2012-05-26 11:37:24
На одном из авангардных арт-сайтов выхватил весьма необычную цитату, по поводу которой тут же ...
+ развернуть текстсохранённая копия
На одном из авангардных арт-сайтов выхватил весьма необычную цитату, по поводу которой тут же захотелось немного поспорить. Вот этот текст:
"В “верхнем мире” Запада Танатос мёртв, а когда нет – то извращение, и потому эротизация смерти является сегодня одним из важнейших когнитивных антидотов. Идея секса за пределами материальной экзистенции оспаривает конечность жизни, и рассматривает смерть промежуточным этапом вечности в метаморфозах" (Anatoli Ulyanov)
Цитата взята из раздела, поэтически озаглавленном "Любовь после гроба. Оптимизм танцующих мертвецов". В тексте - фотомонтаж, изображающий совокупляющихся скелетов. Но меня-то, как психиатра, интересует не половая жизнь мертвецов, а сексуальные пристрастия людей, живущих рядом. И исходя из концептуального тезиса, заданного Ulyanov'ым, а также применив его к повседневной действительности, сей тезис следует переформулировать так - некрофилические пристрастия (сексуальное влечение к мертвым) способны стать мощной психологической защитой от страха смерти.
Иными словами, воображаемая некрофилия способна выступать в роли охранительного и развивающего мировоззрения (трактуя первую не как сексопатологическую практику, а как фантазию или элемент картины мира, возникающей в голове у конкретного индивида). По крайней мере, так представилось это утверждение мне, человеку, чей ум испорчен медицинским образованием.
Но что лучше с психологической и точки зрения - любить пустоту, прах, гниль, отказавшись от непосредственного общения с себе подобными (секс наделен также коммуникативной функцией)? Разорвать отношения с обществом людей (пусть даже виртуально, в воображении)? Или же осознать страх смерти, и затем использовать свое оставшееся жизненное время наиболее эффективно?
Согласитесь, цитата об эротизации образа смерти - весьма спорный тезис, пусть и привлекательный для автора с метафизических и авангардно-художественных позиций. Живое, на мой "врачебный" взгляд, должно держаться живого. Гниющего и мертвого же в нашем мире, в том числе в культуре, чем достаточно. Давайте возрождаться. Даешь всеобщую гуманизацию техногенного мира!
2012-03-24 09:05:43
Совсем недавно я писал про агрессивную феминистскую группу Pussy Riot ("Взбунтовавшиеся прелести"). ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Совсем недавно я писал про агрессивную феминистскую группу Pussy Riot ("Взбунтовавшиеся прелести"). Прочитав их интервью в ЖЖ, я получил еще одно свидетельство того, что побудительные мотивы юных активисток к столь эпатажному поведению носят явно фрейдистский характер. Так, например, на вопрос о том, достаточно ли в нашей стране "политического и сексуального раскрепощения", звезды альтернативного подиума ответили редакции ЖЖ следующее.
"То, что политического раскрепощения не хватает, это очевидно. А под сексуальным раскрепощением вы, скорее всего, имели в виду максимально свободные связи между мужчинами и женщинами вплоть до беспорядочных сексуальных контактов. Мы же имеем в виду другое, мы вообще не говорим об интенсивности сексуальной жизни. Сексуальное раскрепощение в наше время, на наш взгляд, связано с нестандартными сексуальными практиками – асексуальностью, бисексуальностью, гомосексуальностью".
Получается, что в качестве главного мотива политических перемен выступает сексуальность "пограничного" типа? А сама скандальная акция призвана иницировать новую волну сексуальной революции? По крайней мере, именно так видятся со стороны взгляды и поступки панк-артисток.