Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ШМЕКЕРИЗМ[МОШЕННИЧЕСТВО]КАК ФЕНОМЕН2013-08-22 21:39:47... что сторонники политического шмекеризмав РМ ... Однако квинтэссенция политического шмекеризмав Молдове ... + развернуть текст сохранённая копия Публикую первую часть своей одноименной главы из книги "Политический шмекеризм в Молдове" .Понимаю,что многим этот текст будет малоинтересным....Тогда ограничьтесь параграфом "Баллада о Шмекеризме П.К." П.К. - это второй президент РМ Петр Кириллович Лучинский. Начало этого опуса имеет отношение практически к любому правителю на постсоветском пространстве или на Западе...
1.ПОЛИТИЧЕСКИЙ ШМЕКЕРИЗМ КАК ФЕНОМЕН Надувательство, мошенничество, жульничество, преднамеренный обман- таковы буквальные переводы этого слова с молдавского/румынского на русский - довольно-таки точно характеризуют сущность шмекеризма, где бы он не проявлялся, в том числе и в политике. Любой сведущий в политологии человек объяснит, что явление политического шмекеризма относится к разряду «грязных» технологий избирательных кампаний. А шире - политического процесса. В упомянутых выше работах читатель найдет описание сушностных черт политического шмекеризма. Если он немного знаком с атрибутами политического большевизма, то не сможет не прийти к выводу, что политический шмекеризм в Молдове является прямым потомком большевизма в России - если не сыном, то уж точно - родным внуком. Не предваряя всего того, с чем читатель познакомится на соответствующих страницах книги, все же хочу остановиться на некоторых особенностях шмекеризма в Молдове как политического феномена. Но прежде всего хочу заметить, что отечественный шмекеризмв политике это многогранное, сложное и развивающееся явление. Его, конечно, не исчерпать ни теми чертами, что я привожу здесь во Введении, ни теми, которые более детально даны в книге. Перейдя к характеристике шмекеризма, вначале отметим черты, роднящие его с предшествующими однотипными явлениями - макиавеллизмом, большевизмом, а затем попытаемся выявить молдавскую, бессарабскуюего специфику. Даже беглый взгляд на слова и дела основоположника политического шмекеризмав РМ обнаружит, что он неизменно (на протяжении уже многих лет) руководствуется в своей деятельности несколькими кредо.
А. Первое кредо основоположника Шмекеризма в РМ: обладание властью оправдывает все средства. Почти все... Главнейшее из них хорошо известно со времен Н. Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Действительно, богат, очень богат арсенал политических средств П. К. и его команды - команды «Ласточки». Здесь и щедрая раздача заведомо невыполнимых обещаний избирателю (причем с улыбкой на лице и глядя ему прямо в глаза), и клевета и слив компромата на конкурентов ичленов их семьи (как правило, чужими устами и пером. Вообще-то, у П. К. это один из коренных приемов - «загребать жар чужими руками»), и просто заурядная ложь и дезинформация, и лицемерие, и интриги, и дробление рядов соперников («разделяй и властвуй»), и коварство, и кража, плагиат идей из предвыборной платформы контркандидата, и распространение слухов, и инсценирование разлада в собственном таборе (как это происходит сейчас в рядах «Ласточки» в связи с проектом конституционной реформы. Об этом ниже), и организация подметных писем (сочинение и рассылка в СМИ писем от мнимых коммунистов, снегуристов и т.п. с поддержкой инициатив «Ласточки»), и хитрость в кубе, и в девятой степени, и в двадцать седьмой. Ипрочая. И прочая. И прочая. Правда, ради справедливости и истины ради, надо заметит что есть одна грань - грань УК - которую П. К. и «Ласточка» в целом не переступают. Насколько мне известно (может быть, читатель проинформирован лучше?), им нельзя вменить в вину, к примеру, грабеж среди белого дня, или, тем более, заказное убийство. Чего нет, того нет. И слава Богу! И мы низко кланяемся за это. И благодарны. Б. «Баллада» о Шмекеризме П. К. Впрочем, джентльменский набор шмекеризма и без это весьма эффективен и очень богат. И весь он служит сверхцели П. К. - ОБЛАДАНИЮ ВЛАСТИ. Ибо власть для него, разумеется, государственная, - самоцель, ее обладание - сладчайший процесс. Ну, просто – архисладчайший. Ни с чем не сравнимый. Даже с обладанием «Мисс Вселенной”. Или - предел мечтаний всех мужчин (почти всех?) - самой Афродиты. Или там - Артемиды. Это, уж, у кого какой вкус. И потенциал. И чем он (процесс) продолжительней, тем обладателю слаще. С одной только разницей- по сравнению с удовлетврением других потребностей - никак не наступает насыщение. У властвующего. Как бы продолжительно не тянулось обладание - все равно мало. Никак не утолить жажду. Или голод. Обладания. Хочется еще и еще. И еще раз. И еще один срок. А потом самый последний. Раз. И еще два. Срока. До остекленения взора. Повластвовать. До посинения. Понаслаждаться. До тремора рук и ног. И головы. И так - до гробовой доски. И только там, в гробу, настигает властолюбца экстаз. И только там, наконец-то, окунается он в долгожданное отдохновение. В нирвану. И испускает. Дух. И все прочее… И с другой разницей- не ты платишь, а тебе. И много. Очень. Поэтому, чем власти больше - тем лучше. И самочувствию. Твоему. И здоровью. Тоже. И костюму. И булавке в галстуке. И очкам. И платочку в нагрудном кармашке. Как, впрочем и самому карману. Лучше. И... Хорошо. Приятно. Когда он полон. И плохо - если он наполовину. Пуст. Или полон. Но, увы, опять-таки, наполовину. Вот это противно. Естеству. Властителя. А ежели власти еще чуток поболее подгрести под себя, и еще, и еще – то это просто превосходно. И для тебя. И для родных и близких. И тем, которые близко. И тем,которые подальше.Находящиеся там, куда мы их послали. Но им, все равно. Хорошо. Если у тебя власти много. Чем ее больше – тем лучше. И с третьей разницей– и тебе, властвующему, как это ни парадоксально, иногда приходится тоже платить. Только не своими. Как в классическом случае. За обладание. А чужими. Деньгами. И не из своего кармашка. А из чужих. Карманов. И слезами. И благосостоянием приходится расплачиваться. Не своим. И безопасностью. Тоже. И стабильностью. Как и было обещано. Публично. Народу. И жизнью,наконец.Чужой. Даже закон, говорят, такой есть:”Чем власти больше, тем мы щедрее”.На чужое.Которыми распоряжаешься как своим, потому и до тех пор, пока ты обладаешь властью. Большой. А чего, блин,скупиться? И именно поэтому – “мы за ценой не постоим”. И это будет правильно. А чего , действительно, за нее держаться. За цену. Властвования. В крайнем случае – народят новых.Это – если случай с края. Но вот, за саму власть, держаться,конечно,надо.Крепко.Цепко. Зубами.Ногтями. Другими скрепами. И шмекеризмом. И обладать. Интенсивно.Щедро. А ежели случай еще и в центре – то, “Ласточка”, из дальних странствий возвратясь, в родное гнездышко на прокорм обязательно займов подкинет. Только в этом она и орел. По займам. А вот по другим делам – Курица. Мокрая. А ты не суетитсь. Расплачиваться, все равно, будут другие. Завтра. Дети и внуки. Чужие. А свои будут кушать. И пить. Сегодня. Сейчас. И веселиться. “Жить стало лучше.Жить стало веселее!” Не нами сказано. А им. Отцом народов. Для нас.Помни: для тебя главное – выжать максимум из своего, отмеренного судьбой, срока. Или – сроков. Щедрот. Чужих.Почерпать вдоволь. Власть. Для себя. И своих. Благ вкусить. Сполна. А ПОСЛЕ НАС – ХОТЬ ПОТОП.ХОТЬ В.ВОРОНИН. Без разницы! Поэтому и девиз соответствующий имеется: “Щедрость – народу! И терпение. Дополнительные полномочия – Президенту!” Чтобы щедростью народной правильно смог распоряжаться. Иначе другие. Пока. Распоряжаются. Именно поэтому, надо полагать, П.К. решил баллотироваться на президентских выборах-96. Именно поэтому,надо полагать, П.К. после победы на выборах и вступления в должность, явочным порядком учредил неформализованный и неконституционный институт – ВРР(регулярные посиделки высшего руководства республики), посредством которого попытался узурпировать всю полноту государственной власти. С первого захода это удалось ему лишь частично. Именно поэтому,надо полагать,П.К. решил со второго захода, уже путем конституционного референдума, установить режим личной власти в форме суперпрезидентской республики. Складывается стойкое впечатление, что П.К. нужна абсолютная власть. И ни грана больше. Только власть. Абсолютная. Пусть и скромного по территории и численности государства. И по возможности – до конца оставшейся жизни. Как тут не вспомнить мудрое изречение лорда Актона: “Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно”. Однако если я ошибся в диагнозе и П.К. передумает учреждать суперпрезидентскую республику, то я превентивно прошу у него прощение:”Милль пардон…” Так что я уже готов.Извиняться. – “Будь готов!” БГТО. Я. А П.К., интересно,как?Готов?Передумать? – “Всегда ли готов?”,“ГТО” ли он? Весь вопрос как раз в том, к чему готов всегда П.К.? Впрочем, для РМ – это секрет Полишинеля. Насчет его готовности к труду и обороне не знаю. Не исследовал. В какой мере, где и сколько.С напрягом или без. Достоверно знаю лишь одно – результаты в стране провальные. Т.е. в Țare.Плачевные для всех нас. Но еще достовернее знаю другое. П.К., действительно, всегда готов.Готов к Шмекеризму! Всегда! В любой ситуации. И из любого положения. Все 24 часа в сутки(готов и большее количество часов в сутки исполнять свою историческую миссию Шмекера. Но их просто нет. Часов. В земных сутках.Разве, что на других планетах или в другом измерении. Там ведь тоже нужны Шмекеры). Все 365(366) дней в году. 60 лет XXвека и первую треть XXI. И знаете, уважаемый читатель, как это ни парадоксально и горько звучит, с его стороны это целесообразно.Ибо мы сами ему позволяем нас надувать, обманывать, дурчит, “вешать лапшу на уши”, “пудрить мозги” etc. Ибо мы сами доверчивы и забывчивы.Чересчур терпеливы и великодушны. К шмекерам и шмекеризму. Мы в РМ беднеем, нищаем, кое-кто скоро будет пухнуть от голода, а они жируют и веселятся. И коли мы такие,пардон, “лопухи”, то у него, бедняги, просто-напросто, нет другого выхода, как быть шмекером. Он просто вынужден им быть. “Немного”. Как он сам скромно признался в своих теледебатах с Первым Президентом РМ перед вторым туром президентских выборов-96. Но мы то знаем меру скромности Петру Кирилловича. Он у нас – Скромнец! Поэтому, если он сказал, что в политике изредка и немного приходится быть шмекром, то его слова следует понимать так, что ему приходилось и приходится быть шмекеромвсегда и в больших дозах. И даже очень. А точнее – целиком и полностью. Шмекером. И только. И на этот счет еще несколько примеров, иллюстраций и комментариев. В. Черты и Образцы доморощенного шмекеризма Как известно, и на Западе, и на Востоке в демократических странах в ходе выборов тоже “промывают” мозги избирателям. Но политический шмекеризм(как и большевизм) это нечно большее и иное, чем просто “промывание мозгов” путем “честной” пропаганды и агитации. Политический шмекеризм – это такая система методов “промывания мозгов”, которая не ограничивается воздействием на разум избирателя, оперированием аргументами по законам логики, а подключает, задействует подсознание, предрассудки, эмоции, инстинкты масс. Так, к примеру,шмекеризмв Молдове в 1996 г.(как и большевизм в России в 1917 г.)формировал у электората, особенно у нацменов по отношению к Первому Президенту РМ и его союзникам, целую систему фобий, страхов, культивировал ненависть к ним. Команда П.Лучински в ходе президентских выборов 1996 г. Не затрудняла себя : 1) всесторонним и объективным(и вообще никаким) анализом и оценкой стратегии и тактики проводимых президентом М.Снегуром реформ; 2) выявлением сильных и слабых составляющих, достижений и упущений его экономической, социальной и культурной политики; 3) исследованием объективных и субъективных факторов, как благоприятствующих, так и затрудняющих и даже препятствующих демократизации и реформированию молдавского общества, а основное внимание сосредоточила на очернение его личности и личности членов его семьи, на искажение всей его деятельности и замалчивание имеющихся успехов, а главное – массированно вселяла в избирателя, прежде всего у национальных меньшинств, страх перед его переизбранием. Наиболее распространенным были два пропагандистских клише. Первое.Команда “Ласточки” многократно клеветнически декларировала печатно и через электронные СМИ, что повторное избрание М.Снегура президентом РМ приведет к неизбежной реанимации лозунга “чемодан-вокзал-Россия !”.При этом, преднамеренно замалчивался тот факт, что именно в годы президентства М.Снегура была стабилизирована политическая ситуация в стране и установилось межэтническое согласие. Второе.Команда П.Лучински многократно, столь же клеветнически, утверждала устно и через СМИ, что победа М.Снегура на выборах приведет к унии с запрутской соседкой. При этом внимание избирателя уводилось от резонного вопроса:а почему М.Снегур в продолжении предыдущих 6 лет, находясь во главе государства, не осуществил унию? А даже наоборот, провел опрос “Совет с народом”, который убедительно показал, что около 95 % опрошенных против объединения с Румынией. Уподобляясь большевикам в 1917 г., П.Лучински вовсю использовал и использует тактику „украденных лозунгов”. К примеру, он позаимcтвовал, а проще говоря украл у лидеров нацменьшинств ряд лозунгов: „для соблюдения прав нацменьшинств– клятвенно заверял П.К. национальные меньшинства в своей предвыборной платформе, - добьюсь: а) пропорционального представительства во всех ветвях власти: б) пропорционального набора групп в средние и высшие учебные заведения». Я думаю, уважаемый читатель, что Вы уже знаете, что П.Лучински, став президентом, поступил диаметрально противоположным образом по сравнению с тем, что обещал: а) образование для нацменьшинств в годы его президентства ухудшилось; более того, доля нацменьшинств в высших учебных заведениях в госбюджетных группах уменьшилась; б) представительство нацменьшинств во всех ветвях власти каким было скудным, таким и осталось, несоизмеримым с их долей в численности населения. Точно также он позаимствовал ряд положений из программы М.Снегура, в частности, его аграрную программу, хотя, в свое время, будучи спикером, П. Лучински заблокировал в парламенте законодательную инициативу Первого Президента РМ о превращении земли в товар и предмет залога. И этот ряд может быть продолжен. Визитной карточкой шмекеризма обеих «Ласточек» [и «Ласточки-мамы», т. е. П.Лучински и К°, и «Ласточки-дочки», т. е. Движения «За демократическую и процветающую Молдову» (ЗДПМ) Д.Дьякова], наиболее известной и бросающейся в глаза их чертой, являются сверхдемагогия, суперпопулизм, декларирование заведомо невыполнимых, но весьма притягательных для электората обещаний. «Ласточка» (и «мамочка», и «дочурка». У них, примерно, на 90% общего видеологии, содержании и тактике реальной политики и на 10% - особенного. Поэтому, когда мы говорим просто «Ласточка» в единственном числе, то речь идет о том общем у обеих «Ласточек», что их объединяет, а значит - сразу о них обеих. Еще раз повторяю, не боясь прослыть занудой, между «Ласточкой-1», «мамой», и «Ласточкой-2», «дочкой» нет каких-либо серьезных разногласий. Различия носят второстепенный и во многом искусственный характер. Как, к примеру, сейчас, когда «Ласточки» инсценировали полемику между собой по поводу конституционной реформы) следовала и следует простому правилу: «обещай, не думая о том, как будешь выполнять обещанное». Поэтому она и обещала в ходе избирательных кампаний решить повседневные, самые животрепещущие проблемы всех социальных слоев и этнических групп, обещала почти все то, что они хотели услышать. А после выборов поступила соответственно с точностью до наоборот. Кем только (в том числе и мной) не публиковался реестр невыполненных обещаний П.Лучински и его команды. Именно поэтому, если сейчас провести репрезентативный опрос бывшего электората П.Лучински, то подавляющее большинство его «воскликнет»: «Господи, как мы обманулись в П.Лучинском! Как он нас бесстыже надул!». Все эти примеры свидетельствуют, что сторонники политического шмекеризмав РМ во главе с П.К. неукоснительно следуют кредо, столь же любимое в прошлом Фуше и Талейрат «”Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли”. ”Поэтому думай одно, говори другое, а делай, без шума третье. Или – первое”». С одним, правда, уточняющим добавлением относительно Петра Кирилловича: “стоя, он говорит одно, а сидя – другое”
Г.Квинтэссенция шмекеризма
Однако квинтэссенция политического шмекеризмав Молдове состоит вовсе не в том, что существует пропастьмежду мыслью, словом и делом «Ласточки». Это было бы еще полбеды. Суть шмекеризма заключается в самом характере мыслей, слов и дел Петру Лучински и К°. И если мы принципиально, без страха и упрека, глядя истине в глаза, попытаемся определить его, то обнаружим, что: Мысли наших шмекеров пронизаны— ХИТРОСТЬЮ И КОВАРСТВОМ; Слова—ЛИЦЕМЕРИЕМ,ДВУЛИЧИЕМ И ОБМАНОМ; а Дела—ОБОГАЩЕНИЕМ НИЧТОЖНОГО МЕНЬШИНСТВА,НИЩЕТОЙ ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА И ТОТАЛЬНЫМ ПРОВАЛОМ ВО ВСЕМ И РАЗВАЛОМ, ВСЕГО ТОГО, К ЧЕМУ БЫ НИ ПРИКАСАЛАСЬ ИХ РУКА. Тэги: демократия,свобода,права, заметка, книга, любознательный, м.снегур, молдова,приднестровье,молдавский, молдове, мораль, мошенничество, неангажир., оригинальный, п.к.лучинский, политик, политика, политика(видео, политический, политолог, р.молдова, текст, тексты), шмекеризм, э.волков, э.волкова, язык Ленинская концепция авангардной партии “нового типа" - краеугольный камень политической доктрины большевизма(4)2013-08-21 22:22:49... профессиональных революционеров; идея политического доминирования, господства авангардной ... + развернуть текст сохранённая копия Публикую заключительную часть параграфа четвертого из второй главы научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава вторая. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ (ЛЕНИНСКОЙ) КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ В ПЕРИОД ДО 1917 г.: РОДОСЛОВНАЯ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, КОНТЕКСТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ 2.2.Ленинская концепция авангардной партии “нового типа" - краеугольный камень политической доктрины большевизма 2.2.4.Анализ ленинского организационного плана: система "организационных матрешек" и господствующее положение в ней организации профессиональных революционеров; идея политического доминирования, господства авангардной партии "нового типа" в рабочем и демократическом движении; отрицание ВПД; организационные макиавеллизм и фетишизм.Противоречия концепции Ленина
Ошибочность ленинской дилеммы состоит в том, что упущена третья возможность: и при отсутствии политической свободы конспиративная партия, состоящая из профессионалов и любителей, вполне может функционировать на основе режима внутрипартийной выборности и гласности, естественно, с определенными исключениями из принципа. Кроме высказанных самим Лениным на следующих двух страницах выводов, которые мы уже приводили, из его ошибочной, но преднамеренно сконструированной дилеммы следуют еще два имплицитно содержащихся в ней вывода. Первый.В.И.Ленин косвенно (прямая критика взглядов была бы нелояльностью к лидерам европейской социал-демократии) отвергает первый параграф устава германской социал-демократии с его пунктом о поддержке партии ее членами "по мере своих сил". В.И. Ленин разрабатывает концепцию авангардной, боевой, активно действующей, строго централизованной в борьбе конспиративной организации, и его такая партия - с по возможности помогающими членами — не могла устроить. Второй.Организация профессиональных революционеров, и прежде всего ее вожди, не должна контролироваться рядовыми членами, наоборот, отбор революционеров должен осуществляться со стороны вождей партии, а значит, под зтим предлогом и контроль за нелегальной партией осуществляется вождями партии. Отсюда и предпочтение кооптации, а не выборности, в крайнем случае выборности в узком кругу, среди своих. В связи с этим справедливо суждение М.Хильдермайера из его книги "Русская революцияI905-I92Iгг.” о том, что ленинская концепция партии как "боевой организации профессиональных революционеров”, способствуя созданию эффективно действующей партии в условиях и для борьбы с самодержавием, вместе с тем привносила в партийную организацию типичные для самодержавия авторитарные структуры137. Формированию авторитарного режима в партии способствовал и тезис В.И.Ленина о недопустимости "свободы критики" марксизма. Этот тезис вообще уникален, так как имеются прямые высказывания В.И.Ленина, противоположные по смыслу. "Мы думаем, - писал молодой еще В.Ульянов,- что для русских социалистов особенно необходима самостоятельная разработка теории Маркса, ибо эта теория дает лишь общие руководящие положения, которые применяются, в частности, к Англии иначе, чем к Франции, к Франции иначе, чем к Германии, в Германии иначе, чем к России"138 . Вопреки вышесказанному, в "Что делать?" В.И.Ленин пытается обосновать уже обратное: «..."свобода критики" естъ свобода оппортунистического направления в социал-демократии... свобода внедрения в социализм буржуазных элементов... Люди, действительно убежденные в том, что они двинули вперед науку, требовали бы не свободы новых воззрений наряду с старыми, а замены последних первыми» 139. Доказательство В.И.Ленина несложно опровергнуть. Во-первых , основатель большевизма исходит из механистического понимания эволюции теории: последняя развивается, по Ленину, только путем замены всей имеющейся системы идей на новую, с полным отрицанием старой системы идей. Ясно, и, думается, это было известно самому В.И. Ленину, что такое понимание не соответствует действительному процессу развития обществознания. Поэтому аргумент основоположника большевизма ошибочен. Во-вторых, В.И.Ленин искажает взгляда своих оппонентов—ревизионистов: последние предлагали пересмотреть устаревшие, по их мнению, положения марксизма в связи с изменившимися объективными условиями, отражением которых эти положения являются. В.И.Ленину и надо было рассмотреть каждое положение, отвергаемое критиками, под углом зрения адекватности их изменившимся условиям, если последние действительно имели место. Он этого не делает. В-третьих,запрет на критику марксизма и постулирование его догматизации противоречили принципам марксистской диалектики и являлись настолько одиозными, что возникает естественное сомнение: Ленин не простачок, чтобы этого не понимать, следовательно, за этим кроется какой-то потаенный смысл. Он раскрыт достаточно убедительно М.Восленским в "Номенклатуре": "...марксизм интересовал Ленина не как научная теория, где главное — поиск истины. Он интересовал Ленина как идеология, провозглашавшая вполне устраивавший его лозунг пролетарской революции в качестве панацеи от всех бед. Заниматься критическим анализом марксизма было опасно: кто знает, к каким выводам приведет такой анализ, не повлечет ли он за собой отказ именно от этого, главного для Ленина в марксизме тезиса… Ленин выступил с неожиданным требованием догматизации марксистской теории не потому, что сам был... догматиком (он им не был), а потому, что, с его точки зрения, надо было немедленно прекратить интеллигентские словопрения и действовать: готовить пролетарскую революцию в России. ... Иными словами, - продолжает исследователь, - догматизация марксизма была для Ленина не самоцелью , а предпосылкой использования этой теории для нужных Ленину действий"140 .. И вместе с тем практическим результатом догматизации марксизма и запрета на его критику для внутрипартийной жизни явилось бы формирование авторитарного режима вождей. Ведь в таком случае лишь вожди партии, обладавшие монополией на марксистскую истину, были людьми, единственно способными к применению этой истины на практике, выработке стратегического курса, что ставило рядовых членов партии в зависимость от них, а вместе с ранее названными чертами конспиративной организации профессиональных революционеров, создавало завершенную систему авторитарного режима в партии. Таким образом, мы привели достаточно аргументов, свидетельствующих о том, что Ленин теоретически сконструировал модель партии, в которой должен быть установлен авторитарный режим вождей-партолигархов. Однако при внимательном анализе "Что делать?" обнаруживается, что, согласно ленинской концепции, во главе партии должны стоять не просто лидеры, руководители как наиболее талантливые организаторы, ораторы, политики, теоретики из числа членов партии (обладающие и другими необходимыми чертами характера), а "харизматические вожди” ("харизматический вождь"), в которых (которого) партийные низы прежде всего верят, наделяя их (его) особыми, почти сверхъестественными качествами, поклоняясь им (ему), вследствие чего партийная масса и следует за ними (ним), сплачиваясь вокруг них (него), превращаясь тем самым в объект манипулирования с их(его) стороны. Здесь необходимо небольшое разъясняющее отступление.
Как известно, в методологии идеальных, "чистых" типов М.Вебер противопоставляет харизматическую власть двум другим "чистым формам" легитимации власти - "рациональной", или бюрократически организованной, и “традиционной" . По мнению Вебера, харизматическая власть тесно взаимосвязана с социальным движением, возникающим вне существующего государственного строя и всегда каким-то образом против него направленным, то есть радикальным движением религиозного, политического, культурного или какого-либо другого характера. Р.Такер, исследующий этот вопрос, пишет, что подобные движения обычно притягивают лиц, которые испытывают острый дистресс в той или иной форме (социальной, экономической, психической или их сочетании) и которые готовы на все за обещание избавить от него. "Человек, олицетворявший это обещание, - отмечает Р.Такер,- потому ли, что он выступает с проповедью необходимости радикальных перемен, или же из-за его способности указать дорогу, ведущую к переменам, является потенциальным харизматическим лидером”142. Атрибутивным свойством харизматического лидера служит факт "признания" его необычайных дарований, исключительной одаренности со стороны последователей, что и предопределяет общественную действенность его харизмы. Подытоживая, Р.Такер делает предположение, что стихийно возникающая на эмоциональной почве склонность последователей создавать вокруг вождя культ личности есть один из характерных признаков харизмы143 . Харизматические движения получили широкое распространение в различных цивилизациях, начиная с античных времен и до наших дней. И хотя данный феномен не зависит ни от времени, ни от общественного строя, тем не менее в разные времена и у разных народов эти движения значительно отличались друг от друта по характеру особых свойств, которыми наделялись лидеры, а также по характеру узаконенного ритуала взаимоотношений между лидерами и их последователями. Р.Такер ссылается на Р.Мичелза, который, исследуя историю европейского социализма второй половины XIX столетия, обнаружил, что одна из его характерных черт - "присущий массам культ почитания". Основатели, а затем вожди социалистических движений представлялись последователям "светскими божествами". И Маркса, и Лассаля посмертно причислили к лику "социалистических святых" тех движений, рождению которых они способствовали144. Далее Р.Такер специально останавливается на анализе большевизма. По его мнению, большевизм в значительно большей степени, чем меньшевизм или другие русские радикальные течения того времени,оказался сосредоточенным на фигуре вождя. Вначале как фракция, а затем как самостоятельная партия большевизм включал в основном последователей Ленина в русском марксизме. По распространенному среди меньшевиков выражению, это была "ленинская секта"145. Конечно,продолжает Р.Такер, с большевизмом связано определенное направление политической мысли и идеологии. "Но для того, чтобы стать большевиком, особенно на первых порах, было не так важно принять конкретный набор убеждений, как попасть в сферу притяжения Ленина, политического наставника и революционного стратега"146. Американский историк и политолог приводит многочисленнее свидетельства А.Луначарского, Н.Валентинова, А.Потресова, И.Сталина, М.Истмена об исполняемой Лениным роли "харизматического вождя"147. Характерно высказывание на это счет А.Потресова, знавшего Ленина с 1895 г. и особенно тесно сотрудничавшего с ним в 1900-1903 гг. в качестве соредактора "Искры": "Ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладал секретом излучавшегося Лениным прямо гипнотического воздействия на людей, я бы сказал, - господства над ними. Плеханова - почитали, Мартова - любили, но только за Левиным беспрекословно шли как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фантастическую веру в движение, в дело, с неменьшей верой в себя.Если когда-то французский король Людовик XIVмог говорить: государство - это я, то Ленин без излишних слов неизменно чувствовал, что партия - это он, что он - концентрированная в одном человеке воля движения.И соответственно этому действовал"148. Анализ, аргументация и выводы Р.Такера представляются убедительными, так как они согласуются и с многими другими известными свидетельствами о Ленине как харизматическом вожде149. Германский учевный Б.Энкерв статье "Начало становления культа Ленина" не только продолжил исследование обозначенной малоразработанной темы150 (практика вождизма в большевизме), но и проанализировал, как идея харизматического вождизма трактовалась в ленинском организационном плане (идея вождизма в большевизме). Данный вопрос тем более интересен, что, по справедливому замечанию германского исследователя, "Ленин являлся олицетворением им же пересаженной на русскую почву концепции харизматического вождизма, что и придает eroработам по организационному вопросу такую притягательную силу”151. Анализ текста "Что делать?" позволяет сделать по крайней мере следующие выводы. (Вначале о том, что было непосредственно высказано Лениным, а затем о том, что им подразумевалось или имплицитно содержится в тексте, "между строк"). Прежде всего Ленин констатирует, что "весь кризис русской социал-демократии объясняется тем, что у стихийно пробужденных масс не оказывается налицо достаточно подготовленных, развитых и опытных руководителей"152. В связи с этим на многих страницах "Что делать?" он сетует на отсутствие в российском революционном движении ядра руководителей, политических вождей, организаторских талантов,народных трибунов153. ' Далее Ленин, ссылаясь на практический опыт и идею "руководящего ядра" германской социал-демократии, формулирует очевидное и правильное, в общем-то элементарное для политической науки положение о том, что без <<"десятка" талантливых (а таланты не рождаются сотнями) , испытанных, профессионально подготовленных и долгой школой обученных вождей, превосходно спевшихся друг с другом,невозможна в современном обществе стойкая борьба ни одного класса>>154. В качестве еще одного образца революционных вождей наряду с лидерами германской социал-демократии Ленин берет руководителей революционного народничества - "Алексеева и Мышкина, Халтурина и Желябова"155. В целом же, таким образом, идеал революционного вождя, по Ленину, должен сочетать в себе лучше качества вождей русского народничества и немецкого социализма - Желябова и Бебеля156. Однако изложенные нами до сих пор выводы, непосредственно выс- казанные Лениным в тексте "Что делать?", вовсе не свидетельствуют, что во главе партии должен находиться харизматический вождь. Речь у родоначальника большевизма по сути дела вдет о руководстве партией со стороны партолигархии. И все же Ленин не ограничивается сказанным. В тексте содержатся косвенные признаки того, что он наделяет харизматическими качествами как саму партию, так и ее вождей. Такими признаками являются особое внимание вождя большевизма к вере как к психическому феномену и преувеличение им еероли и значения в революционном движении. Подобная позиция, конечно, вовсе не случайна. Многие очевидцы, в частности, процитированный нами Потресов, указывали именно на революционную веру (наряду с силой духа) как на качество, которое явилось главным источником харизмы самого Ленина. Так или иначе, но в "Что делать?" Ленин неоднократно пишет о вере, доверии как важнейшем субъективном факторе, организующем, сплачивающем революционное движение, детерминирующем революционное поведение партийцев, пролетариев, трудящихся масс. Характерно, что, правильно подчеркивая необходимость воспитания, формирования политического сознания157, он тем не менее сбивается - и вовсе не случайно - на преувеличение роли и значения иррациональных моментов психики человека, масс людей в революционном движении по сравнению с рациональными, веры по сравнению с разумом, сознанием.Так, в категорической форме Ленин пишет о необходимости внушить рядовому "исполнителю мелких функций" (переданных ему в результате специализации организационной работы партии), представителю "самых различных классов", а не только пролетариата, не входящему в организацию профессиональных революционеров, но привлеченному к ее деятельности, "веру в ... значение его работы, без которой он никогда не будет работать"158. Политический прагматизм Ленина, конечно, подкупает, но напрашивается вопрос: как все же быть с положениями его собственной теории "внесения извне"? Ведь, с одной стороны, по ее логике,первоочередной задачей должно было бы быть внесение социал-демократического революционного сознания в стихию пролетарского и общедемократического движения, и, следовательно, Ленин должен был бы быть прежде всего озабочен тем, чтобы рядовой исполнитель осознал значениесвоей работы, повысил свое социал-демократическое образование,а не стремиться внушитьему веру в значениеего работы. С другой стороны, если представитель общедемократического движения уже вовлечен социал-демократией в политическую, а не только экономическую борьбу,то, следовательно, опятъ-таки согласно ленинской теории, он уже должен был бы достичь определенного уровня политической сознательности, и тогда, спрашивается, зачем вообще прибегать к внушению вepы, ведь свою роль в этом случае должна сыграть политическая сознательность. Таким образом, налицо противоречиемежду ленинской теорией "внесения извне", с одной стороны, и прагматической политической установкой задействовать любые средства, в том числе прежде всего иррациональные, для вовлечения представителей различных классов в революционное движение, с другой стороны. Но примечательным здесь является не выявленное нами мимоходом противоречие, а то, что Ленин столь большое значение придает феномену внушения, а не осознанию как механизму достижения нужного психического состояния и вере, а не разуму как фактору, мобилизующему, сплачивающему партию, революционное движение. Такое же большое значение Ленин придает, с одной стороны, укреплению у вовлеченных в революционное движение веры в силу партии159, а с другой стороны, товарищескому доверию между профессиональными революционерами160 и в особенности полному взаимному доверию внутри тесного ядра партийных олигархов161, что вполне соотносится с описанным М.Вебером "харизматически определенным властным союзом". Именно вера (рядовых участников в ядро руководителей,наделяемых определенными качествами, и в партию, выступающую в роли защитницы их интересов) служит подтверждением тому, что речь у Ленина идет о харизматической легитимации власти, причем вера,которая зиждется на иррациональных моментах. Как раз исходя из этого, Ленин пишет о том, что люди, беззаветно преданные революции, будут пользоваться "беззаветным доверием самых широких масс"162. Характерно, что уже сама лексика Ленина свидетельствует, что речь идет о харизматической власти. Так, к примеру, если в предыдущем предложении вождь большевизма пишет о "беззаветном доверии", то в другом месте с одобрением отзывается о горячей проповеди народовольцев (симптоматичен сам термин "проповедь", столь естественный для религии),которая встречала, по его мнению, отклик в стихийно пробуждающейся массе163. Все выводы, сделанные нами до сих пор в этом сюжете,дедуцированы на основе прямых высказываний Ленина. Поэтому можно вполне согласиться с резюме Б.Энкера, сделанным им после разбора полемических воззрений Ленина по данному вопросу: "Потребность масс в харизматических вождях - вот аксиома большевистской теории революции и партии"164. И все-же один вопрос не прояснен однозначно Лениным (думается сознательно) в тексте "Что делать?": кто стоит во главе партии - несколько равноправных харизматических вождей или один верховный вождь? Лишь по косвенным высказываний можно заключить, что согласно ленинскому организационному плану во главе партии все же должен находиться один харизматический воадь: ”По лесам или подмосткам этой общей организационной постройки, - прогнозирует Ленин, - скоро поднялись и выдвинулись бы из наших революционеров социал-демократические Желябовы, из наших рабочих русские Бебели, которые встали бы во главе мобилизованной армии и подняли весь народ на расправу с позором и проклятием России"165. Никого не должно вводить в заблуждение то, что в процитированном фрагменте поименованы два вождя Желябов и Бебель. Оба реально действующих вождя являются в рассматриваемом примере как бы двумя взаимодополняющими половинами одного собирательного образа идеального харизматического вождя,сконцентрировавшего в себе лучшие качества профессиональных революционеров из радикальной интеллигенции и из рабочих. И последнее. То, о чем прямо не говорилось в тексте канонического писания большевизма, можно реконструировать в качестве дополнительного аргумента на основе партийной практики большевизма, вождецентристской партийной жизни большевистской фракции, того, что ее руководящее ядро подбиралось в значительной степени лично Лениным, находилось в прямой зависимости от него. Таким образом, уже изначально ленинская модель партии "нового типа" предполагала (хотя,повторяем, об этом ясно и непосредственно в тексте не говорится)установление авторитарного внутрипартийного режима харизматических олигархов во главе с верховным харизматическим вождем. Здесь мы подошли к пункту, где должны исследовать вопрос об истоках ленинской концепции авангардной партии "нового типа" - конспиративной организации профессиональных революционеров. (Продолжение последует) ПРИМЕЧАНИЯ 137См.: HildermeierМ. Die Russische Revolution 1905-1921.Указ.соч.S.39-40. 138Лeнин B. И. ПСС. Т.4. С.184. 139Там же. Т.6. С.9. 140ВосленскийМ. Номенклатура. С.45. 141Основоположник идеи трех чистых типов легитимности М.Вебер писал: <<В принципе имеется три вида ... легитимности. Во-первых, это авторитет ’’вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - "традиционное” господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобычного личного дара...(харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляет пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления... иделовой "компетентности", обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентация на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде,в каком его осуществляет современный "государственный служащий"...Правда, чистые типы редко встречаются в действительности. Но сегодня мы не можем позволить себе детальный анализ крайне запутанных изменений, переходов и комбинаций этих чистых типов...>> (ВеберМ. Избранные произведения.Указ.соч. С.646-647). 142ТакерР. Сталин. Путь к власти... С.43. 143Там же. С.44. 144Там же. С.44-45. 145Там же. С.46. 146Там же. 147Там же. С.46-49. 148PotressowA. Lenin: Versuch einer Charakterisierung//Die Gesellschaft.N 2 (1927). S.32-33;ТакерP. Сталин. Путь к власти.Указ.соч.С.47-48. 149См.: ТроцкийЛ. Ленин и старая "Искра"; ЛуначарскийА. Владимир Ильич Ленин; Радек К. Ленин. К 25- летию партии // Луначарский А. В., Радек К.Б., ТроцкийЛ. Д. Силуэты: политические портреты. М.: Политиздат, 1991. С.30, 39, 40.См. также: СталинИ. В. Сочинения. Т.6. С.55; Ленин: Человек - мыслитель - революционер: (Воспоминания и суждения современников) / Сост.: С.Е. Гречихо и др. М.: Политиздат, 1990. С.47-48, 62-71, 137-138, 173-175 и др.; Энкер Б. Начало становления культа Ленина // ОН. 1992. № 5. С.191-205; Фишер Л. Жизнь Ленина. С.761-762. Дополнительно см.: ЧертковВ. Жестокий вождь; КуницынГ. Вождь в жестких обстоятельствах // Диалог. 1991. № 2. С.44-58; МатышевА. Диктатор; СтарцевВ. Политик и человек// Нева. 1991. № 3.C.I34- 159; СlагкR. Lenin: the man behind the mask. London: Faber and Faber, 1988.- XI + 564 p. - P.135,209. 150В частности, он отмечает, что, хотя западные ученые пишут о культе Ленина уже с 20-х гг. (LawtonL. ТheRussianRevolutionI9I7-I925. London, 1927. P.I69,232,300 а.f.;Нasper S. Civic Training in Soviet Russia. Chicago, 1929. P.38 a.f. Scheffer P. Sieben Jahre Sowjetunion. Leipzig,1930.S.51 ff.; Chamberlin W.H. Soviet Russia. A Ling Report and a Histury. Boston, 1931. P.308; Hоdann N. Sowjetunion. Gestern, heute, morgen. Berlin,1931. s.231,239), тем не менее тема культа Ленина в начальный период советской истории не стала самостоятельным предметом исследования, освещение ее служило декорацией, на фоне которой описывался путь Сталина (DanielsR. V. DasGewissenderRevolution. Kommunistische Oppositionnin der Sowetunion.Berlin,1978. S.278-279; RauchG. Gescbichte des bolschewistischen Russlands. Wiesbaden, 1955. S .224; DeutscherI. Iosef Stalin. Eine politische Biographie Berlin, 1979. S.289 ff). Лишь в начале80-хгг. Г.Джилл охарактеризовал культ Ленина как прелюдию и главную предпосылку культа личности Сталина(GillG. Political Myth and Stalin's Quest for Authority in the Party//Rigby Т.Н., Reddaway P. (Ed.). Authority, Power and Policy in the URSS. Essays dedicated to Leonard Shapiro. London; Basingstoke, 1982. P.98-117). В 1983 г. вышла работа Н.Тумаркин, в которой предпринята попытка проследить культ Ленина в его историческом развитии до начала 30-х гг., когда он был вытеснен культом Сталина (TumarkinN. LeninLives! TheLeninCultinSovietRussia. Cambridge(Mass.);London, 1983).Труд Н.Тумаркин значительно продвинул исследование этой темы. Автор рассматривает культ Ленина в контексте духовной жизни русского народа - как простых тружеников, так и интеллигенции. В трактовке этого культа автор в ряде случаев использует теологические категории, проводя аналогии с образами и ритуалами христианской религии. Однако,указывает Б.Энкер, если внешние контуры культа и дают определенные отправные точки для такого подхода, то вместе с тем возникает опасность оказаться в плену стереотипов традиционных представлений о России. (См.:Энкер Б. Указ.соч. С.191-192). 151Энкер Б. Указ.соч.С 192. 152Ленин В.И.ПСС.Т.6.С.122. 153Там же.С.80,105,127,128,171. 154Там же.С.121-122. 155Там же.С.106. 156Там же.С.171. 157Там же.С.63. 158Там же.С.129. 159Там же.С.130. 160Там же.С.141. 161Там же. 162Там же.С.133. 163Там же.С.106. 164Энкер Б. Указ.соч. C.I93. 165Ленин В. И. ПСС. Т.6. С.171. Тэги: большевизм, большевистский, в.ленин, внутрипартийный, впд, демократия, демократия,свобода,права, доктрина, коммунизм,большевизм, концепция, легитимность, ленинизм, м.вебер, марксизм, наука, оригинальный, политический, политология, социо-гуманитарные, текст В списках не значицца!2013-08-20 15:50:21Все мы грешны и когда-нибудь да смотрели американские детективы, где показывали как действуют ... + развернуть текст сохранённая копия Все мы грешны и когда-нибудь да смотрели американские детективы, где показывали как действуют программы защиты свидетелей в США... Никогда бы не подумал, но оказывается, что и в России программа защиты свидетелй существует! А узнал я о ней благодаря... viking_nord (правда, из поста на "Ухе Маськвы") и "делу Магницкого". Что я имею в виду? Был такой юрист и аудитор Сергей Магницкий. Проходил по одному громкому делу, погиб в СИЗО. Теперь США составили так называемый "список Магницкого" - список граждан РФ, которым в США те же самые путь заказан. Был такой (и как выяснилось - здравствует) предприниматель Константин Пономарёв. И проходил он по делу Магницкого свидетелем, и давал он показания разные, обвинительные. И, собственно, уже некоторое продолжительное время обходится налогоплательщикам (в том числе и мне) в копеечку, находясь под этой самой программой по защите особо важных свидетелей. Чем знаменит? Судя по публикациям в СМИ, тем, что считался другом Магницкого. В ходе процесса по делу Магницкого рассказал суду о том, какую схему он (вроде как) придумал для того, чтобы минимизировать налогообложение и по-серому скупить акции сбербанка, Газпрома, РАО ЕЭС, Сургутнефтегаза, которые в те времена торговались с ограничениями. И, кстати, в списке Магницкого г-н Пономарёв не числится. То есть товарищ рассказал на свой собственный отдельный срок, а находится не в СИЗО, а под защитой как свидетель. Значит нужен кому-то зачем-то дядька? А? Тэги: политический, россия Прямые и без фильтра, пожалуйста2013-08-19 19:16:07... на могиле российской политической культуры, которую только ... + развернуть текст сохранённая копия Читаю вот и думаю: 25 лет с начала перестройки, 20 лет постсоветской России, 13 лет Путина, а у нас тут, понимаете, до сих пор цветет и сияет нормальный такой переходный период. Такое ощущение, что до этой встречи вообще ничего никогда не существовало, текущий срок Путина первый, выборы глав субъектов никогда не были им отменены, а до него был только Медведев, который со своей легкой руки начал формировать "новую" политкультуру, по окончании срока решил вернуть выборы и, между тем, той же легкой рукой расписывается теперь в том, что все эти годы не было предпринято никаких мер для того, чтобы эта культура, которая в масштабах всей страны декларируется принятой два десятка лет назад Конституцией, была сформирована. Почему я обращаю внимание на выступления Медведева? Я в 2008-ом, как и некоторые, верила, что Медведев реально может однажды взбрыкнуть. Но это было давно и, как оказалось, неправда: вместо этого получи нашу славную рокировку - демонстративную румбу на могиле российской политической культуры, которую только теперь, оказывается, пришло время формировать. Сейчас вот отмоем ее от следов ботинок, которыми ее загоняли в клетку до этого, сотрем пыль, которой она покрылась, пока была в заключении, и уже через каких-нибудь двадцать лет отмену последних непрямых выборов сможем отметить. Правда, фильтры, наверное, придется оставить, об их отмене речи пока даже и идти не может - не созрели мы для такого. Тэги: культура, политический Заявление БХД. Процесс на уладить Еременко — абсолютно политически мотивирован и неграмотный2013-08-19 18:48:3119 августа в суде Первомайского района Минска прокурор попросила приговорить активиста БХД, ... + развернуть текст сохранённая копия 19 августа в суде Первомайского района Минска прокурор попросила приговорить активиста БХД, молодофронтовца Влада Еременко до шести месяцев ареста без изменения меры пресечения до вступления приговора в законную силу за якобы нарушение превентивного надзора. Приговор будет вынесен 20 августа а 9:45. Вместе с тем во время суда выяснилось, что судебное дело было составлено с нарушением всех возможных норм и юридически неграмотно. Более того, адвокат доказал фальсификацию подписей свидетелей со стороны милиции, но судья не обратила на это никакого внимания. Белорусский… Узнать больше » Тэги: абсолютный, бхд., еременко, заявление, мотивированный, неграмотный, политический, процесс, уладить, христианство
Главная / Главные темы / Тэг «политический»
|
Категория «Обзоры интернет ресурсов»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|