Подчеркивается, что лекарства аналогичны тем, что были назначены Майклу Джексону.
Более того, как выяснилось, и Майкл Джексон и Уитни Хьюстон были клиентами известной аптеки Mickey Fine pharmacy в Беверли-Хиллз. Именно там легенда поколения Майкл Джексон долгие годы пополнял запасы антидепрессанта демерола, от которого впоследствии умер, сообщает LifeNews.
По сообщениям полиции, Хьюстон употребляла сильнейшие успокоительные и антидепрессанты, в числе которых ксанакс, ибупрофен, мидол, амоксицилин. Как полагают специалисты, у Уитни случился сердечный приступ, вызванный отрицательной реакцией организма на препараты.
Накануне в морге было проведено вскрытие тела Хьюстон. На нем не было обнаружено следов ушибов, иных травм или ран, сообщил ранее заместитель следователя по делам о насильственной или внезапной смерти Эд Уинтер, сообщает Newsru.com. Заключение по итогам вскрытия, по его словам, будет опубликовано только после того, как патологоанатомы ознакомятся с результатами токсикологической экспертизы. На нее обычно уходит 4-6 недель.
Так или иначе полиция Беверли-Хиллз рассматривает варианты ненасильственной смерти певицы. Следствие склонно считать, что Хьюстон умерла до того, как она с головой опустилась под воду в ванне. Как указали паталогоанатомы, при вскрытии в легких Уитни была обнаружена вода, однако ее объем оказался слишком малым, чтобы заключить, что исполнительница захлебнулась, потеряв сознание или заснув. Все указывает на то, что смерть наступила до погружения под воду.
Полиция до сих пор не раскрывает результаты дознания, проведенного в номере гостиницы "Беверли-Хилтон", где случилась трагедия. По сведениям TMZ, в ночь с пятницы на субботу певица употребляла спиртное. В ее номере в гостинице были найдены шесть баночек с антидепрессантом Xanax. В сочетании с алкоголем этот препарат может оказать седативное воздействие, например, погрузить человека в сон или заставить потерять сознание. При добавлении в такую смесь других лекарств может наступить смерть.
Со ссылкой источники в семье Хьюстон издание сообщает, что первой бездыханное тело певицы нашла ее тетка Мэри Джонс. Она занесла в номер готовое платье на вечер и удалилась буквально на 30 минут. Вернувшись, Джонс обратила внимание, что племянница все еще не выходила из ванной комнаты. Именно тетка вытащила Хьюстон из ванны и попыталась вернуть к жизни с помощью искусственного дыхания.
СМИ: Уитни Хьюстон убили врачи?
Опубликовано 14.02.12 15:50
Следователи намерены запросить у врачей копии записей, связанных с лечением Хьюстон и сравнить с рецептами на ее лекарства.
The Sun пишет о том, что врачам Уитни Хьюстон предстоит тесное сотрудничество с полицией - копы намерены выяснить происхождение лекарств, обнаруженных в номере певицы. Если выяснится, что кто-то дал певице лекарства нелегально, им будут предъявлены обвинения, пишет Newsru.com. Напомним, ранее следствие выяснило, что Уитни Хьюстон употребляла лекарства, аналогичные тем, которые назначили Майклу Джексону. Выяснилось даже, что и Майкл Джексон, и Хьюстон были клиентами известной аптеки Mickey Fine pharmacy в Беверли-Хиллз.
По информации портала TMZ, в ночь с пятницы на субботу певица употребляла спиртное. В ее номере также были найдены шесть баночек с антидепрессантом Xanax. Журналисты выяснили, что в сочетании с алкоголем этот препарат может оказать седативное воздействие, например, погрузить человека в сон или вызвать потерю сознания. Сочетание этого лекарства с другими препаратами может вызвать смерть.
Порталу TMZ ранее удалось получить снимок блюд и напитков, которые Уитни заказала себе в номер до трагедии.
Это гамбургер, картофель фри, бутерброды с индейкой, банка пива Heineken и бокал шампанского. Предположительно Хьюстон подкрепилась гамбургером с картофелем фри и шампанским, а бутерброды и остальную снедь захватила с собой в ванную комнату, чтобы там завершить трапезу.
Мертвую Уитни Хьюстон в ванной комнате обнаружила ее тетя Мэри Джонс, которая попыталась оказать ей первую медицинскую помощь.
Тело Уитни Хьюстон, скончавшейся 11 февраля в 15:55, уже выдали семье после вскрытия. Родственники певицы намерены похоронить ее 17 февраля. Церемония прощания пройдет в городе Ньюарке на арене спорткомплекса Prudential Center, рассчитанного на 18 тысяч зрителей.
Это цитата сообщения My_breathing Оригинальное сообщениеПовседневная жизнь балерин Русского Императорского театра
Судьба балерин одновременно чудесна и печальна, они все состоят из противоречий. Наивные и циничные, легкомысленные и расчетливые, эти «эфирные создания» должны постоянно заниматься тяжелым физическим трудом, оттачивая движения и позы на многочасовых экзерсисах и репетициях. Их актерский век короток: с возрастом приходит опыт, но покидают силы. Кое-кто из танцовщиц быстро делал головокружительную карьеру, становясь «первым сюжетом» хореографического театра. Им посвящали стихи, преподносили драгоценности, хореографы специально для них ставили балетные номера. Другие так и оставались корифейками или кордебалетными «у воды» и влачили нищенское существование, пока не заводили себе могущественного покровителя. Дебюты, премьеры и бенефисы, каждодневные хлопоты, закулисные интриги и любовные похождения балерин, их ближайшее окружение, начальство и поклонники — всё это составило эпоху русского Императорского балета, когда «танцорки младые» являлись «кумиром знати и божеством толпы».
Ковалик О.Г.
~*****~
Помутнение рассудка и разорванное сознание...
Помутнение рассудка у двух великих танцовщиц начала ХХ века, Софьи Федоровой и Ольги Спесивцевой, случилось в результате их рокового погружения в бездны творчества. Балерин сгубила болезненная отзывчивость на пограничье бытия и небытия, которая постепенно поглотила их разум и привела в дом скорби. Душевную болезнь обеих спровоцировала роль Жизели.
Хореографический шедевр А. Адана, обреченный в Европе на вымирание, был не только сохранен в России, но и обогащен русской идеей святости жертвенной любви и чуткости к душевным страданиям ближнего. Постановка «Жизели» основательно прижилась на императорской сцене и стала пробным камнем мастерства балерин. С технически сложной партией главной героини артисткам еще удавалось справиться, а вот с ее образом, вместившим рождение всепоглощающего чувства, вдребезги разбитые надежды на счастье, потерю рассудка, загробный плач, - далеко не всем. Софья Федорова и Ольга Спесивцева сознательно акцентировали в романтическом мире «Жизели» сцену сумасшествия и потустороннее наваждение, где так много страданий и рыдает душа.
В 1913 году, в разгар работы над балетом в московском Большом театре, Федорова опубликовала в еженедельнике «Рампа и жизнь» этюд «В летний день», в котором с помощью аллегории обозначила свою актерскую тему. Жарким полднем облака представлялись ей сказочными кораблями, отправившимися туда, где « нет тоски, обмана и слез» . Она старалась не думать « о страданиях и слезах, льющихся по земле великой рекой жизни» , а хотела «стоять вот так, опустить руки и слушать, как мир входит в угомленную душу».
Ольга Спесивцева в партии Жизели
Спустя десятилетие Спесивцева, покорившая всех своим исполнением партии Жизели на сцене петербургского Мариинского театра, занесла в дневник обжигающие слова: «Какими слезами плачет душа? .. Не от танцев помрешь, а оставишь их - и ничего не будет, и ты ничья, и от тебя, и тебе. Я знаю, что нужно для искреннего искусства, жизнь нужна, а ее нет: экономический вопрос, сколько борьбы с ним? Горесть высоко, высоко поднимается, а слезки маленькие, маленькие. Одной себя не хватает, сил мало. Полумертвой живешь ... » По ночам она писала стихи:
Дни так летучи, ночи так светлы,
Но мучает тоска, не отпуская,
Хотела бы молиться, не могу,
Тревожно на сердце, а хочется покоя!
Танец Жизели у Спесивцевой был как слеза чистым и печальным. «Астральным», добавили бы ее современники. Мастерство Федоровой, мерцавшее во всех созданных ею ролях «отблеском загробного света» , в старинном спектакле явило полную ужаса пластику. Не случайно именно к этому образу она очень долго не решалась подступиться, поскольку хотела показать не грезу, не легкий призрак, а настоящую покойницу, более того, ведьму. Поэтому традиционные пышные тюники Жизели артистка заменила на саван, гримироваться же собиралась «под вампира» . Балетные завсегдатаи
пожимали плечами: «Зачем такие леденящие подробности? Им нет места среди привычных балетных условностей!»
И всё же у Спесивцевой и Федоровой Жизели оказались разными, потому что несхожим было их отношение к классическому танцу.
Первая, утонченным обликом напоминавшая восточную Пери, поражала совершенным изяществом своих образцовых па. Музыкальный критик Валериан Богданов-Березовский, аккомпаниатор Ольги Александровны во время ее индивидуальных экзерсисов, писал: «Почти неправдоподобной по легкости была ее элевация, почти силуэтными - призрачные профильные и анфасные движения по сцене. Когда она медленно восставала из могилы, застенчиво приближалась к повелительнице
виллис и, оживая, чертила круги на одной ноге по планшету сцены, другой ногой простираясь в летучем арабеске, это казалось сновидением, чем-то, по силе выразительности лежащим за пределами возможного».
Вторая сторонилась и даже опасалась классического балета, всю себя отдавала характерным ролям. "Всё, что не могла достичь техникой, доделывала игрой", - вспоминала танцовщица М. Н. Горшкова, считавшая Федорову по дарованию скорее драматической актрисой. Цыганка по крови, балерина потрясала своим рыдающим искусством, наполненным интонациями московского жестокого романса, где нет полутонов и деликатно выраженных чувств, а всё пронизано тревогой и отчаянием от неизбежного трагического финала любви. Она не представляла, как можно выражать академическим языком танца открытые проявления страсти, а потому в 1906 году прямо заявила режиссеру балетной труппы Большого театра Павлу Кандаурову, что «признает себя совершенно не в состоянии нести классический репертуар и отказывается считать себя классической танцовщицей» .
Судя по отзывам зрителей, Спесивцева наделена была свойствами ангельскими, Федорова - дьявольскими, а воплощение их требует нечеловеческих сил. Потому, глядя на обеих балерин, публика испытывала « почти мистический ужас» , а за кулисами они отличались двойственностью натуры.
В повседневности замкнутая и застенчивая Федорова всех близких поражала душевной смутой. Она оказалась захваченной модным в начале: ХХ столетия течением мистицизма с культом Сатаны. В ее до болезненности впечатлительной натуре расцветала та злая энергия, которая выплескивалась в темпераментных, предельно выразительных танцах. Путь к совершенству через Бога балерина отринула как невозможную, по ее мнению, затею: она не верила в возможность достичь звезд через тернии. Зато Федорову необыкновенно влекло стремление кдьявольскому произволу с быстрым и ошеломляющим результатом. Она не страшилась тяжел ой расплаты, даже прибл ижала этот час. Современники сравнивали ее с неистовой менадой, "от дикого вдохновения которой в балетную труппу словно вселялся бес".
Поэт Вячеслав Иванов писал: «У Федоровой два лика. Один внешний, часто повторяющийся в ее выступлениях, почти тот, за кого ее многие привыкли считать. Это Федорова скачущая, необычайно экспрессивная - в танцах египетских, индийских, цыганских, испанских. Но нужно сказать прямо - это не настоящая Федорова ... Это ее официальная дань современному балету. Дневная Федорова, скрывающая свою тайну. Есть другая Федорова. Почти неподвижная, как бы дремлющая. Но там, в глубине, вспыхивают какие-то зарницы, молнии пробегают во мраке. Чуть заметные движения. Всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание. И вдруг, догадываясь, испуганный, я восклицаю:
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
И не в состоянии сопротивляться, отдаюсь ее обаянию.Связанные стихии, скрытые за обычной жизнью умеет развязывать эта заклинательница. Ее область - темная мистика души» .
Тема Спесивцевой, этой зачарованной принцессы русского балета с загадочным взором потупленных глаз, - падший ангел, ее излюбленная мотивация ролей - раскаявшийся демон. Философ Аким Волынский сравнивал ее с врубелевской ЦаревноЙ-Лебедью. Во время репетиции балета « На Днепре» Сергея Прокофьева в парижской Опере Серж Лифарь оказался свидетелем того, как Спесивцева в припадке ревности хотела выброситься из окна: « Ольга была уже снаружи, но я все-таки успел схватить ее за руку. Мой пианист Леонид Гончаров тоже подбежал к окну и тоже схватил Ольгу.
Теперь она висела на наших руках на десятиметровой высоте над площадью Шарля Гарнье. Ценой неимоверных усилий мы все-таки втащили ее обратно. Она отбивалась, кусалась, царапалась, стараясь вырваться, но это не было чистой истерикой. На секунду наши взгляды встретились, и в ее глазах я прочитал столько злобы и ужаса, что невольно вспомнил гоголевского "Вия".
- Панночка! - подумал я. - Ведьма-панночка! Вот он в реальности - "Вий"! Вот она, эта страшная темная сила! И вот во что превращается человеческое существо». Художественные ассоциации, вызванные личностью Спесивцевой, довольно показательны: образы Лермонтова, Врубеля, Гоголя. Ее постоянная натужная набожность, какая-то декоративная боязнь дьявола, доходящая до смешного (мыла голову шампанским, «предохраняясь» тем самым от нечистой силы), вызывали откровенную иронию и непонимание со стороны окружающих. Между тем всё это отражалось в сценических
творениях гениальной балерины.
В одном - главном - сошлись судьбы таких разных артисток: в интерпретации сцены сумасшествия Жизели. Разорванное сознание, сыгранное на театральных подмостках, фатально отразилось на психике обеих. Некоторые балетоманы резонно говорили, что только из-за эпизода помешательства главной героини Федорова взялась за этот балет. Как всегда, танцы ее были страстными, но слишком «телесными» , В них не было поэзии. «Но вдохновенное творчество делает свое дело.
Настоящая бледность лица, блуждающие глаза, опустившиеся углы губ, жалкие попытки танцевать - всё это так ужасно правдиво, что захватывает и вызывает нервную дрожь», - писал Сергей Мамонтов в «Русском слове». Жизель Спесивцевой хотя и была образом идеальным, подернутым дымкой поэзии, но во втором "потустороннем" акте и она являла "плачущий дух". Стоило только балерине станцевать в «Жизели», как критики заговорили о "патологичности" созданной ею роли, буквально терзавшей нервы зрителей и подчас выходившей за пределы театральной условности. Обозреватель газеты "Последние новости" Петр Сторицын, отмечая «демонический эротизм» Жизели-Спесивцевой, писал: "Романтическая фантастика отчасти заменена патологическим демонизмом, что в соединении с болезненной прелестью и некоторой физической слабостью артистки иногда производило незабываемое, но жуткое по своеобразию впечатление".
Обе балерины видели в Жизели чистую деву, которую зло выбрало объектом своих нечистых помыслов
и дел.
Актрисы вне сцены были чем-то схожи. Соратнику С. П. Дягилева Сергею Григорьеву Федорова показалась "совсем маленькой, скромно одетой и довольно неряшливой". Князю Петру Ливену она запомнилась как «худенькое, немощное существо, пожалуй, с каплей цыганской крови в жилах». Французский балетовед Андре Шайкевич вспоминал: «Мне постоянно твердили, что Спесивцева необыкновенно хороша. В день, когда меня ей представили, я был крайне разочарован - худоба скелета, бледное лицо. И лишь легкая асимметрия черт, тонких и правильных - особенность большинства красивых лиц - удержала меня от ошибочного приговора». Художник Наталья Гончарова, создавшая для Ольги Александровны прекрасные костюмы, тоже поначалу была не в восторге от внешности балерины, показавшейся ей "невзрачной девушкой, вроде тех, которых десятками встречаешь на бульваре Монпарнас".
Ольгой Спесивцевой восторгался юный Дмитрий Шостакович. Она ему напоминала мопассановский персонаж девочку Шали - обаятельное существо с «большими глазами, полными тайн» , с лицом, освещенным «внутренней радостью, которая бывает, когда несбыточная мечта вдруг превращается в явь», с фигурой, «точно статуя» . Поэт Осип Мандельштам, увидев балерину в «Жизели» , посвятил ей строки: «Теоретики классического балета обращают громадное внимание на улыбку танцовщицы - они считают ее дополнением к движению, истолкованием прыжка-полета. Но иногда опущенное веко видит больше, чем глаза". Сергей Дягилев, в молодости называвший Анну Павлову «Тальони своей жизни» , был безгранично изумлен, «когда появилась Спесивцева, создание еще более утонченное и совершенное, чем Павлова» . Он приводил слова великого маэстро танца Энрико Чекетти: "К нам упало яблоко и распалось на две половинки, из одной вышла Павлова, из другой Спесивцева", - и от себя добавлял: "Спесивцева вышла из той, что грелась на солнце".Зато потом, после выступления Спесивцевой, восторгам не было конца: "Необычайное зрелище. Видеть, как танцует эта женщина ... подарок судьбы. Она превосходила всех. Она заслоняла декорацию, сцену. Каждый ее жест был настоятельно необходим".
Танец Софьи Федоровой пробудил артистические дарования великих актрис русской драматической сцены Елены Гоголевой и Софьи Гиацинтовой. По Москве ходили слухи, что «известную балерину императорских театров Федорову 2-ю пригласили в состав труппы Московского Художественного театра» . Но она осталась преданной танцевальному искусству.
С конца 1918 года Софья Федорова стала страдать тяжелыми неврастеническими припадками, первые признаки которых появились пятью годами ранее, во время создания образа Жизели. В 1922 году, после смерти мужа, оперного певца и режиссера Петра Сергеевича Оленина, она эмигрировала в Париж. Там, почувствовав себя лучше, Федорова занялась педагогической работой, выступала в труппе Анны Павловой, принимала участие в концертных программах. В 1928 году танцовщица последний раз вышла на сцену и восхитила публику в «Половецких плясках» из оперы «Князь Игорь» А П. Бородина, показанных Дягилевым в Париже в программе Русских сезонов. Затем болезнь вернулась, и начались скитания по психиатрическим клиникам. В 1963 году Софья Васильевна умерла на 84-м году жизни В своей крошечной квартирке в Нейи, пригороде Парижа, где последнее время тихо существовала, то приходя в себя, то впадая в забытье. Некролог вышел лишь через полгода.
Первые симптомы безумия у Ольги Спесивцевой появились в 1934 году в Сиднее, где балерина гастролировала в качестве звезды труппы Анны Павловой, возглавляемой после смерти великой танцовщицы ее мужем Виктором Дандре. Она постоянно твердила, что окружена врагами, намеревающимися украсть и уничтожить цветы, которые дарит ей публика. Ни слова не говоря, Спесивцева прерывала репетиции и уходила бродить по городу. После того как в страшном возбуждении ночью она прибежала в номер Дандре и умоляла спасти ее от убийц, все поняли, что за "неврозами" артистки кроется что-то более серьезное и страшное. Несколько дней спустя Ольгу подобрали на дороге довольно далеко от Сиднея: взор ее был затуманен, говорила она что-то невнятное. Стало очевидно, что выступать балерина не сможет. После нескольких недель отдыха в санатории она уехала из Австралии. Однако еще весной 1931 года во время успешного турне в Монте-Карло и Швейцарии окружающие замечали ужасное душевное состояние Спесивцевой. Ее депрессию невозможно было ничем объяснить, поскольку в труппе она занимала первое место и пользовалась привилегиями примы. И всё же она постоянно находилась в раздраженном, озлобленном и подавленном настроении.
А однажды ночью, во время переезда труппы в Монтрё, балерина попыталась выброситься из своего спального купе. Просто чудо, что ее попытку заметили вовремя и танцовщики смогли втащить ее обратно через окно. В июне 1935 года в парижском театре «Опера Комик» Ольга Спесивцева дала сольный танцевальный вечер, из-за неудачной организации закончившийся провалом. Балерина была откровенно убита и явно не в себе. Прогрессирующая болезнь изнуряла Спесивцеву, которая не понимала причин происходящего с ней несчастья. Серж Лифарь считал, что Ольга стала жертвой собственной гениальности, намного превосходившей ее интеллектуальные способности. Попытки балерины рассуждать об искусстве оборачивались детским лепетом, и собственное бессилие приводило ее в ярость. Она нервничала и капризничала, как ребенок, Зачастую Спесивцева затрагивала возвышенные предметы, хотя мало в них смыслила. Она искренне верила, что тема сама по себе свидетельствует и о ее уме, и о хорошем воспитании.
Однажды после длительной репетиции партнеры предложили Ольге зайти в кафе, чтобы снять напряжение и просто по-дружески поболтать. К их изумлению, она озабоченным тоном ответила:
- Нет, нет, спасибо! Я тороплюсь домой. Меня ждет работа!
- Работа? Так поздно? Что же ты делаешь?
- Перевожу на французский лермонтовского «Демона», - отвечала она.
- Да неужели? - Все были ошеломлены.
- Конечно! Я же француженка! Свобода, равенство,Троица!
Лицо у нее было серьезным. И танцовщикам вдруг стало не по себе.
Потом эти странности стали повторяться довольно часто. После Лермонтова настала очередь Шекспира. Затем она приступила к переводу Достоевского, хотя не могла по-французски связать двух слов! Ольга же искренне верила, что таким образом производит впечатление образованной женщины. Ей казалось, что ввести в заблуждение собеседника ничего не стоит. Множество причуд и странностей Спесивцевой одни объясняли недостатком ума, другие относили за счет первых симптомов душевной болезни. Разлад между интеллектуальными способностями и творческими возможностями всё больше расшатывал психическое равновесие балерины, пока, наконец, не разрушил его окончательно.
В декабре 1940 года в нью-йоркской гостинице «Вандербильт» Ольга пыталась выброситься из окна сорокового этажа. На нее надели смирительную рубашку и отвезли в клинику для душевнобольных, где балерина содержалась в хороших условиях благодаря заботе ее преданного друга, состоятельного бизнесмена Брауна. После его скоропостижной смерти Спесивцеву перевели в государственную больницу. Там ее навестил знаменитый английский танцовщик Антон Долин, написавший впоследствии книгу о «спящей балерине» . Он объяснил персоналу клиники, кем была Спесивцева, и попросил, чтобы ей выделили отдельную удобную комнату. В марте 1946 года через советское посольство в Нью-Йорке Долин связался с братом Ольги, жившим в Ленинграде. Он ответил, что был бы счастлив, если бы сестру перевезли на родину. Но этот план не осуществился, потому что Долин должен был внести десять тысяч долларов, а затем сопровождать Спесивцеву в Советский Союз. Когда он рассказал обо всем Ольге, та ответила: «Я - королева! Оставайтесь здесь ... Осторожнее! Инки!»
Пытаясь избавить ее от ужасной атмосферы больницы, Долин готов был даже жениться на ней. Но и тут его ждал отказ: закон запрещает браки с душевнобольными. Серж Лифарь виделся с Ольгой Спесивцевой, "заживо погребенной сумасшествием" в сентябре 1948 года. Эта мучительная встреча осталась в его памяти как одно из самых горьких воспоминаний. Балерина показалась своему партнеру по сцене призраком, тенью Жизели
... Богиня сделалась старой женщиной с впалыми щеками, глубоко запавшими глазами, и всё же, несмотря ни на что, она хранила в себе частицу своего «божественного» прошлого, хрупкую, какую-то неземную грациозность. Она говорила спокойным голосом, словно они только вчера расстались. Лифарь изумлялся ее безупречной памяти, время от времени ему казалось, что Ольга в полном сознании, мыслит трезво и ясно, и потому он не мог избавиться от о щущения, что ее можно было спасти.
- Ольга, ты хотела бы танцевать?
- Нет. - Она в смущении опустила глаза.
Лифарь настаивал:
- Станцуй арабеск Посмотри, помнишь ты это па?
Серж показал ей с помощью пальцев разные движения. Она внимательно следила за его руками, придавая каждому па какой-то особый таинственный, мистический смысл. Потом пробормотала:
- Да, атти ... Это железный принц. А я принцесса. Мой отец царь. Вот почему, когда я окончила школу, царица подарила мне соболью накидку на голубом атласе ... Это Аттила, железный принц ... Замолчи, отодвинься, враги могут тебя услышать ... Не будем больше говорить об этом ... Это запрещено!
- Почему запрещено и кем?
- Не спрашивай ... Запрещено ... Запрещено религией. Ты знаешь, что я пишу Евангелие? Работаю целый день. И так устаю. Я устала писать и всё пишу, пишу. ..
Она пришла в возбуждение и стала мерить комнату большими шагами, беспорядочно жестикулируя.
Лифарь спросил в упор, желая проверить ее память:
- Ольга, сколько тебе лет?
- Ты же знаешь, женщин об этом не спрашивают! Это невежливо! -Она кокетливо посмотрела на Сержа.
- Но ты школу окончила в 1916-м, правда? - спросил Лифарь.
- Нет, в 1913-м.
- Ольга, а ты знаешь, что мы не виделись десять лет? Что была война?
- Конечно! И немцев разбили. Они хотели напасть на меня и убить!
- Ольга, твое имя навсегда останется в истории балета!
- Зачем? Совсем этого не нужно.
Лифарь упрашивал ее сделать арабеск:
- Посмотри, как за него браться.
Она посмотрела на пальцы танцовщика... И вдруг свершилось чудо: она танцевала арабеск Незабываемое зрелище, ошеломляющая красота ... Вдруг, рассердившись, она хлопнула Сержа по большому пальцу:
- Убери! Убери сейчас же! Это для тамбурина, для испанских танцев!
Ольга расхохоталась. И вновь неземное видение - потрясающий арабеск.
- Пора прощаться, Ольга.
Спесивцева послушно обняла его. Серж поцеловал холодную Жизель. Уходя, он задал последний вопрос:
- Ольга, где бы ты хотела жить?
- Мне совершенно всё равно. Всюду плохо ... Меня всюду мучили ... А умереть я хотела бы там ... Она молча постояла несколько секунд и едва слышно
добавила:
- Там, да, там ... в России ...
Придя в сознание только через четверть века, Спесивцева нашла приют под Нью-Йорком, в Толстовском фонде, устроенном вполне по-русски. Она была дружна с дочерью гениального писателя Александрой Львовной. Последние ее годы оказались вполне благополучными. Она часто молилась в церкви, постоянно причащалась, много общалась с артистами балета и, наконец, опубликовала описание своего экзерсиса. Скончалась Ольга Александровна в возрасте девяноста шести лет, в 1991 году.
"Повседневная жизнь балерин русского императорского театра"
спасибо за наводку duchesselisa
Скачайте книгу бесплатно. Формат на выбор:
Скачать в doc - 8,72 mb - для чтения в Microsoft Word
Скачать в pdf - 54,81 mb - документ Adobe Acrobat
Скачать в txt - 5,59 mb - для любой программы
Скачать в rtf - 9,06 mb - для чтения на компьютере
Скачать в fb2 - 9,97 mb - для Haali Reader и других читалок
Скачать в epub - 5,74 mb - поддерживается всеми современными Ридерами
Скачать в jar - 1,12 mb - Java формат для мобильных устройств
Скачать в djvu - 9,83 mb - для специализированых Ридеров
Скачать в lrf - 6,46 mb - для чтения в Sony Reader
Аудиоверсия этой книги:
Бесплатно скачать аудиокнигу "Повседневная жизнь балерин русского императорского театра" в формате mp3:
Голос: мужской, иногда женский
Озвучка: качественная, с выражением
Качество: 164kbps, 44,7kHz
Время звучания: 745 мин.
Скачать в mp3 - 639,42 mb - для прослушивания в любом mp3-плеере
Повседневная жизнь балерин русского императорского театра
Уитни Элизабет Хьюстон (Whitney Elizabeth Houston) родилась 9 августа 1963 года в городе Ист-Оранж (штат Нью-Джерси, США). Ее мать, Эмили Дринкард (сценический псевдоним Сисси), была в свое время известной исполнительницей госпелов (евангельские песнопения), двоюродная сестра Дион Уорвик - также профессиональная певица. В детстве Уитни пела в церковном хоре, а в юности была довольно успешной фотомоделью.
Хьюстон попала в Книгу рекордов Гиннесса как артистка, обладающая самым большим количеством наград. За время своей творческой деятельности, которая началась в возрасте 11 лет в младшем госпел-хоре баптистской церкви New Hope в Ньюарке, Хьюстон получила шесть наград "Грэмми", 15 наград Billboard Music Awards, 21 награду American Music Awards, две награды Emmy и множество других премий и наград музыкальной индустрии.
Уитни Хьюстон: песни и саундтреки
Дискография Хьюстон насчитывает семь студийных альбомов, множество сборников и DVD-альбомов, а также три саундтрека - к фильмам "Телохранитель", "В ожидании передышки" и "Жена священника". Артистка не только спела в этих фильмах, но и сыграла в них главные роли. Также Хьюстон снималась в эпизодах нескольких сериалов и кинокартинах, в том числе и в роли самой себя.
Ужасные подробности о смерти Уитни Хьюстон
Знаменитая американская певица и актриса Уитни Хьюстон умерла из-за того, что, возможно, захлебнулась водой в ванне.
Об этом сообщает интернет-портал TMZ, журналисты которого подробно освещают события, связанные с гибелью знаменитости.
Хьюстон скончалась в номере гостиницы Beverly Hilton в Лос-Анджелесе, смерть констатировали прибывшие по вызову врачи скорой помощи. Певице было 48 лет. Официальная информации о причинах смерти до сих пор не поступало.
По данным TMZ, Хьюстон была обнаружена сотрудниками гостиницы в бессознательном состоянии в ванне. Источник сообщил, что, когда приехала служба скорой помощи, тело Хьюстон уже вынесли из ванной комнаты. В номере певицы были также обнаружены таблетки, которые ей выписал врач. Причину гибели певицы смогут установить только после вскрытия.
В мае 2010 года Хьюстон проходила амбулаторный курс лечения от алкогольной и наркотической зависимости.
К 125-летию со дня рождения легендарного комдива Гражданской войны
Однажды по заданию «Комсомольской правды» я пришла к Герою Советского Союза, генерал-полковнику Николаю Михайловичу Хлебникову. Он был участником многих исторических событий. Я попросила разрешения написать о нем очерк. Однако неожиданно для меня наш разговор Николай Михайлович повернул совсем в другую сторону. В то время вошли в обиход бесконечные анекдоты о Чапаеве. Пустые, плоские, однако прилипчивые.
- Трудно передать, как эти глупые байки ранят души тех, кто знал Чапаева, - сказал мне, чуть ли не с порога, Николай Михайлович. – Я воевал в дивизии Чапаева, видел его в разной обстановке и могу свидетельствовать: эти расплодившиеся наветы не имеют никакого отношения к личности Василия Ивановича. Я прошел две войны. Мне есть что вспомнить и рассказать. Но говорить мы будем не обо мне, а о Чапаеве. Никогда не думал, что мне придется его защищать. И от кого? От пустых зубоскалов.
- Как вы попали в дивизию Чапаева?
- В годы Первой мировой войны я воевал на фронте, а потом меня направили на учебу в Петроградское Константиновское артиллерийское училище. Когда началась Гражданская война, мои убеждения к тому времени вполне определились. Я решил добровольцем вступить в Красную Армию. Родом я из Иваново-Вознесенска. В 1918 году уехал на Восточный фронт в составе добровольческого рабочего отряда. Мы ехали в одном вагоне с будущим писателем Дмитрием Фурмановым. Впоследствии в дивизии В.И. Чапаева Фурманов станет комиссаром, а я – командиром артдивизиона.
- О Чапаеве тогда вы уже слышали?
- Отправляясь на фронт, я мало знал о нем. Но по дороге к нам присоединялись бойцы, возвращавшиеся из госпиталей, которые воевали в дивизии Чапаева. Они говорили: «Наш Чапай не знает поражений». Недаром еще в пути, не познакомившись с комдивом, Дмитрий Фурманов записал в дневнике: «Чапаев – магическое имя». Запомнился ему разговор с одним возчиком-калекой, о котором он потом написал в своей знаменитой книге о Чапаеве. Красноармеец так говорил о комдиве: «Так уж на дню его, кажись, десять раз видишь, а все охота посмотреть: такой, брат, человек».
- Каким вы впервые увидели Чапаева?
- Это был сильный красивый человек. Пронзительные синие глаза. Гордая осанка. Ему в ту пору было тридцать два года. Уважение к нему в дивизии было необычайное. Но нам еще предстояло понять, как он заслужил такой безусловный авторитет.
- В бесконечных анекдотах рисуют беспробудным гулякой и выпивохой…
- Это один из самых подлых ударов по имени Чапаева. Мы-то знаем, что Чапаев никогда не пил спиртного и не курил. И других жестко наказывал за злоупотребления. А что касается его моральных качеств, то это был человек благороднейшей души. На фронте еще в дни Первой мировой войны тяжело ранили его боевого друга Камешкерцева. Он умер на руках Василия Ивановича. Перед смертью просил позаботиться о его детях. Чапаев, возвращаясь с фронта, сразу отправился в село, где жила семья его друга. Привез деньги, подарки. Сказал вдове, что будет помогать. Когда Василий Иванович вернулся к себе, то нашел и свой дом разоренным. Его жена куда-то уехала и пропала без вести. Чапаев стал заботиться о детях погибшего друга. Так образовалась новая семья. Вскоре Василий Иванович ушел на Гражданскую войну.
- Зубоскалы, коим несть числа, выставляют Чапаева еще и мелким мародером.
- Стыдно и горько это слушать. Сказать такое о Чапаеве, который беспощадно боролся с мародерством! Вот случай, который произошел на моих глазах. Мы заняли станицу. И кое-кто из красноармейцев стал выносить из домов узлы с чужими пожитками. Жители бросились в штаб к Чапаеву. И что же? Он немедленно собрал командиров бригад. Жестким тоном приказал немедленно вернуть хозяевам все, что награбили. Мало того, распорядился произвести обыски в бригадах. И если найдутся такие, кто ослушается его приказа, отдать под арест.
В тот же день по приказу комдива построили красноармейцев: «Чапай говорить будет!». Дмитрий Фурманов впоследствии подробно описал эту сцену. Вот строки о том, как выступал Чапаев на площади: «Это была страстная, откровенная исповедь благородного человека, оскорбленного и протестующего». Василий Иванович говорил: «Приказываю вам больше никогда не грабить. Грабят только подлецы. Поняли?.. Я буду расстреливать каждого, кто наперед будет замечен в грабеже...» И на это приказание комдива криками одобрения отозвалась многотысячная толпа. Красноармейцы клялись, что никогда не допустят грабежей».
Чапаев был прямым и честным человеком. А вот тех, кто сочиняет байки, порочащие его имя, я бы назвал мелкими мародерами. Что можно еще сказать о тех, кто ради минутного животного хохота плетет небылицы, обращает славное имя в посмешище.
- Ну да, Чапаева изображают еще ленивым лежебокой. Вот, мол, лежит он в исподнем на печи, тут приходит Петька и т.д.
- Все эти байки вовсе не безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они сочинены по методу пропаганды Геббельса: ложь должна быть большой и наглой и чаще повторяться. Тогда ей поверят, и она войдет человеку в подсознание.
Чапаев был, прежде всего, беззаветным воином-тружеником. Он лично сформировал свои полки. И только из добровольцев. Он сам ездил по селам, убеждал людей вступать в Красную Армию. А ведь каждый, вступая в полк, понимал: война без смертей и увечий не бывает.
За Чапаевым шли в бой. Это впоследствии стали говорить о том, что красноармейцев чуть ли не штыками заставляли воевать. Не так это было. И Дмитрий Фурманов писал о том, в каких условиях воевали и побеждали чапаевцы: «И в дождь, и в грязь, по утренней росе и в вечерних туманах, день сытые, два голодные, раздетые и обутые скверно, с натертыми ногами, с болезнями, часто раненые, не оставляя строя, шли победоносно от селения к селению, неудержимые, непобедимые, терпеливые ко всему». Я хорошо помню эти дни. И одно могу сказать - из-под палки так не воюют. Мы шли через разбитые станицы. У нас кончился хлеб. Питались одной кониной - поджаривали ее, надев на штыки, на костре. Противник при отступлении портил колодцы. Бойцов мучила жажда. Конники с ведрами и котелками скакали к пересохшим степным речкам. Но вместо воды набирали и отжимали грязь. И этой грязью бойцы смачивали губы. Но мы наступали и гнали противника.
Немало можно рассказать и о том, как бойцы дорожили тем, что воюют вместе с Чапаевым. У нас в дивизии были двое безногих красноармейцев. Оба вернулись в дивизию из госпиталя. Они заявили, что останутся пулеметчиками. Просили Чапаева не отсылать их в тыл, а разрешить участвовать в боях. И Чапаев дал им пулеметную тачанку. И они воевали.
- Из детства остались в памяти кадры знаменитого фильма: мчится Чапаев на лихом коне в самую гущу сражения… Так это было?
- Надо сказать, что авторитет Чапаева, его имя, обраставшее легендами, были связаны, прежде всего, именно с его личным мужеством. Ведь это война, где видно каждого: кто трус, а кто герой. Комдив никогда не отсиживался в штабе. «В черной шапке с красным околышем, в черной бурке, летевшей по ветру, - из конца в конец носился Чапаев. Он на лету отдавал приказания, сообщал необходимое, задавал вопросы… Ни слова лишнего, ни мгновения задержки». - Так описывает его Фурманов.
- А еще говорили, будто Чапаев был не шибко грамотен, анекдот даже ходил, о том, как он штабные карты с колодой игральных спутал. Вариациям на эту тему тоже нет числа.
- Знаете, в своей жизни я видел многих известных военачальников. В дни Великой Отечественной войны я командовал артиллерией фронта. Так что в моей памяти есть с кем сравнить Чапаева. И я скажу, что Чапаев был высокоодаренным командиром. Я считаю его одним из самых талантливых военачальников, которого мне довелось встречать. Ведь условия Гражданской войны были особенные. У нас не было сплошной линии окопов. Противник мог оказаться и на флангах, и в нашем тылу. Бывали моменты, когда одна наша дивизия держала фронт, растянутый на 250 километров.
Каждый раз, принимая решение, комдив оказывался перед задачей со многими неизвестными. И мы, и противник постоянно применяли тактику скрытых переходов, внезапных ударов и обходов. Именно в таких условиях и успех боевых операций, и жизнь бойцов зависели от того, способен ли командир правильно оценить обстановку, перехитрить противника, заранее предвидеть, откуда грозит опасность. И я до сих пор вспоминаю и удивляюсь тому, насколько блестящие решения принимал Чапаев.
Вот что было. Чапаев собирал командиров перед боевой операцией. Все по очереди высказывались. Каждый до тонкостей объяснял, как он видит тактику боевых действий. Чапаев слушал молча. Благодарил всех и оставался один. Сидел над картой. Утром он снова собирал командиров. И объявлял свое решение. И потом уже, когда начинались боевые действия, мы всегда поражались тому, насколько Чапаев оказывался прав. А ведь я был кадровым военным. Были среди нас и другие военные специалисты, получившие образование, воевавшие на фронтах. Но мы в военной стратегии и тактике и сравниться не могли с Чапаевым. Полководческое предвидение у него было феноменальное! Он будто заранее чувствовал, откуда ударит противник, где у него слабые места, когда наступит самый удачный момент, чтобы нам перейти в наступление с меньшими потерями. Все это и называется искусством военачальника. Конечно, тут сказывался его фронтовой опыт. На фронтах он изучал военную науку, ползая, что говорится, на брюхе. Этот его опыт, который добывался кровью и потом, впоследствии обернулся талантом, которым мы, знавшие Чапаева, не уставали восхищаться.
- Но Чапаев, как говорится, «академий не кончал».
- Чапаев действительно мало учился. И академию военную бросил. Но его судьбу я могу сравнить с судьбой Максима Горького. Ведь мы же не спрашиваем – сколько классов окончил Максим Горький, когда читаем его книги, вошедшие в мировую классику. Так и Чапаев.
Он был от природы одаренным военачальником. Вспомните, что его противником был такой высокообразованный офицер, как Колчак. И чтобы его полки обратить в бегство, мало было одной лихой храбрости. В таком деле нужны острый ум и талант. А Чапаев в ходе боев принимал настолько неожиданные и нестандартные решения, что всегда переигрывал противника и одерживал победы. «Только одному он не верил никогда: не верил тому, что у врага много сил, что врага нельзя сломить и обернуть в бегство», - написал о нем тот же Дмитрий Фурманов.
- Помнится, прочитала однажды о театре, который был создан в дивизии Чапаева.
- Это еще одна грань его удивительной личности. В нем чувствовался подлинный интерес к культуре. Несмотря на все тяготы войны, он поддержал идею создания театра. В дивизии нашлись красноармейцы с актерскими способностями. Руководила театром жена Фурманова. Чапаев так полюбил театр, что один и тот же спектакль мог смотреть по несколько раз. В штабе дивизии решали, в какую бригаду и когда поедут артисты. Их ждали. Нелегко было найти в степи доски для сцены. Но как-то находили и сколачивали подмостки. Случалось, что вдруг приходил приказ - сниматься с места. Так подмостки разбирали и волочили за собой в обозе. Знали, что артисты приедут выступать.
Что ставили? В репертуаре были классические вещи, пьесы А.Н. Островского. Но и сами сочиняли что-то на «злободневные темы». Многие из красноармейцев впервые в своей жизни видели артистов. По ходу пьесы бойцы в возбуждении вскакивали с мест, вмешивались в действие, кричали, одобряя или негодуя по поводу происходившего на сцене. Стреляли в воздух.
Чутье не обмануло Чапаева. Театр был нужен. Пройдет совсем немного времени, и красноармейцы, вернувшись с фронта, пойдут учиться на рабфаки. Из наших бойцов-чапаевцев выйдут и музыканты, и художники, и литераторы. Первый толчок к художественному осмыслению жизни дал им чапаевский самодеятельный театр.
- А как все же погиб Чапаев? Легенд и рассказов об этом немало.
- В тот день Чапаев находился в штабе, который располагался в Лбищенске. По военным меркам это был глубокий тыл нашей дивизии. Вместе с артдивизионом я воевал на переднем крае - в 60 километрах от Лбищенска. На фронтовом рубеже были другие бригады дивизии. Как мы потом узнали, Чапаеву днем доложили, что в степи поблизости от станицы замечены конники противника. Но такие стычки в тылу были обычным делом. Тем не менее Чапаев немедленно приказал летчикам авиаотряда подняться в воздух и произвести разведку. Они вернулись и доложили, что вблизи Лбищенска продвижения чужих войск не замечено.
Как они могли просмотреть, что вокруг станицы уже стягиваются сотни вооруженных людей, до сих пор остается загадкой. Двое летчиков и сами погибли в Лбищенске. Конники противника ночью, окружив станицу, перерезали телефонные провода, чтобы на подмогу к Чапаеву никто не мог придти.
К нам на передовую прискакал утром всадник и крикнул: «В Лбищенске идет бой!» Мы скрытно снялись с позиций и бросились в станицу. В тяжелых боях красноармейцы освободили Лбищенск. И перед нами предстала страшная картина. На улицах, в переулках, во дворах - всюду изрубленные тела красноармейцев. Это потом стали говорить, что против нас воевали благородные рыцари в белых перчатках. Мы видели другое. Красноармейцев с выколотыми глазами, отрубленными руками… В одном из подвалов мы нашли тяжело раненного начальника штаба дивизии Николая Новикова. Он сказал о том, как напали на Лбищенск. Нашли потом и тех, кому удалось переплыть Урал.
Они рассказывали, что раненый Чапаев с откоса сбежал к реке. А его ординарец Петр Исаев - к стыду сказать, еще один персонаж анекдотов, в эти мгновения пошел на самопожертвование. Он остался на берегу, чтобы прикрыть отход комдива. Но Чапаева спасти не удалось. Солдаты противника поставили пулеметы на откосе и сверху расстреливали переправлявшихся вплавь через Урал...
Меня назначили начальником похоронной команды. Мы взяли рыбацкие сети и стали пытаться выловить тела погибших из реки. Чапаева так и не нашли. На похороны у нас были всего сутки. Увидев, что наши части снялись с передовой, противник перешел в наступление. Мы отступали, чтобы сохранить остатки дивизии.
Уходя из Лбищенска, дали тогда клятву: те из чапаевцев, кто останется живой, найдут его родных и приемных детей. Так и было. Семью комдива мы не оставили в беде.
- Однако после гибели Чапаева его полководческое искусство оказалось странным образом забытым?
- Вовсе нет. Из тех, кто воевал с Чапаевым, вышли известные военачальники, блестяще проявившие себя в годы Великой Отечественной войны. Они многому научились у Чапаева и применяли его тактику. Надо сказать, что дивизия Чапаева участвовала в крупных военных операциях, которые потом изучались в академиях. Одно из них - сражение за освобождение Уральска. Два с половиной месяца город был окружен со всех сторон противником. В Уральске кончились боеприпасы. Не было продовольствия. Дивизия Чапаева пошла на помощь городу. Прорвала несколько колец блокады и освободила Уральск.
Здесь воевал тогда будущий полководец Г.К. Жуков. В составе кавалерийского эскадрона он поддерживал дивизию Чапаева. Он пишет об этом в своих мемуарах. Начальником связи авиаотряда был С.А. Красовский, будущий маршал авиации. В дивизии Чапаева воевал А.В. Беляков, ставший через годы штурманом самолета, на котором Валерий Чкалов совершил свой беспримерный перелет через Северный полюс в Америку. Начальником команды по сбору оружия при штабе Чапаева был С.А. Ковпак, в будущем легендарный командир партизанского соединения. Командиром роты в дивизии Чапаева воевал И.В. Панфилов, который стал одним из прославленных героев в дни обороны Москвы в 1941 году. Все они учились воевать у Чапаева, а после его гибели сохранили в себе тот особый чапаевский дух, который помогал им одерживать победы.
***
Спустя годы я перечитываю свои записи разговоров с Николаем Михайловичем Хлебниковым, которого уже нет в живых, с чувством особой горечи. Я думаю о том, что мы переживаем странное время. Из одной крайности безоглядно бросаемся в другую. Сначала почитаем одних героев, потом только их противников.
В разные времена многие государства переживали свои гражданские войны. Однако с течением лет в так называемых цивилизованных странах старались зарубцевать свои раны, нанесенные гражданскими войнами, и почитать выдающихся деятелей с противоположных сторон. Все они остались в истории патриотами своего Отечества. Мы же поступаем с точностью до наоборот. Спустя десятилетия, вместо примирения, то и дело стараемся разжечь костер гражданской войны теперь уже в нашей исторической памяти. В последние годы вышло из забвения имя Колчака. Но почему же должна обрастать наветами судьба Чапаева, который был одним из тех военачальников, кто его разбил?
Можно сравнить все эти шутовские байки о героях прошлых лет с троянским конем, размалеванным радужными узорами. Именно такую, якобы безобидную, деревянную, фигуру втащили когда-то в несчастный город, чтобы сломить его не в открытом бою, а обманом.
Театр абсурда, в котором мы теперь пребываем, не начался ли он с этих шутовских наветов на героев Отечества – на Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, героев-панфиловцев, достается ныне и маршалу Георгию Константиновичу Жукову и многим другим.
Одолеем ли все калибры психотронного оружия, которым обрабатываются наши души?
Из биографической справки
Чапаев Василий Иванович родился в 1887 году в деревне Будайка Казанской губернии в семье крестьянина. Семья переехала в село Балаково Самарской губернии. Василий Чапаев учился в церковно-приходской школе, потом вместе с отцом работал в артели плотников.
Первую мировую войну он начал солдатом. Получил звание младшего унтер-офицера, а затем старшего унтер-офицера, дослужился до фельдфебеля. За проявленную храбрость был награжден Георгиевскими крестами трех степеней и Георгиевской медалью.
В годы Гражданской войны В.И. Чапаев проявил себя как активный организатор частей Красной Армии. Он командовал добровольческими отрядами, бригадой и затем – дивизией, вел в бой красноармейцев в походе на Уральск, воевал против чехословаков, освобождал Николаевск. В ноябре 1918 года его направили учиться в академию Генерального штаба. Но не закончив и курса обучения, подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Под его командованием дивизия участвовала в боевых операциях против Колчака, заняла Уфу, а затем – находившийся в блокаде Уральск.
В.И. Чапаев погиб 5 сентября 1919 года в г. Лбищенск.
Сергей Дягилев мог как собирать таланты в свою труппу,так и придумывать им новые имена. Так в 1914 году появилась балерина Лидия Лопокова ( Lydia Lopokova ), которая до этого была Лидией Лопуховой. Очевидно, оригинальное русское имя плохо ложилось на французский и английский слух, вот и пришлось Лопуховой стать Лопоковой. (Точно также он окрестил Спессивцеву - Спессивой.) В 1909 году Сергей Дягилев, создав труппу "Русский балет Дягилева", впервые вывез ее в Париж. Начались знаменитые русские сезоны, которые буквально ошеломили западную публику не только новым словом в балете, новыми оперными постановками, новыми голосами (прежде всего Шаляпиным), но конечно же и необыкновенным синтезом танца, живописи художников-новаторов и музыки новых композиторов - вначале преимущественно российских, а затем и европейских.
Russian Imperial Corps de Ballet in 1893 Хореографы - М. Фокин и Л. Мясин. Композиторы - И. Стравинский, С. Прокофьев, Мануэль де Фалья, М. Равель, К. Дебюсси. Художники - Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Головин, Н. Гончарова и М. Ларионов. И, наконец, такие знаменитые танцовщики, как В. Нижинский, С. Лифарь, А. Павлова, Т. Карсавина и другие. Лидия Лопухова была приглашена в эту замечательную компанию в 1910 году (до того она танцевала в Мариинском театре, а в 1907-1910 годы в обществе своего брата Федора Лопухова и Анны Павловой совершила турне по США). В 1915 году она стала одной из ведущих танцовщиц труппы Дягилева.
О Лопуховой-Лопоковой в Англии издано несколько книг. В одной собраны все воспоминания о ней и некоторые ее статьи, во второй - ее письма к мужу, известному английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу. Лидия Лопухова родилась в Петербурге 21 октября 1892 года. Родители братьев и сестер Лопуховых не имели никакого отношения к балету. Правда, отец - выходец из крестьян Тамбовской губернии - был капельдинером Александрийского театра и театр очень любил. Может быть, именно поэтому четверо из пяти его детей поступили учиться в Петербургское Императорское театральное училище (благо, как вспоминает Федор Лопухов, учеников принимали туда бесплатно и на полное иждивение). Первым поступил Федор (1886-1973), ставший впоследствии крупнейшим балетным хореографом Советской России, отдавший большую часть своего творчества Мариинскому и частично Большому театрам. Затем в училище поступили сестры Евгения и Лидия и, наконец, брат Андрей. Пятый брат, Николай, закончил Электротехнический институт. Только Лидия оказалась за границей, остальные жили в России.
В раннем детстве девочка была отдана в имрераторскую балетную школу, которую окончила в 1909 году. Уже через год она поступает в дягилевскую балетную труппу и едет на гастроли в Берлин, Париж и Брюссель. В 1910 году она уезжает в США, где в течение шести лет выступает в мюзик-холле. В Америке она выходит замуж за итальянца Рандольфо Барокки, который был мэнеджером у Дягилева. Барокки был намного старше Лидии и, как выяснилось позднее, женат на итальянке, и женился, не получив развода. В дягилевскую труппу Лопокова (под этим именем она была известна за границей) возращается в 1916 году, когда труппа Русский балет с Нижинским в качестве главного танцовщика приезжает в Нью-Йорк. Она танцует с Нижинским и вместе с труппой совершает турне по Южной Америке и Испании.
В 1918 году она впервые приезжает в Лондон, где с большим успехом выступает в поставленных Мясиным балетах "Благoвоспитанная леди" и "La Boutuque Fantastique". Но после спектаклей Лопокова выходит из труппы Дягилева и остается в Лондоне. Правда, через два года Лопокова получила разрешение Дягилева вернуться в труппу и в мае 1921 года приезжает в Париж, где танцует в "Жар-птице", "Сильфиде" и "Петрушке".
В конце мая труппа приезжает в Лондон, где представляет двенадцать балетов, и во всех Лопокова принимает участие. В Лондоне Дягилев начинает готовить представление "Спящей красавицы", в котором наряду со Спесивцевой и Трефиловой должна была танцевать и Лопокова. Известный английский экономист Мейнард Кейнс впервые увидел Лидию Лопухову в 1918 году во время первых гастролей балета Дягилева в Лондоне: вслед за Парижем дягилевская антреприза потрясла своим искусством и лондонскую публику. Именно тогда завязалась их дружба. В 1921 году состоялась их вторая встреча, когда Лидия окончательно покорила его сердце. В одном из писем Кейнс писал: "Она представляется мне совершенством во всех отношениях".
Кейнс был чрезвычайно многогранной личностью. Если развитие капитализма не кончилось крахом и пошло не так, как это предсказывали классики марксизма, то этим оно в немалой степени обязано Дж. М. Кейнсу. Именно его идеи способствовали основательной перестройке капитализма, превращению его в смешанную систему, в которой действие рыночного механизма, заключенное в цивилизованные рамки законов, увязано с государственным регулированием экономики. Он был не только экономист, но и философ, любитель литературы, музыки, живописи и театра. Еще студентом он переводил с латыни стихи средневековых поэтов. Огромное место в его жизни, особенно в первой ее половине, занимала дружба с членами известного объединения английских интеллектуалов, художников и писателей - Блумсберийского клуба. Будучи богатым человеком, он выступал и как крупнейший меценат, помогавший своим блумсберийцам, и не только им, покупал картины многих других художников-современников, а позднее спонсировал театральные постановки, в особенности балет. Кейнс присутствовал на всех представлениях "Спящей красавицы". Однако эта постановка оказалась не слишком успешной, она подорвала финансовые возможности Дягилева. Труппа распадалась, и Лидия Лопокова вынуждена была выйти из нее. Некоторое время она танцевала в Лондоне в театрах Ковент-Гардена и в Колизее.
В это время Кейнс познакомил ее с группой своих кембриджских приятелей, которые поселились в Лондоне в районе Блумсбcери, отчего этот кружок получил название "группа из Блумсбери". В нее входили поэт Томас Элиот, писатель Е. М. Форстер, художественный критик Клайв Белл и его жена, Ванесса - сестра Вирджинии Вульф, сама Вирджиния Вульф (до замужества - Стивен) и ее муж Леонард Вульф, владелец издательства "Хогарт-пресс", однокашник Кейнса по Кембриджу Литтон Стречи - автор биографических романов, художник и критик Роджер Фрай, художник Дункан Грант, - элита английского искусства 30-х годов.
Лидия сильно отличалась от круга его блумсберийских друзей, особенно женской части, с ее экстравагантностью в суждениях, одежде, образе жизни. Недаром и сами блумсберийцы были встревожены: Лидия не из их среды и, по их мнению, совсем не подходила по внутреннему миру Кейнсу - их другу, покровителю и главному источнику денежных средств. Но именно тем, что не нравилось блумсберийцам, и пленила Лидия Кейнса. У нее был острый ум, большое чувство юмора, веселый и живой характер. Как отмечал племянник Кейнса Мило Кейнс, она действительно не любила участвовать в беседах блумсберийцев о высших ценностях, морали, религии, о душе, политике или общественных проблемах. А если и включалась в разговоры об этом, то быстро прерывала их насмешливыми замечаниями.
Лидия была очень женственна. Вот одно весьма благожелательное описание портрета этой женщины: "Ростом чуть ниже среднего, она обладала небольшой, хорошо сложенной фигурой... Волосы у нее были очень светлые, кудрявились у лба и собирались небольшим пучком на затылке, у шеи. У нее были маленькие синие глаза, бледные пухлые щеки и забавный нос, смахивавший на клюв колибри и придававший редкую пикантность выражению ее лица. По-английски она говорила хорошо, с привлекательным акцентом. И в обычае у нее было делать глубокие замечания под видом легкой шутки". Это описание дополняет отзыв биографа Кейнса: "Ее обаяние, веселость и озорство повсюду делали ее любимицей зрителей".
В августе 1925 года в присутствии отца и матери Кейнса и многочисленных друзей состоялась свадьба Мейнарда и Лидии. Для многих женитьба уже известного экономиста на русской балерине воспринималась как скандал. Однако были и другие мнения на этот счет: Герберт Уэллс в том же 1925 году сказал о Лопоковой: "Она не только умна для балерины, она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса - самые лучшие мозги в стране". Жизнь показала, что Уэллс оказался прав. Лидия оказалось хорошей женой, настоящим другом и помощником для своего мужа. Р. Херрод, автор биографической книги о Кейнсе, который хорошо знал Лопокову, пишет о ней: "Лидия стала первостепенной личностью. Она была хорошей и верной женой, никогда не улонялась от трудностей. Это создание, созданное из воздуха, полное юмора и эмоциональности, вступило на суровый путь долга как человек, которого с юности воспитывали в строгости. Быть может, глубокая, уравновешенная русская душа помогла ей пронести тяжелое бремя жизни с терпением и благородством. Ее веселость была нескончаемой, ее дух всегда оставался высоким. Никто не слышал ни слова жалобы, и не только слова, но и шепота, ни вздоха. То, что она давала, шло от ее доброй природы и истинной любви".
Интересная подробность. Властный Дягилев обычно категорически возражал против замужества своих балерин. Один из его биографов, С. Федоровский, пишет: "Он допускал кое-какие исключения лишь в тех случаях, если такая связь оборачивалась социальными преимуществами и денежной выгодой. Так, балерине Лидии Лопуховой, ставшей женой Кейнса, влиятельного английского экономиста, было разрешено остаться в труппе". Брак с Кейнсом оказался на редкость удачным и счастливым. Разница профессиональных интересов не только не препятствовала, но еще более скрепляла их союз. Начать с того, что Кейнс нашел в лице своей жены вполне понимающего и отзывчивого партнера, с интересом и адекватно реагирующего на волнующие его проблемы.
Кейнс не принадлежал к числу тех, кто всю жизнь следит за своими расходами на потребление. Он не был склонен к экстравагантности, но, когда у него были деньги, тратил их не на текущие нужды, а на красивую жизнь. Связь, а затем брак с Лидией Лопуховой сделали меценатство Кейнса еще более разнообразным. Наряду с приобретением картин, ценных рукописей и книг деньги пошли на субсидирование балета и театра. Теперь это во многом было связано с карьерой Лидии. Ей было уже более 30 лет (начало заката для балерины).
И хотя она продолжала танцевать - и с большим успехом - ведущие партии в таких балетах, как "Спящая красавица" Чайковского, "Карнавал" Шумана, "Петрушка" Стравинского, сама труппа Дягилева переживала нелегкие времена. Уходили многие талантливые танцовщики и хореографы, нужны были новые личности, и для всего требовались деньги. Деньги Кейнса во многом продлили жизнь и самой труппы, и выступлений Лидии Лопуховой. Появляются и новые проекты. В 1929 году она танцует в балете Баланчина (впоследствии всемирно известного хореографа, вышедшего из труппы Дягилева и основавшего Американский балет) "Темные и красные розы". В это же время под патронажем Кейнса она объединяет группу молодых балерин и танцовщиков Англии, получившую название "Общество Камарго" (по сценическому имени знаменитой бельгийской танцовщицы XVIII века Анн Куппи), и продолжает танцевать сама. Балетом "Коппелия" она завершает свой последний балетный выход в 1933 году в большом гала-концерте на сцене театра Ковент-Гарден. Интересно и другое. Именно "Общество Камарго" (оно прекратило свою деятельность в условиях глубокого экономического кризиса в 1933 году) стало тем ядром, которое впоследствии заложило основы балетной труппы Ковент-Гардена и вообще способствовало возрождению этого знаменитого театра Великобритании.
Итак, с балетом Лидия покончила. Но на этом она не успокаивается. В ней просыпается талант драматической актрисы. Поддерживаемая азартом своего неугомонного мужа, она уже готовится выступить в пьесе Шекспира "Двенадцатая ночь...", что увенчалось заметным успехом. У самого Кейнса появляется новый грандиозный план: он решает начать строительство кембриджского Театра искусств, в котором конечно же должна была играть его Лидия. Но дело не только в ней. Кейнс вообще считал театр необходимым звеном в образовании студентов. Он писал, в частности: "Хороший маленький театр... так же необходим нам для понимания драматических искусств с их сложной зависимостью от литературы, музыки и художественного оформления, как лаборатория для экспериментальной науки. Замечательная особенность нашего поколения в том, что мы далеко продвинулись в возвращении театру... того места в ряду серьезных интересов университета, какое он занимал в начале семнадцатого столетия".
Строительство театра завершилось в 1936 году (кстати, одновременно с выходом в свет "Общей теории"). Театральный сезон, конечно, был открыт с участием Лидии, сыгравшей главные роли в ряде ибсеновских пьес. Критика отозвалась благоприятно, и даже блумсберийцы, не говоря уже о Кейнсе, были в восторге. Как писал Скидельски, "следующий год он проводил большей частью в хлопотах вокруг этих двух своих творений, переключая ум со споров с собратьями-экономистами на заботы о сценической карьере Лидии и обеспечение приличного меню и обслуживания в театральном ресторане".
Чета Кейнсов, изображенная на картине У. Робертса. 1935 год.
Лидия Лопокова была не только хорошей женой Мейнарду Кейнсу. Она многое сделала для пропаганды русского искусства - классической литературы и балета Дягилева - зарубежом. В 1938 году Лидия Лопокова выступала на радио с программой русской классической литературы, Чехова, Толстого, Горького и Достоевского, а в 1943 году была комментатором радиопостановки "Войны и мира" Толстого. Она никогда не забывала русские традиции, русский язык и оставалась русской на протяжении всей своей жизни в Англии. Об этом свидетельствует ее статья "Мы русские, вы - англичане", которая появилась 13 марта 1929 года в "Дейли Кроникл".
Одна из последних фотографий Кейнсов; Лидия провожает мужа в Палату лордов. 17 декабря 1945 года.
Лопухова прожила долгую жизнь. Мейнард Кейнс умер в 1946 году. Лидии Лопуховой было в это время 53 года. Без Кейнса она прожила еще 36 лет, но эти годы ничем примечательным не ознаменовались. Она писала: "И теперь, без него, мне так одиноко. Свет погас. Я в горе и плачу". Некоторое время она еще проявляла интерес к театру и балету, однако уже с начала 60-х годов окончательно уединилась в милом ее сердцу и воспоминаниям Тилтоне. Здесь она встречалась с друзьями, читала книги, вспоминала о своих днях в балете. Она по-прежнему отличалась эксцентричностью и нежеланием учить английский язык.
Она много рассказывала знакомым и друзьям, навещавшим ее, о своем учителе Петипа, о Дягилеве, Нижинском, Карсавиной, Мясине. К сожалению, она не писала своих воспоминаний (за исключением небольшой статьи на смерть Сергея Дягилева). А ей было о чем рассказать. Правда, в 1934 году она выступала на радио БиБиСи со своими воспоминаниями о Дягилевской труппе. Эти воспоминания были опубликованы Мило Кейнсом только в 1983 году.
Умерла Лидия в 1981 году, и племянник Кейнса - Ричард Кейнс развеял ее прах на том же холме Даунс, где в свое время был развеян прах ее мужа. Образ Лидии Лопоковой сохранился не только в воспоминаниях современников и исследованиях историков балета, но и в произведениях искусства. Конечно, она занимает исключительное место в истории русского балета, но, пожалуй, не меньшую роль она сыграла и как жена знаменитого экономиста, и как посол русской культуры в Англии.
музыка: Rimskii-Korsakov - SHeherezada. Skripichnoe solo