Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «средневековый»
Искусство Тропической Африки 2011-06-15 16:36:00
... образцам античного и средневекового искусства. Время их ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Европейцы познакомились с искусством Тропической Африки сравнительно поздно, в конце XIX в., и были поражены совершенством африканской скульптуры.
Прошло не одно десятилетие, прежде чем искусство и культура Африки предстали перед нами во всем своем величии. Однако и сейчас невозможно полностью воссоздать историю африканского искусства: в ней слишком много пробелов и загадок.
Хотя исследователи Африки и раньше знали о существовании доисторических росписей в Сахаре в районе горного массива Тассили, широкую известность эти росписи получили, после экспедиции французского ученого А. Лота, который в 1957 г. привез в Париж свыше 800 копий наскальных изображений (см. ст. «Первобытное искусство»), В настоящее время наскальные изображения обнаружены почти по всей Африке.
|
Скульптура культуры Нок |
Древнейшая из известных нам африканских культур была открыта лишь в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были случайно найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. С тех пор удалось найти множество предметов культуры Нок, как ее вскоре назвали. Их довольно точно датировали при помощи метода радиоактивного углерода — I тысячелетие до н. э. — II в. н. э.
Эти древнейшие скульптурные изображения людей поражают своей выразительностью. Совершенство лепки и техники обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении весьма длительного периода. По-видимому, ей предшествовала какая-то другая, еще неведомая нам и более древняя культура.
До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад,— гигантах, одной рукой перегораживавших реки, делавших луки из стволов пальм и легко переносивших на плечах слонов и гиппопотамов. Долгое время существование народа сао считали фантазией, пока, наконец, находки археологов не подтвердили, что действительно в X—XVI вв. здесь жил народ, создавший интересную самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные 10-метровыми глинобитными стенами, создавали замечательные произведения из глины и бронзы. В их скульптурах обычно сочетались черты человека и животного.
|
Терракотовая голова. Ифе |
Но самой большой неожиданностью для исследователей искусства Африки было открытие культуры Ифе (город Ифе, Нигерия). Результаты нескольких экспедиций (главным образом 1910 и 1938 гг.) буквально ошеломили Европу. Найденные здесь бронзовые и терракотовые скульптуры не уступали лучшим образцам античного и средневекового искусства. Время их исполнения до сих пор точно не установлено, однако предполагают, что расцвет искусства Ифе относится к XIII-XIV вв.
Портретные скульптуры Ифе, исполненные почти в натуральную величину, отличаются необычайной для Африки пропорциональностью и гармонией. В них воплотился идеал человеческой красоты того времени. Совершенство скульптурных форм и тонкость бронзовой отливки были настолько высоки, что долгое время европейские ученые приписывали искусство Ифе то португальцам, то финикийцам, то этрускам, отказываясь признать его местное происхождение. Позже оно было неоспоримо доказано.
|
Бронзовая голова царицы. Бенин |
Согласно легенде искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям — оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале при царском дворце, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Во время английской карательной экспедиции 1897 г. город был уничтожен и многие произведения искусства погибли в огне. Но и то, что сохранилось, дает яркое представление о замечательном искусстве Бенина. Кроме многочисленных портретных голов царей и придворных в высоких воротниках, до нас дошли также бронзовые рельефы, украшавшие некогда стены дворцовых галерей. Здесь можно встретить самые разнообразные сюжеты — придворных в церемониальных одеждах, воинов, сцены охоты и даже изображения португальцев в европейских костюмах.
Кроме бронзовой скульптуры, бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки. По-видимому, она существовала здесь издавна, хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150—200 лет, так как во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.
Народная скульптура может быть разделена на две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой — это изображения различных духов, предков, иногда вождей.
Маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены племени, а также во время различных церемоний, праздников и т. д.
У каждого племени, у каждого народа был свой оригинальный стиль скульптуры. Однако скульптура народов Тропической Африки имеет и много общих черт. Ее всегда вырезывали из свежего, непросушенного дерева, как правило, мягких пород, сравнительно редко раскрашивали, обычно лишь тремя красками — белой, черной и красно-коричневой. Стремясь выделить главное, африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, в то время как остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках нередко самым неожиданным образом соединялись черты человека и животного.
Во многих районах Тропической Африки деревянная скульптура существует и сейчас. Но по своим художественным достоинствам она сильно уступает работам, созданным в XVIII — XIX вв.
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
Тэги: африки, древний, искусство, первобытный, средневековье, тропический
Искусство Византии 2011-06-09 19:16:00
... -align: justify;">
В средневековье в Византии складывалось ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Византия — это государство, возникшее на обломках античной рабовладельческой цивилизации в восточной части Римской империи в результате ее распада. Естественно, Византия унаследовала многие традиции греко-римской художественной культуры. Однако в новых исторических условиях эти традиции получили совершенно иное развитие.
В средневековье в Византии складывалось феодальное общество с его сословной иерархией. Общественная и культурная жизнь страны подчинялась деспотической власти императора и церкви. Жизнерадостная мифология античности была вытеснена аскетическими идеалами христианской религии. Религиозная идеология ограничивала кругозор художников, сковывала их творческие искания. И все же искусство Византии, озаренное отблеском великой культуры античности, оставило нам немало памятников непреходящей художественной ценности.
В VI в., при императоре Юстиниане I, Византийская империя достигла расцвета. Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу империи Константинополь {ныне Стамбул) украсили новые постройки — Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм св. Софии (храм Премудрости), воздвигнутый в 532—537 гг. архитекторами Аифимием из Тралл и Исидором из Милета.
|
Храм св. Софии |
Храм св. Софии построен по типу базилики, т. е. прямоугольного в плане здания, разделенного внутри колоннами на несколько частей — нефов. Увенчан храм грандиозным куполом, имеющим в диаметре 31,5 м. В его основании прорезано 40 окон. Если смотреть на купол изнутри, то кажется, что он парит над головами молящихся. И купол, и огромное пространство внутреннего помещения, и разноцветная мраморная облицовка стен — все это способствовало торжественности богослужений, внушало мысли о могуществе церкви.
Наряду с религией искусство прославляло власть императоров. Стены церкви Сан-Витале (ок. 547) в итальянском городе Равенна, тогда входившем в Византийскую империю, украшают всемирно известные мозаичные изображения императора Юстиниана I и его супруги Феодоры в сопровождении их придворной свиты. Торжественная строгость поз, пышность одеяний не помешали художнику верно передать здесь портретное сходство, создать очень выразительные образы.
В VII в. в Византии ослабляется централизованная власть императора. И все отчетливее проявляются собственные традиции искусства различных народов, включенных в орбиту Византийской империи,— народов Малой Азии, Грузии, Армении, славян Балканского полуострова и др. Придворное столичное искусство Константинополя стало менее блестящим. Огромные соборы типа базилик уступают место небольшим храмам так называемого крестово - купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане).
Монументально-декоративная живопись дала в это время такие прекрасные образцы, как фрески римской церкви Санта-Мария Антиква и радостные живописи мозаики церкви Успения в Никее (разрушены в XX в.).
В VIII — IX вв. изобразительное искусство Византии во многом изменилось в связи с вступлениями иконоборцев, т. е. противников почитания икон и других священных изображений.
|
Владимирская богоматерь |
Под влиянием иконоборцев в живописи шире вошли светские темы. И несмотря на победу церковников в этой борьбе, несмотя на то что искусство становилось все более далеким от жизни, условным, иконописцы нередко воплощали в «священных» образах напряженную духовную жизнь, истинно человеческие чувства. Так, в прославленной иконе «Владимирская богоматерь» (XII в.) сила выражения глубокого материнского чувства доныне потрясает зрителя.
Лишенный возможности свободно выбирать образы и темы, византийский мастер направлял свои усилия на совершенствование манеры изображения, достигая высокого мастерства линий, красок и композиции.
Новый расцвет искусства Византии падает на периоды македонский (середина IX — середина XI в.) и комниновский (середина XI — конец XII в.), названные так по именам императорских династий. В архитектуре этого времени преобладали постройки крестово-купольного типа (храмы Килиссе-Джами в Константинополе, XI в., Феодоры в Афинах, XI в., Пантелеймона в Солуни, XII в., и др.). В XI — XII вв. были созданы прекрасные по художественному мастерству памятники монументальной живописи — мозаики церквей Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, Дафни близ Афин и др. Развивалась миниатюрная живопись, богато украшавшая рукописи. Процветало прикладное искусство: резьба по слоновой кости, эмаль, ювелирное искусство, украшение тканей.
|
Мозаика церкви Луки в Фокиде |
|
Мозаика церкви Неа Мони на острове Хиос |
|
Мозаика церкви Дафни близ Афин |
Последний расцвет искусства Византии совпадает с временем правления династии Палеологов (1261—1453). Вновь возрождаются античные традиции. В изобразительном искусстве сквозь догматику религиозных образов пробивается живое человеческое переживание, взволнованность чувств. В мозаиках и фресках церквей Кахрие-Джами (Константинополь), Метрополии, Пантанассы и Поривлопты (все три — в Мистрe, Греция) эта тенденция проявилась особенно наглядно. И все же творческие силы Византии иссякали. Недаром замечательный живописец палеологовской эпохи Феофан Грек (1330-е годы — ок. 1410) покинул Византию и обрел новые творческие возможности па Руси (1370-х годов), ставшей для него второй родиной. В области же архитектуры эпоха Палеологов не дала принципиально новых решений. Застойность общественного и культурного развития Византии облегчила завоевание ее турками: в 1453 г. Византийское государство перестало существовать.
Прогрессивные элементы традиций византийского искусства получили дальнейшее развитие уже в искусстве других государств, в частности Древней Руси, народов Балканского полуострова, Италии, Кавказа.
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
Тэги: византии, искусство, средневековье
Война племён 2011-03-21 09:37:07
... которой происходит в средневековье. Каждый игрок стремится ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Онлайн-игра, действие которой происходит в средневековье. Каждый игрок стремится привести свою деревню к мировому господству, славе и почету.
Тэги: игра, онлайн, средневековье
Архитектура: Средневековый замок... строится сейчас! 1970-01-01 03:00:00
... сохранить их, средневековые замки разрушаются все ... мире проект любителей Средневековья - попытка ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Средневековые замки - завораживающие памятники баснословной старины; даже в руинах, заросшие плющом и усыпанные пылью забвения, они производят неизгладимое впечатление на романтичные сердца. Но, несмотря на попытки сохранить их, средневековые замки разрушаются все сильнее... Неужели их скоро совсем не останется? Не тут-то было! Самый амбициозный в мире проект любителей Средневековья - попытка построить с нуля замок XIII века - уже на полпути к успеху. Подробнее.. URL записи
Тэги: архитектура, замок, история, обитание, романтика, среда, средневековье, франций
Страницы: ... 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
Главная / Главные темы / Тэг «средневековый»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|