу – ошибками, в которых я искренне раскаиваюсь, то все такие дела "переворачиваются". Чего не было бы, если я б раскаивался лишь в том, когда "обидел не по делу". Я понятно написал? Времени нет, скоро суббота.
Мама пришла с маленьким сыном в гости. Ребенку дают конфету. Мама ему подсказывает: миленький, скажи спасибо.
Взрослые остаются в гостиной, а дети отправляются играть на веранду, где уже готовы игры. Мама из комнаты, видя, как сын получает от хозяйского мальчика игрушку: Сереженька, скажи спасибо, детка.
Теперь все сидят за столом. Хозяйка наливает в Сережин стакан лимонада. Мама: Сережа, мальчик, что надо сказать тете?
Кульминация праздника. Маме протягивают блюдо с салатом, она его берет. В это время раздается звонкий голос ее сына: мама, что надо сказать?
Мама застывает, все молчат. Ребенок снова говорит: ну же, мамочка, ты забыла, что надо сказать?
И видно, что он не играет, а честно исполняет роль учителя этики.
Я тебе подсказываю, мамочка: спа… что дальше? Правильно... сибо.
Немая сцена. Густая краска на лице главной героини.
**
Учим не дерганьем и приказами, пусть даже в самой сладкой форме. А только примером. Ничем другим – кроме личного примера!
И очень внимательно следим за собой, чтобы не попасть впросак, как Сережина мама.
**
Сейчас все принялись пересказывать старый анекдот-притчу о том, как рав Мендель Ф. сидел в сталинской тюрьме. С ним в камере находилась компания воров, которые все время играли в карты, что было строго запрещено. Пришел надсмотрщик и стал искать их колоду. Все обыскал и перещупал, ничего не нашел, после чего ушел. Они тут же сели за игру с той же самой колодой карт.
Куда вы ее спрятали? – спросил рав.
Мы карманники, – ответили они ему. – Когда надсмотрщик вошел, мы положили колоду ему в карман. А перед тем как он вышел, достали обратно.
Рав сделал свой вывод: прежде чем искать грехи у других – посмотри в своем кармане.
То есть у себя.
Или применительно к нашему случаю: прежде чем учить Сережу – научись сам.
**
Написал исключительно для того, чтобы защитить Сереж от их мам. Спасибо.