Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Домострой. Свадебный чин2014-05-04 22:25:21... была бы без ручек, которую, выпив, затем ... + развернуть текст сохранённая копия Приготовить место и место обить ковром, на месте положить подушку атласную или золоченого бархата. У места двум людям держать по сорок соболей. У места же поставить стол, на стол постелить две скатерти, да поставить на них посуду, положить пироги и калачи на блюде, выставить сыр да разложить пироги, какие уже нарезаны, а на другом блюде приготовить хмель для осыпания молодых, денежки золотые и новгородки золоченые, да девять соболей, да камки и тафты разные; а на третьем блюде положить платки, на четвертом блюде поставить кику, да положить под кикою назатыльник да подубрусник, да волосник, да покрывало положить, да поставить чарку золотую или серебряную, а в чарку меду налить чуть-чуть да с хмельком, да две маковки, да гребешок положить у кики на блюде, а в стороне у места поставить две скамейки маленькие; на одной скамейке сидеть тысяцкому, на другой – свахе. Да у места стоять двум людям, держать поднос с караваем да с сыром, атласом накрыв или бархатом золоченым; а рукоятки подносов и шлейки обшить камкой или атласом. Третьему же человеку держать свечу в кошельке, кошелек атласный или золоченого бархату, а и шлейку его обшить атласом же. Двум же другим держать фонарь. И все те люди – в кафтанах и в терликах в бархатных и в камчатых, и в золотных атласных да в шапках из черной лисы. И как только новобрачный прибудет с поездом, каравайники и свечники с фонарем подойдут также и если, даст Бог, новобрачный сядет на место, то, посидев немного, сваха встанет да благословится у отца и у матери – новобрачному князю и княгине волосы чесать, да возьмет соболей, которых держали, и обнесет соболями теми вокруг голов новобрачного князя и новобрачной княгини трижды. А дружку благословляют тем временем пироги и сыр резать и подносить всем сыр и каравай: отцу и матери, новобрачному князю и княгине, всем поезжанам и посаженым, – всем, кто будет в избе. Да послать с караваем и с сыром к отцу и к матери новобрачного князя, а если из посаженых кто будет у новобрачного князя дома, и к ним посылать также с сыром и караваем. И если, Бог даст, на новобрачную княгиню наложат кику и накроют покрывалом, то встанет сваха, благословится у отца и у матери осыпать новобрачного князя и новобрачную княгиню, а дружка понесет тем временем новобрачному князю и всем поезжанам платки на блюде; да к отцу и к матери новобрачного от новобрачной княгини послать человека с платками же, и если, Бог даст, новобрачный князь и княгиня встанут с места и вступят в сени, в то время расстилают камки и тафты, по которым идти новобрачному князю к аргамаку, а новобрачной княгине до саней. Новобрачной княгине следует ехать к венчанью в санях, а сани обить атласом или тафтою, а в сани положить подушку бархатную или перину золоченого атласу, да в сани постлать ковер и перину сукна красного; а у саней держат сорок соболей, и когда новобрачная княгиня пойдет к венчанью, тех соболей положить на месте ее в санях. А когда новобрачный князь у церкви сойдет с аргамака, новобрачная княгиня вййдет из саней, стелют камки и тафты до церковных дверей им под ноги также. И во время венчанья разостлать под ноги новобрачного князя и княгини камку или золоченого атласу да положить им под ноги двух соболей. И как только после венчанья пойдет новобрачный князь к аргамаку, а новобрачная княгиня в сани, то расстилать перед ними все в том же порядке. Когда сойдет новобрачный князь с аргамака, а новобрачная княгиня выйдет из саней и пойдет на место свое за столом, тогда под новобрачного князя и под новобрачную княгиню расстилать точно так же; когда же встанут из-за стола и пойдут из горницы, расстилать перед новобрачным князем и перед княгинею так же. А как приедет новобрачный князь к себе на подворье и сойдет с аргамака, а новобрачная княгиня выйдет из саней, расстилать перед новобрачным князем и перед княгиней до сеней все так же. Другой порядок свадьбы. Когда приедет князь молодой во двор за посад, княгиня бы на месте сидела, а сваха бы сидела подле нее, и отец и мать, и бояре и боярыни сидели наготове. А князя бы молодого бояре приглашенные встретили во дворе, а как князь молодой войдет в горницу, в ту бы пору отец и мать, и сваха, и боярыни встали, а княгиня сидела бы на месте и не вставала, да прикрылась бы она камкою. И князь молодой сядет подле нее, а отец и мать, и тысяцкий, и бояре сядут по своим местам и немножко посидят; и дружка, придя, благословится у отца и у матери, да и сваха бы встала тоже, хотя в те поры свахе не говорить ничего, из-за стола не выходить же, а кланяться с иконой на все четыре стороны, как и дружке. Потом снимет дружка покрывало с блюда, и завесят покрывалом княгиню от князя молодого; а закрыв, шапку с княгини снять и через занавеску расчесывать свахе у князя молодого волосы гребнем, а потом и княгине молодой волосы расчесать трижды. И пока начнет сваха князю и княгине волосы зачесывать, в те поры бы дружка сыр ломал да караваи резал. И когда расчешут волосы, молодой княгине расплести косу и заплетать ей косы, а наряжать молодую княгиню и, нарядив, обернуть покрывалом (а на покрывале нашит крест), и, закутав, и дружке и свахе кланяться образам, благословиться у отца и у матери, и осыпать молодых, а после осыпания платки давать; и уж после того священник обручает князя и княгиню. В сенях же поставить поставец и питье, а слуги бояр в сенях сидят, и потчевать их питием. Когда происходит сговор, жених в нарядной одежде приедет со своими родственниками к тестю во двор, а с ним должен быть отец или старший брат, и этот первым входит – один, а все остальные – после. Встреча же происходит у коня или на крыльце или в сенях, и встречает тесть, а затем садятся по чинам за стол: кто приехал с женихом – на лавке, а все здешние – на скамье. И когда тесть поднесет лучшие вина в кубках, станет говорить тот, кто приехал с женихом, отец или старший брат, тестя назвав по обычаю полным, именем: «Время нам начать говорить дело, зачем съехались». И тесть велит священнику «Достойно» говорить, и тот вспоминает праотцев Авраама и Сарру, Иоакима и Анну, и царя Константина и Елену. После благословения крестом станут и говорить и писать договорные записи и рядную грамоту, уславливаясь, и сколько за договор и чего приданого, а как подпишут и закончат записи, скажет священник: «О тебе радуется…». И, закрепив всё подписью, все берут по чаше меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются. Тогда же и подносят дары: тесть зятя одаривает первым благословением – образом, кубком или ковшом, бархатом, камкой, сороком соболей. Подносит дары тот, кому поручил это тесть, а потом целуются и чаши пьют, и поздравляют: сначала – жениха, а потом и тестя. Затем пройдут в другие хоромы – к теще и к ее боярыням, и теща спрашивает отца женихова о здоровье и целуется через платок и с ним и с женихом, да и со всеми так же: и боярыни тоже. А невесты тут не должно быть; у простых же людей в обычае – и невеста тут; стоят они подле матерей, но не целуются и быстро удаляются. Пируют все с удовольствием, но большого стола – не бывает. Назавтра же или немного позже, как сговорятся, приезжает к теще мать жениха и смотрит невесту, тут и ее одаривают камкою и соболями, а она даст невесте перстень да назавтра пришлет с боярыней крест или панагию да фруктов; такую боярыню одаривают обычным платком и волосником. Как только назначат день свадьбы, накануне гостей распишут, и пошлет жених к тестю список всех, кто будет – посаженые отец и мать, и кто приглашенные бояре и боярыни, кто тысяцкий и поезжане, и дружка, и сваха. Да и тесть пошлет к жениху сказать, что приглашенные бояре и боярыни, и дружка, и сваха; с обеих сторон тут съезжаются, перебирают наряды, лошадей, а невесту положат за занавеской на кровати. И как наступит назначенный день, съедутся со стороны жениха и невесты все, кто назначен к столу. Столы же дают отдельно, боярыни – себе; а жених с невестой не едят. У жениха говорят каноны и у невесты также. А как настанет время, пошлют старшего слугу от тестя к жениху сказать, что дружка и сваха едут с постелью: «Велите показать сенцы и куда заезжать» – обычно в подклеть. Ему укажут, и он, осмотрев место, куда приезжать, то перескажет. Дружка поедет весь в золоте, и перед ним человек пять или шесть на конях в золоте, да у коня около него пеших людей с десяток в нарядном платье. А за дружкой повезут постель в санях с передком, а летом – изголовьем к облучку, накрытое одеялом. А в санях две лошади сивые, а около саней боярские слуги в нарядном платье, на облучке же станет постельничий старший в золоте, держит святой образ. А за постелью следом поедет сваха в наряде, а наряд бы был: желтый летник, красная шубка, а еще в платке и в бобровом оплечье. А будет дело зимой – так в меховой шапке; и в санях с передком же сядет она одна. А как только приедут во двор, и конные слуги с лошадей сойдут наземь и пойдут поперед дружки во двор по двое в золоте; дружка же въедет во двор на лошади, но, не доехав до лестницы, с лошади сойдет и дождется саней с постелью. Как с постелью подъедут к лестнице, встретит постель женихов дружка и слугам жениха повелит ее взять, и те, толпою к саням подступя, приезжих слуг оттеснят и вынут всё из саней на ковре и понесут на головах. А здешние боярыни встретят сваху у самых саней в летниках да в шубках, и с ними сваха пойдет за постелью, сразу же вслед за святым образом. На нижнем крыльце встречает ее женихова сваха, а за нею боярыни здешние тоже в шубках. И пойдут оба дружки впереди постели, а свахи обе вслед за постелью; как в сенцы войдут, священник окропит по углам святою водой и то место, где быть постели. Да приготовят три по девять снопов ржаных, поставят стоймя, а на них ковер и постель, и сверху накроют одеялом. В головах же поставят образ, а по четырем углам на прутьях по паре соболей да по калачику крупичатому, да поставец, а на нем двенадцать кружек с разным питьем, с медом и с квасом, да ковш один, да чарку одну же, чтобы была она гладкая и без выступов, или братину круглую без носка. Да тут же накрыть и стол, застелив фатою, там, где быть в головах свечам и караваям, да маленький столик повыше него, на два блюда под крест, что будет на женихе, да под монисто, что будет на невесте, да две миски, одна для колпака или шапки, а другая для кики. А в ногах постели накрыть стол, на котором платью лежать да в одном углу закрыть занавеской, а за ней пуховик на ковре да изголовье, большой кумган кипяченой воды, два таза, большая лохань да две простыни. Тут же приготовить и два халата, мужской и женский, рукомойник, лохань, полотенце, две шубы нагольные. И все то так приготовя, дружки и свахи сначала всех отошлют, затем и сами выйдут, а сенцы запрут и запечатают оба дружки двери своими печатями. И оставят тут перед сенцами постельничих двух из старших слуг в золоченом платье, а сами дружки и свахи уйдут; и пребывать им, постельничим, без еды и питья. И дружка и сваха невесты поедут к тестю во двор, а провожают их – дружка дружку до коня, а сваха сваху до нижнего крыльца, здешние же боярыни – до саней. А в комнаты приезжие дружка и сваха не входят, приглашенные бояре и боярыни не встречают их, не провожают. А в то время, когда готовят постель, людей, что приедут с постелью и с дружкой и со свахою, потчуют во дворе, накрыв им столы и поставив скамейки. А как дружка и сваха, проводив постель, к жениху вернутся, у жениха в комнатах накрыт уже стол большой, и посуда, и хлеб, и калачи одни и те же для всех, вплоть до самого последнего гостя. И сядет отец на конце стола, а тысяцкий в углу, на почетном месте жених и рядом с ним мать, а за нею званые боярыни: на всех летники желтые и шубки красные, в платках с бобровыми оплечьями, а зимой – в меховых шапках. Напротив боярынь на скамье бояре званые, а за боковым столом и на лавке и на скамье поезжане в золоте; свечник – подпоясан, ферези спущены, кафтан золоченый или цветастый, шапка горлатная, через плечо бархатный или камчатый кошелек или кушак, которым свечу держать, а сама свеча – пуд с четвертью; два каравайника, также ферези спущены через плечо, по два кушака, каравай обложен бархатом или камкой на подносах, подносы обшиты бархатом или камкою, накрыты караваи наволочкой или златотканым кушаком. Тут же поставец полный, а другой в сенях. А лошадей держать готовыми в упряжи, цепи гремучие под золочеными покрывалами. И лишь только, приготовясь, дружку пришлют и он, поклонившись на четыре стороны, подойдет к свекру, тот посылает с дружкой поклон от себя свату, да и тысяцкий (имярек), и бояре, и весь поезд, и дружка уедут. А перед ним бы также человек пять или шесть на конях верхом и в золоте, да и рядом с конем пеших людей в нарядных одеждах не мало. А приедет дружка на двор, так люди его с лошадей сойдут за воротами и идут во двор перед ним пеши. И здесь также приготовят большой стол и также у задней стены, скатерть, посуда; тесть на конце стола, а теща на лавке, а за нею званые боярыни, а напротив них на скамье званые бояре. Да наладить место посреди избы напротив дверей, разложить две подушки нарядные, для новобрачного и новобрачной, да стол, и на столе две скатерти, посуда, калач, пироги, на столе же на блюде каравай, а на другом сыр; у другого конца места тысяцкого, а рядом с невестой места для двух свах, напротив новобрачного и новобрачной на скамье двое или четверо из поезжан, а против свах дружки, а в самом конце за мисками место попу. А около места и за местом здешние боярыни: одна держит на блюде кику, другая – покрывало на блюде, третья – также на блюде – волосник, подубрусник и прочее, четвертая то, чем осыпать новобрачных, на блюде: три девять хмелю, лоскутков собольих три девять, лоскутков разного цвета камки и тафты три девять, монеток серебряных да золоченых маленьких горсть. А остальным поезжанам стол боковой, но и он заполнен: свечник опоясан, ферези спущены, шапка горлатная или рысья, кошелек для свечей бархатный или камчатый, а свеча – пуд без четверти; да два каравайника, так же опоясаны, ферези спущены, по два кушака через плечо, а сам каравай лежит на камке или тафте и накрыт наволочкой или золоченым кушаком. Да и в сенях накрыто, а на дворе столы без скатертей заставлены штофами с вином, и скамейки, на которых пиво пополам с медом. И как приедет женихов дружка, встречают его у ворот слуги и посреди двора, и у лестницы, а на крыльце дружку встретит другой дружка. Когда войдет он в избу и поклонится всем на четыре стороны скажет тестю: «А государь (имярек) велел челом ударить», поминает имя свекра и челом бьет. Потом же от бояр – тестю и боярам, потом теще от свекрови и от боярынь, и боярыням от свекрови и от боярынь, по именам называя, потом – «тысяцкий (имярек) и весь поезд велели челом бить тестю и боярам». А потом говорит: «Тысяцкий (имярек) велел передать: «Жених (имярек) готов ехать к месту». И тесть отвечает: «Как настанет время, мы дружку пошлем, и он поедет». Когда приедет дружка к новобрачному, отпустят они сваху в санях с передком в наряде желтом; когда сваха приедет, встречают ее у саней боярыни здешние, а на крыльце сваха, когда же в избу войдет, боярыни из-за стола встают и с ней целуются, и идут с нею все туда, где готовится за занавеской невеста. А на невесте бы был венец, летник желтый, шубка красная. И сваха с нею целуется и говорит: «Время, государыня, тебе идти к свадебному месту». Тут и мать ее благословит и возложит на нее монисто или панагию и поцелует, а она станет плакать. И в это время поют песни. А как время настанет идти к месту, первой пойдет мать, а за ней новобрачная, с правой стороны поведет ее сваха старшая, приезжая, а с левой другая, своя, а за ними боярыни, и, войдя, кланяются невеста со свахами на все четыре стороны. А тесть и теща и боярыни сядут за стол на свои места, и священник говорит «Достойно» и благословляет крестом одну невесту и кропит святою водою свадебное место. А дружка тем временем отцу и матери ее говорит: «Имярек, благослови дочь свою на свадебное место». А отец и мать отвечают: «Бог благословит!» И тогда возжигают свечи перед образом, а священник готовит к обручению две свечи, вместе свитые, и как будет готов, посылают за женихом дружку, а тот приезжает во двор так же, как приезжал и с постелью, а тут его уже встречают. Как только войдет дружка и поклонится на четыре стороны и бьет челом от тестя к свекру и боярам от бояр, и свекрови от тещи, и боярыням от боярынь, и тысяцкому, тут и говорит тысяцкому: «Имярек велел передать (именем назвав тестя) – время жениху ехать к доброму своему делу», – и так сказав, к себе возвращается. Лишь только уедет дружка, и тысяцкий с поезжанами, поднявшись, кланяться станут, и тысяцкий говорит отцу (имярек) и матери (имярек): «Хотели вы сына своего сочетать законным браком, так вам бы благословить его ехать к месту». И отец и мать выйдут с сыном своим из-за стола и поклонятся на все четыре стороны образам и скажут сыну своему: «Бог тебя благословит и помилует и даст тебе жену законную во здравии и в благоденствии» – и благословит его отец крестом и мощами на шнурке, и возложит на него собственноручно, а мать наденет перстень на палец. И пойдут из комнат, первым – дружка, поезжане по двое в ряд, которые помоложе – те впереди, а которые познатней – те после всех. После всех выходит новобрачный, а справа от него тысяцкий. И садятся на лошадей – сначала поезжане, и, пока новобрачный на аргамака сядет, они тем временем по двору на аргамаках и на конях носятся; и выезжают все со двора также по двое, в ряд, а за воротами перед ними поедут их слуги, все в золоте. И было бы у них у всех у стремени по слуге, затем свечники и каравайники, потом священник с крестом, а чуть-чуть поотстав, перед поезжанами – дружка, а рядом с ним слуги, потом поезжане по двое, а за ними слуги – кто с покрывалами и с попонами, кто просто так, – кто из поезжан скольких с собою возьмет, каждый слуга около своего. А перед новобрачным и перед тысяцким двое конюших идут в золоте с батожками, а за ними идут с конскими попонами. А возле новобрачного тысяцкого слуги идут в нарядной одежде; и как на двор приедут, тем же порядком и наверх пойдут. Тут благословляет священник крестом, а встречает их от тестя один дружка, идет он перед новобрачным и перед тысяцким, а тесть и званые бояре их не встречают, но, в комнаты войдя, станут по обе стороны. А тысяцкий с новобрачным, войдя, станет кланяться лицом на четыре стороны, а дружка новобрачного снимет тем временем мальчика, что сидит с невестой на месте новобрачного, и говорит скороговоркой: «Аргамак тебе в Орде, а золотые на Угре». Священник благословит одного новобрачного на свадебное место, и тысяцкий сядет и поезжане по своим местам, а священники, местный и приезжий, повелят возжигать свечи у свадебного места. И поставят свечника от новобрачного против новобрачного, а свечника от невесты напротив нее, а каравайники вместе составят свои подносы, и тут начнут обручать, и после обрученья жених невесту целует. И потом свахи, встав обе и не сходя с мест, кланяются на четыре стороны и говорят тестю и теще: «Имярек, благословите детям своим, новобрачному и новобрачной, голову расчесать», и потом их закроют, а сваха головы расчесывает и косу расплетает и кику накладывает. А в это время старший дружка режет караваи и сыры с четырех сторон по ломтям, кладет на одно блюдо да ломти разрежет и сыры поломает, разложит по блюдам. И на первое блюдо, где горбушки, положит платок, поднесет новобрачному (имярек) и молвит: «Новобрачная (имярек) челом бьет – караваем и сыром и платком». Но тот возьмет лишь один платок и положит его себе, как и тысяцкому и поезжанам согласно росписи, а платки по договорным грамотам, и всякому на блюде – краюха каравая да сыра кусок да платок. Тут и тестю и теще и приглашенным боярам и боярыням – каждому – блюдо. Посылают со скороходами к свекру и к свекрови и к приглашенным боярам и боярыням также на блюдах всем по куску каравая и сыра да по платку; и какие свойственники ни есть у новобрачного и у новобрачной, хотя они и отсутствуют, но караваи и сыр и платки им посылают. Когда же тысяцкий и поезжане караваи примут, поднимется тесть и поднесет вино тысяцкому и поезжанам, а прочим званым боярам велит подносить, да и слуг боярских потчуют тут, в комнатах и в сенях, на крыльце, на дворе и дарят платки, кому только тесть укажет. А как новобрачную накроют и понесут в другие комнаты венец на блюде, в то время старшая сваха молодых осыпает, а тысяцкий встанет и новобрачного поднимет, священник начнет говорить: «Все упование мое…» – а дружка просит благословения у тестя и у тещи: «Благословите детей своих идти к венчанью», и новобрачный, поклонившись тестю и теще по обычаю, возьмет невесту свою сам за руку и пойдет с нею, а поезжане перед ними в прежнем порядке. В том же порядке поезжане садятся на лошадей, сначала новобрачный на аргамака, а новобрачная сядет одна к облучку в сани, а обе свахи напротив нее, здешних же боярынь к венчанию не берут. А когда венчаются, под ноги следует бросить пару соболей, отдельно – под новобрачного соболя, а под новобрачную другого. Чаша же при этом была бы без ручек, которую, выпив, затем разбить, вниз не швыряя, а просто выпустить из рук и осколки разбить ногою. И после венчания ехать к тестю на то же место. И тут у коня и на крыльце встречают бояре приглашенные, и сам тесть в сенях встретит, и целуется тесть с новобрачным. А новобрачный от венчанья идет и держит невесту свою за руку, и поддерживает его тысяцкий, а ее – свахи. И как входят в сени, тут осыпает их теща, а как войдут в комнаты и, поклонясь, сядут по своим местам, тесть поднесет новобрачному вино, лучшие вина понесут, но тот отпробует сначала только горбушку и сыр. Прежде всего понесут по столам лебедя, поставят перед новобрачным, и тот, приняв, руку наложит да велит разрезать. И ставят на стол лебедя и посылают тестю и теще и приглашенным боярам и боярыням, по блюду раскладывая за косточку, да по кубку романеи, и подают птицу. После третьего блюда встанет новобрачный, а с ним тысяцкий да один дружка, и станет звать, но говорить будет тестю дружка: «Имярек, новобрачный челом бьет, чтобы пожаловал завтра к нему пировать» – тещу приглашает также, званых бояр и боярынь по именам всех. А в то время, как дружка говорит, новобрачный кланяется в шапке нагольной. После приглашений дружка снимет скатерть верхнюю, блюдо возьмет, на котором горбушки и сыр, и, завернув, отдаст слугам своим и велит снести в сенцы. А поезжане выйдут из комнат и станут садиться на лошадей; тесть же, взяв дочь свою и подойдя к дверям, назовет почтительно по имени зятя своего: «Судьбами божьими дочь моя приняла венец с тобою (имярек) и тебе бы жаловать ее и любить в законном браке, как жили отцы и отцы отцов наших». Тот поцелует тестя в плечо и пойдет с новобрачной, и сядут на лошадей в прежнем порядке, а новобрачная в санях со свахами, и поедут к себе, как прежде. А как вернутся во двор, сразу в сенцы идут, а проще сказать, в подклеть, и тут их осыпает свекровь; идти же им надо по постланному. Как только войдут, новобрачному и новобрачной следует сесть на постели, и тысяцкий, тоже войдя, с новобрачной покрывало снимет и молвит обоим: «Дай Господи вам в добром здоровье опочивать», а свечи и каравай поставят на нужных местах, колпак и кику положат на место. А в это время станут служить вечерню, новобрачный снимает наряд, с новобрачной же всё снимают за занавеской. Тысяцкий со всеми поезжанами пойдет к свекру в комнаты, а в сенцах с новобрачными останутся двое дружек да две свахи, да постельничий; и каким ближним людям боярским и боярыням повелят, те и снимают с них платье. Новобрачный же на зипунок наденет шубу нагольную, а новобрачная в телогрее, да оба в шапках горлатных; потом они дружек и свах отпустят, оставив только тех, кто разует – а потом исполняет дело. А тысяцкий и поезжане и дружка и старшая сваха войдут в комнаты к свекру и скажут тут: «Бог сподобил: дети ваши после венчанья легли почивать поздорову, и вот услаждаются». А другие дружка и сваха поедут к тестю и скажут, что молодые доехали и легли почивать поздорову. А два постельничих у дверей сидят неотступно, и как настанет новобрачному время, полежав и познав, он кликнет постельничего и велит позвать ближнюю боярыню, а сам, зайдя за занавеску и омывшись водой, набросит на себя халат да шубу нагольную. А затем пойдет новобрачная с боярыней или с двумя, и там обмоют ее, и обе сорочки замочат в тазах. И новобрачная также набросит на себя халат и шубу нагольную да велит позвать к себе дружку, а сам новобрачный сядет на большой постели, новобрачная же за занавеской на пуховике. Когда же дружка придет, пошлют его к отцу и матери сказать, что, дал Бог, все в порядке. И те пошлют сваху, а потом придет и тысяцкий или кто-то из ближних родственников к новобрачному, а к новобрачной придет свекровь ил боярыни и родственницы и поднесут на руках кушанье, студень крошеный из птицы со сливами и с лимонами и с огурцами. Новобрачного кормит тысяцкий, а новобрачную за занавеской свекровь с боярынями. А дружку тем временем пошлют к теще и тестю, и тот, приехав, говорит, назвав полным именем: «Велел вам сказать новобрачный (имярек): божиим милосердием и вашим родительским пожалованием и сохранением мы, дал Бог, справились, и на том на вашем пожалованье челом бью!» И тут поцелуется с дружкою гесть, подарит чарочку или ковшик, а теще платок. И с этой поры на обоих дворах наступает веселье и праздник. А вот когда обручать и венчать, и вечерню в сенцах служить, да и назавтра, как выйдет новобрачная из бани, молитву и заутреню, и молебен, и часы говорить, – то все священнодейство по уставу и по желанию все нужно выполнить. Когда свекровь и дружка и сваха из сенцов выйдут, жених с невестой что хотят, то и делают. А у сенцев и под крыльцом привязывают жеребцов и кобылиц, и жеребцы в ту пору, глядя на кобыл, ржут. А потом поезжане и званые бояре и боярыни, и дружки, и свахи с обеих сторон разъезжаются по своим домам, а родственники по согласию тут и ночуют, а свечи всю ночь горят. К утру же велят затопить бани. Назавтра же дружки и свахи съедутся на обе половины, и от тестя пошлет младший дружка к старшему дружке слуг с банною утварью да и с простою, а из утвари медный котел с крышкою, два таза, два обычных ковша на полки, два простых для воды. И накажет: как проснется новобрачный, чтобы ему сказал, дружка дружке. Настала пора новобрачному встать, призовет он постельничего и велит дружке быть у него, а банщиков велит послать в баню. Как будет готово все, и дружка придет, молодой, надев башмаки да набросив на себя нагольную шубу и шапку пуховую, пойдет, закрывшись рукавом. Новобрачная же лежит в постели, накрывшись одеялом, но тут же войдет к ней сваха да здешние боярыни и станут ее поднимать. А в это время сурна заговорит и трубы заиграют, и бубны загремят; тогда, новобрачную подняв, набросят на нее белый летник, шубку золоченую обычную, шапку горлатную, и пойдет она, фатами укрывшись, в комнаты. А ей приготовят за занавеской постельку, и ляжет она. А дружка пошлет к тестю во двор и велит сказать дружке же, что новобрачный пошел в баню, а новобрачная ушла. Тут и другая сваха к новобрачной поедет, а тесть дружку отпустит к новобрачному с банными дарами, и дружка в золоте поедет тем же порядком, а следом за ним в санях под полстью банные дары в коробах. Приехав к бане, дружка разбирает и слугам дает держать на руках сорочку, порты, пояс с кошельком (а в кошельке золотые), подпояску, нижнее белье и четыги, башмаки, зипун, шубу нагольную, шапку кожаную. А прежде всего подадут в баню халат и башмаки. И съезжаются к бане поезжане, тысяцкий с товарищами, и приготовлены тут поставцы с питьем, кто пожелает – пьет, и слугам подают, и бубны бьют, а банщиков одаривают платками. Из бани же новобрачный в сенцы идет и тут отдохнет немного. А новобрачную в баню не водят, моют ее тут и, как настанет время, наложат на нее кику и наряд, да идут свахи с нею в сенцы, а новобрачный тем временем выйдет со всеми своими к себе в комнаты, и нарядятся они в золото. И по правилу обручения посадят новобрачную на постель, и свахи накроют ее покрывалом, а новобрачный со всеми поезжанами в полном наряде придет в сенцы и сядет подле невесты, а тысяцкий и поезжане рассядутся по чину. И входит тут свекор с боярами приглашенными и сына своего целует и здоровья желает ему в женитьбе, да невестку свою откроет и здоровья желает в замужестве, и все поздравляют. Тут же сыну своему да снохе своей по случаю вскрытия даст благословение, образа или кресты, или панагии, села вотчинные. И приносят тут петуха и кашу, и князь молодой откушает. И пойдут новобрачный с отцом и с поезжанами в комнаты, а новобрачная со свахами в другие комнаты к свекрови, уже не покрытая, и свекровь и боярыни тут целуют и поздравляют и благословляют крестами или панагиями и перстнями, а в то время готовят напитки и соки. И как время настанет, сойдутся все в большой комнате, а на столе уже приготовлены фрукты – на скатерти без посуды и хлеба. И платье золоченое сложат, если летом – сложат охабни, а зимою – шубы нагольные, и боярыни – летники белые да шубки красные, в спусках сидят, а зимою в каптурах. И сядут свекор со свекровью в конце стола, а новобрачных посадят на почетное место, там же и свахи да приглашенные боярыни, а на скамье тысяцкий да званые бояре, а поезжане за боковым столом. Да понесут напитки, а от тестя приедет дружка с дарами и подносит их на блюдах, свекру сорочку да порты, да приговорит, назвав по имени: «Новобрачная (имярек) челом бьет», – и тот примет, а новобрачная поклонится, и в то время все стоят. А свекрови – камка, а боярыням – по тафте, служка также подносит на блюдах и говорит, а новобрачная кланяется. На обычных же свадьбах свекрови тафта или дороги, а боярыням приглашенным по сорочке да по платку, да по волоснику, а тысяцкому и приглашенным всем боярам по сорочке да по портам, а поезжанам ничего не дается. А как откушают фруктов, принесут дары, и сына благословляет отец с матерью образами и платьем златотканым, и шубою, и сосудами, подводят и лошадей в нарядах, и жалует его людьми и вотчинами, а мать это все благословляет. А потом и сноху одаривают украшениями и платьем и посудой. И тысяцкий и званые бояре новобрачного и новобрачную одарят, кто чем пожелает. А вернутся в свои комнаты и велят приготовить лошадей и, как время настанет, нарядятся в золоченое платье и отправятся во двор к тестю в том же порядке, что и на свадьбу ехали: священник впереди с крестом, да поезжане, да тысяцкий с новобрачным; как въедут во двор, у тестя бубны и трубы заиграют, тут и у тестя начинается встреча: слуги на дворе и у коня, и на крыльце. И встречают свойственники, а тесть встретит в сенях и целуется с новобрачным и с тысяцким и с поезжанами, а у тестя в комнатах за столом на почетном месте теща уже и приглашенные боярыни. А на столе скатерть без посуды и фрукты. И встретит тесть с приглашенными, войдет в комнаты первым, и станут все по своим местам, и тут новобрачный войдет с тысяцким, перед ними один дружка, их, да другой, здешний, а поезжане идут за новобрачным. А теща чуть выйдет из-за стола и спрашивает зятя о здоровье и целуется с ним через платок, и боярыни приглашенные, подходя к новобрачному, все целуются через платок. И с тысяцким и с поезжанами также целуются – теща через платок, а боярыни некоторые и без платка. И садятся боярыни на лавку по чину, возле тещи сядет зять, а в самом углу тысяцкий, в конце стола тесть, на скамье приглашенные бояре, а поезжане за боковым столом, как и прежде. За фруктами тесть подаст вина и принесут напитки, и едят фрукты, а как уберут фрукты, все переоденутся, и тогда внесут завтрак – полный стол. А боярыни в том же платье и – сидят: летники белые да шубки красные в спусках. И как перестанут подавать, новобрачный поднимется из-за стола, а с ним и тысяцкий, и дружка станет звать тестя и тещу и посаженых бояр и боярынь, называя по имени: «Новобрачный челом бьет, чтобы пожаловал ты сегодня – у новобрачного за столом быть и пировать», да, выйдя в сени, снова наденут золоченое платье и поедут к себе тем же порядком. Приехав к себе, немного отдохнут, а в то время готовят стол. И как время настанет, новобрачную нарядят в главный наряд и пошлют дружку, чтобы позвал тестя и тещу и приглашенных бояр и боярынь к столу. И тесть поедет в золоченом наряде и с ним приглашенные бояре также з золоте, по двое в ряд, а с ними и слуги возле коней пеши. И теща поедет в санях точно так же, и боярыни – в золоченых летниках и в спусках, в каждых санях по одной. И подъедут к свекру во двор – бояре к лестнице, а боярыни – к другой, и тут встречают бояр бояре, а боярынь боярыни, на крыльце или в сенях, по знатности. А где будет стол, тут на столе и фрукты. Раньше придут боярыни, и сядет на главное место теща, за нею новобрачная да свахи, затем и боярыни приезжие, и только за ними – здешние, а ниже всех сядет свекровь. Тесть же сядет на конце стола, подле него свекор, а на скамье приглашенные бояре приезжие, а под ними здешние бояре званые. Новобрачный же присядет возле отца, а тысяцкий и поезжане за боковым столом. И как разместятся, выходит свекор и приезжие бояре, и кланяются свекрови и здешним боярыням и спрашивают их о здоровье, и целуются, а затем переменят платье, выйдя в сени. А как сядут они за стол, подносят им вина и фрукты и напитки, но потом фрукты уберут, разнесут еду. А новобрачный, поднявшись, потчует отца и тестя, и теще подносит в кубках питье, вина и лучшие меды. И как кончат к столу подавать, тесть встанет, а второй дружка начнет говорить свекру, назвав его полным именем: «Бьет тебе челом, чтобы пожаловал ты завтра у него за столом быть и пировать». И новобрачного, и званых бояр, и свекровь, и боярынь по именам дружка называет, а тесть кланяется, и новобрачный тестя и приезжих бояр потчует. И как наступит время, принесут дары: кубок двойной или с крышкой, бархат или камка, и, налив в сосуды меду, станет говорить свекор тестю: «Дай, Господи, хорошо нам жить с детьми своими», назовет сына и сноху по именам – «с детками своими много лет!» А дружка старший в то время начнет говорить, назвав тестя по имени: «Челом бьет зять твой (имярек)!» – кубком, двойным, золоченым, бархатом такого же цвета да сороком соболей, и теще дары также объявляет дружка: братина или стопка, камка, сорок соболей, называя по имени: «Зять челом бьет, дары велит принять». А боярыни пойдут с новобрачной к себе в комнаты и в то время, как ехать, нарядятся. И тесть, и теща, и приезжие бояре поедут к себе тем же порядком, а провожают их до лошадей, а боярынь боярыни до саней – и услаждаются по своим дворам, на обеих половинах наступает веселье. Дружки же и свахи дожидаются, как пройдут новобрачный и новобрачная в сенцы, и, положив их, разъезжаются по домам. А назавтра готовят баню, и дружка от тестя приезжает с банными дарами, поменее прошлых: сорочка, порты, пояс, полотенце, – и что-нибудь еще пришлет. А как из бани станет выходить, то тысяцкий и поезжане приедут, и, одевшись в сенцах, пойдет новобрачный со всеми поезжанами в комнаты отцу и матери челом ударить, а у тех приготовлены фрукты в том же виде. А за столом мать, новобрачная и свахи, и званые боярыни, и бояре на скамье, все садятся по чину, едят фрукты и пьют напитки. А в то время приедет дружка от тестя и зовет отца и мать, новобрачного с новобрачною, приглашенных бояр и боярынь, и его, попотчевав, отпускают, а сами, переодевшись, завтракают. А у тестя приготовят столы по чину и фрукты, и, как время наступит, пошлют дружку звать к столу, и тогда отец поедет по правую руку от сына, а тысяцкий по левую, поезжане же перед ними по-прежнему в наряде, да и приглашенные бояре за ними также нарядно. А мать в санях в наряде, а напротив нее новобрачная, а боярыни приглашенные и свахи в санях по одной. А свахи садятся напротив приглашенных боярынь, которые едут первыми. И приехав, входят в комнаты, и встреча бывает им всем по чину: тесть встречает свата и зятя, а теща встречает сватью и дочь. И входят все в комнату с фруктами на столах, и целуются приезжие бояре со здешними боярынями, и понесут вина и напитки, и едят фрукты. И как время наступит, боярыни пойдут в свои комнаты, и тут-то после сладкого начнут разбираться в приданом и рядные подписывают. А возникнет в чем Тэги: быт, бытие., домострой, древняя, европы., история, история., культура, обряд, она., россии, россия, русская, русь, свадебный, свадьба, семья, семья., традиции, чин Династии России. РЮРИКОВИЧИ.2014-04-30 02:58:54... воины... то окружили русь. Русские же, посовещавшись ... , при них Русь приобрела четкие признаки ... + развернуть текст сохранённая копия Рюрик... До сих пор никто толком не знает - реальный это персонаж или мифический? Но если бы автор «Повести временных лет» в XII веке не познакомил нас с этим именем, его следовало бы придумать, ведь иначе очень многим историкам, специализирующимся на Древней Руси, просто не о чем было спорить. Сегодня «несть числа» книгам, посвященным версиям и гипотезам о происхождении Рюрика. Был? Не был? Давайте все же поверим русским летописным преданиям и признаем: Рюрик - это реальный исторический персонаж. Иначе вообще получается абракадабра - Рюриковичи есть, а Рюрика нет. Трехвековой спор Те, кто признает Рюрика реальной исторической личностью, все равно спорят уже три века, на этот раз о его корнях. С одной стороны - норманисты, уверенные, что племена с названием «русь», о которых пишет летописец Нестор, а, соответственно, и сам Рюрик ведут свою родословную из Скандинавских земель. Рюрик, по их представлениям, - не кто иной, как конунг (король) Рёрик из ютландского Хедебю (нынешняя Дания). Норманистам оппонируют сторонники славянской версии. Согласно их убеждениям, Рюрик - яркий представитель княжеского рода ободритов, объединявшего в Средние века несколько славянских племен. А имя это - родовое прозвище, принятое у славян и обозначающее сокола - рарога. Впрочем, еще раз уточним: даже антинорманисты (вернее, часть их) считают Рюрика личностью однозначно мифической. На эту тему сломано немало копий: Ломоносов спорил с Миллером, Костомаров с Погодиным, Соловьев с Карамзиным... Спорят и современные историки. «ТЕ ВАРЯГИ НАЗЫВАЛИСЬ - РУСЬЮ...» Любопытно, однако, почему знаменитый автор «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин однозначно принял норманскую версию, а другое светило русской истории — С. М. Соловьев, хотя и признавал происхождение первых князей и дружин норманскими, в целом оценивал их влияние на Русь как незначительное? Переворошив горы книг, скорее всего, так и не найдешь ответа. Многие ученые, высказываясь о сути спора, непременно упоминают ту или иную государственную идеологию, которая менялась, и порой прямо противоположно, в зависимости от того, кто стоял во главе страны. Не будем углубляться в эти споры, ибо рискуем погрязнуть в деталях. Тем более, что существует третья версия, согласно которой никакого Рюрика вообще не существовало, а основатель династии выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного населения. Автору «Повести временных лет», монаху Нестору, просто «заказали» пропагандистскую историю о варяге Рюрике. Кто водил пером Нестора Да, парадокс заключается в том, что хотя о родословной Рюрика достоверной информации практически нет - одни домыслы, а вот его сына - князя Игоря - практически все историки признают реальной исторической личностью. Правда, здесь споры другого плана: а был ли Игорь на самом деле сыном Рюрика? И какой смысл летописцу было выдумывать эти персонажи? Ответ, удовлетворяющий многих, звучит так: древний летописец преследовал одну цель - связать двух русских князей узами родства, дабы представить династию Рюриковичей как имеющую начало и продолжавшуюся в виде непрерывного древнего рода. Ведь монах Нестор писал свою «Повесть...» в Киеве, спустя 400 лет после тех событий. Князь Игорь (ок. 878-945), первый из Рюриковичей после самого Рюрика, считается и первым правителем Киева, но статус этот он добудет много позже. А пока его отец, почувствовав близкую кончину, передает власть соратнику Олегу, поскольку младенец Игорь еще не может править государством. Олег становится первым регентом в истории Руси. Естественно, когда Игорь подрос, Олегу очень не хотелось выпускать из рук княжескую власть. Даже в договорах с Византией (907 и 911 годов) он по-прежнему именуется «великим князем русским», хотя на тот период истинный великий князь - уже Игорь, довольно взрослый и самостоятельный человек. Лишь внезапная гибель Олега оставляет Игоря один на один с его государством - Киевской Русью. Мать городов русских Согласно летописи, захватив Киев, Олег представил тамошним князьям юного Игоря и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика... Да будет это (Киев) мать городам русским». «И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» (Мудрого). ГІо преданию, в 907 году Олег с войском на 2000 ладьях двинулся на Константинополь (Царьград). Греки преградили путь русским воинам, протянув через залив Золотой Рог массивную золотую цепь. Но князь отдал приказ поставить ладью на колеса. Задул попутный ветер, воины подняли паруса и по суше подошли к стенам византийской столицы. Но греки тоже пошли на хитрость и отправили Олегу, якобы в знак примирения, отравленные яства и вино, от которых тот отказался. В результате с византийцев была взята большая дань и заключен мирный договор. Принял смерть от коня своего «Повесть временных лет» так рассказывает о гибели вещего Олега: «И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: “От чего я умру?” И сказал ему один кудесник: “Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!” Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: “Никогда не сяду на него и не увижу его больше”. И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: “Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?” Тот же ответил: “Умер”. Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: “Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив”. И приказал оседлать себе коня: “Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: “От этого ли черепа смерть мне принять?” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три...» Впрочем, другие летописцы не подтверждают его захоронение на горе Щековица и указывают на иные места. Один из них утверждает, что Олег похоронен у киевских так называемых Жидовских ворот, другой - что в Ладоге, считающейся первой русской столицей, третий - вообще «за морем». По мнению авторитетных историков, Олег оставил о себе память как объединитель северной и южной Руси в одно сильное государство, слава о котором вышла далеко за его пределы. Летописец подводит такой итог его правления: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами». Первый после Рюрика После гибели вещего Олега власть на Руси перешла, как и полагается, к сыну Рюрика - Игорю (ок. 878-945). Увы, судьба этого человека сложилась неудачно - он погиб не на поле брани, а от рук своих подданных, славян. Справедливости ради все же следует сказать, что правление Игоря ознаменовалось несколькими удачными военными кампаниями, в частности, походами на Каспий и в Византию. Но обратимся к первоисточникам. Вот как описывает Нестор поход Игоря 941 года: «Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать... А кого захватили - одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли. Хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и по обоим берегам Суда захватили немало богатств. Когда же пришли с востока воины... то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же (византийский военачальник) встретил их в ладьях с огнем (смесь горючих веществ, разливавшаяся по воде) и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. И придя в землю свою, поведали - каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне... Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них». Игоря сгубила жадность В 944 году князь Игорь со своей дружиной отправился в традиционный поход к древлянам за данью. Те тогда обитали в городе Искоростень (ныне Коростень) близ Киева. Накануне княжеская дружина, как бы сейчас выразились, «надавила» на своего предводителя, убедив того взять с древлян дани вдвое большей обычного. Игорь послушал своих воинов. Но по возвращению в Киев жадность его заела, и он отправился к древлянам вновь, посчитав, что с них можно еще что-то взять. Сопровождала его, правда, не вся дружина, а лишь часть ее. Древляне очень удивились визиту, но не стали отказывать, а попросили Игоря подождать. Сами же во главе со своим князем Малом сели совещаться. Летописец так описывает древлянское вече: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит... И послали к нему, говоря: “Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань”. И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало...» Гнев древлян был страшен. Из других хроник, например, принадлежащих перу византийского историка Льва Диакона, мы узнаем подробности страшной гибели Игоря. Древляне привязали киевского князя за руки к верхушкам двух согнутых деревьев и отпустили их. Несчастного князя разорвало пополам. Эта жестокая расправа, впрочем, не осталась безнаказанной. Через некоторое время супруга Игоря, княгиня Ольга (ок. 890-969), сурово отомстила древлянам. Месть женщины Вскоре после казни Игоря к Ольге явилась делегация от древлян - двадцать «лучших мужей», как сообщает летописец. Они уже осознали, что перегнули палку и пришли с повинной. «Послала нас Деревская земля с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю...” - так сказали послы и предложили Ольге, в знак примирения, в мужья своего князя Мала. Ольга отказалась и решила отомстить: приказала заживо закопать послов. Но на этом не успокоилась. К древлянам отправила весть: “Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди”. В Киев прибыло второе посольство древлян, которых отправили в баню, а баню заперли и подожгли. Но и эта расправа женщину не остановила. Следующее послание Ольги к древлянам гласило: “Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже”. Древляне выполнили и это пожелание. Ольга приехала, и начался большой поминальный пир, который закончился скверно: киевская дружина перебила около пяти тысяч захмелевших древлян. Но и этого ей показалось мало. Вот как описывает дальнейшие события Карамзин: “Не бойтесь мщения: оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего”, - сказала она древлянам. И те предложили ей в дань мед и кожи зверей; но княгиня, будто бы из великодушия, отреклась от сей дани и желала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя! Они с радостию исполнили ее требование и ждали с нетерпением, чтобы войско киевское удалилось. Но вдруг, при наступлении темного вечера, пламя объяло все домы их... Хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с серою ко взятым ею птицам и пустить их на волю: они возвратились с огнем в гнезда свои и произвели общий пожар в городе...» Первая христианка на Руси Несмотря на столь кровавую расправу с послами, Русская православная церковь позже причислила Ольгу к лику святых. Княгиня ныне считается первой русской христианкой и почитается в качестве равноапостольной (крестительницы) и провозвестницы русского православия. Автор летописи «Повесть временных лет» монах Нестор подробно описывает визит Ольги к византийскому императору Константину Багрянородному. Тот долго беседовал с русской княгиней, удивлялся ее красоте, уму и, наконец, вымолвил: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Ольга же, поразмыслив, отвечала: «Я - язычница, если же хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь»... «И крестил ее царь с патриархом, и было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: “Хочу взять тебя в жены”. Она же ответила: “Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь”. И сказал ей царь: “Переклюкала (перехитрила -ред.) ты меня, Ольга”. И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью»... До сих пор исследователи не могут выяснить, откуда княгиня родом и кто была по происхождению - славянка или из варягов, из знатной семьи или простолюдинка? Некоторые летописи «селят» юную девушку и будущую княгиню в древнем русском городе Пскове. Кстати, сам Псков впервые упоминается в древних хрониках исключительно в связи с именем княгини. Известно также, что в 903 году именно князь Олег «привел» Ольгу в Киев и предложил в качестве невесты княжичу Игорю. Некоторые историки предполагают в этой связи, что Ольга приходилась близкой родственницей Олегу, с помощью которой тот окончательно породнился с Рюриковичами. Как князь Владимир выбирал веру Внук Ольги и Игоря, язычник Владимир (ок. 960-1015), пишет летописец, изъявил желание лично познакомиться с представителями всех существовавших в то время мировых религий и пригласил их в Киев. Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» - «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина...» Владимир не пожелал воздерживаться от свинины и вина: «Руси, - сказал он, - есть веселие пить: не можем без того быть». Следом появились католики из Рима. Те передали слова папы: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево». И их Владимир отправил восвояси. Потом пришли хазарские иудеи: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля»... Владимир поинтересовался, где их земля? Ответ его насторожил, ибо иудеи рассказали, что Бог разгневался и «рассеял евреев по различным странам за грехи», а землю иудейскую отдал христианам. «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?..» Больше же всего понравилась князю православная литургия, о которой ему поведали послы. И Владимир остановил свой выбор на православии. «Пюбил Ярослав церковные уставы...» Характеристика, которую дал Ярославу (ок. 978-1054), сыну Владимира, автор «Повести временных лет», такова: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же монахов,, и книги любил, читая их часто и ночью и днем... И верующие люди и наслаждаются учением Божественным. Отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем учение, принимая книжное. Ярослав же положил книги в церкви Святой Софии, которую создал сам. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан...» В заслугу ему ставят создание Церковного устава и свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он впервые сам назначил митрополитом Иллариона, без участия Константинополя. Илларион стал первым русским митрополитом. В 1028 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде первую школу, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. Для поддержания мира на северных границах он платил варягам по 300 гривен серебра ежегодно. Плата считалась мизерной, но защиту северных земель обеспечивала. Для укрепления международных связей Киевской Руси Ярослав отдал дочерей замуж за европейских монархов: Анна стала французской королевой, Елизавета - норвежской, а затем датской, Анастасия - венгерской. Сам он был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа. На одной из фресок на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о смерти князя, он назван кесарем. После вскрытия его гробницы в XX веке, ученые не обнаружили в ней останков Ярослава. Авторитет Мономаха Сын князя Всеволода Ярославича и внук Ярослава Мудрого, Владимир (1053-1125) был прозван Мономахом благодаря матери, являвшейся дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Принято считать, что его княжение явилось периодом последнего усиления Древнерусского государства. Владимир Мономах через своих сыновей управлял тремя четвертями русских земель. В 1118 году он привел к присяге новгородских князей, в 1119-м завладел Минским княжеством. Стабильность в государстве держалась исключительно на авторитете князя киевского, который он заслужил в борьбе с половцами. В 1116-1117 годах по поручению Владимира Мономаха летописец Нестор написал вторую редакцию «Повести временных лет», дошедшую до наших дней. Кроме того, сохранились три произведения, принадлежащие перу самого Владимира: самое известное - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу. «Без добродетелей великого отца...» Князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий (1090-1157) считается наиболее известным древнерусским князем из династии Рюриковичей, прежде всего как основатель российской столицы. Среди историков прошлого Долгорукий не был особенно популярен, а «подняли его на щит» коммунисты, решившие в 1947 году широко отметить 800-летие Москвы и установить величественный памятник князю через дорогу от здания Моссовета. Приведем лишь две цитаты из эпических сочинений двух русских историков, которые дают характеристики личности Долгорукова. В своей книге «История Российская» Василий Татищев (1686-1750) пишет: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицем белый, глаза не вельми великии, нос долгий и накривленный, брада малая, великий любитель жен, сладких писч и пития; более о веселиах, нежели о разправе и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев. И хотя, несмотря на договоры и справедливость, многие войны начинал, обаче сам мало что делал... Три раз от оплошности своей Киева изгнан был». А вот взгляд на того же человека Николая Карамзина (1766-1826): «Властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провел все цветущие лета своей жизни... Распространив Веру Христианскую, сей князь строил церкви, умножил число духовных пастырей, тогда единственных наставников во благонравии, единственных просветителей разума; открыл пути в лесах дремучих, основал новые селения и города... Но Георгий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени...» И все же современные историки считают, что Долгорукий достаточно много сделал для Ростово¬Суздальской земли, превратив ее из дикой провинции в высокоразвитый регион Руси. Ну и конечно, Дмитров, Переяславль-Залесский, Звенигород и, естественно, сама Москва - реальный результат градостроительных усилий Юрия Долгорукова. Герой «Ледового побоища» Правнук Долгорукова, Александр Ярославич (ок. 1220-1263), по прозвищу Невский получил ярлык на Великое княжение в Золотой Орде, изгнав своего брата Андрея из Владимира в 1252 году. Впоследствии он проводил в жизнь политику укрепления северо-западных границ Руси и примирения с татарами, которые, собственно, и посадили его на русский престол. Это был опытный полководец и мудрый правитель. Его победы широко известны: в Невской битве в 1240 году и в Ледовом побоище в 1242-м. Эти успехи надолго отбили у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северо-западными русскими землями. И наоборот, с монголо-татарами он проводил политику мира и сотрудничества, резонно полагая, что это предотвратит новые их набеги. В Орду князь частенько наведывался, прихватив богатые дары, и много добивался. После одного из народных восстаний против ига монголо-татар в Новгороде в 1259 году, а затем и в других городах княжества, Александр отправился к хану просить о помиловании. Возвращаясь из Орды, 14 ноября 1263 года он умер в Городце (город в 53 км от Нижнего Новгорода). Петр Первый в 1724 году приказал прах Невского перезахоронить в Санкт-Петербурге и учредить орден в его честь. Позже князь был канонизирован Русской православной церковью. Победитель хана Мамая Знаменитая Куликовская битва связана с именем Дмитрия Иоанновича (1350-1389) - старшего сына великого князя Иоанна Иоанновича и его второй жены Александры. После той победы князь получил прозвище Донской. Она положила начало освобождению Руси от татаро-монголов. Но вообще историки называют период его княжения важнейшим в истории Руси. При нем Москва стала истинным центром Руси. Продолжительная борьба с Литвой и Тверью, длившаяся семь лет, начиная с 1368 года, споры с Рязанским князем в 1371-м закончились подписанием мира и признанием власти Москвы. Дмитрий Иоаннович построил белокаменный Московский кремль, ставший первой каменной крепостью на северо-востоке Руси. Первый царь «всея Руси» И, наконец, Иоанн Васильевич Грозный (1530-1584) - первый «царь всея Руси» и последний правитель из династии Рюриковичей (хотя фактически последним царем из Рюриковичей был Федор Иоаннович, его правление было номинальным, власть принадлежала Борису Годунову). Сидел на престоле он почти 40 лет, став, пожалуй, самой загадочной и противоречивой фигурой в истории России. Он ввел новую форму правления - Земской собор, которую историк В. О. Ключевский определял как «особый тип народного представительства». При Грозном в 1550 году был принят новый Судебник - первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Грозный распустил Избранную раду и ввел новый порядок управления государством: часть страны, войска подчинялись царю (Опричнина), а другая - Боярской думе (Земщина). Грозный присоединил к Русскому государству Казанское и Астраханское ханства и воевал за выход к Балтийскому морю (Ливонская война) - эти усилия, правда, не увенчались успехом. В 1571 году царь не сумел организовать оборону Москвы во время набега крымского хана Девлет-Гирея. Историки характеризуют царя как прекрасно начитанного человека, обладавшего великолепной памятью, как талантливого писателя. 18 марта 1584 года в возрасте 54 лет Иоанн Васильевич Грозный умер. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. РЮРИК, РЕРИГ, РАРОГ... Во времена Рюрика и несколько столетий после него еще не существовало родовых гербов, поэтому единого герба династии Рюриковичей не существует. Но приверженцы славянской версии происхождения Рюрика в противовес норманнской считают князя одним из выходцев рода ободритов, а само имя - вариантом западнославянского слова «ререк, рарог». Это не имя собственное, а название одного из ободритских княжеских родов. Обозначает оно «сокол». Сторонники такой теории уверены, что герб Рюриковичей должен представлять собой изображение сокола или его символа. Генеалогия знаков Рюриковичей Х-ХІ веков, составленная исследователем С. В. Белецким, наглядно демонстрирует, как различаются гербы, связанные с именами Рюриковичей. Но различаются не принципиально. В них неизменными остаются двузубец, крест, треугольное основание и «копье» в центре, которое делает из двузубца трезубец. Но основа переходит без изменения из герба в герб: два крыла, соединенные горизонтальной линией. Есть гербы без креста, есть без треугольного основания, без «копья», но без двузубца - нет. Это означает, что именно двузубец - династический герб, общий для всех Рюриковичей. ...И МЕЧОМ, И КРЕСТОМ Историки по-разному оценивают вклад династии Рюриковичей в развитие Русского государства, но, однозначно, он велик. Одна Москва чего стоит! Несмотря на непрекращающиеся десятилетиями распри между князьями Рюриковичами, при них Русь приобрела четкие признаки государства - вокруг Москвы объединилось множество разрозненных княжеств. При Рюриковичах Русь крестилась и приняла православие. ЛЕСТВИЧНОЕ ПРАВО Все князья Рюриковичи считали друг друга братьями или родичами, совладельцами Руси. Старейшина рода занимал Киевский трон, остальные княжили в менее крупных городах. Иерархическая лестница выглядела так: князь Киевский назначал правителей в другие города по старшинству. Более значимые уделы доставались по порядку сначала его младшим братьям, затем его сыновьям (по старшинству), затем сыновьям его братьев и т.д. После смерти главного князя все сдвигалось ровно на одну ступень, и князья переезжали к новому месту правления. Такой порядок существовал и внутри отдельных княжеств. Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на княжении, лишались права на очередь. На женщин эти правила не распространялись. С. М. Соловьев считал, что мужья старших сестер имели преимущество перед младшими братьями. Он приводит в пример Всеволода Ольговича, женатого на дочери Мстислава Великого, в сравнении с Изяславом Мстиславичем. В строгом соответствии с лествичным порядком наследования Всеволод не мог княжить в Киеве, хотя его дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мстислава - Всеволода Ярославича. Эта система похожа на практику, применяемую сегодня в Саудовской Аравии. ИЗ КНЯЗЕЙ - В КНЯЗИ Поступки Рюриковичей порой труднообъяснимы. Бесконечные междоусобицы, заговоры друг против друга, отцеубийства, жестокая борьба за престол... И тем не менее князья, какими бы они ни были, олицетворяли собой эпоху и являлись ядром тогдашней политической системы. Хотя власть великого князя Киевского никогда не была полной и ограничивалась в разное время разными факторами. Среди них, например, можно назвать ханов Золотой Орды или представителей Боярской думы. Святополк Окаянный (ок. 980-1019) Святополк - правнук князя Игоря и княгини Ольги, сын крестителя Руси Владимира Святославича. Женившись на дочери польского короля Болеслава Храброго, он составил с помощью тестя заговор против собственного отца. Но тот умер раньше. И тогда, чтобы окончательно овладеть великокняжеским Киевским престолом, Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба. Вскоре он получит прозвище Окаянный. Впрочем, если верить летописцу, отец Святополка - Владимир Святой - также в свое время убил брата Ярополка, а потом взял в жены его вдову, бывшую монахиню. Через короткое время та и родила ему Святополка, истинным отцом которого все же был убитый дядя Ярополк. По крайней мере Владимир Святославич не почитал его за сына и не любил. Заняв киевский престол, Святополк тем мне менее не пользовался популярностью у подданных. А вскоре услышал, что третий его брат, Ярослав Мудрый, княживший в Новгороде, отправился на Киев с войной. Святополк с дружиной вышел навстречу. Воины встали друг против друга на противоположных берегах Днепра. Святополк, не ожидая скорого нападения, всю ночь пировал, Ярослав же, воспользовавшись этим, на рассвете форсировал реку и атаковал противника. В результате, Святополк проиграл битву и сбежал в Польшу, к Болеславу Храброму, а Ярослав Мудрый сел княжить на киевский престол. Но ненадолго. Спустя некоторое время Святополк, при поддержке тестя, вновь выступил против брата. На этот раз их дружины сошлись на берегу Буга, и проиграл битву Ярослав, вынужденный после сражения вернуться в Новгород. Святополк вновь занял киевский престол, но фактически правил Болеслав Храбрый. Святополк не смог смириться с этим. Его сторонники при каждом удобном случае стали убивать поляков, и Болеслав, поняв, что дело плохо, был вынужден бежать из Киева, прихватив, однако, с собой всю княжескую казну и сестер Ярослава. Святополк остался полноправным хозяином Киева. И вновь ненадолго. Вскоре его брат Ярослав, собрав варягов, пошел на Киев. В отсутствие поляков Святополк понимал, что проиграет, и поэтому не стал дожидаться дружин Ярослава, а предпочел сбежать к печенегам. Но им снова, уже в последний раз пришлось сойтись на поле брани. Собрав войско, Святополк двинулся на Киев. Бились рати на Альте, и Ярослав победил. А Святополк, не сумев пережить неудачу, вскоре сошел с ума. Летописец пишет, что слуги несли его на носилках с поля боя, а он постоянно твердил: «Бегите! Бегите! Гонятся за нами!», хотя уже давно никто за ним не гнался. Умер Святополк в Польше, всеми забытый. Всеволод I (1078-1093) Летописи характеризуют Всеволода I как доброго и справедливого правителя и пишут о нем так: сын Ярослава Мудрого управлял Киевом «как государь, имеющий в себе все добродетели, как-то: человеколюбие, разум, кротость, ласковость и милость». Единственное, что угнетало Всеволода, это «несогласие собственных удельных князей». Поначалу княжил он в Переяславле и был бит половцами, с которыми не сумел найти общего языка. В то время Киевом правил его старший брат Изяслав, и Всеволод поначалу с ним ладил. Однако поддался на уговоры другого своего брата, Святослава. Они вдвоем и выгнали Изяслава из Киева. Таковы были нравы той эпохи. Вскоре Святослав неожиданно умер, и Всеволод начал было править в Киеве, но что-то у него не получалось, и он добровольно уступил престол изгнанному старшему брату Изяславу. Однако после гибели Изяслава в одном из междоусобных сражений он вновь стал великим князем Киевским. Годы его правления омрачили нескончаемые междо Тэги: биографии, биографии., династии, знаменитые, интересное., история, история., киевская, киевские, князья, культура, люди, люди,, монархи, непознанное., правители, россии, россии., русские, русь, рюриковичи, судьбы, судьбы,, цари Таврика и Древняя Русь: В сферу, интересов киевских князей попадает и Крым2014-04-29 22:14:07... Таврика и Древняя Русь: В сферу, интересов ... + развернуть текст сохранённая копия В сферу интересов киевских князей попадает и Крым. В Приазовье и Восточной Таврике, по некоторым данным, уже в IX в. возникают русские поселения, которые впоследствии оформляются в Тмутараканское княжество. К самому началу IX или даже к концу VIII в. относится поход русской дружины на Сурож (Судак). Здесь на южном склоне Крепостной горы археологами вскрыты фундаменты Далее... Запись Таврика и Древняя Русь: В сферу, интересов киевских князей попадает и Крым впервые появилась Крым сквозь время. Тэги: история, крым, крыма, приазовье, русь, судак, таврика, херсон Таврика и Древняя Русь: торговые контакты древнерусских городов с Византией и ее крымскими владениями2014-04-29 22:08:54... Таврика и Древняя Русь: торговые контакты древнерусских ... + развернуть текст сохранённая копия Для освещения торговых контактов древнерусских городов с Византией и ее крымскими владениями давно и неоднократно привлекались нумизматические материалы. Но для большинства исследователей на первом плане стояла чисто статистическая сторона вопроса. Численность византийских монет — несколько сот экземпляров (из них херсонесские составляют не более четверти) — во много раз меньше арабских, которые исчисляются тысячами. Из этого Далее... Запись Таврика и Древняя Русь: торговые контакты древнерусских городов с Византией и ее крымскими владениями впервые появилась Крым сквозь время. Тэги: история, киев, крыма, русь, таврика, хазары, херсон Письмо как бытовая необходимость с каждым днем теряет свое...2014-04-28 14:56:00... Каждая ручка украшена специальным юбилейным ... важному? — подарите ручку. (Предварительно ...
Письмо как бытовая необходимость с каждым днем теряет свое значение. Большинство из нас в панике бегает по дому и ищет, где же эта ручка, одна на весь дом, и на чем бы записать то важное что-то, когда это важное внезапно нужно записать. Мы заменили «теплое аналоговое» письмо бездушными (но чертовски удобными) цифровыми агрегатами. Пусть так. Все это в повседневной жизни. Наш блог не про обыденность и практичность, а про «вау» и неординарность. Поэтому скажем так: наш почерк — это уникальный и неповторимый отпечаток индивидуальности. За выведенными на бумаге линиями скрываются узнаваемые черты нашего «Я». Не будем спорить, для серых будней и составления списка покупок используйте ipad, а для всего остального есть роскошные перьевые ручки Meisterstück. В этом году компания Montblanc отмечает юбилей — 90 лет с момента создания первой и ставшей уже легендарной коллекции пишущих инструментов Meisterstück. К этому замечательному событию, как водится у солидных компаний, выпустили специальную коллекцию письменных принадлежностей, а так же часов, изделий из кожи и мужских украшений. Каждая ручка украшена специальным юбилейным пером с символичной гравировкой «90». Каждое перо изготавливается мастером из розового золота 750 пробы и шлифуется вручную. Иридиевый наконечник и собственная инновационная система подачи чернил делают ручку не только стильным аксессуаром, но и практичным и удобным инструментом. Хотите почувствовать себя особенным, а может быть сделать роскошный подарок кому-то очень важному? — подарите ручку. (Предварительно рекомендуем убедиться в том, что одариваемый умеет писать, иначе может случится конфуз.)
Главная / Главные темы / Тэг «русь»
|
Категория «Анекдоты»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|