«КоммерсантЪ» слова замминистра финансов РФ Сергея Шаталова. - Потому что «кубики» в этом плане более прогрессивны. Старые автомобили с большим объемом двигателей имеют меньшую мощность, чем современные автомобили с меньшим объемом двигателя».
Впрочем, чтобы перейти от слов к делу, понадобится еще больше года. По планам Минфина, обсудившего перевод схемы расчета транспортного налога с мощности двигателя к его объему с Минтрансом, новую схему предполагается ввести с 2014 года. Налоговые ставки еще не определены.
На прошлой неделе, напомним, президент России Владимир Путин высказался за полную его отмену. «Это чувствительный вопрос. Нужно стремиться, чтобы все перевести в акциз и уходить от транспортного налога», - заявил Путин 30 ноября на встрече с руководством парламентских фракций. «Нужно в этом направлении двигаться - сколько едешь, столько платишь», - добавил Путин, отметив, что транспортный налог был сохранен по просьбам губернаторов, так как сборы от акцизов в регионах разнятся: «Они побоялись, что мы обесточим их доходы».
Выходит, что позиция Минфина полностью противоречит позиции президента. Однако, судя по временному промежутку между этими заявлениями, дискуссия в администрации имела место, и конечный ее результат – это именно компромиссный вариант, озвученный Шаталовым. А значит, мечта об отмене старомодного налога на автомобили умерла всего за шесть дней.
В целом, действующий транспортный налог давно уже стал жупелом для критики. Ситуация с ним, в самом деле, запутанная. Как объяснил Autonews.ru первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, еще в 2010 г. депутатами был предложен механизм замены налога акцизами на топливо. Однако в результате акцизы повысились, а транспортный налог никуда не делся.
«Владимир Владимирович, как политический деятель, сейчас осторожно дал понять, что сомневается в справедливости существующих расчетов. Проблеме этой не один год. Я поднимал ее еще на первом заседании Координационного совета Общероссийского народного фронта. Владимир Путин ответил тогда, что Минфин утверждает - для того, чтобы отменить транспортный налог, нужно значительно поднять акцизы на бензин», - рассказал депутат.
«Я заверил Владимира Владимировича, что его ввели в заблуждение. Чтобы компенсировать выпадающую часть бюджета, достаточно поднять акцизы всего на рубль. И даже меньше – по нашим расчетам, на 80 копеек. А их подняли на целых три рубля. Это не просто компенсирует, это с лихвой перекрывает все издержки. Я просил президента назначить независимую экспертизу – не минфиновскую, потому что, понятно, Кудрин будет защищать свои позиции. К сожалению, много воды утекло, было много политических событий, и руки попросту не дошли», - посетовал Лысаков.
«Нельзя выкачивать из автомобилистов по десять соков. Я понимаю, что дорожные фонды нужно как-то наполнять. Но когда Россия, крупнейшая нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая страна, продает своим гражданам бензин дороже, чем те страны, которые сами закупают топливо в России – это абсурд. Очевидно, все это нужно крайне внимательно пересчитать», - подчеркнул глава «Свободы выбора».
Президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин находит, что и акцизная схема далека от идеала: «Это движение в правильном направлении. Но, если присмотреться, то и такой механизм кажется не очень справедливым. Получается, что какой-нибудь дедушка на старенькой «Ниве», которая, как говорится, «жрет», будет платить больше спрятанного в бензине налога, чем человек на более дорогой, но экономичной машине».
«Мне кажется справедливее всего, как это сделано в некоторых странах - взимать налог только за пробег. Сколько намотал – столько и заплатил. Это как счет за свет, например. Получается логично: кто больше пользуется дорожной сетью, кто больше амортизирует ее, тот и платит больше денег», - добавил Травин.
С этим согласен и Вячеслав Лысаков, но, по его словам, реализовать подобный механизм не получится: «К сожалению, для нас это технически слишком сложно. Впрочем, не только для нас. Акцизный способ подсчета применяется более чем в 100 странах. Он достаточно справедлив. Конечно, лучше сделать как в Голландии – при помощи спутников отслеживать перемещения автомобилей и взимать деньги за пробег. Но в наших условиях реализовать это сложно».
Отметим, что существующие базовые ставки транспортного налога, предлагаемые федеральным центром, большинство регионов повышает. В частности, 14 ноября 2012 г. Московская городская дума приняла в окончательном чтении закон о повышении транспортного налога. В среднем, новые московские тарифы, которые станут действительными с 1 января 2013 г., повышают стоимость одной лошадиной силы на пять рублей.
Лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров раскритиковал новый транспортный налог. По его словам, измененные ставки налогообложения заставят многих граждан вовсе отказаться от использования личных автомобилей. А ведь, по мнению политика, «сегодня автомобиль в семье – элемент личной свободы», а вовсе не роскоши.
«Во многих странах есть налог на имущество, налог на роскошь и акцизы на топливо. Именно в них заложена социальная справедливость: платит больше тот, кто больше ездит и тем самым амортизирует дорожную сеть. И не может владелец дорогой машины платить такой же налог, как собственник автомобиля классом ниже. У нас же и топливо дорожает, и транспортный налог растет», - заявил Прохоров.
Против выступила и Федерация автомобилистов России. Ее лидер, Сергей Канаев, призвал граждан уклоняться от уплаты налога, которая, по его мнению, «никакого отношения не имеет ни к транспорту, ни к содержанию дорог».