ng.ru/printed/255645
Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 8 июня
Великий не укладывается в рамки эстетических стереотипов.
Роберт Шуман. Вена, 1839. Литография работы Йозефа Крильхубера
Культура и рынок – фундаментальные понятия. Оба необходимы. Но таковы уж особенности словоупотребления: первому всегда присваивается положительная или как минимум нейтральная окраска, а вот второму – какая угодно, вплоть до резко негативной у презрительного «базар». За этим много чего стоит, в том числе различие мотивов, движущих продавцом и покупателем, с одной стороны, и творческим человеком и его аудиторией – с другой.
Когда перед нами рынок в чистом виде, все сравнительно просто. 8 июня 1824 года Ноа Кашинг из Квебека запатентовал стиральную машину, а 8 июня 1869 года житель Нью-Йорка Айвз Макгаффи получил патент на пылесос. И разве что завзятые нелюбители технической цивилизации усмотрят здесь повод для недовольства.
А вот лондонский журнал New Musical Express 8 июня 1962 года опубликовал первый в истории хит-парад музыкальных альбомов. И это уже случай проблемный: к произведениям культуры (оценка их – вопрос отдельный) применяется рыночный по природе своей критерий. Браниться необязательно, но есть о чем поразмышлять. И в рифму на том же листке календаря еще один факт культурной жизни: 8 июня 1949 года, опять-таки в британской столице, увидел свет роман Джорджа Оруэлла «1984». Причем тираж был массовый: 25 500 экземпляров. Выдающееся художественное достижение совпало с успехом на рынке.
Для Оруэлла здесь важен был не столько чисто коммерческий аспект, сколько общественный резонанс. И в любом случае он писал эту книгу просто потому, что не мог ее не писать. Но это нормальный для всех творческих людей принцип. Иначе можно большинству из них адресовать вопрос: а зачем вам ваша блажь?
На тех, кто работает в обсерваториях, всегда чуть ли не пальцем показывали: чудаки они, смотрят на небо, земных дел не замечают. Можно, конечно, возразить: спросите у любого моряка, как бы он стал ориентироваться в море без приборов и таблиц, разработанных астрономами. Именно таблицами – с данными о движении спутников Юпитера – занимался Джованни Доменико (или Жан-Доминик) Кассини, родившийся 8 июня 1625 года (ум. 1712), – итальянский ученый по рождению, французский по месту работы в самые плодотворные годы жизни. Но, помимо прикладных исследований, немало внимания он уделял и чисто академическим. Кассини, в частности, изучал поверхность Луны и составил ее подробную карту, обнаружил на Юпитере Большое красное пятно и разглядел темную полосу, которая разделяет надвое кольцо Сатурна. Какую это могло иметь утилитарную значимость? Да никакую. Вопрос о полетах на Луну и тем более на дальние планеты тогда не рассматривался. (Не говоря уже о том, что иные теоретические представления Кассини не подтвердились.) И такая наука была возможна лишь на иждивении у государства, озабоченного своим престижем. Престижа ради Людовик XIV и пригласил Кассини, европейское светило из Болоньи, в Париж создавать обсерваторию.
По контрасту с таким способом разрешения конфликта между творчеством и его материальной стороной поучителен будет пример итальянского (венецианского) композитора и скрипача Томазо Джованни Альбинони, который родился 8 июня 1671 года (ум. 1751). Счастливый, можно сказать, случай, когда конфликт этот был урегулирован безболезненно. Альбинони, сыну богатого купца-патриция, не нужно было где-то, при ком-то искать статус и источник дохода. Вольный художник жил на свои деньги. Зато во всем остальном ему сопутствовали неурядицы, даже курьезы.
В 1742 году собрание скрипичных сонат Альбинони опубликовали во Франции как... посмертное. Между тем он по-прежнему жил в Венеции. Злую шутку сыграло, видимо, то обстоятельство, что его мало кто знал. Высоко ценил музыку Альбинони, использовал его темы Иоганн Себастьян Бах, младший современник, но тот сам оказался в забвении. Далее, в 1945 году, многие рукописи Альбинони погибли в разбомбленной Дрезденской библиотеке. Ну а самое известное из его сочинений – Адажио соль минор, исполняемое ныне всюду и везде, – результат реконструкции по найденному на руинах Дрездена фрагменту. И, как считают сейчас эксперты, это все-таки скорее произведение биографа Альбинони – Ремо Джаззотто, который этот фрагмент нашел. Вот такая оборотная сторона у массового успеха.
Жизненные обстоятельства и реальные творческие перипетии больших художников мало соответствуют обычным романтическим представлениям о гении и его окружении. Даже если перед нами представитель романтизма, то есть течения, основанного на идее двоемирия, противоположности между духовным и материальным. Романтиком в этом терминологическом смысле был немецкий композитор Роберт Шуман (1810–1856), чей день рождения как раз сегодня.
У Шумана был всегдашний, общий для всех романтиков оппонент – мещанин, филистер. Установка, как показал исторический опыт, опасная. В пределе она ведет к тоталитаризму, но и филистер является источником тоталитаризма, а потому должен быть переведен в иное качество. Если же обратиться к творческому поведению Шумана, то видно, что оно выходит за рамки романтических стереотипов. Он сочетал, например, два амплуа – творца и критика, был ярким литератором и редактором музыкального журнала. Написал книгу «Жизненные правила для музыкантов», довольно забавную, – своим наставительным тоном она напоминает наше «Юности честное зерцало» петровских времен. Одни шумановские суждения вполне уживаются с правилами, диктуемыми обращением к публике: «Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть живой и питательной». Другие – состоят с ними в живом противоречии: «Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы». Это голос правоты – но она становится неправотою, если теряет способность к взгляду на себя со стороны, к рефлексии.
Шуман заявлял: «Талант работает, гений творит». Но на поверку выходит, что второе без первого жить не может. Культура – это проблема, так уж все устроено.
"Derrick" - "Unstillbarer Hunger" (1980)
"Derrick" - "Gangster Haben Andere Spielregeln" (1984)
Внимание! / Attention!
Уважаемые посетители! Все медиаматериалы - видео, аудио и фото, представлены исключительно для ознакомительного просмотра в рамках данного сообщества. Убедительная просьба не распространять их каким либо способом за пределами данного ресурса.
Please do not use media materials of this community (audio, video and photos) to other sites!
log in to give LJ Tokens.', event);">Give 10
Ни разу не считаю себя конспирологом, который видит заговоры во всем и вся, но, наблюдая рост популярности электронных книг и спад популярности их бумажных первообразов, задумался: ведь электронные книги и электронные средства для их чтения — это очень удобный способ контролировать информацию, и историю можно переписывать ежедневно и ежечасно.
Полтора года назад возник любопытный прецедент, когда с книгочиталки Amazon Kindle внезапно исчез роман Оруэлла «1984». Он просто исчез сам по себе — в нем активировали функцию удаленного управления и вычистили книжку с электронных книжек. Тогда все это было аргументировано авторским правом, и вызвало волну возмущений.
А что будет, если в подобные читалки будут встраивать функцию редактирования или обновления? Допустим, скачали вы вчера «Историю нового времени», а на утро в ней бац — и изменилась пара абзацев. И все, пожалуйста, история переписана — ведь все верят электронным источникам, а бумажные уже сейчас начинают сдавать свои позиции.
Или, к примеру, Википедия. Казалось бы, непререкаемый авторитет в сетевых баталиях, цитатами и ссылками на нее сыплют и сыплют. Но мало кто принимает во внимание тот факт, что существует такое понятие как «Война правок», когда статьи постоянно переписываются в спорных местах, и факты удаляются, добавляются, изменяются. Один предприимчивый издатель по имени Джеймс Бридл за свой счет издал 12-ти томник «Война в Ираке», в котором просто сохранены все правки и версии этой статьи. С 2004-го под 2009-й это составило 12 000 изменений и 7000 страниц текста. А Gizmodo в конце этого лета опубликовали неплохую инфографику: «The Greatest and Most Dramatic Wikipedia Edit Wars». Не так остро, но все же очень любопытно посмотреть, что же является наиболее спорным для онлайн-сообщества.
Конечно, в одночасье книги не исчезнут. Но я не удивлюсь, если внезапно правительство предложит утилизировать бумажные книги в рамках какой-нибудь программы, под которую даже сделают небольшое научное открытие. И как бы не оказалось так, что мы с вами оказались в ситуации, когда-то описанной Рэем Брэдбери в «451° по Фаренгейту», когда книги банально сжигаются в промышленных масштабах. Может быть, параноики не так уж и неправы в своих выкриках с предложениями собирать, пока не поздно, бумажные библиотеки, чтобы и себе на память, и потомкам было по чему учиться. По сугубо моему личному мнению, старые книги куда более интересны и качественны, чем нынешние, переизданные и отредактированные. Я уж не говорю о фактической точности этих книг.
Тот самый 12-ти томник. Фото с booktwo.org.