Еще один "национальный" ИТ-проект: обеспечение открытости следующих выборов
2012-01-09 13:14:51
Первый "рабочий" пост получился на ИТ-политическую тему: http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Первый "рабочий" пост получился на ИТ-политическую тему: http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/2229.php...(read more)
![](http://itblogs.ru/aggbug.aspx?PostID=128389)
Тэги:
ecm/сэд,
itblogs,
государство,
гражданскоеобщество,
пип
Понятие и признаки правоотношений. Место и роль правоотношений в правовом регулировании. Содержание правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности
2012-01-09 10:03:00
... под охраной
государства общественные отношения, ... значение для интересов
государства, общества, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Правовые отношения – это урегулированные нормами права и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
Предпосылки возникновения правоотношений:
1. общие (материальные)– совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, которые являются необходимыми для возникновения и существования любого общественного отношения:
а) наличие не менее двух субъектов правоотношения; б) наличие соответствующих интересов и потребностей людей;
2. специальные (юридические)– совокупность условий, которые являются необходимыми для возникновения правовых отношений:
а) наличие соответствующей нормы права; б) наличие у субъектов правового отношения правосубъектности; в) наличие юридического факта.
Признаки правовых отношений:
1. возникновение, изменение, прекращение только на основе правовых норм;
2. взаимосвязь участников посредством корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей;
3. наличие сознательно–волевого характера;
4. охрана государством;
5. индивидуализированность субъектов правоотношений;
6. наличие идеологического и общественного характера.
Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно0брачные отношения и т.п. Остальные отношения либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье, помимо материальных, существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).
При выделении юридически значимых отношений учитываются три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля. С точки зрения этих критериев все общественные отношения можно разделить на три группы:
– регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых;
– не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;
– частично регулируемые.
Однако общественное отношение, урегулированное правом, еще не является правоотношением. Правовая урегулированность – это лишь предпосылка для возникновения правоотношения. Правоотношение - это особое правовое явление, обладающее рядом специфических признаков, только при наличии которых общественное отношение признается правовым.
Правоотношение – это возникающая на основе норм права индивидуализированная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживаемая силой государственного принуждения.
Содержание правоотношений.
Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание. Различают материальное и юридическое содержание правоотношения.
Под материальным содержанием правоотношения понимается фактическое поведение его участников.
Под юридическим содержанием понимаются взаимные субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.
Так как материальное содержание в смысле фактического поведения присутствует в любом общественном отношении, в нем нет никаких специфических юридических характеристик. Поэтому мы будем рассматривать только юридическое содержание правоотношения, которое раскрывает специфику правоотношений по сравнению со всеми иными видами общественных отношений.
Субъективное право – это закрепленная за управомоченным субъектом в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения лица в правоотношении, обеспеченная обязанностями других лиц и гарантированная государством.
Признаки субъективного права:
– субъективное право закрепляется в диспозиции правовой нормы;
– представляет собой возможное поведение лица (то есть этим правом можно воспользоваться, а можно и отказаться);
– представляет собой меру возможного поведения; это означает, что субъективные права ограничены интересами других лиц и нормами объективного права;
– обеспечивается юридическими обязанностями других лиц;
– существляется в интересах управомоченного лица (т.е. того, кому принадлежит субъективное право).
С точки зрения своего состава субъективное право состоит из определенных правомочий, то есть конкретных юридических возможностей. Субъективное право может состоять из одного или нескольких правомочий.
Состав субъективного права (виды правомочий):
– право на собственные действия, или право действовать;
– право на чужие действия, т.е. право требовать от других лиц исполнения юридических обязанностей;
– правопритязание, то есть право обратиться к компетентному государственному органу за защитой нарушенного права.
Юридическая обязанность – это предписанная нормами права обязанному лицу мера должного поведения в правоотношении, направленная на удовлетворение интересов управомоченного лица.
Признаки юридической обязанности:
– представляет собой должное поведение, т.е. необходимый вариант поведения, отказаться от которого нельзя;
– представляет собой меру должного поведения, т.е. ограничены рамками, установленными нормами права;
– выполняется в интересах управомоченного лица;
– ее исполнение обеспечивается государственным принуждением, т.е. в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанности наступает юридическая ответственность.
Состав (виды) юридической обязанности:
– обязанность действовать, т.е. обязанность совершить активные положительные действия в пользу управомоченного лица;
– обязанность воздержаться от совершения определенных действий;
– обязанность отвечать за свои действия, т.е. обязанность претерпеть меры государственного принуждения.
Субъективные права и юридические обязанности носят корреспондирующий характер, то есть взаимно соответствуют друг другу. Каждое правомочие обеспечивается определенным видом юридической обязанности, они объективно связаны между собой. Так, праву на собственные действия соответствует обязанность воздерживаться от определенных действий; праву на чужие действия соответствует обязанность совершить активные положительные действия в пользу управомоченного лица; праву притязания соответствует обязанность отвечать за содеянное. При этом первые две связи носят непосредственный характер, а третья связь имеет опосредованный характер, то есть осуществляется через вмешательство третьего лица - государства.
![](http://feedads.g.doubleclick.net/~a/Gg9WtM0odPwjqIHbqbaN3E2jU-A/0/di)
![](http://feedads.g.doubleclick.net/~a/Gg9WtM0odPwjqIHbqbaN3E2jU-A/1/di)
Тэги:
государство,
правый,
теория
Основания деления норм права на отрасли. Предмет и метод правового регулирования, их понятия и структура. Понятие и признаки норм права. Виды норм права
2012-01-09 09:39:15
... властных предписаний
государства, устанавливающих ... и обеспеченное
государством общеобязательное, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
1. предмет правового регулирования; 2. метод правового регулирования.
Они и выступают системообразующими факторами.
Предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли.
Под предметом понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию..
Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.
Требования к предмету правового регулирования:
1. устойчивость; 2. типичность; 3. наличие характера повторяемости событий и действий;
4. способность воспринимать правовые требования; 5. возможность правового контроля со стороны государства и общества; 6. заинтересованность государства в правовом регулировании.
Структура предмета правового регулирования:
1. субъекты общественных отношений; 2. содержание общественных отношений (поведение, поступки и действия субъектов); 3. объекты общественных отношений, т. е. предметы объективного мира, связанные с поведением людей; 4). социальные факты, т. е. события и жизненные обстоятельства.
Метод правового регулирования – совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения.
Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.
Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.
Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования:
1. общее взаимоположение субъектов;
2. порядок возникновения прав и обязанностей;
3. степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений;
4. способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений.
Виды методов правового регулирования:
1. императивный, который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений;
2. диспозитивный, предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом;
3. метод дозволений, обязываний и запретов, который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений;
4. субординационный, который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих;
5. поощрительный, который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера;
6. метод автономии и равенства сторон, подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений;
7. рекомендательный, направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов;
8. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
9. иные методы правового регулирования.
Понятие и признаки норм права
Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.
Логическое выражение структуры нормы права – «если…, то…, иначе…».
Структура нормы права:
1.гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:
а) в зависимости от структуры:
– простые(одно условие реализации нормы права);
– сложные(нескольких условий реализации нормы права);
б) в зависимости от способа изложения:
– абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;
– казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;
2. диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:
а) в зависимости от структуры:
– простые(один вариант поведения);
– сложные(несколько вариантов поведения);
б) по степени определенности:
– абсолютно определенные;
– относительно определенные;
– неопределенные;
в) в зависимости от действия:
– управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;
– обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;
– запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;
3. санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:
а) в зависимости от состава:
– простые(одна мера наказания);
– сложные(несколько мер наказаний);
б) по отраслевому признаку:
– уголовные;
– административные;
– дисциплинарные;
– гражданские и др.;
в) по характеру последствий:
– правовосстанавливающие;
– штрафные;
г) по степени определенности:
– абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;
– относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;
– альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.
Признаки норм права:
1. государственно–властный характер; 2. общеобязательность; 3. формальная определенность;
4. обеспеченность.
Характер нормы права– представительно–обязывающий.
Виды норм права
Классификация правовых норм:
1. по функциям, выполняемым в механизме правового регулирования:
а) исходные:
– нормы–начала;
– нормы–принципы;
– определительно–установочные нормы, определяющие цели, задачи отраслей права, предмет и средства правового регулирования;
– нормы–дефиниции, дающие определения правовых понятий и правовых категорий;
б) нормы правила поведения, регулирующие специфические разновидности общественных отношений посредством установления типичных прав и обязанностей;
2. по функциональной роли:
а) общие нормы права; б) специальные нормы права;
3. в зависимости от предмета правового регулирования:
а) нормы конституционного права;
б) нормы гражданского права и т. д.;
4. в зависимости от деления отраслевых норм права:
а) материальные нормы права; б) процессуальные нормы права;
5. в зависимости от метода правового регулирования:
а) императивные, содержащие властные предписания; б) диспозитивные, допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо (при невозможности соглашения) установление конкретного поведения; в) поощрительные, устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения; г) рекомендательные, предлагающие вариант правомерного поведения;
6. в зависимости от специфики цели:
а) коллизионные; б) компенсационные; в) компетенционные;
7. по юридической силе:
а) правовые нормы законов:
– федеральные нормы права;
– региональные нормы права;
б) правовые нормы подзаконных актов:
– федеральные нормы права;
– региональные нормы права;
8. в зависимости от сферы действия:
а) общефедеральные; б) республиканские; в) местные; г) локальные;
9. по форме выражения правового предписания (диспозиции):
а) управомочивающие; б) обязывающие; в) запрещающие правовые нормы;
10. по форме изложения санкции:
а) абсолютно определенные; б) относительно определенные; в) альтернативные;
11. в зависимости от функциональной направленности:
а) регулятивные; б) охранительные.
Понятие, признаки и структура гражданского общества, процесс его формирования и условия функционирования. Взаимодействие государства и гражданского общества
Защита гражданских прав: понятие, механизм, специфика защиты различных объектов гражданского права
![](http://feedads.g.doubleclick.net/~a/9gSyAjeJX32Y-8ZPAVew9eUsxNw/0/di)
![](http://feedads.g.doubleclick.net/~a/9gSyAjeJX32Y-8ZPAVew9eUsxNw/1/di)
Тэги:
государство,
правый,
теория
Ссылки на 8.01.2012. Конкурсы, открытое государство и другое
2012-01-08 00:56:14
Random Hacks For Humanity ( http://www.rhok.org/ ) - серия хакатонов с гуманитарными целями. Решение ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Random Hacks For Humanity ( http://www.rhok.org/ ) - серия хакатонов с гуманитарными целями. Решение мировых проблем, борьба с бедностью, неграмотностью, насилием, ликвидация последствий катастроф и так далее. Всячески рекомендую заглянуть в раздел "Проблемы" ( http://www.rhok.org/problems ) там много идей актуальных и для России. OpenIDEO ( http://www.openideo.com/ ) - платформа открытых инноваций. За этим пафосным названием скрывается неплохой сайт идей и конкурсов. В основном это не...(read more)
![](http://itblogs.ru/aggbug.aspx?PostID=128388)
Тэги:
e-government,
egov,
государство,
открытый,
электронный
Структура нормы права. Структура логической нормы и нормы-предписания
2012-01-06 11:27:40
Структура нормы права – внутреннее строение нормы и связь ее элементов.
+ развернуть текст сохранённая копия
Структура нормы права – внутреннее строение нормы и связь ее элементов.
Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
Существует три основные структуры правовой нормы:
1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.
Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов:
1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.
Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.
Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.
В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно‑определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.
Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения.
Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.
Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.
Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.
Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».
Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.
Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно‑правовые санкции; 2) административно‑правовые санкции; 3) дисциплинарно‑правовые санкции; 4) гражданско‑правовые санкции.
Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно‑правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.
Однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.
С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на:
–логические нормы:
–нормы-предписания.
Логическая норма - это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу.
Логическая норма обладает полной структурой, то есть включает в себя все три элемента: и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.
Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала. Это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей. Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее: 1) что нужно делать, то есть само правило поведения, 2) когда это нужно делать, то есть условия выполнения правила поведения и 3) чем это обеспечено, то есть. последствия невыполнения правила. Вот эти моменты и оговаривает логическая норма. Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала. Ее элементы «разбросаны» в различных предписаниях, статьях нормативного акта. Однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить. Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.
Структура логической нормы выражается формулой если - то - иначе, где если – это начало гипотезы нормы, то - это диспозиция нормы, а иначе - это начало санкции правовой нормы.
Сразу оговоримся, - эти слова не присутствуют в тексте нормативного акта, они мысленно, логически подставляются в текст статей, чтобы сформулировать логическую норму.
Примером логической нормы может служить следующее нормативное обобщение. Ст.63 Семейного Кодекса РФ говорит об обязанностях родителей. Логическая норма, соответствующая этому предписанию, может выглядеть следующим образом: если лица имеют детей, т.е. являются родителями, то они должны выполнять родительские обязанности (заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном, духовном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования), иначе (в противном случае) они будут лишены родительских прав. Однако эти положения содержатся не в одной статье СК, а в нескольких, например, ст.63 (права и обязанности родителей), ст. 69 (лишение родительских прав) и последующих.
Другой пример. Ст. 560 ГК РФ говорит о форме договора продажи предприятия. Логической нормой, соответствующей данной статье, будет следующая: если заключается договор продажи предприятия, то он составляется в письменной форме в виде документа, подписанного сторонами с обязательным приложением документов согласно перечню, иначе (в противном случае) договор будет недействительным. Данные положения содержатся в нескольких предписаниях, которые составляют части 1-ю, 2-ю, 3-ю статьи 560 ГК РФ.
Одна логическая норма может соответствовать нескольким более конкретным нормам-предписаниям. Так, о правах и обязанностях родителей говорится во многих нормах СК, однако формулировка логической нормы для конкретных видов родительских обязанностей будет неизменной.
Норма-предписание – это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта.
Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.
Например, ч.1 ст. 16 СК РФ говорит, что брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления одного из супругов умершим. Или ч.2 ст. 17 ГК: «Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью».
Именно норму – предписание имеют в виду, когда говорят о нормах права вообще. (В отношении логической нормы всегда добавляют, что имеют в виду именно логическую норму). Все признаки правовых норм, о которых мы с Вами говорили выше, и все виды норм, о которых мы еще будем говорить, - все это относится именно к норме-предписанию.
Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит от вида правовых норм. Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы - из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции. Структура нормы-предписания выражается формулой если - то.
Например, Структура уже упоминавшейся ст. 16 СК такова: «Если один из супругов умирает или признается судом умершим, то брак расторгается». Это регулятивная норма, и в данном случае налицо гипотеза (если...) и диспозиция (то...). Примером охранительной нормы может служить ст. 105 УК РФ (если совершается убийство, то это наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет).
Нужно отметить, что вопрос о структуре правовой нормы является достаточно сложным; в литературе имеется множество точек зрения по данному вопросу.
![](http://feedads.g.doubleclick.net/~a/QEI0X14qY4wMzYfAa2LAO9vCqJw/0/di)
![](http://feedads.g.doubleclick.net/~a/QEI0X14qY4wMzYfAa2LAO9vCqJw/1/di)
Тэги:
государство,
правый,
теория