Стоит задуматься, а что же такое спорт? Да, это жизнь, но активная, это движение, но разумное, это ...
... единый цифровой
бортового ... В составе этого
– многофункциональные пульты ...
Этот самолет признан международными экспертами лучшим образцом учебно-боевой техники
По состоянию на сентябрь этого года 34 новых российских учебно-тренировочных самолета (УТС) Як-130 поступили в Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени В. П. Чкалова. Первый выпуск, подготовленный на этих УТС, состоялся в текущем году. Курсанты подтвердили, что машина проста в управлении и эксплуатации и ее легко осваивать. «Специалисты постарались и сделали самолет «учебной партой» – пока курсант не выполнит последовательность всех действий, предписанных инструкцией или руководством по летной эксплуатации, к дальнейшему пилотированию самолет его не допускает и сам подсказывает действия, требуемые для выполнения всего пилотажа, – сообщил главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев на авиационно-космическом салоне «МАКС-2013» в подмосковном Жуковском. – В воздухе самолет очень легкий, прощает много ошибок. Это не то, что было раньше, когда мы были курсантами. Тогда, не дай бог, потерял скорость – сразу сорвался в штопор, из которого очень тяжело самолет вывести».
Совсем другая ситуация с Як-130. Машину, наоборот, очень тяжело ввести в штопор. Но даже если она по каким-то причинам в него попала, достаточно просто отпустить рули и новый УТС самостоятельно выходит из штопора и продолжает далее безопасное пилотирование. Это обстоятельство побудило руководство ВВС создать пилотажную группу на базе Як-130.
Пилотажный вариант Главный конструктор Як-130, директор инженерного центра корпорации «Иркут» Константин Попович сообщил, что с руководством ВВС ведутся переговоры об использовании для этих целей машин, ранее построенных на нижегородском авиационном заводе (НАЗ) «Сокол». Он напомнил, что в числе эксплуатируемых в Борисоглебске УТС 11 выпущены НАЗ «Сокол», где первоначально планировался их серийный выпуск. Впоследствии производство переместилось на иркутский авиазавод. По контракту с Минобороны РФ корпорация «Иркут» должна построить 62 новых УТС для российских курсантов. В совокупности с нижегородскими машинами их в училище будет в общей сложности 72.
В связи с планами ВВС об увеличенном наборе курсантов ведутся переговоры по дозакупке Як-130, поэтому вопрос с производством УТС в «Иркуте» решен до 2015 года. «Это же были самолеты, сделанные по предварительному заключению Минобороны, поэтому они имеют определенные особенности по программному обеспечению и по конструкции», – заметил Попович. Специалисты предлагают именно эти Як-130 использовать при определенной доработке для пилотажной группы.
Решение по пилотажной группе от ВВС планируется получить в 2014 году. Но не дожидаясь его, специалисты уже прорабатывают вопрос доработки самолетов. В частности, для пилотажной группы Як-130 будет оснащаться дымогенератором. Кроме этого к самолетам предъявляется «требование по перегону» и эксплуатации на международных линиях, поскольку ВВС планируют участие пилотажной группы на Як-130 и в международных авиасалонах. «Придется оснастить самолеты дополнительным оборудованием – радиостанцией, радиоответчиком, снять ненужное в пилотажном варианте оборудование с целью облегчить самолеты. Кроме того, есть что подтянуть с точки зрения пилотажных характеристик при помощи комплексной системы управления. Но это большой вопрос – не хочется разуницифицировать самолеты по программному обеспечению», – говорит главный конструктор.
Для увеличения радиуса перегона самолеты оснастят дополнительными топливными баками. «Сейчас у нас радиусы перегона 2100 километров, просили не меньше 2600, а желательно обеспечить 2800. Ну 2800 километров мы не потянем, а вот 2600 можно обеспечить», – отметил Константин Попович.
Легкий боевой Еще одна возможность – создание на базе Як-130 легкого боевого самолета с установкой легкого бронирования и соответствующего оборудования.
«Рассматривается возможность установки системы оптико-локационной станции с опцией увеличения возможностей самолета по применению управляемого оружия. Система позволяет достаточно просто доработать самолет, – сообщил Попович. – Установка радиолокатора в носовую часть – это наиболее тяжелая и большая доработка, которая находится в стадии проработки. В случае принятия решения о доработке самолета в легкий боевой самолет эта идея будет реализована». По данным открытых источников, на Як-130 может быть установлена бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Барс-130». «Естественно, идут работы по наращиванию того вооружения, которое сейчас принимается в ВС РФ», – добавил он.
В легком боевом варианте Як-130, кроме того, будут установлены система радио-электронной борьбы (РЭБ) и прицельный комплекс. Также машину изменят с целью обеспечения легкого бронирования. В самолет может быть привнесена система дозаправки в воздухе.
Вопрос модернизации Як-130 в настоящее время обсуждается с ВВС, определяются требуемые технические характеристики и объем финансирования.
Контрактов хватает Но не только российские ВВС осознали все достоинства нового УТС/УБС. «Со всех сторон идут запросы из-за рубежа, ведется интенсивная работа по удовлетворению этих запросов», – проинформировал Попович. Заинтересованность проявляют в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, а также страны СНГ. В частности, Алжир очень доволен приобретенными 16 машинами Як-130. Это государство стало первым зарубежным эксплуатантом нового российского УТС/УБС и высказывает заинтересованность в дополнительном их количестве. «Алжир, наверное, докупит определенное количество Як-130, потому что сейчас идет интенсивная эксплуатация наших самолетов в этой стране», – отметил представитель «Иркута».
Продолжаются переговоры с Бангладеш. Ожидалось даже подписание контракта с этой страной на МАКС-2013. «Все было уже близко к финальной стадии. Но в Бангладеш ситуация определяется экономическими и политическими соображениями. Если обстановка там будет стабильной, мы этот контракт получим», – говорит Попович. Между тем в марте во время проведения салона LIMA 2013 в Малайзии заместитель гендиректора компании «Рособоронэкспорт» Виктор Комардин сказал: «Бангладеш намерен приобрести 24 учебно-боевых самолета Як-130. Переговоры по этому пункту начнутся уже весной текущего года. Исполнителем контракта с Бангладеш по самолетам Як-130 будет корпорация «Иркут».
Кроме того, Россия заключила контракт с Сирией стоимостью 550 миллионов долларов на поставку 36 самолетов этого типа, но сделка в силу не вступила и машины туда не поставлялись.
К сожалению, многое определяет политическая ситуация в мире, наши традиционные рынки для российской продукции военного назначения несколько «схлопываются». Например, неудавшийся контракт с Сирией, где политические события остановили движение по контракту. До этого в Ливии такой же контракт был остановлен по тем же причинам.
Вместе с тем продолжается реализация контракта с Белоруссией. В связи с финансовыми ограничениями выполнение договора идет медленными темпами с поставкой для белорусских ВВС по три самолета ежегодно.
На авиасалоне «МАКС-2013» полет на Як-130 под руководством летчика-испытателя Романа Таскаева совершил заместитель главкома ВВС Украины. Сейчас с украинской стороной ведутся переговоры о возможных поставках, по результатам которых контракт может быть подписан в 2014–2015 годах.
Еще примерно десять стран Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки заинтересованы в приобретении Як-130.
Словом, у иркутского авиазавода полный порядок с загрузкой и под программу производства, и под перспективу поставок за рубеж.
Начинка суперсовременная В этом году на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже российский Як-130 был признан международными экспертами лучшим образцом учебно-боевой техники. Для этого самолета предприятиями концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) разработаны, произведены и интегрированы в единый цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) передовые системы навигационной, пилотажной и боевой авионики. Новейший интегрированный цифровой комплекс БРЭО позволяет Як-130 имитировать информационно-управляющее поле кабин, основные летные характеристики и применение боевых систем новейших истребителей четвертого и пятого поколений.
Комплекс БРЭО, созданный опытно-конструкторским бюро «Электроавтоматика», имеет открытую архитектуру, что облегчает его модификацию за счет установки нового оборудования и внедрения дополнительных программно-функциональных модулей. В отличие от учебно-боевых самолетов прежних поколений Як-130 не имеет в составе БРЭО электромеханических приборов. На нем реализована концепция так называемой стеклянной кабины, которая дает возможность моделировать информационно-управляющие поля кабин боевых самолетов различных типов. В составе этого комплекса – многофункциональные пульты, комплексные системы управления, интеллектуальные жидкокристаллические и коллиматорные индикаторы.
Полностью цифровая комплексная электродистанционная система управления, созданная Московским институтом электромеханики и автоматики, выполняет функции систем автоматического управления и обеспечения безопасности полета. Предусмотренный системой режим программирования дает возможность изменять пилотажные и динамические характеристики Як-130 для имитации летных характеристик практически любого современного боевого самолета. Бортовая система имитации режимов боевого применения, интегрированная с комплексом управления оружием СУО-130, разработанным курским предприятием КРЭТ «Авиаавтоматика», позволяет при обучении пилотов исключить необходимость использования реальных бомб и ракет, сохраняя при этом реалистичность отображения событий боевого задания.
В Курске произведена также аварийно-эксплуатационная система сбора и регистрации полетной информации. Установленная на борту Як-130 система управления общесамолетным оборудованием СУОСО-130, которую разработало и изготовило входящее в КРЭТ Ульяновское конструкторское бюро приборостроения, отвечает за сбор и отображение информации о состоянии всех систем БРЭО, датчиков и исполнительных устройств самолета.
Во время проведения салона «МАКС-2013» Як-130 с бортовым номером 02 явился публике в исторической красно-белой окраске, в которой были выполнены первые самолеты выдающегося конструктора Александра Сергеевича Яковлева.
Как отмечают эксперты, находящийся сегодня на вооружении ВВС России двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 не только обеспечивает обучение и боевую подготовку летного состава, но и может применяться в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям. По своим летно-техническим и маневренным характеристикам этот самолет близок к показателям современных истребителей в дозвуковом диапазоне скоростей, что позволяет решать задачу обучения пилотов для самолетов поколений «4+» и пятого. Кроме того, Як-130 неприхотлив к условиям базирования и способен, в частности, садиться на неподготовленные площадки.
Николай Новичков, Любовь Милованова
«Военно-промышленный курьер»№ 36 за 18 сентября 2013 г.
ertata
...
... проверкой обновленного
», – ...
Александр Денисов, генеральный директор ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» Созданный ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП), входящим в холдинг ОАО «НПО «Высокоточные комплексы», уникальный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» уже занял важное место в системе вооружения бригад ВКО. Сможет он защитить и общевойсковые бригады. Кроме того, рассматривается возможность размещения ЗРПК на кораблях ВМФ. Успех «Панциря», поставляемого не только в ВС России, но и в армии ряда стран мира, обусловлен сочетанием доступной цены и высокого качества тульского зенитного ракетно-пушечного комплекса, не имеющего аналогов в мире. Это подтвердили военные эксперты и представители Минобороны. В первом часу ночи 13 июля текущего года на Дальнем Востоке начались внезапные военные учения. По приказу министра обороны Сергея Шойгу войска Восточного военного округа, приведенные в полную боевую готовность, вышли на полигоны. Чуть позже к военнослужащим ВВО присоединились корабли Тихоокеанского флота, самолеты дальней и военно-транспортной авиации.
Итоги продлившихся четыре дня масштабных учений подвел 17 июля президент Российской Федерации Владимир Путин, присутствовавший за сутки до этого на одном из этапов внезапной проверки, прошедших на полигоне Цугол. Действия нескольких тысяч военнослужащих, сотни боевых самолетов и вертолетов и десятков кораблей, широко освещавшиеся средствами массовой информации, получили высокую оценку не только российского президента и министра обороны, но и общественности. Как-то незаметно для обывателей и журналистов прошел один из самых важных этапов внезапной проверки войск. Зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С» 12-й бригады воздушно-космической обороны, базирующейся во Владивостоке, самолетами военно-транспортной авиации были переброшены на камчатский аэродром Елизово. По сообщению пресс-службы Тихоокеанского флота, новейшие ЗРПК, сразу после выгрузки совершившие 1200-километровый марш, успешно провели учебно-боевые стрельбы по воздушным целям на одном из полигонов Камчатки. И только 25 июля пресс-служба Тихоокеанского флота распространила маленькую заметку и фотографии «Панцирей» в ходе учений. Между тем новейшая система ПВО доказала, что готова отразить воздушное нападение высокотехнологичного противника в любой части страны в сложных погодных и климатических условиях и даже после длительного, изматывающего экипажи марша.
Как рассказал офицер Военно-воздушных сил России, знакомый с ситуацией, в ходе проверки ЗРПК «Панцирь-С» в сложных погодных условиях и при имитации радиоэлектронного противодействия со стороны «противника» смогли поразить учебную цель, которая маскируясь за складками местности, имитировала низковысотную крылатую ракету типа «Томагавк».
«Результаты оценивались как «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Это не школа, тут выполнил задачу – защитил свои войска, не выполнил – нас уничтожили с воздуха. «Панцирь» получил оценку «удовлетворительно». Все задачи были выполнены, цели поражены. Крылатые ракеты что морского, что воздушного базирования нам теперь не страшны», – сказал собеседник.
По словам офицера ВВС России, самое ценное, что такие высокие результаты были получены не на специально подготовленной к учениям заводской машине, с натасканным экипажем и расчетом из инженеров и специалистов, а на войсковых «Панцирях» со штатными экипажами из состава бригады ВКО.
«С момента поступления первых «Панцирей» в 2010-м в бригады ВКО к ним было много вопросов. Не очень хорошо работал радар, были проблемы с оптической станцией обнаружения. Систему в войсках критиковали. Но сейчас разработчики устранили большую часть недостатков, в частности заменили радар. Учения на Дальнем Востоке стали успешной боевой проверкой обновленного комплекса», – подытожил представитель Военно-воздушных сил.
Защитник «трехсотки» В 80-е годы в ПВО страны произошел качественный скачок в вооружении. Новейшие зенитные ракетные комплексы С-300, заменившие старые проверенные С-75 и С-200, начали заступать на боевое дежурство. Но проведенная экспертной комиссией командования ПВО СССР оценка возможности авиации и авиационных средств поражения военно-воздушных сил стран НАТО показала, что новейшие «трехсотки» будут выбиваться крылатыми ракетами и ударными самолетами с низких высот. Поэтому дивизионы, полки и бригады С-300 надо прикрыть поражающими низковысотные цели комплексами ПВО. На выводы комиссии повлиял опыт вьетнамской войны и ближневосточных конфликтов, где дивизионы и полки С-75 прикрывали ЗСУ-23-4 «Шилка», батареи С-60, переносные зенитные ракетные комплексы «Стрела» и даже зенитные пулеметы. На тот момент тульскому ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП) было что предложить Войскам противовоздушной обороны. Успешно завершались испытания новейшего зенитного ракетно-пушечного комплекса 2К22 «Тунгуска» для ПВО Сухопутных войск. Были наработки по аналогичному вооружению для Воздушно-десантных войск.
В июне 1990 года в КБП приступили к созданию нового комплекса для ПВО СССР. Работами лично руководил легендарный конструктор-«оружейник» Аркадий Шипунов. Завершить начатое помешал распад СССР в 1991-м. Поэтому первый прототип ЗРПК, получившего название «Панцирь-С», появился только в 1994-м, а публично его показали на Московском авиакосмическом салоне в следующем году.
Вместе с тем российские военные не собирались отказываться от нового комплекса. Заказчиком «Панцирей» после объединения с Войсками противовоздушной обороны стали Военно-воздушные силы. Главной задачей ЗРПК, определенной командованием ВВС России, стала защита дальнобойных комплексов ПВО (С-300 и перспективных на тот момент С-400), а также стационарных объектов.
Испытания зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С», продлившиеся два года, начались в 2006 году на полигонах Капустин Яр и Ашулук. Уже в 2007-м приступили к серийному производству ЗРПК и 18 марта 2010 года первые десять единиц были переданы заказчику. Но только в марте 2012-го комплекс официально приняли на вооружение Военно-воздушных сил России. Одновременно «Панцирем» заинтересовались и за рубежом. Начиная с 2000 года частичное финансирование его разработки осуществляли Объединенные Арабские Эмираты, закупившие после испытаний в 2009–2010 годах порядка 50 комплексов.
Сейчас «Панцирь-С» – это 30-тонный передвижной объект на четырехосном шасси КамАЗ-6560 с экипажем из четырех человек. Воздушные цели обнаруживают радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой и оптико-электронный комплекс. Изначально на ЗРПК стоял радар 1Л63-01, разработанный в «Фазатрон-НИИР», с 2011-го его заменила РЛС разработки тульского ЦКБА. Спаренный 30-мм зенитный автомат 2АЗ8М поражает воздушные цели на эффективной дальности в четыре километра со скорострельностью до пяти тысяч выстрелов в минуту, а двухступенчатые сверхзвуковые ракеты 57Э6, уничтожающие цели на высоте от 15 метров до 15 километров, эффективно работают на дальности до 20 километров.
«Панцирь» и новый облик ВВС Поступление ЗРПК в войска пришлось на время масштабных реформ, проводимых бывшими министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генерального штаба генералом армии Николаем Макаровым. В 2009-м в Военно-воздушных силах России появилось тринадцать новых воинских частей, объединивших зенитные ракетные и радиотехнические полки и получивших название «Бригада воздушно-космической обороны». На вооружение вновь созданных объединений и поступили «Панцири». По оценкам командования ВВС и Генштаба, потребность бригад ВКО оценивается в 100 машин, поставка которых в войска должна завершиться до 2020 года.
«По сравнению с 80-ми годами, когда командование ПВО СССР заказало «Панцирь-С», концепция применения авиации и авиационных средств поражения (АСП) сильно изменилась. Как показывает опыт Югославии, Ирака, Ливии, ударные самолеты сейчас не летают на низких высотах, а забираются свыше пяти тысяч метров и, не входя в зону поражения ПВО, уничтожают цели управляемыми бомбами и ракетами, а стационарные объекты поражаются крылатыми ракетами. Вот в этих условиях бригадам ВКО пригодятся «Панцири», – рассказал независимый военный эксперт, автор книг по современным ВВС России Антон Лавров.
Данный ЗРПК сейчас главный щит дальнобойных С-400 и перспективных С-500 от высокоточного оружия и крылатых ракет, а также беспилотных летательных аппаратов.
«Дальность поражения целей корректируемыми по GPS бомбами типа американских JDAM сейчас доходит до 70–100 километров, а с лазерной и телевизионной системой наведения и меньше – максимум 20 километров. Поэтому истребители-бомбардировщики, нанося удар, попадут под огонь С-400, поражающих цели на дальности свыше 100 километров. Рисковать машинами и экипажами никто не будет и по позициям ПВО применят крылатые ракеты и беспилотники», – сказал эксперт.
В этой ситуации позиции С-400 спасут «Панцири», способные, как показали недавние учения на Дальнем Востоке, уверенно поражать подобные объекты.
«Ударные БПЛА типа американских MQ-9 Predator, в арсенале которых управляемые ракеты «Хеллфайр» и корректируемые бомбы, зачастую гораздо опаснее обычных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. Но и в этом случае «Панцирь» справится с такой сложной целью. В связке С-400 он будет защищать дальнобойные комплексы, а «четырехсотые» – поражать цели на большой дальности. Это сделает бригаду ВКО сложной целью, которая не даст авиации противника уничтожить себя и прикрываемые объекты, нанеся ему неприемлемый урон», – считает Лавров.
Сухопутный и десантный вариант Но не только ВВС заинтересовались новым комплексом. Сейчас идут работы по адаптации ЗРПК «Панцирь-С» для ПВО Сухопутных войск (ПВО СВ). С зенитными ракетно-пушечными комплексами тульского КБМ «сухопутчики» хорошо знакомы. В арсенале противовоздушных подразделений есть легендарные «Тунгуски», хорошо себя зарекомендовавшие в ходе учений и учебно-боевых стрельб. В то же время изначально разрабатываемый на колесном шасси «Панцирь» пока не устраивает Сухопутные войска. Не отрицая эффективность комплекса, ПВО СВ настаивает на гусеницах вместо колес. В отличие от бригад воздушно-космической обороны ВВС России, защищающих стационарные объекты, такие как заводы, города и т. д., мотострелковые и танковые бригады «сухопутчиков» постоянно перемещаются и подобным комплексам требуется высокая проходимость, которая, по мнению управления противовоздушной обороны СВ, достигается только машинами на гусеничном ходу. Из всего парка ПВО Сухопутных войск только ЗРК «Оса-АКМ» на колесном шасси, все остальные зенитные комплексы, начиная от «Стрелы-10», «Бука-М1» и заканчивая С-300В. – на гусеничном ходу.
Сейчас в Центральном военном округе проходит обкатку экспериментальная средняя бригада, оснащенная бронетранспортерами и грузовиками. Главное ее достоинство – возможность совершать длительные марши с высокой скоростью, на которые неспособны тяжелые бригады с гусеничными БМП, танками и самоходными артиллерийскими установками. В командовании ЦВО считают, что для противовоздушной обороны новой бригады лучше всего подойдут «Панцири». Тем более что сейчас ЗРПК «пересел» с четырехосных грузовиков КамАЗ на «Вощины» брянского завода, которые, как показали испытания на полигоне в Бронницах, по проходимости не уступают гусеничным шасси. Работы по сухопутному «Панцирю» идут полным ходом. По словам управляющего директора ОАО «КБП» Дмитрия Коноплева, через два-три года новые машины будут готовы.
Заинтересованы в «Панцире» и Воздушно-десантные войска. Но как и их «сухопутные» коллеги, десантники настаивают на гусеничном шасси. Главное требование ВДВ – «Панцирь» должен быть десантируемым. На колесном шасси ЗРПК на десантируемой платформе не входит по габаритам в фюзеляж военно-транспортных Ил-76 и перспективных Ил-476.
«Как показали учения на Дальнем Востоке, «Панцирь» со сложенным прицельным комплексом и пусковыми установками ракет без проблем входит в десантный отсек Ил-76. Но чтобы его сбросить с парашюта, нужна специальная платформа. Как «Панцирь» ни ужимай, но на платформе он не проходит по высоте. Тут нужно радикальное уменьшение, которое дает гусеничное шасси», – рассказал офицер подразделения противовоздушной обороны одной из дивизий Воздушно-десантных войск.
Собеседник также сообщил, что сейчас зенитные комплексы ПВО, прикрывающие десантников, не отвечают современным угрозам и не могут эффективно бороться с вражеской авиацией и авиационными средствами поражения.
«У нас есть пушечные ЗСУ-23-2, ракетные «Стрела-10» и переносные зенитные ракетные комплексы «Игла». Но сейчас, когда ударные самолеты сбрасывают бомбы и ракеты за десятки километров и на высоте свыше пяти тысяч метров, мы ничего противопоставить неспособны. Ну только, может, боевые вертолеты врага отогнать. У американских военных есть модернизированный ПТУР «Хеллфайр», который с 10–15 километров легко выбьет всю нашу ПВО. Мы даже его и не достанем», – пожаловался офицер-десантник.
По мнению командования ВДВ, «Панцирь» не только уничтожит вражеские вертолеты, но и прикроет десантников от высокоточного оружия.
Сейчас Конструкторское бюро приборостроения, согласовав с командованием Воздушно-десантных войск тактико-технические требования и облик будущей машины, ведет плановые работы. Как и с вариантом для Сухопутных войск, тульское КБП готово представить десантный «Панцирь» через два-три года.
Флотский щит Разговоры о морском варианте «Панциря» ходили еще с 2010-го, когда были переданы первые комплексы для Военно-воздушных сил. Военно-морской флот еще в конце 70-х пришел к выводу, что для ближней ПВО кораблей лучше всего подходят зенитные ракетно-пушечные комплексы. Необходимо отметить, что в отличие от ВВС и СВ на флоте используется термин «зенитный ракетно-артиллерийский комплекс» (ЗРАК). В настоящее время на российских боевых кораблях, в частности тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий» и тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», стоят разработанные тульским КБП ЗРАК «Кортик», заменить которые планировалось новыми зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик-М». Из-за проблем с финансированием «Кортик-М» получил на вооружение только один корабль – головной корвет проекта 20380 «Стерегущий». Сейчас, когда уже идет активная модернизация старых кораблей, включая атомные крейсера проекта 1144, а скоро начнется модернизация крейсеров проекта 1164, больших противолодочных кораблей проекта 1155 и эсминцев проекта 956, вопрос о замене морально-устаревших «Кортиков» встал очень остро.
«В настоящее время на кораблях, составляющих основу надводных сил ВМФ РФ, используются помимо «Кортика» в качестве комплексов ПВО самообороны зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и пушечный АК-630. Комплексы эти очень неплохие, недаром АК-630 моряки прозвали «металлорезкой». Но они уже порядком устарели. Сухопутный вариант «Осы» еще использовался арабами против Израиля в войну 1973 года», – рассказал независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота России и СССР Дмитрий Болтенков.
По словам эксперта, при объявленной модернизации крейсеров проектов 1164, 1144 и больших противолодочных кораблей проекта 1155 стоит заменить системы самообороны на что-то новое.
«Новым в данный момент можно назвать только комплекс тульского КБП «Панцирь», который неплохо себя показал на учениях и идет на экспорт», – пояснил Болтенков.
Как сообщил управляющий директор ОАО «КБП» Дмитрий Коноплев, работы по морскому варианту зенитного ракетно-пушечного комплекса, получившего название «Панцирь-М», уже начались.
«Новыми комплексами будут вооружены модернизируемые эсминцы и большие противолодочные корабли ВМФ России», – подчеркнул в ходе пресс-конференции 11 сентября этого года Коноплев.
Правда, точные сроки окончания работ и характеристики «Панциря-М» он назвать отказался.
Иностранные аналоги Как уже было сказано выше, еще будучи опытной машиной, «Панцирь» вызвал повышенный интерес у зарубежных покупателей. Помимо Объединенных Арабских Эмиратов, финансировавших часть работ, по данным британского издания Military Balance за 2012 год, «Панцири» есть на вооружении Алжира и Сирии. Уничтоженный 22 июня прошлого года около сирийского города Латакии разведчик RF-4Е «Фантом-2» турецких ВВС, по сведениям иностранных средств массовой информации, стал жертвой именно сирийского «Панциря». Хотя до сих пор из официальных источников данный факт не подтвержден.
«Сейчас еще несколько стран прислали заявки на ЗРПК «Панцирь» и ведут переговоры о закупках. Это серьезные предложения», – рассказал Александр Денисов – генеральный директор ОАО «НПО «Высокоточные комплексы», в состав которого входит КБП.
Но от дальнейших комментариев Денисов отказался, сославшись на закрытость информации.
Кандидат политических наук, эксперт по локальным конфликтам Вячеслав Целуйко пояснил, что экспортный успех «Панциря» обусловлен уникальным сочетанием цены и качества тульского зенитного ракетно-пушечного комплекса.
«За свою цену покупатель получает современный зенитный комплекс. В этой ценовой категории его ближайший конкурент – французский «Кроталь-НГ» (Crotal-NG-next generation), модернизированный зенитный ракетный комплекс 70-х с очень дорогими ракетами. «Панцирь» превосходит «француза» по всем характеристикам. Ракеты российского ЗРПК на порядок дешевле французских. «Панцирь» мобилен, поэтому его выживаемость в условиях современного боя выше. Более того, клиент получает машину «два в одном» – и зенитный артиллерийский комплекс, и ракетный», – сообщил Целуйко.
По утверждению эксперта, единственный конкурент «Панциря» на международном рынке – это украинско-белорусский зенитный ракетный комплекс «Стилет».
«Перспективы «Стилета» очень туманны. Да и иметь дело с Украиной и Белоруссией, особенно с учетом последних событий, мало найдется желающих», – сказал Целуйко.
Так что публикации в иностранных СМИ о том, что «Панцирями» заинтересовались Ирак, Иордания и ряд других стран, базируются не на беспочвенных слухах.
Перспективы Несмотря на бесспорный успех «Панциря», тульское КБП не стоит на месте. На Московском авиакосмическом салоне в текущем году в экспозиции были представлены новые командирские машины и подвижные радары для зенитных батарей «Панцирей», которые уже поставляются для ВВС России. Более того, этот ЗРПК обрел помощника в лице многоцелевых мобильных ракетных комплексов «Корнет-ЭМ». Благодаря интеграции «Корнет», получая целеуказания от «Панциря», сможет поражать беспилотные летательные аппараты и вертолеты противника на ближних подступах.
«Через 3–3,5 года будет готов совершенно новый «Панцирь», лучше нынешнего по всем характеристикам», – приоткрыл завесу тайны генеральный директор ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» Александр Денисов.
Алексей Рамм
«Военно-промышленный курьер» № 36 за 18 сентября 2013 года
ertata