Больше всего в новостях Европы на прошедшей неделе говорилось о российской таможне.
Бизнес и международные автомобильные транспортные компании, чиновники всех уровней стран участников конвенции МДП дали настоящий бой незаконному поведению ФТС. Явным свидетельством, что таможенное ведомство включило заднюю является перенос дополнительного обеспечения транзита по территории России на 14-е сентября. Однако круглый стол ФТС и бизнеса обозначил не только позиции сторон, но и дал вполне очевидную надежду на урегулирование конфликта, усадив участников спора за стол переговоров. Россия на данном этапе избежала скандала.
Хотя концовка встречи и не оставляла надежд на то, что со стороны таможенного органа России будит проявлен разумный компромисс. Однако опубликованные на следующий день распоряжения позволили заговорить о победе дипломатии. Напомним, что представитель Европейского Союза в России Олли Пирканниеми на чистом русском языке дал ясно понять господину Бельянинову, что «мы категорически не согласны с вашими доводами». Ранее ноты протеста таможенному ведомству были отправлены практически всеми национальными транспортными ассоциациями, это 68 стран, включительно и российскую национальную транспортную ассоциацию – АСМАП, Консультативным советом по иностранным инвестициям, Ассоциацией европейского бизнеса,Международным автомобильным союзом – IRU, Европейской экономической комиссией ООН. Уже не говоря о многочисленных региональных транспортных объединениях. Дипломатической атаке подверглись министерство иностранных дел России и правительство, так же другие министерства и ведомства государства. Однако никакой официальной реакции на эту тему пока не поступило.
Все эти действия явились ответом на письмо ФТС от 04.07.2013, которое меняло правила применения конвенции МДП в России. Практически весь мир выразил несогласие с этим решением. Россия остановилась в шаге от возможной изоляции, как ответной меры на эти неправомерные решения ФТС.
И вот бравада руководства ФТС сменилась отходом и сдачей позиций. По просьбе бизнеса, который опасался в технических возможностях ведомства, таможня вынуждена была пойти на отсрочку. Это говорит о том, что техническая готовность границ осуществлять работу по новым правилам, это просто блеф. Однако молчание официальных лиц России скорее всего уже в ближайшее время сменится вполне определенными оценками действий таможенного ведомства России. Международные автомобильные перевозчики считают, что оно будит основано на законности и справедливости.
Как бы не закончилось развитие данной ситуации, ФТС оставило для себя два возможных варианта решения проблемы – подготовку к введению новых таможенных процедур с 14 сентября и урегулирование всех разногласий с АСМАП.
За оставшийся месяц не должно ослабеть международное давление на ФТС. Пройдет заседание в ООН, которое даст свой оценку действиям ФТС, и естественно она будит негативной.