Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии(2)2013-06-26 00:00:54... на достижения политической мысли своих ... >Эта особенность политических воззрений молодого ... + развернуть текст сохранённая копия Публикую вторую часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.8.Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии. Переоценка полемики К.Маркса с Г.Гегелем и М.Бакуниным(2)
Перейдя к конкретному анализу полемики, прежде всего отметим, что беспристрастное исследование не подтверждает суждения К.Маркса, высказанного им в рукописи "К критике гегелевской философии права", о том, что Г.Гегель в "Философии права" дает лишь эмпирическое описание прусской бюрократии, "соответствующее частью действительности, частью же тому представлению, которое сама бюрократия имеет о своем бытие"199. Приведенное Марксово замечание лишь свидетельствует об остроумии и тонкой иронии его автора, но и только, не более того. Сравнивая постановку вопроса молодым К.Марксом и Г.Гегелем,можно констатировать, что Г.Гегель в "Философии права", опираясь на достижения политической мысли своих предшественников, рассматриваемую проблему ставит и решает не только как проблему прусской бюрократии, на уровне особенного, но и как проблему "управляющие/управляемые", на уровне общего, как общетеоретическую. Молодой же Маркс, как правило, не проводит различия между термином "управляющие" (или "бюрократия"), используемым в значении необходимого для нормального, стабильного функционирования любого общества социального слоя, профессионально занятого в аппарате управления, и термином "бюрократия" в обыденном, "вульгарном" смысле, как средоточие негативных сторон и болезненных перерожденческих форм профессиональной, иерархической управленческой деятельности, отождествляя их друг с другой200. Поэтому К.Маркс, с самонадеянностью молодости оценивающий размышления Г.Гегеля о "правительственной власти" как не заслуживающие названия философского анализа, сам же, в первую очередь, и игнорирует свое утверждение о том, что "административное управление в собственном смысле является труднейшим пунктом для анализа"201. В советской литературе излагалась точка зрения, согласно которой традиция понимать бюрократизм как систему "общественного управления, осуществляемого с помощью аппарата управления, не отвечающего интересам широких слоев трудящихся", исходит "из понимания сущности бюрократизма, сформулированного В.И.Лениным в ходе критики взглядов К.Каутского, отождествляющего бюрократизм с профессиональным осуществлением управленческих функций вообще"202. Однако достаточно внимательно прочитать К.Маркса, чтобы убедиться: марксистская традиция понимать бюрократизм как отрыв аппарата управления от интересов масс берет начало от самого К.Маркса. В рукописи "К критике гегелевской философии права" он последовательно анализирует названные Г.Гегелем в "Философии права" пять факторов, предохраняющих, по мнению великого немецкого философа, общество от крайностей бюрократической системы: I) иерархичность системы чиновничества,административной системы, контроль за действиями аппарата и кадров управления сверху вниз; 2) правомочия общин, корпораций, позволяющие им контролировать снизу чиновничество; 3) контроль верховной власти за исполнительной властью в целом; 4) нравственная и умственная культура чиновничества; 5) отчасти величина государства203. Заметим, что в советской специальной литературе в недавнем прошлом было принято априори утверждать правоту К.Маркса в его критике политических взглядов Г.Гегеля. И в данном случае даже те советские обществоведы, которые добросовестно излагали смысл "пяти факторов” Гегеля, не указывали на правомерность хотя бы одного из них, а отдавали предпочтение резонам Маркса204.
Исследуя первый фактор, К.Маркс правомерно замечает,что контроль сверху, осуществляемый вышестоящим в иерархической системе чиновником, предохраняет рядового гражданина от злоупотреблений отельных нижестоящих чиновников, но не предохраняет от злоупотреблений самой иерархической системы, являющейся, по его мнению,"главным злоупотреблением". Здесь же он дополняет свою оценку рассуждением о том, что иерархическая административная система берет чиновника под защиту всякий раз, когда сама иерархия совершает грех в его лице; "к тому же иерархии, - отмечает классикмарксизма, - стоит большого труда, чтобы убедиться в том, что те или иные члены ее совершили грех"205. И все же в целом, на теоретическом, а не эмпирическом уровне, критика молодым К.Марксом Г.Гегеля в данном пункте не вполне крректна, а точнее - в основном некорректна.
Очевидно, что иерархии как принципу построения управляющей системы присущи негативные моменты ("замораживается" инициатива в звеньях управления, уменьшается оперативность в принятии решений и многое другое), и в этом К.Маркс прав. (Вообще-то, по поводу данной проблемы в мире существует огромная специальная - теории систем, управления и организации- философская, социологическая, экономическая, политологическая, публицистическая и даже художественная литература. Названные нами выше произведения С.Н.Паркинсона и Л.Дж.Питера как раз и относятся к их числу). Тем не менее иерархия является основным принципом построения исполнительной власти в любом суверенном государстве. И эту банальную мысль вынуждает упоминать нас К.Маркс.Другое дело,что сама иерархия может быть разной степени жесткости, централизации,подконтрольности. А главное мера "зла" от государственной иерархии зависит как от того политического режима, в рамках которого она существует, так и от характера общественного строя, который ее обусловливает.Поэтому иерархия как таковая при соблюдении ряда условий (их и сформулировал М.Вебер) уж никак не может быть "большим злом", как то полагает К.Маркс, по сравнению с "меньшим злом" - от чиновников. "Зло" - имманентное и терпимое, и при выявлении всех минусов и принятии соответствующих контрмер плюсы будут перевешивать минусы206 . Кроме того, ведь фактор иерархии Г.Гегель называет в связи с ответственностью каждого из чиновников. И, наконец, что очень существенно, у немецкого философа первый фактор - иерархия, контроль сверху - сопряжен со вторым - контролем снизу, со стороны структур гражданского общества: общин, корпораций, - и "недостаточный в отдельных случаях контроль сверху дополняется контролем снизу"207.Эти два фактора у Г.Гегеля находятся в нерасторжимом единстве К.Маркс же, исходя из принципиально иной, чем Г.Гегель, социально-философской концепции, явно преувеличивает степень напряженности конфликта между бюрократией и корпорациями, оценивая его как отрицательное явление, в то время как, по мысли Г.Гегеля, как раз,наоборот, именно противоречие между ними и служит гарантем от злоупотреблений чиновников. А от "зла" иерархии исполнительной власти в целом предохраняет контроль за нею верховной суверенной власти - третий фактор, выделяемый Г.Гегелем. Таким образом, все три первых фактора, обозначенных Г.Гегелем, в единстве своем образуют взаимосвязанную и взаимодополняющую друг друга систему, предохраняющую от злоупотреблений управляющей системы в целом, бюрократии, управленцев в частности. В связи, с анализом четвертого фактора К.Маркс справедливо указывает на противоречивость статуса чиновника, когда человек "в чиновнике должен ограждать, чиновника от себя"208. И тем не менее в целом онять-таки, несомненно, прав Г.Гегель: нравственная и умственная культура смягчает "механический характер" труда чиновника,практически уменьшает до нуля вероятность злоупотреблений с его стороны. Хотя в принципиальном плане правомерна и противоположная постановка вопроса К.Марксом: "механический характер" знаний и работы бюрократа будет брать вверх над его личностью, и он будет вынужден действовать так и даже быть тем, кем его обязывает система. Но все же учитывая, что характер иерархической бюрократической системы в той или иной сложившейся области управления является константой, а личностные качества чиновников, попеременно занимающих тот или иной должностной статус в ней,изменчивы, естественно, смягчить недостатки бюрократии можно все же, "идя" по пути Г.Гегеля. К.Маркс же в противовес факторам Г.Гегеля, защищающим государство и управляемых "от злоупотребления властью со стороны ведомств и чиновников", предлагает кардинальную меру: поставить исполнительную государственную власть, управляющую систему всецело под контроль народа, так как, по его мнению, исполнительная власть "в еще большей степени, чем законодательная власть, принадлежит всему народу"209. Данный пункт в политических взглядах молодого К.Маркса занимает одно из центральных мест. К нему мы еще вернемся,а прежде завершим наше исследование анализа К.Марксом "пяти факторов" Г.Гегеля. Рассматривая пятый фактор - "отчасти... величина государства". К.Маркс прибегает к известному логическому приему фальсификации - подмене тезиса. По логике Г.Гегеля, увеличение территории государства уменьшает значение в деятельности чиновников аппарата управления "семейных и других частных связей", ведет к потере силы и остроты чувства мести, ненависти, в результате чего у них "создается привычка исходить из всеобщих интересов, воззрений и дел", а не руководствоваться субъективной стороной210. К.Маркс, не вдаваясь в существо размышлений Г.Гегеля,отвергает с ходу одним росчерком пера упомянутый пятый фактор под тем предлогом, что в России он не предоставил <<никакой гарантии против произвола "государственных чиновников исполнительной власти">> , и на этом основании категорически утверждает, что он вообще <<лежит "вне" "сущности" бюрократии>>211. Остается загадкой, действительно ли К.Маркс в пылу полемики не замечает, что речь у него и у Г.Гегеля идет о двух разных феноменах - о двух, противоположных по характеру и вектору, но синхронных воздействиях на бюрократию, бюрократическую систему одного и того же фактора - или же он делает это сознательно. С одной стороны,большой размер государства оказывает благоприятное (в описываемом Г.Гегелем смысле) воздействие именно на "сущность бюрократии",и здесь, безусловно, немецкий философ прав, но, с другой стороны,большая величина территории способствует одновременно и количественному росту чиновничества, и увеличению сложности в осуществления контроля сверху из-за отдаленности чиновников от центра власти и управления. Очевидно (и опять удивляет, почему Маркс не "хочет" замечать в полемике с Гегелем банальных рецептов), что в этом случае необходима система мер: децентрализация, нахождение оптимума централизма и автономии, разумного разграничения компетенций, широкое местное самоуправление, - позволяющая, сохранив, правда, уже в относительной степени положительные моменты пятого фактора, воспрепятствовать возрастанию его негативного воздействия по мере увеличения территории государства с определенного размера, который, конечно, в зависимости от обстоятельств времени и места, различен. Еще в большей мере позиция К.Маркса поражает потому, что ведь Г.Гегель прямо объясняет причину того, почему в России столь силен произвол исполнительной власти. По его мнению, первопричиной является не размер Российского государства, а отсутствие значительной доли в составе населения среднего сословия. "Государство, в котором нет среднего сословия, - подчеркивает великий мыслитель,- еще стоит... не на высокой ступени. Такова, например, Россия, в которой есть крепостная масса и та, которая правит. Образование среднего сословия является главным интересом государства, но образоваться это сословие может только в такой организации... где существуют права относительно независимых особенных кругов и где произвол чиновного мира предотвращается сопротивлением подобных правомочных кругов"212. Маркс, пренебрегая элементарной нормой полемики, просто искажает смысл взглядов своего оппонента. Ведь, по Гегелю, будь даже в России и малая территория, отсутствие среднего слоя все равно привело бы к произволу исполнительной власти. И размеры территории Российского государства в рассматриваемом им аспекте не играют определенной роли, хотя объективно огромность России в конкретно-исторической ситуации начала XIX в. оказывала, конечно, и негативное воздействие на эффективность государственной управляющей системы, и оспаривать этот очевидный момент никто не будет. Конечно, провести прямую аналогию в данном отношении между Россией начала XIХ в. и посткоммунистическими государствами СНГ нельзя, но все же отсутствие подлинного среднего "класса” в России, других странах - прежде всего европейской части бывшего СССР - чувствуется везде и во всем, в том числе в деятельности государственной управляющей системы.
Думается, у читателя не вызовет удивление (а скорее естественное понимание) тот факт, что некоторые тогда еще советские исследователи (и совсем недавно) вслед за Марксом также неправильно интерпретировали факторы Гегеля. В частности, Р.И.Хасбулатов в упомянутой уже монографии "Бюрократия тоже наш враг..." (1989 г.) некритически повторяет односторонний и в целом неправильный аргумент К.Маркса против пятого фактора Г.Гегеля213, хотя в последней монографии - "Бюрократическое государство" (1991 г.) - уже сам признает, что, вопреки мнению классика марксизма, размеры государства все же составляют момент, влияющий на сущность бюрократии214. Однако и в 1991 г. (повторяя сказанное в 1989 г.) Р.И.Хасбулатов ошибочно интерпретирует оценку Гегелем бюрократии как таковой, полагая, что немецкий философ будто бы "признавал порочность бюрократии,ее опасность", причем такую оценку философа он представляет как само собой разумеющуюся215. Г.Гегель действительно предостерегал от опасностей бюрократии, предоставленной себе самой, без контроля со стороны управляемых,структур гражданского общества, вышестоящего начальства и верховной власти, и именно в целях предохранения от ее произвола и самостоятельного господства как социального слоя со своим особым интересом и считал обязательной систему "пяти факторов". Однако он никак не мог писать о порочности бюрократии, ибо утверждал принципиально обратное: "Члены правительства и государственные чиновники составляют основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы"216. Ранее мы приводили подобную же положительную оценку среднего сословия, к которому Гегель относил и государственных чиновников - бюрократов (сам он этот термин не использует). Далее отметил, что, кроме того, еще в одном отношении Р.И.Хасбулатов неточен в изложении существа воззрений Г.Гегеля. "...B большом государстве, - пишет он, передавая смысл воззрений Г.Гегеля (по крайней мере, так у него построено предложение), - если нет демократии, существует опасность аппаратной экспансии"217. Приведенное Р.И.Хасбулатовым положение, во-первых, безусловно, является верным,а во-вторых, вовсе не принадлежит Г.Гегелю. Последний пишет о размерах государства как раз и только в обратном смысле, а причиной экспансии бюрократии, напомним, по Гегелю, является отсутствие структурированного гражданского ебщества, а в нем - среднего слоя, обладающего определенными правами. О большем Г.Гегель не пишет, о демократии в связи с бюрократией даже не упоминает и не подразумевает. Приведенное же Хасбулатовым суждение напоминает модернизированное мнение К.Маркса. ПРИМЕЧАНИЯ 199Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.269. 200Эта особенность политических воззрений молодого К.Маркса уже отмечалась в советской литературе. См., например: Худокормов А. Г. Экономические корни бюрократизма. Указ.соч.С.11. 201Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.I..С.268. 202Маслов В. А. О сущности бюрократизма в условиях социализма// НК. 1988. № 3. С.10. 203См.: Гегель Г. Указ.соч. С.334-335; Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.269. 204См., например: Хасбулатов Р. И. "Бюрократия тоже наш враг..." Указ.соч.С.19.Любопытно и поучительно сравнить данное произведение Р.И.Хасбулатова с его последующей монографией - "Бюрократическое государство" (1991), о которой мы уже упоминали. В обоих сочинениях анализируется все тот же сюжет "пяти факторов" (1989 г.,С.18-20; 1991 г., С.19-20) с той лишь разницей, что в последней работе зримо меняется характер анализа и оценок: от предвзятых,в пользу К.Маркса и в ущерб истине (1989 г.),к беспристрастному, объективному анализу, обнаруживающему правоту Г.Гегеля (1991 г.). 205Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.278. 206См.,например: Дарендорф Р. Справедливость без оков зависимости// К-ст. 1990. №16. C.118-119. 207ГегельГ. Указ.соч. С.334-335. 208Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.279. 209Там же. С.280. 210См.: Гегель Г. Указ.соч. С.335. 211Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T.I. С.279. 212Гегель Г. Указ.соч. С.336. 213См.: Хасбулатов Р. И. "Бюрократия тоже наш враг..."Указ.соч. С.20. 214См.: Хасбулатов Р.И.Бюрократическое государство.Указ.соч. С.20. 215Тамже. C.I9. 216Гегель Г. Указ.соч. С.335-336. 217Хасбулатов Р. И. Бюрократическое государство.Указ.соч. С.19. Тэги: большевизм, бюрократизм, бюрократия, в.и.ленин, г.гегель, демократия,свобода,права, доктрина, к.маркс, любознательный, марксизм, наука, немного, оригинальный, пол, политика(видео, политический, политология, р.и.хасбулатов, социо-гуманитарные, текст, тексты), ф.энгельс, философия Сценарий Сноудена: побег, арест, поиск2013-06-24 03:41:18Весь мир сейчас говорит об Эдварде Сноудене человеке, который не побоялся правительства ... + развернуть текст сохранённая копия Весь мир сейчас говорит об Эдварде Сноудене человеке, который не побоялся правительства ... Тэги: гонгконг, политика, политический, сноуден, сша, убежище К.Маркс и Ф.Энгельс о свободе как атрибуте демократии и демократии свободы. Проблема прав человека(2)2013-06-23 15:38:05... самостоятельность политических институтов ... понятой логике политической целесообразности - ... + развернуть текст сохранённая копия Публикую вторую часть параграфа седьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.7.К.Маркс и Ф.Энгельс о свободе как атрибуте демократии и демократии свободы. Проблема прав человека. Противоречивость и парадоксальность концепции [...]Начало здесь - http://www.liveinternet.ru/users/2503040/post280553976/ Ранее мы уже отмечали, что исследование политических идей, взглядов лишь под углом зрения, материалистичны они или идеалистичны, узко, односторонне, недостаточно и не является критерием для ответа на вопрос, научны они или нет. Кроме того, важен и другой критерий: гуманистичны политические взгляды ученых или нет, плюралистичны ли они? В данном случае речь идет о другой проблеме - диалектике политического идеала и общественного бытия, общественной реальности: каким должен быть политический идеал, каковы его особенности, чтобы иметь реальную возможность материализоваться в политической практике, и - продолжение этой проблемы - при каких условиях сама практика, общественное бытие решающим образом зависят от политического идеала, необратимо развиваются в новом направлении, а идеал становится моментом действительности. Что это так, доказывает судьба демократического идеала, начавшего формироваться еще у античных философов, весьма далеких от материалистического понимания истории, прошедшего затем многовековую эволюцию, а сам демократический политический режим стал политической действительностью спустя более чем две тысячи лет. Поэтому ближе к истине Н.И.Лапин, когда он пишет: "Гегель основное внимание обращает на сознание свободы; Маркс же, напротив, интересуется главным образом ее осуществлением"160. Крайне актуальной представляется размышление основоположников марксизма по всему комплексу гражданских и политических прав. У читателя работы К.Маркса "К еврейскому вопросу" сложится мнение, что классик марксизма недооценивает завоевания французской революции - Декларацию прав человека и гражданина, резко критикует права и свобода, провозглашенные ею, неоднократно уничижительно характеризуя их как "так называемые права человека"161 . Подводя итог рассуждениям, он обосновывает свою позицию так: "Следовательно, ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т.е. как индивида, замкнувшегося в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого. Человек отнюдь не рассматривается в этих правах как родовое существо, - напротив, сама родовая жизнь, общество рассматриваются как внешняя для индивидов рамка, как ограничение их первоначальной самостоятельности. Единственной связью, объединившей их, являются естественная необходимость, потребность и частный интерес, сохранение своей собственности и своей эгоистической личности"162. Как видим, основной упрек К.Маркса состоит в том, что провозглашенные права и свободы сохраняют statusquoгражданского общества: частную собственность, частнособственнический интерес, раскол гражданского общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Но, как уже установлено, это обстоятельство вовсе не означает, что пролетариату безразлично, будет ли он пользоваться гражданскими правами и свободами или нет. Политическая эмансипация, безусловно, необходима. Но она, кая подчеркивал К.Маркс в приведенных выше словах из сочинения "К еврейскому вопросу", недостаточна: необходима и человеческая эмансипация163. Думается, К.Маркс не ставил перед собой специальную цель отметить все плюсы и минусы политической демократии в условиях раннекапиталистического гражданского общества. Для него главное - указать на недостаточность гражданских прав и свобод для освобождения трудящихся от эксплуатации. К.Маркс - за политическую эмансипацию, права человека, но они недостаточны, поэтому необходима и человеческая эмансипация. Тот же подход сохраняется и в "Святом семействе": "свободная человечность ... нашла свое классическое признание в так называемых всеобщих правах человека''164. Очевидно, что К.Маркс, преисполненный молодым критическим задором, недооценивает всеобщие права человека и гражданина. Он полагал, что в условиях капитализма первой половины XIXв. демократические права и свободы ведут к индивидуализму, эгоизму, борьбе граждан друг с другом, а не способствуют их объединению. Точнее говоря, юридически закрепляют эти явления, хотя сами их и не порождают. К.Маркс оценивает всеобщие права с позиции общества будущего, в котором ликвидирован дуализм гражданского общества и государства. Капитализм только начал утверждаться, а взор классика был устремлен вперед, в посткапиталистическое общество .Несомненно, .универсальность всеобщих прав, необходимость их и для социализма К.Марксом не отмечена, он не увидел самоценности прав человека самих по себе. Суммируя результаты анализа содержания воззрений К,Маркса и Ф.Энгельса на проблему прав человека, можно сделать вывод: классики марксизма в течение 1842-1848 гг. одновременно и критикуют доктрину прав человека165, и защищают полноту прав и свобод человека166.Первоначально может показаться, что противоречий во взглядах К.Маркса и Ф.Энгельса нет, так как они критикуют права человека с позиции того, что эти права не обеспечивают экономическое освобождение пролетариата, не избавляют его от эксплуатации и нищеты, а защищают права человека потому, что реализация их, политически освобождая пролетариат, создает предпосылки и для его экономического освобождения. Однако подобное предположение опровергается простой постановкой вопроса: какая судьба уготовлена К.Марксом и Ф.Энгельсом правам человека в послереволюционном обществе будущего? А для достоверного ответа на него прежде всего надо выяснить: исходя из каких соображений К.Маркс и Ф.Энгельс столь критичны по отношению к правам человека? Во-первых, в условиях раннекапиталистического общества установление личной свободы для всех граждан не избавляло пролетариат от экономической кабалы, жесточайшей эксплуатации и нищеты. Констатация этого обстоятельства и лежит в основе критики основоположниками "научного социализма" в "Святом семействе" взглядов Б.Бауэра и К0на проблему прав человека. Впоследствии характер критики со стороны К.Маркса и Ф.Энгельса прав человека стал иным. Но К.Маркс и Ф.Энгельс в своей критике не ограничиваются этой мыслью. Классики марксизма полагали, что права человека всецело производны от частнособственнического гражданского общества, а в нем человек независим от других людей и связан с ними только узами частного интереса и "бессознательной естественной необходимости рабасвоего промысла и своей собственной, а равно и чужой своекорыстной потребности”167. Это, в свою очередь, с точки зрения К.Маркса и Ф.Энгельса, естественно ведет ко всеобщей борьбе человека против человека как эгоистических существ168. Более того: "Анархия - есть закон гражданского общества, - пишут К.Маркс и Ф.Энгельс в "Святом семействе",- эмансипированного от расчленяющих общество привилегий, а анархия гражданского общества составляет основу современного публично-правового состояния, равно как публично-правовое состояние, со своей стороны, является гарантией этой анархии"169. Здесь необходим комментарий. Классики марксизма в процессе формирования материалистического понимания истории (как известно, хронологически совпадающего с рассматриваемым нами периодом) прежде всего фиксируют ту детерминацию, которой они придавали первостепенное значение - обусловленность политической надстройки экономическим базисом. Отправляясь от этого исходного пункта, они полагали, что права человека жестко определяются гражданским обществом свободных товаропроизводителей, экономической свободой и эгоистическими интересами собственников средств производства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Теперь нам понятно, что материалистическое понимание истории, являясь необходимым подходом к анализу прав и свобод человека, в то же время недостаточно для полноты исследования. Существуют и другие зависимости и взаимосвязи между экономикой и политикой, политикой и духовной сферой и т.д., в том числе относительная самостоятельность политических институтов и отношений и их обратное активное воздействие на экономику, позднее отмеченное и самим Ф.Энгельсом170. Кроме того, К.Маркс и Ф.Энгельс абсолютизируют то состояние буржуазного общества, которое они наблюдают, и, экстраполируя его на будущее, односторонне истолковывают личную свободу граждан, изображая только экономический аспект положения личности, пренебрегая нравственными, эстетическими, психологическими, социально-психологическими, религиозными и т.п. отношениями. Причем моделируется общество, представленное только собственниками, разъединенными конкуренцией, хотя реальное раннекалиталистическое общество не было "чисто" капиталистическим, состояло и из мелкой буржуазии города и крестьянства, а главное, в среде пролетариата проявлялась не только конкуренция, но и солидарность. В-третьих, можно предположить еще следующее: классики марксизма прогнозировали быстрое упразднение политической сферы в целом, государства в частности в результате победы пролетарской революции и в новых неполитических отношениях полагали ненужными индивидуальные права человека, так как: I) высокосознательный и высоконравственный человек нового общества не будет нуждаться во внешней регламентации, как, например, наделение его системой прав и свобод; 2)вместо индивидуализма и "суррогата коллективности", каким является, по Марксу, эмпирически наблюдаемое им государство, человек в свободной ассоциации - коллективе - получит "средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода"171. Или, другими словами, будет создано общество, в котором свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. В результате этого в постреволюционном обществе, как полагали К.Маркс и Ф.Энгельс, установится демократия свободы. Позиция классиков марксизма в отношении прав человека и его свобод, как мы убеждаемся, противоречива: и гуманистична, прогрессивна, и исторически ограниченна, основываясь частично на иллюзорных идеях, не преодоленных до конца К.Марксом и Ф. Энгельсом или выдвинутых ими самими (упрощенный, облегченный подход к совершенствованию человека; идея отмирания государства и всеобщего участия всех в управлении ит.д.). С одной стороны, формулируется важный вывод, что ключом к достижению реальной свободы человека является освобождение от экономического гнета, социальное благополучие, с другой стороны: I) недооцениваются правовые гарантии личной свободы, фактически отвергается юридически закрепленная система гражданских и политических прав к свобод человека в обществе будущего и 2) преувеличивается значение коллективности в ущерб личному, индивидуальному. Тезис о свободном развитии человека без гарантий личных свобод становится декларативным и, более того, иллюзорным, так как зиждется на наиболее уязвимом пункте социальной философии и социальной антропологии К.Маркса - его предположении о возможности воспитания в "массовом порядке", а по сути дела создании нового человека - всесторонне и гармонично развитого, высоконравственного и т.д. Но даже если сделать фантастическое допущение, что воспитание такого человека осуществимо в реальности, а не только в воображения, то в обществе будущего, по проекту К.Маркса и Ф.Энгельса,личная свобода будет существенно ограничена в условиях планируемой и управляемой из одного центра экономики, превратится фактически в фикцию. Многие критики экономического учения К.Маркса указывали на это обстоятельство. Отечественному читателю знакомы аргументы на сей счет Ф.Хайека из его сочинения "Путь к рабству" и из последней его работы "Пагубная самонадеянность"172. Впоследствии мы специально рассмотрим парадоксы марксистской социальной философии, здесь же подчеркнем один из них: с однойстороны. К.Маркс и Ф.Энгельс ратовали за свободное развитие человека и за свободное развитие общества, являлись противниками "казарменного коммунизма", с другой стороны, именно "казарменный коммунизм" и никакой другой стал бы реальностью, в которой не нашлось быместа личной свободе человека, если бы реализовались их социально-философские и экономические идеи, что отчасти и произошло173. В этом пункте анализа нас подстерегает опасность легковесных суждений. Дело в том, что эвристическая ценность политических и экономических идей классиков марксизма различна и возлагать на них вину в одинаковой степени за трагедию, сопутствующую материализации этих идей, неправомерно.
Кроме того, надо отделить судьбу идей от самих классиков, так как, не говоря уже об основном - множестве опосредствованний и других личностей, стоящих на пути от формулировки идеи до их практической реализации, - К.Маркс и Ф.Энгельс, столкнувшись с "сопротивлением общественного материала" (человека и общества), скорее всего пересмотрели бы свои идеи, что они и делали неоднократно. Если центральные экономические идеи К.Маркса и Ф.Энгельса недопускали двоякого толкования (ликвидация частной собственности, встрогом соответствии с логикой К.Маркса и Ф.Энгельса, интерпретируется однозначно), то концепция демократии в связи с проблемой свободы может и должна интерпретироваться в силу амбивалентности самого содержания двояко, в зависимости от путей революций: формально-демократического или формально-недемократического. Именно поэтому никак нельзя согласиться с теми современными критиками марксизма первоначально в СССР, а теперь и в странах СНГ, которые игнорируют последний момент. В противном случае Ю.Буртин, как наиболее известный и характерный из авторов подобной критики, не стал бы отождествлять позиции классиков марксизма и В.И.Ленина в отношении объема и характера "изъятия из свобод, которые Маркс и Ленин считали естественными и необходимыми в условиях диктатуры пролетариата"174. Делать так значит, во-первых, упрощать и искажать политические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса, игнорировать их амбивалентность, а во-вторых, верить на слово В.И.Ленину в том, что именно он и является верным интерпретатором логических взглядов классиков марксизма. Если же названные аргументы покажутся недостаточными, то добавим еще один, возникающий после сравнения политических дел (интерпретируемых как однозначно превентивные к классовому врагу) вождя большевизма, основывающихся на его же однозначно трактуемых политических идеях, и неоднозначных слов классиков: В.И.Ленин осуществлял изъятия из свобод и прав социальных меньшинств не только в силу логики классовой борьбы, что согласно марксизму, оправдано, но и изначально, как превентивная мера, по макиавеллистски понятой логике политической целесообразности - изъятия из свобод печати на второй день после Октябрьского переворота или разгон демократически избранного Учредительного собрания, в выборах которого участвовали и большевики (подтверждая тем самым законность и легитимность избирательной кампании), тем более и сам Октябрьский переворот был осуществлен большевиками под лозунгом и для скорейшего созыва Учредительного собрания. Подобная превентивная политическая практика осуществлялась в силу идеи-фикс В.К.Ленина, которую можно назвать "презумпцией несвободы для эксплуататоров" . Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса не дают основания однозначно приписывать им "презумпцию несвободы для эксплуататоров". Это сделать невозможно прежде всего потому, что классики марксизма вообще уделяли мало внимания в позитивном плане проблемам формирования, организации и функционирования политической власти, ее правовому полю в постреволюционном обществе. Главная же причина состоит в том, что если, согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу, завоевание власти осуществляется по относительно мирному и формально-демократическому пути, то после этого по логике вещей свобода и права человека, по крайней мере до вооруженного выступления, сопротивления представителей отстраненного от власти класса, будут распространяться на всех без изъятий. Что же касается нарушителей закона, то к ним и только к ним и должноприменяться уголовное законодательство на общем основании, а не к классу в целом. Таким образом, различия во взглядах между К.Марксом и В.И.Лениным по указанному вопросу не вымысел,он проглядывают достаточно зримо. Хотя и здесь найдется возражение: государственную власть большевики взяли не демократическим, мирным, а незаконным, вооруженным, насильственным способом, и поэтому гипотетические намерения классиков распространить свобода и права человека на всех без изъятий граждан к данной ситуации не подходят. Но приведенное возражение некорректно. Дело в том, что характер изъятия власти большевиками, как это ни парадоксально звучит,не может быть оценен однозначно как недемократический, незаконный, до5января 1918 г. Действительно, Сoвeты существовали де-факто 8 месяцев как представительный орган власти наряду с Временным правительством. (Даже содержание лозунга “Вся власть Советам!”означало, что частью власти Советы уже обладали). Именно поэтому в условиях двоевластия Советы были фактически легитимизированы. Это косвенно подтверждается тем фактом, что руководители меньшевиков и эсеров в предоктябрьские месяцы и занимали ключевые позиции во Временном правительстве (а в третьем коалиционном составляли даже большинство) , и возглавляли ВЦИК первого созыва. Октябрьскому перевороту предшествовала большевизация рабочих и солдатских Советов. Большевики на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов имели больше половины голосов (к открытию съезда 390 делегатов из 649). Съезд оставался правомочным и после ухода делегатов ряда фракций (осталось 625 делегатов из 670).А решение о передаче власти Советам было принято большинством в 505 голосов из 670 делегатов. II же Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов в конечном счете одобрил решение 2-го съезда рабочих и солдатских депутатов. И, наконец, самое главное: большевиками была взята власть через Советы временно, с целью и до созыва Учредительного собрания175. Таким образом, политический переворот в столице (что важно подчеркнуть), осуществленный большевиками до 5 января 1918 г. (разгонУчредительного собрания) был отчасти легитимен и отчасти формально-демократичен. Большевики пока могли голословно утверждать, что за ними большинство трудящихся масс. Вместе с тем именно поэтому в описываемой политической ситуации большевики шли вразрез с идеями классиков марксизма, лишая свободы печати оппозиционные партии [27 октября (9 ноября) 1917 г.] или объявляя [28 ноября (II декабря) 1917 г.] "врагами народа" кадетов и арестовывая их лидеров. После же разгона Учредительного собрания (6января 1918 г.), где большевики имели только четвертую часть депутатов, большевистская власть потеряла частичную легитимность и частичную демократичность. Государственная власть тем самым была окончательно и полностью узурпирована большевиками (временно в коалиции с левыми эсерами, мало что меняющей). А это означало, что вожди большевизма окончательно лишились оснований апеллировать к марксистской политической и социальной доктрине, так как пролетариат составлял меньшинство в составе населения, а крестьянство поддерживало в большинстве своем (в русских по национальному составу губерниях) правых эсеров. Узурпировав власть, большевики развязали гражданскую войну. После приведенной аргументации читатель, думается, убедился в том, что неправомерно отождествлять политические взгляды классиков марксизма и В.И.Ленина по вопросу об изъятии из свобод в условиях диктатуры пролетариата. Хотя, конечно, К.Маркс и Ф.Энгельс писалиобизъятиях из свобод, но в связи с другими проблемами и в другом отношении. Так, К.Маркс в "Критике Готской программы" в 1875 г., рассматривая в социально-философском плане проблемы свободы гражданского общества в его связи с государством, утверждал, что до тех пор, пока государство стоит над гражданским обществом, свободы в собственном смысле слова быть не может. "Свобода состоит в том, - отмечал он, - чтобы превратить государство из органа стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный"176. Какую свободу подразумевает здесь К.Маркс? Явно не ту, которую имеют в виду либеральные демократы - ведь согласно их концепции,демократическая республика в полноте либерально-демократических принципов и является органом, в преобладающей степени подчиненнымобществу. Симптоматично, что и К.Маркс в "Критике...”, и Ф.Энгельс в Письме к А.Бебелю от 18-28 марта 1875 г. ополчаются против используемого в Готской программе выражения "свободное государство". Авторы программы, конечно же, "свободным" называют государство, в котором существуют система политических и гражданских прав и свобод граждан, иадивидуальная свобода граждан, правовыми рамками ограничиваются власть государства, ее вмешательство в гражданское общество. Однако основоположники марксизма, как будто преднамеренно игнорируют этот смысл и буквально придираются к указанному термину: свободное государство, по их мнению, означает государство,свободное "по отношению к своим гражданам, т.е. государство с деспотическим правительством”177. К.Маркс и Ф.Энгельс, таким образом,придают термину "свободное государство" противоположный смысл. Это вовсе не случайно. Исходные пункты у авторов программы и классиков различны. Данное обстоятельство особенно наглядно выявляется в упомянутом письме Ф.Энгельса к А.Бебелю: "Говорить о свободном народном государстве есть чистая бессмыслица: пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать"178. В.И.Ленин был в восторге от процитированного пассажа Ф.Энгельса, называя его одним "из самых замечательных, если не самым замечательным рассуждением в сочинениях Маркса и Энгельса по вопросу о государстве..."179. Когда летом 1917 г. В.И.Ленин писал приведенные слова, он явно "болел" революционный нетерпением, "манией насилия" и "политическим дальтонизмом", поэтому видел в теоретическом наследии лишь то, что мог видеть. Конечно, справедливости ради надо сказать, что отмеченный подход К.Маркса и Ф.Энгельса, согласно которому любое государство (в том числе демократическая республика), будучи политическим институтом классового насилия, подавления, является антиподом свобода, занимает значительное место в политической доктрине марксизма.Но ведь его основоположники, хотя и не столь часто и явно,одновременно писали о государстве и как о политическом институте "общих дел" для всех классов, как о комитете по осуществлению социального управления обществом в целом180. Здесь мы в очередной раз сталкиваемся с противоречивостью и амбивалентностью политической доктрины К.Маркса и Ф.Энгельса. Кроме того, оба текста - "Критика..." и "Письмо" - полемические сочинения, поэтому мысль в них выражена в категорических суждениях. И все же основная мысль, высказанная К.Марксом, имеет эвристическую ценность: с одной стороны, осуществление контроля со стороны гражданского общества над государством, а с другой стороны, установление оптимальной меры воздействия государства на жизнь общества.
Резюме.Генеральное направление в развитии общества от пролетарской демократии большинства к неполитической "демократии" свободы всех, спрогнозированное классиками марксизма в теории и сформулированное в программе, на практике подтверждается как идеальная тенденция развития лишь отчасти, по отношению к цели - политической, экономической и социальной демократии свободы всех и осуществляется более медленными темпами и самое главное - не так, как предполагали К.Маркс, Ф.Энгельс и многие из их последователей до недавнего времени: не через отмирание политической сферы и государства, не через деятельность класса-мессии - пролетариата - и не через классовую борьбу и общественную революцию как магистральный путь Человечества на протяжении всей его истории, хотя вплоть до конца XIX в. на поверхности общественного бытия именно он был главенствушцим,преобладающим. На поверхности, ибо в глубине протекали незримые процессы, и определяющие в действительности ход истории. ПРИМЕЧАНИЕ 160ЛапинН. И. Указ.соч. С.113. 161См.; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T.I. С.399-401. 162Там же. С.401-402. 163Там же. С.392. 164Там же. Т.2. C.I24-I25. 165См.: Там же. T.I. С.399-406; Т.2. C.I25-I26. 166См.: Там же. T.I. С.55, 633-635. 167Там же. С.125. 168Там же. С.128. См. также: Т.З. C.I87. 169Там же. Т.2. C.I29. 170См.:Там же. Т.37. C.394-395; Т.39. С.82. См.также: Французские марксисты о диалектике: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1982. С.228-290; Момджян К. X. Умер ли марксизм? (Материалы дискуссии)// ВФ. 1990. № 10. С.49-50. 171Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.З. С.61. 172Х а й е к Ф. Дорога к рабству// ВФ. 1990. № I0.C.99-151;№ 11. С.123-165; I 12. С.103-149; Он же. Пагубная самонадеянность. Сшибки социализма: Пер. с англ. М.: Новости, catallaxy,1990.- 304 с. 173"Отчасти",потому, что хотя в СССР установился "казарменный социализм”, но парадокс состоит в ток, что лишь отчасти он был детерминирован идеологическим фактором, объективацией ряда идей классиков, причем вразрез с рядом других идей социальной философии классического марксизма. В остальном "казарменный социализм" был обусловлен воздействием совсем других объективных и субъективных факторов. 174Буртин Ю. Указ.соч. С.5. 175См.: Второй Всероссийский съезд Советов. М.; Л.; Гос.изд-во, 1928. С.XХХVШ,53; Великая Октябрьская социалистическая революция: Энциклопедия/ Под ред. П.А.Голуба и др. 3-е изд., доп. М.: Советская энциклопедия, 1987. С.100, 107-108. 176Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.19. С.26. 177Там же. С.5. 178Там же . 179Л е н и н В. И. ПСС. Т.33. С.35. 180Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.23. С.342; Т.25. Ч.1. С.422; Т.26. Ч.1. С.293. Тэги: большевизм, демократия,свобода,права, доктрина, история, к.маркс, коммунизм,большевизм, любознательный, марксизм, мировой, наука, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, право, правый, свобода, социо-гуманитарные, текст, тексты), учение, ф.энгельс, философия, человек Черный передел. Книга II (Анатолий Борисович Баюканский)2013-06-20 19:16:04Роман Анатолия Баюканского, написанный в остросюжетной форме, рассказывает о десяти последних годах ... + развернуть текст сохранённая копия Роман Анатолия Баюканского, написанный в остросюжетной форме, рассказывает о десяти последних годах жизни страны, развале Советского Союза и силах, стоящих у истоков этого развала. Это не только повествование о личной жизни Брежнева, Горбачева, Ельцина, но и рассказ о потрясениях простых людей; о зарождении и развитии мафиозных структур, развале страны, переоценке ценностей, крови и слезах. Это [...] Тэги: детектив, политический Кобра (Фредерик Форсайт)2013-06-20 00:21:05Президент задает вопрос: можно ли победить наркомафию? Уничтожить на корню гигантскую империю по ... + развернуть текст сохранённая копия Президент задает вопрос: можно ли победить наркомафию? Уничтожить на корню гигантскую империю по производству смертельного зелья? Перекрыть каналы доставки кокаина из Колумбии в США и Европу? Да, отвечает Поль Деверо, бывший агент ЦРУ по прозвищу Кобра, если ему предоставят полномочия, деньги, людей и ответственность. А когда на его условия соглашаются, берется за дело. Рискованное, безумно [...] Тэги: детектив, политический
Главная / Главные темы / Тэг «политический»
|
Категория «Обзоры интернет ресурсов»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|