Многие из нас, рожденных в СССР, переживших крах своей страны и проснувшихся в России, наследнице Великой Державы, не раз и даже не два слышали замечательную песню на стихи выдающегося, гениального, советского поэта Роберта Рождественского, «Огромное небо». Песню исполняли Эдита Пьеха, Муслим Магомаев и еще целый ряд талантливых авторов. Исполняли так, что иногда мне казалось, что на финальных аккордах моя душа выворачивается на изнанку. Но, к сожалению, мало кто сейчас способен вспомнить тех, кому были посвящены эти замечательные строки.
В могиле лежат
Посреди тишины
Отличные парни
Отличной страны...
Светло и торжественно
Смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо - одно на двоих!
Р. Рождественский «Огромное небо»
Подвиг Капитана Капустина и старшего лейтенанта Янова, вдохновивший Рождественского на написание столь трогательного произведения, является ярчайшим примером героизма. Героизма русского солдата. Впервые о двух советских летчиках я написал чуть больше года назад. В рамках своей журналисткой деятельности я поднимаю и обостряю много тем, но далеко к немногим возвращаюсь вновь и вновь. Тема подвига Бориса Капустина и Юрия Янова откровенно не отпускает. Всматриваясь в фотографии ребят, читая сухие хроники, я практически каждый день мысленно переношусь в тот далекий апрельский день, когда два советских летчика совершили подвиг, ценой своих жизней предотвратив гибель сотен и тысяч простых немцев, жителей Берлина. Я хочу чтобы каждый житель России, повторяю каждый, знал о том, что совершили его соотечественники в далеком 1966 году. Знал о подвиге Янова и Капустина, ровно столько, и даже больше, сколько знают об этом немцы, которые в благодарность за спасение своих соплеменников наградили лётчиков высшей наградой своего государства, установили множество памятников и мемориальных досок, увековечивающих память РУССКИХ пилотов.
Совсем скоро, 6 апреля 2016 года, будет очередная годовщина той трагической даты, которая унесла жизни двух советских парней. Пятьдесят лет тому назад, во время обычного, планового полета, у машины, пилотируемой капитаном Капустиным и старшим лейтенантом Яновым, отказали одновременно оба двигателя. Помпаж. Техническая недоработка. В теории такое практически невозможно. Однако на практике все оказалось по другому. Машина, стремительно теряя высоту, начала падать в густонаселенные района Берлина. Борис Капустин, понимая сколько жизней может унести упавшая на город боевая машина с полными баками горючего, отдает приказ на катапультирование второму пилоту Янову и принимает решение увести падающий самолет прочь от города. Янов впервые в жизни не выполняет приказ своего непосредственного командира, отдавая себе отчет, что после отстрела катапульты неуправляемый самолет резко потеряет высоту и Капустину вряд ли удастся увести машину от города. Так, вместе, понимая что это последний в их жизни маневр, они уводят самолет в сторону леса, надеясь на то, что удастся упасть на деревья и смягчить падение. Но вглядываясь в стремительно приближающуюся земную твердь Капустин видит, что самолет пикирует прямо на расположенное возле леса кладбище. Поминальный день. Горожане пришли на могилы своих родственников, их тысячи. Каким-то непостижимым образом Капустину и Янову удалось выровнять самолет, пролететь над лесом и перелететь дамбу, на которой так же находились сотни людей. После того, как рухнувший самолет извлекли из озера, эксперты так и не смогли ответить на вопрос, как двум пилотам удалось не только на короткое время вернуть управление самолетом, но и перелететь дамбу. Они сделали невозможное. Самолет, которому было суждено похоронить под своими обломками целые кварталы густонаселенного Берлина, унес жизни лишь двоих людей – Юрия Янова и Бориса Капустина…
Тела двух летчиков, погибших на территории Германии, контролируемой союзниками, передавали советской стороне с наивысшими воинскими почестями. Тысячи немцев, от простых граждан до руководителей страны, пришли отправить в последний путь двух героев, пожертвовавших своими жизнями вопреки приказа, в мирное время, что особо ценно и почитаемо. Присутствующие на церемонии передачи тел немецкие и американские военные, единодушно признались, что из них НИКТО не поступил бы так же, НИКТО…
Борис Капустин, похоронен на кладбище города Ростова-на-Дону. В этом же городе всю свою жизнь прожила его семья. Я лично знаю его супругу. Руководство ФРГ, в том числе и Ангела Меркель, неоднократно предлагало ей и сыну переехать в Германию. Гражданство, жилье, пожизненное содержание – заманчивое предложение для членов семьи того, кто в ФРГ награжден высшей наградой страны. Но Капустина отказалась. Родину любит…
В Ростове-на-Дону, в городе, с территории которого Капустин призвался в армию, в честь героя, который по политическим мотивам не получил Золотую Звезду и был удостоен лишь ордена Красного Знамени, названа школа и улица. В 90-е годы, когда была развернута целая компания по очернению советских героев, досталось и Капустину с Яновым. Одна из центральных газет, устами своих журналистов, рассказала о «хулиганах» Янове и Капустине, поведение в небе которых чуть не стало причиной Третьей мировой войны. Галине Андреевне Капустиной, супруге погибшего пилота, понадобилось немало времени, чтобы доказать, что все изложенное в статье – подлая клевета. В прессе вышло опровержение, но последствия клеветнической публикации были необратимы. С улицы Капустина исчезла мемориальная доска, школа была переименована, а из школьного помещения, в котором был расположен музей памяти капитана Капустина, варварски удалили ценные экспонаты, включая личные вещи летчика, доставленные с места трагедии, которые в дальнейшем были безвозвратно утрачены, не исключаю, что банально выкинуты на свалку. Нашлись даже те, кто разбил надгробие на могиле капитана….
После восстановления честного имени Капустина, школе вернули имя героя. Люди, ростовчане, помогли Галине Андреевне восстановить надгробие. Местные власти отказались. Не было денег, а по факту – желания. Но мемориальную доску на ее прежнее место так и не вернули. Мы, представители РОО «Русская община», обратились к администрации города Ростова-на-Дону с просьбой восстановить мемориальную доску, увековечивающую память жителя Ростова-на-Дону, Бориса Капустина. Нам ответили. Память Капустина в Ростове помнят и чтят, против установки доски ничего не имеют, при наличии организации, которая за все это заплатит. Нас подобный ответ, в принципе, устроил. Думая о доске, мы случайно наткнулись одну уютную площадку, расположенную на территории парка, вытянувшегося вдоль фасада улицы Капустина. Так родилась идея памятника, бюста. Пообщались с администрацией парка и представителями властных структур – понимание вопроса есть, возражений минимум. Значит памятнику капитану Борису Капустину на территории города Ростова-на-Дону быть!
Для чего он нужен? Память о людях, доказавших всему миру исключительную храбрость русских воинов, должна быть увековечена в граните. Это нужно нам, нужно нашим детям, нашим внукам. Нужны места, куда можно привести своих детей, чтобы рассказать им о людях, которые совершили нечто исключительное, выдающееся, геройское. Памятник Борису Капустину станет по настоящему народным проектом, проектом, который мы планируем реализовать исключительно силами неравнодушных людей.
Что я хочу от всех Вас? Нам нужна помощь! Для согласования места установки памятника и получения разрешения на реализацию проекта, нам необходимы эскизы и прочая проектная документация. Помочь нам в этом вопросе может только специалист, который, проникшись нашей идеей, выразит желание абсолютно безвозмездно взять на себя эту часть работы. Надеюсь, что в России, стране настоящих патриотов и неравнодушных людей, найдётся тот, кто откликнется на нашу просьбу и внесет свой существенный вклад в наш народный проект.
Прошу тех, кто готов откликнуться и принять участие в работе над проектом, писать мне на почту russian.community@yandex.ru
Алексей Зотьев
источник : http://cont.ws/post/206760
Оригинал взят у
amarok_man