О существовании Ши Шонгбина Италия узнала однажды утром, когда потрясенные жители улицы Via Barsanti в городе Прато нашли его тело близ подземной парковки в чаще тусклых многоквартирных домов. «Его засунули туда, как мешок с мусором», - написала местная газета, сообщая уже о третьем подобном трупе за последние две недели. Все погибшие были связаны с подпольной сетью текстильных фабрик китайского пошиба в самом сердце Тосканы. По версии следствия, Ши, 29-летний нелегальный иммигрант из Китая, умер от передозировки наркотиков, которые он принимал в качестве допинга, для того, чтобы выдерживать изнурительные нагрузки длинной рабочей смены. Его безликие работодатели выбросили его бездыханное тело на улицу, чтобы не привлекать к себе внимание властей. Прато - средневековая жемчужина итальянских городов, знаменитая своей текстильной промышленностью - стал ярким примером того, как экономическая глобализация и нерадивое правительство способствуют развитию теневых экономик в южных и восточных регионах Европы.
Нелегальные цеха, где люди работают в жестоких условиях за копейки, смерть и нищета - это самые отвратительные черты многоликой «черной» экономики Европы, которая поглотила миллионы обычных граждан во множестве стран от Болгарии до Бельгии, а также нелегальных иммигрантов из Азии и Африки.
Мировой экономический и финансовый кризис, поразивший, в первую очередь, западный мир, а также проблемы, возникшие на рынке государственного долга в Еврозоне, лишь обострили ситуацию вокруг подпольной экономической деятельности. «Черные» рабочие не платят налогов, что сокращает доход правительства и повышает дефицит бюджета, провоцируя, тем самым, повышение налогов для возмещения нехватки доходов.
В свою очередь, высокие налоги вынуждают многих «уходить в тень», замыкая таким образом порочный круг преступления и развала государства. Испания - яркий пример того, насколько глубоко этот феномен пустил корни, превратившись, фактически, в отдельное направление для экономических исследований. Испанская полиция периодически совершает рейды на нелегальные китайские швейные мастерские, однако, большую часть теневой экономики составляют рядовые испанские граждане, уклоняющиеся от уплаты налогов.
По данным Фридриха Шнайдера, профессора экономики в Университете Кеплера в Австрии, размер испанской теневой экономики достигает 19.2% от официального валового внутреннего продукта. По его подсчетам, это средний показатель по 31 европейским странам, при этом самый высокий зафиксирован в Болгарии - 32.6%, а самый низкий - в Швейцарии - 8.1%. Эта подпольная деятельность легко объясняет один из самых неудобных экономических парадоксов современного испанского общества: невероятно высокую официальную безработицу, которая не ведет к массовым протестам и социальным беспорядкам, характерным для подобных условий.
Если бы в Испании на самом деле 4.9 млн. человек, или 21% от всего работоспособного населения были без работы, на улицах страны сейчас не было бы так спокойно, правительство не отделалось бы легким испугом в виде нескольких плохо организованных демонстраций.
Ни для кого не секрет, что ставка безработицы в Испании в два раза выше, чем в среднем по Европе. Но так ли это на самом деле? Многие люди подают заявки на получение пособия по безработице, но при этом все же работают. Миллионы не числятся работающими, а это значит, что ни они, ни их работодатели не платят отчисления в систему социального страхования.
В период всплеска экономической активности ставка б/р в стране упала до 8.5%, однако, работодатели жаловались на то, что не в состоянии найти себе сотрудников - это лишний раз доказывает наличие и масштабы проблемы. С какой стороны ни посмотри, минимальный уровень безработицы в Испании, в других развитых странах, как правило, ассоциируется с глубокой экономической рецессией.
Мадрид и хотел бы сократить уровень безработицы, однако, министры боятся открыто назвать своих соотечественников жуликами, или признать свою собственную статистику неблагонадежной, поскольку это подорвет имидж страны в разгар кризиса суверенного долга. Вместо этого Испания запустила программу по борьбе с теневой экономикой. В апреле правительство приняло закон, повышающий штрафы за неуплату взносов в систему социального обеспечения, чтобы «решить проблему неофициальной занятости». По крайней мере, так утверждает министерство труда. Мари Луз Родригес, госсекретарь по вопросам занятости, утверждает, что с 2007 года правительство выплатило безработным 113 млр. евро.
Ингасио Малеон, профессор экономики из мадридского Университета им. Короля Хуана Карлоса, отметил, что экономический кризис и необходимость в снижении государственных расходов обострили проблему теневой экономики. «В спокойные времена она никого не тревожила», - считает профессор, который в этом году вместе с другими экономистами провел исследование, посвященное числу рабочих мест в подпольной экономике Испании. Согласно результатам исследования, оно выросло с 1.5 млн в начале 1980-х до более чем 4.9 млн. в 2008 году. «Но теперь об этом начали задумываться, потому что правительству нужно сокращать дефицит бюджета».
Однако нигде неучтенная занятость в строительном, сельскохозяйственном и других секторах - это лишь одна сторона теневой экономики, связанная с уклонением от уплаты налогов специалистами и, фактически, всеми домовладельцами Испании. Большинство сделок купли-продажи являются серыми, то есть, незначительная часть суммы уплачивается официально и подлежит налогообложению, остальное выплачивается неофициально, так называемым «черным налом». Это объясняет, почему в Испании на руках у населения самое большое количество 500-евровых банкнот. Но Испания не уникальна в этом отношении.
Правительства в ряде стран уже давно закрывают глаза на подобную практику. Более того, зачастую сложно сказать, где заканчивается официальная экономика, а где начинается теневая, поскольку деньги, как правило, все же возвращаются «на свет божий» и облагаются налогом. Также вред теневой экономики для благосостояния нации также не всегда очевиден. Она контрциклична, что помогает смягчить тяготы во время рецессии. «Когда зарплаты снижаются, у людей появляется мотив уйти в тень. Это своего рода страховка, запасной выход», - считает Петро Рейчлин, профессор экономики в Римском Университете.
Профессор Шнайдер согласен с тем, что и от подпольной экономики есть польза. «Она позволяет повысить благосостояние», - считает он. «Без теневой экономики Испания уже давно бы пошла по миру. Это лишь часть общей экономики, которая помогает держаться на плаву. Люди зарабатывают деньги и покупают предметы первой необходимости для своей семьи». Однако он также отмечает, что в последнее время даже теневая экономика существенно сократилась. Но это вовсе не значит, что «черный рынок» скоро исчезнет с лица Еврозоны.
В конце концов, подпольная занятость процветает благодаря глобализации и обременительным требованиям, предъявляемым к работодателям европейскими правительствами. Взять хотя бы китайцев в Италии: десять лет назад нелегальному иммигранту, такокому как Ши, пришлось бы идти на серьезную авантюру, чтобы добраться до Испании, тайно плыть на корабле и, возможно, пешком переходить через Балканы. Сейчас ж десятки тысяч китайцев свободно прилетают в Европу по трехмесячным туристическим визам и остаются на годы.
Прато с населением около 180 тыс. человек стал родным домом для 35 тыс. китайцев, добрая половина которых - нелегалы. Буквально за городскими воротами раскинулся китайский квартал, где есть все необходимое - китайские супермаркеты, рестораны, туристические и брачные агентства, спа-салоны и автошколы. «Повседневная мода» - бизнес по пошиву одежды, организованный китайцами, охватывает все стадии производства - от окрашивания материалов до пошива готовой продукции. Они могут выпускать сотни тысяч наименований в день. Пожалуй, это город с самой высокой концентрацией китайской промышленности в Европе.
Базируясь в Западной Европе, китайцы могут реагировать на новые тенденции в считанные дни, а будь они в Китае, на это ушли бы недели. Кроме того, они с чистой совестью ставят на одежду столь вожделенный для многих ярлык «Сделано в Италии». В прошлом году городские власти провели 320 рейдов, изъяли 144 объектов недвижимости и 6250 швейных машин. Но все арестованные и депортированные ими нелегальные иммигранты в скором времени вернулись назад и продолжили работу. Китай отказывается принимать своих граждан без документов, а Брюссель отклонил итальянский закон о том, чтобы ввести нелегальную иммиграцию в разряд уголовных преступлений. По оценкам Пьеро Грассио, главы национальной администрации по борьбе с мафией, за последние пять лет в Китай ушло около 5 млрд. евро - через системы денежных переводов при филиале Банка Китая в Милане.
По закону один человек может беспрепятственно перевести сумму не превышающую 2 тыс. евро, и никто ему слова е скажет. В Италии, также как и в Испании, теневая экономика это не только подпольные цеха и незаконная иммиграция. Это и уклонение от налогов со стороны врачей и бухгалтеров, которым платят «в конвертах» без чеков и вообще каких бы то ни было документов, и изощренные финансовые махинации местных преступных структур. По данным Банка Италии, в стране ежегодно отмываются суммы, равные 10% от ВВП. В 2010 году центральный банк выявил 37 тыс. подозрительных сделок.
Согласно большинству исследований, итальянская теневая экономика по масштабам приближается к 25% от ВВП. Средний показатель для развитых стран - 15%. В Германии он чуть выше среднего значения, а в США и Великобритании, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, чуть ниже. Высокие налоги считаются одной из причин процветания теневой экономики. Чем выше налог и административное бремя на бизнес, тем больше теневая экономика в стране. Исторические факторы также играют не последнюю роль.
Так, в Италии, Испании и Греции законодательная власть слабее, доверие к государству ниже. Решение проблемы следует искать в реформах, направленных на упрощение системы налогообложения и снижения налоговых ставок, снятие барьеров для развития рынка труда и улучшение юридической системы. Слабое государство объясняет, почему в Бельгии, разделенной языковым барьером, теневая экономика составляет 17.4% от ВВП по сравнению с 10% в более централизованной Голландии.
В связи с этим возникают вопросы, сумеет ли государство добиться результатов, когда решит покончить с проблемой. В мае правительство Испании наложило штраф в размере 127 тыс. евро на Talleres Macor, компанию по ремонту и обслуживанию автомобилей на юге страны, за уклонение от уплаты взносов в систему социального обеспечения. Предполагалось, что это послужит для других уроком. Однако испанские работодатели и экономисты уверяют, что гораздо эффективнее было бы либерализовать негибкий рынок труда. «Все дело в том, что нанимать сотрудников очень дорого», - отмечает профессор мадридского университета Гайль Аллард. «Нужно сделать так, чтобы компаниям было проще официально расширять штат». Конечно, это не вернет к жизни Ши, и не поможет избавиться от потока нелегалов в Европу. Но сократить долю теневой экономики на континенте можно!
Крупнейший в мире онлайн покер рум PokerStars с 25 июня запускает новую серию еженедельных онлайн ...