Какой рейтинг вас больше интересует?
Главная /
Главные темы /
Тэг «баварии»
ЦСКА-Спартак и другие матчи недели 2012-04-29 14:43:44
+ развернуть текст сохранённая копия
Читать дальше
Тэги:
бавария ,
мадрид ,
прикол ,
реал ,
спартак ,
торрес ,
фернандо ,
футбол ,
цска ,
юмор
Красная площадь Мюнхена 2012-04-25 14:34:11
... Марии (святой заступницы
Баварии ), которая была создана ... неоднократно встречала в
Баварии точно так ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Мариенплац (Marienplatz) конечно же главная достопримечательность Мюнхена. Главной достопримечательностью и центром города она была с самого своего основания (с 1158г).
Мариенплац (центральная площадь Мюнхена) - пешеходная зона и излюбленное место отдыха как туристов, так и жителей города. Мне её пустынной застать не удалось.
И первое небольшое фоторазочарование связанное с этой площадью - она так мала, что даже отойдя на максимально далёкое расстояние от ратуши, чтобы снять её "влоб", охватить её полностью в кадре не удастся, разве что снять панарамно..Но не в этот раз..
Снять площадь так чтоб никто не попадал в кадр было проблематично. Даже в дождь тут снуёт народ и по большей части это конечно же туристы.
Здание Новой ратуши(относительно новой) на меня произвело неизгладимое впечатление. На фотографиях этого не увидишь и не передашь, надо смотреть живьём. Мне кажется там можно часами ходить рассматривать все детали..Пара фрагментов фасадов
Как известно, до 19 века на площади проходили зерновые и крестьянские базары, в Средневековье на площади устраивались рыцарские турниры. Собственно, до своего нынешнего названия площадь носила несколько других, обозначавший её принадлежность. Она носила имя «Марктплатц» (рыночная площадь), позднее «Шранненплатц» (Schrannenplatz), произошедшее от немецкого «Schranne» "зерновой рынок".
Сегодняшнее название площади произошло от колонны Марии (святой заступницы Баварии), которая была создана в 1638 году. (Mariensäule- Мариензойле). История появления колонны очень интересная, её без труда интересующиеся найдут.
Подобные колонны, по примеру мюнхенской были сооружены и на площадях в Вене, Праге и Трире. Колонна Мариензойле - это ещё и нулевой меридиан Мюнхена, именно от неё отсчитывают расстояние от и до Мюнхена.
Вокруг колонны размещены четыре скульптуры символизирующие победу над различными напастями. Вот на этой победа ангела над драконом - символом голода.С других сторон там подобные скульптуры льва(символ войны), василиска(символ чумы) и змеи (символ неверия). Автор скульптур неизвестен.
А это старая ратуша(Altes Rathaus), сотворённая в 1480 году в стиле поздней готики. Новая ратуша (Neues Rathaus) мне нравится несравнимо больше:)
Собственно Старой ратушу стали называть после возведения Новой(архитектор Георг фон Хауберриссер (Georg von Hauberrisser)), с тех пор как правительство переехало в новое здание. А в старом теперь большую часть помещения занимает музей игрушек.
и поближе
В определённые часы туристы и просто праздношатающиеся собираются на площади, чтобы увидеть и услышать «Глокеншпиль».
Но нам так и не удалось увидеть представление танцующих фигурок на часах новой ратуши, всё никак мы не совпадали по времени)
Конечно же на центральной улице в Новый год красуется ёлка.
Ёлка живая. Что сразу бросилось в глаза что их тут не украшают так как у нас шарами, гирляндами, мишурой, а всё достаточно простенько. Настолько, что поначалу показалось, что её просто не успели ещё нарядить. Хотя 31 декабря такая версия сама по себе кажется бредовой. В последствии я ещё неоднократно встречала в Баварии точно так же наряженные ёлки, из чего сделала вывод что здесь так принято.
Обратила внимание: конец декабря - работает фонтан. Кстати, это фонтан «Фишбруннен» (Fischbrunnen), точнее его послевоенный вариант, предыдущий был разрушен во время войны. На этом месте раньше был рыбный рынок. Существует обычай в воду фонтана опускать споласкивая пустые кошельки, дабы впредь они не пустовали.
Входим в арку.Так она украшена со стороны площади.
Войдя в арку ратуши попадаешь в небольшой внутренний двор с лавкой сувениров и двумя внутренними башнями.
И ёлками.
А вот и фрагмент внутреннего арочного входа. Красиво. Все эти кованные решёточки с цветочками я люблю, но тут не только цветочки. Хм, почему именно лягушка? Одна. Неожиданно. Хотел ли этим автор что-то сказать или просто творческий порыв- история умалчивает:)
Окна. Слева вид снаружи, справа - внутри помещения
Дома ломала голову к чему тут значёк иналидов, если рядом никаких приспособлений пандусов для них не наблюдается. Единственная версия - сама информация на щитке расположена достаточно низко, то есть на уровне человека сидящего. Какая никакая, а забота..
Цветочки в бочках встречаются точно так же и такие же как и в Чехии и Польше. Интересно откуда пошло это поветрие..?
На углу Мариенплац с Вайнштрассе я повстречала своего дракона, который у меня теперь красуется на аватарке.
С ним вообще была интересная история. Я его перед новым годом видела в интернете, когда искала картинки с драконами, чтоб посмотреть как они выглядят перед тем как рисовать. И вот я его видела, но без подписи где он находится - не было ни страны ни города.Мне дракончик так понравился, что я его сохранила себе на компьютер. И вот гуляя по Мюнхену и увидев его своими глазами 31 декабря решила что это мне лучшим новогодним подарком будет
Торцевая сторона здания так же как и лицевая, щедро украшена горгульями
и прочей живностью
можно встретить различные варианты решетчатых окон
дверей
а неподалёку от Мариенплац встретили скульптуру показавшуюся знакомой. И уж было пройдя вернуласб обратно посмотреть что написано.
Так и есть - Джульета, а знакомая так как в Вероне стоит подобная с такими же характерными потёртостями)) Правда какими судьбами она оказалась и здесь я пока не поняла)
Продолжение следует.
Серия постов "Новогоднее путешествие в Европу"
1.Калейдоскоп.
2.Варшава.
3.Лирическое отступление.
4.Чешский Крумлов
5.Замки Баварии.Нойшванштайн.
6.Замки Баварии.Хоэншвангау.
7.Замки Баварии. Линдерхоф.
8.Бавария.Акварельная Oberammergau
9.Новый год в Мюнхене
10.Бавария.Мюнхен.
11.Мюнхен. Hofbrauhaus.
12.Lederhosen & Dirndl.
Тэги:
бавария ,
германий ,
путешествие
Мюнхен 2012-04-19 20:32:11
Это цитата сообщения Светлана_Юристик
Оригинальное сообщение Не по- ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Это цитата сообщения Светлана_Юристик
Оригинальное сообщение Не по-январски весенний Мюнхен и Хофбройхаус После заснеженного по-настоящему зимнего Эльмау с буранами и метелями, особенно неожиданно было приехать в солнечный весенний Мюнхен, где было +5С и прохожие ходили в куртках и сидели за столиками открытых кафе. Еще при подъезде к городу по обочинам стала попадаться зеленая травка и мы словно увидели заставку, довольно часто встречающуюся на рабочих столах компьютеров - зеленую альпийскую лужайку с возвышающимися над ней белоснежными горами. Машина высадила нас неподалеку от здания Старой Ратуши. Мы прошли через арку и оказались на главной площади Мюнхена - Мариенплатц, сплошь окруженной достопримечательностями. Самая красивая из них, конечно, неоготическая Новая ратуша. "Новая" она относительно, конечно, 1874 год. Часть фасада Новой ратуши. Оставалось несколько минут до начала представления на часах Новой ратуши, которое мы очень хотели показать Насте. На двух уровнях часов перед сидящими на трибуне королем и королевой танцевали музыканты и местные скоморохи, а также разыгрывался настоящий рыцарский турнир. Последний Насте понравился больше танцев и она еще долго потом вспоминала, как "один рыцарь проткнул копьем другого, и тот свалился с лошади". И до сих пор иногда просит отвезти ее посмотреть "часики на башне с рыцарями". Пока мы смотрели представление, Олег взобрался на смотровую площадку Ратуши, чтобы поснимать город сверху. Вообще в Мюнхене довольно много смотровых площадок, на которые можно залезть, причем одна выше другой, но мы ограничились именно этой, чтобы долго и утомительно не ждать Олега внизу со всех башен города. Вид на двубашенную церковь Фрауенкирхе, доминирующую над городом, где бы вы не находились. Вид на крыши Мюнхена (в частности можно приметить фронтон Национального театра, к которому мы прогуляемся позднее): А на этом фото при желании можно найти нас, вместе с другими наблюдающих представление на часах башни. Вид на здание Старой Ратуши (откуда городской совет переехал в Новую, неоготическую) и церковь Святого Духа, к сожалению, днем оказавшуюся закрытой. Площадь перед Старой ратушей: Бесконечная череда черепичных крыш с вкраплениями мюнхенский достопримечательностей (в основном, церквей) простирается до горизонта. Как же я люблю такие крыши! Вид на церковь театинцев - Святого Каэтана. Вдали видна Триумфальная арка - памятник баварской армии. На переднем плане - церковь Святого Лукаса. Телевизионная башня Мюнхена и раскинувшийся под ней Олимпийский парк с богатыми прогулочными и развлекательными зонами. Дождавшись Олега, мы погуляли по площади и уютным дворикам Новой ратуши и проводили бабушку с Настей в Музей игрушек, расположенный в башне Старой Ратуши. Сами тем временем мы направились на очень живописный продовольственный рынок, расположенный совсем рядом. И вовсе не закупиться, а просто погулять и насладиться образцом рынка, которого мы наверное не достигнем никогда. Здесь не было мусора, горластых зазывал, никто не обвешивал, не ругался и не валялся пьяным! Потрясающе! Зато здесь были расположены симпатичные палатки, торгующие цветами, фруктами, местным фаст-фудом. Почти в каждой палатке можно было согреться Глювайном или горячим пивом с соком. Гуляющие покупали здесь вкуснейшие вафли или ароматные колбаски и пировали вот за такими интересными столиками под навесом. Рынок примыкал к церкви Святого Петра, но она тоже оказалась закрыта. А эта необарочная красавица - церковь Святого Духа. Забрав бабушку с Настей из музея, мы продолжили прогулку по городу, попутно присматривая кафе с вкусной домашней кухней, чтобы покормить Настю. Очень непривычно было встречать зимой кафе под открытым небом, где под январским солнышком грелись посетители и их собаки: В кафе выпили Глювайн, Олегу взяли бифштекс с кровью, а Насте - суп и уже полюбившийся нам в Эльмау Кайзершмарен - сладкие омлетные блинчики с яблочным повидлом (Настя от этого блюда не менее в восторге, чем мы!) После кафе мы отправились на крупнейшую торговую улицу города, застроенную домами 19-ого века, на первых этажах которых кафе и магазины. Вся улица пестрела вывесками рождественских распродаж и скидок. Здесь царил настоящий шоппинг-бум, люди с огромными сумками перетекали из одного магазина в другой. Средневековые Карловы ворота: Перед музеем охоты и рыболовства стоят скульптуры кабана и огромной диковинной рыбы, по которым Настя вдоволь полазила. br /> Эти три дома - визитная карточка Мюнхена. Сразу за Карловыми воротами - деревянные навесы рождественского рынка, где можно купить все - от горячего вина и сладостей до различных сувениров. Представляю как здесь красиво вечером, когда зажигаются огни. А если бы еще всюду лежал снег... создавалось бы полное ощущение Нового года. Сразу за деревянным рынком раскинулся каток. Очень непривычно было видеть в Мюнхене, в котором не было ни намека на снежинки, катающихся на коньках. Для обучающихся кататься тут есть специальные фигурки медведей на лыжах, за которые можно держаться, превращая обучение в увлекательный игровой процесс. Так многие детишки и катаются в обнимку с медведями. По-моему, прекрасная идея. Жаль, что до России такое нехитрое изобретение еще не дошло. От катка по параллельным улочкам мы отправились в сторону пивной Хофбройхаус, в которой планировали завершить вечер в Мюнхене. К тому же, ребенок от столь долгой прогулки начал уставать и проситься на ручки. Хотя практически в каждой церкви, встречавшейся на пути, Настя минут по 5 сидела и отдыхала, пока мы ее осматривали. В общем дальнейшую часть пути Настя проделывала в основном на наших плечах, а уже при подходе к пивной окончательно заснула на папе. Здания здесь встречались серые, монументальные. Всюду улицы пересекали велосипедные дорожки, не пустующие в середине теплой мюнхенской зимы. Национальный театр (опера). Здесь ставились оперы Рихарда Вагнера специально для Людвига II. Хофбройхаус - не просто пивная, это одна из главных достопримечательностей Мюнхена. Именно здесь в 1589 году была открыта Королевская пивоварня. И до сих пор пиво здесь льется рекой, самое разное, на любой вкус и цвет. Хофбройхаус является центром празднования знаменитого Октоберфеста. А еще пивная славится своими разноцветными баварскими колбасками и прочими пивными закусками. Внутри пивная выглядит очень респектабельно, с парадными монументальными лестницами. Словно не ресторан, а настоящий дворец. И всюду висят картины из жизни старого пивного Мюнхена. Еще из своего прошлого приезда в Мюнхен я помнила, что нижний этаж Хофбройхауса оккупируют любители просто выпить пива и побольше. Поэтому пивной запах там просто сбивает с ног прямо с порога, в залах очень шумно, набухавшиеся личности здесь могу орать песни и периодически падать под стол. Такая атмосфера нас с ребенком не очень устраивала, поэтому мы сразу отправились на второй этаж ресторана, где можно было тихо и спокойно поужинать в нормальных красивых залах и публика здесь была более респектабельной. Блюда здесь представляли собой обычную домашнюю кухню, которая тоже весьма неплохо шла под пиво. И главное, несмотря на то, что Хофбройхаус является самым раскрученным рестораном города, цены здесь совсем невысокие. Вот такие прикольные рисунки в нашем зале шли по всему периметру стены. Банкетный зал в ожидании посетителей. На ужин Олег с бабушкой взяли себе пива с ассорти различных колбасок, я - курицу с картошкой на двоих с Настей. Почти все время трапезы Настя проспала рядом с нами на лавке, в зале мы были почти одни, в соседнем никто не шумел, поэтому мы едва смогли разбудить ее перед уходом, чтобы хоть немножко покормить. А потом было прощание с замечательными русскими ребятами из Мюнхена, которые обеспечивали нам передвижение по Австрии и Германии, дальше - аэропорт Мюнхена, в котором с нами из Мюнхена в Москву летел известный КВНщик, "уральский пельмень" и участник различных развлекательных программ, в том числе "Южное Бутово" - Дмитрий Брекоткин, который явно тоже катался где-то в Альпах с женой и дочкой. Не удержались и немного попапараццили.
Тэги: бавария , германий , интересный , путешествие , цитата
Lederhosen & Dirndl 2012-04-19 04:04:46
+ развернуть текст сохранённая копия
Иногда заглянуть в статистику бывает не только весело, но и познавательно. Так, сегодня я увидела в запросах "дирндль и ледерхосен на прокат". Что такое дирндль мы уже выясняли (для тех кто в танке - может глянуть на фото справа),
Ледерхосен в переводе означает "кожаные брюки", то есть я для себя решила что это мужской вариант баварского народного костюма, решила и в поисковике посмотреть картинок и вообще информацию. Посмотрела и была сильно удивлена. Несмотря на указанное в запросе "напрокат" прокат меня не интересовал, а вот на кучу баварских интернет-магазинов я наткнулась. Там и лазила. Очень порадовало, что всё доступно и понятно даже с моим школьным немецким...Сразу уточняю, что тут нет ниодной моей фотографии, как нет и ниодной фотографии вообще из России, всё с германских и австрийских сайтов. Поделюсь некоторыми наблюдениями и с вами.
Дирндль Дирндли очень разнятся не только по расцветке, длинне, фасону, но и по цене.
Итак, что же нам предлагают баварцы?
Простенькие типа этих могут стоить от 70 до 100 евро
Вот у этих цена уже начиная с 120 до 800 евро..
Но нет предела совершенству!
Дирндль может быть и дизайнерским и тогда его стоимость будет только начинаться с 700 евро, конечную планку не знаю, но вот например модель стоимостью 2000 евро:
и крупнее- не знаю чьи перья использованы, но выглядит мило
К дирндлям подбирают различные аксессуары.
Украшения подбираются в тон костюму.
Украшения в виде эдельвейса - очень символично...
Дирндли, несмотря на то, что это баварский народный костюм, могут сильно отличаться по стилю..
Но если вы думаете, что женский баварский костюм -это непременно только дирндль, то вы ошибаетесь!
Костюм может выглядеть так
а может и вот так
Блузки, как вы понимаете, могут быть самого разного цвета, а не только традиционного белого.
Брюки в костюме у женщин тоже могут быть различного цвета и длины
Но конечно же имеются и чисто женские варианты
А теперь рассмотрим
МУЖСКОЙ БАВАРСКИЙ КОСТЮМ Мужские брюки могут быть разной длины и расцветки. Вышивка может быть в виде логотипа - как на фото слева - логотип
"ховброй".
И отделка тоже бывает разной
Кроме ремней к костюму есть и другие разнообразные аксессуары. И все они в свою очередь могут быть самого разного дизайна, очень отличающегося от того, что на этих фотографиях
Ну и теперь те самые кисти на шляпах баварцев, которые мне встретились на витринах в Мюнхине. Как выяснилось называются они
Gamsbart.
На фотографии в верхнем правом углу разновидность горного козла, благодаря которому у баварцев есть такой отличительный знак.
Очень интересно они крепятся:)
http://www.alpenwelt-versand.com/ca...l?ls=navi_layer
http://www.trachten-dirndl-shop.de/..._c229-38_x1.htm
http://www.lederhosen-bayern.de/
http://www.bavaria-lederhosen.com/H...Trachtenhemden/
http://www.lederhosen.net/lederhosen-fuer-damen
http://www.lederhosen.de/wirueberun...a9q8i3j8j9blul2
http://www.kumarlederhosen.de/index...lederhosen.html
http://www.lederhosen-aigner.de/htm...hofswiesen.html
http://www.gamsbart.at/info_e.htm
http://www.austriada.ru/node/18
http://www.squidoo.com/oktoberfest
Тэги: bavaria , dirndl , lederhosen , бавария , баварский , германий , дирндль , интересный , костюм , путешествие
«КОРОЛЬ ЛЮДВИГ II БАВАРСКИЙ - ОДИНОЧЕСТВО И ЗАМКИ ОТШЕЛЬНИКА» 2012-04-15 02:40:52
... Хессельшвердтом за границы Баварии и никогда ... прусского посланника в Баварии и передавались Бисмарку ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Это цитата сообщения Sonya_Pictures
Оригинальное сообщение «КОРОЛЬ ЛЮДВИГ II БАВАРСКИЙ - ОДИНОЧЕСТВО И ЗАМКИ ОТШЕЛЬНИКА» - Евгений Вильк, «Германия плюс» Спектакли и оперы для одного зрителя нашли своё главное продолжение в замках Людвига, строительство которых стало главным жизненным делом короля в 1870-1880 годах. Театр и замки были преемственны в буквальном смысле слова. Проект Нойшванштайна вырастает из оперных декораций к «Тангейзеру» и «Лоэнгрину», прямой оперной декорацией был знаменитый грот Линдерхофа, и самим замкам Линдерхоф и Херренкимзее, посвящённых расцвету французского абсолютизма, предшествовали сценические воплощения Версаля на представлениях мюнхенского театра. Слияние зрительного зала со сценой, подразумеваемое в этих представлениях, завершилось в театрализованной архитектуре. Более всего в них реализовалось творческое начало, присущее этому своеобразному человеку. Памятная почтовая открытка с тремя замками короля Людвига II, литография, Мюнхен, ок. 1900
Но лихорадочная строительная активность Людвига приводила только к всё большей замкнутости и изоляции короля. И для королей, и для простых смертных строительство домов и дворцов не бывает делом исключительно личным. Даже в тех случаях, когда здания возводятся не из соображений эстетических или идеологических, рассчитанных на внимание всего общества (как это было характерно для деда и отца Людвига), а из личных, эгоистических интересов, все равно, как правило, должен быть кто-то, кто может их оценить кроме самого строителя. Это благодарные домочадцы, скажем, или посторонние зрители, удивление которых будет питать гордость владельца. Однако Людвиг странным образом не похож ни на альтруиста, ни на эгоиста. Как монах-отшельник, строит он свою келью ради общения со своим внутренним идеалом. «Замки, — вспоминал кабинет-секретарь короля фон Циглер, — рассматривались и трактовались Его Величеством как священные места. Они не должны были быть созерцаемы народом, поскольку «взгляд народа обесчестил бы и осквернил их».
Памятная почтовая открытка с замками короля Людвига II, литография, Мюнхен, ок. 1910
С середины 1870-х годов Людвиг практически окончательно перестал показываться на публике. В 1880 году в Мюнхене торжественно праздновали 700-летие рода Виттельсбахов на баварском престоле. Король не появился на празднике! Кабинет-секретарю Циглеру, пытавшемуся уговорить монарха, пришлось услышать, что Его величество противится «сервилизму по отношению к нижестоящим». Придворному секретарю Бюркелю он отвечал более подробно и откровенно: «Я не могу более выносить тысяч уставившихся на меня людей, тысячи раз улыбаться и приветствовать, задавать людям вопросы, которые меня совершенно не касаются, и слышать ответы, которые меня не интересуют». От короля вышло только составленное секретарём письменное приветствие, в котором он заверял, что «цель его неизменно — счастье его подданных...» В 1874 году, в письме баронессе Леонрод он открывал своё душевное состояние: «В дорогом мне, овеянном поэзией Хоеншвангау, в милых горах, на берегах величественных озёр, на вершинах гор, в уединённых хижинах или в роскоши рококо моих залов Линдерхофа живёт для меня высшее наслаждение, никогда неисчерпаемое», и, наоборот, «жалок и печален, часто в высшей степени меланхоличен, потерян и одинок в злосчастном городе». «Я не могу жить, — продолжал он, — в испарениях склепов, моё дыхание — это свобода! Как альпийская роза бледнеет и чахнет в воздухе болота, так и для меня нет иной жизни, кроме как в свете солнца, в благовонных потоках воздуха. Быть долго здесь, в городе, было бы для меня смертью!» Памятная почтовая открытка с портретом короля Людвига II, замком Линдерхоф и голубым гротом, цветная печать, Мюнхен, ок. 1900
Те, кто сталкивался случайно с этим кочующим по своим строительным площадкам, замкам или горным хижинам королём, не могли забыть его неповторимого облика и манеры держаться. Так, писатель Феликс Филиппи встретил Людвига в 1879 году в Партенкирхене: «Всё в нём было своеобразно до гротеска, оригинально до причудливости, театрально, роскошно изобразительно, совершенно необычно. Он остановился в нескольких шагах от меня, он снял мягкую шляпу, высоко поднятые поля которой украшала сверкающая на солнце бриллиантовая звезда, и я увидел эту странную голову с очень искусно завитыми волосами и намеренно стилизованной бородкой... Он медленно шёл вперёд, закутанный, несмотря на летнее тепло, в толстое зимнее пальто. Он, собственно, не шёл вовсе, как ходят остальные сыны человеческие, он выступал как актёр, который играет в шекспировской трагедии короля на коронационном шествии, в заученном ритме, с запрокинутой назад головой, при каждом могучем шаге резко кивая то налево, то направо, держа на отлете руку со шляпой». Театральностью были пронизаны, как мы видим, не только ночные выезды, замки, но и каждый жест и взгляд короля. Почтовая открытка с королём Людвигом II в гондоле, в голубом гроте замка Линдерхоф, печать на бумаге с цветной литографии, Мюнхен, ок. 1900
Был ли Людвиг и вправду доволен и счастлив в своём уединённом мире? Наблюдатели не без грусти отмечали, что прежнего стройного молодого человека, властителя женских сердец во всё ещё молодом короле было не узнать. Он сильно располнел и скрывал свою полноту под просторным платьем. Зубная боль стала одним из постоянных его спутников. Лечить зубы он при этом не давал, но вот курение опиума стало одним из способов борьбы с болью. Спал он теперь, в основном, на снотворных. Головные боли, возможно, наследие отца, мучили его всё чаще. Дозы крепких алкогольных напитков за обедом всё возрастали, и обеды становились обильнее и беспорядочнее. Один из бывших королевских министров, Эдуард фон Бомхард заметил в связи с этим: «Я сделал для себя наблюдение, что страстные характеры стареют быстрее всего, в то время как спокойные натуры менее всего треплют внешнюю свою оболочку и «консервируются» в связи с этим». Внутреннее состояние короля было очень часто столь же разбалансировано, как и состояние физическое. Жизнь посреди природы, для которой он иногда находил светлые и восторженные слова, оборачивалась часто тоской одиночества. Писатель Готфрид фон Бем оставил такую картинку 1880 года: «Небо было мутным, и день клонился к вечеру. Король, бледный и мрачный, был в созвучии с днём, и впечатлением, которое он на меня произвел - почти что ужас. Было что-то жуткое в том, как этот монарх шёл своими тяжёлыми шагами». Почтовая открытка «Воспоминания о короле Людвиге II Баварском и его замках», Мюнхен, ок. 1900
«Если бы я не настроил мою жизнь как часовой механизм, я не вынес бы одиночества, и оно часто тяжело давит на меня», — говорил сам Людвиг. Одному из секретарей он признавался: «Иногда, когда я зачитываюсь до усталости и вокруг всё так тихо, у меня появляется непреодолимое желание услышать человеческий голос. Тогда я зову к себе какого-нибудь лакея или форейтора, чтобы он рассказал мне о своей родине и своей семье... Без этого я бы вовсе разучился говорить». «3ову какого-нибудь лакея» — это было для Людвига отнюдь не мимолётным капризом. Людвиг сформировал вокруг себя своеобразный «параллельный двор» из лакеев, слуг, конюхов. Уже упоминавшийся форейтор Рихард Хорниг был одним из постоянных членов этого «двора» почти до последних дней короля. Быть может, особенно устойчивым его положение было ввиду мягкости и покладистости его характера. Ещё один почтальон и конюх, Карл Хессельшверд, ввиду пронырливости и энергичной изворотливости был в последние годы главным фаворитом Людвига, его «канцлером». Камер-лакей Майр стал чем-то вроде привилегированного секретаря короля. Камердинер Адальберг Велькер и придворный парикмахер Хоппе — тоже относительные «долгожители» в этом кругу среди множества быстро восходивших и падавших звёзд помельче. При средневековых правителях в своё время в качестве привилегированных приближённых состояли кравчие, постельники, сокольничие — в сущности, слуги, высокий статус которых был закреплён этикетом. Особа короля священна, и подносить королю обувь или прохладительный напиток достойны были только первые люди в государстве. В прогрессивном XIX веке «первые люди» на столь низкие должности не соглашаются, а «низких людей», пригодных для сих должностей, не вывести в первые люди государства. Людвиг опять-таки театрально оживил далекую старину. Зимний сад на крыше мюнхенской резиденции Людвига II, западное крыло, фот. Йозеф Альберт (Joseph Albert), ок. 1870
Для «параллельного двора» требовалось подыскивать приближённых. Это была одна из самых деликатных и секретных тем короля. Если бы в 2002 году не всплыли неожиданно его письма к Хессельшверду, мы бы ограничивались только домыслами и слухами. Большой ряд этих писем содержит самые откровенные требования подбора «друзей». Заканчиваются они неизменно требованием сжечь сию бумагу. (В отношении писем у адресата были, однако, свои дальновидные планы, и сжигать их он не спешил.) Людвиг очень не хотел слухов и пересудов в Баварии по поводу его интимной жизни. И Хессельшвердт отправлялся во всё новые заграничные командировки в Италию, Францию, Швейцарию с просьбой подыскать молодых людей, намекая им исподволь и на интимную сторону дела и не выдавая до времени имени коронованного «заказчика». Людвиг требует откровенных фотографий, как будто бы для ателье художника, беззастенчиво входит в самые интимные детали. Не скупится на подарки и денежные суммы. «Добудь же хоть одного по моему предписанию. Наконец-то! Хоть одного! Не обдумывал ли ты это? Я требую, наконец, найти после столь многих обещаний с твоей стороны. Как у последнего обстоит дело с бородой? Очень не понравилось мне, что во вчерашнем письме ты решился предложить В. для конюшни! Как выглядит ныне Йозеф?» Это только одно из многочисленных посланий Хессельшвердту, из тех редких писем, которые можно цитировать без купюр. Означает ли всё это, что узда, которая была наложена некогда молодым Людвигом на страсти и влечения пола, была полностью отпущена? Циничные подробности, выспрашиваемые Людвигом в письмах Хессельшвердту, склоняют к положительному ответу. И всё-таки перед нами сложная полярная психология, крайности которой живут и проявляются одновременно. Ведь дневник Людвига в то же самое время наполнен самозапретами и борьбой с неодолимым влечением. Последняя из подобных записей внесена 7 июня 1886 года, за шесть дней до смерти (!): «Отпразднована встреча с Альфонсом (камердинер Альфонс Велькер). Обед в гроте. Поездка в Аммерский лес, на Планзее... 1-го июня окончательно последнее падение, 2 месяца и 3 недели перед 41 (днём рождения). Помните, Ваше Величество, помните, помните, отныне никогда! Отныне никогда! Отныне никогда!!! Клятва именем Великого короля, призывая всемогущую помощь Спасителя». Может быть, в самой этой амплитуде внутренних колебаний между полюсами следует видеть проявление уже болезненно надломленной психики. Зимний сад на крыше мюнхенской резиденции Людвига II, ок. 1871
Людвиг II тщательно подбирал молодых людей для своего королевского окружения. Как правило, занятие места при дворе было связано с вспышкой пламенной привязанности короля. Людвиг задаривает своих любимцев дорогими подарками, так что впоследствии его приближённые смогли вести весьма состоятельную независимую жизнь. При своём дворе Людвиг устраивает странные праздники — то в древнегерманском стиле, закутывая своих приближённых в шкуры, то в восточном, одеваясь султаном и наряжая свою свиту в турецкие одежды. Главным условием придворной игры оставалось при этом подобострастие и преувеличенные знаки почтения, которое оказывали придворные королю. Поклоны должны были быть низкими, взгляд — потупленным, голос — смиренным. Людвигу даже не хватало в этом отношении европейских средневековых традиций, видимо, он считал их слишком демократичными, и его всё больше очаровывал Восток: Турция, Индия или даже далёкий Китай, придворный церемониал которого он штудировал в последние годы и даже собирался построить себе китайский дворец. Горе было тому из слуг-придворных, кто ненароком нарушит правила «китайского этикета». Камер-лакей Майр признавался впоследствии: «В 1882 году из-за небольшого упущения я впал в немилость Его Величества. А именно из-за того, что я осмелился, когда Его Величество подошёл ко мне с обувью в руке, поднять голову и взглянуть прямо в глаза Его величеству. После этого я должен был немедленно покинуть комнату, и Его Величество заметил, что не хочет больше видеть мою преступную физиономию». В качестве наказания Майр должен был целый год приближаться к королю только в чёрной маске. Был ли он вообще одиноким, этот человек, об одиночестве которого постоянно говорили он сам и его образованные и именитые современники? Он был одиноким, собственно, как раз среди них, образованных и именитых. Вокруг самого Людвига кипела довольно бурная жизнь. Это была жизнь искусственно и причудливо созданного двора любимцев, в котором царила столь же причудливая атмосфера интриг, внезапного приближения королём фаворитов, их свержения, их наказания, восхождения на королевском небосклоне новых звёзд. Почтовая открытка «Король Людвиг II в зимнем саду резиденции в Мюнхене», цветная литография, ок. 1903
Так, одним из найденных Хессельшвердтом молодых красавцев был Балдуин Винцпергер, ставший королевским форейтором. В тайных ночных выездах Людвига Винцпергер должен был скакать впереди королевского экипажа в золотой ливрее, дополняя небесную призрачность действа. Так что не случайно, вероятно, Людвиг называет его в письмах «небесным Балдуином». К «небесному Балдуину» он обращается в письмах через Хессельшвердта, как кажется иногда, с робостью почтительного влюблённого: «Мой дорогой Карл (Хессельшвердт)! Скажи, как только у тебя будет возможность, дорогому Балдуину, что я много мечтал сегодня о нём, что я много о нём думаю и страстно хочу его снова увидеть в следующее воскресенье. Пусть он сфотографируется на ещё более крупный формат как можно скорее (в любом случае у Роттмайера). Будь в меру осмотрителен с поручениями. Сожги это письмо». И, тем не менее рядом с «небесным конюхом» появляется вскоре и другой любимец, и он подробно наставляет Хессельшвердта, как и какие изысканные рубашки ему передать. Балдуин при этом, по-видимому, выказывает знаки ревности и удостаивается достаточно грозного королевского замечания: «Балдуин — завистливый человек, это мне известно; объяви ему, что если он и далее будет продолжать быть завистливым и впредь это показывать, он не сможет оставаться (при дворе) и впадёт в окончательную немилость, что пока ещё не произошло; но он должен остерегаться вызывать на себя мою немилость». Проходит ещё некоторое время, и Людвиг узнаёт, что Винцпергер женат. Форейтор тут же отправлен в отставку. Вскоре, однако, он обращается к королю (надо думать, со всевозможными знаками раскаяния и почтительности), заявляя, что он разводится с женой, и вновь принимается на службу. Но Винцпергера подстерёг лакей Людвига Хорнштайнер, донёсший королю, что «небесный Балдуин» все-таки соврал по поводу развода. Последний впал тогда, наконец, в «окончательную немилость», зато доносчик Хорнштайнер становится новым фаворитом. И Людвиг пишет Хессельшвердту: чтобы доставить радость Хорнштайнеру, он приглашает его на сепаратный спектакль. Вскоре и Хорнштайнер допускает какую-то промашку, может быть, вроде той, о которой вспоминал лакей Майр, и Людвиг вспыхивает неугасимым гневом и приказывает Хессельшвердту отослать Хорнштайнера... в ссылку в Сибирь. Король Баварии Людвиг II и театральный актёр Йозеф Игнац Кайнц (нем. Josef Ignaz Kainz)
В наказаниях своим «непочтительным» любимцам Людвиг был вообще изобретателен. Хессельшвердт, конечно, высказал королю, что подобная ссылка, увы, невозможна, но можно запереть Хорнштайнера в темницу в строящемся замке Нойшванштайн. А вот далее начинается истинная комедия, для поддержания которой требовалась изворотливость, дерзость и приспособленчество Хессельшвердта. Людвиговский «канцлер» тайком отсылает провинившегося лакея в Мюнхен, а сам докладывает монарху, к удовлетворению последнего, как Хорнштайнер плачет и раскаивается в темнице. Вдоволь насладившись строгостью мнимого наказания, Людвиг милует Хорнштайнера. Всё это повторялось многократно, и всё с новыми изобретениями короля: непочтительных слуг нужно было бить плетьми, держать в темнице, сажать на хлеб и молоко, выдворять заграницу, отправлять если не в Сибирь, то в далекую Америку. Никто не имел права отныне при его дворе упоминать имя провинившегося и наказанного. «Раскаявшийся» виновный, исправленный наказанием, должен был высказать изысканное этикетное смирение. Так как не у каждого хватало литературного чутья подобрать нужные слова для самоуничижения, король подсказывал их сам через того же Хессельшвердта: «Всеподданнейший слуга отваживается просить Ваше Величество о всемилостивейшем прощении, простираясь у священнейших ног». Заметим, что всё это происходило в стране, где давно уже действовало равное для всех уголовное законодательство, и, следовательно, аморальный произвол правителя мог считаться уголовным преступлением. И это ещё не самые радикальные из приказов, полученных Хессельшвердтом. Кабинет-секретаря Циглера, после долгих лет службы утомившего Людвига, король приказывает убить, наняв для этого двух бандитов. Он поручает тому же Хессельшвердту нанять банду в Италии, чтобы схватить, заковать в пещере и держать на хлебе и воде ненавистного Людвигу прусского принца Фридриха Вильгельма. Хессельшвердт каждый раз спускает эти приказы на тормозах или выкручивается ложными отчётами об их выполнении. Почтовая открытка из серии «Воспоминания из жизни короля Людвига II Баварского», Мюнхен, ок. 1900, сюжет 1876
Были ли эти крайности частью большой театральной игры, которую Людвиг устроил в своих замках? Он ведь не случайно не проверял, как исполняются его приказания, и, как герой трагедии, слушал только вестников, вроде Хессельшвердта, доверяясь их рассказам. Если бы это было, правда, только так, то Людвиг был бы виртуозным актёром с собственным ироническим и гибким набором правил игры. Но он был всё же безумным актёром, для которого границы игры и реальности были расплывчаты. Иногда всё же неисполнение фарсовых наказаний становилось Людвигу известным, и тогда следовала новая яростная вспышка. Так, он узнаёт о том, что один из бывших его любимцев Вильгельм Рутц, который должен был быть выдворен Хессельшвердтом за границы Баварии и никогда сюда не возвращаться, благополучно служит здесь в одном из знатных домов. Людвиг полагал, конечно, что это не Хессельшвердт, которому он доверял, отпустил незадачливого придворного на все четыре стороны, а тот сам, нарушив приказ, вернулся из изгнания, и выносит такой вердикт: «Так как снова отпустить за границу ничего не принесёт, как и сейчас ничего не принесло; он должен быть, если возможно, отправлен в Америку или исчезнуть, как узник, так должно быть!» Фарс продолжился, разумеется, на новом витке. Однако далеко не всегда вспышки королевского гнева были в конечном итоге так театрально безобидны. Под горячую руку Людвиг мог ударить кулаком, оттаскать за уши, плюнуть в лицо. Слухи о поведении короля доходили до прусского посланника в Баварии и передавались Бисмарку: «Незадолго до отъезда короля из Хоеншвангау три лакея подали в отставку, поскольку король их избил (в городе говорят: покусал), и я сам должен был обратить внимание Мальзена на то, что он хорошо сделает, если купит их молчание, ибо они настроены написать и предать гласности ими пережитое». Король Людвиг II Баварский, 1880
Как это всё резко контрастирует с благородным образом пусть слабого, но миролюбивого и толерантного монарха, который можно выстроить по его высказываниям в письмах! Было ли это тоже признаком его болезненной раздвоенности и начала психического распада личности? Или у увлечённого актёра всегда есть две маски: одна для общества, а другая для тесного круга? Свой павильон-грот в Линдерхофе Людвиг решил снабдить сменяющимися световыми эффектами. Один из них, голубой, должен был, по его мысли, в точности повторить знаменитый голубой грот у острова Капри. На Капри когда-то пожелал уединиться римский император Тиберий, выстроив себе на острове необъятный дворец. Неужели Людвиг, интересовавшийся античностью, чувствовал некое родство с этим древним сумасбродом? Так или иначе, Людвиг зашёл в дебри игры и фантазии так далеко, как никогда не заходили не терявшие всё же нитей правления монархи древнего и нового мира. В безобидных, как правило, играх большого ребёнка проступали жестокие тона властных самодуров прошлого.
И всё-таки стоит ещё раз подчеркнуть, что Людвиг был не только актёром и режиссёром большого театра, в котором он разместил собственную жизнь, но и, главным образом, придирчивым и неутомимым заказчиком-строителем. Он вникал во все и всяческие детали планов его архитекторов и художников. Последние для него были тоже чем-то вроде прислуги. Человеком искусства, который чувствовал бы себя наравне с художниками, скульпторами и архитекторами, как его дед, Людвиг II явно не был. Мастера должны были, скорее, по его мысли только воспроизводить мир, который он в точности знал, как упорный самоучка, настойчиво вычитывая из книг о королях Бурбонах или о рыцарском средневековье. «Картина господина художника Швуазера, — отписывал секретарь короля, — к высочайшему удовольствию весьма удалась, только одна ошибка отмечена, в ней выписан зал стражи в покоях королевы, в то время как описанная сцена происходила в королевском зале стражи». Людвиг придирчиво входит в детали не только картин и элементов интерьера, но даже проектов росписи фарфорового чайничка и блюдечка к нему: «Картина должна быть лучше исполнена, а именно — точнее переданы детали кровати, лица должны быть исполнены благороднее, и вообще имеющаяся гравюра должна быть более взята за образец. На блюдечке, изображавшем вступление Людовика XIV в свои апартаменты, король, его осанка и весь облик должны быть изображены благороднее и привлекательнее». Королевское достоинство и королевское величие и здесь, в изображаемом мире, предмет его главных забот: «Придворные дамы не обмахиваются веерами в присутствии Марии Антуанетты и не ведут разговоров с придворными, они сохраняют молчание». То, что в результате получилось отнюдь не зеркальное повторение образцов — это уже во многом ирония творчества, в каких бы формах оно не развивалось: творец-перфекционист думает, что в точности повторяет понравившиеся ему образы мира, а в действительности создаёт свой собственный образ, используя прежние.
Людвиг настойчиво продвигает осуществление своих архитектурных планов. Но это не вызывает у него, кажется, ни малейшей радости. У него нет чувства художника, которому важен и ценен не только результат, но и процесс, пробы и ошибки, технология и развитие творчества. Он только нетерпеливо и часто брезгливо отмечает несоответствие исполнения своим ожиданиям. «Я не хочу знать, как оно делается, я хочу видеть только результат», «О, это ведь необходимо — создавать подобные уголки рая, поэтические убежища, где можно забыть ненадолго ужасное время, в котором мы живём». Людвиг — заказчик и потребитель, ему нужно получить в свои руки скорее готовую игрушку, готовые декорации, и уже в этих декорациях беспрепятственно предаться своей страсти к игре. Евгений Вильк, «Германия плюс» - русскоязычная газета для жителей и гостей Германии. Иллюстрации: «Königreich Bayern 1806 - 1918».
Тэги: бавария , германий , жизнь , замечательный , интересный , история , людвиг , людей , цитата
Главная / Главные темы / Тэг «баварии»