2016-12-23 01:36:07
На какой высоте? + развернуть текст сохранённая копия
На какой высоте?
Ханукия на балконеСледует позаботиться о том, чтобы ханукальные свечи были расположены на поверхности, которая выше 3 тефахим (примерно 30 см.) от земли. Однако даже если зажгли свечи в месте ниже 3 тефахим, заповедь была выполнена. Предпочтительно зажигать устанавливать ханукию в месте, которое не выше 10 тефахим (примерно 1 метр) от земли.
Запрещено, чтобы хануальные свечи находились в месте, которое выше 20 амот (примерно 10 метров) от земли, поскольку в этом случае свечи незаметны прохожим. И нет разницы, зажгли ли свечи дома или снаружи. Тот, кто зажёг свечи на высоте, большей 20 амот, не выполнил заповедь о зажигании свечей. Ему следует погасить свечи и зажечь их снова в положенном месте. Где зажигать?
Ханукия возле двери
Тот, у кого дверь дома выходит в место, в котором иногда проходят люди, должен зажечь свечи при входе в дом.
Если есть мезуза, следует поставить ханукию с левой стороны двери, чтобы еврей при входе в дом был окружён заповедями – ханукия с одной стороны, а мезуза с другой. Если нет мезузы на двери, ханукию ставят справа.
Если есть при доме двор, то ханукию зажигают при входе во двор. Мнение Хазон Иша, что в любом случае зажигают при входе в дом, а не во двор.
Если есть несколько входов во двор с разных сторон, свечи следует зажечь у каждого из этих входов, чтобы владельца дома не заподозрили прохожие в том, что он не зажигает ханукальные свечи. При этом говорят благословение только на одно зажигание. Если все входы во двор выходят только на одну сторону, нет необходимости зажигать при каждом входе.
Тот, у кого вход в квартиру (или в дом) не выходит в общественное место, где есть прохожие, должен зажигать возле окна, выходящем в такое место. Если окно, на котором намериваются зажечь свечи, выше 20 амот (10 метров) от уровня земли, есть проблема зажигать на нём свечи, ведь запрещается зажигать ханукальную свечу на высоте, большей 20 амот. В этом случае следует зажечь у двери при входе в подъезд. Можно также зажечь рядом с входной дверью в квартиру, выходящую на лестничную клетку. Если же и это невозможно, достаточно зажечь дома на столе. Если напротив окна, которое выше 20 амот, есть окна другого дома, на таком окне нет проблемы зажигать. На столе
Ханукия на столе Тот, кто живет в нееврейском окружении и существует опасность зажечь свечи при входе в дом либо на окне, может зажечь свечи на столе внутри дома.
В синагоге
В синагоге зажигают свечи возле южной стены. Принято зажигать свечи в синагоге между минхой и мааривом. На это зажигание необходимо сказать благословение.
Несмотря на общее правило, согласно которому женщина освобождена от заповедей, зависящих от времени, ханукальные свечи она обязана зажигать подобно мужчине. Талмуд объясняет это тем, что женщины тоже были частью чуда – ведь постановления Антиоха распространялись и на них. Зажечь для мужа
Исходя из этого, женщина может зажечь Ханукию для своего мужа.
Если замужняя женщина видит, что ее муж запаздывает домой и время зажигания свечей пройдет, пусть зажжет свечи она. В доме родителей
Незамужняя девушка, живущая в доме родителей, не обязана зажигать свечи, если их зажигают родители. Накануне субботы
Накануне субботы женщина вначале должна зажечь ханукальные свечи, а потом субботние. Вставки в молитве
Женщина, подобно мужчине, должна произносить ханукальные вставки в молитве и в биркат а-мазон. Алель
Существует спор между поским, обязана ли женщина говорить Алель в Хануку. Исходя из этого, стоит женщине читать Алель в Хануку. Обычай не работать во время горения свечей
По обычаю, женщины в течение получаса после зажигания свечей не выполняют некоторые виды домашней работы, такие как вязание, шитьё, стирка, глажка и т.п. Однако разрешается варить, печь, подметать и мыть пол (Пискей Тшувот от имени поским). Еда до зажигания свечей
С наступления времени зажигания свечей и до того момента, как свечи зажжены, запрещено есть трапезу. Если вместо женщины зажигает ее отец или муж, он может есть трапезу и до зажигания свечей.
2016-12-21 15:17:52
Уважаемый рав, большое спасибо за то, что вы отвечаете на актуальные вопросы ежедневного ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Уважаемый рав, большое спасибо за то, что вы отвечаете на актуальные вопросы ежедневного соблюдения заповедей. Подскажите, есть ли святость в использованных стаканчиках от ханукии? Как правильно их выбросить (пластик с использованным фитилем)? Пока что я просто сложила все в пластиковый пакет.
В самих стаканчиках и фитильках нет святости. Однако с предметами, которые служили для заповеди, нельзя поступать неподобающе, чтобы не показать тем самым презрение к заповедям. Это мы можем выучить из слов Рамо (Орах Хаим, 21:1), который пишет, что цицит, который был отрезан от талита, запрещено бросать в неподобающее место. Поэтому фитили от ханукии запрещено выбрасывать напрямую в урну. Однако их разрешено положить в пакетик, либо завернуть во что-либо. После этого их можно будет выбросить в урну.
Поскольку, как я понимаю, речь идет об «одноразовых» стаканчиках, предназначенных для ханукии, то их тоже стоит положить в пакетик перед выбросом.
[Добавление рава Игаля Полищука. Однако если после 8-го дня Хануки часть свечей потухла до того, как прошло полчаса после зажигания, и поэтому остались масло и фитили, пропитанные им, которые были предназначены для заповеданного горения (мукце ле-мицвато), – эти остатки необходимо сжечь.] источник: www.imrey.org
Конферансье торжественно объявляет: – Дорогие зрители! Начинаем эстрадный концерт! Сегодня перед вами выступят именитые певцы, знаменитые скрипачи, замечательные танцоры и лучшие юмористы. Голос из зала: – А можно сегодня без евреев? – Можно. Концерт окончен.
2016-12-16 12:21:29
... диаспора за исключением еврейских районов, как ... МЕСТАХ с превалирующим еврейским населением – на ...
+ развернуть текстсохранённая копия
1. ЧТО зажигаем?
а. СВЕЧИ – хорошо, МАСЛО – лучше, ОЛИВКОВОЕ – прекрасно, ОЛИВКОВОЕ ХОЛОДНОГО ОТЖИМА – идеально! б. ФИТИЛИ (для масла) из ваты, нитей и пр. – отлично, «ПЛАВАЮЩИЕ ФИТИЛИ» – лучше обжечь заранее, ФОНАРИК и т.п. – в крайнем случае (самолет) и без благословения, посоветовавшись с раввином. в. СОСУДЫ для МАСЛА – любые: от скорлупы грецкого ореха (оригинально) до золотых стаканчиков (идеально). СПОСОБНЫМ СТОЯТЬ БЕЗ ПОДПОРОК – преимущество. ХАНУКИЯ – необязательна. г. СВЕЧИ могут быть разные по высоте, но должны стоять В ОДНОМ РЯДУ, более-менее, а не полукругом и т.п., РАССТОЯНИЕ межу свечами – чтобы не плавили друг друга. д. ПРИНЯТО зажигать также отдельную свечу – «ШАМАШ» - чуть в стороне от основных свечей. Хотя, конечно, «шамаш» вообще не очень-то нужен: электричество же горит. И уж точно не надо зажигать его тоже маслом. Достаточно простой свечечки из парафина и т.п.
2. СКОЛЬКО зажигаем?
а. ПРИНЯТО зажигать в ПЕРВЫЙ день ОДНУ свечу, во ВТОРОЙ – ДВЕ и т.д. б. Обычная продолжительность горения свеч – полчаса после выхода звезд (не меньше часа после заката - для Израиля; не меньше полутора часов после заката – для Москвы). Или хотя бы полчаса после заката. Те, кто зажигает только для себя, в принципе, может ограничиться и минутой горения: сколько уж нужно, чтобы вспомнить всё, что произошло в те дни!
3. ГДЕ зажигаем?
а. В МЕСТАХ с еврейским меньшинством (вся диаспора за исключением еврейских районов, как Бруклин и т.п.) – ВНУТРИ ДОМА у ДВЕРНОГО КОСЯКА напротив МЕЗУЗЫ. Если нет МЕЗУЗЫ, – на столе. б. В МЕСТАХ с превалирующим еврейским населением – на ОКНЕ, если не выше 11,5 метров от прохожей части внизу, ИЛИ если рядом напротив недалеко есть окна соседнего дома. ЕСЛИ выше, и нет дома напротив, - НА ВЫХОДЕ ИЗ КВАРТИРЫ, если там ходит больше людей, чем жителей квартиры. Или ВНУТРИ ДОМА у ДВЕРНОГО КОСЯКА напротив МЕЗУЗЫ. ПРАВИЛО: ВСЕГДА зажигать там, где больше всего евреев-прохожих. в. СТАРОСТА синагоги зажигает в СИНАГОГЕ. Зажигание на ПЛОЩАДЯХ и т.п. – не является заповедью: ханукальные свечи обязаны быть зажженными в своем жилище.
4. КОГДА зажигаем?
а. НАЧИНАЯ с 25 кислева, на протяжении ВОСЬМИ дней, каждый вечер. б. Существует ТРИ мнения, на каком этапе вечера зажигают: 1) НА ЗАКАТЕ, 2) С ВЫХОДОМ ЗВЕЗД, 3) 10-20 минут после заката. Третье мнение – оптимальное. Зажигание с благословением – до тех пор, пока снаружи (или в доме) у горящей свечи будут «зрители», нахождение которых в этом месте в это время – круглогодичный стандарт (напр., в этом часу участники позднего миньяна расходятся из синагоги после молитвы). в. Жителям диаспоры (зажигающим внутри дома) не так важно, в котором часу ночи это сделать. г. В ПЯТНИЦУ – с благословением – зажигают не раньше, чем за 2\3 временного часа до заката (обычно зажигают прежде ханукальные свечи и лишь затем – субботние). д. На ИСХОДЕ СУББОТЫ зажигают лишь по выходу субботы (см. в календарях); порядок предпочтения – ханукальных свечей или свечи «авдалы» - не принципиален. е. В СЛУЧАЕ СИЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ зажечь свечи засветло (в будни), можно зажечь – с благословением – за 1,25 (временных) часа до заката (добавив масла для достаточного горения после выхода звезд). О еще более раннем зажигании – спросить раввина.
5. КТО зажигает?
а. Хозяин\хозяйка дома. (Для Израиля: если супруг не успевает зажечь вовремя, жена может и даже должна зажечь в положенное время. В диаспоре это не принципиально, можно и подождать, пока все соберутся). ЖЕНЩИНЫ ОБЯЗАНЫ зажигать ханукальные свечи так же, как и мужчины. (Даже если женщина не зажигает сама, ОБЫЧАЙ предписывает ей отстраниться от определенных работ на время горения свечей. О подробностях необходимо проконсультироваться с раввином). б. Принято воспитывать МАЛЬЧИКОВ лет с шести зажигать ханукальные свечи. Относительно же девочек – существуют различные обычаи: многие не зажигают вообще. в. ГОСТЬ, а также оказавшийся в ГОСТИНИЦЕ в дни Хануки – должны спросить раввина, как и что им делать.
6. Особенности МОЛИТВЫ в эти дни и пр.
а. Все дни Хануки читают ПОЛНЫЙ «АЛЛЕЛЬ». б. Есть специальные ВСТАВКИ в молитве и в «биркат а-мазон». в. Нет «таханун»а (а также не постятся и не оплакивают мертвых), но есть чтение Торы. г. Нет обязанности устраивать праздничные ТРАПЕЗЫ, но многие делают их. Обычай давать больше ЦДАКИ (подавать милостыню) в эти дни.