© Wolfgang Stiller
Каждый раз общаясь с участниками (очевидцами) боевых действий в Афганистане, Карабахе, Чечне, на Донбассе и пр. замечал, что когда у них кончаются рациональные аргументы они переходят к последнему эмоциональному, неотразимому на их взгляд, аргументу очевидца: «А ты там был? Ты своими глазами это видел? Да ты бы там обосрался от страха! Так что рот свой закрой, понял!» Иногда, в тяжелых случаях, начинают рассказывать про друзей с богомоловскими обертонами: «Они Ваську убили! Они убили моего лучшего друга! Да я прикончу их как падаль!». А иногда и повествуют про убитых детей...
Прекрасно понимая, как работает пропаганда, как раскручивается маховик войны и как очень быстро на войне не остается правых – виноваты все, все убивают и всем есть, за что мстить и для чего продолжать войну, хочу, тем не менее заметить, что аргумент очевидца не работает. Совсем. Согласен, что по настоящему
почувствовать войну можно только пройдя через нее, но вот для того, чтобы
знать и
понимать, участие вовсе не обязательно. Не обязательно самому стоять в редеющем тумане на Бородинском поле, сжимая холодное ружье, чтобы хорошо разбираться в Отечественной войне 1812 года.
И на всякий случай повторю очевидцам, что я думаю об их рассказах.
Послушал Обращение владыки Павла, наместника Киево–Печерской Лавры. Интересно понятие чуда с точки зрения митрополита: «Господь показал чудо... она дважды была беременна и ни разу не родила, Господь не удостоил ее стать матерью». И очень сильная концовка: «Я просто сделаю так, чтобы все же таки мое недостойное поведение, по их мнению, воздало им сторицею».
Знаете, что это такое? Это классический цыганский гипноз с проклятиями: «Горе ждет тебя, твой близкий умрет и дети заболеют...» Похоже, что митрополит и цыгане черпают энергию из одного источника.
Неправильно будет объяснять народную любовь к Шилову, Глазунову, Стасу Михайлову, Ваенге и пр. каким-то особым отечественным менталитетом. Неспособность на даже незначительное ментальное усилие, любовь к внешней «красивости» – это норма, а не исключение.
Американский художник Томас Кинкейд прославился своими приторными картинами. Прекрасный семьянин и набожный христианин, всем своим дочерям он давал имена художников (второе имя у всех детей было «Кристиан»). Кинкейд говорил, что получает вдохновение от религии и что в его работах содержится большой моральный аспект. Также он считал, что его задача как художника трогать людей всех вероисповеданий, чтобы принести мир и радость в их жизнь через образы, которые он создаёт.
И если верить статистике, копии работ Кинкейда (в виде картин или пазлов) есть в каждой двадцатой американской семье via
В 1999 году выходит комикс про Марка Антея. Герой обладает сверхчеловеческой силой, пока контактирует с землей. Антей оказывается в одной ближневосточной стране Кираи, в которой без труда узнается Ирак. Там он, потрясенный геноцидом местного населения (курдов) общается с сержантом американской армии. Сержант просит его о помощи: «Мы застряли здесь на семь лет, а вы с Суперменом могли бы мигом все решить». Антей просит Супермена помочь свергнуть диктатора, но Супермен настаивает на мирном решении проблемы и организует поставки продовольствия и медикаментов. Супермена поддерживает Бэтмен: «Мы не можем представить себе всех последствий силового решения проблемы». Антей возмущается: «Я не могу сидеть здесь и разговаривать, разговаривать, разговаривать, когда там умирают люди» и летит к диктатору. Диктатор (копия Саддама) пытается остановить Антея, беря в заложники детей, но Антей убивает его...
После смерти диктатора в стране начинается гражданская война и эпидемии. Сотни тысяч беженцев пытаются покинуть страну, объятую огнем. Антей, видя к каким последствиям привел его поступок, кончает жизнь самоубийством.
via
Если совсем упростить разницу между либералами и «государственниками», то либералы выступают за ...
Если совсем упростить разницу между либералами и «государственниками», то либералы выступают за приоритет человека над государством, а государственники считают, что ради высоких целей правами человека можно и поступиться. Разумеется, это противоположные полюса, между которыми существует огромная палитра мнений и различных подходов.
Возможно, вы будете над этим смеяться, но в долговременной перспективе никакой альтернативы либерализму не существует. Точнее, любая альтернатива обязательно скатывается в более или менее жестокую разновидность концентрационного лагеря. Да и с чем можно не соглашаться в либерализме? С установлением равенства всех граждан перед законом? Со Всеобщей декларацией прав человека? С обеспечением ответственности правительства и прозрачности государственной власти?
Либерализм возник как реакция на бесчинства абсолютных монархов и Католической церкви. И сегодня либерализм – болезненная реакция гражданского общества на бесчинства власти и церкви. И сегодняшняя дилемма «патриоты» или «либералы» – фальшива от начала до конца. Сегодня есть только выбор между патриотами или путинистами. Нет больших патриотов, чем либералы.
А любое пренебрежение правами человека заканчивается фатально для государства.
Получил сегодня письмо о «детском доме» в социалистической Румынии.
Это очень страшное письмо. Хорошо подумайте, прежде чем его читать
Детская больница из Cighid, (Bihor , Румыния) для детей с психическими проблемами или лучше сказать «Лагерь уничтожения детей» где более 100 детей умерли в течение двух лет работы в коммунистический период. Дети-инвалиды в номерах без окон, ожидающие смерти , голодные, худые, в диком холоде, одетые только в трусах. Без света, отопления, они сидели на голых железных кроватях в темноте. Так и спали. Ежедневно к ним приходили крысы и кусали беспощадно.
В эту больницу отправляли детей с тяжелыми диагнозами, объявленными безнадежными, медицинскими комиссиями. Это был их последняя дорога. Даже если они очень тяжело болели, их никогда не отправили в больницу. Они умирали медленно, один за другим, в одиночку, без тепла, продовольствия, медикаментов и привязанности. Режим смотрел на них как на бремя, как на потребителей ресурсов. Они сделали все, чтобы избавиться от них.
Про все это сняли и рассказали в документальном фильме, немецкие журналисты из Spiegel TV, три месяца спустя после падения коммунистического режима. Дети которые оставались лежать в своих фекалиях , крики и звук ржавых кроватей которые бились об холодные стены. Зимой дети прижимались друг к другу, чтобы не замерзнуть, так и находили их покрытые инеем, утром медсестры. Были 120 кроватей и каждый год умирали 60 детей, и на их место приходили другие.
––––
И это не исключение из правил. Это норма. Любое пренебрежение человеком ради каких-то там интересов государства неизбежно приводит к этому. Не верите мне – почитайте «Белое на чёрном» Рубена Гальего. Там есть вещи и пострашнее. Вспомните рассказы про наши дома престарелых, тюрьмы и сумасшедшие дома.
Нет и не может быть никакой альтернативы принципу приоритета прав человека.