2016-09-30 13:29:45
... день, современный еврейский календарь составлен ... поскольку числовое значение еврейского слова « ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Как связаны Новый год и мед, Тора и гранат и чем чистят шофар
В этом году Рош Ха-Шана, новый 5776 год по еврейскому календарю, наступил вечером 13 сентября. У этого двухдневного праздника есть множество традиций, касающихся ритуалов, атрибутики и еды, о которых вы могли не знать. Мы отобрали девять и предлагаем ознакомиться с ними в нашей подборке.
Никогда не выпадает на воскресенье
Фото Flickr Dafne Cholet
Первый день Рош Ха-Шана никогда не приходится на воскресенье, среду или пятницу (в этом году праздник отмечают в понедельник и вторник). Поскольку все еврейские праздники начинаются с заходом солнца накануне и заканчиваются с наступлением темноты на следующий день, современный еврейский календарь составлен так, чтобы они не пересекались с Шаббатом. Таким образом Йом Кипур не может выпасть на пятницу или воскресенье, а это означает, что Рош Ха-Шана, который отмечают за 10 дней до него, никогда не приходится на среду или пятницу. Новый год в еврейском календаре также не попадает на воскресенье, чтобы Ошана Раба, седьмой день праздника Суккот, не пришелся на Шаббат, что сделало бы невозможным исполнение определенных праздничных ритуалов. Четыре дня, когда дозволено отмечать Рош Ха-Шана, называются «четверо врат».
Мед и гранаты
Фото Flickr Speleolog
По данным Министерства сельского хозяйства, израильтяне потребляют 4000 тонн меда в год. В один только месяц Тишрей они потребляют 2000 тонн. При этом для производства одной банки меда пчелы должны собрать нектар с 5-8 миллионов цветов.
Что касается гранатов, то в течение Рош Ха-Шана израильтяне поглощают около 6 тысяч тонн этих рубиновых плодов, тогда как общее потребление составляет 14 тысяч тонн в год. Израильские селекционеры вывели различные сорта гранатов – одни слаще, другие дольше хранятся. Согласно информации министерства, в среднем израильтяне съедают три граната на человека в год, и два из них – на Рош Ха-Шана.
Блюда из рыбы
Гефилте фиш. Фото Flickr Grafinci
Рош Ха-Шана в буквальном переводе с иврита означает «голова года». Некоторые еврейские общины во время праздничной трапезы традиционно едят голову рыбы или ягненка (или курицы). Другие общины не едят голову рыбы, а украшают ею праздничный стол.
Эта традиция уходит своими корнями в Мишне Тора, где говорится: «Сделает тебя Г-дь главою, а не хвостом». В ашкеназских общинах принято есть рыбу (обычно гефилте фиш), поскольку это древний символ плодородия и изобилия.
Согласно данным министерства сельского хозяйства, в среднем израильтяне съедают один килограмм рыбы в месяц, но на Рош Ха-Шана это число удваивается. В месяц Тишрей израильские потребители покупают 800 тонн карпа (в другие месяцы – 250 тонн), 750 тонн тилапии (в другие месяцы – 550 тонн) и 250 тонн кефали (в другие месяцы – 170 тонн).
Сладости
Фото Flickr Lismi171
Рош Ха-Шана может похвастаться множеством ритуалов для гурманов. Практически все общины воздерживаются от маринованных продуктов (чтобы год не был кислым). Некоторые традиции предписывают избегать орехов, поскольку числовое значение еврейского слова «эгоз» («орех») совпадает со значением слова «хет» («грех»). Тем не менее, существует множество вкусных продуктов, которые можно позволить себе в Новый год. Принято есть яблоки в меду и изюм (чтобы год был сладким), гранаты (раввины утверждают, что в этих плодах 613 семян – столько же, сколько заповедей в Торе), круглую халу (символизирует цикличность года), морковь (символ добрых дел), свеклу (символ изгнания врагов) и, конечно, рыбу (см. выше).
Новый год отмечают в седьмом месяце
Фото Flickr Andreea S.
Вы можете себе представить празднование Нового года 1 июля? Рош Ха-Шана знаменует начало года в иудаизме, но его отмечают в седьмом месяце еврейского календаря. В «Хомеш шени» («Книге Исхода» в Торе) сказано, что первым месяцем года должен быть весенний месяц Нисан. Почему же мы отмечаем его сейчас? Существует множество интерпретаций. Толкователи Мишны утверждают, что смысл вавилонского названия седьмого месяца Тишрей – «новое начало». Согласно Мишне, в иудаизме есть четыре новогодних дня: 1-е Нисана – для восхождения царей, 1-е Тишрея – для календарных лет, шаббатних лет, юбилейных лет и посадки растений, 1-е Елула (или 1-е Тишрея по другим источникам) – для маасера (десятины скота и урожая) и 1-е Швата (или 15-е Швата в наши дни) – для деревьев. Согласно Талмуду, в первый день месяца Тишрей были созданы Адам и Ева.
Закопай шофар
Фото Flickr Matt Ray
Шофар (бараний рог) – важный атрибут Рош Ха-Шана, поскольку он призывает к покаянию во время Ямим нораим (периода от Рош Ха-Шана до исхода Иом-Киппур). Чтобы рог считался кошерным для использования, в нем не должно быть хрящей. Согласно информации иерусалимского фонда «Ави Хай», существует специальная техника для очистки рогов, но лучшим способом считается закопать его, чтобы жуткие твари земные съели лишние ткани.
Чтобы держать шофар в чистоте и избежать неприятных запахов, современные эксперты советуют пользоваться уксусом и перекисью водорода. Один из самых простых способов для очистки рога – гравий (как правило, аквариумный) и мягкий, круглый и упругий мяч Нёрф. Когда в полый рог засыпают гравий, им затыкают широкий конец шофара. Нёрф, который позиционируется как первый мяч для игры в помещениях, мягкий и пластичный, поэтому его легко извлечь.
Двухдневный праздник
Фото Flickr Arun Selvaraj
Раньше Рош Ха-Шана отмечался один день, но коммуникационные проблемы превратили его в двухдневный праздник.
Еврейский календарь основан на лунном цикле, и новый месяц начинается с новолунием. Казалось бы, достаточно посмотреть на небо, чтобы получить убедительное доказательство новолуния, но провозглашать новолуние мог только раввинский совет в древнем Иерусалиме (и позднее в Явне), который затем отправлял гонцов по всей земле для информирования общественности. Поскольку в древние времена не было автомобилей, телефонов и компьютеров, новость часто приходила уже после начала месяца. Когда праздник стал двухдневным, все смогли отмечать его вовремя. Обычай прижился, несмотря на то, что в современном мире очень легко выяснить, когда начинается новый месяц.
Разные названия одного праздника
Фото Flickr shira gal
У Рош Ха-Шана много названий. В Торе он упоминается как Йом Ха-Зикарон – День памяти (не путать с израильским днем памяти павших солдат и жертв терроризма) или Йом Труа (день звучания шофара). Этот праздник также известен как Судный день, поскольку, согласно легенде, именно на Рош Ха-Шана Г-дь судит наши прошлогодние поступки и решает судьбу на следующий год. Считается, что впервые слова «Рош Ха-Шана» прозвучали из уст пророка Йехезкеля, хотя он имел в виду не святой день, а начало года.
Синагога вместо вечеринок
Синагога на улице Дохань, Будапешт. Фото Flickr Jan lyall
Рош Ха-Шана, хоть и является Новым годом по еврейскому календарю, но отмечается без шумных вечеринок и шампанского, в отличие от Нового года в григорианском календаре. На Рош Ха-Шана запрещено работать, и предполагается, что большую часть времени вы должны провести в синагоге. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар.
2016-09-29 21:31:03
Вот, мне кажется, еще смысл, почему в новолетие едят яблоко в меду. Написано в Песне песней (2:5): « ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вот, мне кажется, еще смысл, почему в новолетие едят яблоко в меду. Написано в Песне песней (2:5): «Освежите меня яблоками, ибо я (народ Израиля) изнемогаю от любви (к Творцу)». Это чувство мы хотим выразить сейчас и испытывать в течение года. И наша просьба к Нему, чтобы дал нам медовую сладость этого постоянного переживания, как просим «сделай сладкими слова этой Торы в наших устах». И мы хотим подтвердить, что мы – Его верная и любящая жена (ведь гематрия дваш – жена). И еще мед – символ и просьба о материнском милосердии к нам несознательным, неспособным (как личинки пчел) вполне оценить Его доброту и ответить на нее,
2016-09-27 21:16:28
... газеты в уходящем еврейском году. Следующий номер ... жизнь. Только классический еврейский закон о « ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Итак, дорогие читатели, перед вами последний выпуск газеты в уходящем еврейском году. Следующий номер выйдет в 5777 году по еврейскому летоисчислению.
777 — это очень выразительное число и намекает на множество перспектив, которые нас ожидают. Но те из вас, кто привык вариться в котле информации из массмедиа, имеют опасность пропитаться духом скептицизма… Чего стоит предстоящий выбор президента из двух персонажей с одиозными послужными списками! Исламисты уже в Америке и взрывают всевозможные мусорники. Беженцы волнами накатываются на матушку-Европу. Система «Путин-строй» нагородила в России почти империю. Голубые становятся все голосистее, а в Украине премьер-министр — еврей. И это не считая «арабской весны», ядерного оружия в Северной Корее, кризиса в Венесуэле, войны в Сирии и прочих странностей бытия. Как же нам радоваться наступающему году, если ни одно СМИ не обещает света в конце туннеля, а только готовит паству к новым сюрпризам? Представим один из вариантов ответа: мир не сваливается в пропасть, а мир проходит расслоение. Каббалистическая книга «Зоар» говорила о том, что человечество ждет сценарий потопа, но в аллегорическом смысле. Однако на самом деле можно говорить о двух потопах. Первый (новый) потоп начался в середине XIX века, и это был информационный потоп. Открытия в науке, политические эксперименты, культурные новации, всплеск технологий — это первый потоп, который дал миру много перспектив, но и вывалил в мир много опасностей. Однако в наши дни начался второй (новейший) потоп — потоп «гнусных» новостей, о которых мы писали в начале статьи. «Стараются» массмедиа, которым нужно что-то писать, отрабатывая зарплату и заполняя пространство новостных тем. С еврейской точки зрения, весь этот медийный жанр относится к категории «лашон а-ра», или в переводе на русский «злой язык». Когда человек не может ничего изменить, но только расстраивается по поводу прочитанного — это классическая ситуация «инфояда», отравляющего жизнь. Только классический еврейский закон о «лашон а-ра» требует не говорить плохого о евреях. А мы утверждаем, что сам принцип универсален и «лашон а-ра» в отношении мира вокруг нас не менее вреден, чем «лашон а-ра» в отношении еврейского соседа. Как нам сформулировать диагноз? Напомним: происходит расслоение. Неразумные массы тонут в потоке массмедийной информации, и их сознание становится в буквальном смысле «ватным», то есть аморфным и не умеющим строить структуры и анализировать. Б-г не топит людей, как во время библейского потопа, но «выводит их за скобки», переставая интересоваться «утонувшими массами». Что делать нам? Как гласит новогоднее пожелание, «чтобы мы были в голове, а не в хвосте». Следующий год — это год трех семерок (5-777). Семерка — это полнота, это цель, это гармония, это шаббат как свобода от порабощающего труда. Три семерки — это гармония в трех мирах: в мире духовном, в мире интеллектуальном и в мире эмоциональном. Наша задача — перемещаться из «хвоста» в «голову» человечества. Первый потоп — информационный, и он включает в себя важные материалы по духовному развитию. Главное — выудить их из океана информации подобно рыбаку, выуживающему рыбу. В мире духовности за последние месяцы произошел важный сдвиг в процессе раскрытия света и новых возможностей. Те, кто умеет видеть, уже начали радоваться новым раскрытиям.
Мы приоткрываем занавес и приглашаем вас, дорогие читатели, в клуб имени Головы рыбы. Приходите на празднование Рош Хашана в наши стены в JCBB в воскресенье, 2 октября, в 7:40 pm.
2016-09-21 00:44:41
... " />Жила-была бедная еврейская семья. Детей было ... . Из серии "Еврейское счастье" (фрагмент ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Жила-была бедная еврейская семья. Детей было много, а денег мало. Бедная мать работала на износ – готовила, стирала, и орала, раздавала подзатыльники и громко сетовала на жизнь. Наконец, выбившись из сил, отправилась за советом к раввину: как стать хорошей матерью?
Вышла от него задумчивая. С тех пор ее как подменили. Нет, денег в семье не прибавилось. И дети послушнее не стали. Но теперь мама не ругала их, а с лица ее не сходила приветливая улыбка.
Раз в неделю она шла на базар, а вернувшись, на весь вечер запиралась в комнате. Детей мучило любопытство. Однажды они нарушили запрет и заглянули к маме. Она сидела за столом и …пила чай со сладким цимесом! "Мама, что ты делаешь? А как же мы?"- возмущенно закричали дети. "Ша, дети! – важно ответила она.- Я делаю вам счастливую маму!" _________
Иллюстрация: В. Любаров. Из серии "Еврейское счастье" (фрагмент).
2016-09-16 12:11:08
ОБЪЯСНЕНИЕ ЦИТАТЫ: Видя самого себя и своё желание в центре всего Творения, сам гневающийся ...
+ развернуть текстсохранённая копия
ОБЪЯСНЕНИЕ ЦИТАТЫ: Видя самого себя и своё желание в центре всего Творения, сам гневающийся является идолом, а его гнев - как бы служение этому идолу. Тем более если человек находится на такой стадии ярости, что разбивает какие-либо предметы в своём гневе, его ярость подобна идолопоклонству. Зоар пишет, что эти предметы считаются как бы жертвоприношением идолу (своему желанию) - его желание обязано исполниться в любом случае, иначе у окружающего мира нет права на существование.
Подробное объяснение цитаты можно найти тут: http://goo.gl/zu0dML