Вопрос: Здравствуйте. Прочитал на вашем сайте статью «Осторожно, Интернет!» про вред Интернета и то, что раввины даже запрещают пользоваться Интернетом! Но ведь это противоречие: вы же сами делаете сайт toldot.ru в Интернете и сами же выступаете против Интернета? Понятно, что там есть всякие непотребные вещи… но в чем логика? Сам я еврей, около года назад стал приближаться к иудаизму, стараюсь в Субботу ничего не нарушать, и есть только кашерное, но живу на юге Германии, здесь нет ничего религиозного — что же мне делать? Отключить Интернет? Я только и делаю, что торчу у вас на сайте. Вы смеетесь? Конечно, чувствую, что и меня он засасывает), хотя я и человек воли, курить бросил, и водку не пью, теперь здесь — только пиво)), но мне нравятся голливудские фильмы — в чем проблема посидеть ночью, пошарить по Интернету? Александр Р.
Отвечает Рав Авраам Коэн Рав Авраам Коэн О пользе и вреде Интернета. Почему раввины против Интернета?
Шалом, уважаемый Александр.
Вы задаете очень актуальный для всего нашего поколения вопрос, спасибо! Прежде, чем на него отвечать, важно уточнить два момента, понимание которых определяет отношение религиозных евреев к окружающему миру. Первое — почти каждый человек в основном живет в соответствии со своими привычками, и в меньшей степени живет согласно своему разуму. Второе — каждая вещь — пережитая, прочитанная, услышанная, увиденная — оставляет неизгладимый след в душе, порой — царапины и даже травмы… Исходя из понимания этих двух вещей — давайте посмотрим, как мы должны относиться к Интернету?
Любой современный человек пользуется Интернетом в большей или меньшей степени — Глобальная Сеть стала реальностью. Но также любой человек знает, что Интернет опасен. Например, мы знаем много случаев — и Вы, и я, и каждый из нас — зависимости от Интернета. Люди торчат перед экраном и днем, и ночью, перестают общаться со своими близкими, семьи рушатся из-за этого. И это — простая зависимость, любовь там плавать, не говоря уже о том, что есть такие тяжелые формы зависимости, как зависимость от компьютерных игр, порно-зависимость, азартные игры, безвылазная жизнь в соц. сетях и т.д.
Поэтому ясно, что Интернет, кроме пользы — доступности информации, удобства покупок и т.д., приносит и большой вред — разрушенные семьи, отравленная психика, множество асоциальных людей, которые не хотят ничем заниматься, а только торчат в Сети. Уверен — и Вы знаете таких людей.
В чем опасность Интернета?
Любое действие, картинка, ощущение оставляют след в душе, иногда неизгладимый… Это как еда — что-то несвежее или ядовитое вызывает отравление и рвоту, а иногда и убивает. Также и Интернет — «плавая» в Сети, ты не знаешь, на что можно напороться и какой страшный неизгладимый шрам это оставит в твоем сознании и бессознательном…
При этом в Интернет вкладываются огромные средства и силы — чтобы привлечь людей, работают лучшие графики, журналисты, фотографы; психологи изучают поведение пользователя, как манипулировать его сознанием, поведением и кошельком. Устоять против привлекательности прекрасно сделанного профессионального голливудского фильма (типа Спилберга) просто невозможно — он и сделан, чтобы тебя покорить, раздавить, увлечь, доставить удовольствие незабываемого зрелища… и то же самое — Интернет, если Вы уже разрешили себе нырнуть туда немного свободно посмотреть, почитать — то оторветесь только через несколько часов…
Поэтому, после того, как человек несколько раз сходит «погулять» на Фейсбук, новостной сайт или еще куда-то, у него складывается привычка, а иногда и устойчивая, переходящая в зависимость цепочка, а ведь привычки формируют практически полностью наш поведенческий алгоритм — и, хотя разум ему скажет: сейчас надо идти на работу! Или: сейчас нельзя включать компьютер! Или: во время разговора нельзя отвлекаться на экран смартфона! Или: это гадость, не хочу на это смотреть! — неведомой силы волна влечения накроет его Интернетом…
Поэтому, если скажет человек себе: я не тряпка, я другой, сильный, я иду в Интернет только получить нужную информацию и купить необходимые вещи, я ничего ненужного смотреть и читать не буду, — это самообман. Потому что нас там уже ждут профессионалы — чтобы удивить, восхитить, развлечь и завлечь, и подсунуть, и впарить… и мы уже в ловушке на минном поле… И так, открыв компьютер для написания срочного письма и решив взглянуть на последние новости, человек находит себя через несколько часов приятного бессмысленного времяпровождения — так письмо и не написав, помечтав о неосуществленных покупках, потусовавшись на лентах френдов, глянув на красивые-далекие-неведомые-виртуальные виллы-женщин-моря-магазины…
Интернет — он легкий, виртуальный, не обязывающий… У меня есть знакомый, который рассказывает про себя так: я целый день за баранкой, ну и делать нечего, разглядываю женщин — иначе можно от скуки с ума сойти. Я жене не изменяю, но мне нравится смотреть, так немного взглядом их… Давайте разберем эту ситуацию: довольно типично — люди думают про себя, что, если он жене «не изменил», а только виртуально, то в этом ничего плохого нет… Но это не так — засматриваясь на чужую виллу, Вы лишаете себя радости от Вашей квартиры. И это порождает замкнутый круг — когда Вы увлекаетесь просмотрами фильмов про богатых-длинноногих-счастливых героев, Вам перестает нравиться Ваше обыденное, и оно становится скучным, и опять толкает в мир иллюзий и фантазий — а там ты другой, ты можешь полностью реализоваться (правда, виртуально…) Как сказал один паренек: мой самый счастливый день был, когда в Фейсбуке я собрал больше 70 лайков за свою фотку на горных лыжах… Люди счастливы виртуальной самореализацией, реальная жизнь куда-то уплывает, как покемоны…
И поэтому духовные руководители еврейства выступают против того, чтобы сидеть на этой «игле», против того, чтобы еврейские дома разрушали себя.
Конкретно — что плохого в Интернете?
То, что я сейчас напишу, не касается всех людей, но многих из нас, как говорится:
Интернет-зависимость
Интернет формирует устойчивую привычку, привязанность, становится главным увлечением жизни и времяпровождением, особенно для молодежи. Так же, как сигареты для курящего, наркотики для наркомана, жрачка для обжоры, — Интернет сейчас стал самой первой потребностью. Разорвать эту связь для многих — невозможно, как очень-очень трудно бросить курить, слезть с иглы, похудеть, ограничив себя в еде… Даже когда человек четко себе дает отчет — это плохо для меня! — справиться с собой не может… То есть человек подвластен своим привычкам больше, чем своему разуму.
В большей или меньшей степени это касается всех пользователей… Зависимость делает человека рабом. Недавно я пытался сосватать двух очень достойных людей — мне потом пожаловалась мудрая девушка: «Он во время разговора отвечает на чьи-то эсэмсэски, смотрит новости — это сейчас! на первой встрече! когда каждый человек хочет выглядеть лучше, чем он есть! он себе разрешает отвлекаться и собой не владеет! А что будет, когда мы женимся? Мне это нужно?!»
Интернет разрушает общение между людьми, а это естественная потребность каждого человека — полноценное общение. Недавно был на встрече в кафе — за соседним столиком собралась большая семья праздновать день рождения американской бабушки — большую часть времени они не общались, так как каждый сидел в своем смартфоне. Было смешно — девочка запела «Хаппи бёсдэй», а взрослые торчали в Сети, не то что не подпевали — даже не смотрели в ее сторону, было ощущение, что просто ждали, когда все это кончится.
Альтернатива этому — например, духовная высота еврейской Субботы, которая привлекает каждого человека, даже самого нерелигиозного. Долгое застолье с рассказами для детей, прямым общением, не прерываемым никакими сторонними заботами, совместное пение, игры, прогулки, сладости — каждый еврейский религиозный ребенок с нетерпением ждет Субботы с ее главной особенностью — что его папа и мама, в течение недели занятые делами, в Субботу — полностью для детей.
Интернет лишает ощущение основных ценностей. Люди, как мыши Павлова, — жмут и жмут на клавиши, и это удовольствие лишает их даже основных инстинктов — они отказываются от еды, секса, сна, бессмысленно сжигают свободное и не свободное время, некоторые бросают работу, учебу, жену, детей… Я как-то был в гостях в многодетной семье — мать пришла с работы, дети хотят есть, соскучились, дергают ее, а она — к новостям: «Подождите, не мешайте» — может, что-то случилось, может есть интересненькое?
И так же, как раньше люди не выключали радио или телек, так сейчас они гладят и гладят пальцами экраны смартфонов… А, согласно еврейскому взгляду, это неограниченное плавание по Сети при бледном мерцании экрана — мягко говоря, бессмысленное прожигание, убивание жизни.
Интересно, что многие естественные человеческие потребности и ценности, такие, как общение, стали чисто виртуальными. Вместо подарка — смайлик, вместо поздравления — комментарий, вместо прогулки — прогулка по Амазону и т.д.
Интернет лишает людей стыда, скромности… Основа морали, семьи, социальной стабильности, религиозности — стыд. Стыдно воровать, развратничать, вести себя непристойно и т.д. А когда человек один? Никто его не видит, он позволяет себе намного больше, если не все… Например, посмотреть что то непристойное… Посмотрев, он тут же попался — посмотрев пару раз, уже хочет еще, посмотрев сто раз, уже начнет убеждать себя и других, что в этом ничего плохого нет, посмотрев пятьсот раз, он из виртуального пространства перенесет ставшую привычкой вседозволенность в реальность… Как-то давно я был у мамы в Америке и смотрел интервью с серийным убийцей: его спрашивали, почему ему нравится беспричинно убивать людей? Он рассказывал про себя: с детства играю в компьютерные игры, я миллионы раз нажимал на спусковой крючок виртуально, я не могу без этого… так я понял: мне надо убивать людей… это стало моей потребностью! Ну, про порно-зависимость писать излишне…
Взгляд раввинов на Интернет
Раввины предостерегают от зависания в Сети, выступают за строгое ограничение пользования ей — тем более, для детей, рекомендуют убрать Интернет из дома… А тем людям, которым он не нужен для работы, — вообще рекомендовано отказаться.
Пользование Интернетом должно быть обязательно ограничено либо программой, которая фильтрует нежелательный контент, либо программой слежения, как это во многих офисах и компаниях — с каждого экрана раз в десять минуть делаются снимки и их просматривает «Ответственный» — это охлаждает стремление людей идти на непредсказуемый контент, стыд перед другим человеком — лучший тормоз от саморазрушения…
Для детской психики нерегламентированное пользование Интернетом крайне опасно. Излишне говорить, что есть и религиозные семьи, которые распадаются из-за него, есть дети, которых он утащил вовне…
Ну, и ясно, что невозможно не пользоваться Антиспамом. Например, у меня лично уходит довольно много времени только на то, чтобы стереть бессмысленные и ненужные ссылки, которые присылают даже не спамеры, а знакомые, у которых есть время все это читать, смотреть, пересылать, лайкать…. Помойка какая-то… Хорошо хоть, что Гугл фильтрует спамы.
А теперь о пользовании нашим сайтом
Он предназначен для русскоговорящих людей, которые интересуются иудаизмом. И так как Интернет сейчас — это основной источник информации во всем мире, то мы делаем сайт, а не газету и не телепрограмму. В прошлом году к нам зашло более 5 миллионов пользователей. Это значит, что эти люди искали и получили представление об иудаизме на русском языке, и значит, что есть большая польза от нашей работы.
При этом принцип построения нашего сайта — альтернативный общепринятому в Интернете. Например, нет нескромных вызывающих картинок, нет новостей и злословия, мы не разрешаем пользователям комментировать, как и что им хочется, у нас нет внешних ссылок, т.е. мы не ссылаемся на другие ресурсы. Таким образом, человек, который придет к нам, не опасается, что увидит что-то недозволенное, прочитает что-то похабное или случайно перескочит на страницу с оскорбительным для него содержанием. В том числе, мы не продаемся за рекламу, хотя такие предложения приходят чуть ли не ежедневно, — ведь мы никак не можем отвечать за ее содержание.
То есть наш сайт — это попытка создать альтернативный, чистый Интернет-проект. Кстати, я уверен, что за этим будущее. Уже многие совершенно разные люди в мире и многие организации понимают опасность неограниченной доступности Интернета. И страницы с насилием, развратом, грязью или обучением террору — это лишь крайние проявления вседозволенности. Поэтому появилось много программ, которые фильтруют контент в Сети, и многие родители ограничивают этими программами себя и своих детей, многие работодатели ограничивают своих сотрудников в пользовании сайтами и соц. сетями, многие страны обсуждают принятие нового законодательства в отношении Интернета. То есть даже нерелигиозные люди ищут «чистый» Интернет, спасаются от его вседозволенности.
Есть много религиозных евреев, которые пользуются нашим сайтом. Они живут в отдаленных местах, у них нет возможности слушать уроки, и наш сайт дает им возможность учиться. Например, я знаю многих людей, которые на работе во время обеденного перерыва вместо того, чтобы смотреть новости или гулять по YouTube’у, слушают уроки на Толдоте. С другой стороны, я знаю религиозных людей, которые полностью отказались дома от пользования Интернетом — они передают нам флешки с просьбой переписать серии уроков, которые хотели бы послушать, но сами не хотят оставаться в Сети.
Что делать лично Вам?
Если Вы не можете из-за работы отказаться от него, плюс для Вас наш сайт — главный источник еврейства, то:
Надо совершить полную переоценку своей жизни и поведения, посмотреть на себя со стороны и понять и оценить: что мне нужно в жизни, что — нет. Вы постоянно сидите на ФБ, или в ВК, или на Алибабе и т.д. — это нужно? Зачем? Какая польза? И через призму пользы, сохранения себя посмотреть на различные ресурсы. Не пользуйтесь нефильтрованным, полностью открытым Интернетом. Например, здесь, в Израиле, многие мои знакомые пользуются услугами «Этрога» — это программа, которая очень эффективно предохраняет нас от нежелательного контента (я тоже пользуюсь ей). То же самое касается мобильных устройств — в цитируемой Вами статье «Осторожно, Интернет» мы даем ссылку для желающих купить кашерный смартфон. Ограничьте себя — например, оставьте Интернет в офисе, но дома отключите, откажитесь от смартфона или оставьте для себя конкретный день в неделю, полностью прекратите играть в игры и т.д. Свобода — понятие относительное. Кому-то бросить курить полностью — невозможно, но как счастлив человек, который может себя ограничить — и сутки не курить, не закурить в компании и т.д. Он уже поднялся на новую ступень свободы, ведь он уже контролирует себя, владеет собой, а в этом и есть свобода — владеть своими желаниями и влечениями, ясно, что это дарит ощущение счастья и свободы, не испытанное мышами Павлова!
Поэтому каждый современный человек, и не только религиозный, и не только еврей, проходит это испытание — или ограничить и строго регламентировать свои отношения с Инетом (или попытаться отказаться), или быть мышкой Павлова и стучать по клавишам, продолжая раздражать зону удовольствия в своей подкорке…
Вы — человек сильный; если Вы смогли бросить курить, смогли начать соблюдать Субботу и искать Истину, и задаете себе все эти непростые вопросы — значит, Вы сможете и заново переоценить свои влечения и привычки, перестроить себя, радуясь истинной свободе самоограничения. Радость этой силы, силы владения собой — ни с чем не сравнима! И каждый человек нашего поколения — неважно, еврей или нет, религиозный или атеист — должен честно посмотреть на себя и понять — что Интернет, это страшное испытание, и без добровольного самоограничения пользования им — человек перестает быть Человеком.
Используя этот шаблон с портретом Авраама Линкольна и его подписью, вы можете создать красивую презентацию о жизни и политической деятельности президента […]
Запись Авраам Линкольн впервые появилась Готовые презентации.
Когда Авраам бежал за теленком для гостей, теленок убежал в эту пещеру, и Авраам зашел за ним. Тогда увидел Араам духовное величие пещеры и возжелал, чтобы место его захоронения и захоронения его жены были в этой пещере.
Зоар, Берешит, 127 – 128
Праотцы встают
Три раза в день праотцы, захороненные в Меарат а-Махпела, встают и молятся за своих детей.
Зоар, Берешит, 225 б
Все души усопших
После смерти все души идут прежде в Меарат а-Махпела. Тому, кто достоин того, открывают вход в нее, а того, кто этого не достоин, прогоняют оттуда.
Зоар, Берешит, 71 а-б
Вход в рай
В Меарат а-Махпела есть вход в ган эден (рай).
Зоар, Берешит, 21 а
Никогда не будет захоронен другой человек
В Меарат а-Махпела никогда не будет захоронен никто другой.
2016-11-24 01:53:42
... />После Акеды, Авраам решил найти жену ... из Кнаана. Авраам не доверял ... Почему же Авраам не доверял ...
+ развернуть текстсохранённая копия
И возьму с тебя клятву Господом, Б-гом небес и Б-гом земли, что не возьмешь ты жену для моего сына из дочерей кенаани; среди которого я живу;
(Берешит 24:3)
После Акеды, Авраам решил найти жену для Ицхака. Выполнять это задание он послал Элиэзера, но сказал ему, что он не желает брать жену для Ицхака из Кнаана. Авраам не доверял Элиэзеру и поэтому заставил его поклясться. И здесь заключается трудность в понимание Торы, ведь в предыдущем стихе упоминается, что Элиэзер заведовал всем имуществом Авраама. У Авраама было к нему полное доверие. Почему же Авраам не доверял ему, когда речь зашла о поиске жены для его сына?
хаей сара духовный уровеньВ том, что касается духовных вопросов, люди обычно доверяют друг другу. Если кто-то увидит, что бородатый человек обедает в ресторане, то он тоже закажет себе еду в этом ресторане без дальнейших вопросов. Если кто-нибудь скажет ему: «Я думаю, вполне можно поступить так-то и так-то», то он сделает это в следующую минуту без дальнейших расспросов. Однако когда речь заходит о «материальных» делах, люди, как правило, изучают вопрос и стараются получить побольше мнений, прежде чем совершить покупку. Если торговец автомобилями скажет: «Верьте мне…», это для них будет далеко не достаточно.
хаей сара духовный уровеньУ Авраама же все происходит как раз наоборот. Когда речь шла о его деньгах, он назначил Элиэзера управляющим и доверил ему все материальные вопросы. Напротив, в делах духовных, когда супруга Ицхака должна была стать следующей Сарой – женщиной, которая будет не только женой, но и проматерью еврейского народа — здесь он Элиэзеру не доверился.(1)
Как-то Раби Исраэль Салантер добирался в удаленный город. По пути он проезжал через маленький городок и решил отдохнуть в одном постоялом дворе. Владелец постоялого двора, поняв, что его гость – глубоко верующий иудей, подошел к Раби Салантеру и спросил: «Извините, а Вы случайно не шойхет (ритуальный резник)? У меня в хлеву корова, которую нужно зарезать. Я обычно для этого езжу в соседний город. Если Вы – шойхет, то Вы можете избавить меня от этой дальней поездки».
Раби Салантер ответил: «Я не шойхет».
Спустя час Раби Салантер подошел к владельцу постоялого двора и спросил: «Не будете ли Вы так добры одолжить мне немного денег?».
«Одолжить Вам денег?» — переспросил удивленный владелец, «Но ведь я же совсем Вас не знаю! Как же я могу поверить, что Вы вернете мне деньги?».
«Посмотрите, что Вы только что сказали», заметил Раби Салантер. «Когда я попросил Вас одолжить мне деньги — даже небольшую сумму – Вы не стали мне доверять, так как я для Вас незнакомец. Однако когда Вам нужно было зарезать Вашу корову, Вы готовы были положиться на меня, хотя у Вас не было ни малейшего представления, кто я такой! Шхита (кошерный убой животных) требует знания сложных иудейских законов. Почему Вы были так уверены, что у меня достаточно страха перед небесами, чтобы быть настоящим шойхетом…?!»
Недельная глава Хаей Сара «И стало поле Эфрона… Аврааму приобретением». (Берешит, 23:17)
В книге «Путь Творца» (1:2) Рамхаль сообщает нам, что целью создания человека было – воздать ему от Блага Творца, и это возможно только тогда, когда приближается человек к Всевышнему путём выполнения заповедей и добрых поступков. Также сообщает нам Рамхаль (там же, 3 глава), что «для того, чтобы это дело устроить наилучшим образом, постановила Высшая Мудрость, чтобы человек был составлен из двух противоположностей, а именно: из разумной и чистой души и земного и темного тела, причем каждое из них по природе склоняется в свою сторону. Тело склоняется к материальности, а душа — к духовности… Если одолеет душа, она возвысится сама и возвысит с собой тело, и такой человек достигнет предназначенного совершенства; а если он допустит, чтобы в нем победила материальность, опустится тело, и опустится душа вместе с ним, и такой человек будет недостоин совершенства и отторгнут от него, не дай Б-г».
Однако в книге Месилат Ешарим (1-ая глава) сообщает нам Рамхаль дополнительные сведения: если человек тянется к этому миру и удаляется от Создателя, не только опускается его душа и тело, но он опускает также и мир, окружающий его, вместе с собой. «Если же человек властвует над собой, прилепляется к своему Создателю и пользуется миром только как средством для служения Ему, то он возвышается сам и мир возвышается вместе с ним», — пишет Рамхаль.
Этот принцип мы можем выучить из сказанного в нашей недельной главе относительно поля, приобретённого Авраамом у Эфрона (Берешит, 23:17): «И стало поле Эфрона… Аврааму приобретением». Слово «стало» тут обозначается ивритским словом «ваяком», что в буквальном переводе значит: «поднялось». Из этого учат наши мудрецы (мидраш Берешит раба, 58:8), что переход в собственность Авраама являлся для поля большим подъемом, ведь с этих пор оно стало служить человеку, который «прилепляется к своему Создателю».