![]() Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]() Три Славы актёра: 7 мая, 35 лет назад, не стало фронтовика, известного артиста Алексея Смирнова2014-05-07 23:55:39+ развернуть текст сохранённая копия stoletie.ru/kultura/tri_sla...ra_147.htm 7 мая, 35 лет назад, не стало фронтовика, известного артиста Алексея Смирнова Заслуженный артист РСФСР Алексей Макарович Смирнов сыграл за 22 года актёрской работы 85 киноролей. Это очень много, с учётом того, что прожил он всего-то 59 лет. И за всё это время снялся лишь в одной главной роли.
Вот они, забойные Смирновские фразы из бессмертной картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: «А компот?», «Давай, бухти мне, как космические корабли бороздят большой театр», «Шурик, это же не наш метод! Шурик, а может не надо? - Надо, Федя, надо!», «Кто не работает, тот ест! Учись, студент!», «У вас несчастные случаи на стройке были? Не было? Будут!». Ну и кто из нас после таких цитат не вспомнит колоритную, юморную физиономию артиста-комика? А вот судьба ему выпала далеко не весёлая, даже во многом трагичная. А мне этот артист запомнился по фильму «Полосатый рейс». В нём Смирнов великолепно сыграл вахтенного матроса Митю Кныша. Потом отмечал его работы во многих фильмах, но как-то так, мельком. Професс Перед деятелями культуры-фронтовиками, орденоносцами я всю жизнь испытываю чувства благоговейного восхищения. Со многими щедрая жизнь подарила мне знакомство, о некоторых писал в военных изданиях. Евгений Весник – два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, две медали «За отвагу»; Пётр Тодоровский – три ордена Отечественной войны, ранение, контузия; Михаил Шуйдин – ордена Красного Знамени и Красной Звезды, тяжелейшее ранение, инвалидность, был представлен к званию Героя Советского Союза; Юрий Никулин – медаль «За отвагу», представлен к ордену Славы III степени; Николай Дупак – ордена Красного Знамени, Отечественной войны, три ранения, инвалидность; Анатолий Папанов – два ордена Отечественной войны, тяжелейшее ранение, инвалидность; Иннокентий Смоктуновский – две медали «За отвагу», пленение, ссылка; Владимир Этуш – орден Красной Звезды, тяжелейшее ранение, инвалидность.
Но вот чтобы довольно известный актёр был кавалером двух орденов Славы – такого припомнить я не мог.
С благодарностью Быкову записал ленинградские координаты Смирнова. И даже переговорил с Алексеем Макаровичем по телефону. Мы условились обязательно встретиться. Не случилось. Учился я в академии, а Смирнов жил в Ленинграде. Тяжело хворал. Меньше, чем через год после нашего общения его не стало… А родом он был из города Данилов Ярославской губернии. В середине двадцатых семья перебралась в Ленинград. Макар Степанович рано покинул этот мир. Анна Ивановна осталась с двумя сыновьями. Ещё в школе Алексей играл в драмкружке. Так что вопроса - кем стать по жизни для парня не существовало. В 1940 году окончил студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра. Успел сыграть лишь одну роль. Началась война. Смирнов мог элементарно остаться при театре, но ушёл на фронт добровольцем уже 25 июня. Воевал командиром огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии прорыва РГК. В разное время это соединение действовало на Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Будучи гвардии старшим сержантом, Смирнов часто ходил в разведку. Выписки из его наградных листов: «Тов. Смирнов лично уничтожил трёх фашистов. Заменил вышедшего из строя командира миномёта. Рассеял до двух взводов пехоты противника. В районе деревни Онацковцы Смирнов со своим взводом уничтожили миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 бойцов противника. В следующем бою старший сержант Смирнов со взводом уничтожили 2 станковых пулемёта, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника. Награждён орденом Красной Звезды». «20 июля 1944-го года в районе высоте 283.0 Смирнов личным примером воодушевлял товарищей. Взял в плен семь гитлеровцев. Через неделю, в районе деревни Журавка Смирнов с подчинёнными ему солдатами столкнулись с группой противника из 16 человек. Было уничтожено 9 и взято в плен пять немцев. За особое личное мужество Смирнов удостоен Ордена Славы III степени». «17 января 1945-го года батарея Смирнова попала в засаду в районе деревни Посташевице. Смирнов лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника. Во время форсирования реки Одер, Смирнов вплавь переправил на себе миномёт. Закрепившись на левом берегу, он уничтожил две пулемётные точки и до 20 солдат противника. Награждён Орденом Славы II степени».
Дойти до Берлина Алексею Макаровичу не суждено было. В одном из боёв уже на территории Германии он получил ранение и сильнейшую контузию. Так что медаль «За боевые заслуги» была вручена сержанту в госпитале.
Вместе с документами о комиссовании и присвоении лейтенантского звания. Смирнов вернулся в театр музыкальной комедии. И здесь начались его жизненные невзгоды. Жил с мамой в коммунальной квартире. Жутко бедствовал. Вдобавок , властная, сильная, но капризная женщина после смерти во время войны младшего сына Аркадия начала страдать тяжёлой формой психического расстройства. Приступы у неё случались спорадически. Алексей Макарович в маме души не чаял и мужественно переносил её болезненные выходки, придирки. Из-за этого даже вынужден был покинуть театр. Хотя однажды признался другу артисту Владимиру Пашкову, что причина-то куда существеннее. Дело в том, что обладая от природы чудным и редким голосом – грудным басом – Смирнов совершенно не имел слуха. Такое редко, но бывает. В одном из фильмов его, артиста музыкальной комедии, дублировал Эдуард Хиль. Тот же Пашков вспоминал: «Лёша работал много и хорошо. Отлично сыграл Петра I в спектакле «Табачный капитан». Не поленился, сходил к знаменитому актеру Николаю Симонову и тот здорово натаскал моего друга. С этим царём он халтурил направо и налево, зарабатывая деньги на сиделку для мамы. Мы с Лёшей со временем ушли из театра в Ансамбль оперетты Михаила Ксендзовского и гастролировали по девять месяцев в году. А маме его требовался усиленный уход. Тяжёлого и деспотического характера была женщина, даже безотносительно её болезни. Скажем, принуждала своего сына, уезжающего на гастроли, оставлять все свои вещи, вплоть до часов, дома, дабы женщины лёгкого поведения к нему, «красавцу», не приставали. И Лёша ехал в одном спортивном костюме. Чтобы выйти куда-нибудь в люди, он вынужден был выпрашивать одежду у нашей костюмерши. Девушка Смирнову симпатизировала и выдавала реквизит. Впрочем, друг мой на гастролях особо не развлекался. Никогда не ходил в рестораны. Питался в дешёвых столовках. А все деньги до копеечки посылал матери». Алексей Макарович никогда не был женат. Притом что пользовался фантастическим успехом у женщин. Поговаривали, что причиной холостяцкой его жизни были те самые ранение и контузия, после которых Смирнов не мог иметь детей. Он и любимой девушке Лиде Масловой, которая ждала его всю войну, якобы сознательно и грубо отказал в дальнейших отношениях. Даже если согласиться с такой версией, то вряд ли она была определяющей. Как это и случается в жизни, всё обстояло гораздо сложнее. Артист, во-первых, не представлял себе, как он приведёт в дом, к матери другую женщину. Признавался: «Я же вынужден буду жить среди двух врагов». А, во-вторых, Смирнов не умел элементарно выстраивать своих отношений с представительницами слабого пола. Это была врождённая неуклюжесть ровно в той же степени, как и со слухом. Каждый раз, когда знакомился с очередной прелестной особой, ему казалось, что наконец-то встретил свою судьбу. Будучи глубоко порядочным человеком, он и в других видел только хорошее. И тут же предлагал руку и сердце. В реальности же этими женщинами чаще всего двигали корыстные побуждения. Ещё бы: известный артист, одет с иголочки, квартира в Ленинграде, прописка. Уже потом выяснялось, что роскошный костюм - из театральной костюмерной, а квартира - две крохотные коммунальные комнатки на первом этаже старинного дома на улице имени народовольца Лаврова. Да ещё и жить надо со строгой и властной свекровью, которая держала сына даже не в ежовых, а в стальных рукавицах. Вот так и случалось: многие дамы, с которыми Смирнов знакомился на гастролях, приезжали в Ленинград, но, не получив того, на что рассчитывали, возвращались восвояси. Отношения с матерью для Смирнова были крестом тяжким, в определённом смысле, даже унизительными для него. Старушка буквально терроризировала сына, совершенно не понимая того, что напрочь лишает его многих радостей жизни, в том числе семейной перспективы. И, несмотря на это, Алексей Макарович терпеливо, стоически ухаживал за мамой, как за маленьким ребёнком. Буквально. Менял ее пелёнки, убирал, готовил, бегал в магазины. Даже пел ей колыбельные перед сном. Словом, удовлетворял все её капризы. На этой почве артист очень близко сошёлся с Леонидом Быковым, у которого жена тоже страдала тяжелейшим психическим расстройством. Леонид Фёдорович взял Смирнова в свой первый фильм «Зайчик» на эпизодическую роль шумовика в театре.
А через пару лет они вдвоём сыграли советских разведчиков в одноимённом фильме И. Самборского и А. Швачко «Разведчики». Главным рекламным проспектом той картины стали рядовые бойцы Быков и Смирнов. С тех пор друзья не разлучались до самой смерти.
По-настоящему популярным в Советском Союзе Алексей Смирнов стал лишь после роли пьяницы и тунеядца Феди, о которой уже упоминалось. И это несмотря на то, что у него за плечами к тому времени было уже двадцать пять киноработ. И даже очень удачная – гангстер Билл Дрисколл из «Деловых людей» Л. Гайдая. Однако для него то была популярность какая-то легковесная, не первосортная, что ли. Так, во всяком случае, казалось самому артисту. Как и все комики на свете, он в душе полагал себя трагиком. И вот это обстоятельство вызывало едва ли не самую большую творческую неудовлетворённость Смирнова. Чрезвычайно скромный и застенчивый человек, он искренне, но втуне полагал, что эти его врождённые качества, да плюс ещё нелепая комическая внешность не дают развернуться его артистическому таланту и создавать образы из Шекспира, Достоевского, Островского, Чехова. А стыдливо-робким Смирнов был на удивление. Пашков вспоминал, что долгое время никто ни в театре, ни потом, в труппе Ансамбля оперетты даже не подозревали о фронтовых заслугах его друга. Открылись они случайно. Произошло это в 1954-м году в секретном городе Капустин Яр. Там находился громадный военный полигон, где испытывались ракеты. Естественно, охрана стояла на каждом шагу. Но Алексею очень хотелось побродить по окрестностям, поискать редкий экземпляр для своей коллекции. (Всю жизнь Смирнов собирал разных рептилий, букашек, паучков… Одних спиртовал, других засушивал по известной только ему методике. А ещё умело вырезал всякие поделки из корней и веток. – М.З.). «Ходили мы с ним, ходили, пока не перелезли через колючую проволоку. Откуда ни возьмись, возникли бойцы с автоматами. И повели нас под белы ручки вдоль речки Капустинки. Смотрим, сидят какие-то люди в трусах. Загорают, уху варят. И вдруг мой Лёша бодрым строевым шагом направился к одному из них: «Товарищ Маршал Советского Союза, разрешите доложить: взводный 169-го Краснознаменного минометного полка гвардии лейтенант Алексей Смирнов, служивший под вашим началом на 1-м Украинском фронте!». Присмотрелся я – ба! Да это же сам Жуков! До этого я его видел только в газетах, в кинохронике - в кителе, при орденах и медалях. А тут -невысокий пожилой мужчина в полосатых трусах, с животиком. «Что вы здесь делаете?» - спросил Лешу. «Выступаем, Георгий Константинович, в местном Доме офицеров» - «Хорошо, вечером приду, посмотрю». И пришёл. И рассказал нашему театральному руководству о том, какой герой служит в коллективе. А потом ещё и устроил банкет для всех артистов – с икрой, с несколькими сортами дефицитной по тем временам колбасы, с овощами и фруктами. Правда, сам за столом не присутствовал. Вот тут мы у Лёши и стали выпытывать про его боевые заслуги. Прямо клещами из него тянули сведения. Стеснялся, отнекивался. Я даже не знаю почему, но он никогда не рассказывал о своих военных приключениях. И вообще, если бы кто другой имел такие фронтовые заслуги, то по меньшей мере улучшил бы свои жилищные условия. Ведь стоило ему только предъявить в Ленгорсовет документы о своих заслугах и о маминой болезни – никуда бы начальство не делось, дало новую квартиру. Не пришёл, не потребовал».
Убедившись окончательно, что жену ему никогда не найти, Алексей Смирнов решил усыновить ребёнка. А надо сказать, что дети и животные очень его любили.
Артист Виктор Косых (Данька в популярном боевике «Неуловимые мстители», в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён» исполнил главную роль пионера Кости Иночкина) как-то рассказывал, что ребята во время сьёмок днями напролёт висели на дяде Лёше (по фильму - завхоз пионерлагеря). И для всех он находил доброе слово, хоть маленький, но гостинец. Это святая правда насчёт детской любви. Актёр часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов. Приносил туда собственноручно изготовленные деревянные игрушки, от которых малыши были в восторге, конфеты, пряники, ситро. Там он обратил внимание на Ваню - замкнутого, тихого мальчика с врождённым пороком сердца. Алексей Макарович предпринял энергичные усилия, чтобы усыновить ребёнка, но ему это не удалось. Органы опеки, прознав, что на руках артиста - психически больная мать, категорически выступили против. Смирнова та досадная неудача вышибла из седла капитально. Он и раньше, случалось, грешил относительно «зелёного змия», но тогда впервые в жизни ушёл в длительный запой. И как раз в это время – так высшим силам было угодно – спасительный круг старшему товарищу кинул Леонид Быков, пригласив его в свой великий фильм «В бой идут одни «старики». И это притом что чиновники от кино резко выступали против того, чтобы на роль авиамеханика Макарыча утверждался ленинградский актёр Алексей Смирнов. «Не бывать этому никогда! У него же тупое лицо!» Быков парировал: «Позвольте, но этот человек, как вы утверждаете с «тупым лицом» - фронтовик, кавалер ордена Красной звезды и двух орденов Славы!» - «Это ещё ни о чём не говорит» - «Это говорит лишь о том, что без Смирнова я фильм ставить не буду!» Вот после этой картины к Алексею Макаровичу и пришла настоящая слава. С учётом двух предыдущих фронтовых мы можем полагать, что, наконец-то, артист Смирнов стал полным кавалером Славы. Конечно, и без него состоялась бы столь замечательная картина. Кто бы что ни говорил, но в искусстве, как и в жизни, незаменимых людей не бывает. И всё-таки мы должны благодарить Бога за то, что два великих актёра сошлись в двух фильмах о Великой Отечественной войне. Причём «В бой идут одни «старики» - безусловно, одно из лучших, что снято о той войне. Есть в фильме какая-то созидательная энергетика, идущая от трагикомических отношений, о бессмертном фронтовом братстве русского и украинца, которое никогда не будет предано забвению, несмотря ни на какие нынешние катаклизмы.
В последние годы жизни здоровье Смирнова значительно ухудшилось. Аукалась его бесшабашная фронтовая удаль: одна переправа на плечах с миномётом вплавь через январский Одер чего стоила. А ведь боевых приключений Смирнова на той войне с лихвой на взвод хватило бы.
Кроме того, во всех своих 85-ти фильмах артист ни разу не прибег к помощи дублёра. Полагал это ниже своего профессионального достоинства. Ну, и, само собой разумеется, что частые обращения к алкоголю здоровья фронтовика тоже не укрепляли. Дошло до того, что из-за своих болячек Смирнов даже не смог сняться в картине Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал. Последней крупной работой Алексея Макаровича оказалась комедия чехословацкого режиссёра Олдриха Липского «Соло для слона с оркестром». Там он сыграл роль клоуна по фамилии… Смирнов. Затем снялся ещё в трёх картинах. Однако его появление в них ограничивалось короткими эпизодами. В фильме «Ваша профессия» его фамилия даже не указана в титрах. Окончательно сломила волю к жизни Смирнова настоятельная необходимость отдать мать в дом для престарелых. Из-за прогрессирующей болезни она перестала его узнавать. Медсестра Алла Кононова рассказывала, что Алексей Макарович тогда ушёл в запой страшный. Актёр был госпитализирован в Мариинскую больницу. Диагностировали у него ишемическую болезнь сердца, атеросклероз, недостаток кровообращения, жидкость в лёгких, выраженную одышку и отёк ног. За две недели пребывания Смирнова в больнице его так никто и не навестил. Зато он пользовался большой популярностью у персонала. Ему всячески пытались угодить, в том числе бегая по его просьбе за алкоголем. 7 мая 1979 года, в день выписки, Алексей Макарович Смирнов вообще купил ящик коньяку. И тогда же совершенно случайно узнал о трагической гибели Леонида Быкова, которая произошла ещё 12 апреля. Говорят, что он молча вернулся уже одетый в свою палату, выпил бутылку коньяку, лёг на кровать и умер. Мать его пережила на два года. Её захоронили в могилу сына. (Южное кладбище Санкт-Петербурга. 3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила). Говорят, что Ваня из дома-интерната, став совершеннолетним, устроился вахтёром на машинный завод. Жил одиноко. 7 мая 1992 года – ровно через 13 лет после смерти Алексея Смирнова – он ввёл себе в вену большую дозу усыпляющего вещества. Оставил пакет. В нём была деревянная игрушка, подаренная когда-то Алексеем Смирновым, несколько фотографий, того, кого он считал своим отцом и записка: «Папа, прости, что я не пришёл на твои похороны. Узнал об этом слишком поздно». Похоронили Ивана Алексеевича под фамилией Смирнов. При получении паспорта Ваня взял фамилию и отчество дяди Лёши.
А.М. Смирнов в воспоминаниях друзей:
«Звёздного гонора у него не было. Наоборот, в пивнушке на ВДНХ он старался сесть в углу и быть как можно незаметнее. К стойке за пивом ходил я, потому что народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему своё почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался. Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким. Казалось бы, я по сравнению с ним был пацаном в большом кино, но он ни разу не дал мне повода усомниться, что на съёмочной площадке главным является режиссёр». Игорь Вознесенский, режиссёр. «Алексей был очень светлым и добрым человеком, никому не мог отказать в любой просьбе. Умел удивительно располагать к себе. А ещё был трогательным и каким-то незащищённым. Да, он был одиноким, но на эту тему старался не распространяться». Наталья Крачковская, актриса. «Однажды на съёмках «Айболита-66» он поразил меня своим уникальным знанием японской поэзии. Мы сидели ночью на берегу моря у костерка, и Лёша читал и читал стихи. В такие минуты он был открыт как никогда». Илья Рутберг, актёр. «Приуменьшать его вклад очень самонадеянно и глупо, это всё равно что с презрением относиться к реке, уважая только океан. Это довольно чистая река. Он типичный пример Лицедея. Место, которое он занял, было вакантно до него и остаётся таковым поныне. Наверное, закономерно, что он так рано умер, не выдержав этой жизни, этого одиночества, этой неприкаянности. Он ничего не видел, кроме кино, кроме съёмочной площадки, сырой простыни и гостиницы». Ролан Быков, режиссёр. «Он был великой скромности человек. Он о своих подвигах никогда не рассказывал. Но награды, ордена Славы говорят сами за себя. И медаль «За отвагу». Он недюжинного мужества был человек: не ныл, не плакался, он улыбался, он смеялся, он нас смешил. Великой щедрости дар». Елена Санаева, актриса. «Прежде всего, в Алексее Макаровиче удивлял разрыв «между формой и содержанием». Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочёл всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры. Но все это - маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался. Он никогда этим не хвастал, никого и ничего не цитировал. Был, так сказать, весь в себе». Яков Костюковский, драматург. Михаил Захарчук 07.05.2014 | 14:47 Специально для Столетия Комментарии Автор 07.05.2014 15:53 К вам, мои дорогие читатели, обращаюсь я с искренней благодарностью накануне великого праздника, самого главного во всей нашей жизни, Дня Победы за то, что вы хоть изредка читаете мои заметки. Всем вам я дарю с помощью «Столетия» эту поминальную молитву о замечательном человеке, блестящем артисте Алексее Смирнове. Так получилось, что я с ним однажды пообщался только по телефону, но память о нём сохраню до гробовой доски. Редчайший случай в моей журналистской практике, чтобы артист имел 2 ордена Славы. А смотришь его в кинофильмах – никогда ведь не скажешь, не подумаешь даже, что этот актёр был сподоблен на супер героические подвиги. Однако таков он, истинно русский человек. Незаметен, даже неуклюж в быту, но на любой войне – всегда герой. Это и есть главный запас России, а отнюдь не её золотые слитки. Ещё раз благодарю всех вас за то, что меня читаете. Добра вам всем и крепчайшего здоровья! С Днём Победы! Искренне и всегда ваш Михаил Захарчук.
Николаевна 07.05.2014 17:22 Уже 35 лет?! А, было будто вчера, уши не хотели верить, мозг не мог осмыслить, душа не хотела принять: две смерти подряд... Так не бывает...! Оказывается, бывает! Шли по жизни два человека, скорее, человечек (веселый, юморной, поющий и пляшущий Л.Быков)и человечище(большой, несколько неуклюжий и бесконечно добрый А.Смирнов). Последние годы их нельзя было представить друг без друга. В первой части приключений Шурика "Федя"( конечно, в моем понятии, затмил всех: рядом с ним могли быть и другие именитые артисты, а взгляд был прикован к нему!).О "Стариках...",вообще , молчу, ощущение такое,будто они вместе вышли...из той войны! Наш любимый "Айболит 66"! Вот они страшные-страшные разбойники, а дети... смеются, им не страшно. Может, поэтому мы и выросли добрее? Говорить можно много, но сегодня хочется сказать: "Вечная память ушедшим и Многие лета живым"! Татьяна П. 07.05.2014 17:24 Так трогательно написано... Словно большая жизнь большого человека за несколько минут прошла мимо меня, коснувшись самого сердца... Как мало я, просто зритель, просто читатель, знаю об актёрах,о личностях... Какой контраст преследовал всё время Алексея Макаровича в жизни. По натуре своей отважнаый и героический, он играл совершенно противоположные роли. Много подано такого редкого, уникального и яркого материала, что невольно задумываешься: ведь зачастую ты просто дилетант, не знающий сути, не сумевший пиглядеться. Как поздно мы узнаём эту суть! Благодарю и автора очерка и Столетие за то, что они дают нам возможность быть ближе к настоящим героям, проникнуться их судьбами. павел 07.05.2014 17:56 Спасибо, дорогой! Это настоящий подарок к Дню Победы! асад 07.05.2014 18:25 спасибо михаил что ты ест и пишеш про артистов геройов такие артисты болшо не будет блогодарю Роман Гришко 07.05.2014 18:50 Из статьи - дети и животные его очень любили... ----------------------------------- Юрий Никулин в своей книге "Почти серьёзно" вспоминал о том, как на съёмках фильма "Ко мне, Мухтар" ему сказали - Самое сложное - сниматься с детьми и собаками - их переиграть невозможно.. ------------------------------------ С Уважением, Роман Гришко, видевший в 1966 году в пионерском лагере в Подмосковье кинокартину "Деловые люди". Борис 07.05.2014 20:19 Великий комик Пьер Ришар! Когда я это встречаю, то искренне удивляюсь. Ну что такого комичного в лице Ришара? А ничего. Самое обыкновенное лицо нормального человека. Играл бы он себе обычные роли и никто и никогда его никаким комиком не называл бы. Такое же мнение у меня и о Алексее Смирнове. Да, умел корчить смешные рожицы и подать себя в юморном виде. Но с фотографии смотрит самый обычный, добрый человек. И никакого тупого лица в нем я никогда не видел, хотя и в людях и в лицах разбираюсь неплохо. Очень жаль, что наши киношники видели только комедийную сторону его дарования. Сыграл он роль авиамеханика и должен сказать, а авиамехаников я видел много, что получилось совершенно замечательно. Все настолько жизненно, что просто вызывает восхищение. Тяжелая ему досталась жизнь. Жаль, что так рано ушел. Мир его праху. Сергей Буратинович Барбосян 07.05.2014 21:39 Спасибо Судьбе что я имею возможность общаться и читать статьи нашего замечательного друга Михаила Александровича Захарчука . Его творческая энергия и знание материала о ком бы он не писал лично меня удивляет !!! Жаль что сейчас не хотят помнить о тех КИТАХ на которых выросли поколения СОВЕТСКИХ людей. Очень жаль !!! Но время лечит ... В том числе и нас ... Желаю М.А. здоровья и творческих успехов . Думаю что меня поддержат все те кто не равнодушен к его творчеству . С уважением С.Б. Ольга КБ. 07.05.2014 21:40 Замечательный актер, хороший человек, настоящий друг.Очень жаль, что он не порадует нас больше своими ролями. Спасибо автору за замечательную статью. Татьяна60 07.05.2014 22:19 Любимый актер моего папы, который тоже воевал, но навряд ли знал о военном прошлом Алексея Макаровича - в то время не было таких статей. А любил он его за подкупающую искренность. Спасибо за открытый мир по имени Алексей Макарович Смирнов. Тэги: <<операция, <<старики>>, <<ы>>, актер, актеры, алексей, бой, быков, другие, жзл, идут, кино, кино,театр, леонид, одни, приключения, россия,ссср,русский, смирнов, ссылка, фильм, шурика>>, язык Час Суда2014-05-07 21:14:00+ развернуть текст сохранённая копия Правильнее будет назвать "Тихий Час суда". Этим вечером на Пушкинской площади неизвестный в строгом деловом костюме с георгиевской ленточкой и золотым малым коренным зубом привлек внимание горожан тем, что спокойно спал на порожках Краснодарского краевого суда.![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Тэги: photo, report, жзл, краснодар, россия Два года президентства Путина. Михаил Леонтьев, Анатолий Вассерман, Дмитрий Goblin Пучков2014-05-07 19:25:27+ развернуть текст сохранённая копия НЕЕВРОПЕЙЦЫ 7 май, 17:19 +3 1 Рогозин предложил США подарить Киеву телескоп 7 май, 17:16 +6 3 Путин попросил перенести референдум на востоке Украины 7 май, 16:54 +20 71 все темы «Эта новая политическая линия последовательно реализована за эти два года во всех основных сферах государственной жизни. Наиболее последовательно это сделано во внешней политике, где Россия окончательно закрепила за собой статус самостоятельного игрока, способного, когда он считает нужным, даже бросать вызов Западу», — пояснил Слатинов. http://www.odnako.org/blogs/putin-tretiy-srok-noviy-politich... Тэги: "однако", 7585, <<гоблин>>, алексей, анатолий, бедствия, в.путина, вассерман, ввп, владимир, второй, демократия,свобода,права, дмитрий, жзл, заметки, коньков, леонтьев, мировая, михаил, мухин, неангажир., ннг, новость, политика,геополитика, политолог, политолога, правосудие,преступления,правонарушения, президенты, происшествия,мятежи,скандалы,стихийные, путин, пучков, россия, россия,ссср,русский, срок, украина,белоруссия,другие, язык Актер и «очковая змея» из Госдумы2014-05-01 23:38:20+ развернуть текст сохранённая копия rustoria.ru/post/akter-i-oc...medium=pad Смоленску по-настоящему повезло – здесь живет и работает замечательный человек, великолепный актер, заслуженный артист России Николай Сергеевич Коншин. На днях он отмечает свой 60-летний юбилей. Выпускник Школы-студии МХАТ им.М.Горького, он с 1981 года служит в Смоленском государственном драматическом театре. При этом актер активно участвует в различных общероссийских театрально-кинематографических проектах. Одним из лучших образов, созданных Коншиным, стал образ генерала Михаила Бонч-Бруевича в телесериале "Генералы против генералов", который уже неоднократно показывался по центральным телеканалам. Немногие знают, что Николай Сергеевич еще и потомок древнего рода русских промышленников-предпринимателей Коншиных. Немногие также знают, что в юности судьба столкнула его с одним удивительным человеком – бывшим депутатом Государственной Думы, принимавшим отречение Николая II, соратником Деникина и Врангеля, публицистом, бывшим заключенным Владимирского централа Василием Витальевичем Шульгиным (1878-1976). Так получилось, что в 60-70-е годы семейство Коншиных и Шульгин жили во Владимире в одном доме. И долгое время фактически личным секретарем Шульгина был Николай Коншин. Вот об этом наш с ним разговор. – Мой отец, Сергей Коншин, был хорошим пианистом. Он учился в консерватории вместе со Львом Обориным и Дмитрием Кабалевским, будущими советскими знаменитостями. В 1932 году отец случайно на улице в Москве встретил бывшего технического директора одной из фабрик деда. Этот бывший директор давно жил в Англии, и приехал в СССР в составе английского посольства, где был каким-то советником. Он пригласил отца в посольство поиграть на одном из дипломатических вечеров. Отец взял с собой своего старшего брата, который хорошо пел, и он вдвоем пришли в посольство. И вскоре вся наша семья была арестована. Старшего брата отца расстреляли на Соловках в 37 году, а сам отец испытал на себе систему ГУЛАГа в полной мере. Реабилитировали его в 59 году, а через пять лет он умер на улице от инфаркта... Через несколько лет после освобождения из лагерей отец оказался во Владимире, где ему дали квартиру. Буквально на следующий день после нашего заселения отец встретил интеллигентного и необычно выглядевшего старика, который жил в соседнем подъезде, как и мы, на первом этаже. Это и был Василий Витальевич Шульгин. Он жил вместе с женой, которая была на двадцать пять лет его моложе. Мой отец – бывший политический зэк, сразу же узнал другого политического зэка, и они подружились. После смерти отца Шульгин старался заменить мне его. Вся моя дальнейшая жизнь шла под влиянием Василия Витальевича. В 1968 году умерла от рака его жена Мария Дмитриевна, и он остался один. Мы стали жить почти одной семьей. Мои старшие сестры помогали ему писать письма, а наша мать ему готовила. Кстати, он был вегетарианец с сорока лет. Готовить ему было просто – он ел в основном кашку, капустку. Ел мало и скромно. Когда сестры уехали в другие города, их "секретарское" место досталось мне. Я вел практически всю переписку Шульгина, читал ему книги, газеты, помогал по хозяйству. И воспринимал его как своего дедушку – доброго, мудрого, близкого человека. Мы никогда не относились к нему как исторической личности, мы просто его очень любили, как родного. Он, похоже, чувствовал тоже самое. Мы с ним гуляли, ходили в кино. Ему очень нравился вестерн "Великолепная семерка" с Юлом Бринером. Василий Витальевич был очень эрудированным человеком, знал несколько иностранных языков, играл на скрипке и фортепиано. С годами я понял, как щедра была жизнь ко мне, подарив возможность шестнадцать лет быть рядом с ним. – Шульгин что-нибудь рассказывал о "старой" России? – Когда я учился в 9 классе (70-ый год) наша учительница истории, рассказывая о Февральской революции сказала, что Временное правительство формировалось в туалете... Придя домой, я спросил об этом Шульгина. Василий Витальевич посмеялся и пересказал мне, как все было на самом деле. На следующий день на уроке я, ссылаясь на Шульгина, сказал, что все рассказанное ею – неправда. "Ваш Шульгин – маразматик", – ответила учительница. После урока ко мне подошли одноклассники, которые захотели услышать об этих событиях от самого Шульгина. И вот мы пришли к нему, ребята стали спрашивать про Временное правительство и не только. Но ведь он понимает, что мы еще очень молоды, зачем нам жизнь портить, и переводит разговор на другую тему, а сам дает мне деньги и посылает за тортом в магазин. Потом мы пьем чай, он опять заводит какие-то разговоры и все забывают про Временное правительство... Он так им ничего и не сказал. Потому что понимал свою ответственность за нас. Мудрый был человек, таких людей сейчас нет. Однажды мы с братом поинтересовались у него, как в дореволюционной России оформлялся выезд за границу. "Для этого надо было заплатить губернатору 10 рублей и через 15 минут получишь заграничный паспорт, с которым можно было ехать в любую страну и на любой срок", – ответил Шульгин. Кстати, у него ведь не было советского паспорта, был "Вид на жительство в СССР" – такая зелененькая книжечка, где в графе "подданство" стояло: "российское". Он не принял никакого иностранного гражданства и не стал гражданином СССР, а навсегда остался гражданином России. – Однажды изучая какую-то статью Ленина я наткнулся на фамилию Шульгина... – У него получился небольшой спор с Владимиром Ильичем. Уже после февральской революции, Шульгин где-то выступал и, обращаясь к большевикам сказал: "Если вы можете нам сохранить эту страну и спасти ее, раздевайте нас, мы об этом плакать не будем". И Ленин в "Правде" ответил: "Не запугивайте, г. Шульгин! Даже когда мы будем у власти, мы вас не "разденем", а обеспечим вам хорошую одежду и хорошую пищу, на условии работы, вполне вам посильной и привычной!" И ту квартиру, где Шульгин жил после тюрьмы, ему дали как раз из-за этой ленинской фразы. Как же сам Ленин, сказал, что не обидим... – Что он думал о советской власти и советской действительности? – Шульгин был монархистом, но не считал себя врагом и принципиально ничего не хотел делать против советской власти. Призывал эмигрантов не относиться враждебно к СССР. В 1965 году известный режиссер Фридрих Эрмлер снял фильм "Перед судом истории", который убрали с экранов через три дня после выхода. Пропагандистский фильм, где главным действующим лицом должен был быть Василий Витальевич – раскаявшийся белоэмигрант. Но как ни навязывали там Шульгину какие-то чужие идеи и слова, он все же остался самим собой – таким, каким был в жизни. Не получилось суда... Потом Игорь Ильинский при встрече сказал Шульгину: "Вы лучший актер из тех, кого я видел и знал..." Что касается советской действительности, так он еще в 25 году придумал универсальную формулу, которою я и сейчас часто повторяю: "Всё, как было, только хуже...". – Судя по его книгам, он был очень энергичным и общительным человеком. Шульгин сохранил эти качества и в преклонном возрасте? – Конечно. Не смотря на возраст круг общения у него был большой. А после фильма к нему началось прямо-таки паломничество интеллигенции. В 1972 году приехал Солженицын и просидел у Шульгина десять часов кряду. Он задавал ему по списку вопросы о февральской революции и Василий Витальевич, которому тогда было уже 94 года, подробно на все отвечал. Это было как на допросе. Позже Шульгин продиктовал мне для Солженицына еще 12 тетрадей, которые мы тайно, через знакомых, передали за границу. А потом Александр Исаевич в "Красном колесе" выставил Шульгина каким-то фанфароном и дешевым литератором. Это было обидно и оскорбительно читать. Бывали у Шульгина и другие писатели. Например, Лев Никулин тоже долго беседовал – его интересовала история загадочного "Треста". Затем он написал свою знаменитую "Мёртвую зыбь" по которой сняли фильм "Операция "Трест". Но когда я Василию Витальевичу прочел книгу он страшно возмутился и сказал: "Здесь же нет ни слова правды". Потом он даже написал гневное письмо Никулину. Касвинов целое лето жил в гостинице и каждый день приходил к Василию Витальевичу записывать его воспоминания... Популярная некогда книга "23 ступени вниз" была написана Касвиновым во многом со слов Шульгина. Приезжал к нему и Ростропович, который удивлялся, что Василий Витальевич жив и, стоя на коленях, целовал его руки, обещал дать концерт в честь 100-летия Шульгина у него дома. Не раз бывал у него и Илья Сергеевич Глазунов. Однажды он прислал за Шульгиным машину. Василий Витальевич торжественно отправился в мастерскую художника, где Глазунов начал писать портрет Шульгина, который, к сожалению, остался незаконченным. Приезжали и менее известные люди. Хотя в те времена это было небезопасно. Знаю, что у некоторых из-за этого были неприятности на работе. – А какие у Шульгина были отношения с КГБ? – С одной стороны, они иногда ему помогали, особенно во время его поездок по стране. С другой – во время этих же поездок проводили обыски у него дома. За ним был установлен тотальный контроль. Он находился под надзором сотрудника владимирского КГБ – Шевченко. Кстати, теперь Шевченко выступает на шульгинских чтениях во Владимире. Ирония судьбы... Если Шульгин хотел куда-нибудь ненадолго поехать, то ему необходимо было поставить в известность органы: когда едет, на какой срок, цель поездки и адрес по которому его можно будет найти. Однажды это даже пригодилось. Шульгин отдыхал в Грузии у своего знакомого, когда за ним приехали – Хрущев хотел его видеть среди приглашенных гостей на XXII съезде КПСС. Люди в штатском купили Василию Витальевичу новый костюм и отвезли в Москву. Через год после смерти жены, в 1969 году, Шульгин попросился уехать к своему единственному уцелевшему младшему сыну Дмитрию (р.1905 г.), который давно жил в Америке. Василию Витальевичу не разрешили, более того, внезапно прекратилась переписка с сыном. А ведь Шульгин не видел сына лет 30. Позже выяснилось из-за чего его не пускали: боялись, что его отъезд в Америку "испортит отчетность" в канун празднования 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. Поэтому Василий Витальевич был зол на КГБ. И вот однажды, 17 июля 1971 года, он сказал, что хочет отправить телеграмму... Беру ручку, он диктует: – Москва. КГБ СССР. Андропову. Прошу Вашего разрешения отслужить поминальный молебен о невинно убиенном императоре Николае II. Подпись – В. Шульгин. Сходи на почту и отправь. Я иду на почту, отдаю текст, вижу как вытягивается лицо у телеграфистки, получаю квитанцию и возвращаюсь. Только захожу, а он мне говорит: – Иди быстро домой. Домой я, конечно, не пошел, а сел во дворе на лавочке и наблюдаю. Минут через 20 подъезжает машина, из нее выходят люди в штатском и идут к Шульгину. Их не было целый час. Потом быстро вышли и уехали. Я сразу же к Василию Витальевичу. – Ну, как? – спрашиваю. – Они интересовались почему я не могу просто спокойно пригласить священника и тихо отслужить молебен, зачем такие телеграммы начальству слать, зачем вы так, а может вам, что-то нужно?... То есть молебен отслужить ему разрешили, но телеграмма до Андропова не дошла. Местные чекисты испугались, что будет скандал. – Многие эмигранты терпеть не могли Шульгина, из-за того, что он принял отречение Николая II. Как он относился к этому обвинению? – Василий Витальевич всегда говорил, что хотел спасти монархию. Ведь отречение принималось в пользу Михаила, который тоже отрекся, но в пользу Учредительного собрания. И эта трагедия монархии стала личной трагедией Шульгина. Он любил императора сыновней любовью. И поэтому не вошел во Временное правительство, хотя участвовал в его формировании, будучи членом Временного комитета Государственной думы. Вообще, он считал себя литератором-журналистом, а не политиком. Он же был редактором газеты "Киевлянин", которую основал его отчим. И Василий Витальевич подчеркивал, что политикой его заставляли заниматься обстоятельства. Даже его участие в загадочном "Тресте" объяснялось желанием найти сына. – Как сложилась судьба его семьи после революции? – Очень трагично. Погибли все его родственники. От первого брака Шульгин имел трех сыновей. Старшего убили петлюровцы. Младший – Дмитрий – некоторое время скитался по Европе и затем перебрался в Америку. А вот о среднем – Вениамине, который служил в Белой армии – вообще ничего не было известно. Шульгин долго разыскивал Вениамина. Это – поразительная история, полная мистицизма... Василий Витальевич большое значение придавал сновидениям, некоторые сны даже записывал. И вот ему приснилось, что сын ранен пулей в голову и очень страдает. А после бегства из Крыма, в 1920 году, в Константинополе Василий Витальевич познакомился с ясновидящей Анжелиной, которая славилась среди эмигрантов тем, что могла узнать судьбу потерявшегося родственника. Он попросил ее узнать о Вениамине. Она взяла хрустальный шар, неотрывно смотря в него, впала в транс. И рассказала, что сын жив, но тяжело ранен шашкой в голову... Через три года, будучи уже в Париже, Шульгин случайно снова встретился с Анжелиной. И опять попросил узнать о сыне. "Он жив. Вижу решетку, но не тюремную. Похоже на сумасшедший дом. Вижу какой-то город на берегу реки. Мне этот город не знаком, а вы там бывали", – говорила в трансе Анжелина. И Шульгин догадался, что это Винница. Там была лечебница для душевнобольных. Он решил съездить в СССР и вывезти сына за границу. Связавшись с членами тайной организации "Трест", которые обещали помочь в поисках сына, он в 1925 году под чужим именем приехал в Союз. Когда же Шульгин попросил, чтобы его отвезли в Винницу, то ему сказали, что у него неверные сведения и сына там нет. Только спустя 35 лет, уже отсидев в тюрьме (кстати, в одной камере с Даниилом Андреевым), он смог попасть на Украину и найти лечащего врача сына, который рассказал ему, что Вениамин на момент его приезда в 25 году был уже мертв... А когда прервалась переписка с младшим сыном Дмитрием, Василий Витальевич встречался с Мессингом. Вольф Григорьевич сообщил Шульгину, что Дмитрий жив и здоров, и предсказал известие от сына. И действительно, через два месяца, с оказией, пришло письмо из Америки от Дмитрия. – Где-то читал, что у Шульгина в Государственной думе было прозвище "очковая змея" из-за его насмешливо-ироничного языка... – Он был очень жизнерадостным человеком с великолепным чувством юмора. Как-то он исполнил для гостей на фортепиано этюд, который сам сочинил, и попросил собравшихся высказать версии о философском содержании произведения. Все робко высказывали свои мысли. Наконец, Василий Витальевич торжественно объявил, что речь шла об одиноком верблюде, бредущем по пустыне... Однажды он диктовал мне поэму, очень смешную и остроумную, о пьянстве на Руси. "Руси веселие есть пити, нам без сего не можно быти...". Хотя сам пил только шампанское, причем сладкое и если оно было слишком сухое, то добавлял сахар. Любил женское общество и говорил: "Для меня все женщины красивы, так как я плохо вижу". Необычайной энергии и любви к людям был этот человек. В 96 лет Шульгин вдруг загорелся идеей восстановить фамильный склеп умершего в 1913 году отчима. Он прилетел в Ровно, пришел в обком, сказал о своем намерении написать историю Ровно. Там дали согласие, он стал делать записи. Ему дали вездеход, он поехал в свое поместье. И не только добился восстановления склепа, но и отслужил в храме панихиду по отчиму. В 1974 году! Когда мы выходили на прогулки, то многие люди оборачивались. Фигура, походка, манера держаться и говорить, белая роскошная борода – все выдавало "бывшего". Он действительно, был последним героем из "потонувшего мира", из России, которую мы потеряли. А умер он случайно, 15 февраля 1976 года, от приступа стенокардии. Не оказалось под рукой нитроглицерина. Ему тогда было 98 лет. Отпевали в кладбищенской церкви рядом с Владимирской тюрьмой, где он провел 12 лет... На похоронах было человек 10-12, среди них – Андрей Голицын, Илья Глазунов. И тут же стоял газик с чекистами. Похоронили его рядом с женой Марией Дмитриевной. Хоронили Шульгина на деньги КГБ. Организовано все было идеально. Правда, потом они забрали весь его архив – два мешка рукописей. Тэги: а.и.солженицын, актеры, василий, витальевич, владимир, временное, госдума, жзл, история, коншин, мировая, монархисты, науки,историогрфия, николай, николая, отречение, политика(видео, правительство, россия, россия,ссср,русский, сергеевич, смоленск, социо-гуманитарные, ссср, ссылка, тексты), шульгин, язык Бунтарь Борисов2014-05-01 23:05:42+ развернуть текст сохранённая копия stoletie.ru/kultura/buntar_...ov_183.htm
28 апреля исполнилось 20 лет со дня смерти народного артиста СССР Олега Борисова Олег Иванович Борисов родился 8 ноября 1929 года в Приволжске Ивановской области. После Школы-студии МХАТ - актёр Киевского русского драматического театра им. Леси Украинки. С 1964-го работает в ленинградском ГАБДТ им. М. Горького. В 1983 году переезжает в Москву. Трудится во МХАТе и непродолжительное время в ЦАТСА. С 1991 г. - руководитель театра «Антреприза Олега Борисова». Режиссер-постановщик единственного фильма (совм. с А. Войтецким) «Стежки-дорожки». Лауреат Государственной премии СССР за театральные работы. Лауреат премии РСФСР им. братьев Васильевых за фильм «Остановился поезд». Народный артист СССР.
Детство Борисов провёл в Карабихе, где отец был директором техникума. А в нескольких километрах от их дома располагалось имение великого русского поэта Н.А. Некрасова. Многие годы спустя Олег познакомился в Киеве и крепко сдружился с другим Некрасовым – Виктором Платоновичем, автором известного романа «В окопах Сталинграда». Всю жизнь затем мистически полагал, что некие высшие силы неспроста разместили его в координатах между двумя Некрасовыми. И, наверное, был в чём-то прав. Во всяком случае, бесспорно то, что глубокая, философская книга Борисова «Отзвучье земного», вышедшая много лет спустя после его смерти, могла появиться лишь при активном воздействии Виктора Некрасова. Чего сам автор, к его чести, никогда не отрицал. В школе Олег учился весьма посредственно. Относительно точных наук, признавался, был туп предельно. Потому и поступил в гуманитарный Институт востоковедения. Но уже на втором курсе случайно набрёл на книгу Станиславского о его великом методе перевоплощения и сразу, безоговорочно понял: это написано специально для него. Поступил в Школу-студию МХАТ. Его сразу заметил Тарханов, но посетовал: «Жаль, что ты – комик». Долгие годы потом Олег Иванович сознательно вытравливал в себе комедийное. Однако жизнь заставляла его играть сарказм, иронию гиньоль, извиняюсь, ужастики. А шутить зло и смешно, о, ещё как умел! В БДТ судачили, что языком Борисова можно при желании побриться. И, кстати, в «Отзвучьях земного» мы находим великое множество подтверждений этому. Да и, положа руку на сердце: лучшая роль Борисова в кино – всё-таки Свирид Петрович Голохвостый. И вообще «За двумя зайцами» – лучшая историческая и бытовая комедия за все годы советской власти. Как одного из самых способных выпускников Школы, Борисова обещали оставить во МХАТе. Только взяли в итоге сына педагога, который, говорили, был на дружеской ноге с самим Лазарем Кагановичем. А Олега распределили в Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки. На той благодатной сцене актёр с блеском сыграл отставного солдата Коня из «Врагов» Горького, слугу Порфирия из «Мёртвых душ» в инсценировке Булгакова, матроса Шарыгина из «Хождения по мукам» А. Толстого, слуг близнецов Дромио из «Комедии ошибок» Шекспира, Аркадия Счастливцева из «Леса» Островского, Белардо из «Учителя танцев» Лопе де Веги. И ещё - полтора десятка крупных ролей отечественной и зарубежной драматургии. В Киеве на Борисова ходили так же, как на Лемешева в Большой. Первая его киноработа случилась в фильме Марка Донского «Мать». Лишь через пять лет, в 1961 году, актёр исполнил ту самую, ставшую для многих главной его ролью в жизни, - плута Голохвостого. А дальше его "рефлектирующий талант" использовался кинематографом по большей части в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев.
Умел Олег Иванович закладывать в свои персонажи какой-то потаенный бунт, противопоставление собственной личности окружающему миру, которому сам по жизни чаще всего тоже не хотел подчиняться.
Такой дерзкий подход существенно укрупнял характеры там, где советская драматургия, пугающаяся серьёзного конфликта, предлагала усредненный или шаблонный варианты. Борисов всегда был готов к борьбе как на съёмочной площадке, так и на театральных подмостках. Практически любой из его даже бытовых персонажей выплёскивал с экрана или со сцены сумасшедшее внутреннее напряжение, колоссальную энергетику. Достаточно вспомнить картину «Балтийское небо» и Борисова в роли лётчика Татаренко в экранизации довольно посредственного романа Н. Чуковского. Актёр сумел придать своему герою такие дерзновенные масштабы, которых и под лупой не обнаружишь в первооснове. Или взять гораздо позднюю его работу в фильме «Крах инженера Гарина» по роману Алексея Толстого. Ведь изначальный сценарий – самодеятельная и неуклюжая работа для младшего школьного возраста. Да и режиссёр был явно заточен на западный блокбастер. Меж тем исполнение главной роли Борисовым подняло картину на весьма приличную высоту, придав ей некий глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти. Это блестящая работа настоящего артиста!
Товстоногову о талантливом Борисове говорили многие. Да и сам Георгий Александрович неровно дышал к артистам украинской театральной школы.
В разное время он переманил к себе таких исполнителей с берегов Сивого Днепра, как Валерий Ивченко, Алексей Дикий, Дмитрий Голубинский, Григорий Гай, Михаил Волков, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров. Весной 1964 года главреж БДТ, прихватив завлита, поехал в Киев. Увидел Борисова в роли Савина в спектакле В. Розова «В поисках радости». Смотрел, похрюкивая по своему обыкновению от удовольствия, и после окончания спектакля сказал завлиту Дине Морисовне Шварц: «Будем брать всенепременно. Это, конечно, ещё не Кеша Смоктуновский, но мы его отшлифуем как следует, и он ни в чём не уступит «нашему гению». Слов на ветер Товстоногов никогда не бросал: сказал - сделал. В спектакли М. Горького «Варвары» и «Мещане», в «Карьеру Артура Уи» Брехта, в «Идиота» Достоевского он его с ходу ввёл. Причем, сделал это легко и непринуждённо. Как будто специально когда-то готовил роли именно для этого конкретного актёра. А дальше пошли премьеры одна за другой. Борисов играл в театре всё или почти всё. На него такое понятие как амплуа, практически не распространялось. У великого главрежа наблюдалась примечательная слабость: «зацеловывать». Другими словами, пока Товстоногов был влюблён в новичка, он нещадно выжимал гигантским прессом своих профессиональных возможностей всё, чем щедро наградила артиста природа. У Борисова, в самом деле, человеческого и артистического обаяния было хоть отбавляй. А вот чисто советского - просматривалось слабо. И он этого, скорее всего, не понимал. Иначе бы не обиделся, когда Георгий Александрович не назначил его следователем Шамановым в вампиловской пьесе «Прошлым летом в Чулимске», хотя то была роль, которую лучше Борисова никто в театре сыграть не мог по определению. Но её поручили Кириллу Лаврову, артисту в высшей степени «положительному» с номенклатурной точки зрения. Просто потому, что с Борисовым пьесу бы никогда не пропустили по идеологическим соображениям цензоры. Гениальный конформист Товстоногов знал это отлично. Борисов, судя по всему, даже не догадывался. «Каких-то вещей,- сожалела Дина Морисовна, - Олежка действительно не постигал или не хотел в них вникать, что почти одно и то же. Как-то приходит ко мне и говорит: «Гога (театральное прозвище главного режиссёра. – М.З.) вчера меня предупредил: нельзя вам всем назло играть так хорошо». Что, по-вашему, он имел в виду?» Ну, как мне было ему растолковать: имелось в виду ровно то, что сказано. Ведь в Борисове со временем действительно стали проявляться изощрённый язвительный ум, желчный сарказм и, допускаю, что неосознанное, такое понятное актерское желание - быть пупом Вселенной. Но кому же неизвестно, что в нашем театре гениев на единицу сценической площади не просто переизбыток – изобилие, нигде больше в Советском Союзе не встречающееся. И всё это благодаря исключительно Товстоногову. И только он один, единственный, может управлять ансамблем БДТ, состоящим из одних первых скрипок». Так между Товстоноговым и Борисовым пробежал маленький, пушистый, чёрный котёнок. Который, увы, со временем вырос в большую кошку. И хотя Георгий Александрович периодически «выдёргивал» Олега Ивановича на серьёзные роли (чего стоит хотя бы Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М. Шолохова), и даже «пробил» ему «народного СССР», всё равно прежнего взаимопонимания между ними уже не наблюдалось. А потом случилось событие и вовсе из ряда вон выходящее.
По сути своей артистической натуры – нервической, в некотором смысле даже холерической, Борисов был как нельзя лучше предрасположен к Достоевскому.
Это даже в особых доказательствах не нуждается. Лев Додин, с милостивого разрешения главрежа решил поставить в БДТ «Кроткую» с Ростовщиком Борисовым. Были долгие репетиции и, наконец, наступило время прогона. Товстоногов, который никогда особо не благоволил к драматургии Достоевского (единственный раз в своей жизни поставил «Идиота», сделав затем по нему вторую редакцию) с кислой миной на лице посмотрел действие и после длинной паузы изрёк: «Ну, что, Олег Иванович, спускайтесь, поговорим» - «Да нет,- дерзко сказал Борисов,- это уж вы к нам поднимитесь. У нас здесь лучше». «Он, мудрый змий, конечно, поднялся, - заметила Шварц.- Только мы все поняли насколько же опустился Олежка. Теперь только вопрос времени, когда он нас покинет. Ибо никто и никогда не позволял себе такого тона в разговоре с Георгием Александровичем». Завлит оказалась права. Так мне, во всяком случае, представлялось по тем временам. А. Борисов оказался во МХАТе. В отличие от диктатора Товстоногова, Олег Ефремов был сугубо актёрским, то есть, демократическим режиссёром. Однако и с ним общего языка Олег Иванович, увы, не нашёл. Узнал я об этом случайно. У нас во Всероссийском театральном обществе за МХАТ отвечала Ариадна Николаевна Киселёва – мать нынешнего известного телеведущего. Она была в великолепных отношениях с Ефремовым, который искренне полагал содружество искусства и труда магистральной дорогой для отечественного театра, а всё остальное – просто стёжками. Поэтому Киселёва регулярно устраивала в ВТО внушительные, даже помпезные мероприятия по МХАТу. Захотелось ей однажды провести творческий вечер Олега Борисова, чтобы в лице одного актёра показать публике сразу два ведущих театра Москвы и Питера. Пошли мы на переговоры с Олегом Ивановичем. Как я втайне и предполагал, он категорически отказался от выступления в Доме актёра. «Но почему, - удивилась Ариадна Николаевна, - неужели вы разочарованы работой в таком замечательном театре?» - «Да,- ответил Борисов, - и у моего разочарования есть даже фамилия, имя и отчество: Олег Николаевич Ефремов». Души не чаявшая в главреже МХАТа Киселёва поднялась и гордо ушла.
Вокруг Борисова в артистическом мире спорадически возникали скандальные и, прямо скажем, небезосновательные слухи. Чего стоит хотя бы случай с его отказом от роли Фёдора Михайловича Достоевского в картине А. Зархи «26 дней из жизни Достоевского».
Писатель этот был для Олега Ивановича самым любимым и, как уже говорилось, наиболее соответствующим его артистической сущности. После отличной игры в «Кроткой», «Идиоте», «Подростке» воплотить на экране личность самого гения, русского «душеведа» – да об этом можно было только мечтать. Однако Борисов, возмущённый, как ему показалось, плохо организованным съёмочным процессом и примитивной трактовкой режиссера Зархи, не стал ни под кого подстраиваться и покинул площадку. После того, как почти половина фильма была уже снята. Демарш неслыханный! Руководство советского кинематографа натурально взбесилось. Борисова на два года отлучают от кино. Наверное, у него были какие-то серьёзные основания для столь дерзкого поступка – кто теперь узнает. Зато нам точно известно, что Олегу Ивановичу запретили сниматься у Никиты Михалкова в «Родне». Представляете, читатель, каким замечательным мог бы получиться дуэт Мордюковой и Борисова? А фильм «26 дней…» получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале. Анатолий Солоницын за роль Достоевского стал лучшим актёром на том же фестивале. В другое время вся театральная Москва взахлёб обсуждала конфликт Борисова и Ефремова. Первый настоял на том, чтобы во МХАТе была поставлена (та самая питерская!) «Кроткая» в новой интерпретации. Главный режиссёр нехотя согласился. Он тоже недолюбливал повышенный психологизм Достоевского. На прогон прибыл сильно подвыпившим и… уснул. Когда его разбудили, заявил: «Понимаете, процесса живого я не увидел» - «Какого, какого процесса вы не увидели?- возмущённо поинтересовался Борисов.- Бред полный!» И покинул сцену. А тут как раз МХАТ собирается в Париж. И Олег Иванович узнаёт, что его Астрова (на самом деле блестящая роль! – М.З.) будет за границей исполнять сам Ефремов. Чаша терпения оказалась переполненной. Борисов уходит на короткое время в ЦТСА, где с блеском исполняет Павла I в одноимённом спектакле Мережковского. Планировал ещё в том же театре же создать Арбенина в «Маскараде» Лермонтова – не получилось. И ушёл в антрепризу. Ему казалось, что там себя найдёт окончательно. Вот именно, что казалось… Один из самых удачных его фильмов того «тревожного, смутного и непонятного времени», безусловно, «По главной улице с оркестром» Петра Тодоровского. Здесь Борисов сыграл как будто самого себя: одинокого, никем не понятого героя, живущего странно, дерзко, с вечно скептической усмешкой на устах. Многими подмечено: на съемках этого фильма встретились два «брадобрея»: Борисов-Голохвостый и Меньшиков-«сибирский цирюльник». Говорят, что как раз они-то прекрасно понимали друг друга. Меньшиков хотел, чтобы мир вращался вокруг него. И почти добился этого, а Борисов – вряд ли. Он так и пролетел кометой непризнанного всеми гения, талантливого изгоя. Хотя при этом большинству из нас было ясно: Олег Борисов - один из лучших артистов Советского Союза.
Говорят, что по жизни Борисов был человеком замкнутым, тем самым интровертом, чей взгляд обращён исключительно вовнутрь себя. Судя всё по той же его замечательной книге «Отзвучья земного», так оно и было.
С братом Львом (Антибиотик в многосерийном «Бандитском Петербурге») общался от случая к случаю. Десять лет болел лейкемией и выходил на сцену. Друзей имел не много. Среди них – знаменитые футбольные тренеры Валерий Лобановский, Олег Базилевич и писатель Некрасов. Терпеть не мог заниматься бытом. В магазины ходил как на пытку. Слыл однолюбом. Жена Алла Романовна в девичестве - Латынская, много лет проработала главным редактором творческого объединения "Телефильм" киностудии "Ленфильм". Вспоминает: «Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше - очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов! Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои "фирменные" праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал. Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: «Я же не Актёр Актёрыч», - ворчал. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах. В 1956 году у нас родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное образование, занялся кинематографом. Снял про отца телефильм «Бенефис несыгранных ролей» и кинокартину «Мне скучно, бес». Дневник муж писал лет тридцать, доверяя бумаге самое сокровенное. Последние записи в нём сделал за две недели до смерти. И предупредил Юру: «Когда меня не станет, не спеши это публиковать». А потом и Юра меня покинул…». (Юрий Борисов умер в 2007 году от инфаркта). Любил Борисов книги и животных. Собака Кеша, взятая с живодёрни, пережила хозяина. Говорил, что рыбалка – святое время, Богом в жизнь не засчитывающееся. Меж тем Олега Ивановича всю жизнь преследовало стойкое представление окружающих о его тяжёлом характере. Почему? Как правило, выдающиеся творцы, а Борисов был им, безусловно, презирающие халтуру и поверхностность, в столкновении с ними кажутся нам, как правило, резкими, конфликтными. Мы склонны судить знаменитостей по большому, гамбургскому счёту, предъявляя им требования, какие вряд ли бы выдержали сами.
А ведь дерзости в характере Борисова (и это я теперь уж доподлинно знаю) были всего лишь стойким проявлением его искренности и неравнодушия к тому делу, которое исполнил на этой грешной земле. Исполнил блестяще.
Из размышлений Олега Борисова
Есть такое занятие – думать. Очень актёрское занятие. Ты смотришь телевизор, а думаешь о роли. Ешь – и думаешь о роли. Всегда думаешь. Неудачи? Я не помню в своей работе каких-либо неудач. Очень люблю Киев. В этом городе я получил «путевку в жизнь», сыграл первые свои театральные роли, где работали мои учителя и наставники — замечательные украинские актеры и режиссеры Константин Павлович Хохлов, Михаил Федорович Романов, Михаил Михайлович Белоусов, Виктор Михайлович Халатов. Я очень им благодарен, они помогли мне сформироваться, как актёру, человеку, гражданину. В Киеве, наконец, живут многие мои друзья, с которыми мы не просто встречаемся при случае, но постоянно общаемся, несмотря на расстояние. Да, в Киеве у меня было амплуа – простак. Всё хорошие актёры начинают с простаков. Если – с героев, то плохо кончают. В каждую роль по Достоевскому нужна щепотка шизофрении. Некрасов мне говорил: «Олег, в Киеве нужны Борисенки, а не Борисовы. Флора у нас хороша, да фауна хреновая».
Я как-то не приемлю упрощённого деления ролей на положительные и отрицательные. Во-первых, потому, что людей полностью «чёрных» или «светлых» в природе нет. Во-вторых, потому что люди, совершающие дурные поступки, перед собой часто их оправдывают.
В любом деле нужно стремиться стать мастером. Работать «со знаком качества». Время дилетантов прошло. Я считаю, что актёр должен уметь всё- держать скрипку, как музыкант, ездить на лошади, как наездник, водить машину, как шофер. Обидно, если зритель, уличив его в такой на первый, взгляд безобидной фальши, не примет весь образ. Не люблю грима. Особенно не люблю клеить бороды. Самый трудный на сцене вовсе не Достоевский, а Гоголь! После такой роли, как Гриша Мелехов, я не сплю до двух-трёх часов ночи. И обязательно открываю бутылочку. Кино – это цепь миражей, сновидений. В общем, кино ближе к импрессионизму. Его можно монтировать до бесконечности и так и не найти единственно нужную склейку. Иногда даже интересней смотреть несмонтированный материал. Театр – что-то более грубое, определенное. Я всегда играю человека. И всегда играю для одного человека. А зритель пусть сам оценит, каков он, этот человек, что у него можно взять, над чем задуматься, а за что возненавидеть или пропустить мимо. Но это правда – в наше время уровень актерской игры определяется не только профессионализмом, но и личностными качествами артиста, его жизненной позицией. Часами слушаю музыку. Плейер в уши - и полное отключение. Юра много притащил кассет — больше всего Рихтера. Послушаешь какой-нибудь «Пестрый листочек» - и думаешь, что это лучшая на земле музыка. Но начинается новая пьеса, и ты уже так же думаешь про неё. …Ненавижу ханжество, приспособленчество, подлость. Это не принимаю как человек и свое неприятие беру на вооружение как актёр. А ценю ум, честность и непримиримость ко всякой дряни. Бескомпромиссность. …Умер Товстоногов. Он теперь там, где Достоевский. «Георгий Александрович, работа с вами была самой счастливой, но и самой мучительной». Я не боюсь конца света. Всё равно кто-то один выживет и найдет мои записи. Я ведь и играл-то всегда для кого-нибудь одного в зале. Только он об этом даже не догадывался - ходил за мной со спектакля на спектакль. Я его внешности даже не знаю - молодой или старый. В церкви свечку каждый раз за него ставил. Как там на даче? Кешка, наверное, ждёт не дождётся хозяина. Вот бы скорее туда! Михаил Захарчук 28.04.2014 | 16:06 Специально для Столетия
Тэги: актеры, борисов, георгий, ефремов, жзл, кино, кино,театр, олег, ссылка, театр, товстоногов
Главная / Главные темы / Тэг «жзл»
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Новости»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная главное город денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы происшествия публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...

Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|