Росарио Герреро (Rosario Guerrero) - испанская танцовщица, которая родилась в Севилье приблизительно в 1876-1880 году (разные источники указывают различные даты). И вообще о Росарио, к сожалению, сохранилось очень мало достоверных сведений , хотя в своё время она была очень популярна. Герреро была не только прекрасной танцовщицей, но и талантливой актрисой.У нее был темперамент и магнетизм как у большой трагической актрисы. Одним из наибольших ее успехов была танцевальная пантомима, основанная на знаменитой истории в опере Бизе "Кармен", которую она показала Парижу, Лондону, Санкт-Петербургу и Нью-Йорку. Дебют постановки прошел в 1899 году в Лондоне в Театре Альгамбра. О Росарио Герреро писали газеты всего мира - в Севилье, Мадриде, Барселоне, Париже, Вене, Санкт-Петербурге и даже в степенных журналах Лондона. Постановка "Кармен" шла на сцене театра Альгамбра в 1903 - 1904 годах. Примечательно,что все пантомимы Герреро были полностью ее идеями, все свои танцы Росарио придумывала сама.
Когда Росарио спрашивали со скольки лет она танцует, она отвечала что танцует все время, сколько себя помнит. Она никогда нигде не училась, а только лишь смотрела выступления великих танцоров, а потом приходила домой и повторяла.
В 1903 году Герреро приехала в Нью-Йорк по приглашению Флоренца Зигфильда, чтобы играть главную роль в постановке под названием "Красное Перо". Но между ними произошла ссора из-за того, что она думала, что будет звездой шоу, а он пригласил ее, чтобы она была фоном для другой звезды (некоторые критики говорили, что она все-таки дебютировала в шоу, другие отрицали это).
Однако Герреро не растерялась, и уже в 1904 году она выступила в Нью-Йорке самостоятельно в роли Кармен и имела большой успех.
Кроме "Кармен" она выступала с драматическим танцем под названием "Кинжал и Роза".
>
Она считалась скорее "чисто испанской" танцовщицей, в отличие от Отеро, которая выступала с испанскими и экзотическими танцами и была более знаменита как куртизанка, чем танцовщица.
В то время в танцовщиц часто влюблялись сильные мира сего и дарили им много драгоценностей. Росарио Герреро имела такой набор драгоценностей, которым могли похвастаться не все жены королей и дочери миллионеров. У Росарио была связь с королем Бельгии Леопольдом , который ,согласно статье расходов, подарил ей драгоценных камней на сумму свыше $1,000,000 . Были у нее и невероятной красоты серьги - подарок Великого князя Бориса. Росарио говорила: " Серьги были подарены мне когда я в России танцевала перед Борисом (двоюродным братом царя). Он был очень добр ко мне. Интересно отзывалась Росарио об этих великих мужчинах. Она говорила: "Мои друзья в Париже часто просят меня рассказать какие они - короли и князья. Они думают,что цари должны чем-то отличаться.Но ведь они - обычные люди. Князь Борис - большой простодушный ребенок, а король Леопольд - очень хороший старик."
В 1906 году в газетах появились сообщения о том, что знаменитая танцовщица, имевшая огромную популярность, лишилась рассудка и была помещена в сумасшедший дом в Вене. Она была очень больна, вставала с постели среди ночи и танцевала до тех пор, пока в изнеможении не валилась на пол от усталости.
У неё было, как минимум две постоянных связи, хотя ходили слухи о множестве мужчин, стрелявшихся из-за неё, о таинственном похищении её Великим Князем Борисом. Один из её мужчин - M. Volbert, который был ее Доном Хосе в "Кармен" и первым Бандитом в "Кинжале и Розе". Другим был L.Paglieri, за которого она вышла замуж (1906? 1907).
"Я счастлива, потому, что я нашла единственную ценность для женщины - любовь,"- сказала как-то Герреро журналистам.
К сожалению, сведений о её дальнейшей судьбе найти не удалось. Последнее упоминание о ней относится к 1912 году. Однако, сохранилось множество фотографий и открыток с портретами этой удивительно красивой женщины.
2012-05-03 07:59:01
... возродить французский балет, молодой руководитель ... br /> Создавая балеты, Лифарь использовал ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Серж (Сергей Михайлович) Лифарь (1905-1986) французский (родом из России) артист балета, хореограф, педагог. Родился Серж Лифарь в Киеве и всю жизнь хранил в душе любовь к родному городу. Поздно, только в 16 лет увидев урок классического танца, юноша почувствовал свое призвание и начал учиться.
Мальчишкой он каждое утро спешил на Николаевскую площадь, к зданию 8-й Киевской гимназии. Кто бы мог подумать, что в конце века стену этого сооружения (на теперешней площади Ивана Франко — Фокус) украсит мемориальная доска в его честь.
В разгар Гражданской войны 17-летний Лифарь без виз, без денег добрался до Парижа, до Русского балета. Сергей Павлович Дягилев оценил одаренность молодого человека, почти не имевшего профессиональной подготовки, и принял его в труппу.
Самозабвенно работая над техникой и выразительностью танца, Лифарь стал ведущим солистом, звездой Русского балета. Дягилев заботливо приобщал его к музыке, живописи, развивал вкус, знакомил с сокровищами культуры, возил в Италию.
В 1929 году проявился талант Лифаря-хореографа, но в этом же году скончался великий Дягилев. Тяжело переживая смерть своего наставника и понимая, что заменить Дягилева не сможет никто, Лифарь отказался стать во главе Русского балета.
балет Cinéma, (1953)
Серж Лифарь в роли Чарли Чаплина.
Волею случая 24-летний Лифарь возглавил балет Парижской оперы, совместив одновременно три функции: главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика.
В ту пору атмосфера в театре была фривольной, Оперу называли "домом легкой и сговорчивой грации". Во время спектаклей в зрительном зале, как в салоне, не гасили большую люстру, балеты давали только как придаток к опере. Друзья считали ситуацию безнадежной и не советовали Лифарю браться за эту работу, но он решил, "что сама судьба возложила на него некую миссию: отдать Франции долг России".
Действительно, в XVIII-XIX веках французские педагоги и хореографы перенесли балет на русскую почву, и блестящий расцвет Императорского балета был связан с именем Мариуса Петипа. Полный энтузиазма и горячего желания возродить французский балет, молодой руководитель сплотил вокруг себя талантливую молодежь и занимался с ними по 6-8 часов в день. Достигнув успеха, Лифарь рискнул организовать "Балетные среды", восторженно принятые новым зрителем. В первый же сезон в 1929 году он создал балет "Творения Прометея" (музыка Бетховена), ставший важнейшим художественным событием парижской жизни. Сначала звездами балета были русские: несравненная Ольга Спесивцева и сам Лифарь. Он вспоминал: в то время "главным моим неистовым желанием было создание французской балерины этуаль". Для этого он направлял молодых артистов совершенствоваться у русских педагогов, в прошлом звезд императорских театров: Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Кшесинской. В результате увлеченной совместной работы появились такие прекрасные французские балерины, как Иветт Шовире, Нина Вырубова, Лисетт Дарсонваль и танцовщики, как Юлий Алгаров, Александр Калюжный, Ролан Пёти и др.
Лифарь учредил в Опере класс дуэтного танца и сам его вел, щедро передавая секреты своего мастерства. Он внес в исполнительскую манеру артистов присущие русской школе лиризм и выразительность танца. До Лифаря в балетах царила балерина; он поднял роль танцовщика до балерины, в его танце мужественность сочеталась с изяществом.
"Федра" (1950-1977гг.)
По воспоминаниям современников, Лифарь был изумительно красив, восхищал редкой музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью танца; он зажигал всех своей энергией и умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали и артисты, и зрители. Поль Валери назвал Лифаря "поэтом движения".
Балет "Икар" (1935) стал одной из вершин творчества Лифаря, замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом его четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего на творчество нескольких поколений артистов и хореографов. Шедеврами Лифаря стали его балеты "Миражи", "Федра", "Странствующий рыцарь", "Фантастическая свадьба", "Шота Руставели". Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Его интерпретация роли Альберта в "Жизели" была потрясающей. Создавая балеты, Лифарь использовал классическую музыку или музыку современных композиторов - Стравинского, Прокофьева, Равеля и др. Среди художников, оформлявших его балеты, были Пикассо, Шагал, Бакст, Бенуа, Кокто (как и сам Лифарь). Увлеченный до одержимости труженик Лифарь сочинял один за другим многочисленные балеты - более 200 за 3 десятилетия служения Опере. За возрождение французского балета Лифарю было присвоено звание Кавалера ордена Почетного легиона, Кавалера ордена литературы и искусства, приз Французской академии; он был избран членом Института Франции (академиком, "бессмертным"), ректором Университета танца.
репетиция балета "Странствующий рыцарь"( 1950г.)
В ознаменование 20-летия работы в Опере Лифарю вручили первый "Оскар" танца, "Золотую балетную туфлю" и "Золотую медаль города Парижа". Лифарь сам был исключительной личностью, и в кругу его знакомых и друзей были самые выдающиеся люди эпохи - Шаляпин, Рахманинов, Стравинский, Пикассо, Кокто, Поль Валери, Коко Шанель, Шарль де Голль и др. Он неустанно боролся, чтобы утвердить балет в театральной жизни Парижа, выступал как лектор, автор многочисленных книг о балете, основал Университет танца, кафедру хореографии в Сорбонне, Международный институт хореографии.
Несмотря на кипучую деятельность в Опере, Лифарь принимал активное участие в культурной жизни русской эмиграции, одно время был директором консерватории им. Рахманинова, членом общества сохранения русских культурных ценностей, членом "Общества друзей Толстого", участвовал в подготовке книги "Вклад русской эмиграции в мировую культуру".
В 1937 году он был одним из организаторов замечательных торжеств в память 100-летия смерти Пушкина. Естественно, Лифарь проводил вечера памяти своего великого наставника С. П. Дягилева в ознаменование 10-летия его кончины (1939) и в честь 100-летия со дня рождения (1972). Он добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный Шаляпин, была установлена мемориальная доска. Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра, рядом с легендой французского балета Вестрисом. В течение многих лет Лифарь помогал обездоленным соотечественникам, проводил благотворительные концерты в пользу Союза русских инвалидов Первой Мировой войны. Будучи бессребреником, Лифарь никогда не имел ни своего дома, ни квартиры, жил в скромном отеле, в комнате, заваленной книгами.
Кроме балета, его страстным увлечением было коллекционирование всего, связанного с Пушкиным и с Русским балетом Дягилева, с целью вернуть России сокровища ее культуры. Пушкинскому дому он подарил рукопись Пушкина - предисловие к "Путешествию в Арзрум", музею в Пятигорске - картину Лермонтова. Серж Лифарь был еще и художником. Его выставки с успехом проходили в Венеции и Лозане.
В 1958 году балетная труппа парижской Оперы впервые была приглашена выступить в Москве, на сцене Большого театра с 13 балетами, 11 из которых сочинил Лифарь. Естественно, он надеялся присутствовать на выступлениях своих артистов, видеть, как русские зрители принимают его хореографию, впервые побывать в Москве, в России. Лифарь готовился во время этих гастролей передать свой уникальный дар России, включавший паспорт (подорожную) Пушкина, печать Пушкина, портрет Пушкина художника Тропинина, автограф романса Глинки, автограф Чайковского и т.п. Но уже в аэропорту Лифарю внезапно отказали в визе на въезд в Советский Союз. Артист был так потрясен, что покинул Оперу в расцвете творческих сил.
К тому же министерство культуры СССР и дирекция Большого театра так и не выполнили своего обещания поставить балеты Лифаря, хотя артистам балета было интересно освоить его хореографию, а гениальная Майя Плисецкая мечтала воплотить будто на нее созданную роль Федры. Лифарь скончался в 1986 года в Лозанне, был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Наталья Долинская Русская мысль № 47 (4580), 15 - 21 декабря 2005